Знаки препинания в прямой речи схема – . — — | |

Знаки при прямой речи — «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: 
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    или:

     

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

     

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    или:

     

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

     

    «Умерла…» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    или:

     

    – Умерла… – эхом откликнулась Аксинья.

     

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    или:

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня… – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Лермонтов

www.gramota.tv

Чужая речь: прямая и косвенная. Знаки препинания: оформление, правила, примеры

Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь – это слова какого-либо лица, слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:

А
П
Я сказал:Идём со мной.

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал

    , что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речькосвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речькосвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос – вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов – слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
    прямая речькосвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая.Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речькосвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
    прямая речькосвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя.Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная?Я поинтересовался, интересная ли эта книга.
    Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.
  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речькосвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама.Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду.Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым.Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   [email protected]
Новое на сайте | © 2018 – 2019

izamorfix.ru

Прямая и косвенная речь

Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.

Способы передачи чужой речи:

1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

   Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»

   Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».

Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).

При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.

Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:

   Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»

Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:

   «Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.

Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

   «Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.

   «Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.

Без авторских слов:

   «Выслушайте меня когда-нибудь до конца».

   «Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».

   «Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

С авторскими словами:

   «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».

   «Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».

   «Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:

«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

С авторскими словами:

   «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:    «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»

С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Цель высказывания

Способ присоединения

Примеры

Повествовательное предложение

Союзы будто, что

Он сказал, что прилетит утром.

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда;частица ли в значении союза

Мама спросила, когда прилетит самолет.

Побудительное предложение

Союз чтобы

Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.

   Антон сказал, что завтра мы поедем за город.

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.

Например:

   «Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).

   Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Комментарии:

Добавить комментарий

yznaika.com

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь – это чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь. Прямая речь требует от пишущего правильной постановки знаков препинания в каждом конкретном случае.

Так, прямую речь мы можем оформлять двумя способами – либо «в строчку», либо с «новой» строки; от этого зависит набор знаков препинания – кавычки, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) в первом случае, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) во втором.

Постановка знаков препинания при прямой речи зависит не только от способа оформления, но и от взаимного расположения слов автора и непосредственно прямой речи. Рассмотрим традиционные схемы прямой речи.

А: «П». А: «П!». А: «П?».

«П», – а. «П!» – а. «П?» – а.

«П, – а, – п». «П, – а. – П». «П! – а. – П». «П? – а. – П».

С трудностями при постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью мы сталкиваемся в двух случаях:

1. при использовании в предложении двух глаголов говорения (второй со значением добавления, присоединения):

«Не сердись, – повторил он шепотом и добавил: – Плакать тоже не надо».

!!! в таком случае после второго глагола мы ставим двоеточие и тире.

 2. при оформлении диалога одним из способов:

– Спешишь?

– Спешу.

– А нам что делать? – проворчал Олег.

– Ждать! – прошептал Петр.

!!! Реплика каждого лица начинается с новой строки, перед нею – тире.

«Здорово, парнище» – «Ступай себе мимо» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу».

!!! Речь каждого лица берется в кавычки и отделяется от речи другого тире.

Успешного изучения русской пунктуации!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

способы передачи и оформление, знаки препинания

Способы передачи прямой речи

Способы передачи прямой речиПрямая речь (далее ПР) — сопровождаемая авторскими словами передача чужого высказывания. Правильное ее оформление позволяет передать все особенности живого русского языка, его экспрессию. Учить этому начинают с пятого класса. Это отдельное от авторских слов предложение. Оно сохраняет и передает не только общий смысл высказывания, но и его стилистические особенности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Способы передачи и оформление

Прямaя речь примеры

Прямaя речь примерыВ текст автора могут быть включены чужие слова, не принадлежащие ему.

Чтобы оформить чужие мысли, можно воспользоваться правилами написания прямой или косвенной речи, несобственно-прямой речи или диалога. При этом оформить первый вариант будет сложнее, так как он включает в себя слова автора. Но именно прямая речь сохраняет на 100% и содержание, и форму чужих изречений.

Знаки препинания

Чужие выражения на письме требуют особого оформления, зависящего от места расположения авторского текста, они могут быть перед, после или внутри ПР.

Это интересно: распространённые предложения, простые примеры за 5 класс.

Возможны следующие четыре варианта:

  1. Предложения с прямой речьюПредложения с прямой речьюАвторские слова перед чужими. Поставьте после них двоеточие и откройте кавычки, в которых с большой буквы пишите прямую речь. Если в конце чужих слов ставится восклицательный или вопросительный знак, то кавычки закрываются после знака. Но если предложение повествовательное, то есть в конце точка, то сначала закрываются кавычки, потом ставится точка. Пример: Оля сказала: «Пойду играть». Оля спросила: «Могу я идти?» Оля воскликнула: «Ура! Играть!»
  2. Слова автора после прямой речи. Обособьте сторонние изречения кавычками, начав писать с большой буквы. Свою речь пишите после тире, стоящего за кавычками, с маленькой буквы. Восклицательный и вопросительный знаки, а еще многоточия ставьте внутри кавычек, а запятую, если ПР повествовательная, — после кавычек, перед тире. Но в случае если в ней не одно предложение, а несколько, то за кавычки знаки не выносятся. Пример: «Пойду играть», — сказала Оля. «Могу я идти?» — спросила Оля. «Ура! Играть!» — воскликнула Оля.
  3. Чужая речь и способы передачиЧужая речь и способы передачиСлова автора внутри ПР. Кавычки откройте, напишите первую часть сторонних изречений с большой буквы, поставьте запятую и тире, с маленькой буквы напишите свои слова, опять запятую и тире, продолжите ПР с маленькой буквы, закройте кавычки. Но если после первого отрезка ПР стоит восклицательный (или вопросительный) знак, то вторая часть пишется с большой буквы, а после высказывания автора ставится точка. Количество предложений в чужих словах неограниченно. «Я пойду, — сказала Оля, — а то поиграть хочется». «Ура! — воскликнула Оля. — Идем играть!» «Ура! — воскликнула Оля. — Играть! Пойдешь со мной?»
  4. Внутри слов автора ПР. Такое бывает крайне редко. Пишем первую часть ваших слов, двоеточие, открываем кавычки, пишем чужое высказывание с большой буквы, закрываем кавычки, ставим тире, пишем продолжение вашего изречения с маленькой буквы. Оля сказала: «Я хочу играть», и сразу же убежала. Я услышала, как Оля сказала: «Могу я идти?» — и вышла. Если знаки препинания в авторских словах не нужны, то сначала ставится двоеточие, а перед второй — тире. Воскликнув: «Ура!», Оля побежала играть. Если же на месте разрыва должны быть знаки, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй — запятая.

Это интересно: ударение в слове баловать.

Схемы и диалог

Проще всего запомнить правила оформления ПР, используя схемы.

Знаки могут быть соответственно большими или маленькими.

«П», — а.А: «П».«П, — а, — п».А: «П», — а.
«П!» — а.А: «П!»«П, — а, — п!»А: «П!(?)» — а.
«П?» — а.А: «П?»«П? — а, — П».А: «Пр…» — а.
«П! — а, — П».А: «Пр. р.!», а.

Диалог не оформляется в кавычки, даже если присутствует авторский текст. Каждая новая реплика начинается с новой строки и перед ней ставится тире.

— Можно мне идти? — спросила Оля.

— Да, конечно, — ответила мама. — Иди поиграй.

Если в одном предложении есть две прямые речи, то перед второй ставится еще и двоеточие.

Да, иди, — ответила мама и спросила: — Ты идешь с Колей?

Короткие диалоги пишутся одной строкой:

— Я пойду? — спросила Оля. — Да, конечно!

Это интересно: что такое фразеологизмы в русском языке, их значение.

Это интересно: буквы «о» и «е» после шипящих в корне слова.

Написание цитат

Прямая и косвенная речьПрямая и косвенная речьЦитата — дословное воспроизведение чьих-то высказываний. Они, как правило, оформляются кавычками, как предложения с ПР. Но не всякая цитата является ПР. Для этого предложение с цитатой должно содержать слова автора.

Цитатой может быть как проза, так и стихи, но такие предложения оформляются по тем же правилам, что и обычная ПР. И только если такая стихотворная цитата оформляется отдельно от авторской речи, она не заключается в кавычки.

Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то в конце стихотворения ставится тире или запятая и тире.

Это интересно: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса.

obrazovanie.guru

Способы передачи чужой речи

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

 

Способы передачи чужой речи

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

 

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

 

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

 

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

 

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

 

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

 

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: …Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

 

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама…» (Ф. Достоевский.)

 

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».

 

4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <…> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)

Заходил Садко в палату белокаменну:
        Сидит в палате царь морской,
        Голова у царя как куча сенная.
        Говорит царь таковы слова:
        — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
        Век ты, Садко, по морю езживал,
        Мне, царю, дани не плачивал.

                                    (Былина «Садко».)

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

 Схема предложен я с прямой речью
Пример

 I. Прямая речь перед словами автора:

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.

 «П», — а.


 «П?» — а.


 «П!» — а.

 «П…» — а.

 

    «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

     «А ты меня не пугай…» — равнодушно попросила она.

 II. Прямая речь после слов автора:

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П».


 А: «П?»


 А: «П!»


 А: «П…»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

      Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

      Мишка кричит: «Здорово получается!»

   Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

 III. Прямая речь разрывается словами автора:

      Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

       — если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

         — если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    — если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п».


 «П, — а. — П».


 «П? — а. — П».

 


 «П! — а. — П».

 


 «П… — а. — П». 

 

      «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

      «Не надо…  — сказал Вершинин. — Не надо, парень».

   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».

 IV. Прямая речь внутри слов автора:

 Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

 А: «П», — а.


 А: «П?» — а.

 

А: «П!» — а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

 


ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

 

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

 

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

Например:

— Ты придешь?

— Не знаю.

 

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: <…> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна… Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна…

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой… (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

 

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

 

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович… попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
 

 

videotutor-rusyaz.ru

Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца

Сравним три фрагмента:

  1. Кира слегка надула губы:
    — Это же просто туфли…
  2. Всем своим видом Кира показывала, что у нее есть особое мнение:
    — Друзья, возможен иной вариант.
  3. Кира подошла к ним и сразу же заговорила:
    — Хорошо поют! — с интонацией знатока сказала она.

Обычно перед прямой речью, следующей после слов автора, ставится двоеточие. И оно здесь стоит. Но верно ли это?

Постановка знаков в приведенных примерах регулируется такими правилами (Розенталь, цитируем неточно и неполно):

Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих слов автора ставится не всегда.
Двоеточие ставится, если слова автора содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить и т. п.). Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать и т. п.). И те и другие глаголы допускают добавление к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
а) Мать нахмурилась:
— Опять двойку получил?
б) Дети побежали навстречу матери:
— Мама!

Этому правилу следует наш первый фрагмент. В нем все верно: «надула губы» — описывает мимику, обозначает чувства говорящего, возможно добавление глагола речи («надула губы и сказала»). Двоеточие перед репликой законно.

Продолжаем правило:

Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
а) Никому не хотелось уходить.
— Расскажите еще что-нибудь о своих путешествиях.
б) Другого выхода у него не было.
— Я принимаю ваши условия.
в) Брови матери нахмурились.
— Я не разрешаю этого делать.

Это правило применимо ко второму фрагменту. В нем следует поставить точку после слов автора:
Всем своим видом Кира показывала, что у нее есть особое мнение.
— Друзья, возможен иной вариант.

И наконец:

Не ставится двоеточие перед прямой речью, если она заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
— Запишите подробно мои замечания, — сказал он спокойным голосом.

А это подходит к третьему фрагменту. Прямая речь «Хорошо поют!» заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них есть глагол речи «сказала». Поэтому верно:

Кира подошла к ним и сразу же заговорила.
— Хорошо поют! — с интонацией знатока сказала она.

По рассмотренным правилам ставится двоеточие или точка и при оформлении диалога.

Читайте по теме:
— Прямая речь: схемы оформления со знаками препинания
— Нестандартное оформление прямой речи
— Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны

popravilam.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *