Как определить винительный и родительный падеж – Винительный и родительный падежи ℹ️ на какие вопросы отвечают, предлоги, признаки, основные способы отличия, значения, правило употребления, примеры словосочетаний и предложений

Как отличить родительный падеж от винительного

Построение правильной речи невозможно без знания правил употребления слов в нужном падеже. Отличить винительный падеж от родительного достаточно легко, если знать основные правила.



1

Назначение падежей

Русский язык определяет родительный падеж, как:

  • принадлежность одушевленного или неодушевленного предмета кому-либо, чему-либо: халат врача или мех куницы;
  • соотношение части и целого: страница книги, ложка меда;
  • воспроизведение признака предмета касательно другого предмета: результат исследования;
  • сравнение предметов: быстрее лани, ярче звезды;
  • существительное, являющееся объектом влияния на него отрицающего глагола: не пьет сока, не ест сыра;
  • объект влияния, с присутствующим глаголом удаления, желания, намерения: убежал из дома;
  • существительное, являющееся объектом даты или счета: литр сока.

Винительный падеж предназначен для обозначения:

  • существительных, зависящих от наречия: обидно за маму, переживать за оценку;
  • перехода действия на объект или предмет: смотреть альбом, листать страницы;
  • проецирование пространственных или временных отношений между объектами: учиться полгода, уехать на месяц.



2

Признаки падежей

Главным признаком определения падежа является окончание слова. Так, например, слова в родительном падеже заканчиваются на:

  • и, ы – в 1 склонении.
  • а, я – во 2 склонении;
  • и – в 3 склонении.Винительный падеж объединяет слова с окончаниями:
  • у, ю – 1-го склонения;
  • а, о, я, е – 2-го склонения;
  • В третьем склонении винительного падежа окончание отсутствует.

Наиболее часто затруднения возникают при определении падежа одушевленного существительного. В этом случае сделать правильный выбор поможет вопрос, поставленный к имени существительному:

  • родительный – кого? чего? чья? чей?
  • винительный – кого? что?

Предлоги к словам:

  • от, для, из, без, с, у, около, до – родительный падеж;
  • за, про, в, во, на, через – винительный падеж.

Необходимо помнить, что в русском языке встречаются существительные, падеж которых определить сложно, так как они не склоняются: кофе, кино, и т.д.). В этом случае сможет помочь только верно поставленный вопрос.

sovetclub.ru

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Привет, ребята!

Вы знаете, я очень люблю играть в прятки. И вот сегодня мы так весело играли с Вирусом. А ещё с нами играли в прятки коза, слон и конь. Те самые, которые так здорово помогали мне проверять безударные падежные окончания у имён существительных первого и второго склонения

. И вместе с нами была маленькая ручная рысь.

Посмотрите, как мы играли.

Это кто? Коза, слон, конь, Вирус и рысь.

Ой, нет кого? Козы, слона, коня, Вируса, рыси.

Я поискала немного и увидела всех.

Хи-хи! Вижу, вижу кого? Козу, слона, коня, Вируса, рысь.

Ой, а что это у меня получилось такое? В первой фразе, в которой слова отвечают на вопрос это кто?, имена существительные «коза», «слон», «конь», «Вирус» и «рысь» стоят в именительном падеже.

Во второй фразе – нет кого? Козы, слона, коня, Вируса, рыси – в родительном падеже.

А в третьей фразе – вижу кого? Козу, слона, коня, Вируса, рысь – в винительном падеже.

Однако, здесь есть кое-что интересное. Посмотрите, ребята, с именительным падежом всё понятно. Все эти имена существительные отвечают на вопрос

кто? и имеют окончание в первом склонении и нулевое во втором и третьем склонении. А вот во второй и третьей фразе кое-что неясно.

Так как все эти имена существительные одушевлённые, то они и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос – кого? При этом у имён существительных второго склонения в этих падежах не только вопросы одинаковые, но и окончания – или .

А у имени существительного третьего склонения «рысь» в винительном падеже такое же окончание, как в именительном, – нулевое.

Если бы не слова-помощники «нет» и «вижу», вряд ли я смогла бы понять, что во второй фразе имена существительные «слона», «коня», «Вируса» стоят в родительном падеже, а в третьей фразе – в винительном. Но ведь эти слова-помощники встречаются далеко не в каждом предложении. Как же в этом случае узнать,

в каком падеже стоит имя существительное?

А давайте посмотрим, у какого слова в именительном, родительном и винительном падежах разные окончания. Ну конечно, у слова «коза». Коза всегда отличалась независимым нравом! В именительном падеже у слова «коза» окончание -а, в родительном – окончание -ы,. в винительном – -у. Впрочем, разные окончания в именительном, родительном и винительном падежах бывают у любого имени существительного первого склонения. Возьмём, например, слово «дядя». В именительном падеже у него окончание -я. Это кто? Дядя, в родительном – -и. Нет кого? Дяди. В винительном падеже окончание -ю. Вижу кого? Дядю. Если у вас возникли трудности в определении падежа имени существительного второго или третьего склонения, вы

можете позвать на помощь дядю или козу.

Давайте попробуем определить падежи имён существительных вот в этих предложениях:

Нет почётнее профессии хлебороба.

Неотложная работа звала хлебороба в поле.

В первом предложении два имени существительных – «профессии» и «хлебороба».

Почётнее чего? Профессии. Слово «профессии» отвечает на вопрос чего?, значит оно стоит в родительном падеже. Профессии кого? Хлебороба. Вопрос кого? есть и в родительном, и в винительном падеже. И окончания у этих слов в обоих падежах одинаковые.  Для того, чтобы определить падеж такого имени существительного, надо просто заменить его именем существительным первого склонения, например, словом «дядя». Профессии кого? Дяди. Окончание , то есть слово стоит в родительном падеже. Значит и существительное «хлебороба» в этом предложении тоже стоит в родительном падеже.

Читаем следующее предложение: «Неотложная работа звала хлебороба в поле». В этом предложении говорится о работе. Что? Работа. Это подлежащее, и стоит существительное «работа» в именительном падеже. Звала куда? во что? В поле. Вопрос что? с предлогом указывает на то, что это винительный падеж. Звала кого? Хлебороба. И вновь вопрос кого? Заменим его существительным «дядя». Звала кого? Дядю. Окончание в именах существительных первого склонения указывает на винительный падеж. Значит, в этом предложении слово «хлебороб» стоит в винительном падеже.

Но, ребята, это ещё не всё! Я хочу обратить ваше внимание на имя существительное «ХЛЕБОРОБ». Ведь это словарное слово.

Оно интересно тем, что в нём два корня – хлеб- и -роб. Значение первого корня, я думаю, всем понятно. А вот что означает второй корень – -роб? Недавно я узнала, что в некоторых местах люди вместо слова «рАботает» говорят так: «ро́бит». Вот из этого-то слова взят второй корень слова «хлебороб». А между корнями – соединительная буква о. Вот так и образовалось слово «ХЛЕБОРОБ». Так называют человека, который выращивает хлеб. Интересно, а как оценил бы мою работу профессор Грамматейкин?

Ой, почему же? Ведь я так старалась! А, поняла. Я кое-что забыла рассказать.

В именительном падеже имена существительные употребляются только без предлогов, а вот в родительном падеже и без предлогов

, и с предлогами. С именами существительными в родительном падеже мы можем увидеть предлоги у, с, от, до, из, без, для, около, возле и некоторые другие.  

В винительном падеже также имена существительные могут употребляться без предлогов или с предлогами о, в, за, на, под, про, через и некоторыми другими.

Ой, как здорово! Ну что же, пожалуй, пришло время подвести итоги всего того, о чём мы сегодня говорили. 

В именительном падеже одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В первом склонении у них окончания -а, -я. Во втором и третьем склонениях – нулевое окончание.

Имена существительные в именительном падеже употребляются только без предлогов и в предложении являются подлежащим.

В родительном падеже одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кого? У имён существительных первого склонения окончания -ы, -и. Во втором склонении – окончания -а, -я. В третьем склонении – окончание .

Имена существительные в родительном падеже употребляются без предлогов и с предлогами у, с, от, до, из, без, для, около, возле и другими. А ещё я знаю, что в предложении имена существительные в родительном падеже являются второстепенными членами.

В винительном падеже одушевлённые имена существительные тоже отвечают на вопрос кого? У имён существительных первого склонения окончания -у, -ю. Во втором склонении – окончания -а, -я. В третьем склонении – нулевое окончание.

Имена существительные в винительном падеже тоже употребляются без предлогов и с предлогами о, в, за, на, под, про, через и другими. В предложении имена существительные в винительном падеже являются второстепенными членами.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного второго и третьего склонения, отвечающего на вопрос кого?, надо вместо этого имени существительного поставить существительное первого склонения. Если у него будет окончание или , то значит слово стоит в родительном падеже. Если же у существительного первого склонения будет окончание или , значит слово стоит в винительном падеже.

Ну и напоследок я вам предлагаю поиграть, а заодно проверить, хорошо ли вы усвоили то, о чём я сегодня вам рассказала. Определите падеж одушевлённых имён существительных вот в этих словосочетаниях:

Найди кота, имя человека, полёт ястреба, встречу лося, берлога медведя, навещу друга, отведу дочь.

Я надеюсь, вы легко справились с этим заданием, позвав на помощь дядю или козу. Ну что же, давайте проверим, так ли у вас получилось.

А теперь пришла пора прощаться. Пока, ребята!

videouroki.net

Тест. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

© 2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru При поддержке проекта http://videouroki.net

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажи, где правда, а где ложь.

Варианты ответов
  • Одушевлённые имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос кто? В 1-ом склонении у них окончания -а, -я. Во 2-м и 3-м склонениях — нулевое окончание.
  • Одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах отвечают на вопрос кого?
  • У одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах окончания -а, -я.
  • У одушевлённых имён существительных 3-го склонения в родительном и винительном падежах окончание -и.
  • Имена существительные в родительном и винительном падежах могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.
  • У имён существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах окончания -ы, -и.
Вопрос 2

Прочитай предложения. Определи падеж имени существительного «леопард».

Варианты ответов
  • Люди считают леопарда одним из самых опасных хищников в мире!
  • Иногда детёныши леопарда рождаются черными.
  • Леопард необычайно красив, но суровой, тревожной красотой.
Вопрос 3

Прочитай пословицы. Выбери среди них те, в которых имя существительное «друг» стоит в винительном падеже.

Варианты ответов
  • Друга на деньги не купишь.
  • Нет друга, так ищи, а найдешь — береги.
  • Друга любить — себя на щадить.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Знал друга в радости, не оставляй в горести.
Вопрос 4

Прочитай пословицы. Выбери среди них те, в которых имя существительное «товарищ» стоит в родительном падеже.

Варианты ответов
  • На вкус и цвет товарища нет.
  • Спасти товарища — себя спасти.
  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • От товарища отстать — без товарища стать.
Вопрос 5

Определи падеж одушевлённых имён существительных в словосочетаниях.

Варианты ответов
  • Увидеть филина.
  • Подготовить для робота.
  • Родной человек.
  • Злую собаку.
  • Обрадовать мать
Вопрос 6

Какие предлоги употребляются с именами существительными в именительном, родительном и винительном падежах?

Варианты ответов
  • у, с, от, до, из, без, для, около, возле
  • в, во, за, на, под, про, через
  • с предлогами не употребляется
Вопрос 7

Выбери строчку, в которой все имена существительные стоят в родительном падеже.

Варианты ответов
  • Для кролика, около матрёшки, про мышь.
  • Без подруги, от бегемота, через коня.
  • Возле коня, после приятеля, у рыси.
  • На слона, за учителя, для лошади.
Вопрос 8

Выбери строчку, в которой все имена существительные стоят в винительном падеже.

Варианты ответов
  • От кота, на медведя, про подругу.
  • На товарища, про куклу, для ястреба
  • У стрижа, под кита, на лошадь.
  • Про оленя, за слона, на антилопу.
Вопрос 9

Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его.

videouroki.net

Урок русского языка «Винительный и родительный падежи.»

Урок №29 Дата:

Тема: Винительный и родительный падежи.

Цели и задачи: Умение определять винительный и родительный падежи по их признакам, учить различать винительный и родительный падежи, уметь находить и определять их в тексте; проверить умение различать именительный оот винительного падежей. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление.

ТСО: карточки для самостоятельной, таблицы падежей

Ход урока:

  • Психологический настрой.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка темы урока.
  • Работа по теме урока.
  • Итог
  • Домашнее задание.
  • Қазір қаңдай сабақ?
  • Үй жұмысын тексереік.

Бабушка поставила цветок(в.п.) на окно.Цветок( и.п.) стоит на окне.Я вяжу платье (в.п.). Платье (и.п.) висит в шкафу. Щенок(и.п.) сидит в ящике.Я купил щенка ( в.п.) Девочка положила сумку (в.п.) на стол. Сумка (и.п.) лежит на столе.

Бүгін нешесі?

Саусақтың кимылы

Словарная диктант.

Автомобиль, хозяйство, комбайн, пассажир, завтра, газета, адрес, билет, вокзал, багаж, сегодня, сейчас, вчера, потом, человек

Минутка чистописания

В бездонную бочку воды не натаскаешь.
— Найти существительные , определить падеж.

— Как отличить именительный падеж от винительного?

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

На доске :

СПРОСИТЬ МАЛЬЧИКА

СПРОСИТЬ У МАЛЬЧИКА

— Чем похожи словосочетания?

— В чем отличие? ( предлог, вопросы, падежи)

— Сформулируйте тему урока.

— Чем схожи винительный и родительный падежи? ( таблицы)

— Как их будем различать?

РОДИТЕЛЬНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ

Кого?чего? кого? Что?

От. До, из, без, у, для, с. около в, на, за, про, через

Девочки, брата девочку, брата

Работа по таблице .с. 57

Комментированное письмо.

Обозначить падежи имен существительных.

На снегу виднелись следы зайца. Охотник выстрелил в зайца. Охотник принес шкуру волка. В зоопарке мы видели волка. Мать отвела сына в детский сад. Отец показал тетрадку сына.

— Как отличить винительный от родительного?

— Как отличить именительный от винительного?

С. 58 Упражнение 171

Дворец – (в.п.),

Из торта- (р.п.).

Из пстилы – (р.п.)

Печь – (в.п.).

Печь- 1 слог

П- [п,] согл., мяг.., глух.

Е- [э] глас., удар.

Ч- [ч,] согл., мяг., глух.

Ь- [-]

— Назовите отличие родительного падежа от винительного.

— Что вызывает затруднение?

С. 57 таблицу учить!, упражнение 167

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

Самостоятельная работа.

Найдите имена существительные, обозначьте падеж.

В воздух поднялся самолет и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолета вышли люди и принялись за работу.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *