Неологизмы примеры слов в русском языке 6 класс: Новые слова русского языка, примеры неологизмов – Конспект урока «Новые слова (неологизмы)» (6 класс)

Урок по русскому языку на тему «Неологизмы» (6 класс)

Автор: Мухортова Оксана Васильевна

Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Неологизмы».

Цель урока:

СГ1: понимание содержания информации, высказывание своего отношения к услышанному.

Ч3: понимание лексических единиц, применение лексических единиц

П2: создание собственных текстов соответствующих стилей

Ход урока.

1.Приветствие

Слайд 1

hello_html_m6f59e239.gif

Задание группам (устно):

Выберите из предложенного списка высказывание в качестве девиза вашей группы и объясните его.

2.

Слайд 2.

hello_html_632b54bb.gif

СГ1

Цель нашего первого задания – уметь сформулировать свое отношение к высказыванию.

«Слова живут». Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение.

Ответить в одном предложении. Каждый отвечает индивидуально. Самооценка по критерию

Критерий успеха

Цель достигнута, если сформулировано объяснение высказывания в одном предложении.

Ответы групп.

3. Просмотр видеоролика «Красивые слова».

СГ1

Задание группам:

Обратите внимание на название видеоролика. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

Давайте сформулируем тему и цель нашего урока вместе.

Слайд 3,4

hello_html_4931901c.gifhello_html_m9c0d8c4.gif

Критерий успеха

Цель достигнута, если

— было дано название видеоролика

— была определена тема урока

— были сформулированы цели урока

Ожидания от урока. На листочках написать, каковы ваши ожидания от сегодняшнего урока. Пусть эти листочки будут пока у вас.

4.Слайд 5. Слова – это живые свидетели истории, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. И сейчас, ребята, вы в группах выполните задания, которые докажут эти слова.

Цель: Ч3 (понимание лексических единиц, применение лексических единиц)

Слайд 6.

Цель задания: понимать лексические единицы, правильно их применять.

Критерии успеха у каждой группы свои.

Задание по группам.

1 группа

Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия старинным вещам. Соотнесите картинку с изображением предмета и название. В случае затруднения обращайтесь к словарику.

ЛАПТИ, СЮРТУК, КОЛЧАН, ПРЯЛКА, СВЕТЕЦ, ТРЕУГОЛКА, ЦИЛИНДР, КАМЗОЛ, БОТФОРТЫ, КАФТАН

К какой группе слов относятся данные слова? Объясните почему.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если соотнесены изображения и названия 9-10 предметов.

Слайд проверки 7, 8

hello_html_1d49152d.png

2 группа

Соотнесите части тела человека и название.

ЧЕЛО, ОКО, ВЕЖДЫ, ЛАНИТЫ, УСТА, ВЫЯ, ПЕРСТ, ДЛАНЬ, ДЕСНИЦА, РАМЕНА, ШУЙЦА

К какой группе слов относятся данные слова? Объясните почему.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если соотнесены изображения и названия 10-11 частей тела.

Слайд проверки 9

hello_html_44e47b79.png

Слайд 10

Найдите самое «молодое» слово в каждом ряду.

1) босоножки, сандалии, кроссовки;  

2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

3 группа

1 УЧЕНИК У ДОСКИ, остальные на местах

На рисунке два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но вы должны это исправить.

275px-Baobob_tree.jpgмал.дерево.jpg

Посмотрим на слова, которые написаны под деревьями:

КАФТАН, БУТИК, БРЕНД, ГРАФФИТИ, ВЕРЕТЕНО, ИМИДЖ, ВЕТРИЛО, ЧЕЛО, РЫБАРЬ, ВИРУС, ФЛЕШКА, ХАКЕР

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика?

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— правильно распределены слова (допускается только 1 ошибка)

— объяснен принцип разделения слов.

Слайд проверки 11

4 группа

Нарисуйте «Древо познания» с понятием «неологизм», используя данный материал.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.

Неологизм («нео» — новый, «логос» — слово (греч.).

Неологизмы — это новые слова языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

У имеющихся слов нередко появляются новые значения, пример, у слова окно — «вынужденный перерыв в чем-либо», у слова комета — «небольшое пассажирское судно на подводных крыльях», у слова морж ─ «любитель зимнего купания в реке (и др. водоемах)».

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— теоретический материал представлен в виде «дерева познания»

— материал объяснен другим учащимся

5 группа

Составьте схему по данному материалу, отражающую пути возникновения неологизмов.

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство —«искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией (прибавлением приставки): отреагировать и т. п.)

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— теоретический материал представлен в виде схемы

— материал объяснен другим учащимся

5. «Узнавание неологизмов»

Цель задания: выделять неологизмы среди других слов.

Подчеркните неологизмы.

Рейтинг, сайт, целковый, агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня).

Взаимопроверка

Критерий успеха:

Цель достигнута, если выделены 8 неологизмов.

Слайд проверки 12

hello_html_m6ed1d517.gif

6.Беседа с учащимися

Почему вы выбрали именно эти слова?

Зачем в речи нужны неологизмы?

Могут ли неологизмы устаревать?

7. Новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Цель задания: понимать лексические единицы, правильно их применять.

Задание группам:

Подберите к иллюстрациям неологизмы. Заполните лексическую карту.

Каждый делает индивидуально, потом представляют 1 от группы

Слайд 13, 14

1 группа

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=3a3a45ceda397de4bf14680ac9565fa7&n=33&h=190&w=190http://irinapolynskaya.ucoz.ru/19ac2636783.jpg

Слайд 15

СМАЙЛИК

СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА (ЧАЩЕ УЛЫБАЮЩЕГОСЯ)

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

2 группа

http://img-fotki.yandex.ru/get/9749/18869520.9c3/0_a4496_1cae2a39_XL.http://thumbs.dreamstime.com/z/sticker-notes-isolated-2657379.jpg

Слайд 16

СТИКЕР

НАКЛЕЙКА, ЭТИКЕТКА, АППЛИКАЦИЯ, ВЫПУСКАЕТСЯ НА САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ОСНОВЕ

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

3 группа

http://ufa.mircen.su/images/users/goods/4879/660144.JPGhttp://cs309217.userapi.com/v309217692/1ae4/vTHr8MEtsZU.jpg

Слайд 17

ОРГАНАЙЗЕР

  1. КОМПАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ СО МНОЖЕСТВОМ РАЗДЕЛОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ

  2. БЛОКНОТ-ДНЕВНИК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РАЗНОГО РОДА ЗАПИСЕЙ, ЗАМЕТОК

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

4 группа

http://s3.amazonaws.com/fundly_uploads/uploads/52006c36-71cd-4054-ae18-eb1c2611814a.jpg

Слайд 18

НОУТБУК

ПЕРЕНОСНОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

5 группа

https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=3e7fc1b3d7e67d066c5c97f6f3e8186c&n=33&h=190&w=285

Слайд 19

АЙФОН, СМАРТФОН

iPhone (МФА: [ˈaɪfoʊn], произносится — Айфон) — серия смартфонов, разработанных корпорацией Apple.

мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— верно назван предмет

— указано значение слова

— приведён пример словосочетания или предложения.

8.Работа с текстом

Ч3: понимание лексических единиц, применение лексических единиц

Цель задания: определять неологизмы, понимать значение неологизмов

Слайд 20

Пользователь имел планшетник, но не имел образования в сфере компьютерной грамотности. Это не мешало ему иметь и смартфон, и чатиться Вконтакте. В один прекрасный день некий аноним хотел зафрендить этого юзера через электронную почту и на емейл прислал спам. Теперь, желая попасть в Википедию, Google или стремясь скачать что-то через торрент с Ютуба, наш герой входил в Интернет под аватаром «тролль», иногда попадая в облачные сервисы различных браузеров. Спас нашего френда модератор, предложив ему коннектиться в библиотеке. Все блоггеры были благодарны провайдеру.

Задания группам

1.Подчеркнуть неологизмы.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если указано 20 и более неологизмов

2.Назвать слова по их значению.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если слово названо верно.

1 группа

… — небольшой рисунок или фотография, используемая в качестве изображения пользователя сети.

Слайд 21

АВАТАР

2 группа

… — подключаться, присоединяться.

Слайд 22

КОННЕКТИТЬСЯ

3 группа

… — рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

Слайд 23

СПАМ

4 группа

… — организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.

Слайд 24

ПРОВАЙДЕР

5 группа

… — прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц

Слайд 25

БРАУЗЕР

9. Создание текстов разных стилей с данной лексикой.

П2: создание собственных текстов соответствующих стилей

Задание группам:

Составить мини-текст (3-4 предложения) заданного стиля, используя неологизмы из предыдущего текста.

Цель задания: уметь создавать собственный текст заданного стиля.

Слайд 26

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

— составлен мини-текст (3-4 предложения)

— использовано 3-4 неологизма

— текст соответствует заданному стилю

10.Подведение итогов урока.

Что мы узнали?

Чему научились?

«Дерево ожиданий»

«Парковка вопросов»

конспект урока по русскому языку 6 класс «неологизмы»

Класс 6а

Предмет Русская речь

Тема урока неологизмы

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
— развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;
— развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания 

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока

1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека  — это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

— взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

— Какое слово выбрали? Почему?
— Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. 
— Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
— Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. – выполним это упражнение устно
Упр. – записать слова по образцу:
2)  Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 
1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента, 
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны», 
рейтинг — «оценка», 
2) слова — 
термины, связанные с компьютерной техникой
сайт – «местоположение» ; файл —  подача какого-л. документа» 
3) названия некоторых бытовых предметов
миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов» 
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например: 
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг — «подводное плавание», 
5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл — «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) — «переделка», 
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: 
секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор — «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии : 
лифтинг — «подтяжка», пилинг — «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания, 

3) распределительное письмо:
— Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора, 
пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5. Подведение итога урока:
— Что такое неологизмы?
— Приведите примеры неологизмов.
— Что удалось на уроке?
— Какие трудности испытали?

7.  Домашнее задание:

Упражнение 34 стр 67

Открытый урок в 6 классе по теме «Неологизмы»

Урок русского языка в 6 классе «Неологизмы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока.

1. Образовательные: дать понятие о неологизмах

2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

1. Этап 

Инициация 

Цель:  создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 мин.

Проведение: дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками

Метод «Приветствие»

участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.

Прошу вас изобразить эти приветствия:

1) Давайте поздороваемся как деловые люди с учителем (улыбнемся и слегка наклоним голову),

2) друг с другом, как близкие люди;

3) давайте поприветствуем наших гостей, как в Японии.

Дети выполняют.

Формирование эмоционального настроя на урок.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Этап

  Вхождение или погружение в тему

1)Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны у вас на листочках: 

1 группа — кафтан, око, имидж

2 группа — веретено, черевички, вирус

3 группа — ветрило, чело, флешка

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте.

Теперь эти листочки распределим на деревья.

Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.

Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, око, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).

Кафтан-старинная мужская долгополая верхняя одежда

Веретено— приспособление для прядения 

Ветрило-то же, что парус

Око-глаз

Чело-лоб

Черевички— женские башмаки на каблучках и с острым носом

А почему вы так поступили?

А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : имидж, флешка, вирус, хакер. Что обозначает каждое слово?

Имидж Мужской род

Целенаправленно формируемый образ политического деятеля, телевизионного ведущего, актёра и т. п. в целях их широкой популяризации и рекламирования.

Флешка— от (от англ. flash) разговорный термин, миниатюрное запоминающее устройство

Вирус— мельчайшая частица, возбудитель инфекционного заболевания

(Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение)

Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи?

( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).

Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами.

«Нео» — новый, «логос»- слово ( греч.).

Тема нашего урока сегодня — НЕОЛОГИЗМЫ

УЧИТЕЛЬ:

Н.В.Гоголь говорил: «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». И это так.

Продолжите, пожалуйста, предложение: (хорошо это или плохо?)

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

УЧИТЕЛЬ Итак, предположите, пожалуйста, каковы цели сегодняшнего урока. Цели сегодняшнего урока таковы:

1) знать…

2) уметь…

Цели сегодняшнего урока таковы:

1) Знать особенности образования неологизмов;

2) Уметь находить эти части речи в тексте;

3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы

Работа с учебником.

— чтение правила. (П.26, стр.72)

Объяснение учителя

Неологизмы воспринимаются как новые слова до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Вы по группам получили домашнее задание.

3 Этап

Интерактивная лекция

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу 

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Группа № 1

Ученик 1. Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Появились они вместе с новыми понятиями. Важные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов.

Ученик 2. У нас было задание: дать толкование этих слов, используя словарь.

Стикер- наклейка, этикетка, аппликация, малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе.

Смайлик -(англ. smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица

Синтаксическая пятиминутка.

Задание: записать предложение в тетради и у доски, выполнить синтаксический разбор.

12 апреля 1961 года мир слушал первого космонавта.

Встретилось ли вам в предложении новое слово?

— Как звали первого космонавта Земли?

Метод «Путешествие в детство» (музыка)

Цель: повысить уровень энергии в группе.

Численность: все

Проведение: участники сидят. Ведущий произносит инструкцию.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вздохов. Все мы уже не дети, а так хочется побыть детьми. Так давайте на несколько мгновений вернемся в детство.

Итак, 1)представьте, что вам 5 лет. Почувствуйте себя ребенком, который очень гордится, что построил крепость из песка.

2)Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузерей!

3)Почувствуйте себя ребенком, которому на День рождения подарили очень много подарков!

Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы всегда сможете вновь стать ребенком.

А теперь потянитесь, руки вверх поднимите, потрясите и сделайте глубокий вдох.. Возвращайтесь к занятиям вдохновенными и бодрыми.

Теоретическая игра «Веришь-не веришь»

Вопросы:

1. Веришь ли ты, что неологизмы, это новые слова?

2. Боулинг — это игра в шары?

3. Неологизмы обогащают нашу речь.

4. Словаря-справочника «Новые слова и значения» нет.

Выступление ученика 1 группы

— В 1984 году вышел в свет словарь-справочник «Новые слова и значения». Словарь включает около 5 500 слов, а также сочетаний и выражений. В нём даются толкования слов, подтверждаемые цитатами; в необходимых случаях делаются стилистические пометы. Например:

Аутотренинг, — а, м. метод воздействия на собственное физическое и психическое состояние; аутогенная тренировка. Методы аутотренинга и гигиенические приёмы, применяемые в комплексе с самыми обычными лечебными мерами, позволяют зачастую восстанавливать нервное равновесие. В последние годы всё большую популярность завоёвывает аутотренинг — сознательное управление физиологическими процессами тела, например, сном. 

Учитель:

-Что мы поняли?

(Появляется новый предмет, и народ придумывает ему название. Так и появляется новое слово, т.е. неологизм)

Иногда эти слова приходят из других языков, т.е.заимствуются.

— Что подготовила 2 группа?

Группа № 2

Ученик Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры.

По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход (сложение основ).

Слова пулемётчик, миномётчик послужили моделью для образования слова ракетчик (суффиксальный –ЧИК).

Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться (прист.-суф.)

Учитель: Как образовались эти новые слова?

ФИЗМИНУТКА

УЧИТЕЛЬ: А теперь выполним самостоятельную работу. Перед вами текст.

Задание: давайте и мы поупражняемся в образовании новых слов.

Текст называется « Вокруг света на корабле «Бигль».

Прочитайте этот текст;

из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова и запишите только их.

1 ученик – у доски.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле «Бигль». (Десять, пушки) ____________ бриг «Бигль» плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны.

За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Проверь себя:

Кругосветное, путешествие, десятипушечный, землетрясения, мореплаватели, рудокопов, рабовладелец, пятилетнее.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 

Учитель: Что нам подготовила 3 группа?

Группа № 3

Ученик Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Достоевский придумал слово «стушеваться».

Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».

Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «первоклассный», «человечный».

Учитель: Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

У вас было задание: найти в произведениях русских поэтов 20 века неологизмы, объясните их значение.

1 ученик «Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт Владимир Маяковский в знаменитых стихах об этом документе.

2 ученик Игорь Северянин сочинил слово «бездарь» для обозначения людей, не наделенных никаким талантом. Правда, «уйдя в народ», неологизм сменил ударение — Северянин его ставил на второй слог. 

3 ученик Наверняка не все слышали о писателе Александре Казанцеве или о его фантастическом романе «Планета бурь», зато каждый хотя бы раз использовал придуманное фантастом слово «инопланетянин», заменившее неуклюжее «инопланетчик».

Учитель:

Послушайте стихотворение Николая Егорова с новым авторским словом:

От села

До переката

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

Назовите новое слово из стихотворения.

Как оно образовалось?

Какой это неологизм? (авторский)

Метод «Веселый мяч»

Цель: сконцентрировать внимание

Время: 1,5 мин.

Численность: по 2 чел. от группы

Проведение: капитан бросает мяч членам другой команды. Если это неологизм, то надо поймать мяч и дать толкование слова.

Если это не неологизм, то надо отбросить мяч.

Слова для игры в мяч.

1 группа.

Хакер (неологизм) (от нем. hacken — подсекать)-компьютерщик-любитель, проникающий в чужие базы данных.

Бурак (диалектное)

2 группа.

Акварель –(профессиональное)

Кастинг (неологизм)-предварительный отбор- смотр актеров, манекенщиц для конкурса.

3 группа.

Шпора –(жаргонизм)

Ланч (неологизм)-в англоговорящих странах — прием пищи в полдень.

Закрепление материала.

Учитель: (по 5 слов каждой группы – 3 мин. и на объяснение — 2 мин.)

Задание: записать неологизмы в тетрадь, устно объяснить их значение

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп.

1 группа

1) слова — экономические термины:

 оффшор — свободный,

роуминг — распространение; 

-политические термины:

спикер — председатель парламента,

инаугурация — церемония вступления в должность президента страны,

рейтинг — оценка

После объяснения детей показать

2 группа

— слова — термины, связанные с компьютерной техникой:

сайт – местоположение;

названия некоторых бытовых предметов:

миксер —  смешивающий аппарат или прибор;

 тостер —  приспособление для поджаривания тостов;

спортивные термины:

дайвинг — подводное плавание,

названия некоторых профессий

 секьюрити — охрана,

После объяснения детей показать

3 группа

— названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – популярная песня,

ремейк (римейк) — переделка,

названия некоторых профессий

 провайдер — поставщик,

риелтор — агент по продаже недвижимости

дидже́й— человек, осуществляющий публичное воспроизведение музыкальных произведений  

После объяснения детей показать

Этап  Эмоциональная разрядка

Игра «Ипподром»

Цель:  разминка класса

Весь класс

Проведение: все стоят в кругу по группам. Ведущий рассказывает правила игры:

Кони бегут – топаем ногами, плюс:

 Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям.

По камням – бьем кулаками по груди.

Через барьер скачут – хлопаем.

Трибуна джентльменов – мальчики  кричат.

Трибуна леди – девочки  визжат.

Игра

После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

Бегут кони по ипподрому

Бегут по камням

Кони бегут

Трибуна джентльменов –

Через барьер скачут

Трибуна леди

После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

 

   Мероприятие «Лабиринт»

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Каждая группа получает задание: из многообразия слов выбрать только неологизмы, т.е. слова, которые возникли недавно, написать на листочках, объяснить значение и прикрепить на дерево.

1 группа:

скейтборд-вид спорта на специальной доске с четырьмя роликами, доска для такого катания;

агнец (ягненок),

стезя – дорога, путь

2 группа:

пирсинг-украшение различных частей тела кольцами, которые вдеваются в проколотые места

врата (ворота)

длань (ладонь)

3 группа:

плейер-устройство или программа для воспроизведения аудио или видеозаписей

днесь (сегодня)

ратник (воин)

Учащиеся фломастерами на листочках записывают неологизмы, вешают на дерево, объясняют значение слов.

— Почему вы отобрали именно эти слова?

— Зачем в речи нужны неологизмы?

— Могут ли неологизмы устаревать?

— О каких способах появления неологизмов вы узнали?

(появляется предмет и придумывается слово;

— заимствуется предмет с названием;

— образуется новое слово при помощи добавление каких-либо морфем;

— авторские неологизмы.

Домашнее задание

1 задание- придумать название предметов к данной картинке

2 задание- упр.132, стр.74

Метод «Всё у меня в руках»

Цель: выяснить отношение участников к уроку.

Время: 3 мин.

Численность: все участники

Материал: листы, фломастеры, кнопки

Проведение: участники рисуют на листе свою руку, обводя ее контур, записать, какое слово впервые услышал, запомнил, что понравилось, зачем нужно изучать неологизмы.

Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками

Ожидаемый результат – активное употребление сложных слов и неологизмов в устной и письменной речи, создание творческой атмосферы

Рефлексия

Подведем итог нашей работы.

Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия?

Какое задание показалось вам трудным?

Почему?

На что нужно обратить внимание?

Многочисленные заимствованные неологизмы, проникающие в русский язык — явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами.

Употребление подобных слов «безобидно» в том случае, если они не имеют аналогов в русском языке и заполняют, так сказать, пустые «ниши» в нашей словесности.

Иное дело — тенденция заменять привычные русские слова заимствованными синонимами. С грустью приходится констатировать, что (в который уже раз) в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей.

В русском языке уже есть немало прекрасных слов и заимствованные неологизмы следует употреблять тогда, когда это действительно необходимо.

Этап Подведение итогов (1 минута)

Метод «Комплименты »

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще  раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Скажем друг другу комплименты

Разработка урока по русскому языку на тему:»Неологизмы»(6 класс)

Иркутская область , Иркутский район

МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

Учитель русского языка и литературы Гилазова Эмилия Григорьевна

Урок-исследование по русскому языку в 6 классе

Тема: Неологизмы

Цели: развитие навыков анализа художественного произведения, познакомить с понятием неологизмы; совершенствовать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание определения понятия неологизмы; умение пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Цель урока: создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе. Путем исследования прийти к пониманию нового понятия — неологизмы

Задачи:

Образовательные:

— сформировать представление о неологизмах;

— формировать умение планировать действия по решению задачи, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике;

— формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.

Развивающие:

— обогатить словарный запас

речи учащихся путем,

— закреплять навык монологической речи,

— развивать навыки работы в группе,

— анализировать поэтический текст

Воспитывающие:

— формировать интерес к предмету,

— воспитывать потребность расширять свой кругозор.

Планируемые результаты: учащиеся должны получить представление о неологизмах как средстве пополнения словарного запаса языка, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, развитие умения слушать одноклассников, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.

УУД:

  1. Регулятивные – умение планировать последовательность действий.

  2. Познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис.

  3. Коммуникативные – умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Ход урока

Ход урока

1 Организационный момент

2 Постановка проблемы.

Вашему вниманию представлено стихотворение

Н. Моршена. Прочитайте его.

Зима пришла в суровости,
А принесла снежновости.

Всё поле снегом замело,
Белым-бело, мелым-мело,
На поле снеголым-голо,
И над укрытой тропкою,
Над стежкой неприметною,
Снегладкою, сугробкою,
Почти что беспредметною,
Туды-сюды, сюды-туды
Бегут снегалочьи следы,
Как зимниероглифы,
Снегипетские мифы.

В лесу дубы немногие,
Снеголые, снежногие.
Висят на каждой елочке
Снегвоздики, снеголочки.
И снеголовая сосна
Стоит прямее дротика.
Сугробовая тишина.
Снеграфика. Снеготика.

3. Анализ текста

-Понравилось ли вам оно? Какие чувства вызвало? Грусть? Улыбку? Почему?

-О чем стихотворение? (зимний пейзаж)

Какая зима изображается автором? Суровая?

— В чем особенность изображения зимы? Какие слова кажутся вам новыми?

Выпишите их. Что получилось?

Снежновости, снеголым-голо, снегладкою, сугробкою, снегалочьи, зимниероглифы, снегипетские, снеголые, снежногие, снеголовая, сугробовая,
снеграфика, снеготика.

-Употребляются ли в повседневной жизни подобные слова?

— Нет. Их создал автор. Читая стихотворение, мы улыбаемся, потому что Николай Моршен играет словом, шутит. Он изобретает новые слова.

— Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

-Новые слова.

— Запишите тему урока: «Неологизмы».

-Как можно перевести «нео»? Новый

— Каким способом Н. Моршен изобрел новые слова? Основной способ – сложение.

4. Творческое задание. Работа в группах. Для 4-х групп предложено задание: изобрести новые слова.

1 группа – с корнем дождь (Н.п. дождинка, дождевать)

2- мороз ( морозогрозная, обморозительная)

3- жар (пережарка, жарохрупкая)

4- мед ( любомед, медовать)

5. Презентация получившихся примеров.

-Можно ли назвать получившиеся слова неологизмами?

Нет. Это окказионализмы.

-Обратимся к словарю Юного филолога.

— Окказионализмы — слова, созданные в противоречии с законами словообразования, вопреки этим законам. Это «слова-правонарушители», «слова-беззаконники» – одно из значений.

— В стихотворении Н. Моршена используется прием языковой шутки, создаваемый авторскими неологизмами.

— Где и кем могут употребляться такие слова? Существует ли ограничение в их употреблении?

— Авторские неологизмы не существуют вне текста художественного произведения.

6. Прочитайте следующий текст. Спишите, расставляя знаки препинания.

Валентин Берестов

Луноход

Пр..лунился лун..лёт.
В лун..лёте – лун..ход.
Ц..рки кратеры и лунки
Лун..ходу не страшны.
Ост..вляет он рисунки
На п..верхности Луны.
Пыли много ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!

Выпишите неологизмы.

Лунолёт, луноход. Какое слово является общеупотребительным, а какое авторским неологизмом? Луноход-слово, возникшее с развитием космонавтики, лунолет- авторский неологизм. Каким способом образованы слова? Морфологическим — сложение основ.

7. Работа по учебнику

Изучение теоретического материала и определения (с. 72).

Упр. 129. Прочитайте текст, выполните задание. Какие неологизмы связаны с открытиями в науке?

Новые слова, появившиеся с освоением космоса: спутник, космонавт, планетоход, луноход, Роскосмос, аэронавтика, НАСЛ, орбитальная станция, шаттл, МКС.

8.      Подведение итогов урока

— Что такое неологизмы?

Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими.

— На какие группы делятся?

Неологизмы делятся на языковые и авторские.

 — В чем особенность языковых неологизмов?

Языковые неологизмы – это слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих ещё названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.

— Какова причина появления неологизмов в языке?

— Для чего используются авторские неологизмы? Как называется лексический прием, в котором они используются? Прием — языковая шутка

9 . Заполнение таблицы

…(неологизмы)

Языковые неологизмы — это

(слова, возникающие

для обозначения новых предметов и явлений)

Авторские неологизмы- это

(слова, изобретаемые автором для создания образа)

Примеры:

луноход

Примеры:

снегалочьи

Использование: всеми носителями языка

Использование: только в авторском тексте

10. Домашнее задание

Учебник: § 26, упр. 132.

Неологизмы

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·        Что такое неологизмы?

·        Как возникают неологизмы?

·        Что нужно знать о неологизмах?  

Мир, в котором мы живём, постоянно меняется.

Согласитесь, что человек из девятнадцатого века увидел бы в нашем времени много необычных предметов и явлений.

Точно так же человека из другого времени удивила бы наша речь. Многие слова ему показались бы непонятными. Что, например, обозначает вот это:

− Мой папа – программист, а мама – менеджер. Я увлекаюсь вертолётами и мечтаю стать пилотом.

Человек из позапрошлого столетия ничего бы не понял.

А все потому, что в нашем мире постоянно появляются новые предметы и явления.

А вместе с новыми явлениями в язык входят новые слова.

Эти процессы тесно связаны, ведь мы должны как-то называть предметы, которых раньше не было в нашей жизни.

Так и зарождаются неологизмы.

Неологизмы – это новые слова, возникающие в языке.

Послушаем небольшую историю о неологизмах. Как-то раз Маша и Вениамин наведались к профессору Умняшкину.

− Сегодня я расскажу вам о неологизмах, − радостно объявил профессор. − Вы уже знаете, что это – новые слова. А я приведу вам примеры. Вот: ракета, луноход, компьютер, принтер, Интернет…

− Как такое может быть? – удивилась Маша. – Ведь ракеты есть уже давно. И компьютеры тоже, и мы свободно пользуемся Интернетом… разве это новшества?

Да, когда-то все эти слова были неологизмами. Но сейчас они уже новыми не являются. К ним все привыкли.

Получается, что понятие новизны слова может быть относительным. Сегодня это слово новое, а через несколько лет – уже нет.

Стоматолог, гимназия, градусник, атмосфера, депутат… в разные эпохи эти слова были неологизмами. А сейчас мы используем их в обычной повседневной речи.

С течением времени ощущение новизны слова пропадает. Слово стареет и входит в состав общеупотребительной лексики.

Представим себе человека из эпохи царя Петра Великого – значит, из восемнадцатого века. Для этого человека новыми были слова бомба, физика, каюта, визит, кавалер. А вы видите здесь хоть одно новое для себя слово? Наверняка нет.

Неологизм даже может постепенно стать устаревшим словом.

Это дискета. Они использовались до компакт-дисков и флэш-карт для хранения информации.

В девяностые годы двадцатого века слово дискета было неологизмом. На рубеже столетий оно не представляло из себя ничего нового.

А уже через десятилетие это слово стало историзмом, потому что постепенно исчезли и сами дискеты.

Вообще, развитие слова мы можем представить так. Сначала образуется неологизм. Потом он проходит испытание временем, к нему привыкают… и если явление исчезает, то слово устаревает.

Недавний пример – СССР. При советском строе появилось множество неологизмов: комсомолец, октябрёнок, исполком, сельпо, соцстрах и так далее. Теперь эти слова считаются устаревшими.

Но как же тогда определить, неологизм перед нами или нет?

Всё зависит только от нас. Нужно просто задать себе вопрос: это слово кажется новым?

Если мы явно чувствуем, что слово пришло в язык недавно, перед нами неологизм. А если слово успело закрепиться, прижиться в языке, то перед нами не неологизм.

Так какие слова мы сейчас можем называть неологизмами? Ну, например гламур, паркинг, имидж, смартфон, супермаркет и так далее.

Эти слова появились в русском языке сравнительно недавно. Они обозначают новые предметы.

Поэтому неологизмы иногда нельзя отыскать в официальных толковых словарях.

Неологизмы можно встретить в любой сфере жизни. Очень часто новые слова появляются, когда речь идёт о науке и технике, об информационных технологиях.

Это такие слова, как девайс, опция, мультиварка, планшет, браузер и так далее.

Новые слова возникают в сфере политики, средств массовой информации, общественной жизни. Например, флэшмоб, фэйк, хипстер, саммит, блоггер и так далее.

Бизнес и экономика – очень благодатная сфера для появления новых слов. Например, брокер, менеджер, бартер, промоутер, ВИП и так далее.

В быту и в других сферах неологизмов тоже достаточно. К примеру, чизбургер, бонус, геймер, ланч, веган и так далее.

Но как же образуются неологизмы? Наверное, вы уже заметили, что чаще всего неологизмы – это заимствованные слова. Особенно часто новые слова заимствуются из английского языка: тренд, слоган, дизайн, дэдлайн, хакер и прочие.

Но неологизмы могут образовываться и при помощи сокращения.

Например, слово ликомбез, которое расшифровывается как ликвидация компьютерной безграмотности среди населения.

Неологизмы могут образовываться и при переосмыслении слов.

Например, слово планшет — многозначное. Одно из его значений – папка для записей. Теперь оно получило новое значение – разновидность компьютера без клавиатуры.

Иногда авторами неологизмов становятся известные лица: политики, актёры, журналисты.

Например, в 2016 году премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев ввёл в язык слово руссиано.

Премьер-министр предложил в шутку переименовать кофе американо на русский манер. Но шутку подхватили, и появился неологизм.

Впрочем, случай, когда новое слово создаёт какой-то конкретный человек – не редкость.

Авторы художественных произведений создают новые слова довольно часто.

Такие неологизмы называются индивидуально-авторскими.

Очень много индивидуально-авторских неологизмов в творчестве Владимира Маяковского. Он придумал такие слова, как громадьё, декабрый, фырки, дрыгоножество и даже верблюдокорабледраконьи!

Индивидуально-авторские неологизмы позволяют сделать произведение более ярким, более выразительным.

Кроме того, придумывая неологизмы, авторы используют словообразовательные механизмы языка.

Так, в сказке «Алиса в Зазеркалье» английского писателя Льюиса Кэрролла мы встречаемся с таким примером словотворчества:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

И никакой бессмыслицы! Каждое слово расшифровывается. К примеру, варкалось – это «восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин, но в то же время уже немножечко смеркалось». Хливкий – одновременно хлипкий и ловкий. А шорьки – это помесь хорька, ящерицы и… штопора. Как вы думаете, что могут обозначать другие слова?

А некоторые авторские неологизмы даже вошли в состав общеупотребительной лексики.

А вот и ещё один интересный пример. Всем нам известное слово робот было введено в язык чешским писателем Карелом Чапеком в 1920 г. В русских переводах произведений Чапека сначала использовалось слово работарь, потому что слово робот и правда произошло от чешского робота – подневольный труд.

В развитых языках каждый год появляются сотни, а иногда даже тысячи неологизмов. Однако большинство новых слов не задерживается в языке. Поэтому обращаться с неологизмами в речи нужно осторожно. Не следует ими злоупотреблять.

Мы не знаем, войдут ли в нашу повседневную речь такие слова, как клининг, паттерн, биллбоард, презентовать, ресепшн и так далее. Поэтому в речи лучше использовать общеупотребительные слова.

А пока что нам нужно запомнить следующее.

Неологизмы – это новые слова, возникающие в языке.

Новизна такого слова явно ощущается.

Неологизмы часто можно встретить в сфере политики, бизнеса, техники, информационных технологий.

Бывают индивидуально-авторские неологизмы. Их придумывают авторы литературных произведений.

примеры неологизмов современного русского языка

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 1) слова — термины, например, экономические: оффшор, (офф-шор) оффшорные деньги, оффшорные зона в значении «свободный» , от англ. off-shore «находящийся на расстоянии от берега, в открытом море» ( «оффшорные деньги — это огромная сила» , АИФ) ; демпинг — «снижение, уменьшение» , от англ. damping, одно из значений которого «глушение, торможение» («Завоевание мебельного рынка основатель шведской компании ИКЕА начал с того, что на языке бизнеса называется демпингом» , АИФ) ; роуминг — «распространение; возможность широкого использования» , от англ. to roam «странствовать, скитаться» («Роуминг по всему миру», — из рекламы мобильных телефонов по ТВ ). Прочно вошли в русский язык некоторые политические термины английского происхождения, например, спикер — председатель парламента, от англ. speaker — «оратор» , а также «председатель палаты общин в Англии и палаты представителей в США» ; инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны» , от англ. inauguration «вступление в должность» ; рейтинг — «оценка» , от англ. rating «оценка, отнесение к тому или иному классу, разряду» . В связи с широким распространением компьютеров вошли в русский язык слова — термины, связанные с компьютерной техникой, например: сайт — от англ. site «местоположение, местонахождение» ; файл — от англ. file «регистратор; досье, дело; подача какого-л. документа» и др.

Контракция. Пример предложения: «Необходимое условие реформы — создание системы контракции. » (от слова контракт)

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?»

Внеклассное мероприятие

Тема: Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

Учитель русского языка

и литературы

Бирюкова Ильмира Умяровна

1

Цели занятия:

создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся.

УУД

познавательные:

  • познакомить учащихся с понятием неологизм;

  • научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

  • научить находить неологизмы в многообразии лексики.

личностные:

  • повысить интерес учеников к урокам русского языка.

  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

регулятивные:

  • адекватное оценивание достижений, осознание возникающих трудностей, поиск и причины их преодоления.

коммуникативные:

  • развить творческие способности и личностные качества;

  • способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыручку.

  • сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Ход занятия.

Инсценирование «Всегда вместе».

Однажды не поладили звуки — гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.

Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!..

Кашлянули:

Чихнули:

Хмыкнули:

— А-а-а! О-о- о! – кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

— Уа! Уа! Аукались: -Ау! Ау!

— БДМ ВСГД ВМСТ!

Заключили они мир, снова стали рядом и внятно сказали: — Будем всегда вместе!

Актуализация опорных знаний.

  • Почему так важно, чтобы звуки были вместе? (Образовываются слова)

  • Зачем нам слова? (Чтобы речь была более понятной)

Слово учителя.

  • Речь наша состоит из слов. Все слова русского языка образуют его словарный состав, который находится в состоянии постоянного изменения. В нём есть слова старые: архаизмы, историзмы, есть слова общеупотребительные, которые составляют основу словарного состава и дают материал для образования всех остальных слов (вода, земля, лес, гора, дом, ход, бег и др.), такие слова называются общеупотребительными.

  • Но есть также и новые слова, которые называются неологизмами.

  • Учёные подсчитали, например, что с открытием и применением электричества в русском языке появилось около двадцати тысяч новых слов.

  • На какие части можно поделить слово – неологизм? (Нео, логизм)

  • В переводе с греческого — «нео» — новый, «логос» — слово, суждение.

Проблемная ситуация.

hello_html_302ef8dc.jpg

  • Как вы думаете, в каком случае вы будете использовать новое суждение? (названия новых предметов, явлений)

  • Подумайте и скажите, что мы сегодня будем исследовать, чем заниматься? (Исследовать новые слова. Узнаем, как они образовались. Находить в тексте.)

  • Итак, я подведу итог. Наша цель: познакомиться с неологизмами; узнать, как они появляются; научиться находить неологизмы в многообразии лексики. И подготовить коллективную презентацию.

  • Как удобно вам будет работать? (В парах)

(Проходят за столы)

Практическая часть занятия.

  • Как мы уже сказали, новые слова имеют свое название — н е о л о г и з м ы . Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов.

Рассмотрим некоторые примеры.

Карточка № 1.

Заполни недостающие строки.

ходить

теплоход

тепло

ходить

атом

ходить

hello_html_m247e1984.jpg

По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. (Слова состоят из двух корней)

Допиши недостающую часть слова.

Пулемётчик

hello_html_64ee0c35.jpg

Зенит..

Ракет..

Слова пулеметчик, минометчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. (Суффиксальный способ образования)

Допиши недостающую часть слова.

Приземлиться

hello_html_64ee0c35.jpg

Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. (Приставочный способ образования)

Вывод: неологизмы могут образовываться по образцу знакомых слов.

  • Кроме новых слов, образованных с помощью суффиксов, приставок и т. п. по образцу уже известных слов, в языке есть неологизмы семантические, потому что новым у них оказалось лишь значение, а звуковой состав остался прежним.

Карточка № 2.

Соотнеси слово с лексическим значением.

Слово

Лексическое значение

Лицей

среднее общеобразовательное учреждение с

углубленным изучением определенных

предметов.

из пушки, автомата, пулемёта

Стрелять

привилегированное мужское среднее

учебное заведение.

«пускать стрелу из лука»

— Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые.

Ученик

Много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского ученого М. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертеж, рудник и др. Слово детектив, например, ввел писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

  • художественных произведениях можно встретить немало новых слов, созданных писателями для большей выразительности, придания речи яркости, образности. Такие слова создаются по образцу уже известных слов.

Эти неологизмы называются авторскими.

Ученик

Послушайте стихотворение Г. Граубина. А назвал его автор новым словом, которое вы встретите в стихотворении.

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

    • кедров сшибает бурые шишки. Тр-ах! – на опушку, Бух! – на кукушку, Хлоп! – на зайчишку Падают шишки.

Прячьтесь скорее Лесные зверята! Грозно по лесу идут шишкопады!

Учитель:

  • Какое новое слово изобрел поэт? (шишкопады)

  • Какие сложные слова с корнем – пад вы знаете? (Листопад, снегопад, звездопад, водопад).

От села до переката,

Где идёт озимый сев,

пляшут бойкие дождята,

на минуту не присев…

Под ногами листопад, Листья жёлтые лежат, Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха

Папа, мама и ребёнок.

Вывод: неологизмы создаются писателями и поэтами для большей выразительности, придания речи яркости, образности. Такие слова созданы по образцу уже известных слов.

  • Следует отметить, что авторские неологизмы всегда свежие, необычные и сохраняют новизну. Они не входят в общелитературный язык.

  • Хорошо, а скажите, когда пройдет много времени, то эти слова будут считаться неологизмами? Будут ли они через несколько лет новыми словами? Почему?

  • Когда появляются неологизмы? (Новое явление, открытие)

  • Как мы уже сказали, новые слова имеют свое название — н е о л о г и з м ы . Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

  • О каких новых словах мы ещё не поговорили? (Связанные с компьютером и т.д.)

  • О них поговорим на следующем занятии.

(Учащиеся устно предлагают слайды презентации, аргументируя свой выбор) — Подведём итоги занятия.

Рефлексия.

Брифинг, кастинг,

Марсоход,

Стопер, хакер,

Шуршачок…

А откуда эти слова берутся,

И почему они неологизмами зовутся?

Об этом языковом явлении вы узнаете на внеурочном занятии «Откуда берутся новые

слова (неологизмы)?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *