А.А. Фет – поэт «чистого искусства»
А. А . Фет. Своеобразие личности поэта и его творчества.
Слово учителя: На прошлом занятии мы говорили о поэзии Ф.И. Тютчева, анализировали стихотворения. В чем заключается своеобразие лирики поэта?
Ответы учащихся: Поэзия Тютчева заключает в себе узнавание мира, новизну “открытий” бесконечно многообразного бытия: поэт призывает смотреть и слушать мир.
Поэт стремился ответить на вопросы что такое Вселенная и Земля, каковы тайны рождения и смерти, первородных стихий и сил бытия, в чем глубинный смысл Времени, Пространства, Движения. Какое место занимает человек в мире, в чем его судьба.
Поэзия Ф.И. Тютчева философская, мудрая!
Поэта интересовали только “вечные” вопросы, темы, которые всегда волновали человечество, и сто, и триста, и тысячу лет назад…
Слово учителя: Вы абсолютно правы! Именно, как вы сказали, “вечные” темы занимали Ф.И. Тютчева – философа. Сегодня мы познакомимся с творчеством другого поэта, который так же, как и Федор Иванович, считал, что поэзия та область, где нет места сиюминутному, временному, природа, любовь, красота – вот что должна воспевать лирика!
“Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, – говорил великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. По его мнению, “поэзия тем еще прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья…” Данное отношение к искусству соответствовало философским взглядам А. Шопенгауэра, чьи труды Фет переводил, и воззрениям некоторых других немецких философов.
„Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины…“
„Kunst ist uns gegeben, um von der Wahrheit zu sterben…“
Ф.Ницше
Афанасий Афанасьевич Фет, конечно, согласился бы с этим высказыванием, которое абсолютно выражает мнение самого поэта о предназначении искусства: “ Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей…”
Итак, искусство – “убежище от житейских скорбей”, именно поэтому оно не должно касаться ничтожных, тягостных житейских вопросов!
Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни: “Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с вдохновением, настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепленных опытом”. В реальной жизни Афанасий Афанасьевич был чрезвычайно практичным, волевым и целеустремленным человеком. Друзья Фета нередко подтрунивали над прозаической внешностью поэта и его пристрастием к земным благам. Так, например, в декабре 1876 г. Л.Н. Толстой, высоко оценив стихотворение “Среди звезд”, с его “философски поэтическим характером”, вставляет в свое письмо к Фету шутливое замечание: “Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек. Это побочный, но верный признак поэта”.
Вопрос учителя: Может быть, эта двойственность характера явилась порождением тех испытаний, которые выпали на его долю?
Работа по карточкам, заранее подготовленным учащимися.
…Мать будущего поэта, Каролина Шарлота Фет, в 1820 году уехала из Германии с Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого А.Н. Шеншин усыновляет. Отец Шарлоты Карл Беккер пишет гневное письмо Шеншину, из которого ясно, что отец будущего поэта не Шеншин , а Иоганн Фет – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам в январе 1835 г. Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он становится гессен – дармштадским подданным и получает фамилию настоящего отца. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит цель вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 г. Фет по разрешению Александра II становится Шеншиным. Движение к цели стоило многих жертв. Одна из них– любовь. Полюбив дочь бедного херсонского помещика Марию Лазич, Фет, однако, решает расстаться с ней, потому что сам он был стеснен в средствах. В браке он видит и существенное препятствие в продвижении по службе, на которую поступил с единственной целью: вернуть утраченное дворянство. Живя для будущего, Фет приносит в жертву настоящее. Когда он достигнет всех высот благополучия, станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором осталась его возлюбленная. Преодолевая эту мучительную раздвоенность, Фет создает цикл исповедальных стихотворений, посвященных Марии…
Поэзия красоты, поэзия музыки.
Во многих стихотворениях А.А.Фета речь идет о единстве, взаимопроникновении явлений природы и человеческих ощущений.
Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье”.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В чем своеобразие этого стихотворения?
Ответы учащихся: Здесь нет ни одного глагола.
Слово учителя: Верно, стихотворение построено на одних назывных
предложениях. Только предметы и явления, которые называются одно за другим:
шепот – робкое дыханье – трели соловья…
При этом можно ли назвать стихотворение сугубо вещественным, предметным?
Нет. Оно возвышенное, загадочное. Здесь речь идет о чувствах.
Слово учителя: Правильно! Предметы в этом стихотворении существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые привычно могут быть с ней связаны.
Как вы понимаете следующие строки: “В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря”? Речь идет о розах, янтаре?
Ответы учащихся: Нет! Так поэт описывает краски зари. Это – метафора!
Серебро сонного ручья – тоже метафора!
Конечно! Какую картину вы представляете себе?
Ответы учащихся: Ночь на исходе: соловьи уже поют, но луна еще отражается в воде. Незадолго до рассвета двое, скорее всего двое, сидят у ручья: Ряд волшебных изменений милого лица. Кто-то с умилением и даже восторгом глядит на предмет своего обожания…
А может быть, незаметно пролетела ночь, но ОНИ этого не заметили, поглощенные друг другом и своим чувством.
Значит, за предметами и явлениями вы увидели чувство? Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное! Так о любви до Фета никто не писал. Это стихотворение подлинно новаторское: такую поэтическую манеру Фета иногда называют импрессионистской (от фр. слова “впечатление”).
Слово учителя: У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…”, написанное 28 октября1887 г.
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных оливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,Тоскливый сон прервать единым звуком,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Чужое вмиг почувствовать своим,Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
Вопрос учителя: В чем своеобразие композиции данного стихотворения?
Ответы учащихся: Оно состоит из трех четверостиший. Здесь много глаголов в неопределенной форме. Десять. Они сменяют друг друга.
Весь текст – одно предложение!
Слово учителя: Совершенно верно! Одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк: как вы заметили, десять инфинитивов, сменяющих друг друга. Этот прием передает лирическое напряжение.
Что еще передает в стихотворении лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Анафоры: “Одним толчком…” – “Одной волной…”; “Вот в чем…” – “Вот в чем…”
Да. А с чем связано лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Поэт говорит о неудержимом стремлении к чему-то высокому, недоступному.
Вы сейчас назвали анафоры. Посмотрите внимательно, может быть, эти речевые фигуры помогут нам определить, сколько смысловых частей имеет стихотворение?
Наверное, в стихотворении можно выделить две смысловые части.
Слово учителя: Совершенно верно! Первые восемь строк – цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение радостно, мир наполняется движением, чувства обострены. Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают сладость, “чужое” “чувствуется” как “свое”.
Субстантивированные прилагательные среднего рода в этом стихотворении:
“неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” – напоминают о Жуковском, его программном
фрагменте “Невыразимое” (ср. “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”,
“милое радостное и скорбное”), также посвященном поэзии, ее возможностям. Только
В.А.Жуковский доказывал, что словами невозможно передать всю сложность бытия,
красоту природы, ее тайны.
Ответы учащихся: Вторая часть – последние две строки – указывает на то, что в стихотворении говорится о поэзии, о “певце…избранном”. Первая часть – изображение того, что подвластно поэту. Он может “подняться в жизнь иную”. Неведомое для него становится родным. Чужое горе или чужую радость он воспринимает с необыкновенной чуткостью. Поэт умеет воодушевлять людей.
“Шепнуть о том, пред чем язык немеет” – поэт может высказать все, о чем другие молчат. Молчат оттого, что просто не умеют облечь свои мысли в словесную форму.
Поэт может все!
Слово учителя: Итак, точки зрения Фета и Жуковского не совпадают. По мнению Фета, поэт может найти средства, чтобы выразить самые сокровенные мысли, потаенные чувства.
Стихотворения А.А. Фета хорошо подтверждают родственность лирики – выразительно-изобразительного рода литературы – и музыки. Их ритмическое разнообразие, мелодичность, использование многообразных повторов (столь характерных для музыкальных композиций): анафор и эпифор, синтаксических параллелизмов, звукописи. У поэта есть стихотворения, непосредственно посвященные музыке. Одно из них – “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”, написанное 2 августа 1877 г.
Учитель читает стихотворение.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слово учителя: Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской – Берс. Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, была замечательной музыкантшей и певицей (Татьяна Андреевна – сестра Софьи Андреевны Берс, жены Л.Н.Толстого).
Сияла ночь…
Может ли ночь “сиять”?
Ответы учащихся: Нет. Ночь – темное время суток. Но здесь, наверное, речь идет о кой-то необычной ночи.
Сияла ночь – парадоксально звучащая антитеза.
Вопрос учителя: Как называется стилистическая фигура, антитеза, представленная в виде двух контрастных, антонимичных слов, взаимоисключающих друг друга?
Оксюморон.
Слово учителя: Да. И этот художественный прием автор использует для того, чтобы передать атмосферу этой удивительной, ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ “сияющей” ночи, которая, возможно, изменит всю жизнь лирического героя.
Луной был полон сад…
Мы видим, что последовательность слов в этом предложении нарушена. Перед нами, так называемая, инверсия. Дополнение стоит на первом месте, подлежащее – на последнем. Зачем автор нарушает порядок слов?
Ответы учащихся: Опять же, чтобы подчеркнуть то, что это необычная ночь, лунная, очень светлая.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Раскрытый рояль, дрожащие струны. Метафорическое значения слов явно вытесняет номинативное (назывное) – рояль тоже имеет душу, сердце!
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей.
Вопрос учителя: Что вы можете сказать о лирической героине этого стихотворения?
Ответы учащихся: Это необыкновенно музыкальная, одаренная девушка, которая умеет пробудить в людях лучшие чувства. Силой своего таланта она преображает не только слушателей, но и окружающую реальность, поэтому ночь становится необыкновенной, “сияющей”.
Слово учителя: Да, верно. Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука: “И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. Важно не просто жить, но жить так, как в эту ночь, “звука не роняя”, и это уже относится к лирическому “Я”.
В этом стихотворении выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от “томительных скучных” лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие повторы. Литература не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой язык. Но то, КАК воздействует музыка на слушателя, именно литература и может передать!
Учитель подводит итог беседы: Сегодня мы читали замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта. Времена меняются, но остаются “вечные” вопросы, на которые ответить однозначно невозможно, и оттого они остаются притягательными всегда. Природа, любовь, красота – вот заветные области поэзии “чистого искусства”, искусства, свободного от мирских, сиюминутных проблем.
Ф. И. Тютчев – поэт “чистого” искусства 👍
Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии.
Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа – вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажных зарисовок.
И надо думать, что полюбил русскую природу поэт не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Эта красота с юных лет вошла в сердце поэта с лесов и полей, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,И лучезарны вечера…
Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” или “Как весел грохот летних бурь…” – красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…” – убежден поэт.
Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, политичности, грубости.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость.
Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви – Елене Денисьевой:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь на всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
В душевном состоянии лирического героя Тютчева можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского. Ф. И. Тютчев – поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия.
Хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений:
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей…
А.А. Фет – поэт «чистого искусства»
А. А . Фет. Своеобразие личности поэта и его творчества.
Слово учителя: На прошлом занятии мы говорили о поэзии Ф.И. Тютчева, анализировали стихотворения. В чем заключается своеобразие лирики поэта?
Ответы учащихся: Поэзия Тютчева заключает в себе узнавание мира, новизну “открытий” бесконечно многообразного бытия: поэт призывает смотреть и слушать мир.
Поэт стремился ответить на вопросы что такое Вселенная и Земля, каковы тайны рождения и смерти, первородных стихий и сил бытия, в чем глубинный смысл Времени, Пространства, Движения. Какое место занимает человек в мире, в чем его судьба.
Поэзия Ф.И. Тютчева философская, мудрая!
Поэта интересовали только “вечные” вопросы, темы, которые всегда волновали человечество, и сто, и триста, и тысячу лет назад…
Слово учителя: Вы абсолютно правы! Именно, как вы сказали, “вечные” темы занимали Ф.И. Тютчева – философа. Сегодня мы познакомимся с творчеством другого поэта, который так же, как и Федор Иванович, считал, что поэзия та область, где нет места сиюминутному, временному, природа, любовь, красота – вот что должна воспевать лирика!
“Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, – говорил великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. По его мнению, “поэзия тем еще прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья…” Данное отношение к искусству соответствовало философским взглядам А. Шопенгауэра, чьи труды Фет переводил, и воззрениям некоторых других немецких философов.
„Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины…“
„Kunst ist uns gegeben, um von der Wahrheit zu sterben…“
Ф.Ницше
Афанасий Афанасьевич Фет, конечно, согласился бы с этим высказыванием, которое абсолютно выражает мнение самого поэта о предназначении искусства: “ Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей…”
Итак, искусство – “убежище от житейских скорбей”, именно поэтому оно не должно касаться ничтожных, тягостных житейских вопросов!
Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни: “Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с вдохновением, настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепленных опытом”. В реальной жизни Афанасий Афанасьевич был чрезвычайно практичным, волевым и целеустремленным человеком. Друзья Фета нередко подтрунивали над прозаической внешностью поэта и его пристрастием к земным благам. Так, например, в декабре 1876 г. Л.Н. Толстой, высоко оценив стихотворение “Среди звезд”, с его “философски поэтическим характером”, вставляет в свое письмо к Фету шутливое замечание: “Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек. Это побочный, но верный признак поэта”.
Вопрос учителя: Может быть, эта двойственность характера явилась порождением тех испытаний, которые выпали на его долю?
Работа по карточкам, заранее подготовленным учащимися.
…Мать будущего поэта, Каролина Шарлота Фет, в 1820 году уехала из Германии с Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого А.Н. Шеншин усыновляет. Отец Шарлоты Карл Беккер пишет гневное письмо Шеншину, из которого ясно, что отец будущего поэта не Шеншин , а Иоганн Фет – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам в январе 1835 г. Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он становится гессен – дармштадским подданным и получает фамилию настоящего отца. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит цель вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 г. Фет по разрешению Александра II становится Шеншиным. Движение к цели стоило многих жертв. Одна из них– любовь. Полюбив дочь бедного херсонского помещика Марию Лазич, Фет, однако, решает расстаться с ней, потому что сам он был стеснен в средствах. В браке он видит и существенное препятствие в продвижении по службе, на которую поступил с единственной целью: вернуть утраченное дворянство. Живя для будущего, Фет приносит в жертву настоящее. Когда он достигнет всех высот благополучия, станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором осталась его возлюбленная. Преодолевая эту мучительную раздвоенность, Фет создает цикл исповедальных стихотворений, посвященных Марии…
Поэзия красоты, поэзия музыки.
Во многих стихотворениях А.А.Фета речь идет о единстве, взаимопроникновении явлений природы и человеческих ощущений.
Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье”.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В чем своеобразие этого стихотворения?
Ответы учащихся: Здесь нет ни одного глагола.
Слово учителя: Верно, стихотворение построено на одних назывных предложениях. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шепот – робкое дыханье – трели соловья…
При этом можно ли назвать стихотворение сугубо вещественным, предметным?
Ответы учащихся: Наверное, не совсем…
Нет. Оно возвышенное, загадочное. Здесь речь идет о чувствах.
Слово учителя: Правильно! Предметы в этом стихотворении существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые привычно могут быть с ней связаны.
Как вы понимаете следующие строки: “В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря”? Речь идет о розах, янтаре?
Ответы учащихся: Нет! Так поэт описывает краски зари. Это – метафора!
Серебро сонного ручья – тоже метафора!
Конечно! Какую картину вы представляете себе?
Ответы учащихся: Ночь на исходе: соловьи уже поют, но луна еще отражается в воде. Незадолго до рассвета двое, скорее всего двое, сидят у ручья: Ряд волшебных изменений милого лица. Кто-то с умилением и даже восторгом глядит на предмет своего обожания…
А может быть, незаметно пролетела ночь, но ОНИ этого не заметили, поглощенные друг другом и своим чувством.
Значит, за предметами и явлениями вы увидели чувство? Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное! Так о любви до Фета никто не писал. Это стихотворение подлинно новаторское: такую поэтическую манеру Фета иногда называют импрессионистской (от фр. слова “впечатление”).
Слово учителя: У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…”, написанное 28 октября1887 г.
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных оливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
Вопрос учителя: В чем своеобразие композиции данного стихотворения?
Ответы учащихся: Оно состоит из трех четверостиший. Здесь много глаголов в неопределенной форме. Десять. Они сменяют друг друга.
Весь текст – одно предложение!
Слово учителя: Совершенно верно! Одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк: как вы заметили, десять инфинитивов, сменяющих друг друга. Этот прием передает лирическое напряжение.
Что еще передает в стихотворении лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Анафоры: “Одним толчком…” – “Одной волной…”; “Вот в чем…” – “Вот в чем…”
Да. А с чем связано лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Поэт говорит о неудержимом стремлении к чему-то высокому, недоступному.
Вы сейчас назвали анафоры. Посмотрите внимательно, может быть, эти речевые фигуры помогут нам определить, сколько смысловых частей имеет стихотворение?
Наверное, в стихотворении можно выделить две смысловые части.
Слово учителя: Совершенно верно! Первые восемь строк – цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение радостно, мир наполняется движением, чувства обострены. Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают сладость, “чужое” “чувствуется” как “свое”.
Субстантивированные прилагательные среднего рода в этом стихотворении: “неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” – напоминают о Жуковском, его программном фрагменте “Невыразимое” (ср. “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”, “милое радостное и скорбное”), также посвященном поэзии, ее возможностям. Только В.А.Жуковский доказывал, что словами невозможно передать всю сложность бытия, красоту природы, ее тайны.
Какова точка зрения А.А. Фета?
Ответы учащихся: Вторая часть – последние две строки – указывает на то, что в стихотворении говорится о поэзии, о “певце…избранном”. Первая часть – изображение того, что подвластно поэту. Он может “подняться в жизнь иную”. Неведомое для него становится родным. Чужое горе или чужую радость он воспринимает с необыкновенной чуткостью. Поэт умеет воодушевлять людей.
“Шепнуть о том, пред чем язык немеет” – поэт может высказать все, о чем другие молчат. Молчат оттого, что просто не умеют облечь свои мысли в словесную форму.
Поэт может все!
Слово учителя: Итак, точки зрения Фета и Жуковского не совпадают. По мнению Фета, поэт может найти средства, чтобы выразить самые сокровенные мысли, потаенные чувства.
Стихотворения А.А. Фета хорошо подтверждают родственность лирики – выразительно-изобразительного рода литературы – и музыки. Их ритмическое разнообразие, мелодичность, использование многообразных повторов (столь характерных для музыкальных композиций): анафор и эпифор, синтаксических параллелизмов, звукописи. У поэта есть стихотворения, непосредственно посвященные музыке. Одно из них – “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”, написанное 2 августа 1877 г.
Учитель читает стихотворение.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слово учителя�]b>: Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской – Берс. Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, была замечательной музыкантшей и певицей (Татьяна Андреевна – сестра Софьи Андреевны Берс, жены Л.Н.Толстого).
Сияла ночь…
Может ли ночь “сиять”?
Ответы учащихся: Нет. Ночь – темное время суток. Но здесь, наверное, речь идет о кой-то необычной ночи.
Сияла ночь – парадоксально звучащая антитеза.
Вопрос учителя: Как называется стилистическая фигура, антитеза, представленная в виде двух контрастных, антонимичных слов, взаимоисключающих друг друга?
Оксюморон.
Слово учителя: Да. И этот художественный прием автор использует для того, чтобы передать атмосферу этой удивительной, ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ “сияющей” ночи, которая, возможно, изменит всю жизнь лирического героя.
Луной был полон сад…
Мы видим, что последовательность слов в этом предложении нарушена. Перед нами, так называемая, инверсия. Дополнение стоит на первом месте, подлежащее – на последнем. Зачем автор нарушает порядок слов?
Ответы учащихся: Опять же, чтобы подчеркнуть то, что это необычная ночь, лунная, очень светлая.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Раскрытый рояль, дрожащие струны. Метафорическое значения слов явно вытесняет номинативное (назывное) – рояль тоже имеет душу, сердце!
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей.
Вопрос учителя: Что вы можете сказать о лирической героине этого стихотворения?
Ответы учащихся: Это необыкновенно музыкальная, одаренная девушка, которая умеет пробудить в людях лучшие чувства. Силой своего таланта она преображает не только слушателей, но и окружающую реальность, поэтому ночь становится необыкновенной, “сияющей”.
Слово учителя: Да, верно. Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука: “И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. Важно не просто жить, но жить так, как в эту ночь, “звука не роняя”, и это уже относится к лирическому “Я”.
В этом стихотворении выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от “томительных скучных” лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие повторы. Литература не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой язык. Но то, КАК воздействует музыка на слушателя, именно литература и может передать!
Учитель подводит итог беседы: Сегодня мы читали замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта. Времена меняются, но остаются “вечные” вопросы, на которые ответить однозначно невозможно, и оттого они остаются притягательными всегда. Природа, любовь, красота – вот заветные области поэзии “чистого искусства”, искусства, свободного от мирских, сиюминутных проблем.
структура художественного образа, система оппозиций, язык.
Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Оригинальное дарование поставило его в один ряд с великими поэтами. Не совсем обычна судьба Тютчева как поэта. Он начал печатать свои стихи с 15 лет, но долгие годы оставался без читателей. В 1936 году А.С Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал 24 стихотворения Тютчева, отозвавшись о них «с изумлением и восторгом». После этого наступил долгий период молчания. И лишь в 1850 году в том же журнале прозвучали слова Некрасова о Тютчеве как о замечательном русском поэте, «первостепенном таланте». Сборник его стихов вышел в свет в 1854 году, когда поэту уже было 50 лет. Имя Тютчева становится любимым для Тургенева, Достоевского, Фета, Майкова. Около 400 стихотворений составляют литературное наследие поэта, но значение их велико. Творчество Тютчева сложно и противоречиво. Меня покорили емкие, лаконичные строки поэта, за которыми угадывается тревога мятущейся, страстной души. Но понять эту тревогу мне удалось сравнительно недавно, когда я научилась воспринимать стихотворения Тютчева не только чувствами, сердцем, но и разумом. То, что раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли. Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему
Именно такому человеку открываются тайны: для него «солнцы дышат», «говорят леса», совещается «в беседе дружеской» гроза. Именно к нему, смертному, слетает с небес Поэзия. Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. В стихах Тютчева о природе трудно не уловить предпочтение весне. Чувство гармонии, радости, удовлетворенности говорит в строках, посвященных весенней и летней поре. Шедевром поэта являются «Весенние воды», получившие восторженную оценку Некрасова.
…Весна идет, весна идет.
Мы молодой ВЕСНЫ гонцы,
Она нас выслала вперед!
Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Каждое стихотворение здесь — своего рода шедевр. Беззаконная в глазах света лю бовь к Е. А. Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Широко известны стихи Тютчева, посвященные России и русскому народу.
«…О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии», — этими словами Ивана Сергеевича Тургенева я заканчиваю разговор о русском поэте, чье высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы.
20. Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.
«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты. Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного. Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Напр., Боткин говорил об искусстве как искусстве, вкладывая в это выражение весь комплекс понятий, относящихся к свободному от социального заказа и совершенному по своему уровню творчеству. Эстетическое — только компонент, хотя и чрезвычайно важный, в системе представлений о подлинном искусстве. Анненков чаще, чем Боткин, выступал с критическими статьями. Ему принадлежит свыше двух десятков объемных статей и рецензий, фундаментальный труд «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» и, пожалуй, самые богатые в мемуаристике XIX в. «Литературные воспоминания». Важным пунктом в эстетических воззрениях Анненкова был вопрос о художественности искусства. Анненков не отрицает «влияния» искусства на общество, но считает это возможным при условии подлинной художественности. И выражение «чистое» означает здесь не изоляцию искусства от насущных запросов общественной жизни, а совершенство его качества, причем — не только по линии формы, но и содержания. Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях: 1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»; 2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов; 3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.
Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе «Поэзия «чистого» искусства».
Творчество Ф.И.Тютчева
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
1. Какие дна мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»:
1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium!»
Самостоятельная исследовательская работа
(сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…»
и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…»)
Задания для сопоставительного анализа
- Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения.
- Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
- О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
- Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
- Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
- Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
- Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
Творчество А.А.Фета
Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…»
1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?
Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…» (1843):
1. На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
2. Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нем мир внешний и внутреннее состояние человека?
3. Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении?
Вопросы и задания к стихотворению «Еще майская ночь» (1857):
1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние?
6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?
Вопросы и задания к стихотворению «Заря прощается с землею» (1858):
1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта» (1881):
1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
2. Какой характер придает стихотворению его «безглаголыюсть»?
3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Отображение основных принципов теории “чистого” искусства в творчестве Ф. И. Тютчева 👍
Творчество Ф. И. Тютчева – вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого “чистого” искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. “Чистое искусство” создавало мир красоты, поэзии вопреки действительности. Кроме Тютчева к “чистому искусству” относились Фет, Майков, Полонский и другие.
Им противостояла революционно-демократическая поэзия. В. Г. Белинский так отозвался о “чистом искусстве”: “Мы тем не менее считаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в совей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало”.
Основными мотивами лирики Тютчева являются любовь и природа, которые в его творчестве переплетены единой нитью, дополняя и питая друг друга. Именно в стихотворениях, посвященных этим темам Тютчев наиболее полно выразил себя, свою философию.
Все стихотворения Тютчева проникнуты философией, а потому всю его лирику можно назвать философской. Природа для него – это не просто кладезь
мудрости, чувственности и чистоты, это прежде всего сгусток живых страстей, сил, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника, она живая:Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В этом стихотворении Тютчев говорит, что Мир – это живое существо, способное любит, говорит, свободное, у него есть душа. Природа – это таинственный мир. Но не каждому дано услышать его и увидеть.
Тютчев обвиняет своих оппонентов в глухоте и слепоте. В природе все едино, в ней есть слияние.
Поэзию Тютчева можно без тени сомнения назвать образцом “чистого” искусства, она лишена всего того, что порождает жизнь. В ней нет черствости, нет расчета, нет низменности, она высока и ирреальна, она наполнена звуками мироздания, эмоциями, которые переполняют человека, когда он находит в своей душе силы объединиться с природой, познать ее, отдать ей всего себя. К этому стремился и сам Тютчев.
В жизни поэта любовь и природа занимают особое место. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, “и блаженство, и безнадежность”. Будучи натурой бурной и пылкой, он часто увлекался “земными очарованиями”.
Любовь у Тютчева похожа на мир природы. Она возвышенна, отрешена от быта. Часто в его творчестве эти две тему переплетаются.
Так, например, ночь становится для лирического героя временем любовного откровения, когда раскрывается вся глубина чувств.
Тютчев жил сердцем и много любил. Любил женщин, любил свою родину, ее поля и перелески. Поэт был женат трижды, в его чувствах не было места лжи и расчету, и, вероятно, поэтому все браки были заключены по любви.
Он свято любил женщин, все его браки были заключены по взаимной любви, и все его расставания были тяжелыми и трагичными:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Эти знаменитые строки как нельзя лучше отражают романтичность и чувственность его натуры. Именно в любви видел поэт пробуждение к жизни, он просто не представлял себе жизни без любви, без страстей, без огня, который зажигает в человеческих сердцах это великое чувство. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще.
Это “блаженно-роковое” чувство требует от человека полной отдачи душевных сил. Любовная лирика Тютчева являет собой один из лучших образцов мировой любовной лирики. Потому что есть в стихотворениях что-то личное, индивидуальное, но близкое каждому любившему, независимо от возраста и эпохи.
В. Гиппиус так писал о любовной лирике Тютчева: “Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы”.
почему А .А. Фета назвали поэтом чистого искусства?
Стихи А. А. Фета — это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горахъ, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, нй присуще чувство света и покоя, Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались многие композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов и др) . Особая прелесть его стихов помимо содержания, именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нетничего земного, хотя говорит она именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый рой впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Вот наверно поэтому.
ну тип от чистого сердца. Ну и писал о прекрасном (любовь, мечты и т д)