Русский язык тире между подлежащим и сказуемым 5 класс: Тире между подлежащим и сказуемым — урок. Русский язык, 5 класс. – Проверочная работа по русскому языку в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Проверочная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс

Вариант 1
1. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Обозначьте, чем выражены главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Поставьте, где нужно, тире.
После каждого предложения напишите вопрос, на который отвечает сказуемое
.
1. Москва столица России. 
2. По улице идёт трамвай.
3. Геология наука о строении, составе, истории земной коры.
4. Вы разберётесь в этой проблеме.
5. Костюм совсем новый.
6. Лесть и трусость самые дурные пороки.
7. Земля велика и прекрасна.
8. Луна осветила окрестности.
9.Март первый месяц весны.
10. Я подхожу к морю.

11. Байкал самое глубокое озеро в мире.

12.  Сегодня прекрасная погода.

_________________________________________________________________________
2. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1) Самой простой приметой был дым костра.

2) Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3) Старый охотник стал моим лучшим другом.

Вариант 2
1. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Обозначьте, чем выражены главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Поставьте, где нужно, тире.
После каждого предложения напишите вопрос, на который отвечает сказуемое
.
1. Книга лучший дар дружбы.

2.Мы крепко привязали наши палатки.
3. Лес зимой гол и прозрачен.
4. Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

5. Кино это самый массовый вид искусства.

6. По утрам над полями расстилается густой пар. 
7. Декабрь начало зимы. 

8. Она не умна, а очень хитра
9. Мы видим на крышах изморозь.

10. Кончилась летняя тёплая ночь.
11. У лжи ноги коротки.

12.Волга величайшая река.

_________________________________________________________________________
2. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

2. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

3. Собака была его лучшим другом.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

— Добрый день, ребята! Пусть этот день принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

 Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!

— Откройте тетради, запишите дату. Прежде, чем открывать новое, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

— Внимание на экран. Ответьте на вопросы:

– «Рассыпалось» предложение, составьте его из слов:

  солнце, зимнем, встает, холодное, в, тусклое, тумане

Ученики проговаривают варианты предложения, затем записывают авторский вариант:

В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце.

1) Подчёркивание орфограмм, графическое обозначение выбора написаний.

2) Синтаксический разбор предложения,

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

III. Введение в тему и постановка проблемы урока.

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией )

1. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку:

Когда свои подчёркиваешь мысли,

Когда ты пишешь диалог любой,

Твоя отметка полностью зависит

От поперечной палочки одной.

(Тире)

– Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.)

– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.

– Прочитайте и запишите тему урока.

– Какие вопросы возникают? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

2. Упр. 459 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. Работа в парах.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.

– Чем они выражены?

– Как называется такое сказуемое?

– Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?

– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие нового знания. Поиск решения.

1. Упр. 460 – извлечение новой информации на основе таблицы.

– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)

– Как оно обозначено в таблице? (Стрелками.)

– Как вы думаете, почему стрелки двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.)

– Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.)

– Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно.

– Заполните примерами второй столбик таблицы.

2. Чтение текста в рамке после упр. 460.

– Что можно добавить к вашим выводам? (Тире – знак разделения.)

– Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.)

– Прочитайте предложения, в которых ставится тире.

– Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.)

– Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц.

– Составьте план рассказа о постановке тире (правила) в виде схемы.

3. Составьте алгоритм постановки или непостановки тире между подлежащим и сказуемым. (См. материал предметного диска – алгоритм «Постановка тире между подлежащим и сказуемым»»  к  п. 53).

1. Нахожу грамматическую основу предложения.

2. Определяю, какими частями речи выражены главные члены:

  подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.
                                                                   

                    да                                          нет

                                                               не ставлю тире

                                                               

           

  3.     Нахожу частицы:

      нет                          вот, это                     не               

 ставлю тире              ставлю тире             не ставлю тире            

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (текст, таблица), преобразовывать ее из одной формы в другую (план, рисунок, схема, ключевые слова, алгоритм), соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие пунктуационных умений.

1. Комментированный диктант под руководством учителя.

– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.

Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.

Сатурн – планета.

Чтение – вот лучшее учение.

Книга – это история народов Земли.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде). (См. материал предметного диска – ресурс «Предложения на постановку тире между подлежащим и сказуемым»  к  п. 53).

2. Работа по карточкам. Взаимопроверка.

3. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием).

– Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Каждой группе выдается карточка с предложениями.

После выполнения работы.

Учитель:

Нельзя кое­как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

Взаимопроверка работы между группами.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

ТОУУ

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

ТОУУ

VI. Итог урока.

Подведем итоги. Продолжите предложения:

— На уроке мы учились …

— Сегодня я понял(а)—

— Между подлежащим и сказуемым ставится …

— Мне понравилось на уроке…

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Уметь представить правило в виде схемы.

2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 80, 81

Дата урока

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. §54

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Планируемые результаты

Предметные

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученным правилом.

метапредметные

Иметь способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нем было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой только скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретиться образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточие.

— О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении?

— Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. знак первоначально назывался «черточкой», название «тире» появляется с начала 1820х годов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

— Откройте учебник, прочитайте тему урока §54

упр.433 (вместе)

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

— Чему мы должны сегодня научиться? (правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Грамматические задачи

Запишите предложения и решите, в каких из них вы поставите тире?

  1. Буратино – герой сказки А.Толстого.
  2. Он деревянный человечек.
  3. Лиса Алиса – хитрюга и проказница.
  4. Буратино весел и находчив.

— Почему в 1 и 3 предложениях вы поставили тире?

— Почему в 2и 4 предложениях тире между подлежащим и сказуемым ставить нельзя?

— Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым? (читаем еще раз в правиле – нужно вставить между ними указательное слово это или вот)

Запишите: Взаимное доверие – основа дружбы. Доброе начало – половина дела.

Работают с заданием, делают выводы

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

— упр. 434 (у доски вместе)

Выполняют упражнении, анализируют знаки препинания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

— Какой знак препинания помогает нам растолковать слово?

— Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимо?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

  1. Информация о домашнем задании

упр. 435.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— Что нового вы сегодня узнали?

— С какими трудностями вы столкнулись?

— С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку 5 класс » Тире между подлежащим и сказуемым»

 Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым» (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

— Вспомните, что изучает синтаксис.

— Что такое словосочетание?

— Назовите виды словосочетаний?

— Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» ( 4, 5,6,7  слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з .ма, х . лодная з. ма, пришла рано;

б) в . селые с . нички, с . нички и поп . лзни, кл . вали корм;

в) возле дер . ва; прол . тела мимо; х . лодный вет . р;

г) вес . ло играть, бегать и прыгать, в . селый д . нек.

2) Найдите соответствия. ( слайд)

1. Ветка ели

А) существительное + прилагательное

2 Сидел на ели

Б) существительное + существительное

3 Резкого ветра

В) глагол + существительное

2 группы карточек со словами.  Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

-Что вы знаете о предложении?  (Ответы учащихся.)

-Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

— Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

— Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

— Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. ( 11слайд)

— Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках 
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка — важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

-Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

— Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

-В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

— Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

-Какой вывод можно сделать?

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 79).

Физкультминутка.

4. Закрепление. Работа с учебником. Упр. 170.

Один работает у доски.

Словарная работа. ВЕТЕРИНАР   Подобрать однокоренные слова. ( ветеринария, ветеринарка, ветеринарный, ветеринарить) Составить словосочетания, предложения с этим словом. (  записать в тетрадь)

5. Обобщение. Слайд 19

6. Домашнее задание. Упражнение 171

7. Выставление оценок за урок. 

8. Рефлексия.

-Какую роль может выполнять имя существительное в именительном падеже в предложении?

Урок по русскому языку в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Цели:

-изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже;

— закрепить навык определения грамматической основы предложения в рассматриваемом случае;

— развивать познавательные процессы, орфографические и пунктуационные умения;

— воспитывать интерес к русскому языку

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Основная часть

  1. Вступительная беседа по теме

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Юлия Андреевна, а с вами я познакомлюсь по ходу урока. Запишите число. классная работа

2) Актуализация знаний

— Для начала давайте вспомним, какие части речи существуют в русском языке? (самостоятельные, служебные)

-Какие части речи относятся к самостоятельным? Какие к служебным? На какие вопросы они отвечают?

— Какой частью речи обычно выражены подлежащее и сказуемое? (подлежащее — существительным или местоимением, сказуемое — глаголом)

3) Анализ предложений

На доске написаны предложения:

Фламинго строят гнезда по берегам морей.

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов.

— Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором — малина.

— Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

4) Формулирование теми и цели урока

— Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым».

5) Изучение нового материала

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Правило повторяется учащимися 23 раза.

6)Словарно-орфографическая работа

 Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия. Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам. Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Назовите это слово.

Это слово гербарий.

— Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.

Гербарии — собрание засушенных растении.

—  Pасскажите о его правописании.

Слово гербарий состоит uз трех слогов. Второй слог ударный. Непроверяемая 6езударная гласная е, которую надо подчеркнуть и запомнить.

ФИЗМИНУТКА

6) Работа по учебнику

— Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» .

Разделитесь на три группы и составьте схему нового правила.

Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

7) Закрепление изученного материала

2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива.

3. Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси.

4. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая.

9) Выполнение упражнений на закрепление

— Расставьте знаки препинания в данных пословицах. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. (по цепочке).

Баня вторая мать.

Доброе начало половина дела.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

10) Работа по учебнику (упражнение)

11) Работа в группах по карточкам

  1. Моя мама шьёт одежду.

  2. Старший брат учится в институте.

3. Наш дедушка лечит зверей.(ветеринар)

3. Заключительная часть

1) Обобщение и выводы по теме

— Назовите главные члены предложения?

— Чем они могут быть выражены?

— Когда между главными членами ставится тире?

2) Оценивание учебной деятельности обучающихся

3)Домашнее задание. Упражнение 170.

Моя мама шьёт одежду.

Старший брат учится в институте.

Наш дедушка лечит зверей.(ветеринар)

Моя мама шьёт одежду.

Старший брат учится в институте.

Наш дедушка лечит зверей.(ветеринар)

Моя мама шьёт одежду.

Старший брат учится в институте.

Наш дедушка лечит зверей.(ветеринар)

Моя мама шьёт одежду.

Старший брат учится в институте.

Наш дедушка лечит зверей.(ветеринар)

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Тире между сказуемым и подлежащим»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» города Котовска

Открытый урок

Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим»

(5 класс)

Разработала: Минаева О.С., учитель русского языка и литературы,

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Цели:

1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

Тип урока, его место в системе уроков:

Урок усвоения новых знаний, 1-й урок в теме.

Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Ход урока

I. Организационный этап.

( Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. )

1 слайд

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Желаю всем хорошего настроения, а вам ребята, активной работы на нашем уроке.

2 слайд

-Откроем тетради, запишем число, классная работа и начнем урок с орфографической разминки.

II. Постановка цели и задач урока.

3 слайд

Орфографическая разминка

Футбол, хоккей, баскетбол, стадион, матч, велосипед, гимнастика, жюри, велогонки, соревнование.

1. Актуализация знаний.

-Какие орфограммы объединяет эти слова? (это словарные слова)

— В какую тематическую группу можно объединить записанные слова?

— Ребята, а вы любите спорт?

-Как вы думаете, зачем надо заниматься спортом?

— Объясните лексическое значение этого слова? -Какие источники информации могут вам в этом помочь? (толковый словарь)

4 слайд

-Примеры толковых словарей представлены на сладе.

-Давайте воспользуемся толковым словарем и узнаем лексическое значение слова. А в этом нам поможет Дима. Он дома заранее подготовил словарную статью со словом СПОРТ.

СПОРТ

Мужской род

1. Физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры.

«Лыжный с.»

-Давайте, пользуясь словарной статьей, запишем лексическое значение слова, оформляя запись одним предложением.

Спорт ( -) физические упражнения для укрепления организма.

— Какую синтаксическую конструкцию мы записали? (предложение)

-Назовите главный отличительный признак предложения. (наличие грамматической основы)

— Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).

— Выпишем, грамматическую основу. (подлежащее спорт, сказуемое упражнения)

-Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. (именем существительным, в им. п.)

-Прочитайте предложение выразительно.

-В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?

Информационная справка

-В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой.

Формулировка темы урока

-А теперь пришло время сформулировать тему урока. Посмотрите на запись. Как вы думаете, что будет предметом нашего разговора на уроке? (Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим»)

Целеполагание

-Ребята, перед вами лежат таблички: знаю- хочу узнать.

Подлежащее

Сказуемое

Грамматическая основа

Существительное

Именит. падеж

какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях

-Сформулируйте и запишите, какие начальные знания у вас имеются, чтобы понять тему. Здесь будут те термины, о которых мы с вами говорили на уроке.

(подлежащее, сказуемое — грамматическая основа, именительный падеж)

— А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы? (какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях)

III. Первичное усвоение новых знаний.

— Запишем предложение, которое представлено на слайде. Пользуясь графической записью, попробуем составить алгоритм наших действий.

— Ребята, есть начало предложений, ваша задача их продолжить.

Составление алгоритма деятельности (методика незаконченных предложений)

Алгоритм
  1. Запиши предложение.

  2. Найди

  3. Определи

  4. Поставь

Составление алгоритма

1. Запиши предложение.

2. Найди грамматическую основу.

3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.

4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

-Сверимся с учебником

Работа с учебником

-Ребята, откройте учебник на стр. 79. Прочитайте правило.

-упр. 172 (работа с учебником по образцу)

Работа с микротекстом: записать текста слайда, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания

Нет на з_мле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хру_кий и др…гоценный дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!

IV. Закрепление материала.

Задание: Ребята, на столах лежат карточки с предложениями. В отдельной колонке напротив предложений поставьте (есть тире — ставим плюс, нет тире — минус)

1.Мой брат…шахматист.

2. Ребята …весело играют в футбол.

3.Папа …болельщик ЦСКА.

4.Мой брат …смотрит матч.

5.Моя сестра…тренер по плаванию.

Взаимопроверка. Дана инструкция по выставлению оценок

V. Рефлексия.

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

hello_html_m1c2b5f4e.jpg

VI. Выставление и комментирование отметок

Ребята, мне хочется вам сказать большое спасибо за урок. Вы все МОЛОДЦЫ! Хорошо работали. Каждый из вас получит оценку за урок. Я еще раз просмотрю ваши предложения на карточках и выставлю отметки в дневник.ру

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В учебнике стр.79 выучим правило

Упражнение 172.

Полностью выполненное упражнение на оценку «4»,

на оценку «5» допишите два подобных предложения.

Приложение ФИ_______________________________

1)Таблица: знаю- хочу узнать.

2)Составление алгоритма

Алгоритм
  1. Запиши предложение.

  2. Найди ______________________________________________________

  3. Определи_______________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Поставь____________________________________________________________

3)Работа с микротекстом: вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания

Нет на з_мле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хру_кий и драгоценный дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!

4) Карточки с предложениями. В отдельной колонке напротив предложений поставьте следующие знаки (есть тире – ставим «+», нет тире — « — »)

1.Мой брат…шахматист.

2. Ребята …весело играют в футбол.

3.Папа …болельщик ЦСКА.

4.Мой брат …смотрит матч.

5.Моя сестра…тренер по плаванию.

Оценка:_____________________________

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

Выпишите из предложений грамматические основы, надпишите части речи.

Осень. Утро ярк..е , солнечн …е. Прозрачен и чист воздух. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х…лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень — предвестница зимы.

Послушайте лингвистическую сказку.

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.

 — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.

 Сказуемое обиделось:

 — Откуда ты взял? Когда это бывает?

 — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.

 — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.

 Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.

 — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.

 И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым-глаголом не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Выполняют упражнение

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

Сравните предложения:

Скоро наступит зима. Погода холодная. Ноябрь – последний осенний месяц. Он мостик к зиме.

Наша задача – хорошо учиться.

Курить – здоровью вредить.  

— Выделите грамматические основы.

— Объясните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Физкультминутка:

Раз —  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Прочитайте предложения:

Прилет журавлей есть признак весны.

Лес точно терем расписной.

Бедность не порок.

Выделите грамматическую основу. Как вы думаете, почему не ставится тире?

Отвечают на вопрос

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Составьте предложения к слайдам.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и писатель.

Юрий Никулин – выдающийся актер.

Евгений Степанович Савченко – губернатор Белгородской области.

— Объясните постановку тире.

Составьте четыре-пять предложений к картине И.Левитана «Золотая осень». Употребите предложение с тире между подлежащим и сказуемым.

Описывают картину, составляют текст.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Выполнение упражнений по учебнику

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).

Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Фронтальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Выполнение теста, взаимопроверка.

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.

2) Прилет журавлей__есть признак весны.

3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.

4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.

2) Наш долг__совершенствовать знания.

3) Эти равнины__словно море бескрайнее.

4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.

2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.

3) Наш край__богат и прекрасен.

4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.

2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.

3) Сегодня небо__как море.

4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

Выполняют тест, участвуют во взаимопроверке.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *