Как приучить детей к порядку – Консультация на тему: Памятка для родителей «Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине»

Содержание

Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Почему с появлением ребенка в доме заводится беспорядок? Можно ли предотвратить распространение хаоса или придется смириться? Об этом в передаче «Учимся растить любовью» телеканала «Союз»  Марина Ланская  беседует  с  Александрой Витманн, экспертом по чистоте и порядку.

Как научить ребенка поддерживать игрушки и вещи в порядке, не превращая процесс в муштру? Как не ссориться с детьми на почве быта и освободить время для хобби?

Наверное, ни одна семья не обходится без подобных проблем.

2a1d7e470048c516fb4ef52f3041e107 300x219 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?2a1d7e470048c516fb4ef52f3041e107 300x219 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Александра, проблема обучения ребенка уборке возникает очень рано. Бытует мнение, что родитель, как только становится родителем, сталкивается с проблемой уборки и порядка в доме. То есть ребенок, собственно, не виноват, а в доме кавардак.

Потому что родителям сложно одновременно и ухаживать за ребенком, и поддерживать чистоту в доме. По крайней мере, это очень распространенная ситуация. Можно ли сказать, что именно  она является началом тех проблем, которые потом нарастают как снежный ком?

– Наверное, начало проблем – в словах, которые мы используем. У нас даже тема программы обозначена: как приучить ребенка к порядку. Но мы ведь не приучаем ребенка к русскому языку, к вежливости. Мы говорим «научить» или «воспитать».

Очень хорошее слово «воспитать», потому что в нем русский корень «пит» – питать. Вот, чем питаем, какую пищу даем, то и растет.

Соответственно, если в тот момент, когда у нас появился ребенок, у нас в доме чисто, и мы действительно с этим легко справляемся и в первые дни жизни ребенка, и в первые месяцы, и в первые годы, то этот процесс происходит естественно.

А вот почему родители не готовы к рождению ребенка жить так, чтобы не ощущать этой проблемы – это другой вопрос.

Есть очень хороший стишок Агнии Барто, который мы – во всяком случае, наше поколение, с детства знали. Про Андрюшку:

Сын зовёт:

– Агу, агу! –

Мол, побудь со мною.

А в ответ:

– Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять:

– Агу, агу! –

Слышно с новой силой.

И в ответ:

– Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

Вот это стихотворение, когда мы читали с дочкой Барто, меня всегда поражало. А в чём проблема, почему он в другой комнате кричит «Агу!», а мама, такая ответственная, моет посуду? И в этом – отражение какой-то модели родительского поведения.

Мама уходит от ребенка, потому что надо навести порядок. А ребенок в этот момент должен либо найти себе какое-то утешение,  в современном мире очень просто: включить, например, какое-то изображение.

То есть мы с младенчества подменяем обычную жизнь, в которой есть обычные нормальные дела: покушали, помыли посуду, помыли руки, вытерли руки полотенцем. Мы подменяем это  такими вещами, как наслаждения, отвлечения, развлечения.

Соответственно ребенок уже в младенчестве дезориентирован, он воспринимает вот эту деятельность как что-то, что отнимает у него родителей: маму, папу, бабушку, того, кто за ним ухаживает.

В более простом традиционном обществе ребенок был при маме, держался за юбку, на руках висел где-то подвешенный, и во всем этом процессе принимал участие – хотя бы глазами. То есть в традиционной ситуации ребенок просто наблюдал. Ему 2-3 месяца, а он видит, что мама развешивает белье, вытирает посуду, что-то там делает в раковине, как-то подметает.

И ребенок может лепить тесто, мыть посуду. Пускай он будет делать это без какого-то качественного результата. Но уже маленький человек может все это делать прекрасно.

И ситуация, когда мы даем оценку очень рано, или отвергаем его участие, потому что стремимся к какому-то такому, знаете, идеальному результату: не дай Бог, он разобьёт эту тарелку, или он помоет плохо, или он испортит вещь, вот в этот момент мы, конечно, его отучаем от порядка.

e09e411f8c2ee6d48c50b69e18512e0a 300x225 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

e09e411f8c2ee6d48c50b69e18512e0a 300x225 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Вот если мы не делаем действий, противоречащих тому, чтобы ребенок в порядке участвовал деятельно – настолько, насколько его активность сама в этот процесс включается;

и если мы не ставим порядок между ребенком и собой как препятствие, которое законно позволяет нам игнорировать его потребности в общении с нами, то тогда у ребенка нет оснований относиться к порядку плохо.

Для него это интересно, потому что это, в общем-то, и есть вся его жизнь.

Мы затронули такой важный аспект как отношение современного человека – и ребенка, и подростка, и взрослого человека – к труду. Действительно, он у нас совсем не такой, какой был у предшествующих поколений. И  праздность, развлечения – они во главе.

И даже если мы трудимся, то для того, чтобы «заработать» эту самую праздность. Такое отношение к труду делает этот труд негативным и неприятным делом. А &

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога

🏠 » » Советы как приучить ребенка к порядку и чистоте

Повседневные дела ребенка и порядок.

В каждой семье существуют определенные правила, гласные и негласные. Они касаются домашнего рас­порядка, режима, норм поведения и многого другого. Приучение к ним ребенка — важная часть, если не ска­зать основа, его воспитания.

Слово «приучать» имеет особый смысл, отличный от слова «учить». Когда мы говорим «научить», то име­ем в виду передачу знаний ребенку: мы что-то расска­зываем, показываем, объясняем, одновременно он учится сам. Слово же «приучать» означает наше намерение добиваться от него регулярного поведе­ния. Например, чтобы он мыл руки перед едой, убирал игрушки, вовремя делал уроки, наводил порядок в вещах и т. д.

Неприученный к порядку и правилам, ребенок ока­зывается во власти минутных желаний, неуправляе­мых эмоций, случайных влияний.

развитие дисциплины у детей

Мы говорим, что он  не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время.

Правила дают ребенку ощущение не только по­рядка, но и уверенности в жизни.

Как  приучить детей  к порядку дома.

Приучение к порядку и правилам — специальная ра­бота, работа длительная, ежедневная и ежечасная! Часто она проходит трудно, с обидами и конфликта­ми. Хорошо известные «поля сражений» с детьми любого возраста — это еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать и др. Говорит мать одиннадцатилетней девочки:


У нас с ней все вроде бы хорошо, но есть один «ка­мень преткновения»: беспорядок в ее комнате. И не то чтобы она не умела убираться. Когда должны прийтм подружки, наводит идеальный порядок.
А обычно войти в комнату невозможно: вещи «раз­мазаны» по всей комнате, все валяется где попало!
Меня уже заранее трясет, когда я просто прибли­жаюсь к ее двери. А она грубит: «Отстань, надоела,сама знаю!». Если бы не это, мы бы жили мирно.

Вообще она неплохая девочка, учится хорошо. Но такой изъян в воспитании и я не могу с ним при­мириться! В этом вопросе меня просто заклинило!


Мать права: действительно «изъян» и действитель­но «заклинило» , между прочим, не только ее, но и дочь. Что-то было упущено, а сейчас уборка комнаты стала для обеих «камнем преткновения».

К сожалению, такие упущенные случаи могут при­вести и приводят к серьезным семейным разладам. Вот один пример.


В знакомой семье с двумя подростками появляется отчим. В прошлом он морской офицер и в силу своей бывшей профессии, да и по характеру человек, приученный к порядку и организованности. Подро­стки, наоборот, привыкли находиться «в свободном полете». Их мать, обремененная работой и учебой по вечерам, не могла обращать должного внимания на их «приучения». Неубранные вещи, оставленные на столе тарелки, разбросанная в прихожей обувь это еще «мелкие» дискомфорты, с которыми стал­кивается новый человек в семье. Накапливаются и более серьезные неприятности, потому что «про­спали, забыли, потеряли…». Так, девица теряет ключ от дома, лазает в окно, и в один прекрасный день «по проторенной дорожке» в дом забираются воришки и уносят что-то ценное. Из школы сообща­ют, что сын не успевает, так как прогуливает уроки… и т. д. Отчим пытается помочь матери ввести ребят в рамки

они обсуждают, догова­риваются, даже составляют письменные соглаше­ния. Но ситуация запущена, дети плохо поддают­ся исправлению, а бывший морской офицер, конечно, не А. С. Макаренко. Отношения портятся, накап­ливается глухая вражда. Мать оказывается между двух огней. Все в проигрыше. Печально, но планы создания новой семьи «разбиваются о быт»!


Итак, как же его приучать? Одного рецепта, конеч­но, нет, так как причины непослушания или неоргани­зованности ребенка могут быть разные. Лучше всего помнить о некоторых общих методах и закономер­ностях. Их довольно много, и они разные для разно­го возраста. Обсудим некоторые наиболее важные.

как организовать ребенка

Начинать как можно раньше приучать к порядку.

Не могу не поделиться одним впечатлением.


Дело происходило в Америке, на перроне пригород­ной электрички. На скамейке сидела юная мама негритянка с малышом на коленях. Маме на глаз можно было дать не больше лет шестнадцати, а малышу

не больше одного года. Оба общались улыбками, жестами и короткими словами. В ка­кой-то момент разыгравшийся малыш, шлепнул маму по лицу. «Stop itстрого сказала мать, подняв указательный палец. Но малыш скоро по­вторил свой шлепок. «Stop itснова строго по­вторила мать. После третьей попытки малыша дотянуться до лица матери, она сня­ла его с колен и поставила на ноги около себя (стоять он уже умел), пе­рестав обращать на него внимание. Малыш, захныкал; подождав не­много, мать снова посадила его на колени. В какой-то мо-__   мент на его подозритель­ный жест она просто под­няла палец с серьезным лицом и инцидент был исчерпан. Общение снова вошло в мирное русло.


Эта сцена запомнилась, наверное, потому, что было удивительно видеть такое необычное сочетание юности мамы и ее мудрого поведения. Молодая мать интуитив­но действовала абсолютно грамотно. Она четко и в то же время мягко сообщала малышу решительный запрет на недружелюбное действие по отношению к себе. Какими запущенными случаями на этом фоне выглядят подчас агрессивные выпады наших подростков в адрес матери!

Дело, конечно, не в географии или культуре стра­ны. В наших семьях можно найти сотни примеров еже­дневной, казалось бы, незаметной и в то же время не­обычайно важной воспитательной работы родителей. Эти примеры хочется собирать и приводить, они крас­норечивее любых умных слов. Вот один из них.


Семья сидит за столом. Все пьют чай и разговаривают. Бабушка испек­ла печенье; оно лежит на большой тарел­ке, посыпанное сахаром, и выглядит очень при­влекательно. Пока разливают чай, полуторагодо­валая девочка под шумок уже добыла себе печенье и с удовольствием его ест. Все тепло улыбаются ее находчивости. Мать, освободившись от чайни­ка, берет ее к себе на колени. Съев первое, девочка просит второе печенье, и мать позволяет его взять. Не доев второе, девочка тянется за треть­им печеньем. «Нет, говорит мать, я тебе не позволю, пока не доешь вот это», указывая на недоеденную половинку. Но та продолжает тя­нуться к тарелке с печеньем. «Нет, нет, мяг­ко, но настойчиво повторяет мать,

ни в коем случае нельзя! Нет, нельзя», это повторяется еще несколько раз: девочка живая и упорная, ма­ма мягкая, но непреклонная. До возможных слез дело не доходит, так как мать поднимается и уносит дочку в другую комнату. Через минуту она спокойно возвращается с девочкой на руках.

Чаепитие мирно продолжается, а тарелка, между прочим, уже отодвинута на другой конец стола.


Эта история может показаться очень обыденной, но именно поэтому она поучительна. На таких по­вседневных «уроках» ребенок осваивает беспреко­словность родительского «нет».

Так с самого раннего его возраста по золотым крупинкам собирается опыт послушания и овладения правилами поведения.

как родители могут помочь ребенку выполнять свои обязанности

Как организовать ребенка?

Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдают­ся некоторые постоянные «ритуалы» — укладывания спать, прогулок, приема гостей.

Невозможно перечислить все то, к чему приходит­ся приучать ребенка.

Важно чтобы то, что вы от него ждете, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.

Ведь постоянные нарушения и отклонения могут тоже закрепляться и грозить стать «правилами».

Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребенок ест, как он себя при этом ведет. Обыч­но еда — испытание не только для ребенка, но и для родителей. К сожалению, родители не всегда выдер­живают эти испытания.


В семье двухлетней девочки тяжелая проблема: дочка «ничего не ест» (эти традиционные слова родителей всегда удивляют — непонятно, как ре­бенок при этом выживает, да еще неплохо выгля­дит?). Девочку кормят отдельно от всех, так как нужны особые условия. Чтобы она открывала рот на ложку с кашей, мама должна петь, а няня тан­цевать (или наоборот). Эти песни и пляски про­исходят по нескольку раз в день и совсем измота­ли домочадцев.


А вот другой пример.

Мать пятилетнего мальчика озабочена его неор­ганизованностью. Правда, в доме есть дядя маль­чика, который умеет «приводить племянника в норму». Например, если тот вышел из-за стола, а потом возвращается, чтобы схватить кусок, дядя ему этого не разрешает. Мама довольна дей­ствиями дяди, считает их правильными. Но на вопрос: «А сами вы делаете так же?» отвеча­ет: «Нет, что вы, я ведь мама! Он пришел из са­дика, может быть голодный, надо дать покушать сколько захочет».


Так оказывается на разных чашах весов забота, ус­ловно говоря, «о желудке» и о нормах поведения. К со­жалению, первая чаша у родителей порой перевеши­вает, и, конечно, действуют они «из самых лучших со­ображений».

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Как помочь ребенку?

Вернемся к моментам, когда ситуация еще не так за­пущена. Заметим, что просто отслеживать выполне­ние правил недостаточно. Очень важно, чтобы роди­тель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.


Недавно я наблюдала мать, гуляющую с двухлет­ней дочкой. Девочка играла в песочнице. Подходи­ло время обеда.

«Давай, моя хорошая, обратилась к ней мать, будем потихоньку собираться домой. От­ряхнем руки, соберем формочки, положим их в па­кет… Куколку и совок тоже не забудем» (все это она приговаривала и делала не спеша, давая воз­можность девочке принимать участие).

«Сейчас пойдем домой… Ой, как хорошо ты мне помогаешь!.. Придем домой, разденемся, помоем ручки, будем есть вкусный супчик…»


Казалось бы, что особенного делала мать? На са­мом деле, очень многое! Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь!), поддерживая приятный тон обще­ния. Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, ко­торой надо было оторваться от игры и начать соби­раться — что всегда не просто дается ребенку (гово­рила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша). В-третьих, «озвучивала» и организовывала действия ребенка, помогая ему и в то же время со­храняя его инициативу — предлагала отряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, она планировала следующие ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик).

В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним — приучение его

к порядку и дисциплине.

Многие родители интуитивно ведут себя так же. Им нравится приговаривать, когда они занимаются с ма­лышом, и тем более обсуждать занятия и дела с деть­ми постарше.

С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать свое слово, выполнять взятые на себя обязательства. Когда дети умоляют за­вести щенка, купить хомячка или аквариумных рыбок, они горячо заверяют, что будут заботиться о своих пи­томцах и все делать сами. Но потом многое «забыва­ется», так что заботы ложатся на взрослых.

ребенок не хочет убирать за собой

Бесконфликтно приучать ребенка выполнять свое обе­щание — важная задача, но она, как и остальные «приучения», требует терпения и изобретательности родителей.

Сошлюсь на интересный случай из воспоминаний замечательного американского психотерапевта Миль­тона Эриксона. У него было восемь детей, и каждый из них испытал на себе умелое, часто нетрадицион­ное обращение отца с их детскими проблемами. При­вожу его рассказ:


У детей короткая память, но я отлично запоми­наю, что они делали или говорили.

Роберт однажды заявил: «Я достаточно взрос­лый, большой и сильный, чтобы каждый вечер вы­носить мусор». Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я ска­зал: «Хорошо, со следующего понедельника мы по­пробуем».

Он вынес мусор в понедель­ник и во вторник, но в среду за­был это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятни­цу и в субботу. Поэтому в суббо­ту я дал ему возможность как можно больше поиграть в ак­тивные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем в качестве осо­бого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночион сказал: «Пожалуй, я пойду спать».

Я отпустил его. По какой-то «странной слу­чайности» я проснулся в три часа ночи и разбу­дил Роберта. Я очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напом­нил ему, и он понес мусор.

Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и за­брался в кровать. Когда он крепко заснул, я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще боль­ше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он вынес его в мусорный контейнер у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному контейнеру, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта.

Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор.

Фактически, Роберт запомнил этот урок так крепко, что у него, теперь уже взрослого, вырвал­ся тяжелый вздох, когда я сказал ему, что опишу этот случай в своей книге.


В этом эпизоде отец повел себя, действительно, несколько необычно. Однако все, что он делал, было четко продумано и рассчитано на безусловный ре­зультат. Во-первых, он разбудил сына поздно ночью (причем дважды!), дождавшись, когда тот крепко за­снул. Для чего? — Чтобы дать ему сильнее прочувст­вовать, что держать слово — дело важное, во всяком случае, важнее ночного сна. Во-вторых, он провел всю «воспитательную операцию» в интересном тоне: не­прерывно сожалея и извиняясь. Почему? — Чтобы, сочувствуя и беря на себя часть вины, установить дру­жеский тон и тем самым предотвратить возможную негативную реакцию сына. Расчет оказался точным: мальчик не только добросовестно сделал все, но больше никогда не забывал о своем слове.

Использовать  «внешние средства»

Организовать себя дошкольникам и младшим школьни­кам помогают и так называемые внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструк­ций, расписаний и т.п., которые напоминают ребенку что, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и по­могают самостоятельно справляться с делами. Хочется особенно подчеркнуть «гениальность» этого способа.

Введение внешнего средства помогает  «убить сразу двух зайцев»:

  1. снять нагрузку с родителей
  2. делегировать ответственность ребенку.

К сожалению, родители не всегда готовы переда­вать свою роль такому неодушевленному «заместите­лю». Вот один из многих примеров.


Мать будит по утрам сына-второкурсника, кото­рый отчаянно сопротивляется всем ее усилиям. На вопрос:

—      А что, у вас нет будильника?
Мать отвечает:

  • Конечно есть, он его каждый день ставит, а когда тот звенит, затыкает и продолжает спать!
  • И что вы делаете?
  • Ну, я иду его будить. Иногда приходится де­лать это по нескольку раз. Он говорит: «Сейчас встану, не приставай!» А сам снова засыпает. Пока не разозлится на меня, тогда действитель­но просыпается и встает.
  • А что, если вы не станете его будить?
  • Так ведь он лекцию проспит!

Дальше можно было бы поинтересоваться, чья это забота, но ответ и так ясен: мать продолжает остав­лять эту заботу себе, мешая сыну взять на себя ответственность за свои учебные дела, а заодно на­учиться пользоваться вполне подходящим «вспомога­тельным средством».

недисциплинированный ребенок

Не бояться «уроков жизни»

Всем известны естественные следствия неоргани­зованности или непослушания — это наказания, кото­рые исходят от самой жизни.

В тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательно сти», стоит не мешать ему столкнуться с негативными результатами его действий

Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретет ценный опыт. Только что мы говорили о вста­вании или невставании по будильнику. Посмотрим на другую ситуацию, где мать повела себя более разумно.


Девятилетний школьник не сложил с вечера портфель, утром впопыхах не нашел тетрадку с домашним заданием, провозившись, опоздал в шко­лу, получил двойку. Приходит домой расстроен­ный и сообщает матери о случившемся.

МАТЬ. Жаль, что так получилось. Ты думал, что утром успеешь собраться.

СЫН. Вот именно, подумаешь, сложить какие-то две    (Ищет тетрадь.) Куда же она за­пропастилась!? Главное,    сделал домашнююработу, а она мне двойку!

МАТЬ. Тебе кажется, эта двойка несправед­ливая.

СЫН. Конечно! Если бы за знание, а то, го­ворит, «за несобранность»! За это надо ставить по дисциплине… (Обнаруживает тетрадь за столом.) Да вот же она! Смотри, я все правильно решил! Сейчас вот сделаю сегодняшний урок и на­рочно сразу положу все в портфель, чтобы знала…

МАТЬ. То есть, хочешь положить все заранее.

СЫН. Ну да, не собираюсь лопухаться второй раз!


Мы видим, что мать действовала очень мудро. Во-первых, она позволила сыну столкнуться с возмож­ными неприятными последствиями — не стала напо­минать о несобранном портфеле. Во-вторых, когда неприятность случилась, она сочувственно отнеслась к его переживаниям. Ее активное слушание позволи­ло сохранить дружескую атмосферу и помочь мальчи­ку извлечь полезный урок.

Жизнь порой учит лучше, чем родитель. И когда за неправильные действия ребенок наказывается «самой жизнью», то не стоит добавлять еще родительские назидания.

Мы обсудили несколько основных методов и законо­мерностей, учет которых помогает родителю и ребенку в нелегкой задаче приучения.

  • начинать по возможности рано и де­лать это систематически. Важно помнить о естествен­ных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
  • помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.
  • В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах
  • Исключительно важно следить за доброжелательные тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
  • Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встре­титься с неприятными последствиями своих действий.

Как приучить ребёнка к порядку?

Как приучить ребёнка к порядку так, чтобы это не стало для него мучением, и он не воспринимал уборку как наказание.

Часто разногласия между детьми и родителями возникают из-за беспорядка в комнате и вещах ребёнка. Родители, видя бардак и разбросанные вещи, стыдят своё чадо, ругают, хотя это не приносит желаемого результата.

На самом деле дети не замечают беспорядка, задача взрослых – научить их видеть грязный пол, неубранную постель, разбросанные книги или игрушки и понять, что беспорядок, это неудобно. А порядок поддерживать, это удобно, так как все вещи лежат на своих местах, их легко найти; порядок – необходимость, потому что за аккуратное оформление домашнего задания в тетради, учитель обязательно поставит отличную оценку; порядок – приятно, потому что пригласить друзей приятнее в чистую комнату, общаться приятнее с аккуратным человеком.

Когда начинать приучать и как

  • Для маленького ребёнка  — интересная игра.

Уборку игрушек можно воспринимать, как игру в «уборку игрушек». Важно не отбить у дочери или сына охоту следить за порядком слишком завышенными требованиями. Приучать малыша убирать игрушки можно лет с двух — трёх, тут родители должны понять, когда это действие доступно для их сына или дочки.

Малыши любят подражать взрослым и вместе с ними мыть посуду, вытирать пыль, убирать игрушки. Последнее занятие им по силам, но нужно преподнести его в игровой форме: то есть убрать машинки в «гараж», животных на «ферму» и т.п. Можно заранее приготовить коробки для «гаражей», «ферм», «спален». Почаще нужно детей хвалить, а ругать и выговаривать за неправильно выполненную работу не стоит, они ещё малыши.

  • Детям постарше: лет пяти – восьми, можно уже доверить полив цветов, мытьё посуды.

Нужно составить список доступных для ребёнка дел: он может выносить мусор, застилать свою постель. Если цель родителей воспитать нормального, уравновешенного человека, а не педантичного, помешанного на чистоте, то не загружайте его чрезмерной работой. У ребёнка должно быть время и на более интересные занятия. Важно назначить ему дела, которые выполнять будет только он и никто другой, конкретные его обязанности в семье.

  • Начинать приучать к порядку в возрасте от 9 до 14 лет – поздновато.

Здесь потребуется значительно больше сил и нервов, такта и сдерживания эмоций. Прибегая к унижающим замечаниям, родители добьются полного отказа от выполнения требований и просьб, лучше просто и конкретно указать на то, что и когда должно быть выполнено. Пусть уборка совмещается с включенным телевизором, прослушиванием музыки.

Идеальный порядок в доме не всегда гарантирует, что ребёнок вырастет таким же аккуратным, как его родители. Врождённая аккуратность, это всё же редкое качество, поэтому нужно прилагать усилия для воспитания детей, быть для них образцом и начинать приучать детей к порядку пораньше, заниматься этим постоянно.

Начни с себя – самый главный принцип, который работает везде и всегда, лучший воспитательный фактор — личный пример родителей.

Ребёнок с самого рождения должен жить в чистоте и порядке; не нужно мешать малышу «помогать», пусть даже он не понимает, для чего это нужно, обязательна похвала за «помощь»; всегда нужно считаться с возможностями ребёнка, непосильные в его возрасте задания в дальнейшем отобьют всякую охоту заниматься уборкой; не требовать больничной стерильности или абсолютного порядка, так как нормальная активность ребёнка, его занятия, игры подразумевают некоторый беспорядок, будет достаточно, если нетерпимость к неряшливости и бардаку станет нормой; никогда уборка не должна быть наказанием за проступки.

Аккуратность, порядок — важные составляющие в жизни человека и его семьи, но не самые главные.

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника

Как приучить ребенка к порядку? Научить самостоятельно складывать игрушки, помогать маме с уборкой? Думаете, это нереально? Все возможно, если следовать нашим рекомендациям и проявить терпение и настойчивость.


olga-krav4enko.livejournal.com 

О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире. Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом. Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.

С какого возраста начинать?

Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь». В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.

Вы учите ребенка быть самостоятельным и ответственным,
он привыкает проявлять усилие, даже, когда не очень хочется.

Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.

Как приучить ребенка к порядку?

Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек. Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит. Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.

gidgood.ru

Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе. И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф. И никаких компромиссов!

Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка»


www.kraskizhizni.com

Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.

Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.

Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.

Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.


deti86.ru

Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.

Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.

Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.

Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.

Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.


vskormi.ru

Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров. 

С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.

Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор. Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним. Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.

Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь. У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать. Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме, как это красиво и удобно.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы приучаете своих детей к порядку? Какую работу по дому выполняет ребенок? Убирает ли сам игрушки? Ждем ответов в комментариях.

Как приучить ребенка к порядку и воспитать чистоплотность

Девочка с мамой занимаются уборкойПриучить детей к порядку дома довольно сложно, но реально. Родителям придется проявить терпение и потратить некоторое количество времени, чтобы научить чадо убирать у себя в комнате, помогать взрослым в домашних делах. Очень важно сделать так, чтобы ребенок не испытывал к трудовым обязанностям антипатию. Нежелательно показывать, что наводить порядок – это тяжкий труд или наказание, наоборот, надо дать понять, что это необходимая составляющая жизни каждого человека. Как приучить ребенка к порядку и одновременно приучить к чистоплотности? Педагоги утверждают, что лучше всего вырабатывать привычки к выполнению домашних дел в форме игры и личного примера.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша. И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Девочка моет посудуНапример, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

  • Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой. Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.
  • Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей.

  • Дети помагают взрослымТретий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
  • Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса.

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

  • Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать. Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
  • Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием.

Мама помагает дочке составить список делРекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

     

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь.

Интересные способы приучения к порядку и дисциплине

1. Чтобы побудить ребенка навести порядок в своей комнате, личных вещах, предметах гигиены, можно воспользоваться советами психологов:

  • Если в доме есть множество игрушек, то можно предлагать малышу сортировать их. Например, в один ящик сложить только машинки, в другой ящик поместить конструктор, а в третий положить кукол и так далее.
  • Для детей постарше можно придумать игру в детективов. Спрятать игрушку и попросить навести порядок в комнате, ведь она впоследствии обязательно найдется в самом неожиданном месте.
  • Чтение также поможет превратить уборку в интересное занятие. Пока дошкольник убирает, мама читает ему интересную книгу.
  • Малыш с удовольствием выполнит домашние дела, если мама предложит ему потом отправиться с ней на прогулку.
  • Мультики, комиксы, фильмы косвенно помогают приучить ребенка к порядку и дисциплине.

2. Психологи уверяют, что лучшим способом приучения детей к порядку является аккуратность самих родителей. Следует на своем примере показать, как важна чистота в доме и что значит аккуратность для ребенка.

3. Мама помагает дочке составить список делНеобходимо позволить дошкольнику самостоятельно организовать собственное пространство в комнате, разложить вещи по местам, которые он считает нужными. Например, большинство родителей убеждено, что шкаф для одежды категорически не подходит для хранения конструкторов. Но чадо искренне не понимает, почему в своей комнате он не может быть хозяином. Можно пойти на компромисс и переложить одежду в другое место, поставив при этом условие чистоты и аккуратности в шкафу.

4. Следует призывать соблюдать порядок в комнате спокойным голосом, без криков и команд. Иногда приходится десять раз повторить требование, чтобы малыш его услышал. Следует учитывать, что дети не в состоянии выполнять несколько задач в одно время. Поэтому сначала лучше закончить игру, а потом уже приступить к другим делам.

5. Рекомендуется спросить у собственных родителей, каким образом они приучали к порядку вас. Вполне возможно, что можно воспользоваться проверенным способом.

6. Когда ребенок твердо понял, что в его обязанности входит поддержание порядка, желательно выработать общие правила, чтобы порядок удалось сохранить на длительное время.

7. Планирование позволяет выполнять домашние дела поочередно, тогда все получится сделать быстро и без лишних проблем. Следует донести до сознания маленького члена семьи, что следует сначала убрать на столе, а затем уже переходить к уборке пола, иначе все труды окажутся напрасными.

8. Желательно составить распорядок дня и проанализировать его, понять, будет ли дошкольник или школьник все успевать и давать себе время для отдыха и выполнения уроков. Если сын или дочь выполнили все, что от них требовалось, можно поощрить их новыми игрушками или сладостями, но не стоит часто "покупать" этим послушание малышей.

9. Можно вручать специальные звезды или медали из бумаги за каждое выполненное задание, а когда их наберется достаточное количество, то вручить обещанный презент.

10.Выполнять каждый этап уборки нужно не больше 20 минут, иначе на другие дела не хватит времени и сил дошколенка. Можно действовать параллельно: мама моет посуду, а дочка ставит ее в шкаф.

Распространенные ошибки родителей

Как приучить ребенка к порядку без ошибок и проблем? При приучении ребятишек к порядку не стоит делать наиболее распространенных ошибок родителей:

Ошибки родителей

  • Избегать критики. У чада может не получиться с первого раза совершенно незнакомое занятие, для этого требуется многократное повторение.
  • Нельзя сравнивать умения малыша с другими детьми, которые справляются с заданиями лучше. Это может вызвать только неуверенность в собственных силах.
  • Необходимо постоянно следовать правилам и не нарушать их. Если каждый день вечером ребенок поливает цветы, то он и должен продолжать это делать. Если выполнять обязанности нерегулярно, то результата добиться не получится.
  • Не стоит обещать. Нельзя выстраивать "товарные" отношения с детьми, к примеру, ты помой пол, а я тебе дам поиграть в телефон. Дети, которые постоянно получают награды за выполненные действия, не в состоянии трудиться осознанно.
  • Перегрузка запрещена. Не стоит в один день давать слишком много заданий маленькому члену семьи. Переутомление существенно портит настроение, если чадо пришло после тренировки усталое, то оно не в состоянии помыть посуду или пропылесосить.
  • Не давать послабления. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда бабушки не дают ничего делать ребенку, жалея его и предпочитая делать все самостоятельно. Могут при нем поучать родителей, говорят о неправильном воспитании. Этого делать нельзя, ведь впоследствии чадо не сможет делать по дому ничего по причине, что он еще "маленький".
  • Не надо кричать. Крик показывает родительское бессилие и больше ничего. Дети прекрасно это понимают и являются отличными манипуляторами, зная, что мама покричит и сделает в итоге все сама.

Воспитание любви к порядку и уборке является сложнейшей работой для родителей, это требует огромного терпения. Однако умение делать домашние дела и оказывать помощь по дому поможет сформировать воспитанного и взрослого человека, способного отвечать за свои поступки и уважающего чужой труд. Любой родитель мечтает об этом, поэтому следует постараться, чтобы приучить своих ребятишек к порядку.

Как приучить ребенка к порядку и чистоте

На игнорирование ребенком просьбы собрать игрушки, можно услышать слова:

— Ну лентяй! Весь в папу… Да, гены пальцем не задавишь.

Родители часто перекладывают неудачи в воспитании ребенка на характер малыша и обвиняют «некачественные» гены. Что это за гены и почему они виноваты? А может дело в другом?

Ребенок не взрослый! В силу несовершенной психики и неразвитой силы воли дети требуют особого подхода. Хитростью и небольшими уловками можно добиться большего результата, чем приказами, упреками и наказаниями. Итак, как приучить ребенка к порядку в доме.

8 заповедей для родителей

Никакие приемы и способы не помогут приучить к порядку маленького неряху, если взрослые не соблюдают следующие правила.

  1. Обязательно: Показывайте личный пример. Маленькие дети любят подражать взрослым. Родители для них образец поведения. Невозможно научить ребенка убирать за собой вещи, если мама и папа сами не поддерживают порядок. Чтобы привить малышу привычку, ее нужно сначала воспитать в родителях.
  2. Будьте последовательны. Не делайте поблажек. Пожалев ребенка, и позволив ему один, другой раз не убрать за собой, он поймет, что маму можно уговорить. И такие уговоры-договоры станут нормой: «А можно потом?», «Давай уберем позже».
  3. Не забывайте хвалить. Похвала — мощный стимул. Без нее привить привычку достаточно сложно. Иногда стоит лишь поблагодарить малыша, чтобы у него появилось стойкое желание «помогать».
  4. Воспитывайте регулярно. Нельзя закрепить привычку, занимаясь этим от случая к случаю. Ребенок не понимает, почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя. Другими словами — не ленитесь! Приучайте малыша к порядку ежедневно.
  5. Никогда: Не заставляйте и не наказывайте работой. Насильственными методами воспитать привычку невозможно. Она формируется в добровольном порядке. Вынуждая и обязывая убираться в доме, вы отобьете всякое желание ребенка помогать.
  6. Не делайте за него. Малыш не должен видеть, что убраться в комнате вместо него могут другие. Иначе он поймет, что самому делать необязательно. Даже когда кроха устал или болен, лучше отложить уборку, но, ни в коем случае не убирать вместо него.
  7. Не кричите на ребенка. Не нужно делать из него неврастеника. Криками и скандалами вряд ли добьетесь положительного эффекта. Ребенок станет бояться и при вас убирать в комнате. Но как только родители за порог — вещи будут «раскладываться» где попало.
  8. Не критикуйте и не ругайте за неудачу. Малыш старался, хотел помочь… С каждым бывает… Поддержите малютку. Скажите, что в другой раз обязательно получится. Нельзя, чтобы он разочаровался. Иначе в следующий раз всячески станет отказываться помочь.

Приучаем к порядку

Чаще всего родителей тревожит бардак в комнате малыша. Только наведешь порядок, через 30 минут его как не бывало. Но на этом кавардак не заканчивается. После завоевания детской наглые игрушки начинают оккупировать другие комнаты. Скажем «СТОП!» беспределу, или…

Хитрые способы для маленького лентяя

Игрушки, пора домой.

Соорудите для игрушек и детских предметов домики. Желательно, чтобы жилища были яркими и красочными. Малышу будет гораздо интереснее отправлять игрушки по домам, нежели наводить «серьезный» порядок в комнате.

Машинам можно сделать гараж из картона. Обклеить его цветной бумагой, вырезать ворота и придумать вывеску. Кукол удобно убирать в домик-шкаф, где полки — это кроватки. Сшить туда кукольные подушки и одеяльца. Снаружи двери шкафчика тоже нужно преобразить: нарисовать окно и крышу, облака, солнышко.

Мелкие предметы практично хранить в коробках-домиках. Обклейте их пестрой бумагой, обозначьте окошки и смастерите из картона треугольную крышу.

Читаем также: как хранить ЛЕГО

Давай поиграем.

  1. Вариант 1. «Кто быстрее?». От такого развлечения не откажется ни один ребенок. Предложите малышу соревнование. По команде взрослый и ребенок собирают разбросанные игрушки в коробки. Кто быстрее соберет — тот выиграл.
  2. Вариант 2 «Разложи правильно!». Смысл игры рассортировать предметы по одному признаку. Например, в одну коробку мягкие игрушки, в другую — твердые, мелкие — крупные, деревянные — металлические, красные — синие и т.д.

Сказочная уборка.

Навести порядок в комнате помогут персонажи из сказок. Предложите ребенку перевоплотиться в сказочного героя. Девочка, надев крылышки, превращается в фею порядка или волшебницу детской комнаты. Мальчик может стать роботом-уборщиком или с помощью игрушек (ракеты-полицейского, грузовика-помощника) развозить предметы по местам. Играючи малыш с удовольствием уберёт в детской и еще наведет порядок в маминой спальне, в гостиной и других комнатах.

Поезд. Взрослый — диспетчер.

Он координирует действия малыша. Ребенок изображает поезд, который ездит по комнате и внимательно слушает, что скажет диспетчер. На слова «Станция роботов» (кукол, грузовых машин, кубиков) малыш собирает названые предметы и отвозит их по местам. Таким образом убирает всю комнату.

Объявляется генеральная уборка!

Собираясь навести кардинальный порядок в квартире, не забудьте про малыша. Принимают участие все жильцы! Торжественно объявите о начале мероприятия. Распределите объем работы и включите энергичную музыку. Еще интереснее, если за каждую уборку участники будут накапливать баллы, а затем обменивать их на приз. Предварительно договоритесь, какое количество баллов нужно собрать.

История игрушек.

Обнаружив в очередной раз разбросанные игрушки, спрячьте самые любимые. Через какое-то время ребенок заметит пропажу. Расскажите малышу историю о сказочной стране, где живут игрушки, которых обижали, забывали, не убирали в домики. Теперь его любимцы ушли туда искать себе новый дом. Можно написать им письмо, попросить вернуться. Однако нужно пообещать, впредь, убирать их на свои места.

Воспитываем помощника

  • Маленький «Помогайка». Приобщайте малыша к любой посильной для него работе ежедневно. Собираясь в магазин, прихватите пакетик и для ребенка. Поможет нести покупки. Попросите поднести сумку, помыть чашку, игрушку. Намочите тряпочку, пусть вытирает пыль с доступных мест. Вместе пропылесосьте ковер. Поблагодарите маленького помощника, и ни в коем случае не переделывайте работу ребенка в его присутствии. Иначе он подумает, что маме не понравилось, разочаруется и в будущем не станет помогать;
  • Небольшая обязанность. Придумайте для крохи маленькое, но постоянное задание. Например, менять поилку попугаю, кормить хомячка или следить, чтобы не было пыли в определенных местах. В зависимости от возраста он может развешивать небольшие вещи после стирки, раскладывать продукты, прибывшие из магазина или вымытые ложки и кастрюли на места. Обязанность воспитывает в детях ответственность и дает почувствовать себя нужным и полезным;
  • Ритуал. Отличный способ поддерживать порядок в комнате — это ввести обычай. Например, перед тем, как отправиться на прогулку, обед или лечь спать — малышу нужно прибраться в комнате. Сперва ритуал поддерживают родители и ребенок. Со временем помощь взрослого уменьшается, а церемония уборки всецело передается младшему члену семьи. Он привыкает и через какое-то время самостоятельно наводит порядок, стоит лишь ему напомнить, что скоро на прогулку, или обед уже готов.

10 шагов как приучить ребенка к порядку

Родителям на заметку!

  • Приучайте с раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем проще закрепить привычку. Малыш привыкает убирать за собой. Порядок в комнате для него становится нормой. Это оградит вас в будущем от ненужных: «не хочу», «устал», «потом»;
  • На позитиве. Обращаясь к ребенку, включайте яркие позитивные эмоции. Дети заражаются хорошим настроением, и тогда с ними легче договориться. Работа пойдет быстрее, веселее и интересней;
  • Выбирайте правильно время. Навести беспорядок в комнате гораздо легче, чем его устранить. Уставший, сонный ребенок — не помощник. Находите время на уборку до того, как малыш утомится или захочет спать;
  • Поддерживайте интерес малыша. Другими словами, не отбивайте с раннего возраста стремления юного помощника. Как часто можно услышать: «Не трогай! Ты еще маленький!», «Поставь на место. Я сама уберу!». Именно с этих слов начинает гаснуть желание ребенка помогать. Пусть он мал, неуклюж, неважно, что разольет… Помогите ему, поддержите, но не запрещайте!
  • Приучайте постепенно. Привлекая кроху к уборке, не переусердствуйте. Дети не должны перетруждаться. Пока ребенок мал, ему помогают родители. Чем старше чадо, тем меньше участие взрослых;
  • Не требуйте и не ждите идеальной уборки. Невозможно сразу научиться быстро и аккуратно убирать. Чтобы оттачивать свои умения, ребенку нужно время и практика. На первых порах достаточно того, что малыш просто разложит вещи по местам. Постепенно учите складывать аккуратно, расставлять красиво;
  • Не приучайте к вознаграждению. Иначе в будущем, даже за небольшую работу, с вас будут требовать плату. Конфетка или мультфильм в качестве поощрения могут быть в исключительных случаях. Наградой за наведение порядка в комнате должна стать похвала.

Малышам нравится копировать и помогать взрослым. Нужно просто вовремя заметить их стремления и поддержать интерес.

Читаем также:

Как приучить ребенка к домашней работе

Психолог Дмитрий Карпачев

Как приучить ребенка убирать игрушки? Сразу хочу сказать, что вам мой ответ не понравится. Я объясню его, обосную, почему так должно быть

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как приучить ребенка 5 лет к порядку- личный опыт

Как приучить ребенка 5 лет к порядку не ломая характер

Очень важно приучая к порядку не ломать ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел чтобы в его царстве-государстве было чистенько и все по полочкам разложено. Это непросто. Опишу личный опыт. Всё детки естественно разные.

Начинать никогда не поздно. У каждого родителя есть границы, о которых наши карапузы четко знают. Моя принцесса знает, что я люблю чистоту и порядок. Если ваши слова расходятся с делами это насилие и резонный вопрос: » Почему ты не складываешь». Начните с себя. Начните наведения порядка с малых территорий. Пусть вначале это будет хоть письменный стол. Важно начать и не отступать.

В некоторых семьях малыши четко понимают, что мама любит когда все сложено. Если в вашей семье не так, не отчаивайтесь. Если понимаете, что не можете быть личным примером откровенно поговорите с вашим карапузом о том, что вам очень хочется, чтоб порядок был и вы ВМЕСТЕ ежедневно будете его поддерживать. С вас (что там с вас?) С малыша ежедневно убирать и раскрадывать свои вещи и игрушки.

Даже если у вас дома практически всегда прибрано и не валяются вещи внимание крохи на этом нужно акцентировать (для него это естественная среда обитания). Постепенно подводите к мысли, что ты уже большой/ большая, и вот с понедельника (выбираем четкую дату) и тут важный психологический момент…чем будете мотивировать? Продумайте заранее:

  • Я доверю тебе самой убираться в комнате ( если есть стремление подражать)
  • Ты же моя помощница и можешь сама уже
  • Я буду очень тобой гордиться, если ты сама
  • Мы же с тобой хотим ( все что угодно, чтоб подружка увидела как все сложено, чтоб бабушка похвалила)
  • Скоро совсем в школу и это часть взрослой жизни (если есть стремление быть взрослой)

Пример сада здорово помогает приучать ребенка к порядку

Ваш карапуз ходит в сад? Если ходит, то тут есть один момент, который здорово вам поможет. Во всяком случае в группе, куда ходит моя принцесса все именно так. Когда я переступаю порог группа, ей мгновенно другие детки сообщают, что пришла её мама, НО я слышу голос воспитательницы, которая очень четко поясняет, что нужно сложить игрушки, которыми она играла ( не за всеми детками, а только те, которыми  именно она играла сейчас) и ВСЕ.  Причем никто из малышей никогда ничего не возражает. Там это норма. Иначе и быть не может.

Вывод отсюда какой напрашивается? Что кроха при желании очень здорово умеет не просто собрать игрушки, но и сделать это максимально быстро. Остается выяснить почему дома нет такой же схему поведения.

Что помогло лично мне? Много моментов. Мотивация, похвала, а где-то и просто настойчивость.

После увиденного в группе, я аналогичным образом перед сном ввела правило » игрушки в пакетах». Цель — просто донести до своей обожаемой дочурки, что на полу не должно оставаться ничего из игрушек. Ни одной. Вроде все просто, но и тут она не сдавала позиции. Кажется просто покидай все в пакеты и все, тема закрыта. Нет, она специально часть постоянно с пола просто перекладывала на тумбу под телевизор. Я четко понимала, что это скрытый протест.Так она демонстрировала, что последнее слово за ней.

Я «не ведусь» на провокации. Нет смысла доказывать 5-летнему созданию, что вы тут глава семьи. Доказывается, значит сомневаетесь. Мы же взрослые и способны мыслить  и видеть дольше событий 1 дня и месяца. Бывает также трудно отучить ребенка от планшета и игр в телефоне.

Постепенно со словами, что помогаю ей я начала сама брать эти демонстративно переложенные предметы и доклыдывать их в пакеты. Первая реакция возмущение, спустя некоторое время смирение, а следом она уже и сама перестала их оставлять. Настойчивость и терпение.

В чем  секрет успеха приучения к порядку ребенка 5-6 лет

Не только в настойчивости, но и в постепенности, в терпеливости. Никто не гарантирует, что вы не будете срываться. Я тоже срывалась. Порою она заигрывалась у прибирание затягивалось надолго. Я сгребала сама все оставленные игрушки и выносила на лоджию на некоторый период времени.

В чем последовательность спрашиваете вы? В том, что на смену скидыванию обычному пришла сортировка. Одни пакеты для посудки, другие для фиксиков, а третьи для мебели, куколок.

Некоторое время назад пакеты сменились  большими коробками из под сапог. С четками разделением игрушек по признакам.

В 5 с половиной лет она уже не только умеет их раскладывать, но и добавилась новая обязанность некоторые из них красиво расставлять на столе. Коробки уже на автомате складываются.

Не забывайте, что ваш карапуз уникален. Он особенный. Не забывайте хвалить если ваш 5-ти летний малыш навел порядок. Для них это победа и повод для гордости. Моей принцессе складывание одежды не доставляло особой трудности, в то время как некоторые детки легче собирают игрушки, но им сложнее с вещами. Успех прийдет:

  • Личный пример
  • настойчивость,
  • последовательность

Конечно будут моменты, когда малыш снова постепенно будет стараться вернуться к прежнему поведению и тут только от вас, вашей выдержки и дисциплины будет зависеть как надолго растянется процесс приучения к порядку вашего 5 летнего малыша.

Надеюсь данная статья о том, как научить вашего ребенка наводить порядок в своей комнате, складывать вещи и игрушки вам оказалась полезной.

Думаю вас могут заинтересовать статьи:

Автор текста: Наталья Чалая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *