Картинки для детей органы чувств – Материал (старшая, подготовительная группа): ДИДАКТИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Страничка психолога Зуевой Юлии: Дидактическая игра «Органы чувств»

Хочу поделиться своей дидактической игрой «Органы чувств». Можно сохранить картинки, распечатать, заламинировать и играть)

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. ·        закрепить знания об основных органах чувств; ·        расширить словарный запас; ·        развивать связную речь; ·        развивать внимание. Игра состоит из пяти больших карточек, соответствующих пяти органам чувств: «Глаз» — зрение «Рот» — вкусовые ощущения «Нос» — обоняние «Ухо» — способность слышать «Руки» — тактильные ощущения
И 30 маленьких круглых карточек с изображениями основных действий с данными органами чувств.

Нужно подобрать каждому органу чувств шесть маленьких карточек и объяснить, почему та или иная карточка подходит к данному органу.
Власть чувствует Подходящие карточки
«Телевизор», «Радуга», «Очки», «Книга», «Плачущий глаз», «Лупа»
«Телефон», «Колокольчик», «Магнитофон», «Бубен», «Будильник», «Наушники».
«Лимон», «Конфета», «Соленые огурцы», «Репчатый лук», «Кружка с горячи чаем», «Тарелка супа»
«Апельсин», «Чеснок», «Еловая ветка», «Духи», «Цветок», «Блюдо с едой»
«Лопата», «Указательный жест», «Ложка», «Пишущая рука», «Рукопожатие», «Девочка гладит кошку»

psiholog442.blogspot.com

Органы чувств — наши помощники. Только идеи.

Наши органы чувств – наши помощники. Но знают ли наши дети о них?
Однажды мне принесли стопку карточек. Без названия игры. Поэтому автор мне не известен.

Но Вы самостоятельно можете приготовить подобную игру.
Карточки двух видов – предметы и органы чувств человека.

Карточки имеют вырезы и выступы. Но я их удалила. Дети быстро собирают пары, ориентируясь на характер отверстий.

Вот они наши помощники – язык, нос, глаза и уши.

Все эти предметы издают звуки, которые мы слышим. Нам помогают уши. Если глазки закроем, все равно услышим.

А вот видеть нам помогают глаза.

Эти опыты желательно повести с закрытыми глазами. Запах вкусных пирогов разносится по всему дому. Нам не надо заходить в кухню, чтобы догадаться: мама сегодня что-то стряпает.

А вот попробовать, как это вкусно, сладко, кисло или горько можно только с помощью языка.

Игра «Третий лишний».

Первый тип заданий – предметные карточки.
Цветы есть и на первой, и на третьей карточки. Но вот запах издают только цветы, которые стоят в вазе. На картине они не пахнут.

Второй тип задания.
Лишняя – предметная карточка.
Музыку можно слушать и с закрытыми глазами. А любоваться картиной и смотреть передачу с закрыты глазами невозможно.

Лишняя карточка с изображением органа чувств.
Подобран не тот, который нужен для определения запаха.

Ловушка. Все карточки – лишние.
Это задание составлено хитроулыбающимся ребенком.

И как всегда ребенок может сам себя проверить.

Карточки, с изображением органов чувств можно распечать, а предметные картинки может найти и сам ребенок

   

Задание под силу четырехлетним.

  

stranamasterov.ru

Интернет-урок по окружающему миру «Органы чувств человека»

Продолжаем серию Интернет-уроков по окружающему миру. Поговорим мы сегодня об органах чувств. Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета была для живых существ совершенно тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, прикосновения, тепло и холод, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности…

Постепенно живым существам открывался мир красок и звуков. Животные начали приобре­тать защитную окраску, приучались тихо под­крадываться к добыче или затаиваться от врага. Всё совершеннее становилось их восприятие, всё разнообразнее — воспринимаемый ими мир кра­сок, звуков, запахов живой природы.

У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Назовите их…

Верно, орган зрения — это глаз, орган слуха — ухо, орган вкус- язык, орган осязания — кожа и орган обоняния — нос. А теперь о каждом поподробнее.

Орган зрения — глаз

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем ми­ре. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.

Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.

Веки, подобно дворникам автомобиля. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.

Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму) или стекловидным телом. Заднюю стенку «яблока» выстилает чёрная плёнка — сетчатка.

Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка (радужка), именно ее цвет определяет цвет глаз. Радужка регулирует проникновение света внутрь глаза. В центре радужки — отверстие, которое называется зрачок. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше , а при ярком свете сужается.

За зрачком расположен хрусталик глаза, похожий на линзу. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Сетчатка  также важна для глаза, как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.   

 А вы знаете, что в сетчатке два вида светочувствительных клеток. Одни различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир оттенках серого, но зато они более чувствительны к свету. Вот почему для нас «ночью все кошки серы».

Строение глаза с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09

 

А вы знаете, что…

  •  Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
  •  При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
  • На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
  • Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
  •  Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
  • Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
  •  Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
  • Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Это невероятно, но мозг можно обмануть…  такой обман называют  оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…

Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы.

Орган слуха — ухо

Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.

Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой.

 За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка), заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке. 

Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.

Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).

Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.

А вы знаете, что…

  • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
  • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
  • Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух. На рисунке показаны шкала с децибелами звука (мощность звука). Чем краснее шкала, тем выше децибелы, а значит звук опасный для слуха.

  • Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе. 


Орган обоняния — нос

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

А вы знаете, что если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.

Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.

 А вы знаете, что…

  • У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у людей 10 – 11 миллионов, что в двадцать раз меньше. Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.
  • У людей самыми любимыми являются запахи свежего хлеба, свежескошенной травы и кофе. Запахи булок и кофе не только возбуждают аппетит, но и повышают желание покупать. Поэтому часто в больших магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой.
  • Человек, который живет среди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов. А вот, например, африканец, который живёт в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад.

Орган вкуса — язык

Эксперимент №1

Перед вами три стакана с желтоватой жидкостью? Что это может быть? Хватит ли вам ли вам органов чувств — зрения, слуха, носа? Если нет, попробуйте принять решение, что делать….

Верно, сок нужно попробовать, то есть какой включить орган чувств? Верно, это ВКУС.

На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?

Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот.

Таким образом, дети пытаются получить информацию о предметах, с которыми сталкивается. Уже младенцы способны распознавать вкус.

Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма. Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь!

Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.

Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.

А ещё вкус приносит радость.

А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.

Интересно, зачем получать удовольствие от еды?

А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …. тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.

Фото с katala.com

Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

Органом вкуса является язык.

Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.

Посмотрите на картинку… Что вы видите?…

Да, лимон. А какие у вас ощущения? Получается вкусы сохраняются в памяти!

Кстати, раньше люди думали, что язык змеи — это ядовитое жало.

Фото с topnauka.ru

Фото с phototopic.ru

На самом деле рептилии используют язык для тех же целей, что и мы — всё пробуют на вкус. Змея касается предмета и берёт пробу со всего, что ей кажется любопытным.

Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.

Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

Эксперимент №2

Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что чувствуете?… Ничего. А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?

Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.

Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Эксперимент №3

Орган осязания — кожа

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.

Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

www.klass39.ru

«Путешествие по стране органов чувств». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи

  • Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).

  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).
  • Оборудование и материалы

    • На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: «Что внутри?», «Азбука жестов», «Угадай по вкусу», «Азбука для слепых» (см. Приложения).
    • На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
    • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.

    Предварительная работа

    • Аппликация: изготовить карточки «мама», «папа», «день», «ночь» (слайды № 11,12). Воспитатель размечает карточку, дети - наклеивают горошины.
    • Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов «мама», «папа», «день», «ночь».

    Ход занятия

    Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

    Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

    А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

    Видеть папу, видеть маму,
    Видеть небо и леса

    Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)

    В.: Правильно, ребята! Это — глаза. Глаза — это наш орган зрения.

    Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

    О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)

    В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)

    Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)

    В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)

    Комментарий к слайдам:

    • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
    • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
    • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
    • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
    • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
    • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №9)

    В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги «читают» не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

    Помните, мы с вами делали аппликацию — половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: «Что это за карточки?» (Ответы детей)

    Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: «мама», «папа», «день», «ночь». Слайды №11,12)

    В.: Трудное задание? ( Ответы детей)

    А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

    Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

    Физкультминутка

    А часы идут, идут
    Тик-так, тик-так,
    В доме кто умеет так?
    Это маятник в часах,
    Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
    А в часах сидит кукушка,
    У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
    Прокукует птичка время,
    Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
    Стрелки движутся по кругу.
    Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
    Повернёмся мы с тобой
    Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
    А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
    Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
    А бывает, что спешат,
    Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
    Если их не заведут,
    То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

    В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):

    Оля слушает в лесу,
    Как кричит кукушка,
    А для этого нужны —
    Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)

    В.: Правильно, уши! Ухо — это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

    Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)

    Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

    Дидактическая игра «Что внутри?» (слайд №16)

    В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?

    (Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)

    В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная «Азбука жестов». (Слайд №18)

    В.: Вот, например, как будет «звучать» слово «мама» (Показ воспитателя)

    На слайде Таня показывает как «звучит» её имя. (Слайд №19)

    Каждый из вас может попробовать «произнести» своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из «Азбуки:» буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.

    Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

    (Дети вырезают буквы своих имён из «Азбуки жестов», приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

    Воспитатель подводит итог занятия.

    ЧАСТЬ 2

    В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

    Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)

    Между двух светил,
    В середине я один. (Ответы детей)

    В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)

    В.: Нос — это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

    Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).

    Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

    А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

    В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

    Какие бывают запахи? (Ответы детей)

    Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

    Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

    Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Все умеем мы считать.
    Отдыхать умеем тоже —
    Руки за спину положим,
    Голову поднимем выше
    И легко — легко подышим.

    В.: Мы покидаем станцию «Нос» и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.

    Загадка:

    Всегда во рту,
    А не проглотишь.

    Что это? (Ответы детей, слайд №24)

    Зачем человеку язык? (Ответы детей)

    Язык — орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

    Дидактическая игра «Определи на вкус» (слайд №25)

    Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

    Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?

    (Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)

    В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

    Любят труд, не терпят скуки,
    Всё умеют наши … (Ответы детей, слайд №28)

    В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)

    А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

    Мягкое и твердое, острое, тупое,
    Горячее, холодное, мокрое, сухое:
    Разобраться в этом сложно.
    Нам поможет наша: (Ответы детей)

    Кожа — это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

    Дидактическая игра «Определи на ощупь».

    Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

    В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)

    Давайте вспомним их:

    • Один говорит,
    • Один нюхает,
    • Двое глядят,
    • Двое слушают,
    • Двое трогают

    Кто такие? (Ответы детей)

    В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)

    Соблюдать следующие правила гигиены:

    • относиться бережно, содержать в чистоте;
    • не переохлаждаться;
    • не обжигаться;
    • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
    • не читать книги при плохом освещении;
    • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

    Берегите себя, заботьтесь о себе!

    В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)

    Крепко за руки возьмемся
    И друг другу на прощанье
    Мы подарим пожеланья:

    Дети говорят друг другу добрые пожелания.

    Занятие окончено. Всем спасибо.

     Использованные источники.

    1. http://redzeppelin.ru/category/news/page
    2. http://rupark.com/topic64232/
    3. www.public-domain-photos.com
    4. http:// 9vandalay.wordpress.com
    5.  http://www.webmechta.com
    6. www.infpol.ru
    7. www.gametrailers.com
    8. http://new.oreninform.ru
    9. www.karapuzik.net
    10. www.babyblog.ru
    11. www.themailboxcompanion.com
    12. www.fotodeti.ru

    urok.1sept.ru

    «Органы чувств человека» — начальные классы, презентации

                         Цели урока:

    • Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене. 

    • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. 

    • Прививать любовь и заботу о собственном организме. 

    Просмотр содержимого документа
    «»Органы чувств человека»»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 107  г . Челябинск    Урок изучения нового материала по теме: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА» 4 класс      Каскеева Татьяна Васильевна,  учитель высшей категории  2015 год

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 107

    г . Челябинск

    Урок изучения нового материала по теме:

    «ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА»

    4 класс

    Каскеева Татьяна Васильевна,

    учитель высшей категории

    2015 год

    Цели урока :

    Цели урока :

    • Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене. 
    • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. 
    • Прививать любовь и заботу о собственном организме. 
    Головной мозг    Гиппократ (знаменитый древнегреческий целитель и врач) сказал: “Мозг – центр всех центров”. Именно мозг контролирует работу всех органов чувств человека

    Головной мозг

    Гиппократ (знаменитый древнегреческий целитель и врач) сказал: “Мозг – центр всех центров”.

    Именно мозг контролирует работу всех органов чувств человека

    Глаза – орган зрения    Глаз - орган зрения, самый важный для человека способ восприятия мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. 

    Глаза – орган зрения

    Глаз — орган зрения, самый важный для человека способ восприятия мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. 

    ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ  Пиши и читай только при хорошем освещении.  При письме свет должен падать слева; (если ты левша – то справа).  При чтении держи книгу на расстоянии 30-50 см от глаз.  Не читай в транспорте.  Не читай лёжа.  Смотри телевизор на расстоянии 2-3 м от экрана, не бодее 30-40 минут.  За компьютером работай не более 20-30 минут.  Не три глаза руками, так как можно занести инфекцию.  Давай глазам отдых.  Не стесняйся носить очки. Делай специальную гимнастику для глаз.  Будь осторожен с колющими и  режущими предметами.

    ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

    • Пиши и читай только при хорошем освещении.
    • При письме свет должен падать слева; (если ты левша – то справа).
    • При чтении держи книгу на расстоянии 30-50 см от глаз.
    • Не читай в транспорте.
    • Не читай лёжа.
    • Смотри телевизор на расстоянии 2-3 м от экрана, не бодее 30-40 минут.
    • За компьютером работай не более 20-30 минут.
    • Не три глаза руками, так как можно занести инфекцию.
    • Давай глазам отдых.
    • Не стесняйся носить очки.
    • Делай специальную гимнастику для глаз.
    • Будь осторожен с колющими и

    режущими предметами.

    Это интересно

    Это интересно

    • Маленькие дети при рождении дальтоники. Они не различают цвета. И в первые дни жизни их глаза не выделяют слезы.
    • Человеческий глаз весит примерно 8 грамм
    • Человек способен различать тысячи оттенков цветов, а художники – до миллиона.
    • У человека приблизительно 150 ресниц.
    • При чихании скорость воздуха достигает 170 км/ч, оказывая давление на носовые пазухи, в результате чего при чихании мы закрываем глаза.
    • Частота моргания у человека составляет каждые 8 секунд. Одно моргание занимает 1 — 3 секунды. Следовательно, за 12 часов человек моргает примерно 25 минут. 
    Тренажёр для гимнастики глаз

    Тренажёр для гимнастики глаз

    Уши – орган слуха Ухо – сложный вестибулярно-слуховой орган, выполняющий две функции: воспринимает звуковые импульсы, отвечает за положение тела в пространстве,  за способность  удерживать  равновесие.

    Уши – орган слуха

    Ухо – сложный вестибулярно-слуховой орган, выполняющий две функции:

    • воспринимает звуковые импульсы,
    • отвечает за положение тела в пространстве,

    за способность

    удерживать

    равновесие.

    ГИГИЕНА УХА  Не ковыряй в ухе острыми предметами, так как можешь повредить барабанную перепонку и потерять слух.  Не слушай слишком громкую музыку, шум очень вреден для слуха.  Если во время водных процедур вода попала в ухо, убери её оттуда, аккуратно промокнув ватной палочкой.

    ГИГИЕНА УХА

    • Не ковыряй в ухе острыми предметами, так как можешь повредить барабанную перепонку и потерять слух.
    • Не слушай слишком громкую музыку, шум очень вреден для слуха.
    • Если во время водных процедур вода попала в ухо, убери её оттуда, аккуратно промокнув ватной палочкой.
    Это интересно

    Это интересно

    • У детей более чувствительный слух. При рождении, человеческое ухо способно слышать самый низкий звук в 20 герц (что ниже, чем самый низкий звук у фортепиано) и самый высокий в 20 000 герц.
    • Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.
    • После того как вы слишком плотно поели, из пяти чувств именно слух становится наименее восприимчивым.
    Язык – орган вкуса Язык является органом осязания и вкуса, принимает участие в процессе переваривания пищи 

    Язык – орган вкуса

    Язык является органом осязания и вкуса, принимает участие в процессе переваривания пищи 

    ГИГИЕНА ЯЗЫКА

    ГИГИЕНА ЯЗЫКА

    • После приёма пищи прополощи рот.
    • Не бери в рот острые предметы, чтобы не поранить язык.
    • Не ешь горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки.
    • Систематически очищай язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.
    Это интересно

    Это интересно

    • Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов.
    • Только 4 вкуса — сладкий, кислый, соленый и горький — способен различать человек. Все остальное — лишь комбинации «основной четверки». •Язык состоит из 16 мышц. Это самая гибкая часть тела. • Отпечаток языка уникален, как отпечатки пальцев.
    • Курение ослабляет способность различать вкус пищи.
    Нос – орган обоняния Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. Ведь всё что нас окружает имеет определённый запах.

    Нос – орган обоняния

    Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. Ведь всё что нас окружает имеет определённый запах.

    ГИГИЕНА НОСА

    ГИГИЕНА НОСА

    • Содержи нос в чистоте.
    • Не ковыряй в носу.
    • Не засовывай в нос мелкие предметы.
    • Пользуйся носовым платком.
    • Береги организм от простуды.
    • Не кури, так как курение ухудшает обоняние.
    Это интересно

    Это интересно

    • Среди самых любимых запахов человечества — запах свежего хлеба, кофе и свежескошенной травы. 
    • У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у нас — 10 — 11, то есть в двадцать раз меньше.
    • Насморк, который возникает при простуде, это результат того, что ваш нос пытается уничтожить микробы с помощью дополнительной слизи.
    Кожа – орган осязания Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

    Кожа – орган осязания

    Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

    ГИГИЕНА КОЖИ

    ГИГИЕНА КОЖИ

    • Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.
    • Мой руки после загрязнения.
    • Носи свободную одежду и обувь.
    • Закаляйся.
    • Старайся не ранить кожу, избегай ожогов, обморожения.
    • Небольшие царапины и повреждения кожи обрабатывай зеленкой или йодом.
    • Чтобы кожа дышала, каждое утро делай зарядку.
    Это интересно

    Это интересно

    • Кожа — самый большой орган человеческого организма. Средняя площадь её поверхности составляет от 1,5 до 2 квадратных метров. 
    • Ладони рук и стопы ног являются местами с самой толстой кожей.
    • В коже насчитывается 150 нервных окончаний, белее 3 миллионов клеток, от 100 до 300 потовых желез, 1 км кровеносных сосудов.
    • В жару через поры поверхности кожи может выделяться несколько литров пота.
    ОРГАНЫ ЧУВСТВ ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС  ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА  ОРГАН СЛУХА - УШИ  ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК

    ОРГАНЫ ЧУВСТВ

    ОРГАН ОБОНЯНИЯ — НОС

    ОРГАН ОСЯЗАНИЯ — КОЖА

    ОРГАН СЛУХА — УШИ

    ОРГАН ЗРЕНИЯ — ГЛАЗА

    ОРГАН ВКУСА — ЯЗЫК

    kopilkaurokov.ru

    Наши помощники – органы чувств

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Задачи:

    • Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
    • Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
    • Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
    • Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.).
    • Воспитывать гуманные чувства.

    Оборудование: Магнитная доска с магнитными буквами, коробочки с кусочками фруктов, овощей, мешочек с различными предметами, листы бумаги, карандаши.

    Ход занятия

    1. Педагог предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков.

    (Слайд 2)

    По щелчку кнопки мыши появляются человечки

    – Ребята, какое настроение у человечков?
    – Можно, ли их назвать веселыми?
    – Если нет, то почему?

    Они грустные, плачут, сердитые, печальные. (Дети разбираются в мимике человечков.)

    По щелчку кнопки мыши мигает сигнал “SOS”.

    – Дети, что это за слово-сигнал “SOS!!!”, в каких случаях люди им пользуются.

    Дети отвечают.

    Педагог читает письмо веселых человечков

    (Слайд 3) По щелчку кнопки мыши появляется текст письма.

    Дети решают помочь человечкам.

    2. Загадки об органах чувств:

    Видеть папу, видеть маму,
    Видеть небо и леса
    Помогают нам… (глаза) (Слайд 4)

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются изображения– отгадки (органы чувств).

    Запах хлеба, запах меда,
    Запах лука, запах роз
    Различить поможет … (нос). (Слайд 4)

    Есть у зайца на макушке,
    У тебя, твоей подружки,
    Бывают слушки и неслушки.
    Что же это? Наши… (ушки). (Слайд 4)

    Чтоб попробовать компот,
    Есть у человека … (рот). (Слайд 4)

    Мягкое и твердое, острое, тупое,
    Горячее, холодное, мокрое, сухое…
    Разобраться в этом сложно.
    Нам поможет наша … (кожа). (Слайд 4)

    Дети перечисляют органы чувств (рот, нос, глаза, уши, кожа).

    3. Путешествие по городу.

    Первая остановка у дома художника. (Слайд 5)

    – Ребята, обратите внимание на художника, что это за профессия?
    – Какое у него настроение?

    По щелчку кнопки мыши картинка меняет настроение

    Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Педагог предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.

    Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”

    Педагог предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунках.

    – Ребята, каким цветом он раскрасил, морковь? Какая она должна быть?

    (Слайд 6) Морковь.

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются изображения нужного цвета.

    (Слайд 7) Яблоко.
    (Слайд 8) Репа.
    (Слайд 9) Лук.
    (Слайд 10) Это груша.

    Дидактическая игра “Найди исправный светофор”. (Слайд 11)

    Педагог предлагает детям рассмотреть светофоры, найти исправный светофор, объяснить, какие ошибки допущены при раскрашивании остальных светофоров.

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются разноцветные светофоры.

    После выполнения заданий педагог вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. (Слайд 12)

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются рисунки, помогающие сделать обобщение.

    Предлагает одному из детей выложить на магнитной доске слово “ГЛАЗА”.

    Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику девочки-садовода. (Слайд 13)

    Педагог предлагает детям определить, чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?”

    (Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются девочка с радостным выражением лица.

    “Ура! Дети мне помогут!” – думает девочка-садовод.

    Дидактическая игра “Узнай по запаху”. (Слайд 14)

    Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.

    После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются рисунки, помогающие сделать обобщение.

    Ребенок на магнитной доске выкладывает слово “НОС”.

    Дети подходят к домику музыканта. (Слайд 15)

    Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение.

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляется музыкант с радостным выражением лица.

    – Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах.
    – Что нам помогает слышать?” (Уши.)

    Дидактическая игра “Найди музыкальные инструменты”. (Слайд 16)

    Педагог предлагает выбрать картинки только с музыкальными инструментами.

    Скрипка, музыкальный инструмент.
    Ножницы, канцелярский инструмент.
    Металлофон, музыкальный инструмент.
    Лопата, садово-огородный инструмент.
    Гитара, музыкальный инструмент.
    Молоток, строительный инструмент.
    Рояль, музыкальный инструмент.
    Грабли, садово-огородный инструмент.

    Дидактическая игра “Какой инструмент звучит?”. (Слайд 17)

    По щелчку кнопки мыши на слайде слышится музыка.

    1. Барабан.
    2. Баян.
    3. Гитара.
    4. Скрипка.
    5. Флейта.

    Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”.

    Дети стоят полукругом. По команде воспитателя выполняют то или иное движение.

    Команда – Движения.
    “Земля” – Опускают руки вниз.
    “Вода” – Вытягивают руки вперед.
    “Воздух” – Поднимают руки вверх.
    “Огонь” – Прячут руки за спину.

    Дети подходят к домику повара. (Слайд 18)

    Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение.

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляется повар с радостным выражением лица.

    – Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека?

    Какие 4 вкуса вы знаете?” (Сладкий, соленый, кислый, горький.) (Слайд 19)

    По щелчку кнопки мыши на слайде появляются картинки со вкусами.

    Дидактическая игра “Узнай на вкус”.

    После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот. Предлагает детям вспомнить, что они знают о строении языка.

    Ребенок выкладывает на магнитной доске слово “РОТ”.

    Дети подходят к магнитной доске и читают составленные слова:
    РОТ, НОС, ГЛАЗА, УШИ.

    Педагог предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили.

    Дети называют КОЖУ. (Слайд 20)

    Педагог предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д.) Кожа выполняет защитную функцию организма. Педагог предлагает детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

    Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

    Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и зарисовать его. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.

    В заключение педагог предлагает детям рассказать об органах чувств, используя опорный слайд.

    Какой орган чувств нам поможет узнать. (Слайд 21)

    Ребенок начинает свой рассказ, например, со слов: “Рот нам нужен для того, чтобы…”

    (Слайд 22) По щелчку кнопки мыши на слайде появляются веселые человечки.

    – Ребята, обратите внимание на лица человечков, они веселые, улыбающиеся.

    Дети читают слово “Спасибо!” По щелчку кнопки мыши на слайде выделяется слово.

    Рассказывают о настроении человечков.

    Список литературы.

    1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007. – 496 с, ил. – Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. – С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.
    2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 224 с.
    3. Рыжова Н.А, ПРОГРАММА “НАШ ДОМ – ПРИРОДА”: Блок занятий “Л и Природа”/Текст публикуется в авторской редакции. – М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2005.– 192 с: ил.
    4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.– 160 с.
    5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу “Мир природы”, утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.

    urok.1sept.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *