Иллюстраторы детских книг: теплые картины из детства. Часть 1
Большинство моих публикаций посвящено фантастике, постапокалипсису. В этой публикации хочу окунуть зрителя в светлый, чудесный мир детской иллюстрации. Подборку старалась составлять из художников, создающих свои иллюстрации вживую, так как убеждена, что компьютерная живопись может быть интересной и оригинальной, может выстраивать свою вселенную, но все же проигрывает теплоте творению рук человеческих 🙂 Многие иллюстрации этой подборки давно стали мне родными, и теперь книги с ними читает мой сын.
Надеюсь, и вам они придутся по душе. Приятного просмотра!
Дон Дейли
Игорь Олейников
Геннадий Спирин
Кирилл Челушкин
Андрей и Ольга Дугины
Ребекка Дотремер
Марсела Хайдиняк-Крек
Ким Мин Джи
Бернард Обердейк
Жан-Батист Монж
www.livemaster.ru
Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках
Книги, которые мы прочли в детстве, так сильно повлияли на нас благодаря запоминающимся картинкам с любимыми героями. Образы Незнайки или Дюймовочки мы легко можем воспроизвести в памяти спустя десятилетия. Но теперь хорошую книгу с картинками выбрать сложнее. Заходя в магазин, мы просто теряемся и в итоге берём книжку с самой ядовитой обложкой, от которой ребёнку делается дурно. В чём секрет удачной иллюстрации и как выбрать для ребёнка хорошую книжку с картинками, Ангелине Грин и Илье Маркину рассказала Александра Балашова, иллюстратор и преподаватель Школы рисования Вероники Калачевой.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
3 правила для создания хороших детских рисунков
Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но существуют три правила, которые позволяют художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.
1. Детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребёнку сложно сфокусировать на чём-то взгляд. У детей умение сосредотачиваться не очень развито. Они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.
2. Композиция должна быть чёткой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Всё внимание должно концентрироваться в пределах картинки.
3. Читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела.
Что касается выбора книги родителями, я советую с детства прививать детям хороший вкус. Нужно взять на себя смелость и избавиться от всех книг с пластмассовыми трясущимися глазками и ядерными цветами. Выбирайте те иллюстрации, которые нравятся вам самим. Так вы шаг за шагом будете знакомить своего ребёнка с миром прекрасного. Мы же все ограничиваем своих детей в потреблении сладкого и прививаем любовь к овощам? Так же нужно поступать и с книжными иллюстрациями.
Важно помнить, что внимание ребёнка удержать сложнее, чем внимание взрослого. Чтобы проверить, достаточно ли контрастна иллюстрация, проведите простой тест: сфотографируйте иллюстрацию в режиме чёрно-белой съёмки. Она должна получиться разнообразной по тону, не выглядеть как слипшаяся серая масса.
Многие взрослые, особенно бабушки, считают, что в детских книгах животные должны быть нарисованы реалистично. Иначе у ребёнка будет неправильное представление о том, как выглядит, например, кошка. Как показывает практика, совсем маленькие дети лучше реагируют как раз на более символичное изображение животного. Они сразу узнают его. Кроме того, этот символизм развивает фантазию. Не бойтесь упрощённых форм. Оставьте реалистичные иллюстрации (например, авторства Ингпена) для детей постарше.
Если не знаете, как выбрать из многообразия книг что-то стоящее, и теряетесь среди ассортимента книжных магазинов — обратите внимание на небольшие издательства («Поляндрия», «Самокат», «Розовый жираф»). Маленькие издательства часто более тщательно подходят к выбору книг и качеству иллюстраций.
Какими бывают детские иллюстрации
Единой классификации иллюстраций нет, всё индивидуально и зависит от автора. Для родителей, которые всё-таки хотят разобраться в ассортименте детских книг с картинками, мы подготовили небольшой гид по техникам, подходам и стилям рисования иллюстраций.
Начать стоит с того, что есть разные материалы. Кто-то рисует красками, кто-то карандашами, кто-то совмещает техники или использует коллажи, кто-то режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а кто-то рисует множество скетчей и подбирает референсы.
Главное в иллюстрации — объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых художником создаются иллюстрации. На рисунках изображаются герои повествования.
В качестве примера объединённых сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюблённых». На рисунках мы видим как раз те ситуации, которые описываются в тексте.
Иллюстрация Фредерика ПийоИллюстрация Фредерика ПийоНекоторые художники объединяют серии картинок по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в которых каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.
Виммельбухи — идеальный вариант для читателей помладше: дети учатся, играя и читая. Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра. Несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.
Иллюстрация Доро Гебель и Петера КнорраКартинки иногда объединяются и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, перерисовывает персонажей книги, серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они, оставаясь узнаваемыми героями, отражали видение художника. На рисунках финского графического дизайнера Йирки Ваатайнена можно узнать диснеевских принцесс, хотя они и выглядят непривычно. Детям, которые любят «Холодное сердце» и «Белоснежку и семь гномов», книжка с подобными иллюстрациями очень понравится.
Иллюстрации Jirka VäätäinenОсобенность техники тоже может быть объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Олег Береснев в рисунках животных. Подобные иллюстрации отлично тренируют образное мышление детей и учат их воспринимать упрощённые формы.
Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, всё зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.
Иллюстрация Олега БересневаСейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши, коллажи. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но чаще всего почерк художника в них узнать гораздо сложнее.
Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Матеуша Урбановича.
Иллюстрации Mateusz UrbanowiczА вот рисунки гуашью от Динары Мирталиповой.
Иллюстрации Dinara MirtalipovaНекоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Михаэла Михайлова. Подобные эксперименты с формами всегда занимают детей.
Иллюстрации Michaela MihalyiováТакую же технику взяли на вооружение авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея ЛяпуноваОригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги Ежовой-Денисовой из Екатеринбурга.
Иллюстрация Ольги Ежовой-ДенисовойНекоторые художники используют коллажи, как это делает художница Моргана Уоллес. Таким иллюстрациям дети нередко стараются подражать, вдохновляясь на создание собственных поделок и коллажей.
Иллюстрация Morgana Meredith WallaceКлассическая векторная иллюстрация, как в работе ирландского иллюстратора Питера Доннелли, примечательна, прежде всего, тем, что напоминает мультипликацию.
Иллюстрация Питера ДоннеллиЛучшие иллюстраторы
Если вы не вполне доверяете собственному вкусу, обратитесь к работам прославленных художников. Гуру иллюстрации очень много, и у каждого человека свой список фаворитов. Я составила подборку своих любимых авторов. Все они повлияли на детскую иллюстрацию, а многие даже стояли у её истоков.
Мирослав Шашек — детский писатель и иллюстратор из Чехии, известный благодаря красочным путеводителям. Серия ярких изданий включает в себя гиды «Это Нью-Йорк», «Это Париж», «Это Лондон» и многие другие.
Зденек Милер — ещё один чешский художник, чаще работавший с анимацией. Известен как автор мультфильмов о Кротике, которые многие с удовольствием смотрели в детстве.
Беатрис Поттер — английская художница и автор детских книг. В основном она рисовала животных и растения.
Лев Токмаков — советский художник-иллюстратор, сотрудничавший с журналом «Мурзилка». Его работы хранятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Виктор Чижиков — художник, подаривший миру образ медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Юрий Васнецов — советский художник, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор и лауреат государственных премий. Его рисунки можно встретить в большинстве знакомых нам с детства книг.
Ольга и Андрей Дугины — российские художники, переехавшие в Штутгарт. Их работы напоминают средневековые миниатюры. В 2007 году супруги были награждены Золотой медалью Общества иллюстраторов США за рисунки к сказке «Храбрый портняжка».
Роберт Ингпен — иллюстратор австралийского происхождения. Среди его работ рисунки к «Алисе в стране чудес», «Острову сокровищ», «Тому Сойеру», «Питер Пэну и Венди», сказкам Киплинга и многим другим классическим произведениям. Некоторым иллюстрации Роберта Ингпена кажутся чересчур взрослыми, серьёзными и даже мрачными, у других же вызывают восторг.
Эрик Карл — иллюстратор, долгое время работавший в отделе рекламы в престижной газете «Нью-Йорк Таймс». Однажды логотип, нарисованный художником, так понравился одному детскому писателю, что Эрику Карлу предложили создать иллюстрацию для книжки. Вскоре художник и сам стал писать для маленьких читателей.
Ребекка Дотремер — французский художник-иллюстратор и автор собственных детских книг. Работает в детских печатных изданиях и создаёт плакаты с иллюстрациями.
Эрнест Шепард — английский художник и иллюстратор, работавший карикатуристом в сатирическом журнале «Punch». Известен своими иллюстрациями к сказкам о Винни-Пухе.
Квентин Блейк — английский иллюстратор. Его рисунки украшают более 300 книг признанных классиков: Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга, Жюля Верна, Сильвии Плат, Роальда Даля и многих других.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
11 телеграм-каналов для любителей книг
Почему лучше читать книги на бумаге
4 совета для тех, кто не может заставить себя читать книги
mel.fm
13 удивительно красивых детских книг
Олеся Ахмеджанова
Есть книги, от которых захватывает дух. Они восхищают от страницы к странице, от картинки — к картинке. Приводят в восторг детей, завораживают взрослых и становятся любимыми на долгие годы. Выбрали 12 наших книг с необыкновенными вау-иллюстрациями.
Об этой книге можно только сказать «Ух ты!». Свежая новинка дизайнера и иллюстратора Элен Дрювер. Вдохновением для неё стали любимые многими истории про Мэри Поппинс. Она переосмыслила их, переработала, пережила и создала книгу, где волшебные иллюстрации переносят в мир чудес. При этом книга сохранила интонации и сюжетные линии оригинала — историй Памелы Линдон Трэверс.
Реальность и вымысел перемешаны в этой книге, а чудеса начинаются всегда внезапно.
Вместе с Мэри Поппинс и ее любимыми подопечными Джейн и Майклом Бэнкс вы отправитесь на прогулку по Лондону.
Пройдетесь мимо Букингемского дворца, услышите бой часов известного Биг-Бена и, конечно, отправитесь в незабываемое путешествие в волшебный мир Мэри.
Большой, яркий, легендарный виммельбух с самыми запутанными историями, заслуживший любовь наших юных читателей. Под обложкой — 15 уникальных лабиринтов от японской студии IC4Design. На каждом развороте книги — новый сюжет.
Вы побываете на палубе океанского лайнера, в кондитерской, библиотеке, на самой вершине башни лабиринтов и в других местах.
Можете отключить от сети компьютер и планшет: приключения детектива Пьера увлекают похлеще любых гаджетов.
Всего в серии три книги: два виммельбуха и один стикербук — с наклейками (их, на минуточку, 800 штук!). У истории есть сюжет: надо найти Мистера Икса и по пути решать загадки и проходить лабиринты. Например: угостить яблоками домашнего слона, который гуляет по палубе. Расшифровать секретное послание книжных полок.
Новый виммельбух про Песика Чуню, который работает курьером на складе. Каждый день он получает заказы и спешит их доставить по нужному адресу. Доставка посылок — дело непростое и иногда даже опасное. Но Чуня отлично справляется. Открывайте книгу и вы всё увидите своими глазами.
Листая книгу, читатель вместе с Чуней то погружается на морское дно, то взмывает к облакам на птицелете, а то и попадает на ракете в другую галактику.
«Поскольку работа курьера состоит в разъездах, то и развороты книги я решила связать с различными видами транспорта: автомобили, пароходы, самолеты, ракеты», — пишет автор виммельбух Катерина Горелик.
Фантастически-красивая книга. Внутри неё, вы не поверите… светлячки! Яркие, сияющие огоньки, которые порхают на каждой странице. Они дружат с девочкой Сэнди. Показывают свой фантастический мир. И становятся героями её картин.
Эта история не совсем обычная: от неё даже у взрослых читателей появятся мурашки от восхищения и страха.
А дети точно останутся в восторге от напряжения, которое нарастает от страницы к странице.
Невероятные иллюстрации нарисовала Лорена Альварес. Воображение девочки Сэнди похоже на неизведанную планету, где обитают яркие и странные существа. Поэтому каждую фантазию хочется рассматривать и рассматривать.
Возможно, это один из самых сказочных комиксов издательства МИФ: обложка сделана под ткань и украшена золотым тиснением. Похожа на настоящий воздушный шар!
Иллюстрации напоминают полотна картин. Панорамы баварских пейзажей и небо — синее, голубое, с белыми воздушными облаками.
Сюжет увлечет любого читателя. Ребенок не сможет оторваться от интригующих событий: поиски эфира, пропавшая Клэр Дюлак, таинственное письмо, приглашение в замок баварского короля и опасности, подстерегающие её мужа Арчибальда и их сына Серафина. А взрослым ценителям графических романов понравится оформление книги и большое количество достоверных исторических фактов.
«Красивая книга о животных» — это зеленые леса, желтые пески, морские глубины и густые джунгли. На каждой странице и в каждой строчке. Описывать эту книгу невероятно сложно: как, например, объяснить, почему закат прекрасен? Тут нужно смотреть.
Вместо обычного текста в книге — стихи. Написала их зоолог и поэт Никола Дэвис. Она изучала китов, летучих мышей и даже работала на канале BBC «Живая природа». В 2017 году книга стала лучшей научной книгой для детей и получила награду Royal Society’s Young People’s Book Prize — премию Королевского общества в области науки, которая выбирает выдающиеся научно-популярные книги со всего мира.
Эта книга прекрасна как ворох осенних листьев. Она откроет вашему ребенку поэтически одухотворенный мир природы: ракушки в песке и сияющие звезды на небе, белки, утки и мотыльки, приготовление ягодного пирога и угощения для птиц. Здесь, как в самодельном альбоме, собраны стихи и заметки о временах года, животных и растениях, рецепты и интересные наблюдения, которые напоминают нам, что полный чудес и загадок мир природы ждет нас совсем близко — нужно лишь выйти за порог дома.
Однажды туманным утром мальчик с классом отправляется на экскурсию в Эмпайр-стейт-билдинг. На вершине башни он знакомится с дружелюбным облаком, которое приглашает его посетить загадочный Облачный распределительный центр Седьмого сектора (в который входит и Нью-Йорк).
На этой станции создают облака и отправляют их в разные части света.
Но облакам страшно надоели одинаковые формы, и мальчик решает помочь, создавая для них необычные образы…
Это трогательная графическая история об искусстве, дружбе и изобретательности. Дэвид Виснер создает акварельный мир неограниченной фантазии, в который легко втягивается и читатель. Когда в следующий раз выйдете на улицу, взгляните наверх — и увидите сами, как может работать воображение.
Книга, которая восхищает в первую очередь своей красотой и волшебными атмосферными иллюстрациями. Она поднимает тему экологии, что делает ее еще краше, глубже и душевнее. Она не оставит никого равнодушным.
Необычный графический роман: кроме потрясающих акварельных кадров, в него входят дневниковые записи девочки Вишенки, ее рисунки и фотографии.
А ещё в нём роскошные акварельные иллюстрации, выполненные французской художницей Орели Нейре.
Орели удивительно похожа на главную героиню: в детстве она также много читала, пряталась в домике в лесу и очень любила рисовать. А ещё у нее такие же рыжие волосы!
Скоро выйдет пятый том про Вишенку. Новая история серии раскроет тайну семьи самой Вишенки. Пришло время погрузиться в её прошлое — через переписку девочки с мамой. Пятый том серии откроет нам и секрет самих дневников — мы, наконец, поймем, почему она так не любит, когда взрослые что-то скрывают.
Книга об истории и архитектуре, которая совсем не похожа ни на одну другую историческую или архитектурную книгу. Когда ее листаешь, кажется, будто гуляешь по городу теплым летним днем. Точнее, не по городу, а по городам, перелетая из эпохи в эпоху.
«Ане (иллюстратору) удалось ухватить настроение каждого объекта, — рассказывает ответственный редактор книги. — Выразить идею не с помощью выверенных по миллиметрам линий, а через эмоционально наполненный, скетчевый, немного „дрожащий“ стиль». В этом одна из идей книги: все мы видим по-разному, вот в чем главная радость созерцания искусства.
Французский писатель и художник Фредерик Клеман придумал и нарисовал красивую книгу с натуралистичными иллюстрациями о чудесных превращениях — метаморфозах, — которые в живой природе случаются каждый день.
Выдуманный автором сказочный персонаж Веселый Горошек расскажет о том, какие метаморфозы происходят с нашими соседями по планете — лягушками, бабочками, грушами, тюльпанами, грибами и кленами Удивительные истории похожи на сказки, хотя повествуют о настоящей жизни насекомых и птиц, растений и рыб.
Красивая книга с живыми иллюстрациями вдохновит на знакомство с насекомыми. Ребенок убедится: все эти миниатюрные существа совершенно безобидны и даже могут стать нашими друзьями!
Автор — хранитель музея — собрал коллекцию из самых интересных экспонатов. Каждый зал (разворот) этого необычного музея посвящен особенностям насекомых, поэтому на страницах встречаются красавицы, пловцы, ядовитые, окрыленные, герои маскарада, воины, музыканты и кругляши.
Обложка отсюда
deti.mann-ivanov-ferber.ru
Сказка о царе Салтане | Пушкин А. С. |
Сказка о рыбаке и рыбке | Пушкин А. С. |
Сказка о золотом петушке | Пушкин А. С. |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях | Пушкин А. С. |
Аленький цветочек | Аксаков С. Т. |
Сказка о потерянном времени | Шварц Е. Л. |
Сказка о жабе и розе | Гаршин В. М. |
Гуси-лебеди |
Русская народная |
Колобок | Русская народная |
Сивка-бурка |
Русская народная |
По щучьему веленью |
Русская народная |
Каша из топора |
Русская народная |
Зимовье зверей |
Русская народная |
Красная шапочка |
Шарль Перро |
Золушка |
Шарль Перро |
Кот в сапогах |
Шарль Перро |
Мальчик с пальчик |
Шарль Перро |
Синяя борода |
Шарль Перро |
Ослиная шкура |
Шарль Перро |
Белоснежка и семь гномов |
Братья Гримм |
Госпожа Метелица |
Братья Гримм |
Три брата |
Братья Гримм |
Волк и семеро козлят |
Братья Гримм |
Бременские музыканты |
Братья Гримм |
Рапунцель |
Братья Гримм |
Дюймовочка |
Андерсен Г. Х. |
Русалочка |
Андерсен Г. Х. |
Снежная королева |
Андерсен Г. Х. |
Принцесса на горошине | Андерсен Г. Х. |
Огниво | Андерсен Г. Х. |
Гадкий утёнок |
Андерсен Г. Х. |
Оле-Лукойе |
Андерсен Г. Х. |
Стойкий оловянный солдатик |
Андерсен Г. Х. |
Дикие лебеди |
Андерсен Г. Х. |
Свинопас |
Андерсен Г. Х. |
Лиса и тетерев |
Русская народная |
Лиса и журавль |
Русская народная |
Заюшкина избушка |
Русская народная |
Лиса и волк |
Русская народная |
Морозко |
Русская народная |
Три медведя |
Русская народная |
Иван-царевич и серый волк |
Русская народная |
Репка | Русская народная |
Волшебное кольцо |
Русская народная |
Марья Моревна |
Русская народная |
Летучий корабль |
Русская народная |
Царевна-лягушка |
Русская народная |
Конёк-горбунок |
Ершов П. П. |
Снегурочка |
Русская народная |
Царевна Несмеяна |
Русская народная |
Курочка Ряба |
Русская народная |
Два мороза |
Русская народная |
Теремок | Русская народная |
Финист-ясный сокол |
Русская народная |
Василиса Прекрасная |
Русская народная |
Бычок-смоляной бочок |
Русская народная |
Лягушка-путешественница |
Гаршин В. М. |
Крошечка-Хаврошечка | Русская народная |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
Русская народная |
Самое дорогое |
Русская народная |
У страха глаза велики |
Русская народная |
Сказка о попе и работнике его Балде |
Пушкин А. С. |
У Лукоморья дуб зеленый | Пушкин А. С. |
Двенадцать месяцев |
Маршак С. Я. |
Сказка об умном мышонке | Маршак С. Я. |
Сказка о глупом мышонке | Маршак С. Я. |
Кошкин дом | Маршак С. Я. |
Тихая сказка | Маршак С. Я. |
Вот какой рассеянный | Маршак С. Я. |
Усатый полосатый | Маршак С. Я. |
Багаж | Маршак С. Я. |
Маленький Мук | Вильгельм Гауф |
Карлик Нос | Вильгельм Гауф |
Калиф-аист | Вильгельм Гауф |
Карлсон, который живет на крыше | Астрид Линдгрен |
Пеппи поселяется в вилле Курица | Астрид Линдгрен |
Айболит | Чуковский К. И. |
Мойдодыр | Чуковский К. И. |
Золотой ключик, или Приключения Буратино | Толстой А. Н. |
Ёж | Толстой А. Н. |
Сорока | Толстой А. Н. |
Грибы | Толстой А. Н. |
Муравей | Толстой А. Н. |
Заяц | Толстой А. Н. |
Петушок и бобовое зёрнышко | Русская народная |
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная |
Король Дроздобород | Братья Гримм |
Приключения Незнайки и его друзей | Носов Н. Н. |
www.smart-kiddy.ru
Иван Билибин, Борис Дехтерев, Евгений Рачев и другие.
Проводники в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы. Иллюстраторы детских книг, выбирая этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей творческой жизни. А их читатели, вырастая, сохраняют привязанность к картинкам из все дальше уходящего детства. Наталья Летникова вспомнила творчество выдающихся отечественных иллюстраторов.
Иван Билибин
Иван Билибин. «Жар-птица». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.
Борис Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901. Частное собрание
Иван Билибин. «Мёртвый Иван Царевич и Серый Волк». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.
Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств, Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.
Борис Дехтерев
Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Кот в сапогах». 1949 г. Фотография: kids-pix.blogspot.ru
Борис Дехтерев. Год неизвестен. Фотография: artpanorama.su
Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Красная Шапочка». 1949 г. Фотография: fairyroom.ru
Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок Александра Пушкина. Знаменитый художник-иллюстратор создал «строгий и благородный облик детской книги». Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГХИ имени Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.
Владимир Сутеев
Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Кто сказал мяу». 1962 г. Фотография: wordpress.com
Владимир Сутеев. Год неизвестен. Фотография: subscribe.ru
Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Мешок яблок». 1974 г. Фотография: llibre.ru
Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов, создавал Владимир Сутеев, один из первых советских режиссеров-мультипликаторов. Придумывал Сутеев не только живописные образы к классике — сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, — но и собственные истории. Работая в детском издательстве, Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». Это были любимые многими поколениями малышей книги, в которых, как и хочется в детстве, картинок было больше чем текста.
Виктор Чижиков
Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Доктор Айболит». 1976 г. Фотография: fairyroom.ru
Виктор Чижиков. Год неизвестен. Фотография: dic.academic.ru
Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Приключения Чипполино». 1982 г. Фотография: planetaskazok.ru
Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрогать до слез целый стадион. Так и случилось с Виктором Чижиковым, который нарисовал олимпийского мишку в 1980 году, а также был автором иллюстраций к сотне детских книг: Виктора Драгунского, Михаила Пляцковского, Бориса Заходера, Ганса Христиана Андерсена, Николая Носова, Эдуарда Успенского. Впервые в истории отечественной детской литературы в печать вышли собрания книг с иллюстрациями художника, в том числе двадцатитомник «В гостях у В. Чижикова». «Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку», — говорил сам художник.
Евгений Чарушин
Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Волчишко». 1931 г. Фотография: weebly.com
Евгений Чарушин. 1936 г. Фотография: lib.ru
Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Детки в клетке». 1935 г. Фотография: wordpress.com
Книги о животных Чарушин читал с детства, а его любимой была «Жизнь животных» Альфреда Брема. Будущий художник перечитывал ее много раз, а в старшем возрасте отправлялся в чучельную мастерскую рядом с домом рисовать с натуры. Так родился художник-анималист, который, окончив Академию художеств, посвятил свое творчество оформлению детских рассказов о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина для книги Виталия Бианки даже приобрела Третьяковская галерея. А во время работы с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», по настоянию писателя, Чарушин попробовал писать. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.
Иван Семенов
Иван Семенов. Иллюстрации к произведению «Фантазеры». 1960 г. Фотография: planetaskazok.ru
Иван Семенов. Год неизвестен. Фотография: colory.ru
Иван Семенов. Иллюстрация к произведению «Живая шляпа». 1962 г. Фотография: planetaskazok.ru
Создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки» начинал с карикатур. Ради любимого дела ему пришлось бросить Медицинский институт, так как из-за учебы рисовать было просто некогда. Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров. В 1962 году Иван Семенов вместе с Агнией Барто проехал с выставкой советских детских книг по всей Англии. К тому времени художник возглавлял редакцию «Веселых картинок» и знал буквально все о детской литературе и жизни советских детей.
Леонид Владимирский
Леонид Владимирский. Иллюстрации к произведению «Приключения Буратино». 19536 г. Фотография: orehi.tv
Леонид Владимирский. Год не известен. Фотография: kp.ru
Леонид Владимирский. Иллюстрации к произведению «Волшебник Изумрудного города». 1959 г. Фотография: orehi.tv
Создатель классического образа Буратино. Деревянного мальчишку в полосатом колпачке Владимирский, выпускник ВГИКа, нарисовал впервые в 1953 году для диафильма по сказке Алексея Толстого. Продолжил работать над образом он уже в иллюстрациях для книги «Приключения Буратино», благодаря которой и попал в детскую литературу. Еще одной знаковой работой художника-иллюстратора стали рисунки к шести сказочным повестям Александра Волкова из серии про Волшебника Изумрудного города. Прообразом Элли стала дочка художника, а Папу Карло Владимирский рисовал с собственного деда. Общий тираж книг с иллюстрациями художника составил около двадцати миллионов экземпляров.
Евгений Рачев
Евгений Рачев. Иллюстрации к произведению «Колобок». 1987 г. Фотография: pinterest.com
Евгений Рачев. Год неизвестен. Фотография: evgenii-rachev.narod.ru
Евгений Рачев. Иллюстрации к произведению «Петушок — золотой гребешок». 1969 г. Фотография: melik-pashaev.ru
«В сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, веселых, смешных», — рассказывал о своей работе над детскими книгами о животных сибирский художник Евгений Рачев. Первые впечатления о животном мире он получил в тайге, где делал зарисовки с натуры. Его волшебные детские впечатления ожили в иллюстрациях к незатейливым историям: «Теремок», «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Волк и козлята». Сказки для самых маленьких благодаря фантазии Рачева стали удивительной сказочной страной, где если и встретишь волка в кафтане — не удивишься.
www.culture.ru
Молодые и яркие. Современные иллюстраторы детских книг
Выбирая книгу для ребенка, невозможно не обращать внимания на иллюстрации — бывает, что именно они оказываются самым главным, что привлекает читателя в книге. Да и сам художник детской книги часто выступает не только как иллюстратор, но и как соавтор или даже полноправный автор книги — придумывает и историю, и иллюстрации одновременно. Вот пять молодых иллюстраторов (и авторов) из разных стран мира, чьи книги вышли в издательстве «Лабиринт Пресс».
Книга, которая кусается. Иллюстрации Николы О’Бирн
Никола О’Бирн
Художница, иллюстратор и автор детских книг, живет и работает в США. Когда Николе было 5 лет, родители запретили ей по субботам смотреть телевизор, и в освободившееся время девочка начала рисовать. Так и рисует до сих пор. Никола родилась в Южной Африке, в Свазиленде, выросла в Сингапуре, жила в Папуа — Новой Гвинее, Кении, Эдинбурге (где училась живописи) и Лондоне. А теперь живет в Лос-Анджелесе с мужем и невидимой собакой Чубакой, придумывает и рисует детские книги, а в свободное время занимается тяжелой атлетикой (!) и еще любит печь.
«Осторожно! Эта книга кусается» — совместная работа автора-дебютанта Ника Бромли и начинающего иллюстратора Николы О’Бирн. Книжка, в которой стирается грань между чтением и игрой: на первой странице начинается история о гадком утенке, но вдруг оказывается, что даже не в сказку, а прямо в книгу проник огромный крокодил. Он буянит, глотает буквы и целое слова, и сначала утенок очень его боится. Но скоро оказывается, что не так уж и страшен этот крокодил — ведь читатель, конечно, защитит утенка — покачает книгу, чтобы крокодил успокоился и заснул, а если тот продолжит безобразничать, можно потрясти книжку и просто вытряхнуть крокодила вон.
Интерактивная книжка не только превращает чтение в игру, но и может стать хорошим поводом поговорить с ребенком о том, что такое сказка и как она оказалась в книжке, и откуда в ней картинки и кто придумывает, как должны вести себя герои.
Истории о мышатах. Иллюстрации Марко Фурлотти
Марко Фурлотти — итальянский иллюстратор и автор комиксов и книг для детей. Живет с семьей недалеко от Пармы и сотрудничает с разными издательствами по всему миру.
«Мышонок и луна» и «Мышонок и дракон» — две книги, в которых Марко Фурлотти — и автор, и иллюстратор. Книги никак не связаны сюжетно, они про совершенно разных мышат — их даже зовут по-разному.
Мышонок Гедеон («Мышонок и дракон») отважен и находчив — он мечтает принять участие в воздушной регате, но только в том случае, если сможет полететь на настоящем драконе. Обаятельный и робкий дракон, смелый мышонок, аппетитная земляника — все в этой книжке невероятно, но забавно и понятно. В конце концов, невозможно не любить землянику, ужасно приятно победить в гонке и очень хорошо, когда рядом верный друг, — это ясно и ребенку.
Мышонок Мартино («Мышонок и луна») робок и молчалив. Он сам не знает, что ему нужно для счастья, только смотрит с грустью на луну и вздыхает. Зато у Мартино есть друзья, которые знают точно, как осчастливить этого трогательного малыша. Друзья устраивают для Мартино настоящий (ну почти) полет на луну и помогают поверить в себя.
Трудно сказать, что в книжках Марко Фурлотти привлекает больше — нетривиальные сюжеты или нежные акварельные рисунки. Наверное, то и другое и еще оптимизм и симпатичные герои, очень разные и симпатичные.
О строгости и любви к порядку. Иллюстрации Эмили Граветт
Эмили Граветт
Самая старшая в этой компании молодых художников. На ее счету уже 20 книг для детей, в которых она — и автор, и иллюстратор. Эмили — англичанка, родилась в Брайтоне, в 16 лет бросила школу и отправилась с другом в путешествие по Британии в зеленом микроавтобусе. Путешествие затянулось на восемь лет, за это время у путешественников родилась дочь, и, постранствовав еще немного, они решили-таки вернуться в Брайтон и заняться образованием — и ребенка, и своим тоже. Эмили выучилась на художника-иллюстратора и теперь пишет и рисует книжки для детей, получает престижные награды, проводит мастер-классы по иллюстрации.
«Полный порядок» — приглашение посмеяться над пресловутой английской строгостью и любовью к порядку. Барсук Бобби следит в лесу за порядком и чистотой, собирает листья в пластиковые пакеты, а потом убирает не только листья, но и все деревья, траву и вообще все — чтобы порядок был полным. Да еще и бетоном заливает, чтобы грязи не было. Правда, когда вместо леса вокруг него оказывается гладкая забетонированная площадка, на ней не только делать нечего, но и нечего есть и негде спать — барсучья нора тоже оказалась под слоем бетона. Конечно, Бобби все исправит, а читатель посмеется и над картинками, и над стихами (которые отлично перевела Марина Бородицкая).
Мир большой-большой. Иллюстрации Барбары Бакос
Барбара Бакос
Венгерская художница, иллюстратор и мультипликатор. Родилась в пригороде Будапешта и с детства обожала рисовать. В 2013 году окончила Университет искусств и дизайна в Будапеште по курсу анимации. Принимала участие в создании нескольких анимационных фильмов, активно работает как книжный иллюстратор. В настоящее время живет между Англией и Венгрией, черпает вдохновение в детских воспоминаниях и путешествиях.
Серия «Мир большой-большой» — это четыре картонные книжки для самых маленьких. В них почти нет текста, а на квадратных страницах резвятся медведи и лягушки, зайцы и бабочки, черепахи и обезьяны — яркие, смешные, трогательные и жизнерадостные. Можно просто разглядывать, можно сравнивать: они большие и маленькие, быстрые и медленные, тихие и шумные. А те немногие строчки, что есть в книге, перевела (даже скорее заново придумала) замечательный детский поэт Анастасия Орлова.
О моркови и зимней спячке. Иллюстрации Кэти Хадсон
Кэти Хадсон
Британская художница, и она, как и Эмили Граветт и Марко Фурлотти, — и иллюстратор, и автор детских книг. Кэти считает, что ее карьера иллюстратора началась, когда она ребенком разрисовала стены в собственном только что отремонтированном доме. Родители не очень ругались, но все же настояли, чтобы Кэти больше рисовала карандашом на бумаге, чем красками на стенах. Послушная девочка взялась за карандаши и так и не расстается с ними до сих пор, придумывая и оформляя одну книгу за другой.
Действие книг «Слишком много моркови» и «Очень шумная зима» происходит в одном и том же лесу, где живут Кролик, Черепаха, Белка, Бобер и Малиновка. Кролик так любит морковь, что не только хранит огромный запас в норе, но и таскает новую и новую с огородов и даже выращивает сам — в конце концов в норе не остается места для самого кролика и приходится обращаться за помощью к друзьям. А вот Черепаха больше всего любит тишину и покой, особенно зимой, когда так важно найти спокойный уголок и впасть в спячку до самой весны. Черепахе друзья тоже помогают, но выход, как и в случае с Кроликом, оказывается совсем не там, где ищет его Черепаха. Черепаха полюбит зиму, а Кролик научится делиться — и все это без занудных поучений, с юмором и в детальных, продуманных до мелочей иллюстрациях.
Интерактивные проекты «Лабиринт Пресс»
сентябрь 153 974
www.labirint.ru
Невероятно красивые детские книги | Журнал Ярмарки Мастеров
Эта неделя на Ярмарке мастеров посвящена книгам — миниатюрным изданиям, обложкам к книгам, необычным книжным полкам.
«Подари мне луну». Роксана Мари Галье, художник — Кати Делансай
Романтическая сказка о виолончелисте Марчелло и его возлюбленной Коломбине, а также о луне, с которой могут разговаривать лишь влюбленные. Издание иллюстрировано волшебными картинами Кати Делансай — просматривая их, словно слышишь трогательную музыку юного Марчелло.
«Сирано». Тай-Марк Ле Тан, художник — Ребекка Дотремер
Эта история — вольный пересказ пьесы «Сирано де Бержак». У поэта Сирано — большой нос, из-за чего он не решается признаться в любви своей кузине Роксане. Вот о его приключениях и рассказывает Тай-Марк Ле Тан.
Иллюстрации Ребекки Дотремер просто невозможно описать словами. Это волшебно!
«Поляна Фей». Лениа Мажор, художник — Кати Делансай
Книги о феях всегда были прекрасными. Однако Кати Делансай сумела отвлечься от стандартного изображения красоты — все ее иллюстрации женственные, по-настоящему чарующие своей легкостью. Никаких искусственных Барби. Только красота…
Русский художник-иллюстратор, художник-мультипликатор, художник-постановщик Игорь Олейников. Очень интересные, сюжетные иллюстрации. Все картинки в теплых тонах, добрые, очень мастерски нарисованы. Интересно, что у этого художника нет никакого художественного образования. Он заканчивал институт химического машиностроения в Москве. Как считает сам художник, видимо гены дали свое: мама Игоря Юльевича была художником по коврам.
JB Monge еще один иллюстратор, от работ которого просто невозможно оторваться! Художник переносит нас в мир фей, гоблинов и гномов. Он очень популярен во всем мире, и считается одним из лучших иллюстраторов в стиле фэнтези. Его рисунки — это просто какие-то маленькие сказочные шедевры. Они настолько живые, забавные, что кажется персонажи вот-вот выпрыгнут с листа!
BenjaminLacombe — очень интересный стиль иллюстрирования, который чем-то похож на Ребекку Дотремер, и наверное представляет лучшее из школы Французской иллюстрации. Молодой талантливый художник, который к своим 30 годам стал одним из наиболее известных и заслуженных иллюстраторов мира. Его работы не простые, они очень глубокие. Своей восьми летней дочери я бы не все рисунки могла показать. Она у меня очень творческая, нежная, вся такая принцесса, у которой пока жизнь видится в розовом цвете. Некоторые рисунки уж слишком мистические и агрессивные для детского восприятия, в своей статье я такие иллюстрации не буду затрагивать, она ведь посвящена добрым детским иллюстрациям, но для взрослых эти работы очень интересные, рекомендую посмотреть.
Детские иллюстрации Эллины Эллис.
Эллина Эллис — международный художник-иллюстратор и автор детских книг (Elina Ellis Illustration), соавтор и арт директор проекта Fairies & Co, ведущая блога, посвященного детской иллюстрации, автор мастер-классов и лекций на тему иллюстрации и ведения креативного бизнеса, и просто генератор вдохновения и хорошего настоения.
Вот лишь небольшая цитата из ее блога: «Не стоит заниматься творчеством ради всемирного признания. Оно может обойти вас стороной. Творчеством стоит заниматься исключительно потому, что вы не можете без этого жить, потому что вам есть, что сказать, потому что вам НУЖНО это делать. Нужно вашей душе и вашему сердцу. Потому что у вас чешутся руки и из вас просится наружу что-то. Вы рисуете, пишете, лепите, играете, потому что в этом ваша сущность, ваше призвание. ВАМ это нужно. И все. Эллина Эллис.»
«Снежная королева». Х. К. Андерсан, художник – Мисс Клара
Возможность по-новому представить классику будет всегда, тем более, если у нас есть прекрасные сказки Андерсена! «Снежная королева» просто поражает красотой оформления.
Создается впечатление, что Мисс Клара рисует не кисточкой, а морозом по стеклу, такие утонченные получаются иллюстрации.
А цветы? Кажется, страницы просто пахнут сладкими цветочными ароматами…
Пока в мире продолжаются дискуссии по поводу того, что лучше печатные книги или электронные, мы в статье увидели веские аргументы на защиту бумажных книг. Любители книг никогда не променяют удивительный запах страниц и переворачивание листиков. Бумажную книгу всегда приятно держать в руках, рассматривать картинки, листать, делать закладки… Выбор книги в магазине настоящий ритуал, который поймут лишь истинные ценители.
Такие детские книги нам дают не только рассказ, стишок который один раз прочитал и забросил, такие книги знакомят нас с миром доброты, света и тепла, которых так часто нам сейчас не хватает в мире технологий, катастроф, постоянной гонки за первенство. Книжные иллюстрации учат воспринимать прекрасное, по-своему воспитывают, влияют на способности к творчеству.
Мы до сих пор наслаждаемся поистине красивыми иллюстрированными изданиями и не перестаем поражаться гениальностью их оформления. Их можно читать, а можно просто смотреть и наслаждаться, а потом закрыть глаза и помечтать, перенестись мысленно в сказочную страну, другой город, другую жизнь…
Возможно, моя статья кого-то вдохновит на создание своего шедевра. Я буду этому очень рада.
Всем творческих успехов, много хороших покупателей и вообще ценителей вашего труда!
Швайковская Оксана (Oksana Shvaykovskaya)
Авторские украшения из бисера, камней
www.livemaster.ru