1 класс что такое луч – Методическая разработка по математике (1 класс) по теме: Урок математики в 1 классе. Числовой луч.

Конспект урока математики 1 класс Луч.Отрезок.

Математика

1 класс

Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок»

Цели и задачи урока:

-Повторить счет от 0 до 10 и обратно

-Закрепить состав чисел:3,4,5 и умение решать примеры, основанные на знании состава этих чисел.

-Познакомить детей с геометрическими фигурами: прямая линия, кривая линия, точка, отрезок.

-Провести практическую работу по построению этих геометрических фигур.

-Научить детей делать выводы и обобщения после проведения практических действий.

-Продолжать развивать внимание и наблюдательность.

Ход урока:

1 Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок,

Все готовы? Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки,
Положи на уголок.

2. Актуализация знаний

— Почему так говорят: «Математика – Царица наук»?

— Верно, и сегодня мы будем продолжать постигать эту науку, чтоб она помогала нам во всем.

3 Устный счет

3. Устный счет:

1.Игра с мячом:

сосчитай от 3 до 8

от 2 до 6

от 9 до 5

от 7 до 2

Назови следующее по счету число числу: 4,6,2,7,0.

Назови предшествующее по счету число числу: 8,3,9,5,3.

Назови соседей числа: 4, 6, 9, 2

2. Назови пропущенную карточку:

4 1 = 3

2 3 = 5

3 + = 5

+ 2 = 4

3 — = 2

Вспомним состав числа 4 и 5

3. Игра «Заселяем домики»:

— Для чего нужно знать состав числа?

(чтобы без ошибок решать примеры)

— Правильно! Решим примеры:

4. Решение примеров. (на доске)

4 — * = 2 5 — * = 2

4 — * = 3 5 – 1 =*

1 + 3 = * * — 3 = 1

* — 4 = 1 1 +* = 2

4. Физкультминутка

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

— Во что превратился ежик? ( в круглый шарик)

— Какая это фигура? (шар)

— Какие фигуры вы еще знаете? (ответы детей)

— Где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)

5. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте, пожалуйста сказку.

В стране Геометрии жила-была т очка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям.

Слайд 9

Посмотрите, какие это были линии? прямые и кривые Прямые линии похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки, которые не натянули, — это кривые линии. Сколько прямых линий? Сколько прямых линий? Сколько кривых линий? 2 3

Слайд 10

Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» Очень интересно стало точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч .

Слайд 11

Он тоже был очень длинный, но всё-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало. Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло опять наступила на луч. И на месте луча появился отрезок . Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

Слайд 12

Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий!

Слайд 13

— Сегодня прямая линия, луч, отрезок и точка пришли к нам на урок.

Слайд 14

6. Постановка целей и задач.

— Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке?

(учиться распознавать прямую, луч, отрезок и точку и научиться их рисовать)

7. Работа по теме урока.

1. Практическая работа.

— Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная) (Слайд 6 по щелчку)

(Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности).

Без начала и без края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути.

— Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6 по щелчку)

(Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно продолжать только в один конец).

— Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец)

(Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У неё есть и начало, и конец).

2. Работа по учебнику.

— Откройте учебник:

— Посмотрите на рисунок на стр.40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.)

-Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?

— Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию)

— Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их)

— Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий)

— Какой отрезок самый короткий? (красный)

8. Физминутка.

Математику люблю.

Спину ровно я держу.

Вправо, влево наклоняюсь,

Как прямая, выправляюсь.

Руки в стороны раздвину,

Вверх ладошки подниму

И отрезок покажу.

Раз присядем, два присядем

И на место тихо сядем.

9. Работа в парах.

hello_html_m7feb14fc.jpg

У вас на партах лежит лист в клетку, там есть 1 точка и две.

— Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий можно провести через одну, две точки? Слайд 19, 20.

— для этого проведите линию с помощью карандаши и линейки.

Сначала через 1точку, а потом через 2. Сколько линий у вас получилось?

— Какой можем сделать вывод? (что через 1 точку можно провести много линий, а через 2 точки только 1 прямую линию.)

— Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.

10. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради на печатной основе.

— Откройте тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить?

— Запишите через клеточку номера прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.

— Выполните следующее задание.

11. Рефлексия.

— Что нового узнали о линиях?

— Подумайте, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4)

— Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?

— Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»:

зеленый – поняли новый материал, урок понравился;

желтый – поняли новый материал, но испытывали трудности;

красный – ничего не поняли.

7. Подведение итогов урока.

— Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за активную работу на уроке.

infourok.ru

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Луч» — Математика — Начальные классы

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный момент.

Создание благоприятной

рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Дети вспоминают правила «рабочего» человека.

2.Постановка учебной задачи.

Создание условия

для выявления «Что знаем и чего ещё не знаем?»

-Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

Учитель держит в руках большой карандаш.

-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.

-Вспомните, какие фигуры мы узнали с помощью карандаша?

Слайд №2

-Что можете рассказать об этих фигурах?

-Какую ставим учебную задачу?

-Это карандаш.

— Мы познакомились с точкой, прямой и кривой линиями.

Фигура под №1 – прямая линия;

№2 – кривая замкнутая;

№3 – ещё не знаем;

№4 — кривая незамкнутая;

№5 – две прямые линии.

-Узнать всё о новой линии.

3.Изучение нового материала

4. Физминутка.

Продолжение изучения нового материала

Поиск оптимального решения учебной задачи.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

-Чтобы узнать о новой фигуре, послушайте дальше сказку о волшебном карандаше.

Слайд №3

-Пошёл Карандаш в гости к прямой линии и поставил на ней две точки.

-Затем пришла Резинка и стёрла часть прямой.

-И получилось не прямая, а две новые фигуры.

Итак, что скажете про новую фигуру?

-Как же называется эта фигура?

-Сейчас вы догадаетесь.

Волшебный карандаш нарисовал линию. Как она называется?

-Пошёл Карандаш по этой линии и начал ставить точки.

Говорит Карандаш Резинке: «Поиграй со мной!» И начал выбегать из каждой точки.

— А сейчас догадались?

-Правильно. А кто из вас может сказать тему нашего урока.

-Молодцы! Действительно о луче, о том, как его начертить, и пойдёт речь у нас на уроке.

Для глаз:

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза

(считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

Повторить 4-5 раз.

Учитель проговаривает стихотворение:

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Слайд №4

-Рассмотрите внимательно луч. Чем он отличается от прямой линии?

-Действительно, прямую линию можно продлить как влево, так и вправо.

А луч?

-Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны. Лучу дают название, написав рядом с точкой букву. Например, любая буква латинского алфавита: А или В, или С, и т.д.

-Конечно, такую работу уже умеем выполнять.

Предположения детей: тема нашего урока — различные линии и точки.

-Новая фигура – это часть прямой линии.

-?

-Плавная кривая замкнутая линия

-Это солнышко, а линии похожи на лучи солнышка.

-Тема нашего урока – луч.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек.

-У луча есть начало, но нет конца.

-Луч можно продлить, только в ту сторону, в какую он направлен.

-Мы учились обозначать точки.

5.Первичное закрепление.

-Давайте попробуем начертить лучи. Как вы думаете, что для этого мы будем делать?

-Попробуйте начертить 3 луча в разных направлениях. (Для проверки детей показать слайд №5)

— C какой фигурой мы сегодня познакомились?

-Что вы узнали об этой фигуре?

-Думаем, что луч можно начертить с помощью линейки, так как это часть прямой линии.

-Сначала необходимо поставить точку.

-Линию из точки можно вести в любом направлении.

Выполнение детьми.

— Мы познакомились с лучом.

— У луча есть начало, но нет конца. Лучу можно дать название.

Слайд №6

— Что можно сказать об этих линиях?

— Начертите в тетради две пересекающиеся линии.

-Поставьте точку в том месте, где линии пересеклись, назовите её.

-Какие новые фигуры получились? Сколько?

-Поработаем в тетрадях на печатной основе, с.

— Это прямые линии, они встретились (Кто-нибудь из детей скажет: они пересеклись)

Выполнение детьми.

-Получились лучи, их 4.

6.Итог урока. Рефлексия.

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

— С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите предложение:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Слайд №7

На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?

  • Ничего не понятно на уроке.

  • Все понятно на уроке, затруднений нет.

  • Хочу знать больше.

— Молодцы! Спасибо всем за урок.

Высказывания детей.

pedsovet.su

Урок математики в 1 классе по теме: «Понятие луча»

Цели урока:

  • Дать детям первоначальное понятие о луче. Учить находить лучи на рисунках, в окружающей жизни, учить строить лучи.
  • Развивать навыки работы с линейкой при построении геометрических фигур.
  • Вырабатывать умения сравнивать геометрические фигуры, конструировать их из счетных палочек, спичек, деталей разной формы.
  • Воспитывать любознательность, усидчивость, расширять кругозор учащихся.
  • Оборудование: плакат с геометрическими фигурами, счетные палочки, детали геометрических фигур, фильмоскоп, фонарик, солнце и снежинка.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку. Повторение правил посадки за партой.

    Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку?

    Дети: Да!

    У. Какое у вас настроение?

    Д. Хорошее! Веселое! Радостное!

    У. Тогда вперед! Сегодня мы продолжим путешествие по огромной, интересной стране Геометрических фигур

    2. Актуализация знаний

    У. Посмотрите внимательно на доску и подумайте, согласны ли вы с моим мнением, что не все данные фигуры живут в стране Геометрических фигур.

         

       

    Д. Нет, не согласны. Это все геометрические фигуры.

    — Я думаю, что ваше мнение ошибочно.

    — Все фигуры живут в стране геометрических фигур.

    У. Тогда назовите эти фигуры.

    У. Как вы думаете, можно ли их разделить на две группы?

    Д. Я думаю, что не получится их разделить на две группы.

    — Я считаю, что здесь лишняя точка

    У. Я согласна, что точка лишняя. (Закрываю ее).

    А теперь на какие группы можно разделить фигуры.

    Д. В одну группу фигуры синего цвета, а в другую зеленого цвета.

    -Одна группа — это линии, а другая — замкнутые линии.

    У. Молодцы! С заданием справились.

    З. Мы конструкторы.

    У. А теперь представьте себе, что мы работаем конструкторами. Нам требуется из предложенных деталей сконструировать геометрические фигуры и дать им название. Работать будем в парах. Победит та пара, которая вперед соберет и даст название своей фигуре.

      

    У. Из какого количества деталей вам предстоит сконструировать фигуру?

    Д. Из четырех деталей.

    У. Какие же фигуры у вас получились?

    У. Молодцы! Отлично справились с заданием. Фигуры все назвали правильно.

    4. Открытие.

    — Конструкторы из вас получились хорошие, а дальше поработаем учеными и попробуем открыть что-нибудь неизвестное нам.

    (Включаю фонарик, фильмоскоп. Луч света направляю в разные сторон)

    У. Что вы видите?

    Д.- на стене получается светлое пятно.

    — Идет свет дальше за открытую дверь.

    — Д. Свет идет от горящей лампочки.

    У. Как получилось светлое пятно на стене или на потолке?

    Д. -При помощи полоски света.

    — При помощи луча света.

    У. Как вы думаете, что является началом луча света и есть ли конец?

    Д.- Начало — лампочка фонарика.

    — У него нет конца

    У. Как вы понимаете, что такое луч?

    Д. — Прямая линия

    — Часть прямой линии

    — Часть прямой линии, которая имеет начало и не имеет конца.

    У. Где в окружающей жизни встречались с названием луч?

    Д. — Луч солнца

    — В темное помещение пробивается луч света

    — Луч от прожектора или фонаря

    — Лучи от фары машины.

    У. Кто из вас ходил в кинотеатр смотреть фильмы или мультфильмы? Кинопроектор при помощи луча света передает изображение на экран. Когда ваши родители были маленькими, то смотрели диафильмы при помощи фильмоскопов (показываю несколько кадров).

    5. Практическая работа (альбом)

    У. Проведите прямую линию. Отметьте на ней две точки.

    — Как называется часть прямой, расположенная между двумя точками?

    — Д. Часть прямой, расположенная между двумя точками, называется отрезок.

    У. Дайте отрезку имя, обозначьте точки буквами. Прочитайте АВ.

    У. Попробуем выполнить другое задание. Проведите прямую, отметьте на ней одну точку, Дайте ей имя.

    У. На сколько частей точка разделила прямую?

    Д. На две части.

    У. Я считаю, что получилось два отрезка.

    Д. Я с вами не согласна, там одна точка. Это же два луча получилась, начало есть, конца нет.

    У. Чем отличается луч от отрезка?

    — А от прямой

    (Дети называют отличия)

    У. Как вы думаете, есть ли на чертеже первого задания лучи?

    Д. Да, там два луча.

    Один луч идет влево, второй вправо.

    У. Какие вы внимательные. Проведите лучи красным карандашом.

    6. Самостоятельная работа

     

    У. Что вы видите?

    Д. Солнышко и снежинку.

    У. Что есть общее у солнышка и снежинки?

    Обведите все лучи солнышка красным цветом, а лучи снежинки — синим. Сколько лучиков у солнышка?

    Д. Восемь

    У. А у снежинки? Почему.

    7. Итог

    У. Что вы для себя открыли на уроке?

    Д. Познакомились с лучом.

    У. Какое задание выполнять было интереснее всего?

    У. Дорогие ребята! Вы сегодня работали хорошо, были активными, помогали друг другу. Я считаю, что все вы заслужили благодарности. Спасибо вам за работу.

    urok.1sept.ru

    Урок математики в 1-м классе по теме «Числовой луч»

    Задачи урока. Образовательные: познакомить детей с числовым лучом, особенностями его построения, формировать умения строить числовой луч, научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам, закрепить навыки построения прямого и обратного числового ряда.

  • Развивающие: развивать вычислительные навыки, умение анализировать данные, синтезировать информацию, логически мыслить, развивать умение адекватно оценивать результат своей работы.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в процессе учебного взаимодействия.
  • Оборудование. Плакат с изображением зимнего леса с «кармашками», в которые вложены карточки с изображением прямой, мяча, вопросительного знака, карточки с изображением отрезков, лучей, числовых лучей, мяч, карточки с цифрами, у детей - тетрадь на печатной основе (Н.Б.Истомина. Математика. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Часть 1.), математические веера.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная

    Ход урока

    I. Организационный момент.

      Мы начинаем урок математики, который поможет одним — узнать что-то новое, другим — понять непонятое, третьим — сделать научное открытие.

    II. Устный счет.

    Для начала запишем сегодняшнее число в тетради: 18 н.

    — Что вы можете сказать об этом числе?

    — Какое сейчас время года? (поздняя осень)

    Запорошило снегом тропы,
    Деревья в инее стоят,
    А рядом белые сугробы
    Загадки снежные хранят.

    (на доске — плакат)

    — Давайте посмотрим, какие загадки хранят сугробы.

    (Из-за первого «сугроба» достаю карточку с изображением мяча.)

    — Загадайте число и расскажите нам о нем так, чтобы мы догадались, какое число загадано (не называя самого числа).

    Бросаю мяч детям. У кого мяч, тот и загадывает число. Все числа, которые отгадали, записываем на доску и в рабочую тетрадь.

    — Составить из данных чисел прямой и обратный числовые ряды.

    3. Работа по теме урока.

    1) Повторение изученного материала.

    — Какие линии помогли художнику нарисовать сугробы? (кривые)

    — Какими бывают кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)

    — Какие линии, кроме кривых, вы еще знаете? (прямые)

    — Какими могут быть прямые линии? (отрезок, луч, прямая)

    — Что изображено?

    — Какой отрезок длиннее?

    — Что вам помогло это определить? (глазомер)

    — А сейчас какой отрезок длиннее?

    — Всегда ли наш глазомер бывает прав? (обман зрения)

    — Как можно убедиться в своей правоте? (измерить с помощью циркуля)

    — Сравните сейчас. Что длиннее?

    — Я рада. Что вы научились отличать луч от отрезка.

    2) Работа с новым понятием.

    (достаю из второго «сугроба» карточку)

    — Что изображено на карточке? (прямая линия)

    — Превратите эту прямую в луч.

    — Чтобы показать, что этот луч можно продолжить только в одном направлении, на его незаконченной стороне мы изображаем стрелочку.

    От начала луча отложите одну мерку и поставьте точку. Напишите около точки число 1, а у точки начала луча число 0.

    Теперь у вас получился числовой луч.

    — Догадайтесь, как на этом луче отметить точку, которая соответствует числу 2? (самостоятельно)

    — Каждый из вас выполнил это задание по-своему. Я перенесла сейчас на доску несколько вариантов. Есть ли среди них правильные? (1)

    — Что нужно помнить, чтобы правильно построить числовой луч?

    — Что будет происходить с числами, если мы будем двигаться по числовому лучу слева направо? справа налево?

    Работа в тетради на печатной основе. Стр.39, №69.

    — Чем похожи все числовые лучи?

    — Чем отличаются?

    (выполняют задание по тетради)

    На доске луч:

    — Каким числам соответствуют точки, обозначенные красным цветом?

    3) Отработка вычислительных навыков.

    (нахожу в «сугробе» карточку с изображением вопросительного знака)

    Задачи в стихах. (ответ показываем математическим веером)

    1) Я рисую кошкин дом:
    Два окошка, дверь с крыльцом,
    Наверху еще окно, чтобы не было темно.
    Посчитай окошки в домике у кошки. (3)

    2) Восемь яблок из сада
    Ежик притащил.
    Самое румяное белке подарил.
    С радостью подарок получила белка.
    Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. (7)

    3) Три пушистых кошечки
    Улеглись в лукошечке.
    Еще три к ним прибежало.
    Сколько вместе кошек стало? (6)

    4) На крыльце сидит щенок
    Греет свой пушистый бок.
    Прибежал еще один
    И улегся радом с ним.
    Сколько стало щенят? (2)

    5) На поляне у дубка
    Крот увидел три грибка.
    А подальше у осин
    Он нашел еще один.
    Кто ответить нам готов,
    Сколько крот нашел грибов? (4)

    6) На рельсах перегона стояли 5 вагонов.
    А три других в сцеплении
    Готовы к отправлению.
    Ответь без промедления,
    Сколько вагонов ждут отправления? (8)

    — Каких чисел здесь не хватает, чтобы построить числовой ряд от 1 до 9? (1,5,9)

    — Придумайте сами задачи, чтобы при их решении в ответе получилось одно из недостающих чисел (не в стихотворной форме).

    IV. Итог.

    — Что нового сегодня узнали?

    — Чему научились?

    — О чем задумались?

    — Где получили ответ?

    urok.1sept.ru

    Методическая разработка по математике (1 класс) по теме: Урок математики в 1 классе. Числовой луч.

    Тема урока: Числовой луч.

    Цель урока: познакомить с числовым лучом,  особенностями его построения.

    Задачи урока:

    — учить  планировать свою деятельность;

    — развивать логическое и критическое мышление, связную речь;

    — воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.

    Формирование УУД 
    Личностные 

    1. уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
    2. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
    3. уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

    Познавательные 

    1. использовать модель числового ряда в качестве опоры при вычислениях;
    2. наблюдать, видеть закономерность, делать выводы;
    3. сравнивать и классифицировать предметы.
    4. уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    5. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные

    1. уметь слушать партнёра, сотрудничать при работе в паре, в группе;
    2. уметь работать с информацией
    3. уметь сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема)
    4. уметь слушать и понимать других;
    5. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    6. оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД

    1. уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
    2. проговаривать последовательность действий на уроке;
    3. работать по коллективно составленному плану;
    4. оценивать правильность выполнения действия;
    5. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
    6. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    7. высказывать своё предположение.
    1. Организационный момент.

    — Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости.

    — Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Поприветствуйте друг друга. Какие слова приветствия мы знаем? (Вспоминаем уроки окружающего мира.) 

    — А какое у вас настроение? (Смайлики.)

    — Теперь пожелайте друг другу успехов в открытии новых знаний.

      II.   Актуализация знаний.

    — Ребята, мы сейчас поприветствовали друг друга, а вы знаете, что сегодня 21 ноября, празднуется Всемирный день приветствия. Это день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. И вот сегодня на уроке нам будут помогать работать и поддерживать хорошее настроение герои одного мультфильма. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание.

    — У вас на парте лежат конверты.  (На парте один конверт.) Скажите, как будем работать?  (В паре)

    — Давайте вспомним правила работы в паре.

    — А теперь возьмите конверт, достаньте части картинки и соберите вместе целую. Кто соберет, поднимает руку.

    — Итак, что же получилось у первого  ряда?  (Слоненок)

    — У второго?  (Удав)

    — У третьего?  (Мартышка) Слайд.

    — А какого героя не назвали?  (Попугая) Верно, но он присоединится к нам немного позже.

    — Ребята, Слоненок, Удав и Мартышка приготовили для вас математическую разминку. Скажите, для чего математическая разминка нужна?  (Для того, чтобы вспомнить то, что мы знаем, чтобы подготовиться к новой теме.)

    — Итак, первое задание от Слоненка – «Назови соседей числа»  (Показываю числа)

    Фронтальная работа. Ученик называет ответ, остальные оценивают правильность хлопками.

    — А как вы думаете,  у чисел только бывают соседи?  (Соседи по парте, соседи по дому и т.д.)

    — А как надо жить с соседями?  (Дружно, помогать им …)

    — Второе задание от Мартышки «Назови фигуры».  Слайд.

    (Отвечают хором.)

    — Третье задание от Удава «Что лишнее?» Слайд.

    1. Ель, береза, рябина, пальма. Слайд.

    2) Волк, заяц, белка, жираф. (Картинки)

    3) Ананас, яблоко, слива, груша.   Слайд.

    — Следующее задание от всех героев мультфильма: «Продолжить узор».  (На листочках-полосках)

    — Сначала выберите, какое задание будете выполнять: легкое или трудное. Первый узор – легкий, а второй – потруднее.  (Выполнение узора по музыку. Гусли.)

    — А где можно увидеть такие узоры? (Марийский орнамент в быту; платье свое ……)    Слайд.

    — Молодцы, хорошо справились с заданиями и спасибо нашим героям за разминку.

    1. Физкультминутка для глаз   Слайд.

    IV.  Изучение нового материала. Постановка учебной задачи.

    — Ребята, а Попугай предлагает вам вспомнить, что он стал делать для того, чтобы измерить длину Удава? (Он стал шагать.)  Слайд.

    — Да, он стал шагать.

    — Как называется часть прямой, которая имеет начало?  (Луч)

    — Теперь давайте обозначим шаги попугая числами. Мы получили луч, на котором проставлены числа. Как вы думаете, как называется такой луч?  (Числовой)

    — Итак, тема нашего урока ………. А что мы будем делать на уроке?

    — Ребята, а вы знаете, что  Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский.    Слайд.

     Он жил в 410-355 гг.до н.э. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. Честь названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из его открытий – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа.

    — Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

    ( линейка, метр, числовой ряд)

    V. Первичное закрепление.

    1. Работа по учебнику.    № 165  (По рядам: первый ряд первый луч, второй ряд – второй луч)

    — Ребята, а сейчас открыли учебники на стр. ____ № 165. Что  надо сделать?

    (Читают задание по учебнику.)

    — Вы должны записать числа в тетради. Пропускаем одну клетку и начинаем писать.

    (Записывают числа в тетрадь)

    2. Практическая работа.

    — Ребята, давайте попробуем начертить числовой луч. Что надо делать сначала?  (Начертить луч горизонтально) 

    Составление плана работы.

    1. Провести луч горизонтально (числовой луч всегда чертят строго горизонтально в направлении слева направо).
    2. Указать направление стрелкой.
    3. Обозначить луч буквами ОХ (точка О — начало луча).
    4. Под точкой О написать число 0.
    5. Выбрать единичный отрезок (отрезок от 0 до 1), НАПРИМЕР, 3 клетки.
    6. Отступая каждый раз по 3 клетки, расставляем точки и соответствующие им числа по порядку.

    ТПО №68 стр. 39.

     Первое задание делаем вместе. А второе и третье по группам.
    Проверка работ.

    VI. Физкультминутка

    3. Ученики первого класса Маша и Миша тоже попробовали начертить луч.  Слайд.

    — Посмотрите, как они выполнили задание

    Миша сделал так:  

    Маша сделала так:

    Кто прав: Маша или Миша?

    Маша не права, т.к. мерки отложила одинаковые, а числа записала не по порядку, как в числовом ряду.

    Миша тоже не прав, т.к. мерки у него разные.

    VII. Самостоятельная работа.

    Работа  на числовом луче.

    — Ребята, Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и отметить встречающееся число  на своем луче.  Отмечаем простым карандашом. 

    (Числовой луч на доске. У каждого ребенка карточка с числовым лучом. Я загадываю загадки, дети отмечают на числовом луче встречающиеся числа).

    1.)Ты со мною не знаком?            2.) Братцев этих ровно семь.

        Я живу на дне морском,                И они известны всем.

        Голова и восемь ног,                     Каждую неделю кругом

        Как зовусь я? (осьминог)              Ходят братцы друг за другом.

                                                                                                        (дни недели)

    3.)Разных три имеет глаза,            4.) Черен, да не ворон,

        Но откроет их не сразу:                   Рогат, да не бык,

        Если глаз откроет красный —           Шесть ног без копыт.

        Стоп! Идти нельзя, опасно!            Летит — жужжит.

        Желтый глаз — погоди,                     Упадет — землю роет. (жук)

        А зеленый — проходи. (светофор)

    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

            3       6 7 8

    Взаимопроверка.

    VIII. Итог урока. Рефлексия.

    — Какое новое знание открыли?  (О числовом луче)

    Напомните:   

    — Какое  число соответствует  началу  числовому лучу?  (число «0»)

    — Чем изображают любое число  на  числовом луче?  (точкой)

    — Сколько чисел  можно изобразить на числовом луче? (любое число, так как луч бесконечен)

    — А  большие числа  можно изобразить на  нём? (любое число, каким бы  оно большим не было)   Слайд.

    — А теперь оцените свою работу:

    — что понравилось?

    — что получилось?

    — что не получилось?

    (На парте у каждого ученика три символа, которые изображают настроение в конце урока.

    — Я чувствовал себя на уроке хорошо, мне было интересно и всё понятно

    — Мне было интересно, но не всё понятно

    — Мне было не интересно, не понятно, я устал.)

    Слайд.

    nsportal.ru

    Конспект урока по математике «Луч» 1 класс

    Урок-сказка по математике в 1 классе

    Тема: «Изображение луча. Обозначение буквой начала луча.».»

    Цель: сформировать у первоклассников представления о геометрической фигуре, которая называется луч. Научить их изображать луч с помощью линейки и обозначать буквой начало луча.

    Ход урока

    I . Орг момент

    (Слайд №2) Девиз урока «С малой удачи начинается большой успех»

    И для того, чтобы у нас сегодня все получилось, какие правила речи мы должны соблюдать?

    II. Актуализация знаний.

    Сегодня у нас не простой урок, а урок-сказка.

    (Слайд 3). Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете, в чье королевство мы сегодня отправимся за новыми знаниями.

    5 Ч 9 А 2 Т 8 К 3 О

    2

    3

    5

    8

    9

    Т

    О

    Ч

    К

    А

    Появляется слово «Точка». «Молодцы!» (Слайд 4)

    Слово учителя: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой невозможно построить ни одной фигуры, это Точка (Слайд 5).

    Но прежде чем мы отправимся в путь, Точка предлагает решить три задания.

    (hello_html_mac7f0d3.gifhello_html_4e31f639.gifhello_html_6f5c31cf.gifСлайд 6) Первое задание: надо разгадать правило и найти ту фигуру, которой можно продолжить ряд

    hello_html_185e30d8.gifhello_html_m6f1e8bc1.gifhello_html_m4a470df.gif

    hello_html_m241839fa.gif

    hello_html_5a52018e.gifhello_html_mac7f0d3.gifhello_html_m6e7e1476.gif

    hello_html_m1495d46b.gifhello_html_64f5c799.gif

    hello_html_m21047457.gif

    Нарисуйте в своих тетрадях. Проверим. Маленький красный квадрат и маленький зеленый круг. Почему не подойдут другие фигуры?

    (Слайд 7) Второе задание.: помогите Точке разбить линии на группы

    hello_html_403194a8.gifhello_html_m452900cd.gifhello_html_3250ef63.gif

    hello_html_m16d0b031.gif

    hello_html_me0fe599.gif

    Проверка. Можно разбить на две группы по цвету, или на две группы (прямые и кривые)

    (Слайд 8) Третье задание: Математический диктант

    1. Какое число следует за числом 5 6

    2. Какое число стоит перед числом 8 7

    3. Какое число находится между 4и6 5

    4. Сколько окон у нас в классе 3

    А теперь проверим. (Слайд № 8)

    Оцените свою работу Смайликом на полях

    Мы отлично справились с заданиями и теперь пора отдохнуть

    III Физминутка (Слайд 9)

    IVРабота над темой урока. Сказка про Точку.

    Жила-была Точка(Слайд 10) . Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

    — Как эта линия называется?

    — Длинная она или короткая?

    Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? «Отправлюсь-ка я в путешествие!».

    — Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой?

    Сказано — сделано. Вышла точка на прямую и пошла по этой линии (Слайд 6). Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?».

    — Ребята, а скоро ли конец прямой? (У прямой нет конца).

    — Тогда я наверное поверну назад, — ответила Точка. Я наверное пошла не в ту сторону.

    — Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет)

    (Слайд11).

    Без конца и края
    Линия прямая!
    Хоть сто лет по ней идти —
    Не найти конца пути!

    (Слайд 12) — Опечалилась Точка. Что же, так мне и придется идти, идти и идти без конца?

    — А что если я позову на помощь Ножницы?

    Тут откуда не возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую (Слайд 12)

    — Ура! Воскликнула Точка. Получился конец, да не один, а целых два! Что же стало с моей прямой? (Слайд 13) — Теперь вместо прямой есть два этих… ну этих….даже не знаю как назвать. У них конец с одной стороны, а с другой нет конца. Как же они называются? (Лучи). Слайд 14

    Итак, какая тема сегодняшнего урока? «Изображение луча.»

    hello_html_m10c700c9.jpg

    — А я знаю почему они так называются. Воскликнула Точка. А вы, ребята, знаете?

    Они похожи на солнечные лучики! Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца

    . У нас с вами есть имена и у точек , и у лучей тоже есть имена. Обратите внимание, что начало луча – это точка и она обязательно обозначается буквой.. Слайд 15

    — В чем отличие прямой от луча?

    Молодцы!!!! Слайд 16.

    V Закрепление материала

    Работа в ТПО №53

    1. Выполняется вместе с учителем

    2. и 3) самостоятельно с проверкой (Сколько прямых можно провести через одну точку?, А через две?) (Слайд 17, 18)

    Физминутка (Слайд 19)

    Работа по учебнику

    134

    Чем похожи и чем отличаются рисунки справа и слева?

    Что обозначают цифры 9 и 7?

    135

    VI Итог урока

    1. А теперь повторим: какие геометрические фигуры мы повторили, а о каких узнали, благодаря нашей гостье Королеве — Точке? (Слайд 20 )

    Пhello_html_m7e4de439.gifhello_html_15cc47fc.gifрямая линия

    К

    Лhello_html_m7e4de439.gifуч

    2. Что вы теперь знаете о каждой из этих фигур? (Слайд 21 )

    ПРЯМАЯ — НЕ ИМЕЕТ НИ НАЧАЛА, НИ КОНЦА, МЫ МОЖЕМ НАЧЕРТИТЬ ТОЛЬКО ЧАСТЬ ПРЯМОЙ, ТАК КАК ЕЁ МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ,

    ЛУЧ — ИМЕЕТ НАЧАЛО, НО НЕ ИМЕЕТ КОНЦА, ЕГО МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ.

    У вас есть 2 смайлика: синий и розовый, если

    1. вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, вы научились и можете помочь другим, то приклейте розовый смайлик,

    2. вы считаете, что научились многому, но еще нужна помощь, то приклейте синий смайлик.

    Посмотрите, какое у нас получилось красивое солнышко..

    НУ ВОТ И ВСЕ, КОНЕЦ! А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!!!

    hello_html_m4962cd35.png

    infourok.ru

    Луч и его обозначение. 2-й класс (1–4), программа «Начальная школа XXI века»

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры;
    2. Учить показывать луч с помощью указки;
    3. Продолжить формирование вычислительных навыков;
    4. Совершенствовать умение решать задачи;
    5. Развивать умение анализировать и обобщать.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Ребята, вы готовы к уроку? (Да.)
    На вас надеюсь я, друзья!
    Вы хороший дружный класс.
    Всё получится у вас!

    II. Мотивация учебной деятельности.

    — Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть для себя что-то новое.

    III. Актуализация знаний.

    1. Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:
      а) 90, 30, 40, 51,60;
      б) 88, 64,55,11, 77, 33;
      с) 47, 27, 87, 74, 97, 17;
    2. Назовите числа по порядку:
      а) от 20 до 30;
      б) от 46 до 57;
      в) от 75 до 84;
    3. Как вы думаете, будут ли эти тексты задачами?

    На одной тарелке 3 огурца, а на другой 4.
    Сколько помидоров на двух тарелках?

    На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы.
    Сколько тюльпанов росло на клумбе?

    — Измените вопрос второго текста так, чтобы он стал задачей.

    — Измените условие так, чтобы текст стал задачей.

    — Решите полученные задачи.

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    — Начертите такую линию.

    — Как она называется?

    — Начертите такую линию.

    — Как она называется? Чем отличается отрезок от прямой?

    — Начертите такую линию.

    — Кто знает, как она называется?

    — Посмотрите на картинку, вы видите похожие линии, что это?

    — Вот и эта линия называется луч. Чем он отличается от прямой и отрезка?

    — Это очень интересная фигура: у неё есть начало и нет конца.

    — А изображают её так. (Работа на доске и в тетрадях.) Отметим на точку, приложим к ней линейку и по линейке проведём линию.

    — Какой бы длинной ни была линейка, весь луч мы всё равно не сможем начертить. На рисунке мы изобразили лишь часть луча, которая показывает направление луча.

    — Луч можно начертить в любом направлении:

    — Начертите три разных луча у себя в тетради.

    — Чтобы отличать один луч от другого, договоримся обозначать луч двумя буквами латинского алфавита так, как мы обозначали с вами отрезки. Писать буквы нужно в строго определённом порядке: первой пишется та буква, которая обозначает начало луча, вторая пишется над или под лучом.

    — Посмотрите на рисунок в учебнике. Луч красного цвета обозначен двумя буквами. Какой буквой обозначено начало луча?

    — Прочитаем все вместе запись: «Луч АВ»

    — Теперь прочитайте следующие записи: луч ВС, луч МК, луч ВА, луч ОХ.

    — Важно научиться правильно показывать луч. Мы будем делать это концом указки. (Показ учителем.)

    — Теперь посмотрите на плакат. (Подготавливается заранее, на нём 3 луча.) На нём изображены 3 луча. Прочитайте название каждого из них. Называя луч, показывайте его указкой.

    Физминутка

    1, 2, 3, 4, 5
    Все умеем мы считать.
    Отдыхать умеем тоже:
    Руки за спину положим,
    Голову поднимем выше
    И легко-легко подышим.
    Раз, два – выше голова,
    Три, четыре – ноги шире,
    Пять, шесть – тихо сеть.
    Раз – подняться, потянуться.
    Два – согнуться, разогнуться.
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире.
    Пять – руками помахать.
    Шесть – за парту тихо сесть.

    V. Первичная проверка понимания.

    1) Работа с учебником.

    С.17 № 1

    — Можно ли нарисовать весь луч?

    — В каком направлении можно начертить луч?

    C. 18 № 2

    Учащиеся называют каждый луч, сначала читая букву, соответствующую началу луча.

    С.18 № 3

    Учащиеся чертят в тетради луч, обозначают его буквами.

    — Поставьте в тетради точку О. Проведите через неё прямую линию. Сколько получилось лучей?

    — Проведите ещё одну прямую линию через эту точку. Сколько теперь лучей?

    VI. Организация усвоения способов деятельности.

    1) Работа в тетради на печатной основе.

    Дифференцированное задание.

    1-я группа — № 19

    2-я группа — № 20

    3-я группа — № 21

    2) Физминутка – офтальмотренажёр.

    3) Работа по учебнику

    С.19 № 9

    — Прочитайте, какие способы сложения придумал Знайка?

    — Найдите результаты сложения такими же способами.

    С.21 № 15

    — Что известно в задаче?

    — Что надо узнать?

    — Короче – это больше или меньше?

    — Как узнать длину карандаша?

    — Запишите ответ.

    VII. Рефлексия.

    — Что нового узнали на уроке?

    — Что такое луч?

    — Как начертить луч?

    — Сколько лучей можно провести через одну точку?

    -Сегодня на уроке мне помогали…..

    VIII. Домашнее задание.

    № 11,15, р\т №22

    urok.1sept.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *