3 устаревших слова и их значение – Словарь устаревших слов — читать, скачать

Внеурочное занятие. Устаревшие слова.

 

Тема:   Слова из бабушкиного сундучка.«Устаревшие слова».

Цель урока: создать  условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Задачи: познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые  встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым  словарем.

 дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.

  1. Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному

      материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за  будущий              результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках,   адекватная самооценка;

  Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

    умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с         другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя

    формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и  объяснять их значение.

Тип урока — урок изучения и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, фронтальная.

Использованная литература:

Школьный толковый словарик

И.Голуб. Путешествия в страну слов. Дидактические материалы по русскому языку для 1-4 классов. М.: Владос, 2005 г.

«Толковый словарь живого русского языка». В И Даль, толковый словарь Ожегова

Ход урока

  1. Организационный момент. (Создание эмоционального настроя)

  2. Сегодня новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее и пожмите руку.

  1. Введение в новую тему.(Актуализация знаний)

На сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в мир слов.

У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.

 Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями.

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций

─ Что такое слово? (Основная единица языка)

─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)

─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. )

─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов.

Но со словами надо быть очень осторожными, потому что

Словом можно убить

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Дети читают стихотворение Сергея Острового «Первородство.!

Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад? У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад и получить новые знания.

Представьте себя в старинном городе.Нас встречают люди, они о чем-то говорят.

Давайте подслушаем один разговор, все ли нам будет понятно?

Сценка «Барыня и крестьянка»

Марфа!Марфа!

-Слушаюсь барыня.

-Сколько можно звать тебя,

Целыми днями без дела лытаешь!

-Никак не лытаю, барыня.

-Что за дело пытаешь?

-В хоромах прибираюсь.

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

-Слушаюсь, барыня.

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

-Примите барыня.

-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.

-Какие непонятные слова услышали?

-Почему мы их не понимаем?

(они используют в своей речи слова,значения которых мы не знаем)

-Куда они исчезли?

_Как узнать значение этих слов?

III.Постановка темы и цели


_Что же за необычные слова мы с вами узнаем?

Давайте разгадаем грамматическую задачу.

—Приставка, как у слова УЛЕТЕЛ.

—Корень, как у слова СТАРИК.

—Суффикс, как у слова СМОТРЕВШАЯ.

—Окончание, как у слова СИНИЕ.

—-Что это за слово?

_Как вы понимаете слово УСТАРЕВШИЕ?

—Да, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы,явления. А слова,которые они обозначали постепенно забываются , устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке,наз. устаревшими.

(На доске появляется карточка)

__Назовите тему занятия.

-Задайте вопросы по теме урока.

(_Что такое устаревшие слова?

-Почему слова устаревают?

-Где встречаются устаревшие слова?)

IV. Усвоение новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах.

1)—. Вам предлагается задание «Найди пару!»

Карточка

Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи,

называются устаревшими. Многие устаревшие слова  называют хорошо знакомые нам предметы на старинный  лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо чело – лоб, вместо око – глаз, вместо зерцало – зеркало и т.д.

                  Карточка для учащихся

замарашка               забор

изгородь                    народ

чужеземец                 неряха                                      

чёлн                           иностранец

зазор                          стыд

челядь                       лодка

К какому слову трудно найти пару?

-Почему вы не можете найти пару?

К какому слову трудно найти пару?

Почему?-(Мы не знаем значение этого слова, не употребляли его в речи.)

-Давайте попробуем узнать значение этого слова. В этом нам помогут толковые словари.

Дети находят значение слова ЧЕЛЯДЬ и находят ему пару.

2)Слайды №1-6

_Работа со словами кольчуга, кафтан,боярин, десница.

—Почему мы их не употребляем?(потому что нет таких предметов)

-Введение определения:

Слова, которые ушли из нашего языка, потому что исчезли предметы, которые их называли— наз.ИСТОРИЗМАМИ(карточка на доске)

3)Сначала вспомним, как одевался простой народ на Руси. – как одевался русский мужчина.

Ученик читает стихотворение, он одет в рубаху- косоворотку, лапти.

В старину мужской наряд

На такой пошит был лад:

—Какие слова услышали?

(косоворотка, сафьяновые, лапти)

Обращение к иллюстрации на доске.

—Как наз. предметы одежды?

(порты, онучи.)

-Как называются эти слова?(историзмы)

-5)-Путешествие по самому себе:

карточки с указанием старинных частей тела человека.

Как называются части нашего тела?

Какие слова для вас новые?

-Почему исчезли эти слова?

(Их заменили новые слова синонимы, более точные и удобные.Такие слова называются АРХАИЗМАМИ.(Карточка на доске)

5 Физминутка.

— А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.

 

6.Первичное закрепление

Работа в парах. Каждая пара получает карточку с текстом и задание найти устаревшие слова.

1. Время катит чередом,

Час за часом, день за днем,-

И на первую седмицу

Братья едут в град-столицу.

П.Ершов «Конек-горбунок»

2.Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых.

Все в нашивках золотых.

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

П.Ершов «Конек-горбунок»

3.Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка.

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.Ершов «Конек-горбунок»

4.Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Сергей Есенин «В хате»

5.Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Сергей Есенин «В хате»

..—Проверка работы..-

Слайды 6-21

—.Подбор однокоренных слов.

—А знаете ли вы ,что у некоторых устаревших слов сохранились слова родственники. Самих этих слов уже не существует, а вот однокоренные слова мы используем и сейчас. Давайте поищем родственников.

(СЛОВА НА КАРТОЧКАХ)

перст, перстень, наперсток, перчатки, палец, кольцо

Какое  из этих слов устаревшее? Почему?

— Кто знает значение этого слова?

– Каково общее лексическое значение этих слов?

-. (Палец и то, что надевается на палец.)

-Являются ли эти слова родственными?

( Не все слова родственные.)

— Какое слово не является родственным?

(Палец.)

— Почему слово палец не входит в эту группу?

(палец-перст—синонимы)

—-Подберите родственников к слову очи.

Исследовательская работа:

__Как образовались слова устный, челка ,белобрысый?

7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Карточки со словами из первого столбика получают дети первой группы, из второго столбика-дети второй группы, находят свою пару.

Найди пару:

аршин 71см

вершок 4см5мм

седмица неделя

очи глаза

длань ладонь

кушак пояс

Проверка .Слайд 22

К какой группе отнесем эти слова?

-Переверните карточки со словами,соберите слова, которые получатся.

(ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ)

_Чем отличаются они друг от друга?

(У архаизмов есть синонимы.

Для архаизмов свойственно неполногласие: голос- глас, берег- брег,молодой-младой )

8.Рефлексия.

—Какую задачу ставили в начале занятия?

—Удалось ли решить эту задачу?-

_Где мы можем применить эти знания?

Выберите предложение:слайд 23

Урок полезен, все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно,

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

—Эмоциональная рефлексия «Солнышко и тучка»

Солнышко—было интересно, считаете, что усвоили материал;

Солнышко с тучкой—не очень довольны своей работой,были ошибки;

Тучка—не довольны своим результатом

9.Д.з.проект «Словарь устаревших слов»

МБОУ Старокиструсская сош

Внеурочное занятие

по обшекультурному направлению

«Занимательная грамматика»

«Слова из бабушкиного сундучка»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Воронцова ЕА

2014г

infourok.ru

Устаревшие слова

К устаревшим относят слова, которые более не употребляются в стандартной речи. Для определения, относится ли определённое слово к устаревшим, применяют лексикографический анализ. Он должен показать, что сейчас данное слово в речи используют редко.

Одним из типов устаревших слов являются историзмы, то есть обозначения понятий, которых больше не существует. Довольно много подобных слов среди обозначений профессий или социальных позиций человека, которые перестали быть актуальны, к примеру, однодворец, профос, москательщик, провиантмейстер, форейтор, гончар. Огромное количество историзмов обозначает предметы материальной культуры, вышедшие из обихода – конка, лучина, бричка, лапти. Значение некоторых слов, относящихся к этой категории, известно, по крайней мере, части носителей языка, которые без усилий их опознают, но в активном словаре историзмы отсутствуют.

Архаизмы  — слова, указывавшие на понятия, продолжающие существовать в языке, для обозначения которых теперь используется другое слово. Вместо «дабы» говорят «чтобы», вместо «искони» — «издавна, всегда», а вместо «око» — «глаз». Часть этих слов совершенно не опознаётся теми, кто с ними сталкивается, и, таким образом, они выпадают уже и из пассивного словарного запаса. К примеру, слово «вотще» немногие распознают как синоним «напрасно». При этом его корень сохранился в словах «тщета», «тщетно», пока входящих, по крайней мере, в пассивный словарь русского языка.
Некоторые архаизмы остались в современной русской речи как компоненты фразеологизмов. В частности, выражение «беречь как зеницу ока» содержит сразу два архаизма, в том числе «зеница», что означает «зрачок». Это слово в противоположность слову «око» неизвестно подавляющему большинству носителей языка, даже образованных. 

Слова  выходят из активного использования и попадают в пассивный словарный запас постепенно. Помимо прочего, смена их статуса происходит из-за перемен в обществе. Но существенна и роль непосредственно лингвистических факторов.  Важным моментом является количество связей данного слова с остальными. Слово с богатым набором системных связей различного характера будет заметно медленнее уходить в пассивный словарь.
Устаревшие слова не обязательно должны быть древними. Сравнительно недавно возникшие слова могут быстро выйти из употребления.  Это относится ко многим терминам, появившимся в раннее советское время. При этом устаревают и изначально русские слова, и заимствования, такие как «баталия» (битва), «виктория» (в значении «победа», но не женское имя), «фортеция» (победа).

Архаизмы подразделяют на ряд категорий в зависимости от характера их устаревания. Основной вариант — это архаизмы собственно-лексические, такие слова устарели в полной мере. К примеру, это «иже», означающее «который» либо «око», то есть глаз. Архаизмом лексико-семантическим считается многозначное слово, устаревшее в одном либо в нескольких значениях. К примеру, слово «позор» по-прежнему существует, но больше не означает «зрелище». В архаизмах лексико-фонетических изменилось написание и произношение слова, но значение сохранилось. «Гишпанский» (теперь испанский) относится к этой категории архаизмов. Лексико-словообразовательный тип архаизмов содержит приставки или суффиксы, которые делают эту форму устаревшей. К примеру, ранее существовал вариант глагола «упадать», теперь же возможен лишь «упасть». 

Устаревшие слова в современной письменной и устной речи могут употребляться с разными целями. В частности, при написании исторических романов их присутствие необходимо для стилизации. В современной устной речи их функцией может быть усиление экспрессивности произносимого. Архаизмы способны придавать высказываниям как торжественный, возвышенный, так и иронический характер.


Посмотреть устаревшие, редкие и забытые слова можете в нашем словаре редких слов.

Вернуть на главную страницу большого словаря русского жаргона.

RUCOMPROMAT — Энциклопедия библиотеки компромата. Вячеслав Кантор

ojargone.ru

План-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему: «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема урока: «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

Цели: познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами;

           учить находить эти слова в тексте;

           вывести понятия историзмов и архаизмов;

           направить детей на понимание роли устаревших слов в художественном тексте;

           познакомить со словарями.

ХОД УРОКА

I. Речевая разминка.

— Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.

— Что мы называем фольклором?

— Назовите жанры устного народного творчества.

— Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.

— Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране. Слайд 2.

                                                       

                                                          Снега пушистые взрывая,

                                                         Летит кибитка удалая

                                                         Ямщик сидит на облучке

                                                         В тулупе, в красном кушачке.

— Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)

II. Знакомство с устаревшими словами.

— Все ли слова вам понятны?

— Кто может объяснить значение этих слов?

— Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)

— Как им будем пользоваться?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

— Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.

— Пока ребята работают со словарём, мы заглянем в далёкие времена. Представьте, что вы оказались в старинном городе. Люди, находящиеся рядом с вами, говорят на русском языке, но вы их не вполне понимаете.

РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ  Слайд 3.

— Можем такой город встретить в современной жизни? Почему? (одежда, терема-дома в виде башен, транспорт – всё по-другому.)

— Заслушаем ответы ребят, которые самостоятельно работали со словарём. Что же означают слова?

Слайд 4.

— Кушак – широкий матерчатый пояс.

— Ямщик — возница на почтовых лошадях.

Слайд 5.

— Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.

— Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.

Слайд 6.

— Посмотрите, во что одеты жители этого города? (в тулупы, подпоясанные кушаками)

— Во что они обуты?

— А вот и ямщик на облучке.

— Употребляем мы в настоящее время эти слова?

— Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли)

— Кто догадался, какая тема урока?

Слайд 7.

— Тема урока «Устаревшие слова».

РАБОТА В ГРУППАХ

— Прочитайте отрывки из произведений. Найдите устаревшие слова и постарайтесь объяснить их значение.

— Из каких произведений взяты отрывки? (из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» и сказок А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Золотой рыбки»)

ФИЗМИНУТКА

III. Знакомство с историзмами и архаизмами.

1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам  относятся, мы сейчас и выясним.

— Приведите примеры устаревших слов из отрывков.

Слайд 8.

ЦАРЬ                                        ЗГА

ИЗБА                                        ГРАД

ГЛАШАТАЙ                           ЛАНИТЫ

БОЯРЕ                                     ЧЕЛО

КРЕСТЬЯНЕ                           ПЕРСТ

ВОЕВОДА                               ОЧИ

ЛАТЫ                                       ЗЛАТО

ДВОРЯНЕ                                ГЛАВА

ЛАПТИ

КОЛЬЧУГА

2) — Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

— Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

— Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

— Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.

Слайд 9.

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).                                    

ИЗБА (дом)                                      

ГЛАШАТАЙ (оратор)                        

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)                                  

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)                            

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)                              

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)                                      

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)                              

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

— Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?  

Слайд 10.

— Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

— Запишите определение.

Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.

3) – Обратите внимание на слова II столбика.

— Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)

— Подберите к ним синонимы.  

Слайд 11.

ЗГА (дорога)

ГРАД (город)

ЛАНИТЫ (щёки)

ЧЕЛО (лоб)

ПЕРСТ (палец)

ОЧИ (глаза)

ЗЛАТО (золото)

ГЛАВА (голова)

— Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

IV. Знакомство с неологизмами.

 — У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.              Слайд 13.

Например:  копьё → оружие древнего воина

                               → у спортсмена

                    барин → господин

                                →  лентяй, белоручка

                 

                    гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

                                → те, кто нанёс визит, навестил вас на дому

                    глава → голова

                              → глава правительства, т.е. главный

                              → часть художественного произведения

                    баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя

                             → музыкальный инструмент

— Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

— В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. Слайд 14.

— Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)

— Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.

— По образцу слова пароход, какое слово образовано? (теплоход, атомоход)

— Было слово вратарь, а теперь? (голкипер)

— Назовите, какие неологизмы вы знаете?

V. Игра «Угадай-ка».    Слайд 15.

— Какие из этих слов появились раньше?

окулист – глаза – очи

самолёт – ракета – аэроплан

ветрило – яхта – парус

винтовка – лук – автомат

— Сейчас в языке для устаревших слов есть более «современные» синонимы.

VI. Рефлексия.

— Что нового для себя узнали?

— Что на уроке для вас было наиболее интересным?

— Подумайте и  задайте вопросы по теме урока своим одноклассникам.

— Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь? Объясните свою точку зрения.

— Какую роль играют устаревшие слова? (возвращают в старину, называют вещи, которые были раньше в обиходе; без них нельзя рассказать об исторических событиях)

— Для чего нужны неологизмы? (По новому люди называют города: Петербург → Ленинград → Санкт-Петербург. Симбирск → Ульяновск. Горький → Нижний Новгород. Г. Пенза-19 → Заречный).

V. Домашнее задание  по выбору:

Записать пять неологизмов, и определить их лексическое значение.

Какие слова произошли от слова око? Написать их лексическое значение.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о