5 класс определение русский язык: Конспект урока русского языка «Определение» (5 класс) – Конспект урока русского языка «Определение». 5-й класс

Конспект урока русского языка «Определение». 5-й класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить орфограммы «ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов» и «Разделительные ъ и ь»;
    • повторить знания о словосочетании, закрепить умения работать со схемами словосочетаний;
    • закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в предложении;
    • формировать знания учащихся об определении,
  • Развивающие:
    • развивать умение находить определения в тексте и предложении, обозначать их графически;
    • развивать умение учеников логически мыслить;
    • грамотно отвечать на вопросы;
    • развивать умение учащихся работать с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учеников любовь к природе; интерес к национальным достояниям, русской культуре;
    • с помощью живописи и музыки обогатить эмоциональную сферу учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды, раздаточный материал, иллюстрация картины И.И. Шишкина «Зима», пьеса П.И. Чайковского «Святки».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

2. Повторение ранее изученного. Орфографическая разминка

(Работа по карточкам 3 чел. Отдельное задание)

Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов», «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: вспомнить правило «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов». Записать только ь, если он имеется в словах.

1) «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов»(вписывать только ь).

1
1. испечь
2. стеречь
3. дочь
4. ложь
5. грач
6. этаж
7. меч
8. трудишься
2
улыбаешься
возле дач
товарищ
брошь
место встреч
пляж
нож
печь
3
тишь
карандаш
врач
вещь
помощь
спешиш
ь

картеч (ЛЗ)
метешь

– Ребята, если мы соединим мягкие знаки , то у нас получится цифра 5. Желаю вам на сегодняшнем уроке получить только такие оценки.

2) «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: Найти разность х – у.

При Ъ = 5, Ь = 4, если х – трехзначное число, в котором:

число сотен – под..езд
число десятков – полоз..я (Гладкая, скользящ. загнутая спереди пластина, брус, скольз-я полоса, планка )
число единиц – кумов..я.
У – трехзначное число, в котором:
число сотен – в..ет
число десятков – л..ется
число единиц – медал..он.
Решение: подъзд(5), полозья(4), кумовья(4). Х = 544.
Решение: вьет(4), льется(4), медальон(4). У = 444. 544 – 444 = 100.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала

– Мы с вами продолжаем знакомиться с второстепенными членами предложения. Запишите и разберите предложение.

Работа на интерактивной доске (Приложение, слайд 1)

Ночью ударил сильный мороз. (Грамматическая основа – ударил мороз. Мороз (какой?) – сильный. Ударил (когда?) – ночью.)

– На какой вопрос отвечает определение?
– Чем выражено определение?
– Что же такое определение?

4. Объяснение нового материала

Метод: беседа.

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?, называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ (Приложение, слайд 3).

Найдите определение в данном примере (Приложение, слайд 3):

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. (А. С. Пушкин).

– Чем выражено определение чаще всего? (Именем прилагательным)
– Найдите слова, которые поясняет определение?
– Обратите внимание, что прилагательное ставится в той же форме, что и существительное, которое оно поясняет. (Рработа с учебником)

(Приложение, слайды 4-7)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным.
Прилагательное согласуется (ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, которое оно поясняет.
Определения могут не только обозначать цвет, звук, форму предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

– Что нового вы узнали, прочитав учебник? (Определения могут быть выражены не только именем прилагательным, но и местоимением и числительным)
– Теперь закрепим полученные знания на практике.

5. Первичное закрепление

1) Объяснительная работа. Работа на интерактивной доске (Приложение, слайд 8)

Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно объяснять, какое слово является определением и почему; графически выделять второстепенные члены предложения. Закрепить умение графически выделять грамматическую основу предложения.

Задание: разобрать предложения синтаксически, выделить второстепенные члены предложения и написать, чем они выражены.

Пришла долгожданная зима.
Белым ковром покрылась земля.
В кустах мелькнул лисий хвост.

Вывод: в данных примерах мы видим, что определения несут смысловую нагрузку в предложении, а именно: обозначают какой-либо признак предмета, и выражены они именами прилагательными.

2) Предупредительный диктант. Работа на интерактивной доске, (Приложение, слайд 9)

Цель: закрепить умение учеников в выборе и объяснении той или иной орфограммы; закрепить навык постановки знаков препинания и обозначения членов предложения.

Задание: записать предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить члены предложения.

  1. Певчий дрозд (не)б..льшая серая птичка.
  2. Сн..гирь русская наша птичка.
  3. Оляпка ост..рожная и чу..кая птичка.

– Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.
– Какие еще отличительные признаки называют определения? (определения могут выражать чувства человека, его впечатления от предмета).
Определения могут конкретизировать предмет по качественному признаку (

жаркое лето), по действию (зеленеющее поле, выполненное задание), по месту (лесной пожар), по времени (майская гроза), по отношению к другому предмету (деревянный дом), по принадлежности (отцовский дом).

Вывод: Определение в предложениях обозначает признак предмета. И определения могут не только характеризовать предмет по цвету, форме, среде обитания, но и выражать чувства человека и его впечатление от предмета.

3) Исследовательская работа. (Приложение, слайды 10, 11)

Цель:закрепить умение учащихся по конкретным признакам определять член предложения.

Задание: прочитать предложение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Отгадать, о каких членах предложения идет речь, по данным признакам:

а) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?, выражен именем существительным в винительном падеже (дубок)
б) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (зубастый)

Вывод: данное упражнение учит учащихся по определенным признакам определять какой это член предложения.

6. Творческая работа (Приложение, слайд 12)

Цель: закрепить умения учеников работать по схемам словосочетаний; выработать навык замены словосочетаний «прил. + сущ.» на словосочетание «сущ. + сущ.»

Задание: замените словосочетание «прил. + сущ.» словосочетание «сущ. + сущ.»

Образец: кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича.

1 вариант –

стальная труба, малиновое варенье;
2 вариант – стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.

Вывод:

– Чем, кроме имени прилагательного, может быть выражено определение? (именем существительным с предлогом).

5) Индивидуальная творческая работа

Цель: закрепить знания учащихся о тексте; закрепить умения определять последовательность предложений; закрепить умение восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).

Задание: восстановить художественный текст, в котором опущены определения. (Предложения записаны на бумаге разного цвета). Вписать в них пропущенные определения и собрать текст из «рассыпанных» предложений. (Сначала восстановить текст, а потом вписать определения).

– Ребята, вам даны карточки разных цветов с предложениями. Сложите их в таком порядке, как на доске. Это текст? (Нет)

Текст – группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью, предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Тема – то, о чем говорится в тексте. Идея – основная мысль текста, то для чего он создан.

– Создайте с этими предложениями текст.
– А чего нам не хватает в предложениях? (определений)
– А яркие, красочные определения мы как называем? (Эпитетами. Эпитет – образное определение предмета, выраженное прилагательным)

Даже … березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно …. пухом.
Наступила уже … зима.
А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели …… …… шубу.
Земля была покрыта … ковром.
Не оставалось ни одного … пятнышка.

– Запишите и прочитайте восстановленный текст.

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

– Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
– Какую роль играют определения в тексте? (предложение теряет выразительность, яркость, точность)

Вывод: без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи.

6) Творческий работа по картине И.И. Шишкина «Зима» – пьеса П.И. Чайковского «Декабрь» (Приложение, слайд 14)

Цель: формировать умения ученика строить предложения, отбирая слова из синонимического ряда, подыскивая точные выражения. (Живопись, а также музыка, захватывая эмоциональную сферу ребенка, воздействует на его мышление и речь).

Задание: 1) посмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Зима» одновременно слушая пьесу П.И, Чайковского «Декабрь»; 2) вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения – прилагательные.

– Знакома ли вам эта картина? Кто автор этой картины? (И.И. Шишкин «Зима»)
– Задания у вас будут разные. Одна группа ребят работает по карточкам, которые имеются на столах. Вы должны из предложенных определений выбрать подходящие. У второй группы будет более сложное задание. Вы напишите свое сочинение на основе впечатлений полученных от репродукции картины и от прослушанной пьесы П.И. Чайковского «Зима» (5 учащихся).

РУССКАЯ ЗИМА

по картине И. И. Шишкина «Зима». (зарисовка)

На картине Шишкина «Зима» изображен (морозный, солнечный, зимний) день в сосновом бору. Я вижу (голубой, белый-белый, свежий, пушистый) снег, (светло-розовое, ясное и удивительно нежное) небо.
На первом плане художник написал (могучие, огромные, вековые, столетние) сосны, заметенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит (мрачный, темный, дремучий) лес. А слева лес уже совсем другой – (редкий, светлый).
Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого (удивительного, великолепного, чудесного) дня. На картине нет солнца, но я вижу (золотистый, солнечный) свет на деревьях.
Когда мы смотрим на это (замечательно) полотно великого художника, то чувствуем покой и (сказочную) красоту (русской, снежной, белоснежной) зимы.

Вывод: Подбирая, перебирая различные слова-синонимы, ученик осознает оттенки их лексического значения. Ищет нужное слово и старается создать наиболее удачный вариант текста. Соотносит выбранные им определения с увиденным на картине и прослушанным музыкальным произведением.

7. Итог урока

– Итак. Сегодня мы с вами познакомились еще с одним второстепенным членом предложения с определением. Вспомним, что же такое определение?
– Какой частью речи оно чаще всего выражается?
– Что могут выражать определения?
– Заканчивая урок, хочу вам прочитать четверостишие, которое говорит о нашем определении. Надеюсь, что вы его запомните:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И какой? Ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

8. Домашнее задание: параграф 58, стр. 149-151, упр. 449 строго по заданию.

Оценки за урок. Дневники учащихся.

Урок по теме «Определение» (5 класс)

«Определение».

Открытый урок по русскому языку в 5 «А» классе

Учитель: Карданова М.В.

Тема урока: «Определение».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи урока: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их. Развивать навыки использования определений в речи для выразительной передачи высказывания. Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

УУД:

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относится к учению, желает приобрести новые зун.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану с учащимися.

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли и высказывает свою точку зрения.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения, выделять графически. Должны уметь находить определения в предложениях, распространять предложения определениями.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Приветствие гостей.

  2. Мотивация к учебной деятельности. Работа со словами, «конструирование» предложения. Слайд 1.

Россыпь слов: большой, удача, успех, с малый, начинается (С малой удачи начинается большой успех).

Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

Чем будут для нас эти слова?

Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня на уроке мы должны получить новые знания и научиться ими пользоваться.

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 3. (обменяться тетрадями).

У доски 2 человека. Синтаксический разбор предложений.

Яркий огонь костра осветил поляну.

Зеленым ковром покрылась земля.

  1. Фронтальный опрос по вопросам таблицы.

  1. Ребята, послушайте текст, пожалуйста:

Встает солнце. Мы идем в лес. Листья кружатся. На опушке стоит избушка. Здесь живет охотник. Он покажет лес.

— Оно вам понравилось?

— Чего не хватает?

— Как сделать это сочинение красивым? (Записывают в тетрадь тему урока).

— давайте поучимся у мастеров слова (у писателей и поэтов) украшать свою речь. Слайды 6 – 11. Звучит музыка «Времена года» Петра Чайковского. На фоне зимнего пейзажа портрет С. Есенина и стихотворение «Белая береза».

Вопросы учащимся:

-Как описывает С. Есенин зимнюю березу?

-Какие предложения он использует? Найдем основу предложений (можно вспомнить, что включает в себя основа предложения)

-Они передают основной смысл предложений?

-А передают ли они красоту природы, чувства?

-Какие слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

-На какие вопросы они отвечают? (объяснить графическое оформление вопросов)

-Как называются эти второстепенные члены?

Напомнить стихотворение из начальной школы

Признак предмета или явления обозначает Определение

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными.

  1. Заполняем таблицу

    Давайте потренируемся украшать свою речь. Работа с карточками – листочками.
  2. Физкультминутка.

    Мы словно деревья в чаще лесной,

    Ветвями качаем под ветром зимой.

    Весною мы выше и выше растем,

    И тянемся к солнышку ночью и днем.

    А осенью листья стряхнем постепенно,

    И кружит, и кружит их ветер осенний.

    — Ребята, кто из вас самый внимательный? Какие определения запомнили?

    9. Работа по учебнику. а) Упражнение 186 (работу у доски выполняют более сильные учащиеся)

    Подвести итоги упражнения

    б) Теперь попробуем украсить определениями предложения (у доски 1 ученик):

    Осень. Падают листья. Пошел дождь.

    в) Самостоятельная работа в парах (устная проверка)

    Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

    В глуш… л…сной, в глуш… з…леной,
    Всегда т…нистой и сырой
    В крутом овраг… под г…рой
    Б…ет из к…мней родник студеный.
    И. Бунин

    1. Ребята, попробуйте красиво описать животных (Слайд16, 17,18)

    2. Известно, что осень была любимым временем года многих писателей, а особенно ее любил А.С.Пушкин. Слайд 21.

    3. Подведение итогов.

    4. Рефлексия: Что узнали на уроке?

    От какого слова зависит определение?

    На какие вопросы отвечает определение?

    Какой частью речи выражено определение?

    1. Домашнее задание: упражнение 188 (творческое), выучить правило.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока русского языка по теме «Определение» 5 класс

                   

            КОНСПЕКТ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ      

                           ПО ТЕМЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ».

                                           5 класс.

                                                     Сочкина Валерия Валерьевна

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ «Оршинская СОШ»

                                                            Тверская область, Калининский р-н

ТЕМА УРОКА:                      «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.

                                        организаций. В 2 ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская,

                                        М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;  науч.ред.

                                        Н.М.Шанский.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2013.

ТИП УРОКА:                 урок открытия новых знаний

ЦЕЛЬ:        познакомить с определением как второстепенным членом

                    предложения и  способами его выражения, его ролью  в

                    усилении выразительности речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически их обозначать; умение видеть, находить и обозначать орфограммы в словах, определять части речи, выделять основу предложения и дополнения.

Развивающие: развивать навыки использования определений в речи; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением; непроизносимая согласная в корне).

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любовь к слову, родному языку.

             

                                                 ХОД  УРОКА.

1)Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как вы

                           приготовились к уроку. На парте лежит тетрадь,

                           учебник, словарь-справочник, дневник, пенал, линейка  

                           (Проверяют).  Вижу, что все готовы. Начнём урок.

2)Мотивация к деятельности.

       На предыдущих уроках мы начали изучать второстепенные члены

предложения.

— О каком из них мы уже узнали? (О дополнении)

   Сегодня мы познакомимся ещё с одним второстепенным членом и научимся распознавать его в предложении. Но вначале выполним задание на повторение. Надеюсь, что работать мы будем активно, вдумчиво и скоро.

3) Актуализация знаний.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

         

            Середина ноября-последнего месяца осени. « Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат»,-говорят об этом месяце в народе. И действительно, однажды утром мы подошли к окну и восторженно замерли: за стёклами всё было снежно и безмолвно. Медленно и тихо сыпался с мглистого неба первый снег, падая на чёрную, голую землю.  

                               То         … вошла рачительной хозяйкой

                                             В снежные лесные терема

                                             Щеголиха в белой разлетайке –

                                             Русская румяная зима.

Запишем несколько предложений. (Учащиеся записывают под диктовку).

НАСТУПИЛА ЗИМА. ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ПОКРЫЛИСЬ ПУШИСТЫМ СНЕГОМ. КАЖДЫЙ КУСТ —    УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ. ВОЗДУХ СВЕЖИЙ И ХОЛОДНЫЙ. ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ ЛИСЬИ СЛЕДЫ НА ПОРОШЕ. СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО ИЗ-ЗА ТУЧ И ОСВЕТИЛО ОКРЕСТНОСТИ.

Прочитаем то, что мы записали. ( 1 ученик читает вслух)

-Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)

-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу , стоят по порядку)

-Как бы мы могли озаглавить этот текст? (Зима в лесу)

Этот текст записан у меня на доске. Даю вам возможность его проверить самостоятельно. (Учитель открывает створки доски).

-Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!

-В тексте нам встретилось слово ПОРОША. Что оно обозначает? (Если правильно называют значение слова, уточним, какой же это снег)

-Если мы не знаем смысла слова, куда мы заглянем? (В школьный толковый словарь в конце учебника, стр.180)

ПОРОША- только что выпавший рыхлый снег. Запишем значение этого слова в наш словарь-справочник.

-А как вы думаете, почему первый рыхлый снег называется ПОРОШЕЙ?  Подберём однокоренные слова (работаем в словаре-справочнике)  ПОРОША, ЗАПОРОШИТЬ, ПРИПОРОШИТЬ, ПОРОХ, ПОРОШОК.

ПОРОХ (ПРАХ)- (устар.-пыль)- порошкообразное взрывчатое вещество.

ПОРОШОК- мелко истолчённые частицы твёрдого вещества.

ПОРОША- снег рыхлый, неплотный, пористый, рассыпчатый, крупинка к крупинке.

— Какая же орфограмма встретилась нам в этом слове? (Безударная гласная в корне)

-Как мы проверяем эту орфограмму? (Подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

Задание по тексту:   найдите все слова с безударной гласной в корне и обозначьте эту орфограмму.(1 ученик самостоятельно работает у доски, класс  — в тетрадях)

Закончили работу. Объясни, в каких словах ты выделил орфограмму.

(Ученик вслух комментирует свою работу: зИма, дЕревья, в лЕсу,

удИвительное, хОлодный, снЕжинки, слЕды, на пОроше, выглЯнуло, освЕтило).

-Какие слова были пропущены? Кто их увидел? (Учащиеся называют с места пропущенные учеником орфограммы, если таковые имеются,

учитель, чтобы не тратить время, выделяет их в тексте сам). Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка).

— А в словах СОЛНЦЕ, ОКРЕСТНОСТЬ с какой орфограммой вы встретились? (Непроизносимые согласные в корне)

-Как проверить эти слова? (СоЛнышко, окресТ — вокруг)

Найдём в этом тексте нераспространённые предложения. (К доске вызывается следующий ученик)  

НАСТУПИЛА  ЗИМА(глаг., сущ.)  ВОЗДУХ  СВЕЖИЙ И  ХОЛОДНЫЙ.(сущ., прил. и прил.)

-Почему эти предложения можно назвать нераспространёнными? (В них только подлежащее и сказуемое, нет второстепенных членов).

Выделим в каждом предложении подлежащее и сказуемое и укажем, чем они выражены. (Выполняет этот же ученик).

ДЕРЕВЬЯ  ПОКРЫЛИСЬ (сущ, глаг.)  КУСТ  ЖИВОТНОЕ (сущ., сущ.)

СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ.(сущ., глаг.) СОЛНЦЕ  ВЫГЛЯНУЛО И ОСВЕТИЛО(сущ., глаг. и глаг.)

-Почему в предложении КАЖДЫЙ КУСТ – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ мы ставим тире?  (Потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными)

-Как мы можем назвать разобранные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными, потому что в них есть главные и второстепенные члены)      2-й ученик оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

На прошлом уроке мы с вами изучали дополнения.

-Что называется дополнением? Выделим дополнения в тексте. Работает у доски 3-й ученик, класс самостоятельно в тетрадях. Проверяем. Учащийся вслух комментирует свою работу. (СНЕГОМ,

СЛЕДЫ,  НА  ПОРОШЕ(если вопрос «на чём?»), ОКРЕСТНОСТИ)

Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

4.Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним второстепенным членом предложения. Запишем тему: «Определение».

А теперь по вопросам таблицы скажите, что мы должны сегодня узнать об определении. На доске проецируется таблица:

                         

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

Как подчёркиваем?

пунктиром

Ответ учащихся: мы должны узнать, что обозначает определение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи может быть выражено, как подчёркивается в предложении.

Задание: найдите в тексте второстепенные члены предложения, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос  Какой?

Чей?    Подчеркните их волнистой линией. Самостоятельная работа с последующим разбором и комментарием( ПУШИСТЫМ,КАЖДЫЙ, УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЛЁГКИЕ, ЛИСЬИ). Обратить внимание детей на слово КАЖДЫЙ, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?  Это местоимение.

Мы с вами выделили определения.

-А теперь по вопросам таблицы составьте рассказ об этом второстепенном члене (Работа в парах).

Учащиеся дают характеристику определения. На экране появляются правильные ответы.                        

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

признак предмета

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

     Какой? Чей?

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

прилагательное, реже местоимение

Как подчёркиваем?

пунктиром

волнистой  линией

 Сравниваем с характеристикой определения в учебнике (стр.86)                                 -Как видим, мы не ошиблись.                                  

Определение, действительно, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Выражено прилагательным или местоимением и подчёркивается волнистой линией.  Заполняем эту графу таблицы в словаре-справочнике.

5. Закрепление изученного.  

Потренируемся в распознавании определений. Работаем с учебником (стр.86). Сейчас за окном зима, пришла она внезапно, а совсем  ещё недавно погода стояла такая, как описывается в упражнении 186. Прочитаем задание к этому упражнению.( 1 ученик на доске выполняет упражнение 186(1-ю часть). По толковому словарю в учебнике (стр.179) выясняем значение слова ОЗИМЬ, встретившегося в упражнении.

Следующее задание поможет вам ответить на вопрос: «Для чего определения используются в речи?»

Задание: используя записанные на доске словосочетания (следующий слайд), составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Поздняя осень». Задания дифференцированные (учащиеся выбирают по желанию).

Глубокая осень, влажная земля, прохладный воздух, дальние страны, резкий ветер, последние листья, низкие тучи, мглистое небо.

1 вариант     Вставить эти словосочетания в уже готовый текст вместо многоточия. (Листочки с текстом раздаются, учащиеся вставляют словосочетания прямо в листочек)

……………………… затянуло ……………………  небо.   От ……………………………..

опадают………………………….. с деревьев.  Они кружатся в …………………..

и медленно опускаются на ……………………………………      

…………………………..   птицы улетают в ………………………………….

( Низкими тучами затянуло мглистое небо. От резкого ветра опадают последние листья с деревьев. Они кружатся в прохладном воздухе и медленно опускаются на влажную землю. Глубокой осенью птицы улетают  в дальние страны.)

2 вариант. Составить мини-сочинение  самостоятельно, используя записанные словосочетания.

3 вариант.Составить мини-сочинение самостоятельно, используя записанные словосочетания, добавив к имеющимся определениям свои, синонимичные.

Вывод: определения помогают сделать нашу речь образной и выразительной.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О каком второстепенном члене узнали мы на сегодняшнем уроке?

-Что мы о нём узнали? (Вопросы таблицы)

-Для чего определение служит в речи?

-Какому заданию и за что вы хотите сказать «спасибо» на сегодняшнем уроке?

Закончить наш урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

                                     Признак предмета или явленья

                                     Обозначает определенье.

                                     Чей?  и  Какой? – ответы просты,

                                     Лишь не хватает волнистой черты

7. Домашнее задание.  Упражнение 187, учить правило на стр.86.

Урок: «Определение» 5 класс

Лагутик Л.В., учитель русского языка и литературы.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Определение.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи.

Ход урока.

I. Повторение изученного.

1.Тест.

Выберите правильные утверждения.

  1. Во всех предложениях есть главные и второстепенные члены.

  2. Во всех предложениях есть грамматические основы.

  3. В распространенных предложениях есть второстепенные члены.

  4. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы.

2. Распространите предложения дополнениями.

Он занялся (чем?). Она объявила (о чем?). Метель заметает (что?). Собака хватает (что?) (чем?). Щенок убежал (от кого?). Мы изучаем (что?). Сестра прислала (что?) (кому?). Барабанщик бил (чем?) (по чему?). Я принялась (за что?).

— Какой второстепенный член предложения называется дополнением?

— К какому члену предложения относится дополнение?

— Какой частью речи выражается дополнение?

II. Изучение новой темы.

1. Итак, мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Отгадайте загадку, отгадку вам подскажет слово в рифму.

Признаки предмета или явления

Обозначают (определения).

Запишем тему урока. Определение.

2.По данным признакам угадайте предмет.

Большой, деревянный (дом, стол).

Сухое, свежее, душистое (полотенце).

Приветливое, холодное (Рукопожатие, небо).

Дождливый, пасмурный (день, месяц).

Сонное, ленивое (животное, настроение).

Первый, седьмой (этаж).

Мой, твой (портфель).

Запишем три вопроса: чей? где? какой?

— Какой из них лишний?

3.Чтобы убедиться, что мы правы, проведем исследование.

Запишем предложение для исследования.

Наш новый бревенчатый дом стоит в лесу.

— Найдем грамматическую основу.

— Какие слова определяют признаки существительного дом?

— На какие вопросы они отвечают? (какой? чей?).

-Какими второстепенными членами предложения являются? (определениями).

-Как подчеркиваются определения? (волнистой линией).

— Какими частями речи чаще всего выражаются определения? (прилагательными, местоимениями, числительными).

4. Пришло время прочитать стихотворение.

Признак предмета или явления

Обозначает определение

Чей и какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

III. Закрепление темы. Зачем нужны определения.

1. Лексико-орфографическая работа. По опорным словам рисуем портрет березы.

На ветвях (каких?) (гибких, плакучих).

Ствол (какой?) (стройный, белоснежный).

Листьями (какими?) (зубчатыми, клейкими).

Сережки (какие?) (нежные, ароматные, желто-зеленые).

— Зачем нужны определения? (чтобы охарактеризовать признаки предмета, красочно и выразительно его описать).

— Как называется такое художественно-выразительное средство? (эпитет).

2. Мы завершаем изучать фольклор. Вспомним фольклорные эпитеты. Устно подберем эпитеты к ключевым словам-образам.

Поле (широкое, чистое, раздольное).

Головушка (буйная, молодецкая).

Конь (ретивый, удалой).

Слезы (горючие).

Месяц (ясный, светлый).

Кудри (золотые, русые).

3. Записать предложения. Выделить в них грамматические основы, подчеркнуть определения, обозначить, к какому слову они относятся.

Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.

4. Самостоятельная работа. Упражнение 181 (1 часть).

IV. Подведение итогов урока. Чтение и разбор параграфа по теме «Определение» вслух.

V. Домашнее задание: § 39, упражнение 188.

Урок русского языка в 5классе по теме «Определение»

Открытый урок

по русскому языку в 5 классе по теме: «Определение».

Цели:

Знать: способы выражения определения, роль определений в речи.

Уметь: находить определения в предложении, обозначать их графически.

Повторить: дополнение, окончания прилагательных.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Работа с карточками.(У доски: Тихонов Д., Назарова А., Попкова О.). на месте: Корпусов, Писикин. Медведев, Абаполова, Мачихин)

4. Проверка Д\З Митюшина С.

Вопросы: Что обозначает дополнение? О каком второстепенном члене мы вчера узнали? Какие предложения называются распространёнными, какие нераспространёнными?

  1. На какие вопросы отвечает?

  2. Какими частями речи может быть выражено?

5. Слайд№2. Мотивация к учебной деятельности. …В …..воздухе плывёт ….паутина…..осень дарит нам… тепло. Подумайте: каких слов у нас не хватает? поставить вопросы к этим словам? Какая это часть речи? Что обозначают прилагательные? В чем согласуются с существительными?

Эти прилагательные являются определениями и подчеркиваются волнистой линией. Какова же тема нашего урока? Определение (тема урока) Сл.№3.

А теперь подумаем и самостоятельно сделаем вывод: что же такое определение?

6..Затем читаем по учебнику, Фёдорова К.

7.Закрепление. Разберите предложения (комментировано):

Сл.№4. Пришла золотая осень. Попова А. Чудесным ковром покрылась земля. Кулюкин К. Хрустальный воздух бодрит по утрам.Сластухина С.

В наших предложениях есть одно ИВсредство, которое украшает наши предложения. Это эпитет, с помошью него мы украшаем свою речь. Слайд.№5.Эпитет – художественное определение.

Сл.№6.На доске текст, украсьте его эпитетами.

Лес встречает нас…..красотой. ……рябины горят ярким пламенем. Кружатся в танце… листья.(Дивной, краснощёкие. Золотые) Где мы можем применять и использовать эпитеты? (В сочинении, в устной речи)

Сл №7.8.Физкультминутка. «Осенняя прогулка»

9Работа с учебником. Упр.187 (по 2 предложения каждому ряду)

  1. Творческие минуты. У нас неожиданно открылось окно, и влетели жёлтые осенние листочки. Но эти листочки волшебные, на них задания. Давайте выполним их и соберём прекрасный осенний букет.

  2. Тест по теме : «Определение»( Всё раздать заранее).

  3. Итог урока: Что нового узнали на уроке?

  4. Д/З п. 38, упр. 188.

Задание: подчеркните главные члены и дополнения как член предложения. (Тихонов Д.)

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. 2. Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.

. Спиши.Составь предложение и запиши его. (Медведев И.)

В лесу росла  _____________________________ Листья её осенью .

Листья рябины . Серый зайчик……………….. Он радуется………….

. Спиши.Составь предложение и запиши его. (Писикин Ю.)

В лесу росла  _____________________________ Листья её осенью .

Листья рябины . Серый зайчик……………….. Он радуется………….

. Спиши. Составь предложение и запиши его. (Абаполова Н.)

В лесу росла  _____________________________ Листья её осенью .

Листья рябины . Серый зайчик……………….. Он радуется………….

Спиши. Подчеркни главные члены и дополнение. (Корпусов С.)

Грустный ветер поёт свою песню. Лесной запах прели щекочет ноздри.

У природы всё живёт и чарует.

Спиши. Подчеркни главные члены и дополнение. (Мачихин К.)

Грустный ветер поёт свою песню. Лесной запах прели щекочет ноздри.

У природы всё живёт и чарует.

Подчеркните главные члены и дополнения как член предложения. (Назарова А.)

Осенняя природа таинственна и прекрасна. Она чарует нас редкой красотой, изобилием плодов. Я радуюсь осени.

Расставь нужные знаки препинания. Подчеркни главные и второстепенные члены. (Попкова О.)

Россия моя любимая страна. Она величава и горда. Я горжусь своей страной.

Приложение.

1 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Взр…слое дерево эвкалипта за год исп…ряет четырнадцать тысяч вёдер в…ды.

  1. Решите тестовые задания

  1. Какая часть речи может быть в предложении определением?

  1. Числительное;

  2. Наречие;

  3. Прилагательное;

  4. Предлог.

  1. Какое слово в предложении является определением?

Своя рубашка ближе к телу.

  1. рубашка;

  2. своя;

  3. ближе;

  4. к телу.

  1. В каком предложении два определения?

  1. Нам не страшен серый волк!

  2. Фарфоровая кукла достаточно красива.

  3. Холодный дом был неприветлив.

  4. Продрогший Егор выпил горячего чая.

  1. В каком предложении нет определения?

  1. Отец подошёл к столу.

  2. Он устал от долгой дороги.

  3. Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.

  4. Вечерний чай давно остыл.

  1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?

  1. Степь заблестела, зацвела яркими красками.

  2. В степи на солнце заблистали новые искусственные пруды.

  3. Мы поищем и выберем место для лагеря.

  4. По лицу земли туман стелется.

2 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Наша дру(?)ба р…сла и крепла с каждым днём.

  1. Решите тестовые задания

  2. Какая часть речи может быть в предложении определением?

  1. Союз;

  2. Прилагательное;

  3. Глагол;

  4. Притяжательное местоимение.

  1. Какое слово в предложении является определением?

Отцу выпала честь проложить на целине первую борозду.

  1. первую;

  2. отцу;

  3. честь;

  4. борозду.

  1. В каком предложении два определения?

  1. Наш классный руководитель сразу располагал к себе людей.

  2. Собака первая подскочила к медвежьей берлоге.

  3. Учёный пытался вернуться на необитаемый остров.

  4. Дорога к берегу густо заросла травой.

  1. В каком предложении нет определения?

  1. Каждую секунду лиса может проскочить мимо меня.

  2. Кожа у ребят долго оставалась тёмной от загара.

  3. Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.

  4. Изложение было написано хорошо.

  1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?

  1. В дороге мы промокли и устали.

  2. Войска прошли ровными, стройными рядами.

  3. Мы с другом ровесники.

  4. Отворите двери класса и впустите учеников.

Методическая разработка по русскому языку в 5 классе «Определение»

Методическая

разработка

«Определение»

Ульяновск 2018

Учитель: Глуглина Ольга Владимировна

МОУ СШ: №31 город Ульяновск

Предмет: Русский язык

Класс: 5 «А»

Тема: «Определение» (программа Т.А.Ладыженской, учебник под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской).

Время: 40 минут

Тип урока: Урок общеметодической  направленности.

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи урока:

Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

План урока.

  1. Организационный этап.

  2. Этап повторения пройденного материала.

  3. Словарно-орфографическая работа.

  4. Этап объяснения нового материала.

  5. Этап закрепления нового материала.

а). Работа с учебником;

б). Работа по карточкам;

в). Выразительное чтение стихотворений.

6. Домашнее задание.

7. Этап подведения итогов, выставления оценок.

Ход урока:

2.

Этап повторения пройденного материала.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему урока. Проведём опрос для повторения пройденного материала. Что называется синтаксисом?

На какие две группы делятся члены предложения? Какие относятся к главным?

Какой второстепенный член мы изучали на прошлом уроке?

Что вы знаете о дополнении?

Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

Подлежащее и сказуемое, они составляют грамматическую основу предложения.

Дополнение.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнение обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже, подчёркивается пунктиром.

3.

Словарно-орфографическая работа.

Хорошо. Выполним словарно-орфографическую работу. Тема высказывания нашего урока – осень. Чем отличается осень от других времён года?

Именно так. Посмотрите на стенд «Краски осени». Здесь представлено много красок. Назовите их.

Сегодня мы говорим о красках, которые примечательны для осени.

Запишем словарные слова: багровый и багряный. Произнесём их.

Багровый – насыщенный, густой красный цвет.

Багряный – светлый, чистый, яркий красный цвет.

Эти слова часто используются в поэтической речи.

Сделаем частичный разбор слова, выделим корень, в котором нужно запомнить написание гласной «а».

Ещё одно словарное слово, запишем его.

С каким цветом соотносится лазурный?

Правильно. Светло-синий цвет, цвет ясного неба.

Запишем предложение с одним из словарных слов и разберём его.

Богатством красок.

Красный, жёлтый, зелёный, золотой, оранжевый, коричневый.

Багровый

Багряный

Багр – «красная краска, цвет». (русск.)

Лазурный.

Синий, светло-синий.

Один ученик работает у доски.

4.

Этап объяснения нового материала.

Разберём предложение по членам.

Назовите грамматическую основу предложения?

Какие вопросы мы зададим к остальным членам предложения?

Какой это член предложения?

Чем он выражен?

Дадим характеристику предложению. Итак, определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? выражается прилагательным или местоимением, подчёркивается волнистой линией. Главная функция определения – выделить предмет из ряда однородных предметов по какому-то признаку.

Прочитаем зарифмованное правило А.И.Косовского, которое нам ярко даёт представление о том, что такое определение. (Записано на доске). Один ученик выразительно читает.

Второй раз читаем все вместе.

Роняет лес багряный свой убор. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

Лес роняет

роняет (что?) убор – это дополнение, выражено существительным.

убор (какой?) багряный, (чей?) свой.

Определение.

Прилагательным и местоимением.

Признак предмета или явления

обозначает определение. Чей и Какой- вопросы просты,

лишь не хватает волнистой черты.

5.

Этап закрепления нового материала.

а). Для закрепления нового материала работаем с учебником. Откройте стр.70 стихотворение С.Есенина «Берёза». Прочитаем его.

Итак, работаем устно. Найдите члены предложения, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей?

Какой член предложения вы будете искать?

Правильно. Рассказывая об определении, отвечайте по плану:

сначала назвать существительное, к которому относится определение, задать от существительного вопрос и определить, чем определение выражено.

В первом четверостишье.

Во втором.

Хорошо. Обратите внимание на то, что определение выделяет существительное из ряда однородных предметов по какому-то признаку. Не просто «берёза», а «белая берёза», не просто «под окном», а под «моим окном».

б). Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». Художник работал в конце 19 века, и из всех времён года его особенно привлекала осень. Рассмотрим её внимательно. Что изображено на репродукции картины?

Хорошо. В каком ответе есть недочёт, который присутствует в карточках, где описана картина.

Давайте прочитаем текст.

Как вы думаете, чего в тексте не хватает?

Какой текст получился без определений?

Прочитайте слова для справок. Давайте подберём определения для большей выразительности текста. У вас есть слова для справок.

Смотрим первое предложение, подбираем определение, рассказываем по плану: существительное, к которому относится, от него задаём вопрос и чем выражено определение.

Следующие предложения выполняете самостоятельно.

Задание проверяется.

Какое словарное слово встретилось в тексте?

Какой цвет это слово обозначает?

Скажите, какой получился текст с определениями? Какую роль они выполняют?

Итак, мы научились находить определение в предложении и подбирать определение по смыслу.

Один ученик выразительно читает стихотворение.

Определение.

Берёза (какая?) белая, выражено прилагательным.

Под окном (чьим?) моим, определение выражено местоимением.

На ветках (каких?) пушистых, выражено прилагательным. Каймой (какою?) снежною, выражено прилагательным.

Бахромой (какой?) белой, прилагательным.

Берёза, речка, небо, облака.

Выразительное чтение текста.

Прилагательных, т.е. определений.

Сухой, неяркий, серый.

На лесной опушке золотом горят белоствольные берёзки.

Их вершины вырисовываются на фоне лазурного неба, по которому плывут белые облака.

Светит яркое солнце. По серой траве разбежались тени. Красивым костром вспыхнул куст на берегу небольшой речонки. Вода в ней уже холодная. Картина пробуждает радостное, бодрое чувство.

Текст с определениями более яркий, выразительный, красивый. Определения делают существительное более образным, выразительными.

Напомнить о посадке учащихся.

Физкультминутка.

в). Как называются художественные определения, которые помогают ярче представить изображаемый предмет?

Для создания художественного образа поэты используют эпитеты, чтобы стихотворение получилось ярче, выразительней.

Обратимся к стихотворению А.С.Пушкина «Осень» и посмотрим, какими красками поэт изображает своё любимое время года.

Какое настроение передано в стихотворении?

Какими эпитетами это настроение передаётся?

Обратимся ко второму отрывку из стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога».

Здесь какое настроение?

С помощью каких эпитетов оно передаётся?

Вывод: функция определения в предложении – выделить предмет из ряда однородных по какому-либо признаку.

В поэтической речи – художественные определения используются для создания художественного образа – яркого и выразительного.

Эпитеты.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Грустное, печальное настроение.

Унылая пора, пышное увяданье, седая зима.

Выразительное чтение стихотворения учеником.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Светлое, радостное.

Славная осень, здоровый, ядрёный воздух и т.д.

6.

Этап подведения итогов.

С каким членом предложения мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Что вы запомнили об определении?

Для чего нужны определения?

Правильно, сегодня на уроке все активно работали, давали полные ответы на вопросы. Оценки получают…

С определением.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, отвечает на вопросы какой? чей?, подчёркивается волнистой линией, выражается прилагательным или местоимением.

Для выделения предмета из ряда однородных по какому-то признаку, делают речь более яркой, образной.

7.

Домашнее задание

Придумайте и запишите словосочетания с определениями на тему зимней природы (в словосочетаниях обозначить главные и зависимые слова).

Оформление доски.

Двадцать четвёртое ноября.

Классная работа.

Определение.

Багровый

Багряный

Багр-«красная краска, цвет» (русск.)

Лазурный

Роняет лес багряный свой убор.

Репродукция картины И.Левитана

«Золотая осень»

На … опушке золотом горят … берёзки.

Стенд «Краски осени»

hello_html_52b7268a.jpg

И.И. Левитан «Золотая осень»

Раздаточный материал.

Карточки.

Золотая осень.

На … опушке золотом горят … берёзки. Их вершины вырисовываются на фоне … неба, по которому плывут … облака. Светит … солнце. По … траве разбежались тени. … костром вспыхнул куст на берегу … речонки. Вода в ней уже … . на берегу реки зеленеют … дубы. Картина пробуждает …, … чувство.

Слова для справок:

лесной, белоствольные, лазурного, белые, яркое, серой, красивым, небольшой, холодная, радостное, бодрое.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку по теме «Определение» для 5 класса

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема:  Определение

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи урока:

1.Образовательные:

* углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

* сформировать у учащихся понятие об определении и способах его выражения;

* формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их;

*развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;

* развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

2. Развивающие:

* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

* развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

* развивать умение применять новые знания;

* развитие речевых способностей учащихся.

3.Воспитательные:

* воспитание интереса и уважения к родному языку на основе знаний, полученных на уроках литературы;

* воспитание правильного отношения к слову;

* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:  учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует(совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность  для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения. Роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

1.   Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (записать в тетради число, классная работа)

2.Работа со словами, «конструирование» предложения.

        Большой, удача, успех, с, малый , начинается.

          -Составьте из данных слов предложение, выделите грамматическую основу, дополнение.

С малой удачи  начинается большой успех.

— Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? Как вы понимаете  смысл этого предложения?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь» — Вы прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.

II. Актуализация знаний.

Цель: обобщить ранее  изученное, мотивировать к познанию нового.

Проверка домашнего задания.

1).Фронтальный опрос по вопросам .

— Что такое грамматическая основа?

— Какое предложение называется распространённым, какое нераспространённым?

— С каким  второстепенным членом предложения вы познакомились?

— На какие вопросы отвечает дополнение?

— Что обозначает дополнение?

— Какими частями речи обычно выражаются дополнения?

— Как подчёркивается дополнение?

2).-Найдите  и подчеркните в составленном предложении грамматическую основу и дополнение, охарактеризуйте предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

        — В этом предложении есть и другие второстепенные члены. Какие? Давайте поставим вопросы к этим словам.

— Как называются эти второстепенные члены предложения?

Сформулируйте тему урока.

Определение. (Запись в тетради темы урока)

— Исходя из темы урока, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?  (уч-ся называют задачи урока)

3. Заполните таблицу

4. Чтение определения в учебнике с.86.

— Сравните свои записи в таблице с определением в учебнике.

III. Работа по теме урока.

1. Выразительное  чтение  стих. С.Есенина «Белая берёза»

— Как описывает С.Есенин зимнюю берёзу?

— Какие предложения он использует?  Найдём их основу. (графическое оформление основ предложения)        

— Вот основы предложения. Они передают основной смысл предложений?

— А передают ли они красоту природы, чувства?

— Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

— На какие вопросы они отвечают?  (графическое оформление вопросов)

— Какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? От какого слова они зависят?

— Как называются эти второстепенные члены предложения?

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

2. Задание. Прочитайте стих С.Есенина, исключив определения.

— Что потеряло стихотворение?

— Какова роль определений в речи?

Определения помогают сделать нашу речь яркой, образной, выразительной, поэтичной, живописной. Без них наша речь бедна, не выразительна.

— Как называются образные определения? (эпитеты)

— Какие ещё изобр.-выраз. средства использованы автором в стих-ии? (сравнение, метафора)

— Поэтов и писателей считают мастерами письменной и устной речи.  Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают всё, что нас окружает.

Наш первый шаг — поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

Когда мы научимся пользоваться словесным богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, то есть  прилагательных, тогда наша речь станет ярче и красивее.

Второй шаг – пишем свои творческие работы (этюды).

IV. Физминутка.

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Закрепление  изученного  материала.

1. Подберите определения, которые называют признаки указанных предметов. Составьте словосочетания.

Листопад, дождь, осень, ветер, рябина, листья, иней, снег.

( Мелкий дождь, осенний листопад, золотая осень, сильный ветер, красная рябина, иней серебристый, жёлтые листья, пушистый снег)

2.Выполнение упражнения 186.

3. Задание «Вставь слово»

–А теперь попробуем украсить определениями текст.

Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в ____________ воздухе____________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края __________ птицы.

— Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

(Ненастная, холодный, прозрачном, разноцветные, жёлтые, красные, коричневые, тёплые, последние перелётные)

VI.Подведение  итогов .

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

С малой удачи  начинается большой успех.

Рефлексия.

Ребята, а теперь проанализируйте свою работу.

1.Сегодня на уроке  я:

Узнала…

Поняла …

Научилась …

2.Лучше всего у меня получалось …

3.Основные трудности у меня  …

4. Сама себе я желаю…

Домашнее задание:  выучить правило с. 86; упр.188, 189.

Тема урока.   Определение

Задачи урока:

  • формирование  понятия  об определении и способах его выражения;
  • формирование умения находить определения в предложении, в тексте и верно графически обозначать их;
  • использование определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;
  • понимание роли определений в предложении и в речи.

3. Задание «Вставь слово»

Стоит _____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _________________ воздухе______________________ листья. Вот с берёзы падают __________________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ______________ края ________________________________ птицы.

— Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

3. Задание «Вставь слово»

Стоит ____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________________ воздухе__________________ листья.  Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края _______________________________ птицы.

— Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

3. Задание «Вставь слово»

Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________ воздухе ________________________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края _____________________________ птицы.

— Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *