Памятка по фонетике для 5 класса
Памятка №1
Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Орфоэпия — наука о нормах произношения.
Графика — раздел лингвистики, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме.
Количество гласных в слове = количество слогов.
Гласных звуков: 6 [а о у и ы э]
Гласных букв : 10 а о у и ы э + е ё ю я (йотированные)
е ё ю я(йотированные) обозначают 1 звук после согласных
обозначают 2 звука : 1)в начале слова2)после гласных3)после ъ ь.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ,М
всегда твердые: [Ж, Ш, Ц]
всегда мягкие: [Ч, Щ, Й]
Ь после твердых Ж, Ш, Ц указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы
Всегда звонкие(сонорные): [ Р М Н Л ]
Всегда глухие [ Х Ц Ч]
Упрощение групп согласных — сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук:
стн = сн: грустный рдц = рц: сердце здн = зн: звёздный лнц = нц: солнце
ЧН = ШН: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный ЧТ = ШТ: что, чтобы, что-либо, кое-что
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки
СШ, ЗШ = Ш: бесшумный, без шарфика
ТС (я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц: учится, учиться, уродство, братцы ГК = ХК: лёгкий
Оглушение – фонетический процесс, когда звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой сторожка [старошка]
Озвончение – такой фонетический процесс, когда глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий вокзал -[вогзал]
Фонетическая транскрипция – звуковая запись
_________________________________________________________________________________________________________
Памятка №1
Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Орфоэпия — наука о нормах произношения.
Количество гласных в слове = количество слогов.
Гласных звуков: 6 [а о у и ы э]
Гласных букв : 10 а о у и ы э + е ё ю я (йотированные)
е ё ю я(йотированные) обозначают 1 звук после согласных
обозначают 2 звука : 1)в начале слова2)после гласных3)после ъ ь.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ,МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
всегда твердые: [Ж, Ш, Ц]
всегда мягкие: [Ч, Щ, Й]
Ь после твердых Ж, Ш, Ц указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы
Всегда звонкие(сонорные): [ Р М Н Л ]
Всегда глухие [ Х Ц Ч]
Упрощение групп согласных — сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук:
стн = сн: грустный рдц = рц: сердце здн = зн: звёздный лнц = нц: солнце
ЧН = ШН: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный ЧТ = ШТ: что, чтобы, что-либо, кое-что
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки
СШ, ЗШ = Ш: бесшумный, без шарфика
ТС (я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц: учится, учиться, уродство, братцы ГК = ХК
Оглушение – фонетический процесс, когда звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой сторожка [старошка]
Озвончение – такой фонетический процесс, когда глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий вокзал -[вогзал]
Фонетическая транскрипция – звуковая запись
Урок русского языка в 5 классе «Фонетика. Гласные звуки»
Информационная карта урока русского языка.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Класс: 5
Тема: Фонетика. Гласные звуки.
УУД:
Личностные: умение правильно оценивать себя: это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач;
Регулятивные: умение ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации;
Познавательные: целеполагание, умение самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод;
Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Цель и задачи:
Цель: повторение изученного по теме «Фонетика», показ того, как образуются гласные звуки; развитие орфографических навыков, навыков самостоятельной работы, мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные: углубить знания об отличии гласных звуков от согласных.
Развивающие: развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;
Воспитывающие: воспитывать языковую культуру, мотивацию к познавательной деятельности.
Основной дидактический метод: деятельностный
Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые приемы.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, групповой работы, индивидуального подхода.
Описание методов оценивания: самооценка, оценка учителем.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ответственности за произнесенное;
Предметные: осознание того, какое место занимает фонетика в системе наук о языке; понимание, как образуются звуки речи, умение отличать гласные звуки от согласных, различение понятия «звук» и «буква», понимание значения ударения, умение объяснять языковые явления;
Метапредметные: использование толкового словаря, извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу
Длительность этапа: 1 минута
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная
Функция преподавателя на данном этапе: организаторская
Приемы и формы работы: приветствие учителя, проверка готовности детей к работе
Форма контроля: контроль учителя
Актуализация знаний, введение в тему.
Цель: повторение ранее усвоенных знаний, подведение детей к формулировке темы.
Длительность этапа: 5 минут
Иллюстративные и дидактические материалы: оформление доски.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная (создание проблемной ситуации).
Функции преподавателя на данном этапе: координирующая.
Приемы и формы работы: дидактическая игра «Собери слово», «корзина» идей.
Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.
Слово учителя:
— Ребята! Вы ничего не замечаете?
— школьная доска прикрыта
— нет темы ( как вы думаете, я забыла ее написать, не успела или сделала это специально?)
Слово учителя:
— Давайте же вместе сформулируем тему нашего урока, а чтобы вам было легче это сделать, нам поможет небольшая игра: составим слово из первых букв слов, которые я вам буду называть:
Фонограмма, Озвучить, Написать, Естественный, Транскрипция, Изучение (изменение), Квадратные, Алфавит.
— получилось слово «Фонетика»
— Что означает данное слово? ( наука, которая изучает звуки)
— Какие звуки вы изучали в начальных классах? ( гласные, согласные, ударные, безударные, твердые и мягкие)
Посмотрите внимательно на доску, вас ничего не смущает?
Примерные ответы детей:
( число и классная работа написаны без гласных букв – пишем буквы, произносим звуки)
— Какая же у нас сегодня тема урока?
(ответы детей)
— запись темы на доске и в тетрадях: Фонетика. Гласные звуки.
3. Овладение новыми знаниями
Цель: обеспечение условиями для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Длительность этапа: 15 минут
Иллюстративные и дидактические материалы: учебник, таблица, дидактические игры
Форма организации деятельности: фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе: координирующая
Приемы и формы работы:
Игра «Четвертый лишний» (один ученик у доски )
— т, к, м, а; — н,з,х,о; — с,и,м,р; — л, й, ы, ф; — г, м,э,ж; — у, д, х,ч; -я, н, з,т; -ё, к,ж,с; -е,м,щ,й; -ю,в,ч,ц.
— Скажите мне, пожалуйста, это перед нами гласные звуки или буквы? (буквы)
— В русском языке больше гласных букв или звуков? (букв – 10,звуков – 6, не все буквы могут обозначать звуки) – ученик записывает гласные звуки на доске, остальные дети в тетрадях
— разобраться в том, как образуются гласные звуки, чем они отличаются от согласных звуков нам поможет сказка
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Гласный: Ты не прав!!! Давай дружить!!! Вместе мы справимся с любыми трудностями!!!
Чтение правила – с.122-123
Учитель обращает внимание на то, что гласные и согласные звуки пишутся в квадратных скобках.
Понятие «транскрипция» (запись слова по его звучанию)
Форма контроля: контроль правильности рассуждений учителем
4 этап Динамическая пауза
Учитель: Я буду называть слова, если в слове один гласный звук, вы поднимаете руки вверх, если два, то хлопаете в ладоши.
Сам, парта, сом, ручка, рак, лоб, глаза, корень, пол, мыло, поле, стул, уши, рот.
5 этап. Закрепление.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала ( 15 минут)
Иллюстративные и дидактические материалы: работа с таблицей, диктант « Плюс – минус»
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная
Функции преподавателя: консультативная
Приемы и формы работы: работа с таблицей «Гласные звуки», диктант «Плюс и минус», словарная работа со словами из рамки на стр.124
Форма контроля: взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя
К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова
звуки | примеры |
[a] |
|
[o] |
|
[и] |
|
[ы] |
|
[э] |
|
[у] |
|
Диктант «Плюс и минус»
Если звук А в слове ударный, то плюс, если безударный – минус:
Щука, луна, книга, кошка, апельсин, часы, доска, вагон, мечта, салют, чернила.
(-,+,-,-,-, -, +,+,-,-) – один ученик у доски
— упр.267, стр.124 – работа в парах
6 этап. Обобщение изученной темы. Домашнее задание.
Цель: обобщение усвоенного, комментарий к домашнему заданию ( 5 минут)
Форма работы: фронтальная
Роль преподавателя: координирующая, консультативная
Формы и приемы работы:
— методика незаконченных предложений:
Звуки речи изучает…(фонетика)
Звуки речи бывают…(гласные, согласные…)
Гласные звуки состоят только…(из голоса)
При произношении гласных звуков…(нет препятствий)
Для того, чтобы мы лучше с вами запомнили отличие гласных звуков от согласных, нам помогут четверостишия:
— выразительное чтение учениками четверостиший о звуках
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Контроль учителя за ответами детей, за записью в дневниках, оценки за урок
Домашнее задание: правило, стр.122-123, словарная работа со словами из рамки на стр.124
Найти и записать значение слов, поставить ударение.
Записать слова, заключив вквадратные скобки, гласные звуки
Составить предложения с данными словами
Удивительный, изумительный, поразительный, дивный ,чудесный
7 этап рефлексия деятельности
Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной работы учеников, достижения поставленной цели. ( 2 минуты)
Прием: «Самооценка учащихся»
Роль преподавателя: координирующая
Интернет-источники:
1. https://gigabaza.ru/doc/63411.html
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Конспект урока по русскому языку 5 класс
«Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— знать понятия: фонетика; звуки речи; алфавит;
— определять звуки и буквы, выделять их соответствующими значками, уметь различать их между собой;
— выстраивать композицию рассуждения;
— определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Формы организации урока:
— групповые;
— общеклассные;
— индивидуальные.
Оборудование:
— Проектор
— компьютер
Ход урока.
1. Оргмомент
— Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.
2. Словарный диктант
— Запишите слова, обозначьте орфограммы:
Зной, лапки, сапожки, весело, опушка, завалинка, град, лед, дождь, рассказ, рябинка, репродукция.
3. Определение темы урока
Слово учителя
— Давным-давно, когда ещё и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове посередине океана. Называлась эта страна — Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа — буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «Я» всё время кричала: «Я! Я! Я!». Из неё вылетали два звука [й] и [а]. А буква «Ш» шипела как змея звуком [ш]. Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Магобук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету — ели буквы только чернила. Вот и всё, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыла самое главное! Когда на земле появились люди и начали развиваться, буквы решили им помочь и стали их лучшими друзьями. Сначала они произносили звуки. Позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.
И сегодня мы познакомимся с жителями страны Алфавитии, узнаем, чем отличаются азбуки.
4. Изучение нового материала
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.
Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.
Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.
В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
Запишите в тетрадях.
4. Повторение изученного:
– А теперь подумайте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?
– Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.
Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 3–5 минут?
– Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.
Игра «Ванька! Встань-ка!»
Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать по «алфавиту».
Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: загадка, звуки, буквы, фонетика, алфавит.
5. Закрепление нового материала. Развитие умений
— А теперь выполняем упражнение из учебника №171:
1 часть выполняем коллективно;
2 часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
6. Подведение итогов.
-Ребята, вы познакомились с алфавитом, выполнили ряд упражнений, используя современный алфавит, оказывается, уже существует один из вариантов алфавита будущего.
цифры
цвет
буквы
ноты
1, 8
красный
А И Ы Ь П Ф
до
2, 9
оранжевый
Б Ж К Л Р Ш Я Щ
ре
3
желтый
Г С Ц
ми
4
зеленый
Д М Т
фа
5
голубой
Е Н Х Е
соль
6
синий
В У Э
ля
7
фиолетовый
З О Ч Ю
си
Й, Ъ — ? -не установлено.
Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.
А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.
— Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?
V. Домашнее задание:
1. Нарисовать свой портрет цветными буквами своего имени.
2.Выучить алфавит.
3. Зашифровать по 5 слов.
Тест по русскому языку на тему «Фонетика» (5 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «ФОНЕТИКА» 5А КЛАСС
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и ударения в словах называется…
А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика
2. Раздел науки о языке, который изучает начертания букв и их виды, называется…
А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется …
А) фонетика Б) орфография В) орфоэпия Г) графика
4. Раздел науки о языке, который изучает правописание букв, называется…
А) орфоэпия Б) фонетика В) графика Г) орфография
5. Сколько букв составляет русский алфавит?
А) 30 Б) 28 В) 31 Г) 33
6. Сколько гласных звуков в русском языке?
А) 10 Б) 6 В) 8 Г) 7
7. Какая группа звуков является сонорными?
А) [М] [Н][Р] [Й][Ж] Б) [Р] [Й][В] [Н][Л] В) [Й] [Н][М] [Р][Л] Г) [Л] [Б][Й] [Н][М]
8. Для чего необходимо знать наизусть расположение букв в алфавите?
А) чтобы получать пятёрки
Б) чтобы больше знать
В) чтобы знать, сколько букв в алфавите
Г) потому что информация в справочной литературе располагается в алфавитном порядке
9. Какую роль играют в словах буквы: Е, Ё, Ю, Я?
А) для смягчения согласных Б) для смягчения и разделения согласных
В) для разделения согласных Г) для звучания
10.Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) РЮКЗАК Б) ФУТБОЛ В) ХОККЕЙ Г) ПЕСОК
11. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
А) ЮГ Б) ПАХАТЬ В) ПОДЪЕЗД Г) ЙОД
12. Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок, забегая вперёд.
А) ВДВОЁМ Б) ВТРОЁМ В) ВЬЮГА Г) ВЪЕЗД
13.Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?
А) НАСЛ..ЖДАТЬСЯ Б) Б..ГРЯНЫЙ
В) ..ДОВИТЫЕ ГРИБЫ Г) УД..ВИТЕЛЬНО
14. Укажите, в каком слове следует писать Ь. УЧАЩИЕСЯ
А) КАМЕН..ЩИК Б) ПЕЧ..КА В) ВОС..МИЛЕТНИЙ Г) НОЧ..НИК
15. В каком слове верно указано ударение?
А) кухОнный Б) килОметр В) алфавИт Г) прИнять
16. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) ТВОРОГ Б) БЕЛКА В) СТУК Г) ЗУБОК
17. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
А) ЮБКА Б) ТЕРРАСА В) ПЬЮТ Г) ОПАСНЫЙ
18. Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок, забегая вперёд.
А) УДОЧКА Б) ФИЛИН В) ЧЕМОДАН Г) ХРОМОСОМЫ
19.Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?
А) К..РТОФЕЛЬ Б) ЗВ..НОК В) УВ..ЖЕНИЕ Г) ПОЗН..ВАТЬ
20. Укажите, в каком слове следует писать Ь.
А) ОДУВАН..ЧИК Б) БАН..ТИК В) БАН..ЩИК Г) ПИС..МЕННЫЙ
21. В каком слове неверно указано ударение?
А) кашнЕ [нэ] Б) кофЕ [фэ] В) музЕй [з,] Г) тЕкст [т,]
22. Какое слово состоит из четырёх звуков?
А) ЯК Б) ЁЖ В) ЛЁД Г) ВОЮ
23. Какое слово состоит из четырёх звуков?
А) НАЛЬЮ Б) ЁЖИК В) МОЯ Г) НОЛЬ
24.В каком слове написание гласной в корне проверяется ударением?
А) ПОДГ..НЯТЬ Б) С..ЛЮТ В) С..РОКА Г) СП..РТСМЕН
25. В каком слове написание гласной в корне проверяется ударением?
А) ПР..ДМЕТ Б) В..ДИЧКА В) М..ГАЗИН Г) КИЛ..МЕТР
26. ВЫПОЛНИТЬ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ:
1 вариант Сибирь юг 2 вариант лошадка ёж
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ!
1.1 запишите буквами затранскрибированные слова:
[ф с п о м н, и л, и] [с, и л, о т к а] [л о ш к а ] [ј,эл,] [в ы ш ы ф к, и ] [м а с,] [л, и ж а т, ].
1.2. прочитайте и запишите скороговорку. [а р х, и п а с, и п а о с, и п а х р , и п]
1.3. Отгадайте загадку. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ФОНЕТИКА» 5 КЛАСС ЛИСТ УЧИТЕЛЯ
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношении
я звуков и ударения в словах называется…
А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика
2. Раздел науки о языке, который изучает начертания букв и их виды, называется…
А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется …
А) фонетика Б) орфография В) орфоэпия Г) графика
4. Раздел науки о языке, который изучает правописание букв, называется…
А) орфоэпия Б) фонетика В) графика Г) орфография
5. Сколько букв составляет русский алфавит?
А) 30 Б) 28 В) 31 Г) 33
6. Сколько гласных звуков в русском языке?
А) 10 Б) 6 В) 8 Г) 7
7. Какая группа звуков является сонорными?
А) [М] [Н][Р] [Й][Ж] Б) [Р] [Й][В] [Н][Л] В) [Й] [Н][М] [Р][Л] Г) [Л] [Б][Й] [Н][М]
8. Для чего необходимо знать наизусть расположение букв в алфавите?
А) чтобы получать пятёрки
Б) чтобы больше знать
В) чтобы знать, сколько букв в алфавите
Г) потому что информация в справочной литературе располагается в алфавитном порядке
9. Какую роль играют в словах буквы: Е, Ё, Ю, Я?
А) для смягчения согласных Б) для смягчения и разделения согласных
В) для разделения согласных Г) для звучания
10.Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) РЮКЗАК Б) ФУТБОЛ В) ХОККЕЙ Г) ПЕСОК
11. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
А) ЮГ Б) ПАХАТЬ В) ПОДЪЕЗД Г) ЙОД
12. Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок, забегая вперёд.
А) ВДВОЁМ Б) ВТРОЁМ В) ВЬЮГА Г) ВЪЕЗД
13.Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?
А) НАСЛ..ЖДАТЬСЯ Б) Б..ГРЯНЫЙ
В) ..ДОВИТЫЕ ГРИБЫ Г) УД..ВИТЕЛЬНО
14. Укажите, в каком слове следует писать Ь. УЧИТЕЛЬ
А) КАМЕН..ЩИК Б) ПЕЧ..КА В) ВОС..МИЛЕТНИЙ Г) НОЧ..НИК
15. В каком слове верно указано ударение?
А) кухОнный Б) килОметр В) алфавИт Г) прИнять
16. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) ТВОРОГ Б) БЕЛКА В) СТУК Г) ЗУБОК
17. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
А) ЮБКА Б) ТЕРРАСА В) ПЬЮТ Г) ОПАСНЫЙ
18. Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок, забегая вперёд.
А) УДОЧКА Б) ФИЛИН В) ЧЕМОДАН Г) ХРОМОСОМЫ
19.Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?
А) К..РТОФЕЛЬ Б) ЗВ..НОК В) УВ..ЖЕНИЕ Г) ПОЗН..ВАТЬ
20. Укажите, в каком слове следует писать Ь.
А) ОДУВАН..ЧИК Б) БАН..ТИК В) БАН..ЩИК Г) ПИС..МЕННЫЙ
21. В каком слове неверно указано ударение?
А) кашнЕ [нэ] Б) кофЕ [фэ] В) музЕй [з,] Г) тЕкст [т,]
22. Какое слово состоит из четырёх звуков?
А) ЯК Б) ЁЖ В) ЛЁД Г) ВОЮ
23. Какое слово состоит из четырёх звуков?
А) НАЛЬЮ Б) ЁЖИК В) МОЯ Г) НОЛЬ
24.В каком слове написание гласной в корне проверяется ударением?
А) ПОДГ..НЯТЬ Б) С..ЛЮТ В) С..РОКА Г) СП..РТСМЕН
25. В каком слове написание гласной в корне проверяется ударением?
А) ПР..ДМЕТ Б) В..ДИЧКА В) М..ГАЗИН Г) КИЛ..МЕТР
26. ВЫПОЛНИТЬ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ:
1 вариант Сибирь юг 2 вариант лошадка ёж
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ!!!!!!!!!
1.1 запишите буквами затранскрибированные слова:
[ф с п о м н, и л, и] [с, и л, о т к а] [л о ш к а ] [ј,эл,] [в ы ш ы ф к, и ] [м а с,] [л, и ж а т, ].
1.2. прочитайте и запишите скороговорку. [а р х,и п а с,и п а о с,и п а х р ,и п]
1.3. Отгадайте загадку. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1 | Организационный момент | 2 | ССоздание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке. Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека. Улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе. | 3 | П Проверка домашнего задания | Учащиеся зачитывают мини-сочинения | 4 | Мотивация -Ребята, какой речью вы пользовались, когда писали сочинение? -А когда читали сочинение? -Из чего состоит письменная речь? -А устная речь? Чтение эпиграфа к уроку (высказывание Н.В. Гоголя о языке):Слайд №2 « Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…» -Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке? -Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?( О звуках) -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?(Фонетика) | -Письменной речью. -Устной речью. -Письменная речь состоит из букв. -Устная речь состоит из звуков. Высказывания детей | 5 | Целеполагание -Давайте сформулируем цели нашего урока. Слайд 3. 1.Что же мы будем изучать? 2.Что узнаем сначала? 3.Что должны уметь различать? | -Звуки и буквы. -Предмет изучения фонетики -Различать звук и букву, гласные и согласные звуки | 6 | Планирование
| Учащиеся планируют. | 7 | Реализация плана 1.Слайд №4Мы уже знаем, что ученые изобрели значки, которые как бы «одели» звуки, сшили для них форму. «Подумаешь, — можете сказать вы, — найти для звука какой-то значок! Что тут так долго думать?» -А для каких же звуков «сшили форму»? Может быть, для всех, которые мы слышим? -А сколько звуков мы слышим? -И сколько вообще есть звуков, например, и русском языке? 2. Слайд№5 Прочитать и … На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. 3. Слайд№6 Сегодня у нас необычное занятие — урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика./Звуки природы/Слайд №7. 4.Слайд №8. Запишите буквами звуки, которые издают изображённые на фотографиях животные. -Как называют такие слова? Слайд№9 Эти слова называются звукоподражательными, потому что в них человек подражает звукам, которые слышит вокруг себя, в природе. Эти звуки являются природными, нечленораздельными, впрочем, так же как и звуки, издаваемые животными. И только человек может «перевести» эти природные звуки на человеческий язык, разложив их на отдельные звуки, т.е. сделать их членораздельными. Слайд 10.Теперь вам, наверное, стало ясно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. 5. Игра со словом. Слайд№11 Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки — смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя — фонема. Задание: запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже несколько раз и прислушайтесь, как оно звучит. Фонема — [н]. 6. Физминутка. 7.Слайд 12. — Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ — огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался… Добрый КОТ ни с кем не дрался… КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз… Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»… Б. Заходер -Какие буквы здесь перепутались -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ а теперь звуки ( 8. Обобщение и закрепление изученного материала 1. Слайд 13. Поиграем с фонемами. Работа в парах. Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть — гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза — гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж — морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка 2. Выполнение упражнения 179 в парах Слайд№14 -Вы сами сегодня убедились, как много может одна фонема. Ведь это не шутка: различать слова, изменять смысл слова: Если спутать хоть одну фонему, дети, Перепутается всё на свете. | Ответы детей -Для гласных и согласных
-Звукоподражательные Ребята устно отвечают Записывают в тетрадях слово фонема Ученик читает стихотворение ( о,и) (ка, и, о, тэ), Ребята называют звуки Выполняют задание письменно Власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран Трубка, удар, столб, склад, лапша, шарф, бусы, уксус Когти, бурка, шапка, губы, миска, лесок, палка, орет, корка, горка, блин, доска, цвет, колено, мамочка | 8 | Контроль и оценивание Что интересного было сегодня на уроке? Что нового вы узнали? -Вам понравился урок? -Молодцы!!! | 9 | Рефлексия -Урок наш подошел к концу. — достигли ли мы поставленной цели Как вы работали сегодня на уроке определите сами:слайд №15, 16
| 10 | Домашнее задание Упражнение 178. страница — 62 |
Открытый урок русского языка по теме «Фонетика» 5 класс
Открытый урок русского языка в 5 классе
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).
Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Фонетика», создать условия для актуализации знаний, умений находить в тексте языковые явления и работать с ними.
Задачи урока:
Обучающие: Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика» Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.
Развивающие: Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).
Воспитательные: Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, фронтально-коллективная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
мультимедийное оборудование – интерактивная доска видеозапись, презентация Microsoft PowerPoint
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Обращение к гостям. Запись в тетрадях числа и кл.работа
2. Актуализация знаний и определение целей и задач урока.
Мы живём в мире звуков. Всё, что окружает нас, издаёт какие-либо звуки. Иногда это очень приятные звуки, иногда не очень приятные. Мы слышим прекрасные звуки музыки и наслаждаемся ими. Ребята, а что делаем мы, когда хотим вслух выразить какую-то мысль?(говорим, произносим звуки) Как называются эти звуки? (Звуки речи) А при изучении какого раздела лингвистики мы очень часто использовали слово «звуки»? (Фонетика). Что мы с вами уже знаем о звуках? (ответы детей). Видите, как много мы уже знаем, наверное, мы изучили уже всё, что нам необходимо знать о буквах и звуках. Давайте тогда сформулируем тему сегодняшнего урока (Обобщение знаний по теме «Фонетика»). Какие цели мы поставим перед собой? Молодцы!
(внезапно включается фонограмма «Звук деревни»)
О!Что мы слышим, ребята?(звуки деревни)
Да, знакомые нам с детства звуки, но что-то не по сезону они сегодня звучат. (включается звук Хруста снега)
А что сейчас мы слышим? Да, это хруст снега. А какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите хруст снега?(новый год, Дед Мороз). Действительно, ребята, мы стоим на пороге Нового года. Сейчас самое волшебное время в году, а значит, могут случиться самые разные чудеса. (включается видео с поздравлением Деда Мороза)
Как здорово, что Дедушка Мороз сам предложил вам написать ему письма. Дома вы напишите ему письмо. А сегодня я написала ему письмо, но оно в транскрипции, вам нужно будет записать его по всем правилам орфографии и пунктуации и прочить.
(на экране письмо: [ дарагой дэдушка марос йа очин хачу штобы фсэ луди были щасливы учитил сэлскай школы]
(проверка, дети читают, объясняя постановку запятых при прямой речи)
3. Проверка знаний теоретического материала
Нам, ребята, сегодня нужно работать очень хорошо, потому что Дед Мороз в эти дни особенно внимателен. Давайте покажем ему, что мы умные.
Работа с интерактивной доской:
«Соотнеси термин и определение»,
«Распредели звуки»
Поспорили как-то буквы, гласные кричали, что они главные, а согласные доказывали, что они главные. Давайте разрешим их спор. Прочитайте, что написано на доске:
еу оиа ёоа,
еу оа оа.
ио и ео оая
еёая ыа.
Получилось?
А попробуйте прочитать эту запись:
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
Змй лтм стрйн
Злн бл.
Какой вывод можно сделать?( согласные буквы несут лексическое значение слова).
4. Тренировочные упражнения:
1. Ребята, скажите, что такое Алфавит? Для чего он нужен?
Составьте из этих букв слова и запишите их в алфавитном порядке.
акёл, шгиурак, доровох
(ёлка, игрушка, хоровод)
2. Распределите слова в три колонки так:
1. букв > звуков; пень
2. букв < звуков; (ёлка, юла,
3. букв = звукам.(ель, мороз, украшенье
Ёлка, ель, мороз, украшенье, юла, пень
3. Указать количество звуков и букв
Снежные 7б.8зв.
Деревья 7б. 7зв.
Снегом 6б, 6зв.
Ночью 5б, 5зв.
4. Записать слова в транскрипции:
Снежные [снэжныйи], Деревья [дирэвйа],снегом [дирэвьйа], Ночью [ночйу]
(проверка – записать на доске)
5. Выполните фонетический разбор слов:1. индивидуально – ёлка
2. у доски – ель,
6. Ребята, разгадайте метаграмму.
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с я повару важна.
(боль, моль, роль, соль)
Какой вывод можно сделать? (звуки могут различать слова по смыслу) Если бы этого не было, могла бы получиться путаница: послушайте:
Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)
Итак, роль звуков как смыслоразличителей очень велика.
5. Чтобы убедиться, что мы хорошо знаем буквы и звуки давайте поиграем в игру. (интерактивная игра)
6. Подведение итогов урока.
Рефлексия
1. Что мне давалось легко?
2. В чём я испытываю затруднения?
3. С каким настроением я ухожу с урока?
Урок повторения в 5 классе по теме «Фонетика»
Тема урока: Повторение по теме «Фонетика»
Цели:
1. повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах
русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания;
совершенствовать полученные учащимися умения и навыки; закрепить изученные орфограммы; знать порядок фонетического разбора;
2. освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка
3. прививать любовь к родному слову, русской речи.
Задачи:
1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия».
2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методические приёмы: рассказ, выполнение практических заданий, самоанализ, тестирование.
Методическое оснащение: доска, медиапроектор, компьютер, презентация-тренажёр, учебник, раздаточный материал ( индивидуальные карточки, тест)
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.
Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.
Предметные компетенции: коммуникативные, языковедческие, культуроведческие.
Ход урока
1. Организационная часть.
Ребята, внимательно посмотрите на тему нашего урока. Произнесите её вслух. Попробуйте сами сформулировать цели и задачи нашего урока.
Что мы должны сегодня вспомнить, повторить, закрепить?
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
(Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)
-Что такое звук? ( минимальная единица языка)
-На какие две группы делятся все звуки речи?
-Перечислите сонорные звуки?
-Какие звуки всегда мягкие? ч, щ, й
— А какие разделы языка связаны с фонетикой?
Графика, орфоэпия, орфография.
Продолжите фразу: Начертания букв, их виды изучает…
(Графика)
-А кто подскажет, как называется раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах?
(Орфоэпия)
Как называется фонетическая запись на письме?
Для чего нужно знать алфавит?
А как вы понимаете такие пословицы:
Кто знает АЗ да БУКИ, тому и книги в руки.
Аз да буки – начало науки.
Без букв и грамматики не учатся математике.
3. Выполнение и распределение заданий.(1,2- у доски)
Задание №1(инд) Объяснить написание слов, определить части речи, назвать фонетические процессы в словах)
Уб…жал, (на)лев…, брош…ра, барабан..щик , моло…ьба, д…лина, гиган…ский, под…езд, доро…ка.
Задания №2 (инд) Записать фонетическую запись слов: юг, цель, боец, объём, мяч, съезд ( устно определить роль букв е, ё, ю, я).
3.Индивидуальные карточки ( 6 человек)- дать характеристику звукам
1.[ц, з, ч, о, н, ф, л, а.
4. Задание №4 Записать предложение, сделать синтаксический разбор, объяснить орфограммы.
Большая луна освещала сад, дорожки и деревья.
5.Задание. Лингвистическая задача.
Найдите в предложении слова, правописание которых зависит от фонетических условий. Приведите свои примеры с найденными орфограммами
1. Оглушение: сад, дорожки.
2. Чередование звуков: освещала, дорожки.
Почему иногда в словах количество букв и звуков не совпадает?
3. Фонетический разбор слова- деревья.
7.Индивидуальное задание (расставить в словах ударение), вставить пропущенные орфограммы.
8. Индивидуальное задание. ( правильно произнести слова)
( П…ртфель, д…суг, ворота, алфавит, пр…дмет, километр, м…газин, документ, квартал, сантиметр, звонишь, столяр, творог, звонит)
9.Взаимопроверка заданий у доски. Аргументация ответов и оценок.
Проверка карточек.
Распределить слова в два столбика, где буквы е,ё, ю, я обозначают два звука и один:
Ёлка, сено, подъём, каюта, люк, мятный, день, ясный, пёстрый, листья
-Что вы, ребята, можете сказать об ударении в словах?
-Важно ли знать , на какой слог падает ударение в слове? А что может произойти?
( Белки- белки, атлас-атлас, кружки- кружки, мука-мука).
Ученик зачитывает слова, расставив ударение.
( П…ртфель, досуг, ворота, алфавит, пр…дмет, километр, м…газин, документ, квартал, сантиметр, звонишь, столяр, расположить, творог, звонит)
Орфоэпическая разминка.
-Ребята, а что изучает «орфоэпия»?
-Орфоэпия изучает правильное произношение слов.
На листочке напечатаны слова. Правильно их произнести ( 1 ученик)
Если мы согласны – хлопок, нет — тихонько потопали ногами.
Фонетика, партер, шоссе, модель, музей, что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, свитер, теннис, орфоэпия, деталь.
Чтобы не ошибиться в произношении, в какой словарик мы можем посмотреть?
А в нашем конспекте? ( Произноси правильно)
Д/з повторить слова в конспекте «Произноси правильно»
На выбор: 1.Составить вопросы по нашей теме (6-7)
2.Упр № 316
Тренажёр ( презентация- задания по теме : Фонетика) -13 вопросов
Рефлексия.
Какое задание было интересным?
Что нового вы узнали?
Чему научился?
Что было трудно?
Что же мы сегодня повторили?
Что вам понравилось на уроке?
Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь соберитесь, хорошенько подумайте и выполните тест.
Тест по теме: «Фонетика» ( 10-9 б- «5», 8-6 б- «4», 5 -3б )
Доп.задание. упр-316.Внимательно прочитать, найти интересную и полезную информацию, выяснить, сколько лет нашей азбуке будет в 2013 году? ( юбилейная дата).
Выставление оценок. Молодцы! Спасибо за урок!
Тест по теме «Фонетика» Вариант 1 (5класс)
1.Фонетика – раздел науки о языке, изучающий
а) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах;
б) способы обозначения звуков на письме;
в) звуки речи;
г) правописание гласных и согласных.
2. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Хлеб-соль ешь, а правду режь.
а) три
б) четыре
в) пять
г) шесть
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) льют
б) лёд
в) яма
г) люлька
4. В каком слове есть звонкий согласный звук?
а) кот
б)цепь
в) стоят
г) точка
5. В каком слове буква ё обозначает два звука?
а) пёс
б) пёрышко
в) ёлка
г) поросёнок
6. Определите, сколько букв и звуков в слове съёмка:
а) 6 букв, 6 звуков
б) 6 букв, 5 звуков
в) 6 букв, 4 звука
г) 5 букв, 5 звуков
7. Укажите, какие буквы названы верно:
а) м- мэ
б) ш- ша
в) р-эр
г) х-хэ
8.Укажи слова, где верно произношение звуков:
а) конечно [шн]
б) яичница- [чн]
в) модель- [дэ]
г) теннис[ тэ]
Тест по теме «Фонетика» Вариант 2 (5 класс)
1.Фонетика – раздел науки о языке, изучающий
а) устную речь;
б) правила произношения звуков и ударения в словах;
в) звуки речи;
г) значимые части слова.
2. Сколько мягких согласных звуков в пословице?
Любишь кататься – люби и саночки возить.
а) семь
б) восемь
в) десять
г) одиннадцать
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) приём
б) литься
в) люк
г) бьют
4. В каком слове есть звонкий согласный звук?
а) Стих
б)цепь
в) Щепка
г) Каюта
5. В каком слове буква я обозначает два звука?
а) мяч
б) Баян
в)месяц
г) пятна
6. Определите, сколько букв и звуков в слове вьюга:
а) 6 букв, 6 звуков
б) 6 букв, 5 звуков
в) 5 букв, 5 звука
г) 5 букв, 5 звуков
7. Укажите, какие буквы названы верно:
а) б –бэ
б) к- ке
в) с- эс
г) л- лэ
8. укажите слова, где верно произношение
а) ателье [тэ]
б) музей [зэ]
в) шоссе [сэ]
г) свитер[ тэ]
Вариант 1.
1.в
2.б
3.в
4.в
5.в
6.а
7.б, в
8. а, в, г
Вариант 2
1.в
2.б
3.а
4.г
5.б
6.в
7.а, в
8.а, в, г