Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Фонетика
Фонетика.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи (phon – звук).
Всегда различается звуковой и буквенный состав слова, так как звук не всегда соответствует букве.
Звук – это минимальная нечленимая единица речи, являющаяся результатом артикуляционной деятельности человека.
Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя проходит без преград через голосовые связки. Всего в русском языке 6 гласных.
В зависимости от ударения все гласные звуки делятся на ударные или безударные. Характеризуются по ряду и подъему.
Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграды. Их 37 в русском языке. Эти звуки состоят из голоса и шума.
Они делятся на:
сонорные:[м],[н],[л],[р],[м’],[н’],[л’],[j],[р’],
шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие:[б],[в],[г],[д],[з],[ж],[в’],[г’],[,б’],[д’],[ж’],[з’] и глухие: [п],[ф],[к],[т],[ш],[с],[х],[ц],[ч’],[п’],[ф’],[к’],[т’],[ш’],[с’].
Так же согласные звуки могут характеризоваться по твердости и мягкости: [б] – [б’],[т’], по глухости – звонкости: [п] – [б],[т] – [д] и таким образом могут образовывать пары. Но сонорные согласные не могут образовывать такие пары и поэтому называются непарными.
Звуки[ж],[ш],[ч],[ш’] из-за своего звучания называются шипящими, а [з],[с] – свистящими. Аффрикаты – [ц] и [ч], так как представляют собой сочетание звуков [тс] и [тш].
Для вех звуков речи характерна сильная или слабая позиция. В сильной позиции гласный находится под ударением, а согласный, если находится перед гласным.
Слог – это минимальная единица речевого потока, создающийся единым дыхательным толчком. Он может состоять из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласного. Слоги бывают открытые (заканчивается на гласный: ко – ро – ва) и закрытые (заканчивается на согласный: тур – ник).
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Изучение раздела «Фонетика» 5 класс
Изучение «Фонетики» в 5 классе.
Цели курса:
— выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
— различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
— использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения
анализируемого звука и объяснении я написания слов;
— находить в художественном тексте явления звукописи;
— правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетания в
слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных
частей речи;
— работать с орфоэпическим словарем;
Раздел «Фонетика» и связанный с ним «Орфоэпия» изучаются в 5 классе и повторяются в 6 и 7 классах. Этот раздел лингвистики тесно связан с «Морфологией», «Словообразованием» и «Орфографией», поэтому нужно учитывать внутрипредметные связи при изучении данного раздела, что будет способствовать формированию системного восприятия у учащихся. Эта связь очень хорошо просматривается в УМК под редакцией М. М. Разумовской. Этот УМК один из немногих , где рассматривается редуцирование гласных. В 5 классе носят ознакомительный характер, в 6 классе есть таблица «Трудные случаи фонетического и орфоэпического разбора. Гласные звуки», которая поможет учащимся усвоить правила употребления редуцированных звуков и производить фонетический разбор без ошибок.
Все это я, считаю, нужно учитывать, планируя уроки при изучении «Фонетики».
- Словарные диктанты.
Развивают орфографическую зоркость, помогают отработать орфограммы «Безударная гласная в корне слова», Непроизносимая согласная в корне слова», «Проверяемая согласная в корне слова», составлять и записывать частичную транскрипцию.
Записать частичную транскрипцию, связанную с орфограммами, подобрать проверочные слова, выделить морфемы, составить словосочетания, выполнить их разбор.
- Сыроежка, озябшие, рогатка, загадка, пирожки, порошки, ошибка, матрас, гладко, зарядка, ловкость, вперед, назад, багаж, небосвод, коробка, косьба, гвоздь.
- Пейзаж, посадка, усадьба, горестный, баллада, гигантский, обтяжка.
- Сладкоежка, резьба, родство, опасный, окрестный, трасса, жужжать.
- Лабораторная работа.
Помогает проанализировать и выявить фонетические процессы, происходящие в слове. Ставиться задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.
I | II | III | IV | V |
Алмаз [c ] Посадка [ т] | Молотьба [д] Вокзал [г] | Проезжал[ж] Спортсмен[ц] | Аллея [л] Масса [c] | Сердце [-] Солнце [-] |
оглушение | озвончение | слияние родственных звуков | слияние одинаковых звуков | выпадение звуков |
сомнительные | непроизносимые |
- Решение грамматических задач
Задача 1.
Уберите голос в слове гость и запишите новое слово. Составьте с ним словосочетание.
Наоборот: прибавьте голос в слове крот и запишите рядом слово.
Задача 2.
Составьте созвучные пары, составьте с ними предложения разных конструкций.
Зуб – суп, плод – , молод – , жалость – .
Назовите парные согласные, как итог задачи.
Задача 3.
Составьте слово из пяти звуков.
Возьмите парный по глухости к [з], глухую пару к [д], гласный [о] под ударением, звонкую пару к [к]. Что получилось? Стог.
Задача 4.
А вот сейчас мы поймем, что звучащий согласный звук труден в правописании.
Текст(пунктуационный разбор)
Диалог.
— Где растет морковь?[ф]
— На грядках. [т]
— Буквы пишут где?
— В тетрадках. [т]
— Чистим что мы?[ш]
— Чистим зубки.[п]
— Одеваем в холод? [т]
— Шубки.[п]
— Любим что?[ш]
— Снежки, салазки.[ш], [с]
— А читаем часто?
— Сказки. [с].
Прочитаем выразительно и проверим знаки.
Подчеркнем согласные, которые звучат не так, как пишутся, и поставим знак транскрипции.
Задача 5.
Напишите слово и рядом проверку. Как называется:
… избушка, где живет сторож? Сторожка – сторожить
… украшение в ушах? Сережка – серьги (чередование г//ж)
… твердая застежка на поясе? Пряжка – напрягать.
Задача 6.
Сколько раз звук [з] встречается в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Три раза: в словах Зина, Лиза, просьба(явление озвончения).
Задача 7.
Поменяйте гласный в слове сом. Что изменилось?
Поменяйте согласный в слове том. (Дом, том).
Звуки – смыслоразличители в словах. Запишем это предложение; обратим внимание на тире.
Задача 8.
Прибавьте один согласный к слову так, чтобы получилось новое.
Укус (уксус), роза (гроза).
Добавьте свои примеры.
Задача 9.
Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое.
Краска (каска), склон (слон), тепло (тело).
Добавьте свои примеры.
Задача 10. (устная).
Сколько запятых в четверостишии?
А согласные согласны
Даже фыркать и шипеть
Шелестеть шептать скрипеть
Но не хочется им петь.
Задача 11.
А какие звуки способны петь?
Добавив к написанным буквам гласные и согласные, получите строки знакомой песни:
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.
Давайте споем, сколько сможем, чудесную песенку.
Легко, свободно мы пели благодаря … (гласным звукам).
Задача 12.
Определите принцип разбивки слов:
Ло-ша-дка и лошад-к-а
Ко-со-гор и кос-о-гор
1 – по слогам, 2 – по морфеме.
Задача 13.
На доске написаны несколько слов, учитель их не произносит. Какие варианты ударения возможны?
Рожки, замок, ссыпать, дорога
Задача 14.
Как ведет себя ударение в сложных словах? Подумайте и поставьте знак ударения.
Водопровод, электровоз, землетрясение, одновременный, пятиэтажный.
Объясним безударные гласные в словах.
Задача 15.
Решите пропорции:
[д]/[т]=[б]/?
[г]/[к]=[р]/?
[в]/[ф]=[ж]/?
Задача 16.
Какой звук обозначается разными способами в парах слов?
Лук – люк, наст – няня.
Задача 17.
Найдите «лишнее» слово и объясните, по какому принципу оно выбрано.
Гвоздь, гвоздик, авоська (сомнительные по твердости – мягкости)
Свадьба, резьба, борьба (сомнительные по глухости – звонкости)
Когда в середине слова между согласными ставиться ь?
В каком слове нельзя проверить согласный звук?
Задача 18.
Почему трудно поставить ударение в словах дорогой, сорок вне предложений?
Зачем нужно ударение в словах?
Составьте предложения со словами так, чтобы было понятно значение слова.
Контрольные тесты по разделу «Фонетика» в форме ЕГЭ.
Контрольный тест №2
Часть А.
Прочитайте предложения и выполните задания А1-А4.
- Проверяйте произношение слов по словарю.
- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой.
- Орфографическим нормам подчиняются произношение звуков и постановка ударения.
- С фонетикой очень тесно связана орфоэпия.
А1. Расположите предложения в правильном порядке:
- 1,2,3,4
- 1,3,2,4
- 2,4,3,1
- 4,3,1,2
А2. Укажите номер предложения, в котором отсутствует один главный член:
- 1
- 2
- 3
- 4
А3. Укажите номер предложения с однородными подлежащими:
- 1
- 2
- 3
- 4
А4. Укажите номер сложного предложения:
- 1
- 2
- 3
- 4
А5. Укажите ряд, во всех словах которого количество букв и звуков не
совпадает:
- съела, наелась, много
- только, еда
- олень, вьюн
- стол, сталь.
А6. Укажите слово из шести звуков:
- тополь
- ярость
- осень
- молот
А7. Решите пропорцию, учитывая соотношение звуков.
Попади: попадьи = суди: ?
- судить
- судьи
А8. Укажите ряд, во всех словах которого происходит оглушение:
- дуб, здание, здесь, вокзал
- зуб, холод, дорожка, город.
А9. Укажите ряд слов, значение которых может изменяться от ударения:
- мука, пропасть, духи, уже
- заговор, разговор, замок, кафе.
А10. Укажите ряд слов, в которых ударение падает на второй слог:
- граждане, свекла, столяр, добыча
- Ждала, щавель, квартал, процент.
А11. Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква е:
- инж..нер, д..ректор, д..визия, земл..ника
- п..хота, предс..датель, уч..ник, р..цензия.
Часть В.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В7.
- Пришел сентябрь.
- По опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, душистые рыжики.
- Чист и прозрачен воздух.
- Улетели уже многие птицы: ласточки, стрижи.
- В золотые осенние дни готовились к отлету и журавли.
- Покружили они над рекой, над родным болотом и потянули в дальние теплые страны.
- Через леса, через поля, через шумные города летели журавли.
- В глухом лесу на краю болота остановились они на отдых.
- И вот взошло над рекой и лесом веселое солнце.
- С высокого ясного неба мы слышим прощальные голоса журавлей.
В1. В каком предложении обозначена тема данного текста?
В2. Во втором предложении найдите слова, в которых гласный звук после
шипящих не совпадает с буквой, его обозначающей.
В3. В 9 предложении найдите слово, с непроизносимой согласной.
В4. В 5 предложении укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
В5. Укажите номера нераспространенных предложений.
В6. Укажите номера предложений с обобщающим словом. Какие это слова?
В7. В девятом предложении укажите слова, употребленные в переносном
значении.
Часть С.
Какую картину вы представляете, когда читаете этот текст? Опишите в нескольких предложениях свои впечатления.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему люди испытывают грусть, когда смотрят на улетающих в теплые края птиц?»
Контрольный тест №3
Вариант 1
Часть А
А1. Определите ряд слов с неправильным ударением.
- ДОговор, квАртал, облЕгчить, стОляр, зАвидно, бАловать, Арест.
- ВЕрба, дозвонИтся, агЕнт, принУдить, ржАветь, фарфОр, хозЯева, чЕрпать.
А2. В каких словах допускается двоякое произношение и [ чн] и [ шн]?
- Конечно
- Яичница
- Гречневый
- Булочная
А3. Отметьте строку, в которой во всех словах есть непроизносимый согласный.
- Ровес..ник, вкус..ный, чудес..ный, опас..ный.
- Чу..ство, сверс..ник, чес..ный, праз..ник.
А4. В каких словах совпадает количество букв и количество звуков?
- Яблоко
- Чудо
- Июнь
- Ярко
А5. Отметьте ряд слов, в котором все слова имеют ударение на втором слоге.
- Начал, поняла, инструмент, рельсы, снайпер
- Щавель, сюжет, партер, агент, звонит
А6. В каком слове букв меньше, чем звуков?
- Съезд
- Сердце
- Юла
А7. Отметьте ряд слов, в котором ударение падает на последний слог.
- Цемент, нефтепровод, мусоропровод, гектар
- Дремота, августовский, красивее, роман
А8. В каких словах предложения количество букв и звуков разное?
На краю леса краснеет рябина.
- Леса, рябина
- Краснеет, краю
А9. Согласный перед е произносится твердо в слове:
- Шинель
- Термин
- Рельсы
- Пюре
- Свитер
- Музей
А10. В каком слове пишется буква а?
- Р..сток
- Пор..сль
- Р..стовщик
- Отр..сль
А11. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?
- Деревня, царица, небесный
- Малина, сбросил, чемодан
- Южный, мороз, резвый
- Ножны, сделали, вьюжная
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания.
- Пришли однажды вечером к Солнышку Кузнецы-великаны и говорят: «Солнышко, Солнышко, молоты железные у нас уже разбились, скоро нечем будет ковать серебряные нити. Наковальня тоже старая. Отпусти нас на землю, мы возьмем железа ». (2) Отпустило Солнышко Кузнецов. (3) Стали идти Кузнецы-великаны к людям, но путь преградили темные облака. (4) Посмотрели Кузнецы через облака на землю – высоко-высоко, как же опуститься? (5) Возвратились к Солнышку говорят: «Солнышко, Солнышко, как же нам опуститься на землю? Сделай какой-нибудь мост». (6) Перекинуло Солнышко свои лучи через темные тучи, засверкал в небе солнечный мост. (7) А с земли люди увидали золотую радугу. (8) Кузнецы спустились на землю и по солнечному мосту опять возвратились к Солнышку. (9) Как только увидело Солнышко их белые бороды, убрало золотые лучи, исчезла радуга. (10) С той поры, как только появятся на небе темные тучи, посылает Солнышко на землю Кузнецов-великанов за железом…
В1. В каких словах количество звуков и букв не совпадает (предложение №3)?
- Путь
- Преградили
- Темные людям
В2. Какая характеристика предложения №8 является верной?
- Сложносочиненное предложение.
- Простое предложение, односоставное.
- Простое, двусоставное, осложненное однородными членами.
В3. В каких словах все согласные звуки звонкие (предложение № 7)?
- Золотую
- Люди
- Земли
В4. В каком слове буква о обозначает звук [ а]?
- кузнецов
- отпустило
В5. В каком слове все согласные звуки твердые (предложение № 8)?
- спустились
- мосту
- опять
Часть С
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему зимой на небе нет золотой радуги?», используя сюжет текста сказки.
Вариант 2
А1. Найди слова, в которых часто допускаются ошибки в произношении.
- конечно
- машина
- шоссе
А2. Найди слова, в которых допускают ошибки в постановке ударения.
- майонез
- щавель
- дефис
- звонит
А3. Звук или буква? Найди ошибку.
- [эн]
- [н]
- [ха]
- [х]
- [сэ]
- [с]
А4. Отметь ряд заимствованных слов, в которых только мягкие согласные.
- тире, пюре, ателье
- кофе, крем, бассейн
А5. Прочитайте выразительно и правильно. Какие слова нуждаются в орфоэпическом разборе?
1 2 3 4
Поздняя осень. Грачи улетели.
5 6 7 8
Лес обнажился. Поля опустели.
9 10 11 12 13
Только не сжата полоска одна,
14 15 16 17
Грустную думу наводит она.
А6. Отметьте ряд, где в словах допущены ошибки в произношении и ударении.
- Выбора назначены на март.
- Квартал состоит из трех месяцев.
- Тортов в продаже не было.
А7. Найди «третье лишнее» слово.
- что
- чтобы
- нечто
А8. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные глухие звуки?
- вместе, всегда, письмо
- книга, стекло, посадка
- все, птица, текст
- повозка, вокзал, лебедь
А9. В каком ряду во всех словах есть звук [х]?
- бумага, хирургия, оглохнуть
- хоккей, хобби, хитрец
- хлынуть, мягко, слегка
- хриплый, прохлада, хихикать
А10. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?
- пресса, экспресс, фанера
- фонетика, рейс, шимпанзе
- кафе, депо, тире
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания.
- – Люблю, когда шумит, – сказал Михаил Петрович, – особенно летом. (2) Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (3) Ведь это целый лесной разговор. (4) Его понимать надо. (5) Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (6) Это значит – погожий день устоялся. (7) Иди смело, куда задумал. (8) А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. (9) Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. (10) А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. (11) Зато как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься…
(Г. Скребицкий)
В1. Какой из заголовков наиболее точно раскрывает основную мысль этого текста?
- Радостный разговор
- Лесной оркестр
- Лесной разговор
В2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
- 5.
- 11.
- 3.
В3. Какой звук – [и] или [э] – слышится в слове лесной (предложение № 3)?
- [э]
- [и]
В4. Какая характеристика предложения №7 является верной?
- Простое, односоставное, осложненное однородными членами.
- Бессоюзное сложное предложение
- Сложноподчиненное предложение
В5. Какие слова в предложении № 10 являются синонимами?
- самые, старые
- заохают, застонут
- не выдержат, сломает
- будто, страшно
Часть С
Напишите сочинение-миниатюру о том, что делал ветерок, когда просыпался, по данному началу:
Легкий ветерок то просыпался, то затихал.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Фонетика
Слайд 1
ФонетикаСлайд 2
Что изучает фонетика? Фонетика-это раздел языка (наука) , который изучает звуки (звуковой состав языка). ~ Фонетика изучает звуки речи.
Слайд 3
Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? ~ Графика – раздел языкознания, изучающий начертания букв и их соотношение со звуками.
Слайд 4
Буква vs Звук Буква – зрительный образ (видим и пишем) Звук – слуховой образ (слышим и произноси)
Слайд 5
Роль звуков в языке Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга . Лимон — лиман, доска — тоска
Слайд 7
Гласные / согласные При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные = голос З вонкие согласные = голоса + шум Глухие = шума .
Слайд 8
Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары . [ б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары .
Слайд 9
Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости? 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш ’].
Слайд 10
Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков. [ б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др. Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости? 3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й ’].
Слайд 11
Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры. Буквы е – [ й’э ], ё – [ й’о ], ю – [ й’у ], я – [ й’а ] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт .
Слайд 12
Фонетический анализ Ю´нга — слово из 2 слогов, 1-й слог ударный Ю : -[й’] — согл ., зв . непарн . (сонорный), мягк . непарн . -[у´] —гл., ударн . н — [н] — согл ., зв . непарн . (сонорный), тв . г — [г] — согл ., зв ., тв . а — [ъ] —гл., безуд . ____________________________________ 4 б., 5 з.
Слайд 13
льёт, поем, июнь, яркий, шьют модель, вестник, мель, гость, кафе , тезис, кашне, пастеризация
План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Конспект урока по русскому языку 5 класс
«Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— знать понятия: фонетика; звуки речи; алфавит;
— определять звуки и буквы, выделять их соответствующими значками, уметь различать их между собой;
— выстраивать композицию рассуждения;
— определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Формы организации урока:
— групповые;
— общеклассные;
— индивидуальные.
Оборудование:
— Проектор
— компьютер
Ход урока.
1. Оргмомент
— Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.
2. Словарный диктант
— Запишите слова, обозначьте орфограммы:
Зной, лапки, сапожки, весело, опушка, завалинка, град, лед, дождь, рассказ, рябинка, репродукция.
3. Определение темы урока
Слово учителя
— Давным-давно, когда ещё и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове посередине океана. Называлась эта страна — Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа — буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «Я» всё время кричала: «Я! Я! Я!». Из неё вылетали два звука [й] и [а]. А буква «Ш» шипела как змея звуком [ш]. Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Магобук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету — ели буквы только чернила. Вот и всё, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыла самое главное! Когда на земле появились люди и начали развиваться, буквы решили им помочь и стали их лучшими друзьями. Сначала они произносили звуки. Позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.
И сегодня мы познакомимся с жителями страны Алфавитии, узнаем, чем отличаются азбуки.
4. Изучение нового
Азбука русского алфавита:
Дактиль:
Морская азбука:
Азбука Морзе:
Существует еще много различных азбук и других народов мира.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.
Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.
Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.
В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
Запишите в тетрадях.
4. Повторение изученного:
– А теперь подумайте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?
– Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.
Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 3–5 минут?
– Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.
Игра «Ванька! Встань-ка!»
Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать по «алфавиту».
Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: загадка, звуки, буквы, фонетика, алфавит.
5. Закрепление нового материала. Развитие умений
— А теперь выполняем упражнение из учебника №171:
1 часть выполняем коллективно;
2 часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
6. Подведение итогов.
-Ребята, вы познакомились с алфавитом, выполнили ряд упражнений, используя современный алфавит, оказывается, уже существует один из вариантов алфавита будущего.
цифры | цвет | буквы | ноты |
1, 8 | красный | А И Ы Ь П Ф | до |
2, 9 | оранжевый | Б Ж К Л Р Ш Я Щ | ре |
3 | желтый | Г С Ц | ми |
4 | зеленый | Д М Т | фа |
5 | голубой | Е Н Х Е | соль |
6 | синий | В У Э | ля |
7 | фиолетовый | З О Ч Ю | си |
Й, Ъ — ? -не установлено.
Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.
А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.
— Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?
V. Домашнее задание:
1. Нарисовать свой портрет цветными буквами своего имени.
2.Выучить алфавит.
3. Зашифровать по 5 слов.
Конспект урока по русскому языку «Фонетический разбор слова» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Фонетический разбор слова»
Цель: — научить учащихся производить фонетический разбор слова.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся умений проводить фонетический анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков речи; формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся за счет введения новых слов.
Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать твёрдые/мягкие, глухие/звонкие согласные звуки, ударные/безударные гласные звуки; совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений самостоятельной работы.
Воспитательные:
Ход урока:
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
— Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Проверка домашнего задания
— Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.
— Кстати, что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?
Получается (проверка по эталону):
Землялев
цветок
открыть
мороз
очки
[з, и м л,а]
[л,э ф]
[ц в,и т ок]
[а т к р ы т,]
[м а р о с,]
[а ч,к,и]
— Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».
Изучение нового материала
— Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».
— Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?
— Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?
Фонетический опрос
— Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.
— Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)
— На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)
— Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)
— Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)
— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
— Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)
— Сколько букв в русском алфавите?
— Сколько гласных?
— Сколько согласных?
— В чем разница между буквой и звуком?
— Сколько парны согласных по глухости – звонкости?
— Сколько непарных глухих? (4)
— Назовите. [х, ц, ч, щ]
— Сколько непарных мягких согласных? (3)
— Назовите. [ч,, щ,, й,]— Сколько непарных твердых согласных? (3)
— Назовите. [ж, ш, ц]
— Сколько глысных звуков? (6)
— Сколько согласных звуков? (36)
— Сколько всего звуков? (42)
— Молодцы, ребята!
Физминутка
(Релакс) Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Солнышко греет вас своими лучами. Вы слышите шум набегающих волн и крик чаек. Наберите в руку песок, пропустите его сквозь пальцы. Вы ощущаете его тепло. День подходит к концу. Море затихает. Открывайте глаза.
— Отдохнули. Теперь сели ровно. Спинки выпрямили.
Перейдем к изучению нового материала.
Объяснения учителя
— Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.
— А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.
— С красной строки, с большой буквы записываем предложение:
На лесной поляне стоял старый пень1.
Пень – 1 слог.
п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..
е [э] – гл., ударн..
н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..
ь [-]
- 4 б., 3 зв.. [п, э н,]
— Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?
IV. Закрепление изученного.
– Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов (учащийся у доски)
воро′та – 3 слога
в [в] – согл., парн., зв., тв..
о [а] – гл., безуд..
р [р] – согл., непарн., сон., тв..
о [о] – гл., ударн..
т [т] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
- 6 б., 6 зв.. [в а р о т а]
ры′бка – 2 слога
р [р] – согл., парн., сон., тв..
ы [ы] – гл., ударн..
б [п] – согл., парн., глух., тв..
к [к] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
- 5 б., 5 зв.. [р ы п к а]
ты′ква – 2 слога
т [т] — согл., парн., глух., тв..
ы [ы] — гл., ударн..
к [к] — согл., парн., глух., тв..
в [в] — согл., парн., зв., тв..
а [а] — гл., безуд..
- 5 б., 5 зв.. [т ы к в а]
камы´ш – 2 слога
к [к] — согл., парн., глух., тв..
а [а] — гл., безуд..
м [м] — согл., непарн., сон., тв..
ы [ы] — гл., ударн..
ш [ш] — согл., парн., глух., тв..
- 5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]
Работа в команде по карточкам
АлфавИт, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт, договОр, срЕдства, киломЕтр, свЁкла, творог.
Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.
Например: Античный, дачный, качнуть.
Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.
В некоторых словах допускается двоякое произношение.
Например: булочная, гречневый, сливочный.
В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.
Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
— Команда, все члены которой быстро и правильно справились с заданием получает 20 баллов.
V. Подведение итогов.
— Итак, ребята, наш урок заканчивается.
— Чему мы научились сегодня на уроке?
— Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?
— Что на уроке понравилось больше всего?
Выставляем оценки, заработанные вами на уроке.
VI. Домашнее задание.
— Открыли дневники, записываем домашнее задание: выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.
VII. Рефлексия (каждому раздаются карточки, ученики подчёркивают по одному из ответов)
1. Тема сегодня на уроке была: сложная/простая
2. Я на уроке работал(а): активно/пассивно
3. Новая тема мне: понятна/непонятна
4. В целом уроком я: доволен/не доволен
5. Настроение после урока у меня: улучшилось/ухудшилось
Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные и согласные звуки»
Учитель русского языка высшей категории Хренова Татьяна Анатольевна
Краткое описание
Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о гласных и согласных звукахЗадачи урока
научиться различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; различать в словах глухие и звонкие согласные;
обобщить знания о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение).
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые технологии
Технология проблемного обучения, проектная деятельность
Планируемые результаты
Предметные:
знать, как образуются согласные звуки речи
уметь транскрибировать слова
Личностные:
мотивация учения;
эмоциональное восприятие окружающей действительности;
уважение к родному языку, чувство гордости.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность,
проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый, наглядный, практический; групповая, индивидуальная
Образовательные ресурсы
УМК под редакцией А.Д.Шмелёва. Аудиоприложение к учебнику А.Д.Шмелёва
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация для интерактивной доски
Основные понятия
Звуки речи.
Фонетика.
Транскрипция.
Гласные и согласные.
Йотированные звуки
Пары согласных по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости.
Согласные, не имеющие пары.
Этапыурока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
Формируемые УУД
1.Организационный момент
Предлагает нестандартную ситуацию
Все ученики при входе получают карточку в виде билета на спектакль с буквами: АЫЕИОАЫЕУИ
— Здравствуйте. Когда вы приходите в театр, покупаете билет, на котором написано название спектакля. У нас на уроке тоже сегодня будет маленький спектакль. Прочитайте его название.
-Почему это трудно сделать?
Нестандартная ситуация мотивирует на урок. Пытаются разгадать слово
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
фронтальная
Личностные: формирование мотивации учения, эмоциональное восприятие окружающей действительности;
Коммуникативные:
умение строить речевое высказывание
2.Целеполагание. Постановка проблемы.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
— А теперь прочитайте тему урока (тема записана только согласными буквами: ГЛСН СГСН ЗВК).
Попробуйте соединить то, что написано на ваших билетиках, и то, что записано на доске.
-Вы отгадали тему урока? Запишите её.
— Сформулируйте цель нашего урока.
Повторение материала предыдущего урока.
В каком разделе лингвистики изучаются звуки речи?
Чем отличаются звуки речи от звуков природы, музыки?
Как особенности звуков речи используются в литературе? (учащиеся зачитывают сочинения-миниатюры с примерами звукописи)
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения, осваивают лингвистические термины.
Пытаются сформулировать проблему (Одинакова ли роль гласных и согласных звуков в речи?)
фронтальная
Познавательные: формулируют учебную цель
Регулятивные: принимают учебную цель и задачу, выявляют проблему
Коммуникативные: слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
3. Актуализация и пробное учебное действие
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
— Посмотрите сценку, которую подготовили для вас одноклассники.
Сказка «Кому живется лучше?»
— Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
— А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
— Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
— Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать: «А-а-а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
— Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
— Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
— Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
— Подумайте и скажите, прав ли Согласный?
Работа в парах
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
4. Выявление места и причины затруднения. Первичное закрепление во внешней речи
-Как вы думаете, какие звуки – гласные или согласные – преобладают в русском языке? Почему?
— Как образуются звуки? Слушаем аудиозапись упр. 22. Дополняем данные в упражнении предложения.
— Украсьте ёлочку на доске только гласными звуками.
— Сколько гласных звуков в языке? А букв? Почему не совпадает количество гласных букв и звуков?
Произнесите медленно гласные звуки. Что значит высказывание С.Маршака: «Дыхание свободно в каждой гласной»?
— Какие гласные буквы состоят из двух звуков? На слайде зашифрованы три слова на театральную тему. Отгадайте их. Вы получите три слова, иллюстрирующих условия йотирования гласных.
Слушают аудиозапись упр. 22, дописывая предложения, данные в упражнении.
Работают с интерактивной доской
Индивидуальная, фронтальная
Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;
самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Физкультминутка
-Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища:
вправо, если в слове есть йотированный звук после ъ и ь знаков,
влево, если в слове йотированный после гласного,
вперед, если йотированный стоит в начале слова
Выполняют зарядку
5.Практическая деятельность проекта
Делит класс на три группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет, используя материалы учебника.
1 группа «Согласные звуки: шумные и сонорные» (параграф .6, упр. 25)
2 группа «Согласные звуки: твердые и мягкие» (параграф 7, упр.27)
3 группа «Гласные звуки: ударные и безударные»
(параграф 8, упр. 35)
Каждая группа готовит, используя теоретический материал учебника и вопросы после параграфа, мини-лекцию по заданной теме и на доске выполняет данные упражнения.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Групповая
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, формулируют своё мнение, учитывая мнения участников группы
6. Защита проекта
Отчет групп
7. Закрепление материала с проверкой по эталону
Упр.40 Затранскрибировать слова, посчитать гласные и согласные звуки
Самостоятельно выполняют упр. 40, сравнивая с образцом, данным в презентации, оценивают свои результаты, применяют самоконтроль
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки и исправляют их
8.Подведение итога урока. Разрешение проблемной ситуации
Обратимся к материалам «Лингвистической кладовой» на стр. 92 учебника.
— Выпишите из этого текста предложение, в котором заключается основная мысль.
— Итак, вспомним разговор Согласного и Гласного в начале урока. Кто же важнее в языке и почему?
Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию,
фронтальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
8.Рефлексия
«Дерево успеха». На доске – елочка, каждый ученик в конце урока прикрепляет к ней шарик определенного цвета: желтый – все на уроке выполнил правильно, все понял; синий – допускал ошибки, но в течение урока исправил; красный – многое не понимаю.
Оценивают конечный результат своей работы на уроке.
индивидуальная
Регулятивные:
Формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
самоконтроль и самооценка.
9.Домашнее задание
На выбор:
1– упр.36 (слушают слова в аудиозаписи и записывают в три столбика в зависимости от ударного гласного: [a], [o], [э])
2 – упр.23 (выписать парами слова, которые имеют на конце глухие согласные)
3 – упр. 31 (транскрибирование слов с парными по глухости-звонкости, мягкости-твердости согласными)
Выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
индивидуальная
Познавательные: умение составлять собственный текст;
извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в Интернете
Личностные: формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок в 5 классе по теме «Фонетика. Обобщение»
Урок русского языка в 5 классе.
( Урок – путешествие в страну Фонетика)
Тема урока: Фонетика. (Повторение и обобщение пройденного материала).
Цели: 1. повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах
русского алфавита, закрепить навык их произношения, написания, анализа;
2. освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;
3. прививать любовь к родному слову, русской речи.
Задачи:
-развитие творческого мышления;
-формирование интереса к предмету;
-развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять
ранее полученные знания в новой ситуации.
Оборудование урока: презентация в программе Power Point,
мультимедийная система,
цветные жетоны.
Ход урока:
1.Вводное слово учителя.
Целеполагание:
Сегодня мы с вами проведём урок – путешествие по удивительной стране Фонетика.
Нужно ли изучать законы фонетики?
За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.
Карта этой страны перед вами. На ней указаны станции следования.
Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Чтобы определить его, исключите пары слов, объединенных каким – либо фонетическим признаком.
Самолет, трактор, машина, парашют, поезд, корабль, лодка
Проблемный вопрос урока:
Девизом урока будут слова: (записать в тетрадь)
« Кто знает АЗ да БУКИ, тому и книги в руки».
-Как вы понимаете это высказывание?
(Знание букв даёт человеку возможность познать многое через чтение книг).
Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании. Прочитаем пословицы:
Аз да буки – начало науки.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Без букв и грамматики не учатся математике.
— О чём сказано в этих пословицах? Запишите одну из пословиц в тетрадь.
Обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрёжкой. Вот как об этом написала Н.Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И учили буквы так:
А.да Б как Аз да Буки,
В как Веди, Г – глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
2. Актуализация знаний.
— Как называется наука, которая изучает язык?
(Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)
-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?
(Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)
— А какой раздел изучает начертания букв, их виды?
(Графика)
3. Нам нужно отправляться в путешествие. Первая станция – Гласная. -Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?
Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.
Чтение стихотворения С. Есенина:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
-Какой сделали речь гласные и звучные согласные? (Напевной, благозвучной).
Мы выяснили, что звуки делают нашу речь либо плавной, напевной, либо резкой, поэтому знание законов фонетики очень важно при написании стихов.
Но мы не можем не вспомнить о самых богатых буквах, которые могут играть двойную роль. Что это за буквы?
Раскрыть значения букв Е, Е, Ю, Я.
Найти в отрывке из стихотворения В.Каменчук слова с буквами Е, Е, Ю, Я, записать их в 2 столбика. Какие звуки они обозначают?
Родная речь.
Средь белого света, У зв..зд, у людей ли,
Средь ч..рной з..мли У птичьей ли стаи
Не в странствиях где-то Есть место р…жденья,
Мы речь обрели: Есть речь их р..дная.
Один ученик в это время выписывает слова с пропущенными буквами, объясняет их правописание.
4. Правильно мы с вами распределили слова по столбикам? Проверьте себя. Правильно? Значит, можно отправляться к следующей станции – Согласная.
Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан.
- [З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)
- [C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)
- [В’] Всегда вкусна свежая морковь. (2)
- [Т’] Твоими бы устами да мёд пить. (1)
- [К] Язык мой- враг мой. (2)
- [B] На дворе трава , на траве дрова. (2)
Молодцы, едем дальше.
-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
Задание №3.
Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:
Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,
Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика
Вывод: — Для чего же нужно знать алфавит?
Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.
— С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?
Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:
е
Ъ —————————ё
ю
я
Задание
Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.
Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.
Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?
(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).
Задание
Записать по рядам слова, расставить в них ударения.
Помните, что
Ошибка в ударении Ни молодым, ни старым
Граничит с преступлением, Нельзя одним ударом
Пускай запомнит стар и млад Не то, что нужно, ставить под удар.
километр магазин свекла портфель
алфавит стаканы свитер договор
документ досуг процент позвонит
.Запишите два слова, в которых гласная «Е» не обозначает мягкости предшествующего звука.
И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.
Выполните фонетический разбор слов по группам:
Всё, ёж.
3.Заключительное слово учителя.
Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.
4. Рефлексия
Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?
Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов.
Домашнее задание: