Открытый урок в 9 классе по теме»Решение уравнений»
Открытый урок по алгебре в 9 классе
«Уравнения с одной переменной и
методы их решения»
Учитель математики МБОУ СОШ № 32 Маланичева
Татьяна Александровна
Дата проведения: 18 апреля 2015 года
Тип урока: урок повторения и систематизации ЗУН
Вид урока: повторительно-обобщающий
Оборудование:
карточки с заданиями,
проектор,
компьютеры для индивидуальной работы с электронным справочником.
Формы работы:
коллективная,
индивидуальная,
фронтальная.
Методы обучения:
Технологии:
развивающее обучение,
дифференциация и индивидуализация обучения,
здоровьесберегающие технологии,
ИКТ.
Оборудование урока:
Алгебра.7-11 класс. Электронный учебник-справочник. Обучающая программа для школьников и абитуриентов. ЗАО КУДИЦ и ООО Кордис &Медиа, 2007 г.,
доска,
компьютеры,
мультимедийный проектор,
презентация.
Цель урока:
Повторить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при решении уравнений с одной переменной.
Задачи урока:
Образовательные:
повторение основных понятий по теме «Уравнения с одной переменной»,
обобщение и систематизация способов решения уравнений разных видов,
- восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала; умения работать в коллективе, взаимопомощь, культуры общения,
воспитание настойчивости в достижении цели, умения не растеряться в проблемных ситуациях.
Развивающие:
развитие умения применять знания в конкретной ситуации,
развитие логического мышления,
развитие умения работать в проблемной ситуации,
развитие умения обобщать, конкретизировать, грамотно излагать свои мысли,
развитие умения работать самостоятельно.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности рабочих мест.
II. Проверка домашнего задания.
III.Сообщение темы и цели урока.
Ребята, в свое время современный польский математик Станислав Коваль сказал: «Уравнение — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». Сегодня на уроке мы продемонстрируем умение пользоваться этим ключом.
Тема сегодняшнего урока: «Уравнения с одной переменной и его корни».
Цель нашего урока – повторение видов уравнений с одной переменной и закрепление умений и навыков решения уравнений различными способами.
IV. Актуализация опорных знаний и умений. Повторение основных понятий, связанных с уравнениями:
Что называется уравнением?
- Что бывает и у дерева, и у уравнения?
Что называется корнем уравнения?
Сколько корней может иметь уравнение?
Как определить степень уравнения?
Какие виды уравнений с одной переменной вы знаете?
V. Основная часть урока.
Чтобы проверить, как вы усвоили понятие видов уравнений, давайте выполним такое задание:
Задание 1: С помощью компьютера учитель выводит на доске уравнения и обращается к классу: «Ребята, вам необходимо сказать, под какими номерами находятся следующие уравнения: линейные, квадратные, уравнения третьей степени, биквадратные, дробные рациональные и рассказать о методах их решения рассказать кратко алгоритм решения».
х3 – 16х = 0;
х4 — 7х2 +12 = 0;
х3 + 3х2 – 2х – 6 = 0;
2 – 3(х + 2)=5-2х;
х2 -8х + 7=0;
(х2 +4х)( х2 +4х — 17)= -60.
25-100х2 = 0
Задание 2: Ребята, какие уравнения вы можете решить устно и без особого затруднения. Решите эти уравнения:
линейные №6, №7
квадратные №8, №10.
кубическое №2.
А остальные уравнения нам придётся решать с подробным объяснением, чтобы не допустить вычислительных ошибок.
Физкультминутка.
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты.
Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.
В кабинете на стене размещены различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и т.д.). Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
Продолжаем урок.
Ребята, а какой ещё существует способ решения уравнений? (
Задание 3: Перед вами графики какой функции? (квадратичной). Назовите число корней уравнения ax2+bx+c=0 и знак коэффициента а, если график соответствующей квадратичной функции расположен следующим образом:
Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы ученых-математиков, которые занимались изучением уравнений, их классификацией, способами решения?
После ответов учащихся учитель, используя презентацию, показывает портреты великих математики и кратко рассказывает об их вкладе в изучение уравнений [Приложение 1,2].
VI. Самостоятельная работа (работа с электронным справочником).
Ребята, давайте обратимся к электронному справочнику [Приложение 3].
Ещё два выдающихся итальянских математика XVI века Сципион дель — Ферро (1465 -1526) и его ученик Фиоре Николо Тарталья (ок. 1499 -1557) внесли огромный вклад в развитие науки алгебры, в том числе в решение уравнений 3-й и 4-й степени.
Однажды между ними состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за 2 часа решил 30 задач, предложенных Ферро, а сам Ферро не решил ни одной задачи.
Итак, Тарталья за 2 часа решил 30 задач.
Вопрос классу: Сколько уравнений вы сможете решить за 10 минут урока? Какие способы решения уравнений при этом изберете?
Учащимся предлагается поработать с электронным справочником в рубрике «Проверь себя» с 5-ю уравнениями разными по уровню сложности, которые можно решить разными способами [Приложение 4,5]. Учащиеся работают каждый за своим компьютером, решают уравнения в тетрадях, проверяют ответы на экране. Если ученик справился с уравнением правильно, продолжает решать следующее, если неверно, то он поднимает руку и разбирает решение вместе с педагогом. Учащиеся сами оценивают себя в самостоятельной работе согласно критериям оценки.
Критерии оценок:
«3» — 2 уравнения
«4» — 3 уравнения
«5»- 4 уравнения
VII. Подведение итогов урока
Учитель рассказывает ученикам притчу:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Ребята, давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок:
Кто работал так, как первый человек? (поднимают руки)
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в строительстве храма?
Выставление оценок и их комментирование. Дается оценка работы класса, отдельных учащихся.
VIII. Домашнее задание:
Карточки с заданиями. Решите уравнения:
(2х + 7)(3х – 1) – (5х – 1)(х + 3) = (х + 1)2
=
16х² — 40х + 25 = 0
(3х + 4 )( 11х – 6 ) = 0
+ = 2
=
= 7 – х
Творческое задание:
Составить кроссворд по теме «Уравнения с одной переменной и методы их решения».
Презентация к уроку по алгебре (9 класс) на тему: Презентация «Решение линейных уравнений с одной переменной»
Слайд 1
Решение линейных уравнений с одной переменной Кузнецова Валентина Константиновна, учитель математики ГБОУ “ Школа № 329 “ г . Москвы Готовимся к ОГЭСлайд 2
Линейным уравнением с одной переменной называется уравнение вида a х + b = с , где а, в, с – числа, х – переменная. Например: 3х + 8 = 0, 1 4 – 2х =9; – 4х = 10. Определение
Слайд 3
Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет. Корнем уравнения с одной переменной называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Слайд 4
При решении уравнений с одной переменной используются следующие свойства: Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, то получится уравнение, равносильное данному .
Слайд 5
Алгоритм решения уравнения Раскрыть скобки . Перенести слагаемые, содержащие переменную, в одну часть уравнения, а числа без переменной – в другую часть . Упростить, привести подобные слагаемые . Найти корень уравнения . Сделать проверку.
Слайд 6
Раскрытие скобок Если перед скобками стоит знак « + », то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки. Пример: (25 –3х) + (–2х + 6) = 25 – 3х – 2х + 6 = 31 – 5х.
Слайд 7
Раскрытие скобок Если перед скобками стоит знак « — », то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки. ( 6х – 3) – ( 14 – 2х) = 6х – 3 –14 + 2х = = 8х – 17; 12 + ( х – 3) – (– 3х + 1) = =12 + х – 3 +3х – 1 = 8 + 4х.
Слайд 8
Распределительное свойство умножения а(в + с) = ав +ас а(в – с) = ав – ас Примеры: 6 ( 3 – 2х) = 18 – 12х – 5 ( а + 3) = – 5а –15.
Слайд 9
Примеры решения уравнений Пример 1. 4(х + 5) = 12; 4х + 20 = 12; 4х =12 – 20; 4х = — 8; х = — 8 : 4; х = — 2 Ответ: -2.
Слайд 10
Пример 2 5х = 2х + 6; 5х – 2х = 6; 3х =6; х = 6 : 3; х = 2 Ответ: 2.
Слайд 11
Пример 3 3 (х + 6) + 4 = 8 – ( 5х + 2) 3х + 18 + 4 = 8 – 5х – 2 3х + 5х = — 18 – 4 + 8 — 2 8х = — 16 х = — 16 : 8 х = — 2 Ответ: -2.
Слайд 12
Задания для самостоятельного решения Решить уравнени е: 1). 2х + 5 = 2 (- х + 1) + 11 2). 6у – 3(у – 1) = 4 + 5у 3). 4 ( х – 1) – 3 = — (х + 7) + 8 4). – 2(5 у – 9) + 2 = 15 + 7(- х + 2) 5). 12 + 4(х – 3) – 2х = (5 – 3х) + 9
Слайд 13
Ответы 1) 2 2) — 0,5 3) 1,6 4) — 3 5) 2,8
Слайд 14
Удачи на экзамене !
Контрольная работа по алгебре 9 класс «Уравнение с одной переменной»
Контрольная работа № 4
по теме «Уравнения с одной переменной»
Вариант 1
Решите уравнение:
а) ; б) 3(х – 1,5) + 2х = 5(2,5 + 2х).
Решите уравнение:
а) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0; б) х6 + 4х4 – х2 – 4 = 0.
Решите биквадратное уравнение:
а) х4 — 10х2 + 9 = 0; б) х4 +6х2 — 27 = 0.
Решите дробное рациональное уравнение:
а) += 5; б) += .
Контрольная работа № 4
по теме «Уравнения с одной переменной»
Вариант 2
Решите уравнение:
а) ; б) 5(х – 2,5) — 4х = 3(2,5 + 3х).
Решите уравнение:
а) 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0; б) х6 — х4 + 5х2 – 5 = 0.
Решите биквадратное уравнение:
а) х4 — 5х2 + 4 = 0; б) х4 + 15х2 + 54 = 0.
Решите дробное рациональное уравнение:
а) 2 + = ; б) + =
Контрольная работа № 4
по теме «Уравнения с одной переменной»
Вариант 1
Решите уравнение:
а) ; б) 3(х – 1,5) + 2х = 5(2,5 + 2х).
Решите уравнение:
а) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0; б) х6 + 4х4 – х2 – 4 = 0.
Решите биквадратное уравнение:
а) х4 — 10х2 + 9 = 0; б) х4 +6х2 — 27 = 0.
Решите дробное рациональное уравнение:
а) += 5; б) += .
Контрольная работа № 4
по теме «Уравнения с одной переменной»
Вариант 2
Решите уравнение:
а) ; б) 5(х – 2,5) — 4х = 3(2,5 + 3х).
Решите уравнение:
а) 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0; б) х6 — х4 + 5х2 – 5 = 0.
Решите биквадратное уравнение:
а) х4 — 5х2 + 4 = 0; б) х4 + 15х2 + 54 = 0.
Решите дробное рациональное уравнение:
а) 2 + = ; б) + =
Презентация урока алгебра 9 класса по теме «Уравнения с одной переменной»
Обобщающий урок в 9 классе «Уравнения с одной переменной»
Учитель математики Бодякшин И.С.
МБОУ «Апраксинская основная школа»
Задание №1
Укажите номера целых уравнений:
а) х 2 (5х 3 – 2х 2 )+8-5х 5 + х 3 =0
б) х 2 + 2х = х 3 -8х 2
2 5
в) 3х + 2 = 4
х-2 х+3
г) 8 = 0
2-13с – 7с 2
Задание №2
Число 6 является корнем какого уравнения?
а) х+8=х+7
б) х 2 -6х =х-6
6
в) 6х-1=0
г) 1 + 1 = 1 + 1
х+6 х-6
Задание №3
Сколько корней имеет уравнение 5х 2 +75=0 ?
а) один корень
б) два корня
в) не имеет корней
г) имеет бесконечное множество корней
Задание №4
Найдите корни уравнения
5х 2 — х =0
а) 0 ; 5
б) -5 ; 0
в) 0 ; 0,2
г) Нет корней
Задание №5
Сколько корней может иметь уравнение
х 3 +х 2 -9х-9=0
а) 5 или менее
б) не более трех
в) не менее трех
г) не имеет корней
Задание №6
Найдите общий знаменатель дробного рационального уравнения
х 2 +2х = х 3 -8х 2
3(х-1) (х+1)
а) (х-1) 2
б) 3(х-1)(х+1)
в) 3(х 2 — 1)
г) (х-1)(х+1)
Проверь себя
Номера
заданий
1
Правильные ответы
2
а,б
3
б
4
в
5
в
6
б
б,в
Уравнения с одной переменной
Дробные рациональные уравнения P n (х)/Q n (х)=0
Целые уравнения P n (х)=0
- Найти ОДЗ уравнения
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
4) Решить полученное целое уравнение
5)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель .
5)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель.
Уравнения n-х степеней
Уравнения 4 степени ах 4 +вх 3 +сх 2 +dx+e=0 (в том числе биквадратные
Квадратные ах 2 + вх+с=0 полные , не приведенные ( в том числе неполные ах 2 + вх=0 , ах 2 + с=0 , ах 2 =0 ; приведенные х 2 + вх+с=0 ) . Имеют 2,1, 0 корней
Линейные ах+в=0 Имеют не более одного корня
Уравнения 3 степени например ах 3 + вх 2 +сх+d =0
ах 4 +вх 2 +с=0 ). Имеют не более 4,3,2,1,0 корней
Имеет 3,2,1,0
корней
2 основных метода решения уравнений выше второй степени
Метод разложения на множители
Метод введения новой переменной
С помощью какого метода можно решить уравнения:
а) х 5 -4х 3 =0
б) 9 х 4 – 10 х 2 + 1 = 0
в) х-4 = 2
х+3
Решение:
а) х 5 -4х 3 =0
х 3 (х 2 -4)=0
х 3 =0 ( х 2 -4 ) = 0
х 1 =0 ( х-2 )( х+2) = 0
х 2 =2 х 3 =-2
Ответ: х 1 =0 х 2 =2 х 3 =-2
Уравнение решили методом разложения на множители
б) 9 х 4 – 10 х 2 + 1 = 0.
-Если обозначить х 2 переменной у, то получится квадратное уравнение
9 у 2 – 10у + 1 = 0.
Д=(-10) 2 — 4 . 9 . 1= 100-36=64=8 2
у 1 = 10+8 = 1 у 2 = 10-8 = 1
18 18 9
Возвращаемся к переменной х.
х 2 =1 х 2 = 1
9
х 1 =1 х 2 =-1 х 3 =1/3 х 4 =-1/3
Ответ:х 1 =1 х 2 =-1 х 3 =1/3 х 4 =-1/3
В уравнении 4 степени получили 4 корня. Решили методом введения новой переменной у.
в) х-4 = 2
х+3
ОДЗ: Х не равен -3 (иначе знаменатель превращается в 0)
х-4 -2 = 0 / . ( х+3)
х+3
(х-4)- 2( х+3) =0
-х-10=0
х=-10 Ответ: х=-10
При решении уравнения использовали алгоритм для дробно-рациональных уравнений и решили целое линейное уравнение
Физкультминутка
Повторим с помощью физкультминутки,как строится график линейной функции.
Если график параллелен оси ОХ — разводим руки в стороны;
Проходит через начало координат — руки на пояс;
Пересекает ось ОУ в точке, отличной от начала координат- руки вверх;
параллелен оси ОУ- одна рука вверх, другая-вниз.
у=2х х=3 у=-2х у=4 у=х/2 х=-5 у=-8 у=7х
Самостоятельная работа
В а р и а н т — образец
- Решите уравнение:
- а) х 3 – 4 х 2 – 9 х + 36 = 0; б) х 4 + 6 х 2 – 27 = 0;
- в) ( х 2 + х + 6) ( х 2 + х – 4) = 144
В а р и а н т -1 (на карточке)
- Решите уравнение:
- а) 16 х 3 – 32 х 2 – х + 2 = 0; б) х 4 + 7 х 2 – 44 = 0;
- в) ( х 2 – х + 1) ( х 2 – х – 7) = 65.
Решение варианта – образца (самопроверка)
- в) ( х 2 + х + 6) ( х 2 + х – 4) = 144.
Вводим новую переменную у = х 2 + х
- а) х 3 – 4 х 2 – 9 х + 36 = 0
х 2 (х – 4 ) – 9( х — 4) = 0
(у+6)(у-4)=144
(х – 4 ) ( х 2 — 9) = 0
у 2 + 6у-4у-24-144=0
(х – 4 ) ( х — 3) ( х — 3) = 0
у 2 + 2у-168=0
х 1 =4 х 2 =3 х 3 =-3
Ответ: х 1 =4 х 2 =3 х 3 =-3
Д=4+4 . 168=676=26 2
у 1 = -2+26 ; у 2 = -2-26
- б) х 4 + 6 х 2 – 27 = 0;
2 2
Вводим новую переменную х 2 =у у 2 + 6у – 27 = 0; Д= 36+4 . 27=144=12 2
у 1 =12 у2=-14 Ответ: у 1 =12 у 2 =-14
у 1 = -6+12 ; у 2 = -6-12 ; у 1 =3 ; у 2 =9
Возвращаемся к переменной х
2 2
х 2 + х =12 х 2 + х =-14
Возвращаемся к переменной х 2 =у
х 2 =у 1 ; х 2 =3 ; х 1 =- х 2=
х 2 + х -12 =0 х 2 + х +14=0
х 2 = у 2 ; х 2 = 9 ; х 3 =- 3 ; х 4 = 3
Д=1+4 . 12=49=7 2 Д=1-4 . 14=-55
Ответ: х 1 =- ; х 2= ; х 3 =- 3 ; х 4 = 3 .
х 1 = -1+7 х 2 = -1-7
2 2
х 1 =3 х 2 =-4
Ответ:х 1 =3 х 2 =-4
- б) х 4 +7х 2 -44=0 Введем новую переменную у=х 2
- а)16 х 3 -32 х 2 -х+2=0
Решение: выделим одинаковый множитель
- 16 х 2 (х-2) – (х-2)=0
- у 2 +7у-44=0 ; Д=в 2 -4ас =7 2 -4 (-44)=49+176=225=15 2
(х-2)(16х 2 -1)=0
у 1 = -7+15 у 2 = -7-15 у 1 = 4; у 2 = -11
(х-2)(4х-1) (4х+1)=0
2 2
Вернемся к переменной х. х 2 =у 1 = 4 х 1 =2; х 2 = -2
х-2=0; 4х-1=0 ; 4х+1=0
х 1 =2 ; 4х=1 ; 4х=-1
х 2 = у 2 = -11 уравнение не имеет смысла
Ответ: х 1 =2; х 2 = -2
х 2 =1/4; х 3 =-1/4
Ответ: х 1 =2; х 2 =1/4; х 3 =-1/4
- в)(х 2 -х+1)(х 2 -х-7)=65 Вводим новую переменную у= х 2 -х (у+1)(у-7)=65 у 2 +у-7у-7-65=0 у 2 -6у-72=0 Д=36+ 4 . 72=324=18 2 у 1 = 6+18 ; у 2 = 6-18 2 2 у 1 =12; у 2 = -6 Возвращаемся к переменной х , т.к. у= х 2 -х 12= х 2 -х ; -6= х 2 -х х 2 -х -12=0; х 2 -х+6=0 Д=1+ 4 . 12=49=7 2 ; Д=1- 4 . 6=-23-1+7 ; х 2 = -1-7 2 2 х 1 =3; х 2 = -4 Ответ: х 1 =3; х 2 = -4
Дополнительно, для тех, кто справился раньше с самостоятельной работой задание из учебника, стр.100 №371(а), 372(а) Задание на дом №371(б),№372(б)
Заполните листы самооценки
Скажи про себя «Какой я молодец потому, что ___________________________________________________»
Например, какой я молодец, я сам решил уравнение методом подстановки или
какой я молодец, я правильно и быстро решил самостоятельную работу .
Алгебра 7-9 классы. 2. Решение уравнений с одной переменной
Алгебра 7-9 классы. 2. Решение уравнений с одной переменной
- Подробности
- Категория: Алгебра 7-9 классы
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ
При решении задач с помощью уравнений поступают следующим образом. Обозначают некоторое неизвестное число буквой x, используя условие задачи, составляют уравнение. Затем решают это уравнение и найденное значение неизвестного истолковывают в соответствии с условием задачи.
Задача 1. В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике?
Решение. Пусть в корзине было х яблок, тогда в ящике было 2х яблок. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в корзине стало (х—10) яблок, а в ящике (2х +10) яблок. По условию задачи в ящике стало в 5 раз больше яблок, чем в корзине. Значит,
Решим составленное уравнение:
Следовательно, в корзине было 20 яблок. Так как 2х = 2 • 20 = 40, то в ящике было 40 яблок.
Задача 2. Предназначенные Для обработки 67 деталей решили распределить между тремя рабочими так, чтобы первый получил на 5 деталей больше второго и на 7 деталей меньше третьего. Сколько деталей надо выделить первому рабочему?
Пусть первому рабочему следует выделить х деталей, тогда второму рабочему надо выделить х — 5 Деталей, а третьему х + 7 деталей. По условию задачи рабочие должны обработать всего 67 деталей, т. е.
Отсюда
По смыслу задачи неизвестное значение х не может быть дробным числом. Значит, распределить детали указанным способом нельзя.
Конспект урока по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной», алгебра 9 класс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное специальное УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ учреждение закрытого типа специальная общеобразовательная школа Краснодарского края для детей с девиантным (общественно опасным) поведением
(Спецшкола)
Октябрьская ул., д.14, станица Переясловская, Брюховецкий район, Краснодарский край, 352762, тел.: (86156) 6-10-54 ИНН 2327005040 ОКПО 34992545
Открытый урок
«Уравнения и неравенства с одной переменной»
Учитель математики:
Зиненко Нина Александровна
ст. Переясловская
2016 — 2017 уч. г.
Урок по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Используемые технологии:
информационно-коммуникативные;
педагогика сотрудничества;
дифференцированное обучение;
игровые.
Формы работы:
Цели урока:
образовательные: обобщить знания учащихся по теме урока; подготовиться к написанию контрольной работы;
развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать;
воспитательные: прививать навыки графической культуры, воспитывать аккуратность и внимательность при решении.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
На слайде открывается правильно выполненное домашнее задание (самопроверка).
Актуализация знаний.
Разминка. 1. Запишите интервал.
2. Задание № 5 (подготовка к ГВЭ).
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
3. Для каждого графика запишите функцию.
4. Повторим теорию.
Закрепление и обобщение знаний.
Класс делится на две команды. Право первого хода определяется по конкурсу капитанов.
Конкурс капитанов.
Задание для капитана первой команды:
Задание для капитана второй команды:
Игра «Морской бой».
Правила игры. У каждой команды есть игровое поле, на котором размещены по четыре “однопалубных корабля”. За каждой клеткой поля закреплено задание. Если команда делает выстрел и попадает в корабль, то ей засчитывается 1 балл, а за выполненное задание обе команды могут получить дополнительные баллы (в зависимости от сложности задания). Право выстрела переходит ко второй команде, не зависимо от попадания в корабль.
Задания для игры:
1а. 2х2 +5х — 71б. х2 — 25 > 0; (2) Ответ:
(- ∞; — 5) U (5; + ∞)
1в. -5х2 + 4х — 21< 0; (2) Ответ: (- ∞; + ∞)
1г. х2 — 18х ≥ 0; (2) Ответ:
(- ∞; 0] U [18; + ∞)
2а. Найти область определения функции (1 б) Ответ:
(- ∞; — 9]U[5; + ∞)
2б. (х — 3)(х+6)<0; (1) Ответ: (- 6; 3)
2в. х(х+10)(х – 3) ≤ 0; (1) Ответ:
(- ∞; — 10]U[0; 3]
2г. – (х – 1)(5 – х) > 0; (1) Ответ:
(- ∞; 1)U(5; +∞)
3а. х3 – 4х = 0; (3) Ответ: -2; 0; 2.
3б. 10х3 –3х2 – х = 0; (3) Ответ: -0,2; 0; 0,5.
3в. х6 – 4х4 = 0; (3) Ответ: -2; 0; 2
3г. х3 + 9х = 0; (3) Ответ: 0.
4а. (2х2 +3)2 – 12(2х2 +3)+11=0; (3) Ответ: -2; 2.
4б. х4 – 5х2 + 4 = 0; (3) Ответ:±1; ±2.
4в. х4 – 4х2 + 4 = 0; (3) Ответ:
4г. 7х4 – 5х2 + 1 = 0. (3) Ответ: корней нет
1а. 5х2 +3х – 8 ≥ 0; (2) Ответ:
(- ∞; — 1,6]U[1; + ∞)
1б. х2 — 49 < 0; (2) Ответ: (- 7; 7)
1в. 4х2 — 2х + 13< 0; (2) Ответ: решений нет
1г. 2х — х2 > 0; (2) Ответ: (0;2)
2а. Найти область определения функции (1 б) Ответ: (-∞; -12]U[7; + ∞)
2б. (х — 10)(х+5) > 0; (1) Ответ: (-∞; -5)U(10; + ∞)
2в. х(х+7)(х – 4) ≤ 0; (1) Ответ: (-∞; -7]U[0; 4]
2г. – (х – 2)(9 – х) > 0; (1) Ответ: (-∞; 2)U(9; + ∞)
3а. х3 – 9х = 0; (3) Ответ: -3; 0; 3
3б. 2х3 – 7х2 +6х = 0; (3) Ответ: 0; 1,5; 2.
3в.х5 – х3 = 0; (3) Ответ: 0; ±1.
3г. 4х + х3 = 0; (3) Ответ: 0.
4а. (х2 +3)2 – 11(х2 +3)+28=0; (3) Ответ:±1; ±2
4б. х4 – х2 – 12 = 0; (3) Ответ: ±2
4в. х4 + 10х2 + 25 = 0; (3) Ответ: корней нет
4г. х4 – 5х2 – 36 = 0. (3) Ответ: ±3.
Итоги урока.
Подсчет баллов и определение команды-победителя, выставление оценок.
Домашнее задание.
№ 393 (а – в)
Тест по алгебре (9 класс) по теме: Уравнение с одной переменной.
Уравнения с одной переменной.
1. 3(х – 1,5) + 2х = 5(2,5 + 2х) 2. 4х – 5(3х – 0,5) = 3(7 – 3х)
3. 5(х – 2,5) — 4х = 3(2,5 + 3х) 4. 7х — 3(2х – 1,5) = 4(3 + х)
5. -= 6. -=
7. 3х2 – 21 = 0 8. 75 – 3х2 = 0
9. 18х – 8х2 = 0 10. 8х – 2х2 = 0
11. 8х2 + 6х = 2 12. 6х2 — 8х = -2
13. — 4х2 + 10х + 6 = 0 14. -3х2 — 5х + 2 = 0
15. х2 — х — 1 = 0 16. х2 — х – 0,5 = 0
17. 2 – = 18. 2х – = 4
19. х3 – 25х = 0 20. х4 – 4х2 = 0
21. 2х4 — 2х = 0 22. х3 — 81х = 0
23. х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0 24. 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0
25. х6 + 4х4 – х2 – 4 = 0 26. х6 — х4 + 5х2 – 5 = 0
27. у3 – 2у2 = у – 2 28. у6 + 4у4 = у2 + 4
29. 3(х + 4)2 – 9(х + 4) = 0 30. 5(х — 6)2 + 11(х — 6) = (х — 6)
31. += 5 32. 2 + =
33. += 34. + =
35. х4 — 10х2 + 9 = 0 36. х4 — 5х2 + 4 = 0
37. х4 +6х2 — 27 = 0 38. х4 + 15х2 + 54 = 0
39. 2(х2 — 1)2 + 6(х2 — 1) = 0 40. (х2 — 4)2 + 5(х2 — 4) = 0
41. (х2 +2х)2 — 2(х2 +2х) – 3 = 0 42. (х2 +х)2 — 5(х2 +х) +6 = 0