9 класс химия амфотерные оксиды и гидроксиды – Презентация к уроку по химии (9 класс) на тему: Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Конспект урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Обучающая цель: формирование у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях; создание условий для выявления амфотерности соединений посредством решения экспериментальных задач; отработка умений в написании уравнений реакций с участием амфотерных соединений.

Воспитательная цель: поддержание интереса к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество, способствовать развитию грамотной химической речи.

Развивающая цель: формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении экспериментальной работы.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
Актуализация опорных знаний. Химический диктант
Подготовительный этап.

В начале урока учитель ставит проблемный вопрос:

 можно ли варить щи в алюминиевой посуде, хранить квашенную капусту; и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой?

  1. С чем реагируют кислоты и щелочи?

  2. С чем реагируют кислотные и основные оксиды?

  3. Как доказать основный характер оксида, гидроксида?

  4. Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?

Изучение нового материала.

 При изучении амфотерных свойств соединений мы рассматриваем следующие вопросы: (Учитель знакомит с планом урока.)

Рассмотрим амфотерные свойства оксидов цинка и алюминия. На примере их взаимодействия с основными и кислотными оксидами, с кислотой и щелочью.

—  Взаимодействие с основными оксидами и основаниями:

ZnO + Na2O → Na2ZnO2 (цинкат натрия). Оксид цинка ведет себя как кислотный.

ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2+ H2O

—  Взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами. Проявляет свойства основного оксида.

3ZnO + P2O5 → Zn3(PO4)2 (фосфат цинка)

ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O

Аналогично оксиду цинка ведет себя и оксид алюминия:

—  Взаимодействие с основными оксидами и основаниями:

Al2O3 + Na2O → 2NaAlO2 (метаалюминат натрия). Оксид алюминия ведет себя как кислотный.

Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2+ H2O

—  Взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами. Проявляет свойства основного оксида.

Al2O3 + P2O5 → 2AlPO4(фосфат алюминия)

Al2O3 + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2O

Рассмотренные реакции происходят при нагревании, при сплавлении. Если взять растворы веществ, то реакции пойдут несколько иначе.

Реакции амфотерных оснований со щелочами характеризует их кислотные свойства. Данные реакции можно проводить как при сплавлении твердых веществ, так и в растворах. Но при этом получатся разные вещества, т.е. продукты реакции зависят от условий проведения реакции: в расплаве или в растворе.

Zn(OH)2 + 2NaOH тв. Na2ZnO2 + 2Н2О

Al(OH)3 + NaOH тв. NaAlO2+ 2H2O

Zn(OH)2 + NaOH раствор → Na2[Zn(OH)4] Al(OH)3 + NaOH раствор → Na[Al(OH)4] тетрагидроксоалюминат натрия Al(OH)3 + 3NaOH раствор→ Na3[Al(OH)6]        гексагидроксоалюминат натрия.

Получается тетрагидроксоалюминат натрия или гексагидроксоалюминат натрия зависит от того, сколько щелочи мы взяли. В последней реакции щелочи взято много и образуется гексагидроксоалюминат натрия.

Элементы, которые образуют амфотерные соединения, могут сами проявлять амфотерные свойства.

Zn + 2NaOH + 2H2O → Na2[Zn(OH)4]  + Н2↑(тетрагидроксоцинкат натрия)

2Al + 4NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3Н2↑( (тетрагидроксоалюминат натрия)

Zn + H2SO4(разб.)→ ZnSO4 + H2

2Al + 3H2SO4(разб.)→ Al2 (SO4)3 + 3H2

Напомним о том, что амфотерные гидроксиды являются нерастворимыми основаниями. И при нагревании разлагаются , образуя оксид и воду.

Разложение амфотерных оснований при нагревании.

Al(OH)3  Al2O3 + 3H2O

Zn(OH)2 ZnO + H2O

BeO

Оксид берия (II)

ZnO

Оксид цинка

Al2O3

Оксид алюминия

Cr2O3

Оксид  хрома III)

As2O3

Оксид мышьяка (III)

GeO

Оксид германия (II)

PbO2

Оксид свинца (IV)

MnO2

Оксид марганца (IV)

Fe2O3

Оксид железа (III)

SnO

Оксид олова (II)

Физкультминутка.

Видеоопыт первый смотрят, второй смотрят без звука и сами комментируют.

Обобщение и систематизация учебных достижений

K+H2O

NaOH+CO2

Ni(OH)2

LiOH+H3PO4

ZnSO3+KOH

CaO+ H2O

Li2O+H2O

FeO+H2O

BaO+H2O

SO2+H2O

P2O5+H2O

CO2+H2O

Домашнее задание. Параграф 43, с. 146-147, тесты с. 148, № 4 для сильных учащихся. Применение кислот.

Подведение итогов урока. Составляют схему паучок.

Урок химии в 9-м классе «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Воспитательные, образовательные и развивающие цели урока:

  • развитие интереса к химии и познавательной активности учащихся;
  • развитие знаний о классификации и свойствах веществ и о генетической связи;
  • дать понятие об амфотерности, переходных элементах

Для достижения поставленных целей на уроке используются личностно-ориентированные и компьютерные технологии обучения.

Цели урока:

  • Дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах;
  • Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в том числе и в свете ТЭД) и о генетической связи между классами веществ.

Оборудование и реактивы:

  • Мультимедийная презентация (приложение1);
  • Компьютер, проектор;
  • Растворы едкого натра, соляной или серной кислоты, соли алюминия;
  • Пробирки.

Ход урока

При использовании ПСХЭ для характеристики элементов мы встречаемся с понятием “амфотерные” оксиды и гидроксиды. Что же такое амфотерность?

1. Объявление темы и целей урока (слайды 1-3). (Более подробная инструкция дана в приложении 2)

2. Повторение темы “Основные классы неорганических соединений” для расширения в дальнейшем классификации оксидов и гидроксидов (слайды 4-11)

3. Упражнения по классификации веществ с использованием при необходимости гиперссылок (

слайды 12-14).

4. Повторение темы “Генетическая связь между классами веществ” (слайды 15-16 с гиперссылками на “Основные классы соединений”).

5. Проблемная ситуация на этом этапе урока формируется в ходе химического эксперимента по получению амфотерного гидроксида алюминия и доказательства его амфотерности (инструкция по ходу лабораторной работы на слайдах 17-19).

6. Объяснение понятия “амфотерность”, “амфотерный” оксид и гидроксид, расширение классификации оксидов и гидроксидов и генетической связи, запись уравнений реакций (слайды 20-25).

7. Упражнения по теме урока (слайды 26,27,30). Домашнее задание.

Презентация к уроку по химии (9 класс) на тему: Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Слайд 1

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды Урок №2

Слайд 2

Основные свойства Чем большим радиусом атома обладает химический элемент, тем он проявляет более сильные металлические свойства, и тем более сильными основными свойствами обладают его соединения. Основные свойства веществ проявляются во взаимодействии их с кислотами, кислотными оксидами, амфотерными оксидами и основаниями, а также некоторыми неметаллами (в определённых условиях).

Слайд 3

Li Li 2 O LiOH Na Na 2 O NaOH K K 2 O KOH Mg MgO Mg(OH) 2 Ca CaO Ca(OH) 2 Cr CrO Cr(OH) 2 Основные свойства проявляют оксиды ( М 2 О и МО) и гидроксиды металлов (МОН и М(ОН) 2 )в степени окисления +1 и + 2 ( за исключением Be и Zn )

Слайд 4

Кислотные свойства Чем меньше радиус атома химического элемента, тем он проявляет более сильные неметаллические свойства, и тем более сильными кислотными свойствами обладают его соединения. Кислотные свойства обратны основным

Слайд 5

P P 2 O 5 H 3 PO 4 S SO 3 H 2 SO 4 Cl 2 Cl 2 O 7 HClO 4 V V 2 O 5 HVO 3 Cr CrO 3 H 2 CrO 4 Кислотные свойства проявляют оксиды и гидроксиды неметаллов в степени окисления ≥+3 , а также оксиды и гидроксиды металлов в степени окисления ≥+5

Слайд 6

Амфотерные свойства Проявляют химические элементы, которые занимают промежуточное ( граничное ) положение между типичными металлами и типичными неметаллами, амфотерны и их соединения. Амфотерность заключается во взаимодействии данных веществ (оксидов, гидроксидов ) как с сильными основаниями (основными оксидами) так и кислотами (кислотными оксидами).

Слайд 7

Be BeO Be(OH) 2 Zn ZnO Zn(OH) 2 Al Al 2 O 3 Al(OH) 3 Fe Fe 2 O 3 Fe(OH) 3 Cr Cr 2 O 3 Cr(OH) 3 Mn MnO 2 Mn (OH) 4 Амфотерные свойства проявляют оксиды и гидроксиды металлов в степени окисления +3, +4, а также соединения Be и Zn .

Слайд 8

Основные свойства Na 2 O + 2HCl = 2NaCl + H 2 O Na 2 O + SO 2 = Na 2 SO 3 NaOH + HCl = NaCl + H 2 O Кислотные свойства P 2 O 5 + 6NaOH = 2Na 3 PO4 + 3H 2 O P 2 O 5 + 3Na 2 O = 2Na 3 PO 4 H 3 PO 4 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O Амфотерные свойства Be(OH) 2 + 2HCl = BeCl 2 + 2H 2 O Be(OH) 2 + 2NaOH = Na 2 [Be(OH) 4 ]

Слайд 9

У химических элементов, которые проявляют множество степеней окисления для нижних характерны основные свойства, для промежуточных – амфотерные , для высоких – кислотные. Например, Cr : Cr +2 O основный оксид Cr +2 (OH) 2 основание Cr +3 2 O 3 амфотерный оксид Cr +3 (OH) 3 амфотерное основание Cr +6 O 3 кислотный оксид H 2 Cr +6 O 4 кислота

Слайд 10

Амфотерность Zn(OH) 2 Используя, выданные реактивы, получите гидроксид цинка и докажите его амфотерность путём проведения соответствующих химических реакций. Запишите в тетрадь уравнения проведённых химических реакций в молекулярном виде, а дома допишите их в полном и сокращённом ионном виде.

Слайд 11

Домашнее задание §2 , ответить на вопросы 1- 4 письменно. Дописать уравнения проведённых реакций в полном и сокращённом ионном виде.

План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: Амфотерные гидроксиды

МОУ «Гимназия «Дмитров»», 9 б класс,

Учитель: Человечкова Марина Ивановна

Открытый урок по химии

Тема: » Амфотерные гидроксиды»

                         

Цели:  Обучающие – научить определять опытным путем  амфотерные гидроксиды и  прописывать химические реакции в молекулярном, ионном виде;

Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю;

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик- ученик, ученик- учитель;

воспитывать наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

 Методы и методические приемы – фронтальный опрос. Взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, выполнение лабораторной работы в парах после просмотра видеофильма, работа со средствами наглядности ( ПСМ, таблица растворимости, карточки.)

Тип урока: комбинированный, с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.

Оборудование:  рисунок на доске, цепочка превращений, химические реактивы и  оборудование, видеокассета, карточки с заданиями: а) самостоятельная работа, б) задача.

Ход урока

  1. Повторение.

Вспомним  классификацию сложных веществ, для этого  сейчас напишем диктант по матрице, которая лежит перед вами на парте. Рядом с таблицей – листки, где вы должны написать свою фамилию и класс. В листок ставится только номер правильного ответа, не перенося на лист формулу.

Выберите формулу вещества:

  1. простое вещество.
  2. кислотный оксид.
  3. бескислородная кислота.
  4. нерастворимое основание.
  5. средняя соль.
  6. основная соль.
  7. кислородсодержащая 2хосновная кислота.
  8. основный оксид.
  9. кислая соль.
  10. щелочь.

2. Новая тема.

        Особое место в классификации неорганических соединений занимают амфотерные соединения. Это и есть тема нашего урока: «Амфотерные гидроксиды».

        Вспомните, где  вы слышали слова с приставкой «амфи». (Амфибии – земноводные  животные, с двумя средами обитания; амфора – сосуд с двумя ручками). А в чем же особенность амфотерных соединений. (Ответ).

        Чтобы приступить к доказательству двойственности амфотерных соединений поработаем с учебником. Откройте параграф 2 стр. 9-10.

Читаем, разбираем их свойства.

Смотрим видеофильм.

После фильма проводим опыт с гидроксидом цинка по уравнениям, которые записаны в параграфе. Обращаю внимание на ионное уравнение, называем полученные соли. Подчеркиваю, что к амфотерным соединениям относятся гидроксиды 111 и 1У группы и

Тут же задаю домашнее задание: Написать в молекулярном и ионном виде получение и химические свойства гидроксида алюминия по аналогии.

3. Решение задачи.

На столах лежат листочки с текстом задачи. Читаем:

«К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили 200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?»

.

На осмысление и оформление задачи отводиться 5 мин. (Я в это время должна успеть проверить химический диктант).

 

№ вопроса

1 вариант

4

6

7

9

2

5

3

10

1

8

2 вариант

6

5

1

8

4

9

10

7

2

3

3 вариант

5

6

7

9

10

8

1

3

4

2

4 вариант

1

10

2

4

3

6

7

9

8

5

5 вариант

3

4

7

8

1

9

10

5

6

2

6 вариант

9

8

2

6

7

5

4

1

3

10

 

 Помогите мне записать краткое условие задачи:

Дано:                        Решение:

m(р-ра AlCl3)= 200 г                

w(AlCl3)= 13,35 %

m(р-ра NaOH)= 200 г

w(NaOH)= 14 %

m(осадка) — ?

Вариант вашего решения запишите на доску. Ответ__________.

 

А кто обратил внимание на дополнительный вопрос в задачи. (Ответ).

Значит, вы считаете, что от перемены слагаемых сумма не изменяется. А я считаю, что в данном случае может измениться.

Для разрешения нашего спора нам поможет следующий опыт: на доску вывешиваю на листке  алгоритм проведения  первого опыта.

 Приливаем  по схеме :

1)                 NaOH                        2)                        AlCl3

 AlCl3                                       NaOH        

выпадение осадка                осадок не выпадает

Наблюдаем образование осадка, который при добавлении избытка щелочи растворяется.  

Вопрос: почему же так получается? Значит, мы не до решали  задачу. Что мы не учли?

Давайте вернемся к решению задачи.

Что в избытке? Считаем по гидроксиду натрия. Если 0,1 моль осталось щелочи, то эта щелочь начинает реагировать с гидроксидом  алюминия, которого было 0,2 моль, но тогда и  гидроксида алюминия должно прореагировать тоже 0,1 моль. Следовательно, осталось ½ массы осадка. Делим массу осадка на два и получаем 7,8 г.  

Проводим другой опыт (схема 2). Доказательство того, что осадка не образуется.

Мы убедились, что от перемены слагаемых «сумма» меняется.

Закрепление.

В — Что такое амфотерные соединения?

В – Какие гидроксиды являются амфотерными?.

В –  чем выражается их амфотерность?

В — Какой класс н/с можно использовать для доказательства амфотерности?

Д/з   параграф 2. Упр.3.

Анализ усвоенности материала.

   С целью проверки знаний учащихся по данной теме была проведена диагностическая работа. Результаты следующие:

Класс – 25 чел.

На «5»   —  6 чел.

На «4»  —  14 чел.

На «3»  — 4 чел.

Отсутствовал – 1 чел.

Были допущены следующие ошибки:   математический расчет в задаче;                               составление ионных уравнений;

Устойчивый познавательный интерес у учащихся наблюдался в процессе проведения практической части, математических расчетах, составлении уравнений.

. Работу проводили спокойно, осмысленно.

Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант  1

№ вопроса

№ ответа

Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант 2

№ вопроса

№ ответа

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Выберите формулу вещества:

  1. простое вещество.
  2. кислотный оксид.
  3. бескислородная кислота.
  4. нерастворимое основание.
  5. средняя соль.
  6. основная соль.
  7. кислородсодержащая 2хосновная кислота.
  8. основный оксид.
  9. кислая соль.
  10. щелочь.

Открытый урок по химии для учащихся 9 класса: « Амфотерные оксиды и гидроксиды»

МБОУ ООШ №12 х.К-Кужорский Кошехабльский район

Открытый урок по химии для учащихся 9 класса:

« Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Сведения об авторе:

Учитель химии и биологии

Арутюнян А.Ю.

Стаж работы 18 лет

Адрес и телефон образовательной организации:

х.К-Кужорский ул. Ленина 50

тел. 9-17-71

с

Адрес и телефон участника конкурса:

с. Вольное Кошехабльский район ул.Набережная 40

тел. 8-928-246-29-61

2014

Цели урока:

обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.

развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.

воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока (Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стереотипное,- М.Дрофа 2007.

Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской, конспектирование в тетради; «химические» игры; тестирование.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

Урок сегодня необычный

От всех других весьма отличный…

Гостей мы видим в классе нашем

И наши знания мы им покажем.

А чтобы вы могли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).

Слайд

Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Но прежде, предлагаю проверить домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

  • Два ученика выходят к доске оформлять письменно домашнее задание (№1стр130, №5 стр130), (№7стр130)

На рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (их учащиеся готовят заранее.) в порядке возрастания атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Вопросы учащимся:

    • формулировка периодического закона, структура периодической системы

    • как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?

    • перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода

    • значение периодического закона

    • учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экран проектируются слайды): слайд

    Учитель. О чем идет речь в этом четверостишье?

    Вмиг в гидроксид случится превращение

    Так мы «пушонку» можем получить

    Ведь происходит извести гашение

      Учитель. О каком процессе говорится в этом четверостишье?

      С водой соединяется охотно,

      Хоть воду эту пили мы не раз,

      Не думали, что пьем раствор кислотный

        (на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнения реакций)

        • учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам, а какие неметаллам?

            • ответ учащихся: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – оснόвные оксиды и основания

        1. Изучение новой темы

          Учитель. Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Любознательным я советовала заглянуть в толковый словарь, найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Что же вы обнаружили?

            Слайд

            амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом.

            Слайд

            амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.

            Слайд

            амфитеатр – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов

            Амфибрахий – стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными.

            Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю учащимся:

            • найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)

            • как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основный) имеет гидроксид

              Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов

              Предлагаю учащимся выполнить практическую работу. Цель работы: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе следует вспомнить правила обращения с химическими реактивами. Как следует вести себя в кабинете химии.

                * * *

                Ты в химкабинет пришел,

                Так запомни кроха,

                Безопасность – хорошо!

                Быть безруким – плохо!

                * * *

                Реактив без меры льешь –

                Плохо это, помни.

                Я не жадина, но все ж

                Будь поэкономней!

                * * *

                При работе с кислотой

                Не нужна тревога

                С осторожностью простой

                Избежишь ожога

                (при ожоге обработать 2%

                раствором соды)

                * * *

                Едкий натрий щелочной

                Разъедает кожу.

                При работе с ним

                Будь ты осторожней!

                (обработать 2% раствором борной кислоты)

                * * *

                Ты работу завершил

                Стол протер рабочий

                Руки хорошо помыл

                Или так, не очень?

                * * *

                Злая щелочь платье съела,
                Вот такое, братцы, дело.
                Попробовать на вкус
                Решила кислоту я.
                Глядь, языка уж нет во рту,
                Растаял мой язык, как лед,
                И до сих пор во рту все жжет,
                Сунула палец в пробирку,
                Вместо пальца теперь дырка.

                Жизнь свою не подвергать опасности,
                Ты свято соблюдай все правила безопасности.

                Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится

                Слайд

                Учащимся раздаются технологические карты которые они заполняют по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта»

                Слайд Слайд

                Учащиеся работают в парах. (звучит легкая музыка) После окончания работы предлагаю вымыть руки. Прокомментировать результаты. Далее обозрению учащихся предлагается слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это вывод на основании проделанной работы.

                1. Релаксация

                Прежде чем мы продолжим работу предлагаю вам отдохнуть. Под звуки спокойной музыки примите удобную позу, закройте глаза и подумайте о чем ни будь приятном. Спокойно выполните повороты головы в лево, в право, в перед, назад, повторите движения еще раз. Откройте глаза. А теперь продолжим работать.

                1. Обобщение и систематизация

                Учитель. Предлагаю учащимся сформулировать определение амфотерных (оксидов) гидроксидов. Привести примеры.

                    • ответы учащихся: амфотерные (оксиды) гидроксиды – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства.

                    • амфотерные оксиды: Al2O3, ZnO, BeO

                    • амфотерные гидроксиды: Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2,

                Вещество – универсал:
                Щелочь он парализует,
                Кислоту нейтрализует,
                И в реакции такой
                Получаем соль с водой.

                Учащиеся разгадывают ребус, где зашифровано название этого явления – амфотерность.


                Дополнения учителя: если элемент металл проявляет различные степени окисления (демонстрация слайда)

                Слайд

                1. Закрепление полученных знаний

                Игровая форма

                Слайд Слайд

                Слайд

                Тестирование

                Тесты готовятся заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Задания могут быть дифференцированными. Два, три варианта.

                Провожу выборочную проверку тестов.

                1. Рефлексия.

                В ходе работы на уроке вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале»

                Слайд

                Выборочно предлагаю озвучить результаты.

                1. Домашнее задание §2 стр.12 упр.1,2 (комментирую)

                2. Итоги урока.

                11


                Сценарий урока химии в 9 классе «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

                Тема: Амфотерные оксиды и гидроксиды.

                Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.

                Работа в группах.

                Актуальность: В основе любой науки лежит классификация (животные, растения, минералы, явления, языковая классификация и др.), но не следует забывать, что классификация – это всего лишь условное распределение объектов, в котором всегда имеют место исключения.

                Классификация химических элементов на металлы и неметаллы также условна, потому что в природе существуют элементы с двойственной природой – амфотерные элементы. Нельзя провести четкую границу при делении гидроксидов на кислоты и основания, т.к. существуют соединения, одновременно проявляющие свойства кислот и оснований – амфотерные гидроксиды.

                Таким образом, изучая любую классификацию, нужно помнить, что она относительна и необходима для систематизации материала. Природа живет по единым законам и там классификация не требуется.

                Цель: Сформировать представление об амфотерности оксидов и гидроксидов как веществ с двойственными свойствами.

                Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

                Предметные: Усвоение понятий «амфотерность», «амфотерный оксид», «амфотерный гидрокид», освоение написания реакций с участием амфотерных соединений, умение классифицировать оксиды металлов.

                Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.

                Личностные: устойчивый познавательный интерес.

                Оборудование: растворы хлорида цинка, сульфата алюминия, сульфата железа (III), гидроксидов натрия и калия, серной и соляной кислот; пробирки, штатив.

                Ход урока.

                Этапы урока

                Деятельность учителя

                Деятельность

                ученика

                Формируемые УУД

                1. Организа

                ционный

                Приветствие обучающихся, настрой на занятие

                Приветствие учителя, настраиваются на изучение химии .

                Включение в ритм работы, готовность к уроку.

                2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

                Задает вопрос классу:

                Как практически распознать кислоту?

                Как распознать практически основание?

                С помощью индикаторов можно распознать только растворимые кислоты и основания, а как практически распознать нерастворимые кислоты и основания?

                Выполнение заданий на карточках.

                Представитель одной из групп выступает с ответом.

                Учитель сообщает, что вещества с такими свойствам называют амфотерными и предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи, отслеживает ответы, корректирует их.

                Предлагают ответы. (Добавить индикатор, например, лакмус, в кислой среде становися красный).

                Добавить индикатор, например, фенолфталеин, он станет малиновый.

                Предлагают ответы.

                (Кислота должна раствориться в щелочи, а основание – в кислоте)

                Работают в группах по 5 человек, выполняют задания по получению амфотерного гидроксида цинка, проводят реакции его взаимодействия с кислотой и щелочью, наблюдают растворение полуенного вещества в обеих пробирках записывают наблюдения в технологическую карту урока, делают выводы.

                Записывают тему урока, ставят задачи:

                Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, сто еще не изучено; планирование своей деятельности, преобразование практической задачи в познавательную; внесение необходимых дополнений и корректив в свою деятельность в случае расхождения.

                Познавательные: проведение наблюдения, выдвижение предположения, моделирование процесса и осуществление их экспериментальной проверки.

                Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

                Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

                3. Актуализация знаний.

                Задание 1 группе: Воспользуйтесь материалом Интернет или справочниками на ваших столах, ответьте, что значит «амфотерность», амфотерный оксид и гидроксид; сформулируйте определение..

                Задание 2 группе: Охарактеризуйте химические свойства амфотерных гидроксидов.

                Задание 3 группе: Что произойдет, если вместо гидроксида для реакции взять оксид цинка?

                Задание 4 группе: Составьте классификацию соединений хрома в зависимости от его степени окисления.

                Просматривают справочные материалы, текст учебника, выводят определение амфотерных соединений как веществ с двойственными свойствами. Представитель от группы выступает с ответом.

                Обсуждение в группах, выступление с ответами представителей. (Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с кислотами и со щелочами.)

                Оксид цинка обладает амфотерными свойствами, поэтому тоже будет реагировать с кислотами и щелочами.

                Пользуются текстом учебника, составляют схему.

                После обсуждения представители от групп выступают, остальные слушают и заполняют технологические карты.

                Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации

                Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

                4. Первичное усвоение новых знаний.

                Предлагает учащимся записать в тетрадях и технологических картах уравнения проведенных ими реакций.

                Составляют уравнения проведенных реакций, обсуждают результаты в группе, работают с учебником, справочными таблицами.

                Познавательные: преобразование объекта наблюдения в уравнения хим.реакций, составление общей картины о свойствах амфотерных оксидов и гидроксидов.

                5. Первичная проверка понимания.

                Дает задание группам:

                Предложите способ получения гидроксида хрома (III) и проведите реакции, характеризующие его амфотерность.

                Составляют уравнения реакций, пользуясь справочными таблицами, записывают в тетради и технологические карты.

                Регулятивные: постановка цели работы, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит изучению.

                Познавательные: установление причинно-следственных связей в свойствах амфотерных соединений.

                Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

                6. Информвция о домшнем задании

                Дифференцированное по сложности задание:

                1. Осуществить составленные вами цепочки превращений.

                2. Составить расчетную задачу с использованием свойств амфотерных соединений.

                Выбирают задание по своим способностям.

                Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция,оценка.

                Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.

                Личностные: проявление собственной идентичности.

                8. Рефлексия.

                Вопрос: Почему классификация химических элементов, предложенная Берцелиусом, на металлы и неметаллы является неточной?

                Предлагают ответы (т.к. в природе существуют вещества со свойствами металлов и неметаллов).

                Представляют учителю заполненные технологические карты.

                Познавательные: осознание значения классификации для изуения материала,развитие формирования единой естественнонаучной картины мира.

                Личностные: осознание своей значимости в этом мире.

                Конспект урока для 9 класса «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

                МБОУ ООШ №12 х.К-Кужорский Кошехабльский район

                Открытый урок по химии для учащихся 9 класса:

                « Амфотерные оксиды и гидроксиды»

                Сведения об авторе:

                Учитель химии и биологии

                Арутюнян А.Ю.

                Стаж работы 18 лет

                Адрес и телефон образовательной организации:

                х.К-Кужорский ул. Ленина 50

                тел. 9-17-71

                с

                Адрес и телефон участника конкурса:

                с. Вольное Кошехабльский район ул.Набережная 40

                тел. 8-928-246-29-61

                2014

                Цели урока:

                обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.

                развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.

                воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

                Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока (Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стереотипное,- М.Дрофа 2007.

                Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской, конспектирование в тетради; «химические» игры; тестирование.

                Ход урока.

                1. Организационный момент

                Учитель.

                Прозвенел уже звонок,

                Начинается урок

                Урок сегодня необычный

                От всех других весьма отличный…

                Гостей мы видим в классе нашем

                И наши знания мы им покажем.

                А чтобы вы могли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).

                Слайд

                Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

                Но прежде, предлагаю проверить домашнее задание.

                1. Проверка домашнего задания

                • Два ученика выходят к доске оформлять письменно домашнее задание (№1стр130, №5 стр130), (№7стр130)

                На рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (их учащиеся готовят заранее.) в порядке возрастания атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

                Вопросы учащимся:

                  • формулировка периодического закона, структура периодической системы

                  • как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?

                  • перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода

                  • значение периодического закона

                  • учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экран проектируются слайды): слайд

                  Учитель. О чем идет речь в этом четверостишье?

                  Вмиг в гидроксид случится превращение

                  Так мы «пушонку» можем получить

                  Ведь происходит извести гашение

                    Учитель. О каком процессе говорится в этом четверостишье?

                    С водой соединяется охотно,

                    Хоть воду эту пили мы не раз,

                    Не думали, что пьем раствор кислотный

                      (на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнения реакций)

                      • учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам, а какие неметаллам?

                          • ответ учащихся: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – оснόвные оксиды и основания

                      1. Изучение новой темы

                        Учитель. Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Любознательным я советовала заглянуть в толковый словарь, найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Что же вы обнаружили?

                          Слайд

                          амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом.

                          Слайд

                          амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.

                          Слайд

                          амфитеатр – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов

                          Амфибрахий – стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными.

                          Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю учащимся:

                          • найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)

                          • как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основный) имеет гидроксид

                            Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов

                            Предлагаю учащимся выполнить практическую работу. Цель работы: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе следует вспомнить правила обращения с химическими реактивами. Как следует вести себя в кабинете химии.

                              * * *

                              Ты в химкабинет пришел,

                              Так запомни кроха,

                              Безопасность – хорошо!

                              Быть безруким – плохо!

                              * * *

                              Реактив без меры льешь –

                              Плохо это, помни.

                              Я не жадина, но все ж

                              Будь поэкономней!

                              * * *

                              При работе с кислотой

                              Не нужна тревога

                              С осторожностью простой

                              Избежишь ожога

                              (при ожоге обработать 2%

                              раствором соды)

                              * * *

                              Едкий натрий щелочной

                              Разъедает кожу.

                              При работе с ним

                              Будь ты осторожней!

                              (обработать 2% раствором борной кислоты)

                              * * *

                              Ты работу завершил

                              Стол протер рабочий

                              Руки хорошо помыл

                              Или так, не очень?

                              * * *

                              Злая щелочь платье съела,
                              Вот такое, братцы, дело.
                              Попробовать на вкус
                              Решила кислоту я.
                              Глядь, языка уж нет во рту,
                              Растаял мой язык, как лед,
                              И до сих пор во рту все жжет,
                              Сунула палец в пробирку,
                              Вместо пальца теперь дырка.

                              Жизнь свою не подвергать опасности,
                              Ты свято соблюдай все правила безопасности.

                              Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится

                              Слайд

                              Учащимся раздаются технологические карты которые они заполняют по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта»

                              Слайд Слайд

                              Учащиеся работают в парах. (звучит легкая музыка) После окончания работы предлагаю вымыть руки. Прокомментировать результаты. Далее обозрению учащихся предлагается слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это вывод на основании проделанной работы.

                              1. Релаксация

                              Прежде чем мы продолжим работу предлагаю вам отдохнуть. Под звуки спокойной музыки примите удобную позу, закройте глаза и подумайте о чем ни будь приятном. Спокойно выполните повороты головы в лево, в право, в перед, назад, повторите движения еще раз. Откройте глаза. А теперь продолжим работать.

                              1. Обобщение и систематизация

                              Учитель. Предлагаю учащимся сформулировать определение амфотерных (оксидов) гидроксидов. Привести примеры.

                                  • ответы учащихся: амфотерные (оксиды) гидроксиды – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства.

                                  • амфотерные оксиды: Al2O3, ZnO, BeO

                                  • амфотерные гидроксиды: Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2,

                              Вещество – универсал:
                              Щелочь он парализует,
                              Кислоту нейтрализует,
                              И в реакции такой
                              Получаем соль с водой.

                              Учащиеся разгадывают ребус, где зашифровано название этого явления – амфотерность.


                              Дополнения учителя: если элемент металл проявляет различные степени окисления (демонстрация слайда)

                              Слайд

                              1. Закрепление полученных знаний

                              Игровая форма

                              Слайд Слайд

                              Слайд

                              Тестирование

                              Тесты готовятся заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Задания могут быть дифференцированными. Два, три варианта.

                              Провожу выборочную проверку тестов.

                              1. Рефлексия.

                              В ходе работы на уроке вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале»

                              Слайд

                              Выборочно предлагаю озвучить результаты.

                              1. Домашнее задание §2 стр.12 упр.1,2 (комментирую)

                              2. Итоги урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.