Алгебра 7 класс. Преобразование выражений (подобные слагаемые, раскрытие скобок). Повторение
Алгебра 7 класс. Итоговое повторение
Тема: Преобразование выражений. Задания могут быть использованы для индивидуальной работы с учащимися при изучении данной темы и для итогового повторения .
44a + 3c – 3a – 4c
3(3k – c) – (3c – k)
4(y – a) – 5(2a – y)
5
2a – y – 3a + 2y
4(a – x) – 293a – x)
-(3a – c) + 3(3c – a)
6
a – 5p – 5a + 3p
-( 2a – p) – 3(a + 2p)
4y – 3 – 2(5 – y)
7
4k – 4y + 4a + y
3(k – 6) – (- 27 + k)
-2(k – a) – 3(a + 2k)
8
3y – (-4a) + 2y – 3a
3(14 – k) – 2(k + 2)
13(a – y) – 12(- y + a)
9
3k – 4y + 2b – (- y)
7( 1 – p) – 7(2p – 1)
-(-3y – a) + ( — a + 2y)
10
-(x – 4) – 2(6 – x)
-10(b – 3a) + 2(b – 15a)
11
-p – k – a + 2a + k
-(k – 2) – 2(2 – k)
4(3a – p) – (- 2a + 3p)
12
4h — 8f + 2f – 12h
3b – (- 2 + b) – 12
-( — 45k + 1) – 2(30k + 5)
13
5a – 4k – 10a – (- 2a)
-(4 – a) + 3(a – 3 )
-(- 23a + y) + 12(2a + y)
14
2y -12a – 14y + 10a
-( 3 – a) – 12(a + 12)
-12(y – 2a) + ( — 3y + 5a)
15
-p + 2y + 3p – (- 2y)
-2(d – 3) + 2(13 – d)
-2(3a – 4y) + 3(2y – 4a)
16
21a – 11p +a – p
-( -p) + 4k – 2(p – 2k)
21(- 2y – x) – 3(2x – 14y)
17
12y – 21x + 12x – 21y
2(c – 12) – 12(c – 1)
-2(k – 2y) + 3(3y – 4k)
182y – 6a – 12y + 12a
-(2 – a) – a + (2a + 1)
-21(- y – 2k) + 2(- y + 3K)
19
K – y – k – 2y + 2k
-(a + 31) + (30 – 3a)
21(- k – 4x) – 7(- 3k + 10x)
20
K – a – 2k – 2a + 3k
-2(a – 4) + 10(- 3a – 1 )
32(3a – y) – 21(5a + 2y)
21
2y – 32 + 12y +30 – y
2(y – 2) – (3y + 5)
12(- 2y + 4c) – 2(- 10y – 12c)
22
-Y – 2k + 3y + 3k — 10
-( 3 – k) + 2(k – 12 )
12(4a – 3y) – 4(12a – 9y)
23
10 – 2y – 12 – (-21y)
2(14 – y) – 14(2y – 1)
-2(3y + 2b) + 3(- 4b + 2y)
24
-23 – 2y + 13 + 3y
-(2 – y) + 3(3 – y)
-12(k – 2y) + 2(6k – 10y)
25
-2y – 4k – 3a + 4y + 3a
-3(1 – 3y) + 2(2y – 1)
2(2y – 3b + 1) – (2 – 4y +5b)
26
13y – 4a + 5k + a + 3a
-3(3c – 2) + 2(1 – c)
-(2a – 4p + 1) + 2(a – 2)
27
-4k – 5b – (-2b) + 3k
4(2 – x) – 12(1 – 2x)
-5(c – 2y) + 2(5c – 2y)
28
-2y + 3k + y – 2k + y
-2(3 – y) + (y – 2)
-3(2y +5c) + (3c – 2y)
Ответы . тема : Преобразование выражений.
4A – c
10k – 6c
9y – 14a
5
Y – a
-2a – 2x
-6a + 10c
6
-4a – 2p
— 5a – 5p
6y – 22
7
4k + 4a – 3y
2k + 9
-8k –a
8
5y – a
2 – 5k
a – y
9
5k – 3y
14 – 21p
5y
10
-2p – 2a
X – 8
-8k
11
-p + a
K – 2
14k – 7p
12
-8h — 6f
2x — 10
15k – 11
13
-3a – 4k
4k – 13
47a + 11y
14
-2a — 12y
— 147 — 11k
-15y + 29a
15
2p + 4y
-4k + 22
-18k + 14y
16
22a – 12p
-p + 8k
-27x
17
-9y – 9x
-10k – 12
-14k + 13y
18
6a – 10y
-1 + 2a
19y + 48k
19
2k – 3y
-4k – 1
-151x
20
2k — 3a
-32a – 2
-9k – 74y
21
13y – 2
-y — 9
-4y + 72k
22
2y + k -10
-27 + 3k
0
23
19y — 2
42 – 30y
-16k
24
Y – 10
7 – y
4y
25
2y – 4k
13y – 1
8y – 11k
26
13y + 5k
-11c + 8
4p – 5
27
-k – 3b
-4 + 20x
5k + 6e
28
k
-12 — y
-8y – 12c
Математика . 7 класс. Тренажер.
Тема: «Решение линейных уравнений»
(Итоговое повторение)
2015 г.Урок+презентация по математике для 7 класса на тему «Раскрытие скобок»
План-конспект урока в 7 классе по теме «Раскрытие скобок»
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать ранее изученный материал, проверить усвоение учащимися изученного материала и формировать умение применять его; закрепить понятие раскрытие скобок; закрепить навыки по данной теме.
Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру умственного труда; культуру коллективной работы;
Тип урока: повторение, закрепления и систематизации полученных знаний.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тема урока: «Раскрытие скобок»
Цели деятельности учителясоздать условия для формирования представлений о распределительном законе умножения; умения решать сложные вычислительные примеры и уравнения, применяя правила раскрытия скобок
Задачи урока
– формировать умение раскрывать скобки, совершенствовать вычислительные навыки;
– тренировать умение ставить цель деятельности, фиксировать собственные затруднения;
– совершенствовать умение выражать свои мысли, обосновывать суждения
Тип урока:
урок закрепления новых знаний
Виды деятельности:
фронтальная работа с классом, работа в группах, использование презентации, работа у доски и в тетрадях
Решаемые проблемы:
как применяется распределительный закон умножения при раскрытии скобок в буквенных выражениях?
Технологии
здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования
Оборудование
компьютер; мультимедийная установка; презентация
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету.
Предметные: имеют представление о распределительном законе умножения, умеют раскрывать скобки, применяя правила.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач; умеют работать с тестовыми заданиями;
регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; развернуто обосновывают суждения.
Ход урока:
Организационный момент
Вводная беседа. Актуализация знаний.
3. Устная работа (по слайдам презентации)
4. Правила раскрытия скобок
-Что значит раскрыть скобки?
5. Закрепление материала: (по слайдам презентации)
Отработка навыков Работа у доски «цепочкой»
6. Контроль полученных знаний.
Самостоятельная работа по карточкам (по слайдам презентации)
7. Взаимопроверка (по карточкам)
8. Подведение итогов урока
- ОЦЕНКА МОЕЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
ФАМИЛИЯ ИМЯ…………………………………………………..
ЭтапВид работы
Оценка
Эмоциональное состояние
1
Устная работа
2
Знание правил
3
Умение применять правила
4
Самостоятельная работа
5
Итоговая оценка
1 2 3
Отличное настроение Хорошее настроение Грустно
Консультация по алгебре (7 класс) по теме: Карточки для коррекции знаний по алгебре 7кл
7 класс
Оглавление
Вычисление значений выражений
Приведение подобных слагаемых
Переместительный, сочетательный и распределительные свойства
Преобразование выражений
Решение линейных уравнений
Нахождение x и y по формуле
Сложение и вычитание многочленов
Умножение одночлена на многочлен
Преобразование выражений
Решение уравнений вида )
Вынесение общего множителя за скобку
Умножение многочлена на многочлен
Квадрат суммы, квадрат разности
Сокращение дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Нахождение наименьшего общего знаменателя дробей
Нахождение дополнительных множителей к дробям при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Умножение дробей
Возведение в степень дроби
Деление дробей
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения
Правило | Примеры |
(3m+4x)y, при m=3, x=,y= | |
1. Подставить вместо всех переменных их значения | |
2. Выполнить действия |
Правило | Примеры | |
3х–7х+9х–15х | 9х–4y+9+5x–3+3y–2x | |
1. Подчеркнуть одинаковыми черточками слагаемые с одинаковой буквенной частью. | 3х–7х+9х–15х= | 9х–4y+9+5x–3+3y–2x= |
2. Сложить коэффициенты (вместе со знаками) одинаково подчеркнутых слагаемых. | =(3+(–7)+9+(–15))х= =(3–7+9–15)х= | =(9+5+(–2))x+((–4)+3)y+(9+(–3))= =(9+5–2)x+(–4+3)y+(9–3)= |
3. Полученный в п.2 коэффициент умножить на общую буквенную часть. | = –10х | =12x+(–1)y+6=12x–y+6 |
Раскрытие скобок, если перед ними стоит знак + или –
Правило | Примеры |
1а)Если перед скобкой стоит + или не стоит никакой знак, то можно убрать скобки, сохраняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок. | (a–b+c)= a–b+c +(x+y–z)= x+y–z +(–a+c–1)= –a+c–1 |
1б)Если перед скобкой стоит –, то можно убрать скобки, меняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок, на противоположные (то есть + на –, а – на +) | –(a–x+c)= –a+x–c –(1–x+a)= –1+x–a |
2. Если нужно привести подобные слагаемые. |
Правило | Примеры |
ab=ba (ab)c=a(bc) | –3,2a.5,6b=(–3,2.5,6)ab= –17,92ab |
a(b+c)=ab+ac | 1,3(4–3b)=1,3.4–1,3.3b=5,2–3,9b –4(3a–7b)= –4.3a–(–4).7b= –12a+28b |
Правило | Примеры | ||
b–(4–2b)+(3b–1) | 3(6–5x)+17x–10 | 12n+9–6(3n+1) | |
1. Раскрыть скобки | =b–4+2b+3b–1= | =3.6–3.5x+17x–10= =18–15x+17x–10= | =12n+9–6.3n+(–1).n= =12n+9–18n–6= |
2. Привести подобные слагаемые. | =(1+2+3)b+(–4–1)= =6b–5 | (18–10)+(–15+17)x= =8+2x | =(12–18)n+(9–6)= = –4n+4 |
Правило | Примеры | ||
–5х–150=0 | 15(х+2)–19=12х | 6(1+5х)=5(1+6х) | |
1. Если нужно, раскрыть скобки. | –––––––––––– | 15(х+2)–19=12х 15х+15.2–19=12х 15х+30–19=12х | 6(1+5х)=5(1+6х) 6.1+6.5х=5.1+5.6х 6+30х=5+30х |
2. Перенести слагаемые с переменной в левую, а без переменной в правую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные (+ на – , а – на +) | –5х–150=0 –5х=150 | 15х+30–19=12х 15х–12х= –30+19 | 6+30х=5+30х 30х–30х=5–6 |
3. Привести в обеих частях уравнения подобные слагаемые. Получится уравнение вида ax=b | –––––––––––– | (15–12)х=–30+19 3х= –21 | (30–30)х=5–6 0х= –1 |
4. Если а≠0, то (x=b:a) Если a=0, b≠0, то уравнение не имеет корней Если a=0, b=0, то уравнение имеет бесконечное множество корней, т.е. х может принимать любые значения | а= –5≠0⇒ x=150:(–5) x= –30 Ответ: х= –30 | а=3≠0⇒ x= –21:3 x= –7 Ответ: х= –7 | а=0⇒ решений нет Ответ: решений нет |
Правило | Примеры | |||||
y=3x–5 | ||||||
x | 4 | |||||
y | –2 | |||||
а) Подставить вместо х его значение | x=4 y=3.4–5= | |||||
б) Выполнить действия | =12–5=7 | |||||
а) Подставить вместо y его значение | y= –2 –2=3x–5 | |||||
б) Решить получившееся уравнение | –2=3x–5 –3x= –5+2 –3x= –3 x= –3:(–3) x=1 | x | 4 | 1 | ||
y | 7 | –2 | ||||
Нахождение координат точки пересечения графиков функций
Правило | Примеры |
Функции заданы формулами. 1. Приравнять правые части данных формул | y=3x–5 y=4x+3 3x–5=4x+3 |
Получим х–координату точки пересечения | 3x–4x=3+5 –x=8 x= –8 |
3. Подставить в одну из формул вместо х найденное в п.2 решение | y=3.(–8)–5= |
4. Вычислить y | = –24–5= –29 |
5. Записать ответ в виде (х;y) | (–8;–29) |
Правило | Примеры |
|
Правило | Примеры |
|
Правило | Примеры |
|
Правило | Примеры | ||
1. Найти наименьший общий знаменатель (НОЗ) всех дробей, входящих в уравнение | НОЗ знаменателей 5 и 3: 15 | НОЗ знаменателей 7 и 1: 7 | НОЗ знаменателей 4, 12 и 1: 12 |
2. Умножить каждую дробь уравнения на НОЗ | |||
3. Если нужно, сократить дроби | 4–3х= –14 | ||
4. Решить получившееся уравнение | 9х+15= 5х+5 9х–5х= –15+5 4х= –10 х= –2,5 | 4–3х= –14 –3х= –4–14 –3х= –18 х= –18:(–3) х=6 | 18y+21–7+5y=60 18y+5y= –21+7+60 23y=46 y= 46:23 y=2 |
5. Записать ответ | Ответ: х= –2,5 | Ответ: х=6 | Ответ: y=2 |
Правило | Примеры | ||
4×2–12x+8a2x3 | 3(b–2c)+x(b–2c) | 5(x–y)+a(y–x) | |
1. Представить каждое слагаемое в виде произведения | 4×2–12x+8a2x3 = = 4xx–4.3x+4.2aaxxx= | 3(b–2c)+x(b–2c)= | 5(x–y)+a(y–x)= =5(x–y)–a(x–y)= |
2. Подчеркнуть в каждом слагаемом одинаковые множители | = 4xx–4.3x+4.2aaxxx= | =3(b–2c)+x(b–2c)= | =5(x–y)–a(x–y)= |
3.Записать подчеркнутый одинаковый множитель за скобками 4. В скобках записать слагаемые без подчеркнутого множителя | = 4x(x–3+2aaxx)= = 4x(x–3+2a2x2) | =(b–2c)(3+x) | =(x–y)(5–a) |
Правило | Примеры |
| (2x–y)(4x+3y)= =2x.4x+2x.3y+(–y).4x+(–y).3y= =8×2+6xy –4xy–3y2=8×2+(6–4)xy–3y2= =8×2+2xy–3y2 (2a–3)(5–a)= =2a.5–2a.a+(–3).5–(–3).a= =10a–2a2–15+3a=(10+3)a–2a2–15= = –2a2+13a–15 |
Правило | Примеры | ||||
(I ± II)2 = I2 ±2. I . II + II2 | (I ± II)2 | I | II | I2 ±2. I . II + II2 | |
(3x+4)2 | 3x | 4 | (3x)2+2.3x.4+42 | ||
(3x–4)2 | 3x | 4 | (3x)2–2.3x.4+42 | ||
Краткая запись | (3x+4)2=(3x)2+2.3x.4+42=9×2+24x+16 (3x–4)2=(3x)2–2.3x.4+42=9×2–24x+16 | ||||
I2 ±2. I . II + II2 = (I ± II)2 | |||||
25×2+10xy+y2 = ?
II2 =y2 ⇒ II = y
10xy=10xy – верно ⇒ можно воспользоваться формулой 25×2+10xy+y2 = (5x+y)2 9×2+12x+16 = ?
II2 =16 ⇒ II = 4
24x=12x – неверно ⇒ воспользоваться формулой нельзя | 25×2–10xy+y2 = ?
II2 =y2 ⇒ II = y
10xy=10xy – верно ⇒ можно воспользоваться формулой 25×2–10xy+y2 = (5x–y)2 9×2–12x+16 = ?
II2 =16 ⇒ II = 4
24x=12x – неверно ⇒ воспользоваться формулой нельзя |
Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки
Что такое общий множитель, зачем его искать и с какой целью выносить за скобки? Ответим на эти вопросы, разобрав простейший пример.
Решим уравнение . Левая часть уравнения является многочленом, состоящим из подобных членов. Буквенная часть является общей для данных членов, значит, она и будет общим множителем. Вынесем за скобки:
В данном случае вынесение за скобки общего множителя помогло нам преобразовать многочлен в одночлен. Таким образом, мы смогли упростить многочлен и его преобразование помогло нам решить уравнение.
В рассмотренном примере общий множитель был очевиден, но будет ли так просто найти его в произвольном многочлене?
Найдём значение выражения: .
В данном примере вынесение общего множителя за скобки значительно упростило вычисление.
Решим еще один пример. Докажем делимость на выражения .
Полученное выражение делится на , что и требовалось доказать. И снова вынесение общего множителя позволило нам решить задачу.
Решим еще один пример. Докажем, что выражение делится на при любом натуральном : .
– выражение является произведением двух соседних чисел натурального ряда. Одно из двух чисел обязательно будет четным, значит, выражение будет делиться на .
Мы разобрали разные примеры, но применяли один и тот же метод решения: выносили общий множитель за скобки. Мы видим, что эта простая операция значительно упрощает вычисления. Было легко найти общий множитель для этих частных случаев, а что делать в общем случае, для произвольного многочлена?
Вспомним, что многочлен – сумма одночленов.
Рассмотрим многочлен . Данный многочлен является суммой двух одночленов. Одночлен – произведение числа, коэффициента, и буквенной части. Таким образом, в нашем многочлене каждый одночлен представлен произведением числа и степеней, произведение множителей. Множители могут быть одинаковыми для всех одночленов. Именно эти множители нужно определить и вынести за скобку. Сначала находим общий множитель для коэффициентов, причем целочисленных.
Было легко найти общий множитель, но давайте определим НОД коэффициентов: .
Рассмотрим ещё один пример: .
Найдем , что позволит нам определить общий множитель для данного выражения: .
Мы вывели правило для целых коэффициентов. Нужно найти их НОД и вынести за скобку. Закрепим это правило, решив ещё один пример.
Мы рассмотрели правило вынесения общего множителя для целочисленных коэффициентов, перейдем к буквенной части. Сначала ищем те буквы, которые входят во все одночлены, а потом определяем наибольшую степень буквы, которая входит во все одночлены: .
В этом примере была всего одна общая буквенная переменная, но их может быть несколько, как в следующем примере:
Усложним пример, увеличив количество одночленов:
После вынесения общего множителя мы преобразовали алгебраическую сумму в произведение.
Мы рассмотрели правила вынесения для целых коэффициентов и буквенных переменных отдельно, но чаще всего для решения примера нужно применять их вместе. Рассмотрим пример:
Иногда бывает сложно определить, какое выражение остается в скобках, рассмотрим легкий прием, который позволит вам быстро решить эту проблему.
Общим множителем также может быть искомое значение :
Общим множителем может быть не только число или одночлен, но и любое выражение, как, например, в следующем уравнении:
Обозначим выражение за и вынесем его как общий множитель:
Вернемся к исходной переменной: . Получаем: .
Мы научились находить общий множитель и выносить его за скобки. Сформулировали соответствующие правила и закрепили их примерами.
Список рекомендованной литературы
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
- Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7. М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- School-assistant.ru (Источник).
- Mathematics-repetition.com (Источник).
- Edufuture.biz (Источник).
Домашнее задание
1) Вынесите общий множитель за скобки:
2) Решите уравнение: .
3) Упростите выражения:
Разработка урока по алгебре в 7 классе «Раскрытие скобок»
Конспект урока математики в 7-м классе по теме «Раскрытие скобок»
Провела и подготовила учитель математики Шилыковской СОШ
Пухова Лариса Станиславовна
Тип урока:
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать способность к раскрытию скобок с учётом знака, стоящего перед скобками;
Закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами;
Развивающие:
Развивать аргументированную математическую речь, умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы,
Воспитывающие:
Воспитание навыков коммуникативности, культуру общения с товарищами, умение слушать и слышать других;
Воспитание устойчивого интереса к предмету.
Оборудование урока:
Формы оценки знаний:
Устный опрос( фронтальный), письменный(самостоятельная работа), тестирование.
Формы работы:
Объяснение, самостоятельная работа.
Организация урока:
Индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический
Проверка знаний:
самопроверка, взаимопроверка
ХОД УРОКА.
I этап урока – организационный
Учитель: Ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должны лежать: учебник, дневник, тетрадь и ручка. Молодцы! Начнем наш урок. Запишем число « 24 октября. Классная работа.»
2. Мотивация урока.
Сегодня мы проведем урок под девизом:
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М. Ломоносов.(Слайд1)
— Кто такой Ломоносов?
-В ноябре исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, выдающегося ученого, который внес большой вклад в развитие математики.
3.Устный счет( фронтальная работа)
-Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
— Преобразованием буквенных выражений.
-Какие выражения мы называем буквенными?
-Выражения, записанные с помощью знаков арифметических действий, содержащие и числа и буквы.
-Что значит « преобразовать выражение?»
-Замена одного выражения другим, равным ему, называют преобразованием выражения.
Задание 1
Назовите каждое слагаемое в данном выражении(на доске)
а-в+с-d
-х-у-z-10
-Какие это выражения?
-Буквенные.
-Как еще можно назвать эти выражения?
-Алгебраическими суммами.
-Почему мы называем такие выражения алгебраическими суммами?
-Так как их можно представить в виде суммы, а алгебраическими, потому что в конечной записи они не являются чистыми суммами. В алгебраической сумме слагаемые путешествуют вместе со своими знаками.
— Запишите эти выражения в виде суммы (Дети по одному записывают на доске)
Задание 2
-Вычислите значения данных выражений наиболее удобным способом, применив известные вам основные свойства арифметических действий (записаны на доске) Дети выходят к доске по одному
Каждый пример ребенок поясняет
1
а) 69+37+31+23=100+60=160(меняем местами слагаемые, сочетательный)
б) 700-203=700-(200+30)=700-200-3=497 (вычитаем из числа разность двух чисел)
в) 453+299+=453+(300-1)= 453+(300-1)=453 +300-1=752( прибавляем к числу разность двух чисел)
2
а)97-38-12=97-(38+12)=97-50=47(заключили в скобки и вычли сумму из числа)
в)а+(3-а)=а+3-а=3 ( опустили скобки., поменяли местами слагаемые)
при сложении противоположных чисел=0
3
а)5+х+10-у-6=9+х-у( поменяли слагаемые местами, сгруппировали, упростили)
4.Актуализация опорных знаний.
Какие свойства мы использовали при выполнении этих заданий? В буквах эти свойства выглядят так
1)— В любой сумме слагаемые можно как угодно переставлять и произвольным образом объединять в группы. С помощью букв это запишем так:
а+в+с=(а+в)+с=а+(в+с) (Слайд2)
2)Чтобы вычесть из некоторого числа сумму двух чисел, вычитаем из него первое слагаемое, и из полученного результата вычитаем второе слагаемое
а-(в+с)=а-в-с (Слайд2)
3)Сумма противоположных чисел =0
а+(-а)=о (Слайд2)
-Как вы понимаете задание «Упростить выражение»?
— Упростить выражение- это значит привести его к более простому или более красивому виду.
-Что значит преобразовать выражение?
-Замена одного выражения другим равным ему называют преобразованием выражения
-Все что мы с вами сейчас делали- были различные способы упрощения выражений с помощью свойств арифметических действий.эти способы мы применили и для числовых и для буквенных выражений.
Одним из способов упрощения( преобразования ) выражения является раскрытие скобок.
5.Объяснение нового материала
Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (дети самостоятельно формулируют тему урока, которая высвечивается на слайде). (Слайд3)
Проблемная ситуация
В данном выражении расставить скобки произвольным образом( применяя свойства арифметических действий)(записано на доске)
Дети делают в тетрадях
5+7-2-1 (Слайд4)
(5+7)-2-1
5+(7-2-1)
5+7-(2+1)
5+(7-2)-1
— Обратите внимание на скобки и знаки стоящие перед ними.
-Какие различные случаи можно выделить?
Перед скобками не стоит никакого знака
Перед скобками стоит знак(+)
Перед скобками стоит знак (-)
Независимо от того , как мы расставили скобки, значение выражения не изменилось.
-Можно сказать, что мы заменили данное выражение выражениями тождественно равными?
-Да.
Примеры:
Записывают в тетради
Возьмем буквенные выражения , запишите без скобок
1)Какой знак стоит перед скобками?(Нет знака)
(37+5)+а=37+5+а
— Посмотрите, после раскрытия скобок выражения изменились или нет?
Запишем это в виде букв
(а+в)+с=а+в+с (Слайд5)
Это и есть свойство арифметических действий.
Вывод:
Если перед скобками не стоит никакого знака, то скобки можно опустить, а члены в скобках переписать без изменения. (Слайд6)
2)Какой знак стоит перед скобками? Знак +
83+(64-25)=83+64-25
— Посмотрите, после раскрытия скобок выражения изменились или нет? Запишем в виде букв
а+(в+с)=а+в=с (Слайд7)
Вывод:
Если перед скобками стоит знак «+», то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках остаются без изменения (Слайд8)
3) Какой знак стоит перед скобками ?знак –
Примените свойство вычитания суммы из числа.
102-(80-4)=102-80+4
Что происходит со слагаемыми в скобках, если перед скобками стоит знак «-«? Слагаемые в скобках поменяли свои знаки на противоположные.
Запишем в виде букв
а-(в-с)=а-в+с (Слайд9)
Вывод:
Если перед скобками стоит знак «–»,то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках изменяются на противоположные.) (Слайд10)
Правило раскрытия скобок (Слайд11)
( ) — знаки слагаемых в скобках не меняются;
+ ( ) — знаки слагаемых в скобках не меняются;
– ( ) — знаки слагаемых в скобках меняются на противоположные.
Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
1)зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи
Я несколько раз повторяю правила и дети повторяют (групповая работа)
Вернемся к устным упражнениям .Найдите подтверждающие примеры на каждое правило , раскройте скобки
(5+7)-2-1 перед скобками нет знака =5+7-2-1
5+(7-2-1) перед скобками знак + 5+7-2-1
5+7-(2+1) перед скобками знак — 5=7-2-1
5+(7-2)-1 перед скобками знак + 5+7-2-1
Таким образом, правила раскрытия скобок помогут нам решать примеры, упрощать выражения. А для того чтобы вам легче было запомнить правило раскрытия скобок, предлагаю вам вот такое стихотворение: (Слайд12)
Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!
Афтальмопауза
Закрепление
№282(у)
Далее учащимся предлагается работа в парах: необходимо стрелками соединить выражение, содержащее скобки с соответствующим нему выражением без скобок. ( Приложение 1)Проверка с помощью слайда13
Взаимопроверка Ставим напротив каждой строки + или — У кого правильно 1 задание? Встают
У кого второе, встают и т д.
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся выполняют тестовые задания .(Приложение 2). Выполнение данных заданий проверяется с помощью слайда14 , учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свои работы
Ставим напротив каждой строки + или — У кого правильно 1 задание? Встают
У кого второе, встают и т д.
Подведение итогов урока :выставление оценок, учащиеся отвечают на вопросы:
Чем занимались на уроке?
-Что значит раскрыть скобки?
Повторим еще раз правила раскрытия скобок.(Слайд 15)
С каким знаком при раскрытии скобок проблем больше? С каким меньше?
Где нам потребуются правила раскрытия скобок?
-Вернемся к девизу урока.
-Этот урок помог нам привести наш ум в порядок?
Выставление оценок
Посчитаем свои + и – У кого все «+» ставим 5
У кого один и два «–« ставим 4
У кого 3 «-« ставим 3
Домашнее задание:
№284, 285, выучить правила раскрытия скобок
Для сильных учащихся решить уравнение, применив правило раскрытия скобок
Решите уравнение: 6,4 – ( 4,3 — х )= 2,5(Слайд16)
Вынесение общего множителя за скобки
Разложение многочлена на множители — это преобразование многочлена в произведение, равное данному многочлену.
Есть несколько способов разложения многочлена на множители. Один из них – вынесение общего множителя за скобки.
Вынесение общего множителя за скобки — это преобразование многочлена в произведение с помощью распределительного свойства умножения. Только в случае вынесения множителя за скобки это свойство применяется справа налево:
ab + ac = a(b + c)
Определение общего множителя для всех членов многочлена производится пошагово:
- Если у каждого члена есть коэффициент, то находим число, на которое делится коэффициент каждого члена, и выносим его за скобки.
- Находим переменные, которые встречаются в каждом члене. Переменные выносятся за скобки в наименьшей встречающейся степени.
- Определяем многочлен, который должен остаться в скобках. Обратите внимание, что многочлен в скобках должен иметь столько же членов, сколько было в исходном многочлене.
Рассмотрим разложение многочлена на множители методом вынесения общего множителя за скобки на примере многочлена:
20a2bc2 — 10a3c + 15a2b2c
- Рассматриваем коэффициенты 20, 10 и 15. Нам нужно найти для них наибольший общий делитель. Для данных чисел он равен 5. Число 5 и будет общим множителем для всех коэффициентов.
- Буквенный множитель a есть во всех трёх членах. Возьмём его во второй степени (a2), так как это его наименьшая степень, встречающаяся в членах многочлена. По такому же принципу возьмём множитель c.
- Множитель b встречается только в двух членах из трёх, поэтому его мы в общий множить включить не сможем.
В итоге мы получили следующие общие множители 5, a2 и c. Их произведение 5a2c представляет наибольший общий множитель, который будет вынесен за скобки.
5a2c( … )
Теперь надо вычислить многочлен, который должен быть в скобках. Для этого надо разделить каждый член исходного многочлена на общий множитель, который мы нашли:
Следовательно:
20a2bc2 — 10a3c + 15a2b2c = 5a2c(4bc — 2a + 3b2)
Обратите внимание, что вынесение общего множителя за скобки – это действие, обратное умножению одночлена на многочлен:
5a2c(4bc — 2a + 3b2) = 20a2bc2 — 10a3c + 15a2b2c
Примеры разложения многочлена на множители
Пример 1. Вынесите общий множитель за скобки:
а) a — ab б) 6xy + 2x
Решение:
а) a — ab = a · 1 — ab = a(1 — b)
б) 6xy + 2x = 6xy + 2x · 1 = 2x(3y + 1)
Пример 2. Сократите дробь:
а) | 6x + 6y | б) | 8b |
9x | 4a — 4b |
Решение:
а) | 6x + 6y | = | 6(x + y) | = | 2(x + y) |
9x | 9x | 3x |
б) | 8b | = | 8b | = | 2b |
4a — 4b | 4(a — b) | a — b |