Урок по теме «Антонимы»
Мастер-класс
по русскому языку в 5 классе
учитель: Купеева С.В.
с.Мостиздах
2018 г.
Тема: Антонимы.
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
— обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
— развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; предупреждение лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;
— воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективнаяОборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Структура и ход урока:
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент
Приветственное слово учителя:
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети: Да! Учитель: Тогда вперед!
— Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2
Актуализация знаний
Лексический диктант
Давайте проведём игру: «Угадай слово».
1.Я читаю слова, вы подбираете синонимы:
большой (огромный, громадный), сказать (произнести, промолвить, проговорить).
2.Назовите группу слов одним словом.
а) Автобус, трамвай, автомобиль, такси, велосипед, мотоцикл. (Транспорт)
б) Серебро, золото, сталь, железо, цинк, чугун, алюминий (Металлы)
в) Сапоги, туфли, босоножки, ботинки, валенки. (Обувь)
г) Кастрюля, чайник, тарелка, стакан, блюдце, кружка. (Посуда)
д) Роза, ромашка, гвоздика, тюльпан, ландыш, колокольчик (Цветы)
Произведите полный синтаксический разбор.
Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)
— Какие пожелания со словом «добрый» вы знаете?
— В каком значении употреблено слово «добрый» в словосочетаниях? Замените его синонимом.
— Дайте определение синонимов.
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.
Записывают предложение, проводят его разбор с комментированием (1 у доски)
Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
3.
Введение в тему
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Один скажет: «Солнце!»
Другой шепчет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Найдите слова с противоположным значением.
Это антонимы (анти – против, онима – имя).
Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».
Дети находят антонимы в тексте, определяют их значение.
УУД:
Регулятивные (поиск и выделение информации).
Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).
Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).
4.
Определение темы и целей урока.
Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Формулируют тему и цель урока.
УУД:
Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Познавательные (формулирование проблемы)
5.
Открытие нового знания.
1. Объяснение новой темы.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.
Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий — низкий, радость – горе и т.д.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Итак, что же такое антонимы?
Делается вывод.
Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.
Проблемное объяснение нового материала.
УУД:
Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Рассматривают словари
Познавательные
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 69, с. 166.
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
6.
Закрепление знания
Выполнение упр. 369 ( по заданию)
Игра «Наоборот»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: «близко».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты «храбрец»
— Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял -нашёл, храбрец-трус).
3. Решение грамматических задач.
1.Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)
Делаем синтаксический разбор предложения.
2. Вставьте нужные антонимы:
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
— Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
3. Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг — … .
(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
— Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
4. Подберите антонимы к фразеологизмам:
засучив рукава- (спустя рукава)
за тридевять земель- (рукой подать)
Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).
Познавательные (общеучебные действия)
Регулятивные (контроль)
7.
Физкультминутка
-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели- вновь за дело.
— Ребята, назовите антонимы!
Повторяют движения за учителем
Коммуникативные,
познавательные
8.
Закрепление знаний (продолжение)
Работа в группах
А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.
1 группа
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Восход солнца –______________________
зажечь костер -_______________________
начало урока — _______________________
уйти в школу -________________________
ясное небо — __________________________
шумная улица —
2 группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
- близкий
прилететь
север
холодный
редкий
незнакомый
правдивый
новый
узкий
молчать
известный
дальний
говорить
ложный
загадка
густой
старый
юг
горячий
широкий
улететь
отгадка
Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает
Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)
Познавательные (поиск информации)
Регулятивные (анализ текстов)
Работа с многозначными словами.
Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
1.Устно подберите антонимы к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.
— С каким словом возникли сложности?
— Почему?
(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
2. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов
1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).
(Чёрствый, старый, тёплый).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер).
(Тяжёлый, трудный, сильный).
Работают с текстом, делают выводы
Коммуникативные (постановка вопроса)
Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)
Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)
1.Перепишите текст, заменяя антонимами подчеркнутые слова.
Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко . Дул встречный холодный ветер, но идти было трудно . Пришли мы к станции, а поезд отходит . Как плохо , что мы опоздали.
— Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Записывают предложения в тетради, заменяют слова.
Проводят взаимопроверку.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
Познавательные (постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
8.
Контроль усвоения материала
Игра “Отгадай, что я”.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (прохлада).
Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама
Потому что я (зима).
Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это (плач).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь (тишина).
Участвуют в игре
Проводят самоанализ и взаимопроверку.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
9.
Итог урока
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.
Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)
10.
Рефлексия
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
— Что такое антонимы?
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
— Что нужно учитывать при подборе антонимов?
— Какова роль антонимов в речи?
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
Познавательные (рефлексия деятельности)
Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Личностные (самоопределение, самооценка)
Коммуникативные
(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)
8.
Домашнее задание
§69, упр. 371, 372, стр.167;
контрольные вопросы стр.167
Записывают домашнее задание
Личностные
ЛИТЕРАТУРА
Урок и презентация к уроку русского языка по теме «Что такое антонимы?»
Слайд 1
2 класс
Тема урока: Что такое антонимы?
Тип урока: комбинированный урок критического мышления
Цели урока: дидактическая: научить учащихся отличать и характеризовать слова-синонимы и слова-антонимы; находить антонимы в тексте; формировать языковую компетентность; учить правильно и объёмно выражать свои мысли, грамотно формулировать устные и письменные высказывания; осуществить междисциплинарный подход к организации учебного процесса;
развивающая: развивать воображение, нестандартный подход к решению заданий; развивать стремление к познанию и изучению родного языка; развивать умение ориентироваться в словарях разных видов; развивать культуру общения и дипломатический подход в дискуссии; расширять кругозор учеников.
воспитательная: формировать патриотические мотивы поведения; воспитывать аккуратность, любовь к природе и окружающему миру; показать учащимся важность ценности слова в жизни человека; воспитывать ответственность за свои слова.
Литература: 1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – Санкт-Петербург, 1863-1866.
2) Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2017. – 143 с.
3) Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка : Более 2 000 антоним. пар/ Под ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Рус. Яз., 1984. – 384 с.
4) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4е изд. – Москва, 1997.
Обеспечение урока: учебник; словарь антонимов русского языка; раздаточные карты «Ассоциативный куст»; карточки с текстами для интерактива; презентация, которая сопровождает урок; компьютерное обеспечение; раздаточные таблицы для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный этап
1.1. Проверка готовности к уроку Слайд 2
Литературные загадки, чтобы мозг держать в порядке! Я прочту вам загадки, ответы на которые дадут нам понять, что именно нам нужно будет на уроке сегодня.
1. Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга) Слайд 3
2. Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибку не сделаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь) Слайд 4
3. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник) Слайд 5
4. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал) Слайд 6
1.2. Каллиграфическая минутка
Каждому ряду предложено каллиграфически правильно и аккуратно переписать в тетради по одной пословице. Слайд 7
Не всё ворчать, надо и помолчать.
Звону много, да толку мало.
Многословие – не без пустословия.
Внимательно прочтите и проверьте правильность того, что вы написали. Слайд 8
2. Мотивационный этап
2.1. Игра «Выбери меня» Слайд 9
Прошу вас объединиться в группы по 4 человека (Метод «Работа в малых группах»). Сейчас каждой группе будет дано слово.
Задание: в группах выбрать к слову по 2-3 синонима и записать их. У вас есть по 2 минуты на обсуждение каждого слова.
Слайд 10 Слова: большой; плакать; красиво; метель; темнота; подошла; поймать.
Предположительные правильные ответы учащихся: большой – огромный, громадный, гигантский; красиво – прекрасно, великолепно, очаровательно; метель – вьюга, пурга; темнота – мрак, темень; подошла – приблизилась, подкралась; поймать – цапнуть, схватить.
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Обобщение знаний о синонимах
Слайд 11 Теперь на первую парту каждого ряда будет положен лист, на котором изображено Дерево Мудрости. (Метод «Ассоциативный куст») На ветвях этого дерева вам необходимо написать слова, которые ассоциируются у вас со словом, которое написано на стволе дерева. Прежде, чем перейти к выполнению, обратимся к толковому словарю и найдем значение слова «ассоциация». Приложение 1
Слайд 12 Работа со словарем:
Ассоциация — связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. [4]
Слайд 13
Слово: СинонимСлово: Текст
Приложение 1
4. Осознание учебного материала
4.1. Постановка проблемы
Прошу вас обратить внимание на каллиграфические записи пословиц и ответить: какой общей темой объединены эти высказывания? (Предположительные правильные ответы учащихся: тема слова и его важности; иногда лучше промолчать, чем сказать глупость; своё слово нужно держать). Слайд 14
Не всё ворчать, надо и помолчать.
Звону много, да толку мало.
Многословие – не без пустословия.
Ответьте, есть ли в этих пословицах синонимы? Если нет слов, которые похожи по значению, то какие есть? (Предположительные правильные ответы учащихся: слова, которые имеют противоположное значение). Подчеркните эти слова в пословицах.
А то, как правильно называются слова, противоположные по значению, вы сможете найти в правиле на странице 54 ваших учебников.
4.2. Работа по учебнику
Правило на странице 54.
В языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами. Слайд 15
Антонимы, как и синонимы, можно найти в словаре, поскольку существуют отдельные словари синонимов, антонимов или словари, созданные для толкования и описания значения слов. Таким толковым словарем мы сегодня пользовались, когда искали толкование слова «ассоциация». Откуда же произошли такие названия слов, которые имеют противоположное и одинаковое значение?
Слайд 16 Мы узнаем об этом со «Странички для любознательных» в наших учебниках на странице 55. Там есть статья «О происхождении слов».
Физкультминутка
Скажите, что вы знаете о происхождении слова «туча»? Оно произошло от древнерусских слов «облако, гроза, множество». И сейчас я попрошу вас встать и немного отдохнуть вместе с историей о злой тучке.
Слайд 17 Физкультминутка «Виноватая тучка»
Упражнение 72.
Теперь нам необходимо потренироваться в написании и поиске слов, которые имеют противоположное значение – антонимов. (Метод «Работа в парах»). Вам необходимо образовать пары. Пусть твоей парой будет одноклассник, с которым ты сидишь за партой. Сейчас слова из упражнения 72 будут распределены по парам и каждой паре необходимо будет найти по 3 антонима к слову, которое паре досталось. Слайд 18
Упражнение 74.
Прочитайте загадку и найдите отгадку.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
В. Тимофеев
Отгадка: дятел.
Спишите загадку и подчеркните в ней антонимы.
Слайд 19 На слайде вы видите рисунок. В учебнике также есть рисунок, согласно которому вы можете составить предложение. Итак, у вас есть несколько минут на то, чтобы выбрать любой рисунок и составить предложение по этому рисунку. Обязательно определите и подчеркните слово, которое выступает в предложении подлежащим.
Вспомним, какое слово в предложении может выступать сказуемым, а какое – подлежащим? Слайд 20 (Метод «Два – четыре – все вместе») У вас есть 1 минута, чтоб обсудить этот вопрос в парах, после чего вы должны объединиться в группы по 4 человека и обсудить этот же вопрос, чтоб дать полный и правильный ответ. Помните, что важным элементом вашей работы является умение общаться и договариваться.
Упражнение 75.
Внимательно прочтите задание. Вам необходимо из слов для справок подобрать антонимы к словам мелкий, лёгкая, сладкое. Слайд 21
1. Мелкий пруд – глубокий пруд. Мелкий дождь – крупный дождь.
2.Лёгкая сумка – тяжёлая сумка. Лёгкая задача – трудная задача.
3. Сладкое яблоко – кислое яблоко. Сладкое лекарство – горькое лекарство.
Каким образом можно доказать, что задание выполнено правильно? (Метод «Микрофон») Слайд 22 Я сейчас с микрофоном подойду к ученику, который хочет ответить. Слово предоставляется только тому, кто в данный момент держит микрофон. Помните о культуре общения и уважению к своим одноклассникам.
5. Развитие речи
Упражнение 76.
Первым этапом обработки представленного текста является прочтение. Читать мы его будем по-разному. В этом вам помогут слайды, на которых будет изображен способ чтения. Слайд 23
Прежде чем начать читать, прошу вас прочесть вопросы, которые поданы после текста. Во время чтения вы должны будете найти на них ответы.
1. Какого цвета лисички?
2. Что дрожит в середине грибка?
3. Как смотрит стайка лисичек изо мха?
А теперь приступим к чтению текста.
1. «Цепочка» (по очереди) Слайд 24
2. «Пчёлка» (негромкое чтение, похожее на жужжание) Слайд 25
Какое название мы дадим тексту?
Скажите, слово «лисички» имеет одно значение или много? Свою позицию объясните. Что, по вашему мнению, означает выражение «стайка грибов»?
6. Рефлексия
6.1. «Таблица моего успеха» Слайд 26
Также вам предлагается заполнить таблицу и оценить собственную успешность работы в группе, которая сегодня проводилась.
ВсегдаИногда
Никогда
Я сотрудничал с другими, когда мы работали для достижения общей цели
Я тщательно трудился над выполнением задания
Я выражал свои мысли и подавал новые идеи
Я вносил уместные предложения
Я подбадривал и поддерживал других
7. Домашнее задание Слайд 27
Вы все получили карточки с текстом. Дома вам необходимо внимательно прочесть текст, озаглавить его и в тетрадях сделать таблицу.
Выделенные слова будут заглавием двух столбцов. В каждый из столбцов вы выпишете слова из текста, которые являются синонимами к выделенным словам.
______________________________________
(заглавие текста)
Люди всегда мечтали. Есть мечты светлые, прекрасные. Людей, которые мечтают о хороших вещах не только для себя, но и для других, действительно добрые. Но есть мечты тёмные, мрачные. Люди, которые мечтают о плохих вещах, не обязательно плохие. Таким людям не хватает любви и тепла. Именно эти чувства заменяют в человеке зло на добро.
Для повышения уровня культуры своей речи, из двух выписанных слов необходимо составить по одному предложению.
Открытый урок «Антонимы» (5 класс)
Ерекешова Гульжайна Сатбаевна
Тема: Антонимы
Цель: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
тренировать умение целенаправленно подбирать антонимы; учить использовать
антонимы в речи:
2. показать в игровой манере всевозможные приемы употребления антонимов,
развитие речи, творческой инициативы, внимания, активизировать познавательную
деятельность, уточнять и обогащать словарный запас.
3. привить любовь к предмету, интерес к народным обычаям и традициям.
Тип: комбинированный
Метод: объяснительно – иллюстративный, игровой, словесный, здоровьесберегающая
технология, сопоставительный тест,
Оборудование: интерактивная доска, слайды, слова-синонимы для теста, тексты
пословиц
Ход урока:
І.Организационный момент
Психологический настрой на урок:
– Ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы возвращаемся в класс. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам.
Инсценировка: стук в дверь.
— Не сердитесь на нас!
— Не обижайтесь.
— Не злитесь.
Учитель: — Где вы были?
— Недалеко.
— Близко.
Учитель: — Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.
Ученицы: Потому что мы использовали слова синонимы.
Учитель: Я вижу вы хорошо усвоили прошлую тему.
ІІ.Проверка домашнего задания
Упражнение №8
(проверка идет по методу сопоставительного теста)
крутой сильный
могучий отвесный
крупный огромный
привлекать не разрешеть
запрещать притягивать
беречь сохранять
огонь свежесть
прохлада пламя
ІІІ.Обобщение предыдущей темы и переход к новой теме
-Для чего нужны синонимы?
-Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.
2. Сценка: — Ну и жарко!
— Да ты что? Холодно!
— Я весь покраснел!
— А я побелела.
— Ты что такая грустная?
— Нет, я веселая, потому что сейчас начнется самое интересное.
Учитель: Ребята, хватит спорить.
В русском языке есть не только синонимы – слова друзья, но и слова – недруги,
слова с противоположным значением.Такие слова называются антонимами.
Запись в тетрадях новой темы.
ІҮ.Обьяснение новой темы
Само слово антоним, наверно, напоминает вам другой термин, с которым вы уже знакомы.
Онима (греческое) – имя, слова.
Анти – против, противоположный.
Сформулируйте правило сами.
Антонимы – слова с противоположным значением.
Где можно встретить антонимы?
На уроках математики: плюс – минус
прибавить – отнять
умножение – деление
больше — меньше
На уроках биологии: живая – неживая (природа)
На уроках физкультуры: старт – финиш
На уроках литературы: в пословицах – поговорках
Труд кормит – лень портит
В загадках, в сказках: добро – зло, долго ли – коротко ли,
близко ли – далеко ли
3.Вывод: Обратите внимание, что антонимы – слова одной и той же части речи.
Труд – лень (имя существительное)
Прибавить – отнять (глагол)
Живая –неживая (имя прилагательное)
Долго — коротко (наречие)
4.Все ли слова имеют противоположное значение?
Игра «Смотри, не ошибись».
БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, КОНЕЦ (НАЧАЛО), СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (ВРАГ).
Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
И если синонимы составляют синонимический ряд и отделяются друг от друга запятой, то антонимы составляют антонимическую пару и пишутся через —
Ү.Закрепление темы:
1. Занимательная минутка. Отгадывание загадок
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь __________
Тишина
Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я _________
Зима
2. — Да, кстати о зиме. А какой скоро праздник?
— А какой это праздник?
— А как у казахов, у мусульманских народов называется празднование нового года?
— Когда он празднуется?
Работа по учебнику
чтение текста «Национальные обычаи и традиции казахского народа»
словарная работа
в глубь веков
возродиться
весеннее равноденствие
4. Вопросно – ответная беседа по содержанию текста
— Какие традиции и обычаи казахского народа вы знаете?
— Какие выражения связаны с Наурызом?
— Какие национальные игры казахского народа проводятся во время Наурыза?
5. Определите асновную мысль, тип и стиль текста
6. Выполнение письменных заданий
Упражнение №8 Подберите из текста антонимы к следующим словам:
Ночь – день
Неинтересный – интересный
Утро – вечер
Грустный – веселый
Слабость – сила
Ненависть – любовь
Маленький – большой
Упражнение № 13 Спишите. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите однородные члены предложения.
Люди радуются национальным праздникам, глубоко чтут народные обычаи и традиции.
Выполнение упражнения №11
В пословицах к выделенным словам подобрать антонимы:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Легко сказать, да трудно доказывать.
Вперед иди, а назад не оглядывайся.
6. По здоровьесберегающей технологии эстафета
Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.)
1.
ГЛУПЕЦ –
2.
БОГАТЫЙ –
ГОРЬКИЙ –
ПЕРВЫЙ –
ЛУЧШЕ –
ПЛОХОЙ –
ГРЯЗЬ –
РАДОСТЬ –
ДА —
ПРАВДА –
ДЕШЕВО –
ВОЙНА –
ЖЕСТОКИЙ –
ВЕЧЕРОМ –
ЗДОРОВЫЙ –
СВЕТ –
ЧЕРНЫЙ –
СИЛЬНЫЙ –
МАЛО –
УМНЫЙ –
ҮІ.Обобщение темы
С какими словами мы познакомились на уроке?
Какие слова называются антонимами?
Что нового вы узнали об антонимах?
Какова роль антонимов в речи?
ҮІІ.Домашнее задание
Упражнение №9 стр.112
ҮІІІ.Выставление оценок
Ребята!
Вы сегодня были активны на уроке; поднимали руки; отвечали; дополняли друг друга, играли и думаю всем было интересно.
ІХ. Игра «Наоборот».
А вот прощальная игра
Урок заканчивать пора
И я надеюсь, что теперь
Вы стали немножечко умней
И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечайте же: «Конец!»
Конспект урока русского языка по теме «Слова-антонимы».
Урок русского языка во 2 классе
«Слова-антонимы»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия имени
Героя Советского Союза В.В.Талалихина
г.Вольска Саратовской области »
Цорн Наталья Викторовна
г. Вольск, 2016 г
Тема урока: «Слова-антонимы» . 2 класс (система «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Цели урока:
— формирование понятия «антонимы»;
-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;
— в процессе работы прийти к выводу, что
антонимы являются одной частью речи
— способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
— развивать устную речь;
— обогащать словарный запас;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
Личностные УУД:
— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
— строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
— правильно употреблять антонимы в речи;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
Планируемый результат:
Знать:
— названия слов с противоположным значением — антонимов;
Уметь:
— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— различать группы слов: синонимов и антонимов;
Основные понятия: антонимы, синонимы.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
-основные:
-учебник «Русский язык» 2 класс (2ч.) под редакцией С.И. Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой.
-Иванов С.В. Русский язык: 2 класс6 комментарии к урокам. — М.: Вентана- Граф,2015.
—дополнительные:
—мультимедийная техника;
— Введенская., Словарь антонимов, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003
-Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., «Советская энциклопедия», 1978.
— Гурьева Т.Н. Фразеологический словарь. — Серия энциклопедия русского языка.- М.: ООО «Мир книги», 2004.
-Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка . М.: Просвещение, 2006.
-Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: Просвещение, 1987.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.
Ход урока.
1 . Орг. момент.
-Настраиваемся на урок.
Мы — умные,
Мы — дружные,
Мы — внимательные,
Мы — старательные.
Мы — отлично учимся,
Всё у нас получится!
-Тихо сядьте девочки. мальчики покажите, как умеете садиться.
2. Стихотворение Е.Санина (Слайд 2) читает ученица.
— Послушайте стихотворение Евгения Санина, которое прочитает …
Говорят: язык мой враг!
Ну зачем его мы так?
Если перестать злословить,
Лгать, перечить, многословить,
Спорить, осуждать, ругаться,
А дружить и примиряться.-
Пусть не сразу, пусть не вдруг,
Будет он не враг, а друг.
-Что поможет сделать наш язык другом?
(Надо изучать русский язык, правильно употреблять слова в речи.)
— Продолжим открывать тайны родного языка.
3.Чистописание (слайд3)
1. Актуализация знаний.
-Прочитайте слова: смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.
-Найдите лишнее слово.
-Почему оно лишнее?(Спросить 2-х учеников)
Д. Лишнее слово храбрость, т.к. слова смелый, отважный, бесстрашный – синонимы, отвечают на один вопрос какой?, а слово храбрость отвечает на вопрос что?
-А какие слова в русском языке называют синонимами?
-Как мы ещё называем такие слова? (Слова-приятели.)
2. Письмо соединений по образцу.
— В лишнем слове есть буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания.
-Первая буква обозначает безударный гласный звук. [О]
-Вторая буква обозначает согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый звук. [Р]
-В каких соединениях встречаем?
— Посмотрите, как я пишу на доске.
Руки? — На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спинка? – Прямая!
-Запишите по образцу данные соединения, соблюдая расстояние между элементами.
ор ор
оро оро ( Слайд 4)
-Посадкой покажите, кто написал.
4.Словарная работа. (слайд 5)
-Запишите в тетрадь слово «Словарь» и отгадайте загадки.
-Запишите отгадки самостоятельно, через запятую, работая над каждым словом.
1) Загадка:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)(Слайд 6)
-Выберите нужную гласную и запишите в тетрадь.
2) Ребус (Слайд 7)
3) Доскажи словечко :
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?
(Ворона).(Слайд 8)
4) Отгадайте птицу по фотографии.
(Соловей.)(Слайд 9)
Упражнение «Фотоглаз».
—Обменяйтесь тетрадями и включите «фотоглаз». Оцените работу своего товарища. Поставьте оценку.( Слайд 10)
-Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
-Кому было трудно? Молодцы!!!
5. Открытие детьми нового знания. Формулирование темы, определение целей урока.
-На какие группы можно разделить все словарные слова?(Слайд 10)
-По какому признаку? ( Соловей- птица перелётная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока.)
-Ворона, сорока, воробей — осёдлые птицы.
-Сравните лексические значения слов «осёдлые» и «перелётные». Они близки или противоположны по смыслу?
-В русском языке говорят. что такие слова противоположны по смыслу.
— Исследуем дальше.
—Посмотрите на следующий слайд (11)
-Кто изображён?
-Какой не должна быть девочка? Подберите синонимы.(Грязная, неряшливая.)
-С такой девочки. наоборот . надо брать пример. Назовите синонимы.
-Что у них общего?(Близки по значению, вопрос)
-А теперь подумайте, какое значение имеют слова из 1 и 2 столбика, если их прочитать парами?(противоположное.)
-Кто знает, как в русском языке называются слова. противоположные по смыслу? (АНТОНИМЫ)
—Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.(Слайд 12)
-Определите цели. ( Слайд 13 )
Цель урока:
-Научиться употреблять антонимы в речи.
-Учить подбирать слова. противоположные и близкие по значению.
—Запишите антонимы парами в тетрадь:
грязная- чистая,(на доске).
с комментированием следующую пару: кислый- сладкий,
3 пару запишите самостоятельно(напр. длинный- короткий)
-Кто сомневается в записи слов , поднимите руку.
6. Физминутка с антонимами.(Слайд 14)
-Давайте поиграем.
— Я вам показываю движение, а вы выполняете — противоположное.
Встать – сесть
Руки вверх – вниз
Наклон вперёд – наклон назад
Наклон вправо – влево
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь — пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты — храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!
-Кто запомнил слова с противоположным значением?
7. Формулирование правила.
-В греческом языке анти обозначает «против».(Слайд 15)
Минус- плюс, огонь- вода,
Дерзкий- осторожный,
Все антонимы всегда противоположны!
Проблемный вопрос.(Слайд 16)
-Слова «добрый»-зло» — АНТОНИМЫ?
-Ваши предположения?
-Они противоположны по значению?
-!!!!!!Что нужно изменить , чтобы они стали антонимами?
-На какие вопросы они отвечают?
-Запишите одну из пар.
-Сформулируйте правило, что такое антонимы. Каковы их главные признаки? Проверим (Слайд 17)
_Если синонимы- приятели. то антонимы , как назовёте?(Слова- неприятели)
-???Чтение стих-ия.(Слайд 18)
8. Работа по учебнику.
-Прочитайте это правило в учебнике на стр. 62
-Упражнение 1, с. 63.
-Часто антонимы встречаются в пословицах.
-Прочитайте. Запишите только антонимы.
(начало- конец, медленно — быстро)
-Подчеркните антонимы- существительные.
Обратите внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».
9.Физминутка для зрения. ( Про кота Леопольда) (слайд 19)
—Какие антонимы встретились?(Хорошо- плохо, ясный- пасмурный, добрый- злой, весело- грустно.)
-Как жили мыши с котом?( Плохо.)
-Когда так живут, какое фразеологическое сочетание употребляют?
-Как говорят в таких случаях?
10. Зрительный диктант. (Слайд 20.21)
Жить как кошка с собакой.
-Запишите предложение.
-Объясните все орфограммы.
Самопроверка. Проверка (слайд 14).
-Чем необычно это предложение? (Фразеологизм.)
-Как понимаете смысл? ( Жить плохо, ругаться, спорить.)
Работа в группах.( 3 карточки)
-Вспомните, какой вы знаете фразеологизм с противоположным значением?
( Жить душа в душу.) Это тоже антонимы, точнее антонимические сочетания.
-Верю. что вы живёте с родителями именно так.
-Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?
-Что же делать в случае затруднения?
-Необходимо обратиться к школьному словарю антонимов под ред. Львова или к словарям -онлайн.
-Такие словари есть в нашей библиотеке. Можете в перемену с ними ознакомиться.
11.ИТОГ.
1) Вернёмся к словам, которые прозвучали вначале нашего исследования.
— Есть ли в этом стихотворении слова-антонимы? (слайд 23)
— (враг- друг) Запишите.
— Пусть русский язык будет для вас хорошим другом!
2) (Слайд 24)
-Для чего нужно употреблять антонимы?
(Чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной.
12. Оцени себя. Рефлексия (слайд 25)
-Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.
— Какой первый котик по настроению ? а второй?
—Пользуясь антонимами: грустный и весёлый оцените свою работу на уроке.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.
-Попробуйте дать котикам клички- антонимы.( Весельчак- Грустинка)
15. Домашнее задание. Страница 61, № 5 (слайд 26). Придумать свою загадку со словами — антонимами.
16. Комментирование оценок .
Желаю успеха — урок окончен (слайд 27)
Не дорого начало, похвален конец.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО .
БЛИЦ- ТУРНИР: -Хотите ещё поиграть?
(Если осталось время)
-Сейчас я проверю, чему вы научились.
1) Какое молоко даёт чёрная корова? (белое)
2) Если взять сухой листик берёзы и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет? (мокрый)
3) Лес может быть густым, а может быть и (редким)
4) Волк – зверь большой, а ёж (маленький).
5) Весна бывает ранняя, а бывает (поздняя).
6) Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие).
7) Январь год начинает, а декабрь (кончает)
10. Творческая работа. (Слайд 28)
-Для чего нужны антонимы в речи? (Антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.)
-Подберите антонимы к рисункам.
-Придумайте и запишите предложение с одной из пар.
-Прочитайте, что получилось у вас?
Список использованной литературы
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя — М.: Просвещение, 2004..
Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс. Ч.2. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана- Граф, 2015.
Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам:2 класс.- М.: Вентана- Граф, 2008. .
Казачкова С.П. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.
Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. — М.: ЭКСМО, 2012.
Русский язык после уроков: стандарты второго поколения/ Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная. – Ростов н/Д; Фениск, 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Интернет ресурс www.yandex.ru
Урок русского языка по теме «Антонимы»
Конспект урока русского языка в 5 классе
учитель: Воробьева И.А.
Тема: Антонимы
Цели урока:
Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?
(Слайд 2)
Чтобы узнать, правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:
К данным словам подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом. (Слайд 3)
сухой – (влажный),
начинать — (кончать),
ветер — (затишье),
рыхлый — (плотный),
трудолюбивый — (ленивый),
короткий — (длинный),
свет — (темнота),
медлительный — (прыткий).
Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)
В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)
Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему урока: «Антонимы»
III. Новая тема
1.Антонимы — это слова…(учащиеся продолжают ответ).
Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. «Анти» с греческого — «против», чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова «антонимы».
Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)
Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают
использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,
делают речь более точной и выразительной.
“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”
2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 5)
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы
Закрепление нового материала.
1. Игра «Наоборот» (Слайд 6)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
— Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 — предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.
3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 7)
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
Проверим себя (Слайд 8)
— Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4. (Слайд 9)
— Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг — … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
— Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
— Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
5. Физкультминутка.
Мы с Винни Пухом в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Винни Пуху мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!
— Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
6. (Слайд 10)
Устно подберите антонимы к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.
— С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
7. (Слайд 11)
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.
Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.
Свежий (хлеб, журнал).
Лёгкий (труд, путь).
Тихий (музыка, город).
Мягкий (мебель, звук)
8. (Слайд 12)
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая
9. Тест
Найдите лишнее слово:
А) древний
Б) старый
В) строгий
2.Найдите синоним к слову умный:
А) щедрый
Б) мудрый
В) хороший
3. Какие пары являются антонимами?
А) печаль – радость
Б) закрыть – заснуть
В) жара — пекло
4. Найдите антоним к слову добрый:
А) беспечный
Б) злой
В) трудный
5.Найдите верные суждения.
А) Однозначные слова имеют только одно значение.
Б) Синонимы – противоположные по значению слова.
В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.
6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:
А) финал — конец
Б) антракт — обед
В) монумент – памятник.
7. Найдите лишнее слово:
А) грустный
Б) робкий
В) печальный.
10. Итог урока: (Слайд 13)
— Что такое антонимы?
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
— Что нужно учитывать при подборе антонимов?
— Какова роль антонимов в речи?
11. Комментированное выставление оценок.
12. Рефлексия: (Слайд 14)
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
13. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371
Презентация к уроку по теме АнтонимыPPTX / 111.29 Кб
Конспект урока на тему : «Антонимы»
Цели урока:
Образовательные:
— Познакомить учащихся с языковым явлением антонимии.
— Закрепить знания учащихся об омонимах и синонимах.
Развивающие:
— Развивать творческие способности учащихся, научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе.
Воспитательные:
— Показать богатство, выразительность, гибкость русского языка.
— Формировать стремление получать знания.
Оборудование:
— Раздаточный материал: кроссворд, геометрические фигуры.
— Индивидуальные карточки с дидактическим материалом.
Урок комбинированного типа.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы урока и постановка целей: Учитель: Тема нашего урока «Антонимы». Откройте свои тетради, запишите число, тему урока (ребята оформляют записи в тетрадях). Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием: «антонимы», научимся использовать их в своей речи.
II. Повторение пройденного материала:
Учитель: Прочитайте стихотворения. В чем заключается игра слов в них?
Шел я сумкой за плечами,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись за ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
2.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норки в норке не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка – здесь,
А норки – нет!
Учитель: Прочитайте стихотворение и определите, какие синонимы в нем использованы:
Простое слово – промежуток.
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт,
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку.
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.
III. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя: А теперь приступим к изучению нового материала. Ребята! Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы каждый вечер ложимся спать, а утром встаем. Вот о таких словах, которые имеют противоположное лексическое значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда «СПРЯТАННОЕ СЛОВО».
Назовите противоположное лексическое значение данных ниже слов и запишите их, чтоб разгадать кроссворд:
— НАЧИНАТЬ
— БУРЯ
— РЫХЛЫЙ
— ТРУДОЛЮБИВЫЙ
— КОРОТКИЙ
– СВЕТ
2. Знакомство с теоретическим материалом в учебнике на странице 140 п.68.
3. Игра «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ».
Учитель: Итак, антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. А все ли слова имеют противоположное значение? Сейчас проверим. Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушайте! Если у слова есть антоним, поднимайте руку и называйте его, а если антонима нет – руку не поднимаете.
БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, КОНЕЦ (НАЧАЛО), СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНЫЙ), МЫ, ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ОСТРЫЙ (ТУПОЙ), ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ), ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), КОТОРЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО), ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ).
Учитель: Отсюда можно сделать вывод: нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
В русской литературе есть произведения, в названии которых есть антонимы: «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого, «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» А.П. Чехова, «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» К.М. Симонова. Встречаются они и в названиях фильмов. Вспомните, например, мультипликационный фильм «КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ» по одноименной сказке. В основе многих пословиц и поговорок также лежит противопоставление.
Например: УЧЕНЬЕ – СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ.
КОРЕНЬ УЧЕНЬЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО СЛАДОК.
IV. Закрепление нового материала.
1. Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках.
Задание: Допишите пословицы:
2. Игра: «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».Учитель: Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,
Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА).
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА).
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,
НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, —
Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ
ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,
ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ,
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ).
Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА).
3. Работа с учебником: выполнение упр. 359.
Выпишите антонимы, обозначающие 1)время, 2)цвет, 3)размер, 4)температуру, 5)место. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
Дополнительное задание сильным учащимся: укажите три пары наречий, составьте с одной из них сложное предложение.
4. Индивидуальное задание (по карточкам): найдите антонимы в данном тексте.
ДВА ОХОТНИКА.
СРЕДИ ТАЙГИ, В СЕЛЕ, ЖИВУТ ДВА ДРУГА, ДВА СТАРЫХ ОХОТНИКА – ДЕД ЕГОР И ДЕД ИВАН. ДЕД ИВАН – ВЕЛИКАН, И ЗВЕРЯ ЕМУ ПОДАВАЙ ПОБОЛЬШЕ: МЕДВЕДЯ, КАБАНА, РЫСЬ. ДЕД ЕГОР ПОМЕНЬШЕ, ЗВЕРЯ ЛЮБИТ НЕВЕЛИКОГО: ЛИСУ, БЕЛКУ, СОБОЛЯ.
ДОМ У ДЕДА ИВАНА БОЛЬШОЙ. ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА МАЛЕНЬКАЯ. ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДЫМАЕТСЯ. ОБА ОХОТНИКИ ИЗВЕСТНЫЕ.
5. Индивидуальная работа по карточкам.
Вспомните и запишите антонимы к данным словам. За справками обращайтесь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Какое общее значение имеет каждая пара антонимов? Составьте словосочетания с двумя – тремя парами антонимов.
Отд..вать, праз(?)ник, скуч(?)ный, счаст(?)е, исч..зать, т..желый, под(ъ,ь)ём, поз(?)ний, лож(?), умен(?)шить, ник(?)гда, м..риться.
6. Игра «Найди лишнюю геометрическую фигуру».
Перед вами 6 геометрических фигур с записанными на них прилагательными (темный, белый, теплый, маленький, высокий, плохой), а на доске 5 слов (холодный, черный, большой, светлый, хороший). Впишите антонимы в соответствующие фигуры. Найдите лишнюю геометрическую фигуру, которой не хватило пары (квадрат, т.к. нет антонима к слову высокий).
V. Рефлексия.
1. Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что такое антонимы? Приведите свои примеры.
Заполните сравнительную таблицу (ребята заполняют последнюю строку, остальные были заполнены на прошедших уроках).
VI. Домашнее задание: (творческое)Учитель: Антонимы могут связывать смысловые части текста. Составьте небольшой рассказ на одну из тем: “На берегах реки”, “Вид из окна”, “Любимый уголок природы”, используя для связи его частей антонимы: правый-левый, справа-слева и т.п.
Например: НА БЕРЕГАХ ОКИ.
ЧЕРЕЗ НАШ ГОРОД ПРОТЕКАЕТ КРАСАВИЦА ОКА. ПРАВЫЙ БЕРЕГ ЕЕ КРУТОЙ, ВЫСОКИЙ. НА ЭТОМ БЕРЕГУ И РАСКИНУЛСЯ НАШ ГОРОД. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ОКИ НИЗКИЙ. ВДОЛЬ НЕГО ЗЕЛЕНОЙ ПОЛОСОЙ ТЯНУТСЯ СОСНОВЫЕ ЛЕСА С ИХ СМОЛИСТЫМ АРОМАТОМ, С ИХ ЦЕЛЕБНЫМ ВОЗДУХОМ.
Тема урока: «Антонимы». 5-й класс
Задачи урока.
Образовательные:
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Упражнение 352.
— Произведите разбор по членам предложения. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)
— Какие пожелания со словом “добрый” вы знаете?
— В каком значении употреблено слово “добрый” в словосочетаниях? Замените его синонимом.
— Дайте определение синонимов.
(Дают определение синонимов)
2. Игра “Синонимы”.
Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.
3. Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
- Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
- Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
- Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
- Красная строка, отступ вправо в начале строки.
- Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
- Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
- Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
4. Объяснение нового материала.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий — низкий, радость – горе и т.д.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
Ученица рассказывает о словаре антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Примеры.
Итак, что же такое антонимы?
Делается вывод. Прочитайте правило в учебнике на стр148.
5. Закрепление материала.
1. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.
Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
2. Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы.
Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, объединяющий и разъединяющий людей.
3. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял,
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я — … (храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, … (конец).
4. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов.
(Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)
5. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.
(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)
6. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)
6. Работа в группах.
А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.
1 группа
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг — ………….. (злой враг)
Теплый день — ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало — ………. (плохой конец)
Полезный труд — …………. (вредное безделье)
Утренний уход — ………….. (вечерний приход)
Последнее поражение — ………… (первая победа)
2 группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий | злой |
честь | холодный |
редкий | незнакомый |
правдивый | новый |
узкий | молчать |
известный | дальний |
говорить | ложный |
активный | густой |
старый | бесчестье |
горячий | широкий |
добрый | пассивный |
3 группа
Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
Посеешь – пожнешь.
Летом – зимой.
Дело – потеха.
Свет – тьма.
Легко – трудно.
Больше – меньше.
1 группа
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
2 группа
Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
Синонимы | Антонимы | |
Горе | ||
Друг | ||
Холод | ||
Грусть | ||
Работа | ||
Говорить | ||
Старый |
3 группа
Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
7. Игра “Отгадай, что я”.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).
8. Домашнее задание.
Упр. 361.
— Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).
— Подобрать из художественных произведений