Антонимия, дифференциация полисемии и как проявление парадигмат. отношений. Антонимическая пара.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 17Следующая ⇒При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении ‘находящийся наверху, выше прочих’ имеет антоним нижний в значении ‘расположенный внизу’ (верхняя ступенька — нижняя ступенька). В своем втором значении — ‘близкий к верховью реки’- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима — ‘расположенный ближе к устью’ (верхнее течение — нижнее течение). Антонимизируются и специальные значения этих слов: ‘относящийся к верхам’ (верхний регистр) и ‘образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента’ (нижний регистр). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов — явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении ‘часть суток’ имеет антоним ночь, а в значении ‘сутки, дата’ вовсе не имеет антонимов.
У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях ‘находящийся на небольшом расстоянии’ и ‘отдаленный небольшим промежутком времени’ имеет антоним далекий (близкое расстояние — далекое расстояние, близкие годы — далекие годы) . А в значении ‘кровно связанный’ это слово антонимично слову чужой (близкие люди — чужие люди). Выступая же в значении ‘сходный, похожий’, образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме).
Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый — правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий — черствый (батон, хлеб, булка).
Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке пару. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду: конкретный — абстрактный, отвлеченный; веселый — грустный, печальный, унылый, скучный.
Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали — антонимические. Например:
умный — глупый, разумный — бестолковый, мудрый — безмозглый, головастый — безголовый, толковый — тупой, грустить — радоваться, печалиться — веселиться, тосковать — ликовать.
Антонимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной и той же части речи. В антонимические отношения вступают как знаменательные части речи (существительные, глаголы, прилагательные и др.), так и служебные (например, предлоги: в — из, над — под, с — без и Др.)- Однако в антонимические отношения вступают только те слова, в лексическом значении которых имеется следующие оттенки качества:
1) размер, цвет, вкус: большой — маленький, белый — черный, тяжелый — легкий;
2) эмоциональное состояние: любовь — ненависть;
3) эмоциональное действие: огорчаться —радоваться.
Также в антонимические связи ступают слова, которые обозначают временные и пространственные отношения: вчера — сегодня, впереди — сзади, там — здесь, восток — запад, север — юг и др.
Слова с конкретно-предметным значением, употребленные в прямом, а не в переносном значении (верблюд, дом, стоя и др.), неспособны иметь антонимы. Не имеют антонимов имена собственные, имена числительные, большинство местоимений.
Словари антонимов.
В 70-е годы появилось несколько антонимических словарей:
1) «Словарь антонимов рус. яз.» Л.А Введенской (1971, 1982).
2) «Словарь антонимов рус яз» Н.П. Колесникова, под ред. Н.М. Шанского (1972)
3) «Словарь антонимов рус. яз.», М.Р. Львова, под ред. Л.А. Новикова (1978, 1984, 1985), содержит 2 тыс. антонимических пар. В начале каждой статьи – основное противопоставление, потом его синонимы, далее неточные средства выражения этого отношения курсивом. Семантика антонимов раскрывается через словосочетания и примеры из лит. произведений, в конце статьи – производные антонимы. + алфавит. указатель антонимических пар.
9. Понятие лексикологии как науки и слова как основной объект лекикологии. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией
Аспекты лексикологии:
1. Общая — изучает лексику разных языков, выявляет универсалии и общие закономерности. Частная — исследует словарный состав одного языка.
2. Описательная (синхроническая) — изучает лексику одновременно сосуществующую. Историческая (диахроническая) — изучает словарный состав в процессе формирования и развития.
3. Сопоставительная — лексика разных языков сопоставляется для выявления сходств и различий.
4. Практическая — необходима для практического овладения языком. Теоретическая — дает научное освещение понятий.
Задачи лексикологии:
1. Изучение понятий — единиц, структура значений и закономерности фукнционирования.
2. Категориальные и лексико-семантические отношения (полисемия, антонимия и др.)
3. Классификация и описание лексики (формирование, сфера употребления)
4. Фразеология
5. Лексикография
Слово — основная лексическая единица языка, которая является звуком или комплексом звуков, обладающим значением и употребляющихся в речи как самостоятельное целое (по Н. М. Шанскому). Каждое слово имеет: 1) свою звуковую оболочку; 2) определённое морфологическое строение. Словом является не любое сочетание звуков, а только такое, которое служит для обозначения какого-либо явления окружающей действительности. Эта способность слова называть предметы, их признаки, действия, признаки признаков и т.д. получила название номинативной (от лат. – имя) функции слова. Номинативную функцию слово может выполнять потому, что имеет определенный смысл, значение, которое называется лексическим значением слова. Например, слово сосна имеет лексическое значение «хвойное дерево с коричневой корой и длинными иголками»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого дерева. Слово белый имеет лексическое значение «цвет снега или мела»; в этом значении отражены существенные стороны данного признака.
Основные типы лексических значений слов» (по Виноградову):
1. Прямое номинативное значение — непосредственно направлено на предметы и явления, фундамент всех других значений. Они свободно сочетаются, контексты соответствуют отношениям в действительности и первичной семантической функции.
2. Номинативно-производное значение — непосредственно отражают предметы, но закреплены за определенной грамматической формой (капли как лекарство, лексикализация множественного числа существительных). Объединяются с прямым значением в смысловую структуру, но при этом синтагматически обусловлены.
3. Синтагматически обусловленные значения:
а) Фразеологически связанное— реализуется в сочетании со строго ограниченным кругом слов, употребление обусловлено не логическими отношениями, а закономерностями функционирования в языке. Ряды фразеологически обусловленных слов нельзя расширять — нарушатся нормы словоупотребления.
в) Конструктивно связанное значение — требует для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым ЛСВ выделяется в пределах многозначного слова (втянуться что — втянулись щеки; втянуться куда — втянуться в работу).
Все типы значений могут перекрещиваться и сочетаться (сноп — конструктивно обусловленное и фразеологически связанное вторичное номинативное значение).
infopedia.su
Антонимические отношения –
отношения смысловой противоположности.
Антонимы (гр. anti – против, onyma – имя) – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения: правда – ложь, говорить – молчать.
По структуреантонимы делятся на:
1) однокорневые: честный – бесчестный, одаренный – бездарный, приходить – уходить, моральный – аморальный;
разнокорневые: бодрый – усталый, богатство – нищета.
Противоположные значения могут развиваться и внутри одного и того же слова. Это внутрисловная антонимия (антонимия значений многозначных слов) – энантиосемия. Например, глагол отходить может означать ‘приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше’, но он же может означать ‘умирать, прощаться с жизнью’. Одолжить 1.Взять взаймы, в долг. 2. Дать в долг. Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких высказываний: Я просмотрела эту статью в журнале «Огонек». Виктор прослушал романс Яхина.
Антонимы делятся также на:
общеязыковые и
окказиональные.
Наряду с антонимами общеязыковыми (общеупотребительными), регулярно используемыми, в том или ином контексте могут оказаться слова, которые в обычном употреблении не составляют антонимической пары (не выражают противоположных значений). В этом случае о контекстуальных, или окказиональных (лат. casus – случай), речевых, авторских антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте:
…Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой
Правильное употребление антонимов в речи помогает раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств.
Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis – противоположение) – стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, образов, состояний. Этот прием издавна известен народной поэзии, представлен в пословицах и поговорках:
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет (Пословица).
Большим мастером сталкивать антонимы был М.Ю.Лермонтов:
В глазах, как на небе, светло,
В душе ее темно, как в море.
Писатели широко используют антонимы в заголовках своих произведений: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Живые и мертвые» К.Симонова.
Явление антонимии используется в оксюмороне (гр. oxymoron – остроумно-глупое). Этот прием состоит в сочетании слов, выражающих логически несовместимые понятия, с целью изображения нового, необычного явления. Одни оксюмороны строятся на антонимах (начало конца, Старый Новый год), другие – на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, топоним Сухая река.
II. Формальные отношения
объединяют слова с точки зрения формы (тождественной или сходной).
Омонимические отношения —
отношения совпадения форм слов.
Омонимы (гр. homos – одинаковый, onyma – имя) – это слова, которые имеют одинаковую форму, но разные значения, например: соль1 ‘вещество для приправы’ и соль2 ‘нота определенного звучания’.
В современном русском языке выделяются:
1) Лексические омонимы – слова одной части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные значения: ключ1 и ключ2, лук1 и лук2, англ. light1 – светлый и light2 – легкий, тат. тош1 – сон и тош – косточка.
2) Омофоны (фонетические омонимы) произносятся одинаково, но пишутся по-разному: луг – лук, код – кот, пруд – прут; везти – вести; бачок – бочок, англ. night – ночь и knight – рыцарь. Совпадение в произношении разных слов происходит вследствие действия различных фонетических законов: оглушение звонких согласных в конце слова, ассимиляция звонких согласных по глухости, редукция гласных.
3) Омографы (графические омонимы) пишутся одинаково, но произносятся по-разному: атлас – атлас, замок – замок, попадать – попадать.
4) Омоформы (грамматические омонимы) – слова разных частей речи, совпадающие в одной форме: три (сущ.) – три (гл.), течь (сущ.) – течь (гл.), знать (сущ.) – знать (гл.), стекло (сущ.) – стекло (гл.), тат. тош (сущ.) – сон и тош (гл.) – спускайся.
studfile.net
Антонимы. антонимические пары — русский язык, уроки
Тема урока: Антонимы. Антонимические пары
Цели урока:1.Знать определение антонимов, использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания;
2. развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
3. воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Оборудование:интерактивная доска, словари, опорная схема, таблицы, семантическая карта, карточки
Ход урока
І.Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока.
На доске текст:
Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
Какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые будут противопоставлены друг другу?
Зима – лето
Холод – жара
Стужа – зной
Поле – город
IІІ.Новая тема.
-Учитель: А как эти слова называются (АНТОНИМЫ).
— А кто вспомнит правило, что такое антонимы?
— Для чего они служат в речи? Что вы знаете об антонимах?
- это слова противоположные по значению;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- оживляют нашу речь.
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: рано-поздно, друг-враг, ранний-поздний, встречать-провожать.
ІV. Первичная проверка знаний.
Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства осени или осеннему дню.
Таблица
1-я строка Кто? Что?
1 существительное
2-я строка Какой?
2 прилагательных
3-я строка Что делает?
3 глагола
4-я строка Что автор думает о теме?
Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение
5-я строка Кто? Что?
(Новое звучание темы, осмысление).
1существительное
Осень Зима
Золотая, тёплая Холодная, морозная
Опадает, резвится, украшает. Преображает, украшает,зажигает
Настоящая королева Сказочная красавица-
Сказка. Волшебница.
Учитель: у каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали «синквейн». Говорят, что в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».
V. Закрепление темы.
1.Задание 1. Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели)
• Осенью птицы улетают, а весной ……. (прилетают)
• На дерево залезают, а с дерева…………(слезают)
• Воду в стакан наливают, а из стакана ………(выливают)
2.Задание 2. Назови противоположные признаки предметов:
Старый — …………, черный — …., светлый — ……., большой — ……., длинный — ……., высокий — ……., широкий — ……., толстый — ……., острый — ……, веселый — …., быстрый — ……., горячий — ……., больной — …….
3. Задание 3. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Подберите антонимы к словам.
Война – ….
День — …
Говорить — …
Сидеть — …
Подберите к словам антонимы.
• Добро – ….(зло)
• Друг – ….(враг)
• Широкий – ….(узкий)
• Твердый – ….(мягкий)
• Рано – ….(поздно)
Второй уровень. Подберите антонимы.
• Сахар сладкий, а лимон ….(кислый)
• Мяч большой, а мячик…….(маленький)
• Дорога широкая, а тропинка………(узкая)
• Дерево высокое, а куст ……….(низкий)
• Чай горячий, а мороженое ……(холодное)
• Перышко легкое, а кирпич ……(тяжёлый)
Прочитайте стихотворные строки, найдите антонимические пары.
К добру и злу постыдно равнодушны.
М.Ю.Лермонтов
Полюбил богатый-бедную,
Полюбил ученый-глупую,
Полюбил румяный-бледную,
Полюбил хороший-вредную.
М.И.Цветаева.
Третий уровень.Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я стараюсь.
(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому все это нравится.)
Физкультминутка.
1 вариант встает, если синонимичная пара
2 вариант встает, если антонимичная пара
Не то и не другое- сидим
Большой-громадный, радостное- тоскливое, хмурый-пасмурный, веселый-весело, храбрец-трус, знаменитый-известный, умный-глупый, злой-свирепый,грустная-печальная,высокий-низкий, рано-ранний.
VI. Подведение итога.
1.Подумаем и ответим на такой вопрос: Где встречаются антонимы?
-На уроках (математика: плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление)
-В загадках (Я антоним к слову лето
В шубу зимнюю одета.
Хоть люблю мороз сама
Потому что я ЗИМА)
-В пословицах и поговорках ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Меньше говори-больше слушай)
-В сказках ( Долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)
-В названиях произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Живые и мертвые» К.Симонова)
2.Итог подводится по семантической карте.
Семантическая карта
Тема
Примеры: Синонимы Антонимы Омонимы
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
У дуба толстый ствол, у берёзки тонкий.
Большой, громадный город показался перед нами.
3.Тест
1. Синонимы – это слова, которые ……
А)одинаково звучат и пишутся, но имеют разные значения.
В) звучат и пишутся по-разному, но имеют одно значение.
С) противоположные по значению слова.
2. Укажите антонимы:
А)знакомый – незнакомый
В)известный – прославленный
С)полный – толстый
3. Укажите синонимы:
А) толстый – полный
В) белый – чёрный
С) горячий – холодный
4. Укажите антонимы:
А) гневный – яростный
В) глупый – умный
С) робкий – несмелый
5.Найдите неверно составленную пару антонимов:
А )трудолюбивый-ленивый
В )молодость-старость
С )низкий-высоко
VII. Домашнее задание.
-Выполнить упр. 298, 300 стр. 130
-Составление рассказа о зимних забавах, используя синонимы, антонимы.
VIIІ. Выставление оценок.
kopilkaurokov.ru