Антонимы и синонимы к слову язык – Синонимы «язык», антонимы «язык»

Синонимы, антонимы и омонимы | Русский язык

Синонимы

Синонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но обозначающие одно и то же. Например:

сладкий — сахарный

солнце — звезда

Слова, близкие по значению, образуют синонимический ряд:

обманывать, врать, хитрить, жульничать

В ряду синонимов все слова относятся к одной части речи (существительные, прилагательные, глаголы), но различаются оттенками значений. Например:

влажный, сырой, мокрый

Все слова являются прилагательными и называют один и тот же признак предмета – не сухой. Каждое слово имеет свой оттенок значения:

влажныйслегка увлажнённый, не полностью сухой

сыройнемного мокрый, сильно влажный

мокрыйполностью пропитанный водой

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы):

обманывать — водить за нос

Слова одеть и надеть

Слова одеть и надеть не являются синонимами и не могут заменять друг друга в речи.

Одеть можно только кого-то или что-то, например:

одеть куклу, одеть ребёнка

Я одела куклу в красивое платье. Надо одеть дочку.

Надеть можно только что-то на себя или на кого-нибудь (на что-нибудь), например:

надеть костюм, надеть кольцо

Я надела на куклу красивое платье. Надо надеть дочке на палец кольцо.

Для облегчения запоминания разницы между одеть и надеть можно использовать следующее предложение:

Надевать одежду, одевать Надежду.

Антонимы

Антонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, но имеющие противоположный смысл. Например:

далеко — близко

много — мало

солнечно — пасмурно

Антонимами могут быть и однокоренные слова, противоположный смысл в этом случае обычно создаётся отрицательными приставками: не-, без-, анти-, контр-. Например:

счастливый — несчастный

радостный — безрадостный

вирус — антивирус

атака — контратака

приехать — уехать

Омонимы

Омонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например:

Боксёр – порода собаки.

Боксёр – человек, занимающийся боксом.

Лексическое значение омонимов можно различить только в контексте, то есть в словосочетаниях и предложениях, так как отдельно стоящее слово не позволяет определить его смысл:

малярная кисть — кисть руки

Омонимы делятся на полные и неполные. Полные омонимы – это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разный смысл. Примеры полных омонимов приведены выше. Неполных омонимов в русском языке три вида: омографы, омофоны и омоформы.

  • Омографы – это слова одной части речи, различающиеся ударением, то есть различные по произношению и значению. Например:

    за́мок с большими окнами — надёжный замо́к

  • Омофоны – это слова одной части речи, различающиеся написанием и значением, но имеющие одинаковое произношение. Например:

    бал — балл,   привидение — приведение

  • Омоформы – это слова разных частей речи, имеющие одинаковое написание и произношение, но различающиеся значением. Например:

    русская печь (сущ.) — печь пирожки (глаг.)

    острая пила (сущ.) — пила чай с печеньками (глаг.)

naobumium.info

Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример):

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример:

Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy — uchim.org

Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример:

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.

Смешение паронимов – это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.

Видео по теме

Всё для учебы » Русский язык » Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org

Тест по русскому языку (3 класс) по теме: Синонимы. Антонимы.Омонимы

_________           _______________________________________

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом  синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________             _______________

____________       _____________             _______________

          ____________       _____________             _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

    Пользуйтесь словами для справок.

           Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — _______ , вверх —  _________, холодный — ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз —  ___________,          мелкий   почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам .

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.

Омонимы   

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

      запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы  ели там?

— Лисички!              ____________   ,   ____________

 

2)   Шуточные вопросы.

 Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________

 Какую соль не кладут в суп? _________________

       Какой кистью   не  красят  стену? ______________________

добрая- сердитая  

 

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная

nsportal.ru

Тест по русскому языку по теме «Антонимы.Синонимы.Омонимы»

Тест по темам «Синонимы, антонимы, омонимы», «Устойчивые сочетания слов», «Тематические группы слов»

Ф.И_________________________ 1 вариант

1 Соедини стрелочкой правило с нужным ответом

Слова, одинаковые в написании и звучании,

но разные по лексическому значению называются… СИНОНИМЫ

Слова противоположные по смыслу называются… ОМОНИМЫ

Слова разные в написании и звучании,

но одинаковые по лексическому значению это… АНТОНИМЫ

2 Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову Обман.

Правда, ложь, враньё, честность.

3 Подчеркни слова, которые являются антонимами к слову Сладкий.

Вкусный, горький, медовый, кислый, ароматный.

4 Подчеркни лишнее слово. Напиши, к какой группе относятся остальные слова в группе.

  1. Чашка, ложка, тарелка, диван. Это _________________

  2. Юбка, штаны, сумочка, свитер. Это _________________

5 Напиши синонимы к словам

Ученик-___________________

Лжец-_____________________

6 Напиши антонимы к словам

Длинный-__________________

Ленивый-___________________

7 Каким словом можно заменить выражение «Задирать нос». Подчеркни его.

Высоко поднять нос, важничать , нервничать, драться.

Тест по темам «Синонимы, антонимы, омонимы», «Устойчивые сочетания слов», «Тематические группы слов»

Ф.И.________________________________2 Вариант

1 Подчеркни недостающее слово

А) Слова, одинаковые в написании и звучании, но разные по лексическому значению называются…

Синонимы антонимы омонимы

Б) Слова разные в написании, но одинаковые по лексическому значению это…

Синонимы антонимы омонимы

В) Слова противоположные по смыслу называются…

Синонимы антонимы омонимы

2 Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову Холод.

Зной, мороз, холодит.

3 Подчеркни слова, которые являются антонимами к слову Сохнет.

Мокнет, засыхает, намокает

4 Подчеркни лишнее слово. Напиши, к какой группе относятся остальные слова в группе.

  1. кресло, ложка, стул, диван это _________________

  2. автобус, троллейбус, свитер, самолёт это _________________

5 Напиши синонимы к словам

  1. печальный-___________________

  2. ребёнок-_____________________

6 Напиши антонимы к словам

1) Друг-__________________

2) Холодный-___________________

7 Каким словом можно заменить выражение «Сидеть как на иголках». Подчеркни его.

Что -то колется, нервничать, баловаться.

infourok.ru

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы, с. 14 – 17

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С. 

Канакина, Щёголева. Проверочные по русскому 3 класс


Слово в языке и речи
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы

Ответы к стр. 14 – 17

1. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

√ синонимы

2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синонимы в каждом ряду словосочетаний.

1) Сообразительный ребёнок, любознательный ученик, смекалистый мальчик, смышлённый малыш.

2) Детский рисунок, морозный узор, картина художника.

3) Идти пешком, ехать на метро, шагать по дороге.

3. Прочитай. Во втором предложении выбери из скобок подходящий по смыслу синоним. Запиши предложения.

Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шуршали опавшие листья.

4. Прочитай. Замени в каждом словосочетании выделенное слово антонимом и запиши получившиеся словосочетания.

Мягкий карандаш, мягкий диван, мягкий хлеб.

Твёрдый карандаш, жёсткий диван, чёрствый хлеб.

5. Прочитай пословицы. Впиши в предложения антоним к каждому выделенному слову.

1) Маленькие муравьи могут большое дерево загубить.

2) Глупый осудит, а умный рассудит.

6. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют совершенно разное лексическое значение.

√ омонимы

7. Прочитай. Подчеркни в предложениях омонимы.

1) Запах гвоздики-цветка очень похож на аромат гвоздики-приправы.

2) Шаровидный фрукт гранат тёмно-красного цвета, и прозрачный камень гранат тоже тёмно-красного цвета.

• Выпиши из первого предложения синонимы.

Запах, аромат.

8. Прочитай. Подчеркни в предложении омонимы.

Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
за речною косой
травы косит косой.

(М. Митрейкин)

• Обведи омоним со значением “идущая от берега узкая полоска земли, отмель”

9. Прочитай. Подбери к выделенным словам омонимы и составь с ними словосочетания.

Лук для стрельбы — репчатый лук.

Похвальный лист — кленовый лист.

Завод у часов — металлургический завод.

Студёный ключ — гаечный ключ.

10. Прочитай. Подчеркни сочетание слов, которое является фразеологизмом.

Серая ворона, считать ворон, рассказ о вороне.

•  Отметь √, какое значение имеет этот фразеологизм.

√ быть невнимательным

11

∗. Прочитай. Отметь √, какие из данных фразеологизмов имеют значение “быстро”.

√ во весь дух
√ со всех ног
√ сломя голову

   нога за ногу

•  Отметь √, в каком значении употреблён лишний фразеологизм.

√ медленно

12. Прочитай. Найди и подчеркни фразеологизм со значением “нет музыкального слуха”.

Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.

(Л. Татьяничева)

13. Прочитай. Отметь √, в каком словаре можно найти такие сведения о слове.

Холодный, морозный, студёный.  

√ словарь синонимов

14. Прочитай. Определи тип текста. Отметь √ верный ответ.

На прогулку вышла низкорослая такса. Ножки коротенькие, животом почти земли касается, да и шерсти на этой собачке — кот наплакал. Холодно ей, дрожит. Даже попонку хозяева сшили: не то замёрзнет.

(Из журнала “Мурзилка”)  

√ описание

•  Найди в тексте и подчеркни фразеологизм. Пользуясь словарём в учебнике (часть 1, с. 157), определи его значение. Запиши этот фразеологизм и его значение.

Кот наплакал — очень мало.

•  Узнай по толковому словарю лексическое значение слова ПОПОНА.

Попона — покрывало, накидываемое на круп лошади для её защиты.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 3 класс

volzsky-klass.ru

Урок развития речи по теме «Синонимы и антонимы в речи». 2-й класс

Цель:

  • Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
  • Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
  • Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
  • Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи», индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета.

Тип урока: закрепление знаний

Перед уроком дети делятся на 4 команды по 6 — 7 человек. В каждой команде выбирается эксперт, который в ходе занятия может воспользоваться словарём синонимов или антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация, некоторые задания выполняются на интерактивной доске.

Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

Ход занятия

I Организационный момент

II Сообщение темы занятия.

Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом» (см. Приложение №1)

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.

  1. Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
  2. Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
  3. Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
  4. Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
  5. Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
  6. Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
  7. Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
  8. Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.

Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»

Мы продолжим знакомство с этими понятиями.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)

  • Какие слова называются синонимами, а какие антонимами?
  • Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
  • Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
  • Какие предложения называются повествовательными?
  • Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
  • Что такое олицетворение?
  • Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке)

    III Путешествие на остров Синонимов.

    Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.

    Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).

    А) Инструкция:

    У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

    (Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы — 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

    ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

    • РЕБЁНОК
    • ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
    • ДЕЛАТЬ
    • ХОРОШО

    Б) Проверка.

    Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.

    РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

    ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

    ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

    Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

    1. На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: «Какие слова называются синонимами?»
    2. Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).

      Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской, дети подписывают картины)

      ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ
      ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ

      Продолжите фразу:

      — Полученные подписи — это слова - ::..(синонимы)

      — Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

      — Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

    3. Подъём на гору Находок

    Путешествие продолжается.

    Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

    Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

    Это задание дети выполняют коллективно.

    Задание для 1 команды.

    • Зябнет осинка,
      Дрожит на ветру,
      Стынет на солнышке,
      Мерзнет в жару.

    Задание для 2 команды.

    • Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

    Задание для 3 команды.

    • С веточки на веточку
      Прыгает, резвится,
      Ловкая, проворная,
      А не птица.

    Задание для 4 команды.

    • Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
      Приятелей много, а друга нет.
      Свой хлеб слаще чужого каравая.

    Проверка.

    — Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

    — Какой частью речи они являются?

    Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:

    — Для чего синонимы нужны в речи?

    Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)

    — Что такое синонимы?

    Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

    — Для чего используют синонимы в речи?

    Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

    IV Динамическая пауза «Игра наоборот»

    Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.

    Вперед — назад
    Вниз — вверх
    Назад — вперед
    Присел — подпрыгнул
    Подпрыгнул — присел

    V На острове Антонимов

    Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

    Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.

    Отгадайте загадки.

    Я антоним к слову «зной»,
    Я в реке, в тени густой,
    И в бутылках лимонада,
    А зовут меня 😕 (прохлада)

    Я антоним к слову «лето»,
    В шубку снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я 😕 (зима.)

    Я антоним к слову «смех».
    Не от радости, утех,
    Я бываю поневоле
    И от счастья, и от боли,
    От обиды, неудач.
    Догадались? — Это : (плач).

    Я антоним шума, стука.
    Без меня вам ночью мука.
    И на уроках я нужна,
    А называюсь : (тишина).

    — Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

    Минус — плюс, огонь — вода,
    Дерзкий — осторожный:
    Все антонимы всегда
    Противоположны.

    Сыграем в игру «Противоположные слова»

    Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик — называет антоним этого слова.

    1 группа: Враг — друг, холод — жара.

    — К какой части речи относятся данные слова?

    2 группа: Старый — новый, злой — добрый.

    — А эти слова, какой части речи?

    3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.

    — Какой частью речи являются ваши слова?

    4 группа: Далеко — близко, высоко - низко.

    — Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.

    У одних антонимами были имена существительные, у других — глаголы, вы встретились с антонимами — прилагательными, а вам достались антонимы - наречия.

    — Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)

    В пещере Тайн

    Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

    А) Откройте пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи» на с.20, найдите задание №5. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты)

    • Худой (человек) — ________________, (толстый)
    • Худой (карман) — _________________, (целый)
    • Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
    • Близкий (человек) — _______________, (чужой)
    • Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
    • Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
    • Высокий (голос) — _________________, (низкий)
    • Высокий (человек) — _______________. (невысокий)

    Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

    — Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

    Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

    (на интерактивной доске)

    — Что такое антонимы?

    Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

    — Для чего используют антонимы в речи?

    Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

    VI Бухта Творчества

    Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

    Прочитайте текст.

    Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

    — Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

    — С помощью каких слов передается это настроение?

    Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

    Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

    Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

    Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

    Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

    Проверка.

    А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

    — Какое настроение передает ваш текст?

    — Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы — слова близкие по смыслу)

    Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

    — Какое настроение передает ваш текст?

    — Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)

    Как приятно выходить на берег в такую погоду!

    VII Пристань «Вопрос — ответ»

    Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос - ответ»

    Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)

    — Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

    — Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

    — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

    — На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

    Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз. (По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово - ЛЕКСИКА.)

    Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.

    Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

    VIII Рефлексия

    Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.

    Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.

    Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.

    Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

    Приложение.

    urok.1sept.ru

    Тестовые задания по русскому языку на тему «Синонимы, антонимы, омонимы» (2 класс)

    Омонимы

    Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

    1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Устно объясните значения этих слов.

    Суслик выскочил из норки

    И спросил у чёрной норки:

    — Где вы были?

    — У лисички!

    — Что вы ели там?

    — Лисички! _______________________ , __________________________

    2. Сравните звучание, написание и значение слов коса, ручка, ключ.

    Со словом коса составьте два предложения. ____________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Со словами ручка, ключ составьте словосочетания, чтобы показать разные значения этих слов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Синонимы.

    Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

    1. К данным словам подобрать и записать синонимы.

    Товарищ — ________________________ Большой — ___________________________

    Безмолвие -_______________________ Храбрый- ____________________________

    Неправда — _______________________ Худой — ______________________________

    Команда — ________________________ Смеяться -____________________________

    Солдат- __________________________ Колотить — ___________________________

    1. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Придумай название. Запиши текст в исправленном виде.

    Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

    Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Антонимы.

    Антонимы – это слова с противоположным значением.

    1. К данным словам подобрать слова антонимы.

    Друг — _____________________ Весёлый — ____________________________

    Богатство — _________________ Добрый — ____________________________

    Богач — _____________________ Тёмный — _____________________________

    Встреча — ___________________ Стоять — _____________________________

    Храбрец — __________________ Плакать — ____________________________

    1. Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

    По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________. Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ___________________________.

    По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.

    По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.

    По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.

    Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

    1. Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.

    Задирать нос волноваться, нервничать

    Сидеть как на иголках бездельничать

    Водой не разольёшь зазнаваться, важничать

    Бить баклуши усердно, старательно

    Кот наплакал не работает

    Взяться за ум очень мало

    Засучив рукава неразлучные, очень дружные

    Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее

    Валится из рук кое-как

    Бежать сломя голову очень спешить, торопиться

    1. На место пропуска перенесите фразеологизм, который имеет такое же значение, что и слова в скобках.

    Играйте спокойно, дети, и (не мешайте мне) _________________________________________.

    Сёстры были (очень похожи друг на друга)___________________________________________.

    Гости должны были прийти (в самое ближайшее время)_________________________________.

    В Москву приезжают люди (ото всюду)_______________________________________________.

    Слова для справок: с минуты на минуту, со всех концов, не путайтесь под ногами, похожи как две капли воды.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *