Антонимы к слову школа 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Синонимы и антонимы 3 класс

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Синонимы и антонимы 3 класс

Синонимы и антонимы 3 класс

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Самоопределение к деятельности.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

III. Работа по теме урока

Синонимы – слова, близкие по значению.

красный — алый

доктор — врач

Антонимы – слова, противоположные по значению.

весело — грустно

загадка — отгадка

1.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. Приведите примеры синонимов и антонимов.

Объедини пары синонимов.

2. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)

Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

3. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)

Специальность — … (профессия).

Обучение животных — …(дрессировка).

Помещение в школе — … (класс).

Популярная игра на льду — …(хоккей).

Вид плавания — … (брасс).

Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).

4.Развивай свою речь.

Прочитай. Замени каждое слово синонимом.

С моря дул студёный ветер. (……)

прохладный холодный

В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)

мигают сияют

Стояло жаркое лето. (…….)

знойное безоблачное

По улице пронеслась пожарная машина. (……)

проехала промчалась

IV. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Найти пропущенные слова-антонимы.

На доске запись:

Ручейку говорила река:

— Ты узок, а я ……!

— Ты мелок, а я …..!

Об одном позабыла река –

Что она началась с ……

2. Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.

Приятелей много, а _______ нет.

Ученье — свет, _______ — тьма.

Правой рукой строит, а _______ разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.

VI. Подведение итогов урока.

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание:

 составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

nsportal.ru

Урок 15. синонимы и антонимы — Русский язык — 3 класс

Русский язык. 3 класс

Урок № 15

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Синонимы и антонимы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Синонимы, антонимы.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое синонимы и антонимы;

Научимся:

  • различать синонимы и антонимы;
  • приводить примеры синонимов и антонимов;
  • находить в словаре синонимов и антонимов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Автомобиль, машина.

Ветер, буря, ураган.

Лгать, обманывать.

Лётчик, пилот.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Прочитайте текст.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

В этом тексте повторяется слово «ребята».

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» –

против и «онима» – имя.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Белый – чёрный.

Встречать – провожать.

Плохо – хорошо.

Широкий – узкий.

Чистый – грязный.

Разбор заданий

Вариант 1.

Базовый уровень.

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».

  1. Антонимы.
  2. Синонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Словарь антонимов.

Словарь омонимов.

Словарь синонимов.

Орфографический словарь.

Повышенный уровень.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Красный, алый.
  2. Прыгать, играть.
  3. Лес, лесной.

Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.

Укажите синоним к слову «простите».

  1. Извините.
  2. До свидания.
  3. Прощение.
  4. Забота.

Вариант 2.

Базовый уровень.

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».

  1. Синонимы.
  2. Антонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.

  1. Словарь антонимов.
  2. Словарь омонимов.
  3. Словарь синонимов.
  4. Орфографический словарь.

Повышенный уровень

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Грустный, печальный.
  2. Осень, весна.
  3. Стол, столовый.

Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

  1. Враг, друг.
  2. Стук, вокруг.
  3. Червяки, деревья.
  4. Я, мой.

Укажите синоним к слову «отец».

  1. Папаша.
  2. Родственник.
  3. Отечество.
  4. Дядя Петя.

resh.edu.ru

Синонимы и антонимы, с. 22 – 23

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С. 

ГДЗ, ответы. Проверочные работы по русскому языку Канакина, Щёголева 2 класс


Слова, слова, слова…
Синонимы и антонимы

Ответы к стр. 22 – 23

1. Прочитай. Впиши пропущенные слова.

1) Синонимы — это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. 

2) Антонимы — это слова, противоположные по значению.

2. Прочитай. Отметь √ предложения, в которых есть синонимы. Подчеркни синонимы.

√ Где дорога, там и путь.

   Труд кормит, а лень портит.

√ Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

• Спиши предложение, в котором есть антонимы. Подчеркни антонимы.

Труд кормит, а лень портит.

3. Прочитай. Пользуясь словарями учебника (часть 1, с. 141, 142), подбери к каждому слову и запиши синоним или антоним.

Синонимы:

быстро, скоро              дорога, путь
друг, товарищ             прощай, до свидания
рисунок, узор              спасибо, благодарю

Антонимы:

быстро — медленно      плохо — хорошо
здравствуйте — до свидания

4. Прочитай. Впиши в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Бабушка надела очки и стала читать книгу.

Таня одела сестру, и они пошли на улицу.

Весной лес звенит птичьими голосами.

Мышка мгновенно юркнула в норку.

Слова для справок: одела, надела; гудит, шумит, звенит, гремит; побежала, юркнула.

5. Прочитай предложение из рассказа А. Гайдара “Военная тайна”. Выпиши из предложения парами слова, близкие по смыслу (синонимы), и слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Видно, будет у нас не лёгкий бой, а тяжёлая битва. 

Синонимы: бой, битва. 

Антонимы: лёгкий — тяжёлая.

6. Прочитай. Впиши в предложения пропущенные слова.

Барсук роет себе глубокую нору. Широкими лапами он быстро копает землю. Ночью зверёк выходит на охоту. 

Слова для справок: зверёк, он, барсук.

• Найди и подчеркни в предложениях синонимы.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 2 класс

volzsky-klass.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока в 3 классе «Синонимы и антонимы» с применением ИКТ.

Урок русского языка по теме «Синонимы и антонимы» с ИКТ. 3-й класс


Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.

Наглядность: плакат “Волшебный замок”, “Смайлы”.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – “время года, следующее за зимой”. Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.

III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й — Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

— Эти слова называются антонимами.

— Вот мы и определили тему нашего урока.

(Учитель прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате “Замок”.

В этом замке “живут” синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)

III. Работа по теме урока

1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 4)

Синонимы – слова, близкие по значению.

красный — алый

доктор — врач

Антонимы – слова, противоположные по значению.

весело — грустно

загадка — отгадка

2.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. Приведите примеры синонимов и антонимов.

3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 5)

Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.

Объедини пары синонимов.

шалун липучий

сладкоежка озорник

птичка валяться

плакать ротозей

зевака реветь

лежать лакомка

клейкий квакушка

лягушка птаха

4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 6)

Прочитайте. Впечатайте в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.

В книге есть вопросы и ______.

Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.

Живут в соседстве ______ и радость.

Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.

5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)

Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)

Специальность — … (профессия).

Обучение животных — …(дрессировка).

Помещение в школе — … (класс).

Популярная игра на льду — …(хоккей).

Вид плавания — … (брасс).

Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).

6. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9)

Развивай свою речь.

Прочитай. Замени каждое слово синонимом.

С моря дул студёный ветер. (……)

прохладный холодный

В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)

мигают сияют

Стояло жаркое лето. (…….)

знойное безоблачное

По улице пронеслась пожарная машина. (……)

проехала промчалась

IV. Физкультминутка. (Слайд 10)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Найти пропущенные слова-антонимы. (Слайд 11)

На доске запись:

Ручейку говорила река:

— Ты узок, а я ……!

— Ты мелок, а я …..!

Об одном позабыла река –

Что она началась с ……

2. Загадка. (Слайд 12)

Я антоним к слову зной.
В реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада,
А зовут меня … (Прохлада)

3. Дополнить стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре “наоборот”.

(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)

Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко,
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
Близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь
Пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
Нашёл.
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
Герой.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
Конец!

3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)

Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.

Приятелей много, а _______ нет.

Ученье — свет, _______ — тьма.

Правой рукой строит, а _______ разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.

VI. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)

Работа с карточками.

1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.

2 3 1

? Скорый

? Стремительный

? Быстрый

? Громадный

? Огромный

? Большой

? Ураган

? Ветер

? Вихрь

2. Подберите к словам антонимы.

Вянуть — ……

Прощание — …….

Родной — ……

— Оцените свою работу на уроке при помощи “смайлов”.

VII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

nsportal.ru

Урок русского языка » Слова- антонимы». 3 класс

Тема урока: » Слова- антонимы». 3 «А» класс

Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с понятием «антонимы», формировать умение находить и подбирать антонимы.

Задачи:

  • обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.

  • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;  

  • воспитывать аккуратность при письме.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока.

1. Организация класса.

-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое

Пальчиковая гимнастика

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка,

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали.

2. Проверка домашнего задания

Письмо под диктовку

Друзья играли на траве в футбол. К Ильюше пришли домой товарищи. Мы с приятелями смастерили настоящий самолёт.

— Подчеркните в предложениях синонимы.

Словарный диктант ( 1 ученик работает у доски)

3. Сообщение темы урока.

— Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны работа в группе.

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль …
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.

6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует —

Бежим по воде. (волны)

— Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

-На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)

-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)

-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи

4. Открыть новые знания

— Итак, приступим  к выполнению задач.

— Первая наша задача? (дать определение)

— Где можем найти определение? (в учебнике и словаре)

— Работа со словарем и учебником (чтение определения)

— Итог учителя:

Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению

Историческая справка.

Слово «антоним» — произошло от древнегреческих слов » анти» — » против» и «онима»- «имя».

-Откуда я взяла эту информацию?

-А как бы вы их назвали по своему?

-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.

(Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий)

-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?

-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.

Гимнастика для глаз. электронная

Работа над новым материалом.

Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь.

-Работать будем в парах.

— Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)

Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Самопроверка (по доске)

-Теперь проверим, что у вас получилось.

-Кто справился сам — поставьте себе плюс, а кто с помощью доски – плюс — минус.

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

-Найдите и подчеркните все пары антонимов из пословиц

Проверь себя

— Давайте, проверим, что у нас получилось?(по доске)

-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс –минус, кто не смог справиться – минус.

-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

-А я предлагаю вам сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу, —

Ну, отвечай…

Вам предстоит поработать в группе, суметь договориться и решить учебную задачу.

— Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2 столбика

Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый                     холодный

Быстрый                   медленный

Теплый                     темный

Радостный                низкий

Высокий                   унылый

Светлый                   злой

— Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.

 В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски.

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?

-Как вы думаете , мы достигли ее?

-Чему научились?

-Какой урок получился? Благодаря чему?

— Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.

— Ставьте +, если утверждение для вас верно:

1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.

2. На уроке  я сотрудничал с одноклассниками.

3. Я могу дать определение понятию «антонимы».

4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.

5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.

— Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз?

— Наше с вами путешествие закончилось. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.

Рефлексия.

3 смайлика с разными выражениями:

1.Улыбается -все получилось, работал быстро. правильно.

2. Серьезный — работал правильно. но медленно. не все получалось.

3.Грустный — работал с ошибками, медленно.

Д./з. с.22 упр65

— Наш урок закончился. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль …
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.

6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует —

Бежим по воде. (волны)

Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий

Маленькое дело лучше,

чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет,

неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый                     холодный

Быстрый                  злой

Теплый                     темный

Радостный                низкий

Высокий                   унылый

Светлый               медленный

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый

ГУ «Первомайская средняя школа

отдела образования акимата Мендыкаринского района»

Открытый урок по русскому языку

Тема

«Антонимы»

3 «А» класс

Подготовила учитель

начальных классов

Голованова Н.В

2015-2016 учебный год.

kopilkaurokov.ru

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: Формирование понятий синонимы-антонимы

Формирование понятий синонимы и антонимы.

Упражнение для индивидуальной работы 3-4 класс.

1.Запиши   словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы) :

Ранний час-

Весёлая песня-

Будничный наряд-

Лживый человек-

Солнечный день-

Незнакомые стихи-

Письменное задание-

2. Запиши существительные, противоположные по смыслу(антонимы) :

Белизна-…,богатство-…,веселье-…,труженик-…,

великан-…,встреча-…,доброта-…,друг-…,мир-…,

герой-…,богач-…,сказка-…,восход-…,мудрец-… .

3. Запиши словосочетания ,близкие по смыслу данным:

Дежурный наблюдает-

Бригадир возглавляет-

Ребёнок балуется-

Народ создаёт-

Ветер освежает-

Почтальон вручает-

Класс безмолвствует-

Бабушка ругает-

Отряд шагает-

Солнце поднимается-

4. В данных предложениях замени, подчёркнутое слово на синоним из скобок:

На берегу моря стоял маленький домик. (избушка, дворец, хата, замок)

Мальчик спрятался за кустик.(скрылся, притаился, убежал, присел)

Солдаты маршировали по площади.(шли, гуляли, шагали, бежали)

Поезд мчался к большому городу.(Бежал, летел, нёсся, ехал)

На парте лежит учебник математики.(журнал, книга, блокнот, пенал)

Костёр пылал красным заревом.(багровым, золотым, алым, ярким)

5.Данную группу слов запиши в виде пар антонимов:

Белизна, богач, встреча, восход, сказка, великан, щедрость, веселье, мудрец, заход, скука, разлука, быль, бедняк, карлик, жадность, глупец, чернота.

6.Запиши существительные, близкие  по смыслу(синонимы), так, чтобы оно было другого склонения:

Обязанность-…, безмолвие-…,перстень-…,граница-…,бастион-…, занавес-…, залив-…,удача-…, зной-…,мрак-…,конец-…,чистота-…,доброта-…, глупость-…,жадность-…,кротость-… .

7. Запиши существительные, близкие  по смыслу(синонимы), так, чтобы оно было другого склонения:

Поймать-…,остановить-…, врать-…,увидеть-…,мечтать-…,бродить-…,сломать-…, спрятаться-…,воровать-…,прыгать-…, смешить-…  .

8.Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…,шершавый-…,хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, красивый-…,сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-…  .

9. Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Аккуратный-…,весёлый-…,тесный-…,тусклый-…,частый-…, беззаботный-…, извилистый-…,популярный-…,сельский-…,ошибочный-…, разговорчивый-…, первый-…, преданный-…,ценный-…,роскошный-… .

10. Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

Скупой-…,извилистый-…,сильный-…,популярный-…, ценный-…,весёлый-…,нежный-…,грубый-…,худой-…, разговорчивый-…,горячий-…,чистый-…,гладкий-…,смелый-…,верный-…,бережливый-…,толстый-…  .

11. Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

Яростный-…,доблестный-…,честный-…, просторный-…,длинный-…,мирный-…,будничный-…,мудрый-…, богатый-…,болтливый-…,плутоватый-…,печальный-…, крошечный-…,влажный-…,глубокий-…,жаркий-… .

12 Запиши словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы):

Тихая езда-…,тихий голос-…,густой лес-….,густой туман-…,горячая вода-…,горячее лето-…,тёмное небо-…, тёмное лицо-…, старая книга-…,старый человек-…  .

13. Запиши словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы):

Верный друг-…,верный ответ-…,крепкая верёвка-…, крепкий организм-…,свежий ветер-…,свежая газета-…, чёрное пятно-…,чёрный конь-…,быстрая машина-…, быстрая белочка-… .

14. Запиши словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы):

Очень холодная зима-…,очень сильный мороз-…, очень густой лес-…,очень неаккуратный вид-…,очень известный артист-…,очень приветливый хозяин-…,очень жаркое лето-…,быстрый поток воды-…,очень непонятное происшествие-…,очень влажная одежда-… .

15. Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

Капризный-…,стремительный-…,навязчивый-…,ветхий-…,парадный-…,болтливый-…,бережливый-…коварный-…,шикарный-…,прекрасный-…,безлюдный-…,грязный-…,густой-… .

16. Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

Любезный-…,гигантский-…,громкий-…,опасный-…, серьёзный-…, обидчивый-…,пугливый-…,резкий-…., гладкий-…,мягкий-…,густой-…,будничный-…, ароматный-…

17. Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

Грубый-…,смирный-…, студёный-…,женатый-…, душевный-…,долгий-…,едкий-…,сладкий-…,гордый-…, сытый-…, смирный-…,главный-…,шершавый-… .

18. Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

Расточительный-…,активный-…,аккуратный-…, ложный-…,дешёвый-…,храбрый-…,разговорчивый-…, горячий-…, грамотный-…,вежливый-…,несъедобный-…,живописный-… .

19.Запиши глаголы, близкие по смыслу (синонимы):

Взлетать-…,садиться-…,сражаться-…,руководить-…, бояться-…,проказничать-…,судить-…,спасать-…, пытать-…,оценивать-…,любить-…,рыть-… .

20. Запиши глаголы, близкие по смыслу (синонимы):

Подтверждать-…,покорять-…,верить-…,убирать-…, делать-…, охлаждать-…, атаковывать-…,отходить-…,  рассуждать-…,поддерживать-…,укорять-…,ослабеть-… .

21. Запиши глаголы, противоположные по смыслу (антонимы):

Опережать-…,орошать-…,насытиться-…,найти-…, начинать-…,любить-…,медлить-….,мириться-…., молчать-…, кричать-…,трудиться-…,украсть-… .

22. Запиши глаголы, противоположные по смыслу (антонимы):

Купить-…,ломать-…,вспомнить-…,ругать-…,тащить-…, обеднеть-…,спасать-…, встретить-…,вспыхивать-…, отдавать-…,ликовать-…,молодеть-…,наполнить-… .

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

1 вариант

  1. Найди соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

Омонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Синонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Антонимы

  1. Подбери синонимы

Веселый-                                                              дом-

Друг-                                                                     умный-

Беречь-                                                                 война-

  1. Подбери антонимы.

Горячий-                                                               быстрый-

Войти-                                                                   трудно-

Открытый-                                                           огонь-

  1. Подчеркни омонимы.

Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.

2 вариант

  1. Найди соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Синонимы

  1. Подбери синонимы

Печальный-                                                         маленький-

Враг-                                                                    умный-

Нести-                                                                 война-

  1. Подбери антонимы.

Мокрый —                                                              быстрый-

Тихо—                                                                   трудно-

Открытый-                                                           огонь-

  1. Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *