Безударные гласные в корне 3 класс правило – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока русского языка 3 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»

1. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова

 

Здравствуй. На очередном нашем занятии мы будем изучать правописание слов с одной или двумя безударными гласными.

 

Вначале уясним, что в безударном положении гласный звук является орфограммой. Поэтому в слове столько орфограмм (на правописание букв, обозначающих гласные звуки), сколько в нём безударных гласных: рыба (\(1\) орфограмма), королева (\(3\) орфограммы).

 

Чтобы проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, необходимо подобрать такие однокоренные слова или формы, в которых эта буква обозначает ударный звук: городской и гОрод, береговой и бЕрег.

 

Однако часто в словах употребляются буквосочетания с гласными, написание которых следует запомнить. Например, слова с буквосочетаниями –оло–, –оро–, –ере– пишутся с двумя буквами о или е соответственно: голос, колос, корова, королева, терем, берет и др.

 

Некоторые слова с полногласием имеют более древние формы без полногласия: молоко и млеко, берег и брег, золото и злато, город и град, здоровье и здравие, дерево и древо.

 

Обрати внимание!

1. Правописание букв, обозначающих гласные звуки, является трудным в том случае, когда звуки находятся в безударном положении.

 

2. Чтобы проверить написание таких букв, необходимо подобрать однокоренное слово или форму, в которой она обозначает ударный звук.

 

3. Слова с буквосочетаниями –оло–, –оро–, –ере– пишутся с о или е соответственно.

www.yaklass.ru

Урок русского языка 3 класс «Безударные гласные в корне. Редакция газеты»

Урок русского языка

3 класс

 

 

Тема:

 « Правописание слов с безударными гласными в корне.

Редакция газеты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: « Правописание слов с безударными гласными в корне. Редакция газеты»

Цель: отработать умения находить и  проверять безударную гласную в корне

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать:

o   умение подбирать проверочные слова,

o    умение выделять слабые позиции безударных гласных в корне и умение их проверять;

o   орфографическую зоркость;

·        закрепить навык работы со словарными словами;

·        познакомить с лексическими значениями новых слов;

·        расширить кругозор;

·        обогатить словарный запас детей;

·        научить выполнять правила безопасного поведения во время новогодних праздников;

 

Развивающие:

·        Развивать орфографическую зоркость;

o   творческое мышление;

o   познавательную активность;

o   внимание и наблюдательность;

o   речь учащихся;

 

Воспитательные:

·        воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;

·        обогащать и развивать жизненный опыт детей;

·        воспитывать бережное отношение к безопасности жизнедеятельности;

 

Ожидаемый результат:

·        знать правило проверки безударных гласных в корне;

·        уметь применять знания на практике;

·        знать название профессий, связанных с изданием газеты.

 

Оборудование:

·        Интерактивная доска

·        Таблицы с новыми словами

I.                   Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры. Мы будем работать не в классе, а в редакции газеты.

— Причем, у нас в классе уже есть главный специалист по выпуску газет – Василенко Женя, который уже издал  6 выпуск своей газеты для котов.

-Давайте теперь все вместе поработаем в редакции?

— Как вы думаете, что такое редакция газеты? (на доску табличка «Редакция»)                            (ответы детей)       

-Посмотрим,  как это слово объясняется в словаре. (Показ текста на экране — Редакция)

(Редакция — учреждение, занимающееся подготовкой и выпуском какого-нибудь издания)

-Чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? (готовят информацию  к печати: собирают материал, проверяют и исправляют текст).

-Итак, в  нашей редакции – три отдела: (поставить таблички с названием отделов на первый стол каждого ряда)

·        «Отдел новостей» — первый ряд;

              -Как вы понимаете значение слова «Новости»? (новая весть)

·        «Отдел информации» — второй ряд;

               -Подберите синонимы к слову «информация» (сообщение, сведения)

·        «Отдел писем» — третий ряд.

-Уважаемые коллеги! Откройте свои деловые блокноты, запишите число, классная работа. Познакомьтесь с планом заседания нашего редакционного совета.

На доске:

 (Познакомить с пунктами плана)

Тема: «Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением»

                План.

1.     Орфографическая минутка.

2.     Письмо.

3.     Редактирование текста.

4.     Физминутка.

5.     «Исправь ошибки».

6.     Итог урока

7.     Домашнее задание.

                                        

II.                Работа по теме.

1.     Орфографическая минутка.

— Проведем разминку-повторение. Запишите слова, выделите орфограммы. Работает  «Отдел новостей» у доски.

-Нам надо осветить следующие новости:

 =политическая новость: Встреча в Кремле,

 =новость экономики: поездка на завод,

=новость спорта: спортивная ходьба,

=прогноз погоды: завтра вьюга,

 

-Разберите по составу слово «поездка», «спортивная»

Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (

ходьба) Почему? (ь знак звука не обозначает)

— Тогда почему вы не назвали  слово «вьюга»? Там тоже есть мягкий знак? (Нет, в слове «вьюга»  ь знак разделительный,  а после него гласная буква «ю» дает два звука [йу], поэтому в этом слове будет одинаковое количество букв и звуков)

— Дайте характеристику  первому звуку   в слове «вьюга».  ([в`] – согласный, звонкий  парный, мягкий  парный, на письме обозначается буквой «вэ»).

           

2.     Письмо.

-К  нам в редакцию пришло письмо. Я передаю его сотруднику отдела писем, чтобы он нам его зачитал.

«Уважаемая редакция газеты, пишет вам ученик 3 класса Алёша Иванов. Со мной недавно  на уроке произошла неприятная история:

Вызвал внезапно учитель к доске,

Вот и стою у доски я в тоске,

Все что слегка подучил я вчера,

Все, как назло, позабыл до утра.

Громко учитель диктует «окно».

Мелом пишу на доске я «акно».

Слышу, как шум поднимается в классе,

Надо писать через о, через о.

Мел я в смущеньи крошу,

Правила вспомнить помочь вас прошу.   

 

-Ребята, давайте поможем мальчику. Какое правило он не знает?

«Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением»

— Приведите примеры, его подтверждающие. (примеры детей)

 

3.Редактирование текста.

-Приступаем к следующему вопросу нашего заседания  — редактирование текста. (показ текста — Редактировать)

«Редактировать – исправлять ошибки в построении предложений и текстов».

 

-Эта работа редактора. (На доску табличка «Редактор»)

— Сейчас вы будете редакторами. Прочитайте предложения на интерактивной доске.

Показ текста №1

Хлынул проливной дождь.

Над полями нависла тяжёлая грозовая туча.

Сердито загромыхал гром.

Засверкала ослепительная молния.

-Все  ли в порядке в этом тексте?

-Отредактируйте его, расположите предложения  в нужном порядке. Запишите самостоятельно.

Самостоятельная работа детей, запись.

-Проверьте, верно, ли вы записали.

 

Показ текста №2

4.  Хлынул проливной дождь.

1. Над полями нависла тяжёлая грозовая туча.

3.Сердито загромыхал гром.

2.Засверкала ослепительная молния.

-Обратите внимание, что должно происходить вначале:  гром или  молния? (Сначала молния, затем гром, потому что скорость света больше, чем скорость звука.)

-Прочитайте получившийся текст.

-Теперь  можно ли данные предложения назвать текстом?

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста, основную мысль?

— Озаглавьте его (устно).

-Вспомните тему нашего урока.  Найдите слова с безударной гласной в корне. Выделите орфограмму.

-Выделите грамматическую основу 1 и  2 предложения.

(Пустой текста)

 

4. Физкультминутка.                                                                                                                                                        

-Сейчас сотрудник отдела информации сделает нам сообщение. (На доску табличку с надписью «газета»)

Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочитанные газеты платили продавцу мелкую монету, а потом газету возвращали продавцу.

-Прошу  всех сотрудников подняться. Настало время производственной гимнастики. Давайте изобразим, как человек использует газету.

              

                   =Просматривает (ведем глазами по периметру,

                                                  Сверху вниз,

                                                  По диагонали)

                     =Читает ( ведем глазами слева направо по доске)

=Использует как веер

=Сворачивает газету в трубочку и смотрит, как в подзорную трубу

=Скрученной газетой бьет мух

 

5. «Исправь ошибки».

-Впереди новогодние праздники, нам надо напомнить нашим читателям не только о предстоящем веселье, но и о правилах безопасности.

-Прочитайте текст, который набрал работник типографии.

 

Показ  текста №3

В комноте, где стаит навогодняя ёлка, нельзя зажигать бенгальские огни, играть  хлапушками. Для освищения ёлки не пользуйся свичами.( 6 ошибок)

-Кто что-нибудь заметил?

-Чтобы исправлять орфографические ошибки, в каждой редакции есть корректор.

(На доску табличка «Корректор»)

-Поработайте корректорами и исправьте ошибки.

(Работа детей у доски)

— Не забывайте, к каким печальным последствиям может привести необдуманное обращение с огнем. Все мы помним трагические события в Перми, где  в пожаре погибло уже 119 человек.

-Списать текст самостоятельно.

(Кто быстро выполнит – сделать фонетический разбор слова «ёлка»)

 

III.             Итог урока.

-Подведем итог нашего заседания. Назовите тему нашего заседания?

-Озвучьте это правило.

-Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне? А что тогда делать? (заглянуть в словарь, запомнить написание словарных слов)

— С  какими профессиями мы сегодня познакомились? (редактор, корректор)

IV.            Домашнее задание.

-Но ни одна газета не может существовать без журналистов. (Показ таблички с надписью «Журналист»).  Именно они пишут очерки, статьи, берут интервью, которые уже потом набирают наборщики, исправляют корректоры.

— И вы дома будете журналистами. Напишите  заметку о нашем классе, используя как можно больше слов с безударными гласными в корне. 

— Большое спасибо всем членам нашего издательства за работу. Заседание закончено. До свидания.

 

 

Список литературы:

С.И. Ожегов,  Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1992.

В. Лукс. Вызвал внезапно учитель к доске…

 

 

 

 

 

 

 

xn--80adalpm2atl.xn--p1ai

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс): Правописание безударных гласных в корне слова

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением предметов

музыкально-эстетического цикла

г.о.Жуковский

Урок русского языка в 3 «Б» классе

                                                   

                                  Провела: учитель начальных классов

                          Есенина Е.А.

                               2017 – 2018 учебный год

Цели урока:
Предметные:
¬ усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
¬ формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
¬ развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
¬ расширение творческой деятельности учащихся;
¬ формирование объективной самооценки.
Личностные:
¬ формирование личностных универсальных учебных действий;
¬ развитие внимания, мышления, интереса к языку.

 Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, проблемного изложения, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.

 Оборудование: карточки со словарными словами,  названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.

ИКТ: презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент. 

       — Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы  рады видеть вас на уроке,  и думаем, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.  

     Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбку подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу.

Успехов желаю я вам.

II. Постановка проблемы урока.

 -Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

Давайте откроем свои тетради и запишем число, классная работа.

— А отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

– А что такое КОРЕНЬ?

 (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

– Как вы думаете, почему он самый главный?

– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)

  • Дедушка Корень  рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её.
    «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
    Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
    — Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
    — Почему так получилось? Кто виноват?
    — Какое правило не знал автор записки?
    — Как правильно записать это слово?
    с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (слайд)
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
— Какие задачи мы поставим перед собой?

  • Развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова;

— Упражняться в подборе проверочных слов к словам с   безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

 (слайд)

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что

Где                                              надо   проверять?

Как

Чем
III. Повторение ранее изученного материала. (слайд)


— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
— Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять?

— Посмотрите на доску:

_________- п . чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая

— Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
— Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные а, о, е, я, и в корне надо проверять.

Минутка чистописания 

-Давайте пропишем буквы в тетрадь.

  аа  оо  ии  ее  яя
— Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова.
— Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
— Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением.
IV. Работа над темой урока 
1. — А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. (слайд)
— Итак, вот слово ЗИМА
— Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
— Затем поставим ударение.
— Выделим корень
— Определим безударную гласную.
— Подбираем проверочное слово. (слайд)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.

Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.

2. Устный диктант с использованием веера.

-Приготовьте веера. Я читаю вам слова, а вы покажите, какая буква пишется в этом слове.

С…лить

Сн…говик

Зв…риный

Зв…зда

М…лчать

Хл…пушка

Б…гун

— Вывод.

3. Самостоятельна работа.

— Используя алгоритм, вставьте безударную гласную, запишите слова, выделите орфограмму.

I в.

II в.

Д…ска

Д…жди

М…ряки

Л…сток

Скр…пит

П…ля

Сл…нёнок

Сн…га

Гл…за

Тр…ва

Сп…шить

Цв…тник

М…рской

Выб…гать

К…рмушка

Л…сной

4. Самопроверка и вывод.

V. Словарная работа «Отгадал, запиши»

 (слайд)

— Выполняем следующее задание дедушки Корня «Отгадал —  запиши». Как вы думаете, что нам предстоить сделать?

-Правильно, отгадывать загадки. Я  буду читать загадки, а вы отгадки запишите в тетрадь и определите орфограмму.

1.В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд- приятель

И ставит подпись:… (дя́тел).

2.Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (соро́ка)

3. Маленький мальчишка

В сером пальтишке

По дворам шныряет

Крохи собирает. (воробе́й)

4.Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Это …..(воро́на).

-Как одним словом назвать слова?

— Какая орфограмма? (безударная гласная, непроверяемая ударением)

— Что нужно делать, если мы не можем проверить слово? (посмотреть в словарь и запомнить написание).

— Ребята,  что можете рассказать об этих птицах?

— Как мы можем им помочь?

— Составьте предложение о птицах.

(один человек записывает предложение у доски и объясняет орфограммы).

VI.  Физкультминутка. (Слайд)

VII. Выборочный диктант.

– Идём дальше. (Слайд )

 Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

-Какие ошибки вы здесь встретили?

-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.

 Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

Самопроверка.

— Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

VIII. Работа в парах.

1. Творческое задание. (Слайд)

— Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое  задание.

В названиях сказок нужно найти безударную гласную, выписать на  и подобрать проверочное слово.

Снегурочка.

Волк и семеро козлят.

Аленький цветочек.

Рукодельница и Ленивица.

Конёк – Горбунок.

2. Проверка.

IX. Итог урока. (Слайд)

– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота. Нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!

– Молодцы!  Ребята, скажите, пожалуйста, без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

X. Рефлексия.

-Я, думаю, что урок дедушки Корня  вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)

— Вам понравился урок?

— Какое задание больше всего понравилось?

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Давайте поблагодарим Дедушку  за те задания, которые он вам приготовил.

— С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.

Домашнее задание.

Спасибо за урок!

nsportal.ru

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме: Безударная гласная в корне слова 3 класс (система Л.В.Занкова)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
  • Учить распознавать на слух безударные гласные.

Развивающие:

  • Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
  • Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

Воспитательная:

  • Прививать интерес и любовь к русскому слову.
  • Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения урока: комбинированный.

Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.

Оборудование: Листок настроения, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд)

1. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас.

– Тихонько сядьте, возьмите листок настроения. (Слайд 1)

– Поставьте цифру 1 около лица , которое соответствует вашему настроению перед уроком.

— Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную (слайд)  «Страну выученных  уроков» . И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

II. Запись числа, классной работы.

– Давайте запишем дату и место нашего путешествия.

— Что такое корень? (Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

— Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.

III. Словарная работа (слайд )

1. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. (Слайд) А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.

  • Прочитайте слова.
  • Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать) Слайд

ВЕТ.Р

Ж.ЛТЫЙ

П.ГОДА

УЖ.Н

П..АЛЬТО

ЗА.Ц

— Запишите в тетрадь, вставляя  пропущенную букву,  подчеркните ее и поставьте ударение.

— Проверим. (Спросить 1 ученика)

— Какие гласные вставили? (называют)

— Проверьте  получившийся ряд букв: е, о, а, ё, и, я (Слайд).

— Пропишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.

VI. Сообщение темы урока.


– Я хочу рассказать вам один случай, который произошел на уроке русского языка. Учительница написала на доске предложения и сказала ученикам: «Спишите предложения, только не спешите!» Все пишут, а Витя Перестукин  нет.

–Почему ты не работаешь, Витя?

–А я не знаю, что надо делать, сначала вы сказали «спишите», а потом «не спишите».

— Почему растерялся Витя? (ответы детей)

— Звучат слова одинаково, но значение у них разное и пишутся они по-разному. Давайте разберемся.

– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)

– Как вы думаете какая тема нашего урока (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд

– Совершенно верно, мы будем закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их.

— Перед  нами владения дедушки Корня. 

V. Актуализация знаний.

1. Какой  алгоритм  написания безударной гласной в корне мы знаем.

СНАЧАЛО НАЗЫВАЮТ ДЕТИ (приклеен на парту)

(Слайд)

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подчеркни безударные гласные в корне.
  5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
  6. Обозначь орфограмму.

— Проверим алгоритм на работе (работа с интерактивной доской)

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа.

– Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Работаем самостоятельно  по вариантам.

VIII. Дифференцированная работа в группах.

(разноуровневые задания).

– И вот, тропинка привела нас дальше. (Слайд ) Ребята, дедушка Корень приготовил для вас задания разные, выберите задание по силам  (каждый уровень на листах разного цвета).

IX. Выборочный диктант.

– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.

— БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

— Какие ошибки вы здесь встретили?

— Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

— А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”. – Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

X. Итог урока.

– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной.

– Ребята,  давайте повторим  правила, без которых мы  с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?

  1. Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье, 
Чтоб развеять все сомненья.

  1. Знать алгоритм написания слов с безударной гласной в корне.

XI. Рефлексия.

— Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.

Он хочет увидеть ваше настроение

– Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно?

Вывод: я думаю,  кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал не огорчайтесь мы ещё будем работать над этой темой.

XII. Оценивание.

— Спасибо за работу на уроке

nsportal.ru

План-конспект урока русского языка (3 класс) на тему: Правило проверки безударных гласных в корне

Тема: Правило проверки безударных гласных в корне.

Цели: 1. Развитие умения находить слова с безударной гласной и проверять написание безударных гласных в корне (овладение способом проверки)

           2. Формировать умение находить проверочные слова.

           3. Развитие этики ответственности в отношении с природой.

Ход урока.

1.Организация класса.

— Вспомните, как в безветренную погоду опадают с деревьев листья. Они летят медленно покачиваясь из стороны в сторону, и  тихо ложатся на землю. Постарайтесь сесть так же тихо.

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы будем составлять мозаику из листьев. После каждого вида работы на доске будет появляться листочек. В конце урока увидим, какой узор нам удалось составить.

3. Проверка домашнего задания.

— Какие слова могут быть проверочными?

(На доске появляется  кленовый лист)

4. Чистописание.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

                       (Дерево)

— С какой буквы начинается это слово?

— Какой порядок слов представлен в следующей цепочке?

    Де   ддее   дддеее…

— Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.

— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

   Лист на дереве полон, так и сеять полно.

— Спишите, пользуясь памяткой «Как списывать?»

(На доске появляется  кленовый лист)

5. Словарная работа.

-Послушайте загадки и запишите отгадки.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан

Белый сарафан. (Береза)

Что за дерево стоит

Ветра нет,

А лист дрожит? (Осина)

В сенокос она горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

— Что это за дерево?

— Дерево  зеленеет зимой и летом. Листья у него в виде иголок или длинной хвои. Шишки круглые, небольшие. (Сосна)

— Проверьте правильность написания слов по словарю, пользуясь памяткой «Как пользоваться орфографическим словарем?»

— Какое слово лишнее? Почему? (В слове сосна безударную гласную можно проверить.)

— Нужно ли перед записью проверять это слово? Почему?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о проверяемых безударных гласных в корне.

(На доске появляется  кленовый лист)

6. Способы проверки.

А) Один-много..

-Как изменится слово «сосна», если оно будет обозначать два или несколько  таких деревьев? Что случилось с безударной гласной?

— Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в корне?

Б) Работа в группах по карточкам.

1. Измени слово так, чтобы оно обозначало один предмет.

Л(и,е)сты

В(е,и)тра

Сн(и,е) га

— Какой можно сделать вывод?

2. Подбери однокоренное слово с помощью суффикса –ушк.

Тр(а,о)ва

З(и,е)мА

СКВ(а,о)рец

— Как проверить безударную гласную?

3. Подбери однокоренное слово, отбросив суффикс.

Цв(е,и)ток

Л(и,е)сток

В(е,и)рхушка

Вывод.

4.Образуй от данных слов однокоренное  слово, которое отвечает на вопросы  «Что?»  или  «Какой?»

Зацв(е,и)тать

П(е,и)стреть

Зел(е,и)неть

Вывод.

— Как проверить безударную гласную в корне? (Чтение правила  в учебнике.)

(На доске появляется  кленовый лист)

7.Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

8. Закрепление.

Игра «Чей ряд лучше?» (Работа с сигнальными карточками «Светофор»)

Зима, осень, холод, сады, прямая, весенние, кленовые, колючие.

(На доске учитель отмечает количество ошибок, допущенных учащимися того или иного ряда. Устно называют проверочные слова.)

(На доске появляется  кленовый лист)

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Напишите по выбору два из них, в которых все слова ( кроме предлогов) имеют безударную гласную.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Качает ветвями косматая седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

(На доске появляется  кленовый лист)

Упражнение 2.Определите в какой роли выступает каждое предложение и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. Вставьте нужные буквы.

С (о, а) ва и филин охотятся ночью. Дн (и,е) вной свет для глаз с (о,а) вы и филина ярок и неприятен.

(На доске появляется  кленовый лист)

Упражнение 3.Найдите в стихотворении слова с безударной гласной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной… .

— Составьте и запишите свою зарисовку, употребив слова с безударными гласными, использованные поэтом.

(На доске появляется  кленовый лист)

9.Итог урока.

— Вот какую мозаику из листьев мы с вами составили. А можно ли просто так собирать букеты из листьев и цветов?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

10. Домашнее задание. «В помощь учителю»

— Выбери из словаря 10-12 слов на темы: «Растения», «Животные». Пиши слова на листочке в столбик, оставляя «окошки» на месте орфограмм.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»

   МБОУ «Сокрутовская оош»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

                         

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Сокрутовская»

Ильченко Людмила Николаевна

2012-2013 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему: 

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

ИКТ:  презентация к уроку

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

— Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

 — Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа   (слайд 3)

— А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

— Скажите, что объединяет эти слова?       

— Какое слово лишнее?           (слайд 4)

V. Словарная работа.

— Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

МОРОЗ,  ЗАЯЦ, УЛИЦА,  РАБОТА,  СЕВЕР,  ОБЕД.    (слайд 5)

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

— Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Саша?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом          (слайд 6)

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Я вам предлагаю  ответить на вопросы:      (слайд7)

Что

Где                                      надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Например, слово ЗИМА

— Сначала  прочитаем слово.

— Затем — поставим ударение.

— Далее — выделим корень

— Потом определим безударную гласную.

— И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

 Прочитай слово.

 Поставь ударение.

 Выдели корень.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово.              (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику.

— Используя алгоритм, выполните упражнение  №263  в учебнике на стр. 99. (слайд 9)

     Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

— Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

— Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Как крылья сложат назад.

— Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо  из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют.  Желаю удачи!

А.  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть                              3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить                               4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской                                         3) посодить

2) письмо                                           4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки                                       3) стрелки

2) легкие                                           4) спортивный

                                              (слайд 11)

 

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

IX. Работа с текстом.

— Сова приготовила для вас новое задание – текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

         Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели  п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

— Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

XI. Подведение итогов.

— Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)  (Слайд 13)

— Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

— Молодцы!

XII. Рефлексия. 

— Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

XIII. Домашнее задание. Стр. 98, упр. 261 (Слайд 14)

        ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали: 

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали: 

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка, проведённого в 3 классе.

(Учебник: Т. Г. Рамзаева)

Тема:  Безударные гласные в корне  слова.

Тип урока:  комбинированный
Цели урока:
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:
информационные: учебник  Т. Г. Рамзаевой  «Русский язык» для 3 класса;
демонстрационные: карточки для самостоятельной работы по вариантам, карточки (для дифференцированной работы), опора (алгоритм проверки безударной гласной в корне), четверостишия, разрезанные на строчки (для работы в парах), изображение колобка (для каждого уч-ся), заготовки для поделки «Колобок»
интерактивный материал: авторская презентация. Урок приготовлен с использованием программы Power Point.


Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

План урока:

I. Оргмомент. (2 мин)

  • Психологический настрой на работу.

II. Чистописание. (3 мин)

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)

  • Самостоятельная работа по вариантам
  • Дифференцированная работа (на карточках)
  • Словарная работа

IV. Работа над новой темой урока.  (10 мин)

  • Повторение материала об однокоренных словах.
  • Постановка проблемы урока
  • Постановка темы и цели урока

ФИЗМИНУТКА    (для глаз, для разминки тела)

V. Закрепление новой темы. (14 мин)

  • Работа по учебнику
  • Работа с экраном
  • Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
  • Творческая работа (работа в парах)

VI. Итог урока. (1 мин)

VII. Дом. зад. (1 мин)

VII. Рефлексия. (1 мин)

                                       

                                              Ход урока:
слайд 1
I. Оргмомент. ( 2 мин)
слайд 2
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:
— Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Учащиеся говорят хором:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

— А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа    слайд 3    … ноября.
                                                                                                 Классная работа.

II. Чистописание. (3 мин)
Первое задание
У нас чистописание.
— Отгадайте загадку о сказочном герое.
«Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался … (Колобок) »

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К — заглавную и к строчную, а так же соединения с этими буквами.
слайд 4, 5, 6 (уч-ся прописывают 1 строку)
На доске соединения: ка (нижнее и верхнее) ке (среднее) ку (верхнее) як (верхнее) кл (нижнее) Колобок (-Почему написала с заглавной буквы?) (Уч-ся объясняют виды соединений)

— Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волшебному лесу «Русского языка» вместе с Колобком. Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.
— В ПУТЬ!
слайд 7 

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)


• Самостоятельная работа по вариантам.  слайд 8, 9 

— Колобок на своём пути повстречал несколько предметов. Это были одушевлённые и неодушевлённые предметы? Вот их названия:
1в. Лесник, соловушка, цветки, дубок.
2в. Солнышко, ёжик, лисонька, осинка.
— Назовите неодушевлённые предметы.
— Назовите неодушевлённые предметы.
Задание: помогите Колобку разобрать данные слова по составу. (2 уч-ся у доски)

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
— Покатился Колобок дальше. слайд 10 И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете что повстречалось ему на пути. (загадка на выбор)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы.
(Гриб)

— Верно, это гриб.
— А какое правило встречается при написании этого слова?
— Давайте вспомним, как проверить парную согласную?
Правило: …
слайд 11
• Дифференцированная работа (на карточках) слайд 12
1 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Расска . — ______________ ,  ястре . — ____________ ,  бере . — _______________ , клю . — ____________ , гра . — _______________ , моро . — ______________ , сне . — __________ , шка . — ______________ .

2 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Мя . кий — _____________ ,  обно . ка — ____________ ,  остро . ки — ____________ , кре . кий — ______________ ,  кни . ка — _____________ ,  ро . кий — _____________ , ска . ка — __________________ ,  ре . кий — _________________ .

3 группа
Подчеркни согласные, которые перед написанием надо проверять. Напиши проверочные слова.)
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Словарная работа
— Ребята, я знаю, что вы любите прыгать, бегать, играть.
— А что вы любите вкусненькое?
— А сейчас вы узнаете, что любит Колобок, но для этого вы должны отгадать загадки.

(Горох, капуста, морковь, огурец, овощи.) (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (Горох) слайд 13 

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста) слайд 14
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (морковь) слайд 15
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец) слайд 16
— Как назвать одним словом все эти отгадки? (овощи) запись сл. слова овощи слайд 17
— Ребята, а ведь это у нас не простые слова, а какие-то особенные, которые имеют общее название. Кто понял, какие мы написали слова? (словарные) слайд 18
-Давайте в этих словарных словах поставим знак ударения и подчеркнём букву, которую нужно запомнить, по очереди вызываю уч-ся к доске)
— А наш Колобок не скучал, и тоже вместе с вами выполнял это задание. Давайте проверим правильно ли он написал. слайд 19
— Оказывается, Колобок любит полакомиться овощами. И не только овощами, но и фруктами.
— Посмотрите на слайд. слайд 20
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
— Прочитайте предложение. Что вы прочитали, как называется? (поговорка)
— А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)
— Спишите поговорку, поставьте над словами знак ударения.

IV. Работа над новой темой урока.  (10 мин)
• Повторение материала об однокоренных словах.
— Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения. слайд 21
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.
Вода, водитель, подводный.
— Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
— Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?
— Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
( В однокоренных словах корень пишется одинаково)

• Постановка проблемы урока
(Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.)
— По дороге Колобок встретил бабочку, которая передала ему записку от ёжика. А в записке было вот что: «Приходи с мечом, сыграем»  слайд 22, 23
— Тогда взял Колобок меч и отправился к ёжику. Увидел ёжик Колобка с мечом в руках и расстроился.
— Как вы думаете, ребята, почему расстроился ёжик? А может быть ёжик хотел увидеть у Колобка какой-то другой предмет, как вы думаете? (мяч)
— Как вы думаете, кто же был виноват в этой истории: Колобок или ёжик? (ёжик.)
— Какую ошибку допустил ёжик? (надо было написать с мячом) А почему ёжик написал «с мечом»
— Какое правило не знал ёжик?
— А как вы думаете, что надо сделать, чтобы написать слово правильно? (уч-ся делают свои выводы)

• Постановка темы и цели урока (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока) слайд 24 

— Сегодня на уроке мы будем отрабатывать порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова.

ФИЗМИНУТКА
1. Для глаз слайд 25, 26
2. Для разминки тела. слайд 27
Скок да скок, скок да скок.
Покатился колобок
Круглый да румяный, прямо на поляну.
Закатившись за пенёк, отдохнуть в тени прилёг.

— Посмотрите на экран слайд 28 

_________- п . чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая

— Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
— Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные а, о, е, я, и в корне надо проверять.
— Как же проверить безударную гласную?
— Что для этого нужно сделать? (Выводы детей)
(на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово

-А давайте прочитаем, что правило в учебнике. слайд 29
Правило: с. 100 и с. 101

V. Закрепление новой темы. (14 мин)
• Работа по учебнику
с. 101 упр. 233 (комментирование с места)

• Работа с экраном
слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 (бабочки)
Вывод: — Как же проверить безударную гласную? слайд 39


• Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
— Прочитайте предложение на экране.
слайд 40
Леса с лесятами жевёт в наре.

— Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки?
Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении. (взаимопроверка)

• Творческая работа (работа в парах)

У каждого на партах четверостишия, разрезанные на строчки.
Учащиеся должны сложить четверостишия.
Задание: в некоторых словах выделена безударная гласная буква. Попробуйте подобрать проверочные слова.

У Колобочка день рожденья.
Будут танцы, развлечения.
На крылечке, у дверей
Он встречает всех гостей.

Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

На опушке, на лесной
Виден домик расписной.
Он не дикого зверька –
Это домик Колобка.

Я по коробу скребён,
По сусеку я метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!

VI. Итог урока. (1 мин)
— Чему же вы учились сегодня на уроке?  (Ответы детей)

Учащийся читает наизусть стихотворение:
«Безударный хитрый гласный,
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!»

VII. Дом. зад. (1 мин)
с. 101 упр. 234, прав. с 101
слайд 41 

VII. Рефлексия. (1 мин)
слайд 42
— А сейчас вы должны оживить Колобка. Изобразите такое настроение, которое у вас было сегодня на уроке.
(такой Колобок у каждого на парте)

— Посмотрите ребята, а мой Колобок скучный (слайд). А как вы думаете, почему?
— Верно, он не хочет с вами расставаться, и, поэтому, мы с ним встретимся на уроке технологии. (раздаю уч-ся листки с изображением Колобка (заготовки для поделки).

1.  Куроедова Галина Васильевна

2.   индекс: 249444;    Калужская область, г. Киров, ул. Шелаева, д. 5, кв. 68

3.   8-953-313-65-18

4.   Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

5.  учитель начальных классов

6.  Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

7.  Урок в начальной школе (русский язык)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *