Безударные и ударные гласные в корне слова – Урок по русскому языку на тему «Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне».

Правописание безударных гласных в корнях слов: правило, примеры

В русском языке при произношении слова всегда голосом делается выделение одного гласного звука. Он носит название ударного, остальные остаются в слабой позиции и именуются безударными. Если ударение попадает на окончание, суффикс или приставку, то в корне звуки слышатся нечетко, потому появляются сомнения в правописании «а» или «о», «е» или «и».

Как проверить безударные гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях слов можно установить проверкой однокоренными формами, где в корне сомнительный звук стоит под ударением. Таким образом, для проверки гласной без ударения требуется поменять форму или найти такое однокоренное, чтобы на нужную букву попало ударение.

Формами именуются разные вариации одного слова в речи. К примеру, прилагательные и существительные можно менять по падежам и числам, а корень при этом не изменяется.

  1. Изменение формы, чтобы проверить гласную в слабой позиции в корне.
  2. Подбор родственных (однокоренных) слов. Такими являются те, что имеют один корень, близкое смысловое значение. Могут быть разными частями речи.

Важно! Если под ударением пишется буква «ё», то в слабой позиции в этом же слоге будет «е».

Можно проверить ударением

Если гласную в слове можно проверить, то используются методы, описанные выше:

  1. Меняется форма слова:
  • изменение числа: доска – доски, шаги – шаг, яйцо — яйца;
  • изменение падежа: зима – зиму, кота – кот;
  • изменение времени глагола: показал – покажет;
  • в прошедшем времени у глагола можно менять род: взяла – взял.
  1. Подбирается однокоренное:
  • изменить «размер» от большего к меньшему: ковёр – коврик;
  • изменить «размер» от меньшего к большему: лесок – лес;
  • ласковая форма: коза – козочка, скворец – скворушка;
  • найти слово из другой части речи:
    взлететь – взлёт, грибной – гриб, затвердеть – твёрдый.
  1. Не следует проверять «о» в слабой позиции в совершенных несовершенными формами. В «опоздать, затопить, раздвоить, затоптать»  гласная «о» должна проверяться с помощью «поздно, топь, двое, топчет». Хотя существует «затапливать, опаздывать, раздваивать».
  2. При сомнении в выборе «о» или «а» в корнях не нужно пользоваться несовершенными видами с -ива- (-ыва-). К примеру, для контроля правописания в «бросать, топтать, молчать» нужно использовать такие слова: переброска, бросить, топчет, молча, умолкнуть. Слова набрасывать, вытаптывать, умалчивать не подойдут.

Проверить нельзя

В отдельных ситуациях нельзя применять способ проверки гласных без ударения путем подбора однокоренных слов, разница в правописании объясняется происхождением из разных языков.

  1. К примеру, безударные буквосочетания «ла, ра» всегда используются с «а», т.к. это старославянские слова (врата, глава, облако, млад, град). В современных корнях им отвечают «оро, оло» (город, молодой, ворота, голова).
  2. Подтверждать гласную в слабой позиции однокоренными нельзя в иностранных словах, в них буквы могут иметь различное происхождение. К примеру, в «аккомпанементе» присутствует французский суффикс -емент, а в «аккомпанировать» – немецкий -ирова-. Другие примеры: ангажемент – ангажировать, абонемент – абонировать.

Соединительные гласные

Когда две и больше основ соединяются в одно слово, в том числе и при формировании составных терминов с интернациональными частями, применяют соединительные гласные «е» и «о».

  1. После парных твердых согласных в виде «о»: звукорежиссер, сенокос, мировоззрение, диктофон, работодатель.
  2. А после шипящих и мягких парных в виде «е»: мышеловка, овцеводство, мореплаватель, древнерусский.

Слова с твердым и мягким согласным в конце первой основы соединяются «о» и «е» соответственно: кровеносный – кровоток, коневод – конокрад, песнетворчество – песнопение.

Буква «о» ставится после «е» или «и» во многих составных терминах с первой частью, которая оканчивается на –ия, -ея, -ей: бактериология (бактерия), религиоведение (религия), музеология (музей).

Вместо «о» и «е» в отдельных случаях ставятся гласные, что соответствуют с окончанием основы, содержащейся в предыдущей основе:

  • «я» используется в словах с начальной частью: себя- (себялюбие), время- (времяпрепровождение), имя- (имяславие), семя- (семяизвержение).
  • «а» пишется в «сумасшедший и умалишенный», а также там, где начальные части полутора-, сорока-, полутораста-: сорокалетие, сорокачасовой, полуторасталетний, полуторагодовалый.
  • «и» используется в словах с основами, что включают цифры от 5 до 20, в т.ч. 30, 50 и т.п. Примеры: пятимесячный, девятилетка, пятидесятилетие. Также в некоторых соединениях с 3: трилистник. И там, где корни с повелительным наклонением: сорвиголова, вырвиглаз, перекати-поле; в составных прилагательных: тети-Светин, дяди-Федин.
  • «ы» применяется в аналогичных случаях, пример: Анны-Петровнин, бабы-Зины.
  • В конце первой части составных снов пишутся буквы «и» и «а» в отдельных терминах с интернациональной частью: авиа-
    (авианосец, авиаперелет)
    , аква- (аквапланер), мега- (мегабайт, мегаблок), медиа- (медиапроигрыватель), макси-, миди-, милли-, мини-, поли-, деци-, квази- (мини-юбка, миди-платье, миллилитр, децибел, политехник, квазинаучный).
  • Буква «и» используется в словах, где есть основа -метрия (планиметрия), а также -фикация, -фицировать (идентификация, идентифицировать, русификация, русифицировать). Также в наименованиях территорий и стран, где есть основа -стан (Курдистан, Узбекистан). И в словах агрикультура, цетрифуга.

Исключения

В слове «лебедь» безударный «е» проверяется «я» и «ё» в сильной позиции в «лебяжий, лебёдушка». В «ладье» ставится безударная «а», хотя в сильной позиции стоит «о» — лодка.

В словах детёнок, деторождение, детвора  должна быть буква «е» в слабой позиции, т.к. проверочное «дети». Но в «дитя, дитё» используется «и», т.к. проверочное будет другим — «дитятко».

Слово «магнит» обладает греческими корнями, во многих случаях гласный под ударением в нем «е», а в слабом положении передаваться может «е» и «и»: магнит, магнето, магнетик, магнетизм, магнетон, магнитола.

В корне бухгалтерского термина «дебет» и однокоренных на месте второго гласного без ударения всегда пишется «е»: дебетовать, дебетовый, дебет; но пишется «и» в: дебиторский, дебитор.

Какие слова нужно запомнить

Внимание! Существуют слова, правильность написания которых не получается проверить, их необходимо запомнить и проверять по орфографическому словарю: винегрет, бифштекс, кобура, оптимизм, оказия, этикет, панорама.

Правила написания безударных гласных содержат в себе немало подводных камней и сложностей. Важно запомнить и применять их на практике, дабы избежать досадных ошибок.

Полезное видео

sklonenie-slova.ru

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательная: систематизация знаний, умений учащихся находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

Коррекционная: способствовать развитию и коррекции орфографической деятельности, мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, а также активности и дисциплинированности на уроке.

Ход урока.

  1. Орг момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок письма.

— Посмотрите, всё ли необходимое вы приготовили для урока?

— Молодцы!

  1. Эмоциональный настрой.

  2. Актуализация знаний.

— среди набора букв найдите слова, разделите их вертикальной чертой;

ГОРОДГОРОДСКОЙГОРОДИШКОГОРОДАЗАГОРОДНЫЙ

— получившиеся слова запишите;

— Что общего в словах? (Общий корень).

— Как называются слова с общим корнем? (Однокоренными).

— слова ГОРОДСКОЙ, ЗАГОРОДНЫЙ, ГОРОДИШКО- разберите по составу.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Над лисами лители стаи журавлей.

— Найдите в данном предложении ошибки, исправьте их.

— В какой части слова были найдены ошибки? (В корне).

— В исправленных словах расставьте ударение. (Над лесами, летели).

— Как будут называться гласные в корне слова , которые под ударение не попадают? (Безударными).

— А те гласные, которые стоят под ударением? (Ударными).

— Правильно. И сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Единообразное написание безударных и ударных гласных в корне слова»

— На уроке мы будем закреплять наши знания и умения находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова , чтобы проверить безударные гласные».

  1. Работа по теме урока.

— Работа с учебником. Правило стр. 28.

— Выполнение упражнения 39 стр.29.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного материала.

— Как называются гласные, на которые падает ударение?

— Как называются гласные, на которые не падает ударение?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— В написанные слова на доске вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, для проверки безударных гласных в корне слова:

Сл зинки, тр пинки, л сная, сож ление, в сна, в да, тр ва, к тёнок,т шина.

  1. Домашнее задание: упр. 38, стр.29 (строки 1,3,4). Правило стр.28.

  2. Подведение итогов.

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему «Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне».

Р. ЯЗ.

Тема: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Цель: 

совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова; формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;

формирование здорового образа жизни младших школьников;

воспитывать интерес к учению.

Педагогические задачи: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Планируемые результаты:

Предметные: знают: алгоритм нахождения орфограммы — безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. 

Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

1. Чистописание.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

— Скажите, что объединяет эти слова?       

— Какое слово лишнее?

Петрушка овощи горох

2. Словарная работа.

— Я приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

АККУРАТНО, АПРЕЛЬ, ВДРУГ, ВЕСЕЛО, БЫСТРО, ВОКРУГ, ВОСКРЕСЕНЬЕ.    

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились.

IV. Постановка проблемы урока.

Ребята, однажды произошла одна интересная история с двумя друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились.

— Почему расстроились ребята?

— Какое правило не знал Саша?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом          

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

V. Работа над темой урока

1. Составление алгоритма.

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Например, слово ЗИМА

АЛГОРИТМ ДОСКА

 Прочитай слово.

 Поставь ударение.

 Выдели корень.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово.              

2. Упражнения. Работа по учебнику.

— Используя алгоритм, выполните упражнение № 113, стр. 63 (выборочно)

Физкультминутка. 

VI. Закрепление. 

Работа с текстом. .     КАРТОЧКИ  

О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы.      

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

— Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

VII. Подведение итогов.

— Итак, со всеми заданиями вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)

VIII. Рефлексия. 

— Послушайте стихотворение.

Сосна, вода, дела, трава – 
Проверить надо все слова. 
Безударный гласный – 
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте – 
Удареньем проверяйте: 
Сосны, воды, травы, дело. 
А теперь пишите смело.

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

Спасибо за урок!

IX. Домашнее задание. Стр. 63-64, в. пр., упр. 115

        

infourok.ru

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательная: систематизация знаний, умений учащихся находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

Коррекционная: способствовать развитию и коррекции орфографической деятельности, мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, а также активности и дисциплинированности на уроке.

Ход урока.

  1. Орг момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок письма.

— Посмотрите, всё ли необходимое вы приготовили для урока?

— Молодцы!

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Актуализация знаний.

— среди набора букв найдите слова, разделите их вертикальной чертой;

— получившиеся слова запишите;

— Что общего в словах? (Общий корень).

— Как называются слова с общим корнем? (Однокоренными).

— слова ГОРОДСКОЙ, ЗАГОРОДНЫЙ, ГОРОДИШКО- разберите по составу.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Над лисами лители стаи журавлей.

— Найдите в данном предложении ошибки, исправьте их.

— В какой части слова были найдены ошибки? (В корне).

— В исправленных словах расставьте ударение. (Над лесами, летели).

— Как будут называться гласные в корне слова, которые под ударение не попадают? (Безударными).

— А те гласные, которые стоят под ударением? (Ударными).

— Правильно. И сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Единообразное написание безударных и ударных  гласных в корне слова»

— На уроке мы будем закреплять наши знания и умения находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова, чтобы проверить безударные гласные».

  1. Работа по теме урока.

— Работа с учебником. Правило стр. 28.

— Выполнение упражнения 39 стр.29.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала.

— Как называются гласные, на которые падает ударение?

— Как называются гласные, на которые не падает ударение?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— В написанные слова на доске вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, для проверки безударных гласных в корне слова:

Сл зинки, тр пинки, л сная, сож ление, в сна, в да, тр ва, к тёнок,т шина.

  1. Домашнее задание: упр. 38, стр.29 (строки 1,3,4). Правило стр.28.
  2. Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.»

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательная: систематизация знаний, умений учащихся находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

Коррекционная: способствовать развитию и коррекции орфографической деятельности, мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, а также активности и дисциплинированности на уроке.

Ход урока.

  1. Орг момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок письма.

— Посмотрите, всё ли необходимое вы приготовили для урока?

— Молодцы!

  1. Эмоциональный настрой.

  2. Актуализация знаний.

— среди набора букв найдите слова, разделите их вертикальной чертой;

ГОРОДГОРОДСКОЙГОРОДИШКОГОРОДАЗАГОРОДНЫЙ

— получившиеся слова запишите;

— Что общего в словах? (Общий корень).

— Как называются слова с общим корнем? (Однокоренными).

— слова ГОРОДСКОЙ, ЗАГОРОДНЫЙ, ГОРОДИШКО- разберите по составу.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Над лисами лители стаи журавлей.

— Найдите в данном предложении ошибки, исправьте их.

— В какой части слова были найдены ошибки? (В корне).

— В исправленных словах расставьте ударение. (Над лесами, летели).

— Как будут называться гласные в корне слова , которые под ударение не попадают? (Безударными).

— А те гласные, которые стоят под ударением? (Ударными).

— Правильно. И сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Единообразное написание безударных и ударных гласных в корне слова»

— На уроке мы будем закреплять наши знания и умения находить ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова , чтобы проверить безударные гласные».

  1. Работа по теме урока.

— Работа с учебником. Правило стр. 28.

— Выполнение упражнения 39 стр.29.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного материала.

— Как называются гласные, на которые падает ударение?

— Как называются гласные, на которые не падает ударение?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— В написанные слова на доске вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, для проверки безударных гласных в корне слова:

Сл зинки, тр пинки, л сная, сож ление, в сна, в да, тр ва, к тёнок,т шина.

  1. Домашнее задание: упр. 38, стр.29 (строки 1,3,4). Правило стр.28.

  2. Подведение итогов.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Ударные и безударные гласные в корне слова

Тема: Ударные и безударные гласные в корне слова.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь. Воспитание  любви к осени.

Ход урока.
1.Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности):
                   А сейчас проверь, дружок,
                  Ты готов начать урок?
                  Все ль на месте,
                  ль в порядке,
                  Ручка и тетрадка?
                  Все ли правильно сидят,
                  Все ль внимательно глядят?
– Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Приветствуют учителя, запись в тетрадях
— Начинаем наш урок русского языка.  

 — Почему важно хорошо знать русский язык?
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать русский язык.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
— Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)
— Что мы уже знаем о слове?
— Какие орфограммы вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)
— Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)
-Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.
— Обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!
Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня нечто новое уже в известных знаниях.
— Как же мы будем «открывать» новое?
( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, самим постараться «открыть» новое)
А с чего начнем? (С повторения)
— Возьмите сигнальный веер.
— Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:
Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.
— Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять? Запишите эти буквы.
— В какой части слова были эти гласные? (В корне)
— Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке. (Приложение1-а)
Дети составляют алгоритм ,расставляя части алгоритма в нужном порядке. Один учащийся делает это на интерактивной доске .Когда все выполнят задание , то проверят и придут к общему мнению.
— Какое время года сейчас в природе?
— Прочитайте стихи  об этом времени года.
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
— Какое из выделенных слов лишнее? Почему?
-Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.
Все выделенные слова : летят, перелётные, улетать –однокоренные.
Разбираются на интерактивной доске
— Какое из этих слов сейчас лишнее? Подчеркните его.
— Какая орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова? (Безударная гласная в корне слова. )

— Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.)

— Сейчас мы работали со стихотворением об осени.
— Подберите, слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ.
— Золотая осень. Почему так говорят?
— Запишите это словосочетание на планшетке. Выделите корень в прилагательном золотая.

3. Выявление места и причины затруднения
— Почему же это слово вы написали по- разному? (Не знаем способа проверки таких слов)
— В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? (В корне слова)
— Какая это орфограмма?
-Почему ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)
— А сколько в этом слове безударных гласных?
— Попробуйте сформулировать цель урока. (Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)
Учитель ставит в схему знак вопроса.
Какова тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

4. Построение проекта выхода из затруднения
— Сделайте звуковой анализ слова золотая и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.
[залатай’а]
з_л_тая – золото, позолота
— Что такое позолота?  (Тонкий слой золота на поверхности чего-нибудь)
— Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?
(Подбирать два проверочных слова, чтобы проверить каждую безударную гласную)
— Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
— Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске (Приложение)  Что нового в построенном вами алгоритме?
5. Физкультминутка
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем.
Вправо-влево, а потом
Три, четыре приседаем,
Наши ножки разомнем.

6. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи
— Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Грибок, холода, страна, сторона, варить, сторожить.
— Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?
Учащиеся доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы. 2 ученика распределяют слова у доски .1 ученик выбирает слова к 1 схеме, второй ко второй .( Работают на интерактивной доске)
1 схема:
Грибок, страна, варить
2 схема:
холода, сторона, сторожить
— Как же проверить две безударные гласные в корне слова?
(Подобрать 2 проверочных слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.)

7.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону
— Выполните задание: «Дополни сам»
Дополнить недостающие части алгоритма
Проверки двух безударных гласных в корне слова.
«Дополни сам»
1. Поставь ударение.
2. Подбери 2-е проверочное слово.
3. Выдели корень.
4. Вставь пропущенные буквы.
5. Выдели орфограмму

Учащиеся по порядку проговаривают весь алгоритм проверки двух безударных гласных в корне слова, дополняя пропущенные части алгоритма, расставляя их в нужном порядке на интерактивной доске.
Проверьте свою работу по эталону (Слайд 8)
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи место безударного гласного в корне.
5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).
6. Вставь буквы.
7. Обозначь орфограмму.

Приложение 2- а) (а) Задание
Тр . п . тали – трепет, _______________
В. ч . реет –вечер, _______________
З . л . нели – зелень, ________________
Г . л . ва – головы, _________________
Учащиеся дополняют ещё одно проверочное слово для проверки второй безударной гласной.
Проверяют свою работу по эталону и исправляют ошибки, если есть.
— Проверьте свою работу по эталону
Трепетали- трепет, трепещет.
Вечереет -вечер, вечерний.
Зеленели -зелень, зелёный.
Голова- головы, головка.

7. Включение в систему знаний и повторение
— Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания? (Правильно писать слова с двумя безударными гласными в корне слова в диктантах, предложениях, сочинениях . )
— Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.
( На ветру трепетали листочки осинки)
— Разберем это предложение по членам предложения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
-А что оказалось для вас сюрпризом?)
— Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения
(Приложение 2 – б)
* Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому.
*Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корнях слов

*Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу объяснить одноклассникам

Учитель убирает знак вопроса
— Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения (Приложение 2 – б)
9.Д/З: 1.Найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте .
2.Составить 5-6 предложений, используя в каждом хотя бы по 1 слову в котором есть 2 безударные гласные.

Приложение 1
(а) Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи место безударного гласного в корне.
5. Подбери проверочное слово.
6. Вставь букву.
7. Обозначь орфограмму.

(б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова:

1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи место безударного гласного в корне.
5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).
6. Вставь буквы.
7. Обозначь орфограмму.

Приложение 2
(а) Задание «Дополни сам»
1. Поставь ударение.
2. Подбери 2-е проверочное слово.
3. Выдели корень.
4. Вставь пропущенные буквы.
5. Выдели орфограмму.

Тр . п . тали – трепет, _______________
В. ч . реет –вечерний, _______________
З . л . нели – зелень, ________________
Г . л . ва – головка, _________________

(б) Оцените свою работу на уроке.

* Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу объяснить одноклассникам

* Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому.

* Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корнях слов.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку «Безударные гласные в корне слова»

Тема урока:

«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

  • Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

  • Формировать положительную мотивацию обучения.

Проявлять интерес к изучению  нового материала.

 Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

  • Уметь находить   необходимую  информацию.

  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.

  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

  • Согласовывать позиции и находить общее решение.

  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

  • Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.

  • Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

Ход урока

 Организационный момент   

— Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.

Целеполагание.

— Послушайте притчу.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «ПРИТЧА»

притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

— Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.

Актуализация знаний

– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.

— Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а) 

-Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки )
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…

— В чём особенность этих букв? ( пишутся не так, как слышатся)

Тема урока:

— Определите тему нашего урока? (Ответы детей)

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я

Цели урока

Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?

(правильно писать безударные гласные)

— А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)

— А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?

— А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»

Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?

(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.

— Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.

— Что нужно развивать? (Ответы детей)

— А как вы понимаете значение слова «зоркий»? (Работа со словарём).

Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий — остроглазый
глазастый

Значение слова Зоркий по словарю Ушакова:
ЗОРКИЙ 
зоркая, зоркое; зорок, зорка, зорко. Обладающий острым зрением, хорошо видящий дальние и мелкие предметы. Зоркие глаза. || перен. Проницательный, внимательный,пристальный 

— А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

— Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» — что оно обозначает?

Вывод: Орфографическая зоркость — это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

— Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.

1.1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени форму слова или

подбери однокоренное, чтобы проверяемый

гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и

в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:

В В

. Работа в парах:

– Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:

Не одежда красит человека, а добрые дела.

(Возможны другие варианты)

Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.

    — Возьмите сигнальный веер.

— Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

— Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?

— В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

— Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна

Работа по учебнику .с 99.Упр.153.

— Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).

— Кто не допустил ни одной ошибки?

— У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

-Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

— Как проверить безударную гласную в корне?

— Кого бы вы похвалили?

— Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова : «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке. (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.
жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Домашнее задание. Упр.152,с.99

infourok.ru

Конспект » Безударные гласные в корне слова»

Русский язык 2 класс

Тема урока: «Правописание слов с безударными гласными звуками в корне».

Цель:

1. Образовательные:

  • формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

  • формирование умения распознавать орфограммы в тексте.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;

  • развитие умения находить проверочное слово;

  • развитие орфографической зоркости;

  • развитие речи детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к русской поэзии;

  • воспитание аккуратности у учащихся;

  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта урока, проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный материал:  презентация к уроку,

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором). (Слайд )

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Приветствие гостей.

Поздоровайтесь с гостями. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем. (Слайд )

«Если есть труд-значит, будет и успех.».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

(Ответы детей).

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость и успех.

4. Постановка проблемы урока. (Слайды)

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

— Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд)

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

(Слайд)

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд)

Правописание безударных гласных в корне слова.

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударными гласными в корне слова

5. Работа по теме урока.

А)« Найди орфограмму»

Скажите, а все ли гласные в корне нужно проверять?(нет) слайд

Какие гласные могут вызывать у нас сомнения?(безударные).

Перед вами лечит карта урока. Находим первое задание и в таблицу ставим только + или -. Если в слове-отгадке есть безударный гл, требующий проверки- ставим +, если нет- ставим -.

ЗАГАДКИ

1.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её…
(Пчела)

2. Кто на солнышке цветет и пчеле подарит мед? (цветок)

3.

В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

4. •Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)

5.Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

6.

Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит (Снежок)

7.

День закончен и опять

Нужно глазки закрывать.
Дети спят — и сын, и дочь.
К нам с небес спустилась…(Ночь)

8.

Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ..(Сова).

Самооценка , потом подведение итогов.

8 баллов- «5»

7,6 баллов- «4»

5,4 балла-«3»

3,2,1балл-«2»

В) Игра «Молчанка» (Слайд)

Какие опасные звуки мы всегда должны проверять?

Звук и . Звук а. Надпись на доске.

Какими буквами на письме может быть обозначен звук а?-буквами а, о.

Какими буквами на письме мы обозначаем звук и?- буквами и,е,я.

Сейчас я произношу слова, а вы записываете только одну букву, обозначающую безударный гласный звук в табличку № 2

Трава, лесник, морской, волна, число, мечта, грибной,листок

Самооценка , потом подведение итогов.

8 баллов- «5»

7,6 баллов- «4»

5,4 балла-«3»

3,2,1балл-«2»

Г) Работа на карточках.

Сейчас возьмите в руки белые карточки и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

Но для того, чтобы безошибочно выполнить данное задание, давайте вспомним алгоритм проверки безударных гласных . (Слайд)

КАРТОЧКА № 1
  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

КАРТОЧКА № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

КАРТОЧКА № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, л…сной, л…с, б..рёза.

Заполняем табличку.

Самооценка , потом подведение итогов.

8 баллов- «5»

7,6 баллов- «4»

5,4 балла-«3»

3,2,1балл-«2»

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

(О, А, И, Е, Я)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

Физминутка для глаз

Д). Самостоятельная работа.

  1. Прочитайте текст, вставляйте пропущенные буквы, пользуйся алгоритмом.

В нашем с____ле красивые л___са. Высокие д___ревья стоят ст___ной. Вот н___ра л____сы. На полянах растут цв___ты.

6. Итог урока.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

hello_html_72dcda53.jpg

 7. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и рисуют смайлики разных цветов)

Красный -. Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный — Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск