Безударные проверяемые гласные в корне слова чередующиеся гласные: 1. Правописание гласных в корне – Безударная чередующаяся гласная корня – примеры проверяемых слов в таблице

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) на тему: Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).

          Тренировочные задания  по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне  слова»).

1.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) замор..зки, обл..денел

2)зан..мательный, зам..рает

3)несг..раемый, непром..каемый

4) ед..нение, в..кзал,

5)д..ректор, л..сник

2.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 1) р..стущие, соб..ру

 2) расст..лается, з..лотой

3) ут..хающий, осл..пительный

4) спл..титься, откл..ниваться

5) к..рмить, к..саться        

3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) ут..лщение, отр..сль

2) бр..сать, спл..титься

3) пром..кашка, насв..стывать

4) р..стовщик,в..рона

5) прис..гать, з..ря

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена чередующаяся  гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) арб..траж, спец..алист

2) л..гушка, гр..за

3) раст..лковать, покл..ниться

4) заж..гает, прост..рается

5) г..ловоломка, в..ршина

5. . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) напр..женный, машиностр..ение

2) р..внина, д..лина

3) ок..паться, к..сание

4) п..лисадник, забл..стал

5) уд..вительный, распол..гаться

6 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена чередующаяся  гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. прил..жение, р..стут
  2. п..лисадник, в..ршина
  3. с..реневый, б..рдовый
  4. зар..зиться, заг..реть
  5. выск..чить, погл..тить

7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная  проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) вл..жение, экз..менатор

2) ц..ремония, х..ккей

3) парад..ксальный, пол..скать (кошку)

4) прик..сновение, б..гряный

5) зам..розки, инт..ресный

8. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) сл..варный,конс..рвировать

2) б..рдовый, в..негрет

3) увл..каться, безотл..гательный

4) ст..ринный, заг..релый

5) парад..ксальный, зам..рает (сердце)

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена чередующаяся  гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) бл..годенствие, прин..ровиться

2) оз..боченный, раск..лоть

3) заб..левание, уд..стоен

4) разж..гает, р..сточек

5) зак..зать, интелл..ктуальный

10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1)прик..снулся, оф..рмление

2) хар..ктеризовать, л..гичность

3)отл..чительный, заст..лить

4) пол..жение,  отр..сль

5) с..ребро, м..тель

11. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная  непроверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) р..стущие, с..ребряный

2) к..рмить, к..саться        

3)  н..члежка, с..лить

4) ..брикос,  т..рраса

5)  соб..раем, р..стение

12. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) т..ннис, т..орема

2) до..зжать, в..доворот

3) прил..гать, бл..стает

4) в..енный, непром..каемый

5) распол..жение, в..дянистый

                                             ОТВЕТЫ

1.

Заморозки, обледенел

2.

Утихающий, ослепительный

3.

Бросать, сплотиться

4.

Зажигает, простирается

5.

Напряженный, машиностроение

6.

Приложение, растут

7.

Парадоксальный, поласкать

8.

Бордовый, винегрет

9.

Разжигает, росточек

10.

Характеризовать, логичность

11.

Абрикос, терраса

12.

Доезжать, водоворот

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: Чередующиеся гласные в корне слова

  Русский язык                10 класс         

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

Ход урока.

  1. Орфоэпическая минутка.  (Слайд 1)

  1. Работа с правилом

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

         Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

— Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях

                       Гласные                                                           Согласные

Проверяемые    Непроверяемые   Чередующиеся      Парные        Непроизносимые    Удвоенные

(подобрать         (запомнить)              (запомнить              (подобрать      (подобрать            (запомнить)

проверочное                                       причину                    проверочное      проверочное

слово)                                                  чередования)                слово)               слово)

— Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

— Закрепим эти правила (слайд 5) . Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

 — На прошлом уроке начали работу с чередующимися гласными.  Сегодня мы повторим и закрепим изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием» 

— Существует 4 причины чередования гласных в корнях (слайд 6)

1) написание зависит от  суффикса -а, следующего за корнем; (слайд 7,8,9)

2) написание зависит от  ударения в слове; (слайд 10,11)

3) написание зависит от  согласной в корне; (слайд 12,13)

4) написание зависит от  лексического значения слова. (слайд 14,15)

        

!  Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

  1. Закрепление материала.  Работа по станциям с проверкой
  1. Тесты в Normaluchenik «Правописание гласных в корне слова»

Задача: уметь применять правила

  1. Рабочие тетради с.90, №1. «Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму»

Задача: уметь объяснять орфограммы в корнях слов.

  1. Онлайн-тесты. Сайт Захарьиной.

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Онлайн-тесты ЕГЭ – 2013. А.14

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Карточки с заданием (3,4,5,6) Приложение  (материал с сайта «По уши в ГИА)

Задача: умение находить в тексте слова с изученной орфограммой

  1. Закрепление правила о чередовании гласных в корне слова. Работа с карточками

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

1.

Касаться, прикасаться, коснуться

2.

Излагать, полагать, изложить

3.

Вырасти, выращенный, выросла

4.

ЗагАр, угАр, загорЕлый

5.

Обмакнуть, промокнуть, моченый

5. Итог урока.

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

— Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

  1. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.90 упр.1 доделать

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» — совесть — и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, — топор, котелок, ветки, — было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Давайте проверим!        
Задание 1
1 группа — загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять
2 группа — предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный
3 группа — предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег
4 группа — намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять
Обратите внимание: слова предлагать и сложение можно отнести и ко 2-ой группе, и к 3-ей, так как правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.


Задание 2 
1. Лишнее слово — растение (т.к. правописание гласной А в корне -раст- зависит от согласной на конце корня, а в словах отдеру и блистательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А)
2. Лишнее слово — заскочил (т.к. правописание гласной О в корне -скоч- зависит от согласной на конце корня, а в словах намочил и выровненный — от лексического значения корня)
3. Лишнее слово — загорается (т.к. правописание гласной О в корне -гор- зависит от ударения, а в словах коснуться и зажигать — от суффикса А)
4. Лишнее слово — перила (т.к. правописание гласной Е в корне -пер- зависит от суффикса А, а в словах озарение и наклонился — от ударения)
5. Лишнее слово — вытирать (т.к. правописание гласной И в корне -тир- зависит от
суффикса А, а в словах выплавлять и вытворять — от ударения)

Задание 3
Предложение № 3 — заря, склонение
Предложение № 4 — загорались, озарялись
Внимание! В предложении № 6 в слове расклАнялись гласная А в корне -клан- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти «…слово с чередующейся безударной гласной в корне…», поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 7 — жуки-плавунцы
Предложение № 10 — сотворив. Внимание! Слово плАвания не подходит по той же причине, что и в предложении № 6.

Задание 4
Предложение № 2 — предполагали, предположение
Предложение № 7 — вырасти
Внимание! В предложении № 8 в слове проскАкивал гласная А в корне -скак- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти «…слово с чередующейся безударной гласной в корне…», поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 9 — росло
Предложение № 10 — проскочить 

Задание 5
Предложение № 1 — не прикасайтесь
Предложение № 2 — замирает
Предложение № 5 — убирать
Предложение № 6 — вытершимсяВнимание! В предложении № 7 слово помириться не подходит, так как гласная в корне -мир- не чередующаяся, а проверяемая ударением (от слова МИР).
Внимание! В предложении № 9 слово стЕлется не подходит, так как гласная Е в нём стоит под ударением.
Предложение № 10 — заблистала

Задание 6
Предложение № 2 – поравнявшись                       Предложение № 4 — обмакнул
Предложение № 5 – равновесие                            Предложение № 8 — непромокаемые
Предложение № 10 — выровнялся

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

1.

Касаться, прикасаться, коснуться

2.

Излагать, полагать, изложить

3.

Вырасти, выращенный, выросла

4.

ЗагАр, угАр, загорЕлый

5.

Обмакнуть, промокнуть, моченый

        

Рабочий лист ученицы  10 класса ______________________________________

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

  1. Расставить в словах ударение (25 баллов)

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит,

 избалованный,  исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение,

облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

  1. Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму (тетрадь с.90, №1)  (25 баллов)______________________________________________________
  1. Онлайн – Тесты. ЕГЭ 2013 А.14  (18 баллов)_________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Normaluchenik.  (Правописание гласных в корне № 35 – 37)   (72 балл)__________

__________________________________________________________________________

  1. Сайт Е.А.Захарьиной. Онлайн-тесты (20 баллов)______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Найти в тексте слова на изученные орфограммы (задание 3, 4, 5, 6) (21 балл) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГО: ____181_____балл               оценка

         

Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..внение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.

Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко уг..варить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.

«Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов»

Урок-обобщение по теме

«Безударные и чередующиеся гласные в корне слова»

Цель:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с правописанием безударных гласных в корне слова.

  2. Выяснить характер орфографического правила, регулирующего выбор правильного написания о-а в чередующихся корнях.

  3. Сформировать умение применять правило на письме.

Развивающая:

  1. Научить находить орфограммы и правильно писать.

  2. Развитие основных мыслительных операций.

  3. Развитие зрительной памяти и внимания.

  4. Развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления.

  5. Развитие умения составлять опорную схему правила, умение действовать по алгоритму.

  6. Расширение словарного запаса обучающихся.

Воспитывающая:

  1. Привитие любви к родному языку.

  2. Воспитание у учащихся социальной компетентности.

  3. Умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности.

  4. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  5. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Задачи урока:

1. Закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными;

2.Развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

3.Отработать навыки применения выученных правил.

Тип урока: урок практического применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации, учебник Н. Г.Гольцовой, И. В. Шамшина «Русский язык 10-11 классы», раздаточный дидактический материал

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмёмся за дела!

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на 5!

Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное.

Поэтому внимательно слушайте каждое слово, Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.

  1. Запись темы, постановка целей и задач урока.

  2. Обобщение пройденного материала.

Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила, а именно: научимся правильно писать и проверять безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

1. Проведем синтаксический разбор предложения и найдем безударные гласные в корнях слов.

Разноцветными ..гнями оз..ро бл..стит. ( Повеств., невоск., простое, двусоставное, распростр., полное)

(Огнями — όгненный (проверяемая безударная гласная в корне слова), озеро — озёрный (проверяемая безударная гласная в корне слова), блестит — чередование гласной в корне слова).

Что такое однокоренные слова? (Слова с одним и тем же корнем)

2. Индивидуальная работа у доски со словами (1 ученик) во время синтаксического разбора (необходимо выделить корни, расставить ударение в словах и объяснить правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными)

Проверка ученика с индивид заданием (у доски) Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.

Вд..леке, ед..ничный, изл..мать, ур..ган, нав..рить, прит..снять, ст..кан, ч..стотел, уд..вляться, экз..мен, запл..тить (слова с непроверяемой гласной — ураган, стакан, экзамен)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, прит

яну́ть — притя́нешь.) Или запомнить написание

3. Орфографический диктант.

Работа со слайдами по теме «Чередующиеся корни»

Обратимся к слайдам и поговорим о чередующихся гласных в корне слова. Запись слов в тетрадь с объяснением.

1 Слайд.

Соб..рательный образ, прид..раться по пустякам, прот..реть зерк..ло, бл..стящий ответ, зап..реть дверь, заст..лить постель, неприемлемое преп..рательство.

2 Слайд.

Зеленый р..сток, платье на выр..ст, отск..чи в сторону, сл..жное упражнение, изл..жить факты, распол..жение армии, почтенный возр..ст.

3 Слайд.

Пл..вучий мост, оз..рять верхушки деревьев, покл..ниться таланту, вечерняя з..рница, начинающие пл..вцы, тв..рить д..бро, распл..вить металл.

4 Слайд.

Широкая р..внина, пром..кательная бумага, вым..кнуть под д..ждем, р..вноправные партнеры, м..кать сухари в мол..ко, ср..внение вел..чин, р..внозначные величины.

4.Лексический диктант

Выделение корней, объяснение написания (1 человек у доски, класс помогает)

А) Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).

Б) Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря).

В) Спортсмен, занимающийся плаванием, а также вообще тот, кто плывёт, плавает (пловец).

Г) Промокательная бумага (промокашка).

5.Игра «Четвертый лишний».

— Загореть, интеллект, блестящий, выбирать;

Интеллект — непроверяемая безударная гласная (словарное слово),

Загореть (-гор-безударный), блестящий (нет суф. а), выбирать (суф. а) – чередующиеся гласные в корне.

— Расстелить, поджигать, развиваться, выскакивать;

Развиваться – проверяемая безударная гласная (развитие),

Расстелить (нет суф. а), поджигать (суф. а), выскакивать ( корень скак) – чередующиеся гласные в корне.

— Панорама, увертюра, диапазон, вырастить;

Вырастить (корень раст.)– чередующиеся гласные в корне;

Панорама, увертюра, диапазон – словарные слова.

Вычитать, запевать, сидеть, освещение.

Вычитать – чередующиеся гласные в корне (суффикс â)

Запевать (петь), сидеть (сидя), освещение (свет) – проверяемые безударные гласные в корне.

IV Контроль знаний. Тестирование.

V Подведение итогов урока

На этом урок наш заканчивается. Предлагаю закончить устно несколько предложений:

  • Сегодня на уроке я понял, что могу…

  • Сегодня я научился…

  • Сегодня самым сложным для меня было…

  • У меня получилось…

VI Домашнее задание

Вы оценили свою работу на уроке, поэтому вам не составит труда выполнить домашнюю работу

  1. Выучить теоретический материал урока.

  2. §28, упр. 85

Выставление оценок

правописание гласных в корне (проверяемых, непроверяемых, чередующихся)

Правописание гласных в корне слова. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы — сто»лб; примирять (друзей) — ми»р. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются не проверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто»фель, эликси»р) . В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий: От ударения: -гар- -гор-: под ударением пишется а (зага»р, разга»р) , без ударения — о (загоре»лый, пригора? ть) , исключения: вы»гарки, и»згарь, при»гарь; -зар- -зор-: без ударения пишется а (зарни»ца, озари»ть) , под ударением — что слышится (зо»рька, за»рево) , исключение: зорева»ть; -клан- -клон-: без ударения пишется о (преклоне»ние, локлони»ться) , под ударением — что слышится (кла»няться, покло»н) ; -твар- -твор-: без ударения пишется о (твори»ть, творе»ние) , под ударением — что слышится (тво»рчество, тва»рь) , исключение: у»тварь; От последующих букв или сочетаний букв: -кас- -кос-: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну»ться, прикоснове»ние) , в остальных случаях пишется а (каса»тельная, каса»ться) ; -лаг- -лож-: перед г пишется а (прилагать, прилагательное) , перед ж пишется о (приложение, предложить) , исключения: по»лог; -раст- (-ращ-), — рос-: перед ст и щ пишется а (расти», нара»щивагь) , перед с пишется о (за»росль, вы»росший) , исключения: о»трасль, росто»к, вы»рос-ток, ростовщи»к. Росто»в; -скак-, -скоч-: перед к пишется а (скака»ть) , перед ч пишется о (вы»скочить) , исключения: скачо»к, скачу»; От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-: -вер-, -вир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, пир-, -тер-, тир-, -блест-, -блист, -жег-, -жиг-, -стел-, -стал-, -чет-, -чит-: перед суффиксом -а- пишется и (собира»ть, зажига»ть, настила»тъ) , в остальных случаях пишется е (блесте»ть, заже»чь) , исключения; сочета»ть, сочета»ние; корни с чередованием а (я) — им (ин) : перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина»ть, зажима»ть) , в остальных случаях пишется а (я) (замя»ть, зажа»ть) ; От значения: -мак-, -мок-: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака»ть хлеб в молоко) , -мок — в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока»ют) ; -равн-, -ровн-: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня»ться) , -ровн — в значении «ровный, прямой, гладкий» (у»ро-вень, заровня»ть) ; -плав-, -плов-, -плыв-: о пишется только в словах плове»ц и пловчи»ха, ы — только в слове плывуны», во всех остальных случаях пишется а (плаву»честь, поплаво»к).

проверяемые гласные : что бы их проверить, нужно подобрать к проверяемому слову однокоренное слово, чтоб на безуд гласную падало ударение. например : сосна — сосны)))) ) непроверяемые гласные : их нужно запомнить или смотреть в орфографическом словаре . например : корова, собака там ну и тд, короче поняла_)) чередующиеся корни с без гласной : кас — кос, лаг — лож, пишем А, если есть за корнем суффикс А, например : касаться, излагать. вот, а всё остальное пишется с буквой О клон-клан, твор -твар, гор -гар, без ударения пишется буква О, например : наклонять, творец, загорелый и тд. ИСКЛЮЧЕНИЯ : утварь, выгарки, пригарь) зар-зор без ударения пишется А, например : заря. плав-плов пишется А, например плавник . Пишется О только в словах : пловец, пловчиха) раст-рощ, А пишется перед СТ, О перед С . ИСКЛЮЧЕНИЯ : росток, ростовщик, отрасль, отраслевой, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ) скак-скоч без ударения пишется перед Ч — О, перед К- А ИСКЛЮЧЕНИЯ : скачок, скачу. ) бер-бир, мер-мир, пер-пир, стел-стил, дер-дир, чет-чит, жег-жиг, блест-блист пишется И, если есть суффикс А .) вроде всё, надеюсь помогла)))))))))

помоему всё верно спасибо)))

Правописание гласных в корне слова. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы — сто»лб; примирять (друзей) — ми»р. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются не проверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто»фель, эликси»р) . В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий: От ударения: -гар- -гор-: под ударением пишется а (зага»р, разга»р) , без ударения — о (загоре»лый, пригора? ть) , исключения: вы»гарки, и»згарь, при»гарь; -зар- -зор-: без ударения пишется а (зарни»ца, озари»ть) , под ударением — что слышится (зо»рька, за»рево) , исключение: зорева»ть; -клан- -клон-: без ударения пишется о (преклоне»ние, локлони»ться) , под ударением — что слышится (кла»няться, покло»н) ; -твар- -твор-: без ударения пишется о (твори»ть, творе»ние) , под ударением — что слышится (тво»рчество, тва»рь) , исключение: у»тварь; От последующих букв или сочетаний букв: -кас- -кос-: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну»ться, прикоснове»ние) , в остальных случаях пишется а (каса»тельная, каса»ться) ; -лаг- -лож-: перед г пишется а (прилагать, прилагательное) , перед ж пишется о (приложение, предложить) , исключения: по»лог; -раст- (-ращ-), — рос-: перед ст и щ пишется а (расти», нара»щивагь) , перед с пишется о (за»росль, вы»росший) , исключения: о»трасль, росто»к, вы»рос-ток, ростовщи»к. Росто»в; -скак-, -скоч-: перед к пишется а (скака»ть) , перед ч пишется о (вы»скочить) , исключения: скачо»к, скачу»; От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-: -вер-, -вир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, пир-, -тер-, тир-, -блест-, -блист, -жег-, -жиг-, -стел-, -стал-, -чет-, -чит-: перед суффиксом -а- пишется и (собира»ть, зажига»ть, настила»тъ) , в остальных случаях пишется е (блесте»ть, заже»чь) , исключения; сочета»ть, сочета»ние; корни с чередованием а (я) — им (ин) : перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина»ть, зажима»ть) , в остальных случаях пишется а (я) (замя»ть, зажа»ть) ; От значения: -мак-, -мок-: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака»ть хлеб в молоко) , -мок — в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока»ют) ; -равн-, -ровн-: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня»ться) , -ровн — в значении «ровный, прямой, гладкий» (у»ро-вень, заровня»ть) ; -плав-, -плов-, -плыв-: о пишется только в словах плове»ц и пловчи»ха, ы — только в слове плывуны», во всех остальных случаях пишется а (плаву»честь, поплаво»к).

Правописание гласных в корне слова. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы — сто»лб; примирять (друзей) — ми»р. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются не проверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто»фель, эликси»р) . В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий: От ударения: -гар- -гор-: под ударением пишется а (зага»р, разга»р) , без ударения — о (загоре»лый, пригора? ть) , исключения: вы»гарки, и»згарь, при»гарь; -зар- -зор-: без ударения пишется а (зарни»ца, озари»ть) , под ударением — что слышится (зо»рька, за»рево) , исключение: зорева»ть; -клан- -клон-: без ударения пишется о (преклоне»ние, локлони»ться) , под ударением — что слышится (кла»няться, покло»н) ; -твар- -твор-: без ударения пишется о (твори»ть, творе»ние) , под ударением — что слышится (тво»рчество, тва»рь) , исключение: у»тварь;

Правописание гласных в корне слова. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы — сто»лб; примирять (друзей) — ми»р. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются не проверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто»фель, эликси»р) . В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий: От ударения: -гар- -гор-: под ударением пишется а (зага»р, разга»р) , без ударения — о (загоре»лый, пригора? ть) , исключения: вы»гарки, и»згарь, при»гарь; -зар- -зор-: без ударения пишется а (зарни»ца, озари»ть) , под ударением — что слышится (зо»рька, за»рево) , исключение: зорева»ть; -клан- -клон-: без ударения пишется о (преклоне»ние, локлони»ться) , под ударением — что слышится (кла»няться, покло»н) ; -твар- -твор-: без ударения пишется о (твори»ть, творе»ние) , под ударением — что слышится (тво»рчество, тва»рь) , исключение: у»тварь; От последующих букв или сочетаний букв: -кас- -кос-: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну»ться, прикоснове»ние) , в остальных случаях пишется а (каса»тельная, каса»ться) ; -лаг- -лож-: перед г пишется а (прилагать, прилагательное) , перед ж пишется о (приложение, предложить) , исключения: по»лог; -раст- (-ращ-), — рос-: перед ст и щ пишется а (расти», нара»щивагь) , перед с пишется о (за»росль, вы»росший) , исключения: о»трасль, росто»к, вы»рос-ток, ростовщи»к. Росто»в; -скак-, -скоч-: перед к пишется а (скака»ть) , перед ч пишется о (вы»скочить) , исключения: скачо»к, скачу»; От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-: -вер-, -вир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, пир-, -тер-, тир-, -блест-, -блист, -жег-, -жиг-, -стел-, -стал-, -чет-, -чит-: перед суффиксом -а- пишется и (собира»ть, зажига»ть, настила»тъ) , в остальных случаях пишется е (блесте»ть, заже»чь) , исключения; сочета»ть, сочета»ние; корни с чередованием а (я) — им (ин) : перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина»ть, зажима»ть) , в остальных случаях пишется а (я) (замя»ть, зажа»ть) ; От значения: -мак-, -мок-: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака»ть хлеб в молоко) , -мок — в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока»ют) ; -равн-, -ровн-: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня»ться) , -ровн — в значении «ровный, прямой, гладкий» (у»ро-вень, заровня»ть) ; -плав-, -плов-, -плыв-: о пишется только в словах плове»ц и пловчи»ха, ы — только в слове плывуны», во всех остальных случаях пишется а (плаву»честь, поплаво»к)

проверяемые гласные : что бы их проверить, нужно подобрать к проверяемому слову однокоренное слово, чтоб на безуд гласную падало ударение. например : сосна — сосны)))) ) непроверяемые гласные : их нужно запомнить или смотреть в орфографическом словаре . например : корова, собака там ну и тд, короче поняла_)) чередующиеся корни с без гласной : кас — кос, лаг — лож, пишем А, если есть за корнем суффикс А, например : касаться, излагать. вот, а всё остальное пишется с буквой О клон-клан, твор -твар, гор -гар, без ударения пишется буква О, например : наклонять, творец, загорелый и тд. ИСКЛЮЧЕНИЯ : утварь, выгарки, пригарь) зар-зор без ударения пишется А, например : заря. плав-плов пишется А, например плавник . Пишется О только в словах : пловец, пловчиха) раст-рощ, А пишется перед СТ, О перед С . ИСКЛЮЧЕНИЯ : росток, ростовщик, отрасль, отраслевой, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ) скак-скоч без ударения пишется перед Ч — О, перед К- А ИСКЛЮЧЕНИЯ : скачок, скачу. ) бер-бир, мер-мир, пер-пир, стел-стил, дер-дир, чет-чит, жег-жиг, блест-блист пишется И, если есть суффикс А .) вроде всё, надеюсь помогла)))))))))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *