Ударение. Ударные и безударные гласные
Ударение – это произнесение одного из слогов слова протяжнее и с бо́льшей силой. Ударение на письме обозначается знаком ́.
Если в слове два слога или больше, то один из них произносится с бо́льшей силой и более протяжно. Сравните произношение выделенных слов:
стоять у окна́ – тёмные о́кна
Слог, который произносится сильнее и протяжнее, называется ударным, остальные слоги называются безударными. Ударным может быть любой слог в слове – первый, второй, третий и так далее:
ба́ржа, моро́з, молоко́
Гласная буква в ударном слоге называется ударной, все остальные гласные в слове – безударные.
Ударный гласный звук в ударном слоге слышится чётко и ясно. Над ударной гласной буквой, обозначающей ударный гласный звук, ставится знак ударения:
Гласные звуки в безударных слогах часто слышатся не так ясно, как под ударением. Безударные гласные звуки часто не совпадают с обозначающими их буквами:
я́года — яг[а]да, лете́ть — л[и]теть
Знак ударения в письменной речи часто ставится в том случае, когда читатель может поставить ударение не на тот слог, например:
Мы приехали в большой красивый за́мок.
На воротах висел ржавый замо́к.
В русских словах слоги с буквой ё всегда являются ударными, поэтому знак ударения над буквой ё в письменной речи никогда не ставится, например:
ёлки, метёлки, молодёжь
Примечание: в словах, состоящих из одного слога (имеющих в своём составе только одну гласную букву), знак ударения не ставится:
лес, рожь, класс, май
При изменении слова ударение может смещаться с одного слога на другой, например:
по́ле — поля́, го́род — города́
Иногда ударение может сместиться с существительного на предлог, например:
увидел го́ру — поднялся на́ гору
«Правописание гласных в ударных и безударных слогах»
Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Цель урока: начать формировать умение детей обосновывать написание слов с безударными гласными.
Задачи урока:
1.Образовательная.
Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Начать формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными.
2.Развивающая.
Развивать умение подбирать проверочные слова. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха.
3.Воспитывающая.
Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные:
— учащиеся научатся выделять гласные звуки; научаться распознавать проверочные и проверяемые слова;
— повышение активности учащихся на уроках;
— улучшение результатов обучения;
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.
Коммуникативные: контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Средства обучения:
— дидактический материал на таблице;
— карточки для групповой работы,
— карточки для работы в паре,
— учебник 1 класc,
— ноутбук, ЖК телевизор, презентация.
Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. 1 кл.» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, рабочая тетрадь В.П. Канакина, два плаката с рисунками букв и словами, презентация.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Методы:
-репродуктивный,
— проблемный,
— частично-поисковый.
Формы:
— фронтальная,
— парная,
— индивидуальная,
— групповая.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
— Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть все трудности на уроке. Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если будете работать дружно и сообща.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку.
Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
— По каким признакам догадались, что это сова?
— Что вы знаете об этой птице?
-Совы — хищные птицы, очень умные, как правило, живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
— Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое. (2-3 минуты)
III. Выявление места и причины.
— Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово).
— Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план).
— Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
— Прочитайте хором стихотворение — цель нашего урока.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
— Почему причиняет много мук?
— Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
— Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами изучать!
— Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать). (2-3 минуты)
Итак, тема нашего урока
«Правописание гласных в ударных и безударных слогах».V. Реализация построенного проекта.
— Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
— Обсудите в парах и вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочное слово (устно).
Проверка по компьютеру — самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись -.)
— Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
Алгоритм:
1.Прочитай слово вслух
2.Поставь ударение
3.Найди безударную гласную
4.Подбери проверочное слово
5.Сделай вывод(5-6 минут)
Физминутка «Паровозик».
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения. Первое предложение первому варианту, второе второму.- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
На работу даю 1 минуту. Теперь первый вариант читает предложение и объясняет
выполненную работу второму.
Живёт в л.су л.са.
-Второй вариант, проверьте, правильно выполнена работа вашего товарища? Поставьте +, если правильно, — — если неправильно.
Теперь второй вариант читает предложение и объясняет выполненную работу первому.
Гр.чата пищат в гн.зде.
Первый вариант, проверьте, правильно выполнена работа вашего соседа? Поставьте +, если правильно, — — если неправильно.
— Так как проверить безударный гласный?
— Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
2. Работа в группах
Сова хочет проверить, умеете ли вы работать вместе в группах. На карточках разложены на парте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы.
Г… ра, гн…здо, тр…ва , р… ка, стр…на, страны, реки, травы, горы, гнёзда. Самопроверка
Сделайте вывод: как проверять безударный гласный?
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
.
Игра «Построй мосток»
Каждый из вас будет самостоятельно строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поочерёдно объясните правописание слова, начинает первый вариант.
-Поставьте +, если всё сделано правильно или — , если выполнено с ошибками.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения (4-5 минут)
1. Отгадывание загадок
— Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее …
(сорока).
— А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
— Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
— Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
— Где записаны такие слова? (в словаре)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона)
— Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
2. Работа по учебнику
Стр.69, упражнение 14
— Прочитайте загадку. Ответьте на вопросы. (на первые 2 вопроса)
— Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.
— Определи сколько в слове заяц слогов.
— Вспомни, когда так говорят:
Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
3. Развитие речи.
— Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»
— Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.
В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (1-2 минуты)
— Как проверить безударный гласный звук в слове?
— Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
— Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
— Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
-Весной звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Подберём угощение для них: орехи, жёлуди.
— На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
— Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями, и думает, что урок пойдёт вам на пользу не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
— Спасибо за урок!
Ассонанс | Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний 8 букв |
Аблаут | Чередование гласных 6 букв |
Ассонанс | Созвучие гласных звуков 8 букв |
Аблаут | Чередование гласных в составе одной морфемы 6 букв |
Абляут | Чередование гласных в составе одной морфемы 6 букв |
Ассонанс | Повторение во фразе однородных гласных звуков 8 букв |
Ассонанс | Повторение в стихе однородных гласных звуков 8 букв |
Ассонанс | Повторение в стихе сходных гласных звуков 8 букв |
Аканье | Неразличение в безударных слогах гласных неверхнего подъема 6 букв |
Аблаут | (апофония), чередования гласных в составе одной морфемы 6 букв |
Запишите слова, которые начинались бы с разных гласных звуков (под ударением), и назовите первый звук в каждом слове.
Слова в русском языке могут начинаться с различных гласных и согласных звуков. При этом гласные звуки не всегда находятся под ударением. К примеру, в слове амулет, первый гласный звук является безударным. Однако во многих словах, гласные звуки являются ударными и могут отличаться от букв, с которых начинается слово при его написании.
Слова, начинающиеся с ударных гласных звуков
Подобных примеров можно привести множество. Ударным, гласный звук будет, если слово приобретает свой смысл при упоре именно на указанный звук. К примеру, слово «Европа» таковым не является. Ударным будет вторая гласная буква «о», а первая буква «е» — безударной. Для примера ударных гласных звуков, можно привести следующие слова:
- арктика. В этом слове ударение падает на первый гласный звук, который и задает смысл всему слову. При этом указанный звук слышится, как «а», то есть совпадает с первой буквой;
- ёлка. Это также слово с ударным первым звуком. Однако звук пишется, как «йё». Ведь именно так он и слышится, поэтому воспроизвести его буквами, можно только как «йё»;
- образ. В данном случае звук и буква совпадают. Ударным будет первый звук «о», поскольку при ударении на него слово приобретает смысл. Если же сделать ударение на второй гласный звук, то слово перестанет звучать и приобретет искаженное произношение;
- еще одним примером станет слово «яма». Оно подходит к данному ряду, поскольку ударение падает на первый гласный звук.э При этом указанный звук произносится, как «йа».
Таким образом, буквы в словах не всегда совпадают со звуками.
Есть ли гласные, с которых слова не начинаются
Среди всех гласных букв в русском языке, только одна подходит под данное определение. Это буква «ы». ни одно слово русского языка не начинается с этой буквы и этого звука. Все остальные буквы и звуки могут находиться впереди слов.
Даже буква «э» является гласным ударным первым звуках в некоторых словах. в качестве примера можно привести слово «эхо». А вот слов с буквой «ы» вначале нет. Как правило, она находится в окончании слова. Но в некоторых заимствованных словах, они может стоять и в середине слова, образовывая его корень.