Буква а безударная или ударная: Attention Required! | Cloudflare – «Чем отличаются ударные гласные от безударных?» – Яндекс.Знатоки

Ударение. Ударные и безударные гласные

Ударение – это произнесение одного из слогов слова протяжнее и с бо́льшей силой. Ударение на письме обозначается знаком   ́.

Если в слове два слога или больше, то один из них произносится с бо́льшей силой и более протяжно. Сравните произношение выделенных слов:

стоять у окна́ – тёмные о́кна

Слог, который произносится сильнее и протяжнее, называется ударным, остальные слоги называются безударными. Ударным может быть любой слог в слове – первый, второй, третий и так далее:

ба́ржа, моро́з, молоко́

Гласная буква в ударном слоге называется ударной, все остальные гласные в слове – безударные.

Ударный гласный звук в ударном слоге слышится чётко и ясно. Над ударной гласной буквой, обозначающей ударный гласный звук, ставится знак ударения:

сла́дости, я́года, зима́

Гласные звуки в безударных слогах часто слышатся не так ясно, как под ударением. Безударные гласные звуки часто не совпадают с обозначающими их буквами:

я́года — яг[а]да, лете́ть — л[и]теть

Знак ударения в письменной речи часто ставится в том случае, когда читатель может поставить ударение не на тот слог, например:

Мы приехали в большой красивый за́мок.

На воротах висел ржавый замо́к.

В русских словах слоги с буквой ё всегда являются ударными, поэтому знак ударения над буквой ё в письменной речи никогда не ставится, например:

ёлки, метёлки, молодёжь

Примечание: в словах, состоящих из одного слога (имеющих в своём составе только одну гласную букву), знак ударения не ставится:

лес, рожь, класс, май

При изменении слова ударение может смещаться с одного слога на другой, например:

по́ле — поля́, го́род — города́

Иногда ударение может сместиться с существительного на предлог, например:

увидел го́ру — поднялся на́ гору

«Правописание гласных в ударных и безударных слогах»

Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Цель урока: начать формировать умение детей обосновывать написание слов с безударными гласными.

Задачи урока:

1.Образовательная.

Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Начать формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными.

2.Развивающая.

Развивать умение подбирать проверочные слова. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха.

3.Воспитывающая.

Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся научатся выделять гласные звуки; научаться распознавать проверочные и проверяемые слова;

— повышение активности учащихся на уроках;

— улучшение результатов обучения;

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.

Коммуникативные: контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Средства обучения:

— дидактический материал на таблице;

— карточки для групповой работы,

— карточки для работы в паре,

— учебник 1 класc,

— ноутбук, ЖК телевизор, презентация.

Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. 1 кл.» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, рабочая тетрадь В.П. Канакина, два плаката с рисунками букв и словами, презентация.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы:

-репродуктивный,

— проблемный,

— частично-поисковый.

Формы:

— фронтальная,

— парная,

— индивидуальная,

— групповая.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

— Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть все трудности на уроке. Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если будете работать дружно и сообща.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать. (1-2 минуты)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку.

Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

— По каким признакам догадались, что это сова?

— Что вы знаете об этой птице?

-Совы — хищные птицы, очень умные, как правило, живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

— Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое. (2-3 минуты)

III. Выявление места и причины.

— Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово).

— Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план).

— Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

— Прочитайте хором стихотворение — цель нашего урока.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

— Почему причиняет много мук?

— Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

— Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами изучать!

— Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать). (2-3 минуты)

Итак, тема нашего урока

«Правописание гласных в ударных и безударных слогах».

V. Реализация построенного проекта.

— Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.

— Обсудите в парах и вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочное слово (устно).

Проверка по компьютеру — самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись -.)

— Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

Алгоритм:

1.Прочитай слово вслух

2.Поставь ударение

3.Найди безударную гласную

4.Подбери проверочное слово

5.Сделай вывод(5-6 минут)

Физминутка «Паровозик».

Поедем в лес!

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения. Первое предложение первому варианту, второе второму.- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

На работу даю 1 минуту. Теперь первый вариант читает предложение и объясняет

выполненную работу второму.

Живёт в л.су л.са.

-Второй вариант, проверьте, правильно выполнена работа вашего товарища? Поставьте +, если правильно, — — если неправильно.

Теперь второй вариант читает предложение и объясняет выполненную работу первому.

Гр.чата пищат в гн.зде.

Первый вариант, проверьте, правильно выполнена работа вашего соседа? Поставьте +, если правильно, — — если неправильно.

— Так как проверить безударный гласный?

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.

2. Работа в группах

Сова хочет проверить, умеете ли вы работать вместе в группах. На карточках разложены на парте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы.

Г… ра, гн…здо, тр…ва , р… ка, стр…на, страны, реки, травы, горы, гнёзда. Самопроверка

Сделайте вывод: как проверять безударный гласный?

VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

.

Игра «Построй мосток»

— На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый из вас будет самостоятельно строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поочерёдно объясните правописание слова, начинает первый вариант.

-Поставьте +, если всё сделано правильно или — , если выполнено с ошибками.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения (4-5 минут)

1. Отгадывание загадок

— Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее … 
(сорока).

— А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

— Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

— Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

— Где записаны такие слова? (в словаре)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона)

— Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

2. Работа по учебнику

Стр.69, упражнение 14

— Прочитайте загадку. Ответьте на вопросы. (на первые 2 вопроса)

— Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.

— Определи сколько в слове заяц слогов.

— Вспомни, когда так говорят:

Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)

Заячья душа. (о трусливом человеке)

3. Развитие речи.

— Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»

— Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.

В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (1-2 минуты)

— Как проверить безударный гласный звук в слове?

— Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

— Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

— Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

-Весной звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Подберём угощение для них: орехи, жёлуди.

— На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

— Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе -, то возьмите орешек для белочки.

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями, и думает, что урок пойдёт вам на пользу не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

— Спасибо за урок!

ударных гласных на букву А

АссонансНеполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний 8 букв
АблаутЧередование гласных 6 букв
АссонансСозвучие гласных звуков 8 букв
АблаутЧередование гласных в составе одной морфемы 6 букв
АбляутЧередование гласных в составе одной морфемы 6 букв
АссонансПовторение во фразе однородных гласных звуков 8 букв
АссонансПовторение в стихе однородных гласных звуков 8 букв
АссонансПовторение в стихе сходных гласных звуков 8 букв
АканьеНеразличение в безударных слогах гласных неверхнего подъема 6 букв
Аблаут(апофония), чередования гласных в составе одной морфемы 6 букв

Запишите слова, которые начинались бы с разных гласных звуков (под ударением), и назовите первый звук в каждом слове.

Слова в русском языке могут начинаться с различных гласных и согласных звуков. При этом гласные звуки не всегда находятся под ударением. К примеру, в слове амулет, первый гласный звук является безударным. Однако во многих словах, гласные звуки являются ударными и могут отличаться от букв, с которых начинается слово при его написании.

Слова, начинающиеся с ударных гласных звуков

Подобных примеров можно привести множество. Ударным, гласный звук будет, если слово приобретает свой смысл при упоре именно на указанный звук. К примеру, слово «Европа» таковым не является. Ударным будет вторая гласная буква «о», а первая буква «е» — безударной. Для примера ударных гласных звуков, можно привести следующие слова:

  • арктика. В этом слове ударение падает на первый гласный звук, который и задает смысл всему слову. При этом указанный звук слышится, как «а», то есть совпадает с первой буквой;
  • ёлка. Это также слово с ударным первым звуком. Однако звук пишется, как «йё». Ведь именно так он и слышится, поэтому воспроизвести его буквами, можно только как «йё»;
  • образ. В данном случае звук и буква совпадают. Ударным будет первый звук «о», поскольку при ударении на него слово приобретает смысл. Если же сделать ударение на второй гласный звук, то слово перестанет звучать и приобретет искаженное произношение;
  • еще одним примером станет слово «яма». Оно подходит к данному ряду, поскольку ударение падает на первый гласный звук.э При этом указанный звук произносится, как «йа».

Таким образом, буквы в словах не всегда совпадают со звуками.

Есть ли гласные, с которых слова не начинаются

Среди всех гласных букв в русском языке, только одна подходит под данное определение. Это буква «ы». ни одно слово русского языка не начинается с этой буквы и этого звука. Все остальные буквы и звуки могут находиться впереди слов.

Даже буква «э» является гласным ударным первым звуках в некоторых словах. в качестве примера можно привести слово «эхо». А вот слов с буквой «ы» вначале нет. Как правило, она находится в окончании слова. Но в некоторых заимствованных словах, они может стоять и в середине слова, образовывая его корень.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *