Методическая разработка урока Отличие литературы от чтения
Михайлова Злата Михайловна
МБОУ «СОШ №24» г.Салавата РБ
Учитель начальных классов
Литературное чтение, 1 класс
Тема: Отличие чтения от литературы. В.Берестов «Читалочка».
Цель: формирование представления о литературе как об искусстве
слова;
Задачи: учить отличать литературное произведение от бытового текста; познакомить с произведением В.Берестова;
формировать навыки правильного выразительного чтения;
— воспитание интереса к чтению, книге.
Ход урока:
1.Мобилизующий этап.
-Внимательно слушайте стихотворение, чтобы определить тему урока .
Хочешь, ты. встретить новых друзей?
О старых побольше узнать?
Тогда садись поудобней, скорей,
Сейчас мы будем читать.
Мы отправляемся туда,
Где ждёт литературная страна.
2. Работа по теме.
а)- О чем будем говорить на уроке? О какой стране идёт речь?
-Откройте учебник с.12. Прочитайте 1-е предложение.
-Вспомним, что такое литература?
(литература — произведения письменности, обычно худ. произведения)
-Теперь мы знаем почему страна так названа, но в ней мы не бывали.
-Отыскать путь нам поможет второе предложение на с.12.
-Что необычного?
* форзац — отправляемся в словарь.
-Откройте форзац. Рассмотрите. Прочитайте заголовок. С какими понятиями будем знакомиться, путешествуя по этой стране?
б)-Вернёмся на с.12 прочитаем 1-й вопрос.
-Что такое чтение? ( Работа с толковым словарём). Читать можно всё.
-Всё ли что мы читаем литература? (нет)
-Нам надо отделить литературу от других видов письменной речи.
-Рассмотрите предметы и найдите те, к которым относится «литература».
(квитанция, книги, реклама, худ.журнал, афиша, газета -убирают то, что не относится к «литературе»)
-Всё кроме книг и худ. журналов относится к бытовом , деловому тексту.
«Быт»- обзор жизни людей, их обычаи, привычки.
в) Чтение пословиц на с.12
-Прочитайте. Объясните смысл. Можно ли сказать, что все пословицы об одном и том же?
-Выберите слова, которые отражают смысл пословиц.
-Чтение даёт знания, формирует характер, воспитывает.
Физминутка
г) – Чтобы определить с каким автором познакомимся нужно выполнить следующее задание: WRВАЛUIЕНVZNТИН БQЕWРЕRSСТDGОВ
(Валентин Берестов)
-Назовите «лишнее» слово по двум признакам:
ластик ручка пенал читалочка тетрадь
— Определите тему урока.
-В. Берестов « Читалочка» .( рассказ об авторе+ выставка книг)
д) Чтение стихотворения.(жужжащее чтение)
— О чём стихотворение? Докажите словами из текста.
-Кто герой произведения?
С кем из вас случалась такая история?
(техника чтения: хоровое по слогам, целыми словами, по цепочке)
-Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строчки ,подходящие к иллюстрации.
-Выразительное чтение.
-Посмотрите на выражения лиц. Выберите те, которые можно соотнести со стихотворением.
-Какие строчки звучат бодро, радостно? Какие умоляюще?
Чтение по ролям.
Работа в паре:
е) Какие книги любите читать? Любимая книга? Первая ваша книга?
-Собрав пазлы, вы узнаете какая первая книга была у вашего учителя.
(работа в парах «Маленький Мук»)
4. Итог.
-Вы согласны с мнением автора, что читать- хорошо?
-Что узнали на уроке?
Чем поделитесь дома с родителями?
Домашнее задание — принести свою любимую книгу.
5 преимуществ чтения художественной литературы
То, что читать — это полезно, знают все. Однако в век прогресса книги в наших сумках и рюкзаках почти не водятся. В лучшем случае мы скачаем электронный формат или ограничимся чтением краткого содержания. Информацию черпаем из интернета, а вдохновляемся короткими постами блогеров и прочих медиа-гуру из социальных сетей.
Психологи и педагоги в один голос утверждают: чтение художественной литературы — лекарство от многих недугов. Давайте разбираться КАК и Почему.
1. Профилактика стресса и лекарство от бессонницы
Ученые из Сассекского университета (Британия) еще в 2009 году сделали вывод о том, что чтение художественной литературы помогает бороться со стрессом в различных его проявлениях — нервные реакции, подавленное состояние, бессонница, раздражение и т.п.
За 6 минут, проведенных в компании хорошей книги, организм успокаивается на 68 процентов (снижается пульс, стабилизируется давление и расслабляются мышцы). Это абсолютный рекорд, поскольку за то же время, потраченное на кофе-паузу, эффект расслабления составит 61 процент, прослушивание музыки справится с задачей еще хуже — на 54 процента, а прогулка — всего на 42 процента.
2. Увеличение словарного запаса и широкий кругозор
В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше. Казалось бы, ничего необычного. Однако 250 тысяч респондентов позволили исследователям сделать очень интересный вывод: если человек читает много, но, выбирает, например, комиксы, газеты, журналы литературу по мотивации или профессиональную литературу, его словарный запас растет гораздо медленнее.
Именно художественные книги расширяют наш кругозор, увеличивают интеллектуальный и общекультурный бэкграунд. Репетиторы TutorOnline советуют всем школьникам читать книги, независимо от того, какие науки (точные или гуманитарные) привлекают больше. Чтение — универсальный совет для всех, кто готовится к экзаменам. Дело в том, что в процессе чтения мы потребляем и перерабатываем большие массивы информации, но при этом действуем осмысленно. Мы проникаемся сюжетом, размышляем над мыслями и поступками героев, делаем собственные выводы — мы прилагаем интеллектуальные усилия. Разум, привыкший трудиться, не спасует перед ЕГЭ.
3. Источник вдохновения и поиск себя
В некоторые моменты жизни каждый из нас нуждается в ответах на смысложизненные вопросы. Не всегда нам могут помочь семья или друзья, но на каждый такой случай обязательно найдется правильная книга.
Если ребенок столкнулся с несправедливостью, посоветуйте ему хорошую книгу. Если вы сами устали и не видите смысла в происходящих с вами событиях, отправляйтесь в книжный магазин. Вдохновляйтесь красивыми и добрыми историями, и все обязательно наладится.
4. Яркое воображение и креативное мышление
В одной из своих статей редакция TutorOnline писала о самых важных навыках 21 века. Одним из этих навыков является креативное мышление. Чтобы быть успешным человеком в современном мире, ты должен мыслить нестандартно, не бояться находить оригинальные решения, преодолевать трудности и видеть альтернативы там, где казалось бы до тебя уже все придумали и сделали.
Книги развивают фантазию. Именно те дети, которые любят читать с ранних лет, вырастают в инноваторов и креаторов, меняющих мир к лучшему. Мы уже говорили о том, что книги — зарядка для ума, но они еще и отличное упражнение для воображения.
5. Формирование личности
Не ютубом единым жив современный подросток. Если наши дети смотрят версус-баттлы и ассоциируют термин “Оксиморон” исключительно с популярным рэп-исполнителем, а не средством художественной выразительности, это вовсе не означает, что мир классической художественной литературы для них закрыт. Хорошая книга помогает “достроить” личность до состояния целостности и экзистенциальной полноты, но делает это ненавязчиво.
Чтение — интимный процесс. Нельзя заставить полюбить книги, к этому нужно прийти самостоятельно. Все, что могут учителя и родители, — подавать пример и давать выбор. Помните о том, что каждый раз, когды вы откладываете гаджеты в сторону и берете в руки книгу, ребенок видит это и делает выводы. Читайте больше, открывайте новых авторов, не бойтесь запрещенных тем и будьте честны со своими детьми!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Ещё пара слов о пользе чтения / Habr
Табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.)
То, что читать полезно, не подвергается сомнению. Но ответы на вопросы “Чем именно полезно чтение художественной литературы?” и “Чтение каких книг предпочтительнее?» различаются в зависимости от источников. Следующий ниже текст — это моя версия ответа на эти вопросы.
Начну с очевидной мысли о том, что не все литературные жанры полезны одинаково.
Я бы выделил три основные области мышления, которые развивает литература: база неких сведений (фактология), приемы мышления (методы рассуждения, в т.ч. на примерах) и заимствованный опыт (осознание происходящего, мировоззрение, общественные практики и т.п.). Литература как таковая весьма разнообразна, и переход от специальной к художественной бывает очень плавным. Существуют различные виды литературы (помимо художественной есть справочная, техническая, историко-документальная, мемуары, учебная) и большое количество промежуточных форм, которые порой сложно идентифицировать однозначно. На мой взгляд в практическом смысле их отличает то, какие именно области человеческого ума из перечисленных выше они прокачивают больше: фактология, методология, опыт.
Естественно, техническая и справочная литература будут сильнее развивать фактологию, учебная — методологию, мемуары и прочая историческая литература — опыт.
Каждый может выбирать то, что ему нужнее, как тренажер в спортивном зале.
А как же художественная литература? Она делает возможным объединить это все на абстрактном примере и усвоить. Художественная литература появилась раньше письменности — люди, мышление, язык и истории, которые на нем рассказывали, развивались и эволюционировали вместе. Это взаимосвязанные процессы. Возрастающий объем информации требует появления новых слов и понятий, умение их запомнить и применить стимулирует развитие мыслительного аппарата. И наоборот, усложняющийся мыслительный аппарат позволяет формулировать и генерировать все более сложные концепции. Первые художественные произведения были самыми понятными и эффективными педагогическими приемами. Вероятно, это были охотничьи истории.
Василий Перов “Охотники на привале”. 1871
“Пошёл как-то раз Евросий по грибы. Полное лукошко набрал, слышит, а через кусты кто-то ломится. Он глядь, а это медведица. Ну он, понятное дело, лукошко бросил, а сам на дерево влез. Медведица — за ним…”
Далее следует рассказ о том, как Евросий перехитрил медведицу и спасся.
Постепенно эти рассказы стали обрастать приёмами, поддерживающими внимание слушателя, и стали одним из первых видов развлечения, при этом сохраняя свои образовательные функции. Охотничьи рассказы перерастали в мистические истории, баллады и саги. Постепенно появился специальный род деятельности — рассказчик (бард), который умел запоминать большие объемы текстов наизусть. По мере развития письменности эти тексты стали записывать. Так и появилась художественная литература, совмещающая в себе самые разные функции, оставаясь при этом мощнейшим педагогическим методом.
Со временем появилась и чисто развлекательная литература, которая, как может показаться на первый взгляд, не несет в себе никаких полезных практических функций. Но это, конечно, только на первый взгляд. Если присмотреться повнимательнее даже к самому глупому романчику, то и он обладает мало-мальски связным, пусть и рельсовым, сюжетом, десятком-другим персонажей, которые как-то друг с другом взаимодействуют. Там есть какие-то пространственные описания, интриги, отношения и т.п. Всё это требует некоторых умственных усилий: приходится помнить, кто есть кто, что делали и говорили персонажи в предыдущих главах, мы будем автоматически пытаться предугадать, как будет развиваться сюжет, какие приемы используют персонажи, чтобы добиться своих целей. Это и многое другое постепенно тренирует и улучшает работу мозга. По мере чтения даже такой беллетристики растет словарный багаж, человек начинает лучше запоминать и сопоставлять действие героев, замечать ляпы и сюжетные несоответствия, знакомые уже приемы и сюжетные повороты начинают казаться неинтересными, и так возникает потребность к все более и более качественным (сложным по форме и смыслу) произведениям.
В качестве теста/примера попробуйте разобрать, почему какой-то заведомо глупый и плохой детектив плох и чем конкретно.
По мере роста багажа прочитанного читатель начинает распознавать отсылки на другие произведения и скрытые в них смыслы. Вслед за этим меняются и жанровые предпочтения. Фундаментальный роман или биография уже не кажутся нудными и скучными, они читаются с удовольствием, и в итоге username иногда (на самом деле довольно мало) даже может что-то запомнить или применить на практике.
Сила художественной литературы заключается в том, что она безумно интересна. И читать нужно то, что интересно вам лично. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы и читать книги, смысл которых от вас ускользает практически полностью. Это вряд ли что-то даст. Желательно повышать сложность постепенно, как это делают дети. От сказки — к приключенческой повести. От приключений — к детективу, от детектива — к эпическому фэнтези или научной фантастике и т.д. Этот процесс занимает целую кучу времени (всю жизнь), но, как минимум, позволяет поддерживать мозг в хорошей форме до преклонных лет.
Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?
Статьи
Основное общее образование
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Литература
Русский язык
Эксперт корпорации «Российский учебник» Марина Низенькова продолжает рассказывать о методах обучения осмысленному чтению. Пусть 99.5% населения России составляют грамотные люди (согласно статистике), но в современном мире уже мало просто уметь читать и писать. Есть большой запрос на функциональную грамотность и «продвинутые» читательские навыки. Разберемся в терминологии (в ней часто происходит путаница), рассмотрим эффективные стратегии чтения и педагогические приемы из учебников.
04 сентября 2019
Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться
Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели не так высоки: 26-е место по читательской грамотности в 2015 году. Значит, нужны новые подходы в обучении.
Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».
Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:
- Что? (книгу нон-фикшн, любовный роман, статью в интернете и т.д.)
- Зачем? (отвлечься, повысить профессиональный уровень, разобраться в проблемах учеников-подростков и т.д.)
- Как? (бегло, вчитываясь, отмечая нужные факты и т.д.)
Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.
Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.
Вид | Цель | Задания |
Просмотровое | Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте. |
Просмотрите текст и определите… Просмотрите текст и объясните… |
Ознакомительное = беглое | Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали. |
Прочитайте и определите главную мысль… Какая проблема поднимается в тексте? |
Изучающее | Полное точное понимание содержания. |
Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы. Ответьте на вопросы. |
Поисковое | Нахождение значимых элементов информации. | Найдите в тексте… |
Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.
Русский язык. 9 класс. Учебник
Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
Купить Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧПТехнология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.
Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).
Что ещё почитать?
Что авторы учебников предлагают для развития осмысленного чтения- Реферат, доклад. Учебник «Русский язык» под редакцией А.Д. Шмелева, 8 класс, включает подробные рекомендации по составлению реферата и доклада – в том числе структуру и стандартные конструкции. Правильная организация работы над рефератом и докладом позволяет добиться неожиданных, высоких результатов даже от «средних» учеников. Чтобы увлечь ребенка, помочь ему себя проявить, нужно дать ему интересную тему и источники информации с диаметрально противоположными мнениями, предоставив школьнику возможность определить, сформулировать, аргументировать и презентовать свою точку зрения.
- Конспектирование. В учебнике «Русский язык» для 7 класса под редакцией А.Д. Шмелева конспектированию отведен целый параграф. Данный навык полезен, безусловно, и в школе, и в высших учебных заведениях. Конспектирование бывает не только текстовое, но и опорное, в форме схем и таблиц. Предлагаем вам шаблоны электронных конспектов: «Бортовой журнал» и «Дневник».
- Несплошной текст. Создание интеллект-карт. УМК А.Д. Шмелева учит работе с разными формами подачи материала. Ученикам предлагается анализировать информацию из таблиц, графиков, интеллект-карт, самим систематизировать свои знания подобным образом. Это умение пригодится ребятам во многих профессиях. Представляем вам несколько сервисов для создания интеллект-карт, инфографик, которые можно использовать в домашних заданиях, исследовательской и проектной деятельности: mind, Mind42, Mindomo, Cacoo.
- Разные форматы текста. Электронные формы учебников (ЭФУ) включают в себя мультимедийные дополнения, в том числе аудиоприложения, картинки высокого разрешения и таблицы для заполнения. Работа с разными форматами соответствует концепции универсальных умений и обучает ребят действиям, которые им понадобятся в дальнейшей жизни. Предлагаем вам шаблоны таблиц «Плюс-Минус-Интересно» и «Знаю-Хочу узнать-Узнал».
- План текста. В учебнике для 5 класса под редакцией А.Д. Шмелева широко раскрыта тема структурирования текста. Пример задания: «Представьте, что вам надо написать статью о серфинге. Изложите содержание текста, дополните его, или полностью переделайте материал на основе новой информации». Чтобы работа была максимально актуальна, можно предложить ученикам написать статьи для «Википедии».
- Речевые жанры. Эссе. Учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской обращает внимание на эссеистику. В подростковом возрасте школьники обладают уже достаточной массой знаний, умений и жизненного опыта, чтобы создать очерк на волнующую их тему. Важно, чтобы учитель помог эту тему подобрать. Навык написания эссе очень пригодится ученикам при дальнейших аттестациях. Кроме того, им интересно будет со временем перечитать свои работы, написанные в 9 классе, и сравнить их со своими новыми взглядами.
- Основная мысль текста. Повторим набившую оскомину аксиому: дети должны уметь вычленять основную мысль. Без этого они не смогут работать ни с учебным текстом, ни с художественным. В учебнике под редакцией М.М. Разумовской для 5 класса есть много тренировочных упражнений, направленных на развитие этого навыка. Например: «Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль», «Выделите те заголовки, в которых содержится основная мысль сочинения».
Чтение — Википедия
Скульптурная композиция «Читающие девушки», г. КурганЧте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. В широком смысле — процесс извлечения информации также из любой символьной системы (символов Брайля, нотного письма и так далее)[1].
Чтение не сводится к связыванию письменных знаков с соответствующими звуками, это сложный когнитивный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции. Процесс чтения включает в себя как фонетический процесс, так и семантический, то есть понимание прочитанного, при этом перевод письменной речи в устную зависит от системы письменности, существенно отличаясь для алфавитной, логографической и идеографической письменности. Чтение — одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, читателя в чтении ничего не ограничивает. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации.[1][2][3]
Авторы «The World Book Encyclopedia» считают, что
«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. […] Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью».
Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности людей, является одним из видов речевой деятельности и обеспечивает письменную форму общения.[4]
Навыки и привычки в работе с книгой, включая выбор тем и конкретных книг для чтения и умение находить их, взаимодействие с библиотеками, книжными магазинами и другими источниками литературы, степень систематичности и последовательности чтения, применение специальных приемов для усвоения прочитанного, передачи и обсуждения полученного знания (конспектирование, написание отзывов и т. п.) составляет культуру чтения[5].
Существуют различные стратегии чтения, которые выбираются читателями из соображений цели чтения (поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее чтение) и из соображений удобства.
Вместе с появлением письменности, как формы фиксации выражаемых в языке смыслов, в качестве оборотной стороны письма появилось и чтение, как часть коммуникации, отделенной от ситуации взаимодействия «здесь-и-сейчас». Первоначально главными сферами применения чтения были сфера хозяйственной деятельности (учет и контроль), в которой чтение закрепляло систему властных отношений, сфера религии, где «священные тексты» предполагали избирательное чтение (в особое время, особыми лицами) как один из основных компонентов в культовых практиках, и сфера литературы, предполагавшая зачтение текста в разной мере ритуализированных пространствах.[6]
Для развития практик и процедур чтения большое значение имело возникновение основанных на алфавитах фонетических систем письменности, сделавших возможным прочтение текста без знания и понимания значений образующих его единиц, что позволило изменить систему обучения чтению и расширить круг читателей, овладевших хотя бы элементарной грамотностью.[6]
На родном языке и на иностранном[править | править код]
Чтение на иностранном языке значительно труднее чтения на родном языке; определяется степенью владения иностранным языком и целями обучения.
Просмотровое и изучающее[править | править код]
Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.
Художественное чтение[править | править код]
Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений, жанр эстрадного искусства.
Обучение чтению включает обучение технике чтения (умением переводить знаки письменности, слова и предложения в их звуковую форму) и обучение реальному чтению с формированием стратегии чтения, навыков опытного чтеца. Неопытного чтеца, помимо медленной скорости чтения, перечитывания текста и значительного число фиксаций глаз, характеризует проговаривание читаемого вместо тихого чтения (чтения про себя), монотонность чтения, сосредоточение в большей степени на форме, а не содержании текста, смысловая переработка читаемого по окончании прочтения порции текста. На понимание при чтении влияют как особенности текста — информационная насыщенность, логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, так и особенности чтеца — степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности.[4]
Методики[править | править код]
Помимо традиционных, «школьных» методик обучения чтению, во второй половине XX века появились и новые методики, обычно направленные на «раннее» обучение чтению, такие как метод Домана.
Изучение процессов чтения, включая движение глаз при чтении[en] являются одним из предметов изучения в когнитивной психологии. Консенсус когнитивных психологов в основном формируется вокруг модели E-Z Reader, хотя существуют и альтернативные теории, такие как SWIFT и EMMA.
Опубликованное в 2011 году в Ежегодном психологическом обозревателе исследование, основанное на результатах МРТ участников, показало, что, когда люди что-то читают, у них происходит стимуляция в тех же неврологических зонах, как если бы они проходили через прочитанное сами[7].
Чтение с экрана[править | править код]
Процесс чтения с экрана монитора и других устройств отличается от чтения книг и другой печатной информации восприятием расположения текста и, соответственно, другой организацией движения глаз по тексту. Эти отличия могут учитываться при оценке юзабилити дизайна интернет-сайтов, с тем чтобы основные мысли текста попадали в зоны наиболее часто просматриваемых частей страницы.
Проведенное Якобом Нильсеном исследование показало, что у большинства испытуемых движение взгляда по странице монитора напоминает по форме букву F: сначала горизонтально (верхняя перекладина), чуть вниз, далее снова горизонтально (короткая перекладина буквы), и вниз по странице.[8][9][10]. Другие обнаруженные варианты чтения с монитора — движение по форме буквы E и буквы L.
- ↑ 1 2 Чтение — статья из Оксфордского толкового словаря по психологии // Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592.
- ↑ De Certeau, Michel. «Reading as Poaching.» The Practice of Everyday Life. Trans. Steven F. Rendall. Berkeley: University of California Press, 1984. 165—176.
- ↑ Чтение — статья из Словаря Л. С. Выготского // ред. А. Леонтьев — М.: «Смысл», 2010.
- ↑ 1 2 Чтение — статья из Словаря методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
- ↑ Культура чтения — статья из Педагогического словаря // Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- ↑ 1 2 Чтение — статья из энциклопедии «История Философии» // Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.
- ↑ Может ли чтение сделать нас счастливее? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июля 2015. Архивировано 13 ноября 2016 года.
- ↑ Исследование Якоба Нильсена (неопр.).
- ↑ Принципы чтения с экрана монитора (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Контент — это валюта. Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2014. ISBN 978-5-00057-077-7
- Кавалло Г., Шартье Р. История чтения в западном мире от Античности до наших дней = Histoire de la lecture dans le monde occidental. — М.: Фаир, 2008.
- Мангуэль А. История чтения = A History of Reading. — М.: У-Фактория, 2008.
- Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга = The Gutenberg Galaxy. — М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005.
- Рубакин Н. А. Книга и читатель. — М., 1927.
- Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы. — М.: МЦБС, 2008.
- Окунева И. Феномен «чтения» у Пруста и Беньямина // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. — М.: НЛО, 2004. — С. С. 70-93.
- Рейтблат А. И. Чтение вслух как культурная традиция // Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. — М.: НЛО, 2001. — С. 30—35.
- Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 156—157.
- Белина Е.В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40).
- Викентьева С. А. Практика чтения как опыт вовлеченности // Общество: философия, история, культура. — 2018.
- Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник культуры и искусств. — 2010. — № 3 (23).
- Ловкова Т. Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2012.
- Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. — 2013. — № 2.
- Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2009.
Понятие смыслового чтения — Учителям
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Осмысленное чтение связано с пониманием
Уровни понимания текста
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста,
какая польза от чтения художественной литературы?
Кругозор расширяется, мысли свои начинаешь складно излагать, грамотность письма повышается.
Совершенно никакой пользы. Не трать время.
Развивает кругозор, прививает умение думать, как говаривали в прошлом, развивает душу.
Она поможет почувствовать новые эмоции, решить свои проблемы, обогатить свою речь
в первую очередь-читать-это грамотность !!!сейчас много безграмотных людей. Неумеющие даже выражаться красиво… не бе не ме не могут сказать, слушаешь иной раз человек- не понимаешь вообще о чем он. Элементрано выразить мысль в предложение не могут
Одним из важных моментов, связанных с чтением хорошей литературы — возможность прожить те многие жизни, которых ты лишен в реальности. Прожить, прочувствовать и не повторить ошибок, допущенных героями или героинями классических произведений.. . Скольких девочек уберег от необдуманных поступков печальный опят Эммы Бовари и нашей Анны Карениной. Сколько мужчин осознали необходимость поговорить со своей женой, прежде, чем прибегать к крайним мерам, подобно Отелло. Но это относится только ко вдумчивым и умным читателям. Многие же предпочитают наступать на свои собственные грабли, к сожалению.
Постоянное чтение художественной литературы (хорошей) приучает жить, думая. Допускаю, что для этого есть другой способ, мне подошел именно этот. Так и живу.
Я читаю много, но вообще пользы от чтения особой не вижу. . Но мне она и не нужна. Мне просто интересно читать! Книга это возможность за маленький отрезок времени прожить множество жизней! Книга заставляет задуматься, посмотреть на всё под другим углом!
Есть такое выражение «начитанный». Чем больше читаешь, тем более эррудированным становишься. Но тут есть свои камни- читать надо все, желательно хорошие, признанные произведения на первых порах, пока не можешь сам понять хорошее произведение, либо графоманская чушь. Ведь читая одну низкопробную фэнтези ни умнее ни эрудированней не станешь. А так литература заставляет задуматься над смыслом бытия, над вопросом черного и белого, хорошего плохого. Пмогает строить собственные суждения. Развивает воображение. Да и помогает научиться говорить- в том плане, что Вы будете иметь тему для беседы даже в самом неудачном повороте события- например с девушкой, логда не знаете что ей рассказать) . Мне нравится читать все- не только хорошее, но и плохое (графоманию) . С хорошим понятно, а с плохим- надо знать, как не стоит писать, как не стоит выражать свои мысли. И чтение плохой литературы заставляет мозг больше анализировать написанное.
На каждом этапе жизни стоят свои цели и свой выбор книг. в детстве чаще всего ловишь кайф от занимательности сюжета, желания познать неизведанный мир, заглянуть в иные миры и ощущения. Потом уже ищешь в книгах ответы на вопросы, для чего выбираешь уже другие книги, впитываешь чужой опыт, хотя только на своих ошибках учишься. Выразить красоту чувств помогает поэзия, читаешь, подражаешь, выписываешь в заветную тетрадь, восхищаясь. Со временем, понимаешь и разочаровываешься в прежних иллюзиях, становясь мудрее выбираешь опять другое чтиво: иногда профессиональное, иногда, чтобы забыться, иногда, напротив, чтобы вернуться в прежнюю веру хоть ненадолго, как бы повернуть время вспять, перечитывая и давая иные оценки. Вот и получается, что по жизни от книг черпаешь: сначала накопление информации, потом как бы созревание души и сердца, черпая из чужого ( книжного) опыта умение строить отношения с другими людьми. Ну а сейчас чаще ищешь позитива, чтобы хоть как то удержать себя на плаву, не упасть духом под грузом пройденного и навороченного в жизни. Ну и конечно уже выработана привычка к качественной литературе, как к хорошей здоровой пище для ума и сердца.
это своеобразный тренажер умения мыслить т. е. проживая тысячи чужих ситуаций, пропуская через себя множество чужих мыслей, ты учишься: — анализировать — выбирать -синтезировать — фантазировать — абстрагироваться — экстраполировать и просто выходить за рамки однозначности и определенности