ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО — это… Что такое ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО?
ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО ЧИ́СТОЕ ВЕЩЕСТВО́ (идеально чистое вещество), простое или сложное вещество, обладающее только одному ему присущим комплексом постоянных свойств, которые обусловлены определенным набором атомов и молекул. К числу таких свойств относится требование химической (отсутствие посторонних атомов) чистоты и физического (отсутствие структурных дефектов) совершенства. В отдельных случаях оно может быть дополнено требованием изотопической чистоты, предусматривающей отсутствие в чистом веществе примесей его изотопов, продукты распада которых могут менять желательные свойства. Требования физического совершенства могут быть дополнены требованиями кристаллохимической чистоты, выражающимися в отсутствии в чистом веществе полиморфных фаз.
Понятие идеально чистое вещество имеет такой же абстрактный характер, как, например, абсолютный нуль температуры или идеальный газ, и получить идеально чистое вещество также невозможно. Причиной этого являются ограничения кинетического и термодинамического характера. Первое проявляется в том, что скорость очистки веществ от примеси прямо пропорциональна концентрации и падает по мере ее уменьшения. Поэтому чем более высокой степени чистоты требуется получить вещество, тем с большими затратами энергии и времени это будет связано, т.е. снизить содержание примеси в 10 раз с 1 до 0,1%(по массе) можно намного дешевле и быстрее, чем также в 10 раз, но с 10
Сохранить первоначальную чистоту трудно из-за второго ограничения, так как процесс загрязнения вещества, т.е. разупорядочения системы, протекает самопроизвольно: получить абсолютно чистое вещество невозможно.
Чистота реально существующих чистых веществ носит относительный характер. Ее оценивают по содержанию в веществе посторонних примесей. Число их может быть достаточно велико. Так в относительно чистом фосфиде галлия, с суммарной концентрацией примеси 10 -5%(по массе) масс-спектральным методом анализа было обнаружено 72 примеси.
При увеличении чувствительности анализа количество обнаруженных в чистом веществе примесей, соответственно, возрастает.
Особо чистые вещества используют в основном для специальных целей – при производстве полупроводниковых материалов и приборов, в радио- и квантовой электронике. В этом случае требования по чистоте предъявляются как к основным материалам, так и к вспомогательным, используемым в процессе производства: вода, газы, химические реактивы, материалы контейнеров. Работать с продуктами особой чистоты, содержащими примеси порядка 10-5% и ниже, достаточно сложно. Выработка такой продукции требует специально оборудованных помещений с тщательно профильтрованным воздухом, полного отсутствия металлических предметов, использования посуды из пластмасс особых типов. Применение дистиллированной воды (даже дважды пли трижды перегнанной) абсолютно недопустимо — можно применять лишь воду, прошедшую дополнительную очистку с помощью ионитов. Строжайшие меры принимаются также для устранения возможности попадания каких-либо загрязнений от работающих. Для этой цели, в частности, используется лавсановая спецодежда (не дающая ворсинок), особые туфли и резиновые перчатки.
По существующему в России положению для реактивов установлены квалификации «чистый» (Ч), «чистый для анализа» (ЧДА.), «химически чистый» (ХЧ) и «особо чистый» (ОСЧ.), последняя иногда делится на несколько марок. Реактивы квалификации «чистый» применяются в самых разнообразных лабораторных работах как учебного, так и производственного характера. Реактивы «чистые для анализа», как показывает само название, предназначены для аналитических работ, выполняемых с большой точностью. Содержание примесей в препаратах ЧДА настолько мало, что обычно не вносит заметных погрешностей в результаты анализа. Эти реактивы вполне могут быть использованы в научно-исследовательских работах. Наконец, реактивы квалификации «химически чистый» предназначены для ответственных научных исследований, они используются также в аналитических лабораториях в качестве веществ, по которым устанавливаются титры рабочих растворов. Эти три квалификации охватывают все реактивы общего назначения.
В зарубежной практике помимо выражения концентрации примеси в чистом веществе в атомных процентах и процентах по массе, часто применяют более мелкие единицы: 0/00 – промилле, ppm – часть на миллион или грамм на тонну; ppb – часть на биллон (миллиард) или милиграмм на тонну; очень редко ppT – часть на триллион.
Чистые вещества, содержание лимитируемых примесей в которых находится на уровне от 10-6 до 10-7%(по массе), а сумма остальных примесей 10-3 10-4%(по массе), относятся к классу особо чистых веществ (ОСЧ). Они предназначены лишь для специальных целей. Вещества особой чистоты делятся на три класса. Класс А делится на подклассы А1 (содержание основного вещества 99,9%) и А2 (99,99% основного вещества). Цифра после буквы А характеризует число девяток после запятой. Соответственно содержанию основного вещества различают подклассы В3, В4, В5 и В6. Наконец, ультрачистые вещества обрадуют класс С, делящийся на подклассы С7-С10.
Энциклопедический словарь. 2009.
dic.academic.ru
ОСОБО ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — это… Что такое ОСОБО ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА?
(ультрачистые в-ва), содержат примеси в таком незначит. кол-ве, что они не влияют на основные специфич. св-ва в-в. Число и концентрация примесей в разных О. ч. в. различны и определяются, с одной стороны, потребностями практики, а с другой — достижениями препаративной и аналит. химии. Так, особо чистые РЗЭ содержат обычно не более 10-1 ат. %, а германий-10-7 ат. % посторонних в-в. В ряде случаев необходимы О. ч. в. с содержанием отдельных примесей до 10-10 ат. %. Иногда кол-во примесей характеризуют числом атомов данного вида в единице объема в-ва.
При классификации в-в по степени чистоты применяют также след. термины. Высокочистыми часто называют в-ва с наим. суммарной концентрацией примесей, к-рые удалось идентифицировать и определить. Для таких в-в число св-в, не зависящих от состава, будет наибольшим. Смеси нескольких О. ч. в. иногда называют высокочистыми материалами. Часто встречающееся понятие суммарной чистоты не строго, т. к. существующие методы анализа не позволяют идентифицировать все примеси даже в простых в-вах. Для обозначения идеального состояния в-ва без примесей используют термин «абсолютно чистое в-во».
В СССР особо чистым в-вам присваивают определенные марки в зависимости от природы и числа т. наз. лимитируемых (т. е. контролируемых) примесей. Если лимитируются примеси только неорг. в-в, марка обозначается индексом «осч» и следующими далее двумя цифрами, первая из к-рых показывает число примесей, а вторая представляет собой отрицат. десятичный логарифм их суммарного процентного содержания. Напр., марка «осч 10-5» означает, что в в-ве количественно определены 10 примесей, сумма концентраций к-рых не превышает 10-5 % по массе. При определении только орг. примесей марка в-ва обозначается буквами «оп», после к-рых пишут число, соответствующее отрицат. десятичному логарифму их суммарного процентного содержания, и добавляют индекс «осч», напр, «оп-3 осч».
Если лимитируются как неорг., так и орг. примеси, соответствующая марка в-ва имеет вид: «оп-3 осч 10-5». Иногда не указывают содержание примесей, а конкретизируют, для каких целей или в каких отраслях пром-сти рекомендуется использовать данное в-во: «О. ч. в. для электронной техники».
При работе с р-рами в-в в малых концентрациях число примесей, к-рые необходимо контролировать, резко возрастает. При этом важно также учитывать наличие взвешенных частиц, т. к. даже разб. р-р взвешенных частиц с линейными размерами < 1 мкм может внести заметный вклад в суммарную концентрацию примесей.
О. ч. в. получают путем т. наз. глубокой (т. е. наиболее тщательной) очистки в-в, для к-рой широко используют разл. физ.-хим. методы (как правило, в сочетании) — осаждение, ректификация, дистилляция, экстракция, сорбция, ионный обмен и т. д. Разделение (к к-рому сводится очистка) м. б. основано и на различии в хим. св-вах компонентов исследуемой системы, что позволяет использовать для получения О. ч. в. также комплексообразование, избират. окисление или восстановление и т. п. При очистке в-в следует учитывать возможное поступление загрязняющих примесей из воздуха, реактивов и воды, из материала аппаратуры. Так, в аппаратуре из кварцевого стекла невозможно получить GeCl
О. ч. в. имеют большое значение в ядерной технике, микроэлектронике и др. отраслях. Св-ва О. ч. в. используют для создания новых приборов, устройств и технол. процессов.
Лит.: Классификатор свойств веществ и материалов, М., 1980, с. 9-13; Девятых Г. Г., Еллиев Ю. Е., Введение в теорию глубокой очистки веществ, М., 1981; Золотое Ю. А., Кузьмин Н. М., Концентрирование микроэлементов, М., 1982; Девятых Г. Г., Краснова С. Г., Степанов В. М., «Вестник АН СССР», 1988, № 7, с. 119-129. В. М. Степанов.
Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. И. Л. Кнунянца. 1988.
dic.academic.ru
Чем отличаются чистые вещества и смеси? Особо чистые вещества :: SYL.ru
Все существующие предметы, жидкости и газы представляют собой чистые вещества и смеси. Не зная, что они такое, очень легко их спутать. Как же отличить одно от другого? Давайте разбираться.
От элементов к веществу
В настоящий момент в мире известно 118 химических элементов. Они обладают своими названиями и химическими символами, которые обозначаются латинскими буквами. Каждый из них представляет один вид атомов, которые обладают определенным количеством электронов, расположенных в строгом порядке.
Элементы – это своеобразные строительные материалы. Их можно сравнить с кирпичами: соприкасаясь, они формируют стены, а то и целое здание. Так, соединяясь друг с другом, атомы одного элемента могут «построить» простое вещество (кислород O2, водород H2, азот N2 и т.д.). Сложное, в свою очередь, образуется от слияния разных элементов (вода H2O, аммиак NH3 и т.д.).
И в том, и в другом случае они являются чистыми веществами. Почему? Потому что соединение происходит при помощи химических реакций. При этом может выделяться или поглощаться энергия.
Что такое смесь?
Смесь тоже состоит из двух или более различных компонентов. Но её составляющими частями являются не отдельные элементы, а вещества (могут быть и сложными, и простыми). Смеси бывают гетерогенные и гомогенные.
Первые понять гораздо проще. В них компоненты смешиваются чисто механически и спокойно отделяются друг от друга фильтрацией, магнитом, отстаиванием и другими методами. Гетерогенные смеси неоднородны, а их компоненты целиком сохраняют индивидуальные свойства.
Примером такого образования может служить добавление речного песка в воду. Они не смогут смешаться и образовать новое вещество, и легко отделяются, если использовать сито.
Гомогенные смеси образуют однородное на первый взгляд вещество. Они представляют собой газы, твердые или жидкие растворы. Их компоненты тоже сохраняют первичные свойства, но не могут быть отделены механическим способом. Для их разделения используют более изощренные методы: перегонку, кристаллизацию, сорбцию (поглощение), экстракцию (растворение одного компонента) т. д.
Типичная гомогенная смесь — это воздух. Он состоит из различных газов, крупинок пыли, капель воды. Морская вода тоже не является чистым веществом. Кроме собственно воды, в ней содержатся соли металлов (натрия, хлора, калия и других).
Отличия смеси от веществ
Порой смеси и чистые вещества очень просто перепутать. Например, латунь обладает металлическими свойствами и внешне напоминает какой-нибудь металл. Однако она является сплавом, который состоит из меди, цинка и других компонентов (часто это бывает олово, никель, свинец, железо).
В чем же разница? Главным отличием является то, что вещество – это полностью однородное образование. Разделить его составные части можно, только используя химические реакции. Свойства чистого вещества отличаются от свойств его компонентов по-отдельности, оно является новой структурой и приобретает иные качества.
Кроме того, вещество обладает постоянным составом. Существует даже специальный реестр с перечнем всех известных структур. Смесь, наоборот, не обладает четким составом. В той же латуни может быть меньше никеля, и больше другого металла, но это все равно латунь. В чай, например, можно добавить больше или меньше сахара, но чаем он от этого быть не перестанет. Если же из молекулы чистой воды H2O убрать кислород (O), то это будет не вода, а молекула водорода – бесцветного газа.
Особо чистое вещество
В природе чаще встречаются смеси, чем вещества. Так, в земной коре залегает множество минералов, металлических руд и газов, но чистыми их назвать сложно. Большинство из них содержат примеси.
Для промышленного производства они, как правило, не подходят. Поэтому их очищают и отделяют друг от друга всевозможными способами. Вещества, которые содержат настолько небольшой процент примесей, что они не могут повлиять на его свойства, называют ультрачистыми или особо чистыми. Их получают при помощи очень тщательной очистки. Так, для создания полупроводников нужно максимально однородное вещество, поэтому от примесей избавляют не только материал для него, но и воздух в помещении, где его производят.
www.syl.ru
Чистые вещества и смеси
Тема. Чистые вещества и смеси.
Цели по содержанию:
Образовательная:
Развивающая:
сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси;
сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;
сформировать умения разделять смеси фильтрованием, действием магнита.
ознакомить с понятием адсорбция, отстаивание, декантация.
Воспитательная:
способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.
Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексия деятельности.
Методы обучения: проблемный.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.
Средства обучения:
Химия «Вводный курс» – учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2006.
Презентация в MS Power Point.
Демонстрационный эксперимент:
Оборудование и вещества: Компьютер, проектор.
Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества): Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Ход урока
А) Мотивационно-ориентировочный этап.
I. Организационный момент.
Приветствие, выявление эмоционального настроения у учащихся.
Что такое массовая доля растворенного вещества (это отношение растворенного вещества к массе раствора).
В чем измеряется массовая доля (в процентах)
Где можно и нужно использовать знания о приготовлении растворов?
В каких областях народного хозяйства можно использовать растворы и
Какие вам известны профессий в данных отраслях?
В домашних условиях (подкормка комнатных цветов, использование правильного количества чистящих веществ)
В пищевой промышленности (повара, технологи)
В сельском хозяйстве (агрономы рассчитывают удобрения для выращивания растений)
В аптеках (фармакологи)
В медицине (очень важны медсестры, потому что они занимаются разведением лекарств, и врачи, потому что они назначают лекарства)
В строительстве (маляр, штукатур, множество строительных смесей, разведение клея)
II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.
Беседой выясним вопросы:
? Как выдумаете растворы, полученные при смешивании соли и воды, сахара и воды это чистые вещества?
? А знаете ли Вы какую воду называют дистиллированной? (чистую), а что представляет собой морская вода? (смесь веществ).
А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси»
? А что Вы хотели бы узнать по данной теме? Какие бы цели Вы поставили перед собой на сегодняшнем занятии?
Цели урока обсуждаются с учащимися и как результат совместных действий.
Выяснить:
Какое вещество считают чистым.
Что такое смесь?
Какие бывают смеси?
Какими способами можно разделить смеси?
Б) Операционно-исполнительный этап.
1. Объяснение нового материала.
а) Чистое вещество.
А теперь приступим к реализации поставленных целей.
Учитель демонстрирует слайд и поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду). Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах.
Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированной воды».
Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на tкип. С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
Демонстрируется слайд
Ребята записывают в листе учёта знаний выводы.
Учитель дополняет, что в чистом веществе могут содержаться примеси, если в незначительных количествах, то они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
б) Смеси и их классификация.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе (раствор поваренной соли, речной песок и вода, смесь опилок и кнопок, смесь порошка серы и железных опилок, морская вода), и примеры смесей, представленные на слайде.
Далее ребята дают определение смеси, как комбинации их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде.
Учащиеся фиксируют содержание слайда в листе учёта знаний.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.
? А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).
(Демонстрируется слайд «Состав воздуха», на который можно перейти по гиперссылке Воздух предыдущего слайда. По окончании рассказа, щелчок на стрелочку слева внизу переместит на слайд «Классификация смесей»).
? А почему? (т.к. это бесцветные, газообразные вещества. Они одинаковы по агрегатному состоянию.)
Далее рассматривается классификация смесей, с помощью слайда.
Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).
Учащиеся выполняют задание: приводят примеры однородных и неоднородных смесей из общего списка смесей. (см. выше). Проверка выполненных заданий.
Дополнительный материал рассказывает учитель, если позволяет время на занятии. [Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.]
в) Основные способы разделения смеси.
А теперь поговорим о способах разделения смесей в зависимости от вида смеси.
Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси.
«Разделение смеси серы с железом»
Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, отстаивания, действия магнитом.
Работа с текстом 8-10 мин
Прочитать текст, выписать в тетрадь новые понятия.
Какая информация для вас знакома, вы слышали о ней, использовали ее в своей жизни (информация о активированном угле, использование в медицине, какие профессии вам известны; противогазы используют пожарные, военные, ученые)
В) Оценочно-рефлексивный этап.
Рефлексивный тест:
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
На уроке я поработал(а) добросовестно.
После выполнения теста учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых 4 и 3 плюса.
Или в качестве рефлексии – беседа по вопросам:
А) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Б) Что запомнилось?
В) Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
Дз: параграф 12,16, привести примеры различных неоднородных смесей и способы их разделения
1. Что такое чистые вещества?
Чистые вещества – вещества, которые имеют постоянный качественный и количественный состав.
Смеси – это многокомпонентные системы, в которых свойства веществ сохраняются.
Неоднородные смеси – это гетерогенные системы, в которых обнаруживается поверхность раздела фаз.
Однородные смеси – это гомогенные системы, в которых невооружённым глазом поверхность раздела фаз не обнаруживается.
2. Чем смеси отличаются от чистых веществ?
В смеси свойства компонентов сохраняются, состав смеси непостоянен.
3. Подчеркните названия чистых веществ: сталь, алюминий, кока-кола, кислород, спиртовой раствор иода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.
4. Чтобы выявить свойства вещества, нужно брать для исследования чистые вещества, потому что смеси, т.е. компоненты смесей, будут мешать исследованию.
5. Зачем нужно разделение смесей?
Для того, чтобы получить чистые вещества.
6. На чем основано разделение смесей?
На различных химических свойствах их компонентов.
7. Метод фильтрования основан на выделении веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
8. Метод отстаивания основан на различии в плотностях веществ, смешанных с водой.
9. Метод выпаривания основан на разных температурах кипения компонентов смеси, выделяют таким образом вещества из гомогенной смеси.
10. Метод дистилляции (перегонки) основан на разделении однородных смесей путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров.
11. Метод кристаллизации основан на частичном упаривании воды, при охлаждении растворённое вещество выделяется в виде кристаллов.
12. Метод хроматографии основан на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества.
13. В сахарный песок случайно попали древесные опилки. Опишите способ, которым можно очистить сахар от примесей.
1) растворить в воде;
2) отфильтровать – отделить опилки;
3)выпарить – на дне чашки останется сахар.
14. Опишите способ, которым можно разделить смесь, состоящую из речного песка, древесных опилок и поваренной соли.
1) растворить в воде – соль растворится, а песок, как более тяжёлый осядет на дне;
2) отфильтровать опилки;
3) выпарить воду – на дне чашки останется поваренная соль.
15. При исследовании образца воды было выявлено, что в воде содержатся нерастворимые частички твердого вещества (предположительно древесные стружки), несмешивающаяся с водой жидкость (возможно масло). Образец имеет неприятный запах и неестественный цвет, кроме того, содержит растворенную соль. Как очистить такую воду? Опишите последовательность операций.
1) отделить воду от масла делительной воронкой – отделится масло;
2) отфильтровать – отделятся древесные стружки;
3) выпарить – на дне чашки останется соль, которая была растворена в воде.
Тема: Разделение смесей
Цель:
1) построение знаний о чистых веществах и смесях;
2) формирование знаний о способах разделения смесей;
3) отработка практических умений и навыков разделения смесей
Ход урока:
1. Стадия вызова
2. Стадия содержания
Смеси: однородные и неоднородные
— Попробуйте дать определение этим смесям.
— Существуют разные способы очистки веществ. Сегодня я предлагаю вам, познакомится с некоторыми из них. (Сократовский диалог – все -1-2-3-4-все)
Способы очистки веществ:
Фильтрование 1 с. 86 — 87
Адсорбция 2 с. 87 — 88
Дистилляция 3 с. 89-90
Кристаллизация 4 с 90-91
Давайте все вместе зададим вопросы, на которые постараемся найти ответы, используя вопросительные слова:
— Что такое?
— Какие?
— Каким Образом?
— На каких?
— Где?
(работа в группе, совместное обсуждение точности вопросов)
В группе разделите номера с 1 по 4.
Каждый из вас отвечает за свой способ разделения смеси, после завершения работы с текстом вы должны ответить на вопросы своим партнерам по группе.
(хранитель времени, сигнальные карточки, колокольчик.)
— Наш лаборант случайно в баночку с медным купоросом высыпала песок. Сможем ли мы, помочь разделить эту смесь.
Каким образом обсудите в группе, и предложите план разделения смеси.
1. Растворить смесь в воде.
2. Профильтровать.
3. Выпарить.
(Инструктаж ТБ, уточнение деталей работы)
3. Стадия рефлексии
Оформление практической работы в тетради по плану:
1. Что делали?
2. Что наблюдали?
3. Рисунок.
4. Вывод.
Фильтрованием можно …
infourok.ru
что такое чистые вещества? и что такое смеси ? (химия)
«Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства ( температуры кипения, температуры плавления, плотность) . Смесь — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве. В смеси исходные вещества включены неизменными. При этом нередко исходные вещества становятся неузнаваемыми, потому что смесь обнаруживает другие физические свойства по сравнению с каждым изолированным исходным веществом. При смешивании не возникает, тем не менее, никакое новое вещество. Различные виды смесей можно классифицировать в 2 группы: * Гетерогенные смеси полностью не смешаны, так как чистые вещества существуют в ясно отграниченных фазах, то есть это многофазные материалы * Гомогенные смеси — это на молекулярном уровне смешанные чистые вещества, то есть это однофазные материалы.
у которого есть постоянные физические свойства ( температуры кипения, температуры плавления, плотность) . 🙂
Мы это в 5 классе изучаем !!!
а мы в третьем
а мы в 5 класе что то мне мало верица что в 3 и 8 классе
В 8 это изучают. В 3 и 5 классах нет химии
что за бред? этого не может быть! так как я в 8-м ведь это химия
у нас новейшая программа
Может быть это из за нового министра образования и его рефомы
«Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства
химия от А до Я. <a rel=»nofollow» href=»http://ximiy.pw/» target=»_blank»>http://ximiy.pw/</a> зайди и сразу поймешь что это такое
touch.otvet.mail.ru
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — это… Что такое ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА?
- ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — хим. элементы млн. соединения, их растворы, сплавы, смеси и т. п., в которых примеси в заметной степени не влияют на физ. и хим. свойства. Чистым считается вещество, свойства которого (плотность, твёрдость, электропроводность, показатель преломления и др.) с достаточной точностью неизменны вне зависимости от способа получения. Только изучение веществ в чистом виде даёт представление об их истинных физ. и хим. свойствах. Некоторые примеси даже в ничтожно малых количествах значительно изменяют свойства веществ. Для очистки веществ используют много разных способов — от простейших (фильтрование, перегонка, центрифугирование) до сложнейших (различные виды хроматографии (см.), высоковакуумной сублимации и др.). В настоящее время получены сверхчистые вещества, где допустимые примеси составляют всего один атом на миллион атомов основного элемента (напр. германия).
Большая политехническая энциклопедия. — М.: Мир и образование. Рязанцев В. Д.. 2011.
- ЧИСТОТА ПОВЕРХНОСТИ
- ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА» в других словарях:
чистые вещества — 2.4 чистые вещества: Вещества с наивысшей достижимой в настоящий момент степенью чистоты. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 4919.1-77: Реактивы и особо чистые вещества. Методы приготовления растворов индикаторов — Терминология ГОСТ 4919.1 77: Реактивы и особо чистые вещества. Методы приготовления растворов индикаторов оригинал документа: 26. 1 Нафтолфталеин (альфа нафтолфталеин) С28Н18O4 Определения термина из разных документов: Нафтолфталеин 10. 2,4… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСОБО ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — (ультрачистые в ва), содержат примеси в таком незначит. кол ве, что они не влияют на основные специфич. св ва в в. Число и концентрация примесей в разных О. ч. в. различны и определяются, с одной стороны, потребностями практики, а с другой… … Химическая энциклопедия
Чистые культуры — под этим наименованием в бактериологии известны культуры микроорганизмов, содержащие один определенный вид, так что Ч. культура чумной бациллы означает, что данный сосуд содержит культуру чумной бациллы без примеси каких бы то ни было других… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Взрывчатые вещества* — будучи при обыкновенных условиях более или менее постоянны, под влиянием накаливания, удара, трения и тому под. способны взрывать , то есть быстро разлагаться, превращаясь в накаленные сжатые газы, стремящиеся занять большой объем. Происходящие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Взрывчатые вещества — будучи при обыкновенных условиях более или менее постоянны, под влиянием накаливания, удара, трения и тому под. способны взрывать , то есть быстро разлагаться, превращаясь в накаленные сжатые газы, стремящиеся занять большой объем. Происходящие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГОСТ Р ИСО 14644-7-2007: Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 7. Изолирующие устройства (укрытия с чистым воздухом, боксы перчаточные, изоляторы и мини-окружения) — Терминология ГОСТ Р ИСО 14644 7 2007: Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 7. Изолирующие устройства (укрытия с чистым воздухом, боксы перчаточные, изоляторы и мини окружения) оригинал документа: 3.4 барьер (barrier):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инициирующие взрывчатые вещества — Инициирующие взрывчатые вещества индивидуальные вещества или смеси, легко взрывающиеся под действием простого начального импульса (удар, трение, луч огня) с выделением энергии, достаточной для воспламенения или детонации бризантных… … Википедия
Биологически активные вещества, продуцируемые актиномицетами — Лучистые грибки обладают очень ценным свойством способностью образовывать весьма разнообразные вещества, многие из которых имеют большое практическое значение. В естественных местах обитания между микроорганизмами складываются различные… … Биологическая энциклопедия
ОПТИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА — среды, обладающие естественной оптической активностью. О. а. в. подразделяются на два типа. Относящиеся к 1 му из них оптически активны в любом агрегатном состоянии (сахара, камфора, винная кислота), ко 2 му оптически активны только в крист. фазе … Физическая энциклопедия
polytechnic_dictionary.academic.ru
Сахар – это чистое вещество или смесь? Как отличить чистое вещество от смеси?
Теория правильного питания в России продолжает набирать популярность. Одним из правил является полное отсутствие сахара в рационе. Сделать это практически невозможно. Это вещество используют в приготовлении соусов, коктейлей, детского питания, йогуртов и кондитерских изделий. Приверженцы правильного питания изучают состав каждого продукта, попадающего к ним на стол. Возникает вопрос: чистое ли вещество – сахар? Или это смесь?
Чистое вещество
В природе такие не встречаются. В его состав должен входить только один компонент. Материя без посторонних молекул. У таких веществ не меняются физические свойства. Задача химиков – синтезировать чистое вещество. Исследование состава материи позволяет в будущем применять ее с пользой для человека. Однокомпонентное вещество легко изучать в лабораторных условиях.
Смеси
Соединение, в которое входит два и более компонента, называют смесью. Для химиков это понятие означает появление нового состава, свойства которого изменяются в процессе добавления новых компонентов.
Сахар
Разновидность его зависит от растения, из которого он был добыт (тростник, свекла, клен, пальма и прочие). После добычи вещества оно подвергается очистке. В итоге получается два вида.
1. Нерафинированный сахар коричневого или бежевого оттенков, в нем сохраняется присутствие растительных компонентов (патока, различные витамины и минералы). Коричневый или тростниковый сахар — это смесь.
2. Рафинированный сахар очищен от растительных добавок. Он снежно-белого цвета. Продается в форме песка или прессованных кубиков (в восточных ресторанах подают кусочками). Химический состав: углеводы – 99,8 г, калий и кальций – по 3 мг. Рафинированный сахар – чистая материя. Примесей в его составе ничтожно мало.
Распознать чистое вещество или смесь воды с сахаром, растворенным в ней, можно, изучив химический состав. В состав материи рафинада добавлены молекулы воды, значит, это смесь.
Интересный факт: очищенный и нерафинированный сахар имеют практически одинаковую калорийность (387 и 380 Ккал на 100 г). На этот факт не влияет – чистое это вещество или смесь. Сахар коричневого цвета полезен для здоровья. Организм тратит много энергии на его переработку: патока долго переваривается в желудке. Однако для похудения его лучше не использовать как замену белому, несмотря на высокий гликемический индекс, калорийность блюд не уменьшится.
Как отличить рафинад от смеси?
Согласно ГОСТам, производитель вправе писать на упаковке «нерафинированный», даже если продукт рафинированный и покрыт слоем патоки. На полках сетевых магазинов в 90 % случаев представлен рафинад, покрытый патокой. Оригинальный тростниковый продукт рекомендуется приобретать у индийских или африканских производителей напрямую. Как по внешним признакам распознать нерафинированный сахар? Чистое это вещество или смесь?
Настоящий тростниковый продукт не приторный и приятно пахнет. Имеет светлый или темный коричневый оттенок с вкраплениями. У смеси другая консистенция. Если рафинад состоит из гранул и бывает в форме песка или кубиков, то тростниковый выглядит как комочки. Структура неоднородная, размеры комочков разные.
Коричневый сахарный песок становится твердым на открытом воздухе. Если упаковка с тростниковыми сахарными комочками долго открыта, они полностью затвердевают, и разломить их можно, применив силу.
Можно увидеть разницу между чистыми веществами и смесями на примерах: сахар смешать с водой или чаем. При добавлении в прозрачную воду тростниковый сахар делает ее мутной. Если растворить рафинад – вода останется прозрачной. Настоящий тростниковый сахар не тает при нагревании. Карамель из него сделать не получится. При нагревании в кастрюле получается липкая коричневая субстанция. Настоящий нерафинированный сахарный песок горит. Так происходит потому, что это смесь. Чистое вещество или сахар-рафинад будет плавиться, а не гореть.
В заключение
Рафинированный и нерафинированный сахар сильно отличаются даже внешне. Коричневый богат витаминами, рафинад на 98 % состоит из углеводов. Но приверженцы здорового питания, даже выяснив, чистое вещество сахар или смесь, не спешат увлекаться этим продуктом. Калории в организм поступят в одинаковом количестве.
fb.ru