Что делать если конфликт с учителем – Конфликты с учителем: 5 способов решения

Содержание

Конфликты с учителем: 5 способов решения

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.
Тревожные симптомы и признаки серьезных проблем

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

Андрей, папа 13-летнего Алексея:

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст. А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры. Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще… И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.
Мальчики VS. Девочки

причины конфликтов

Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% — мальчики, 11,3% — девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% — мальчики, 15,7% — девочки), курения (9,5% — мальчики, 2,5% — девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% — мальчики, 6,5% — девочки). Что делать и как решать проблемы

5 шагов к решению проблем

Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет». Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок.

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога. И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится». Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

www.goodhouse.ru

Как уладить конфликт с учителем?

Очень многие школьники сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях, и далеко не всегда конфликты возникают между одноклассниками. Нередко поводом ненавидеть школу становится учитель, который «достает», «троллит», «прессует» и т.д. Что делать в подобных ситуациях детям и родителям

История Кати Л. (ученицы TutorOnline)

Мне пришлось обратиться к репетитору, не потому что я плохо понимала предмет, а потому что совсем не понимала школьного учителя. С самого начала у нас сложились странные отношения. Я хорошо училась, выполняла домашние задания, отвечала на уроках, но постоянно чувствовала предвзятое отношение. Если другим ребятам помарки и описки в диктантах сходили с рук, мне могли снизить оценку на балл за одно зачеркивание. Меня всегда вызывали к доске на самые сложные задания и никогда не вызывали, если я сама тянула руку. Однажды учительница и вовсе зачитала перед всем классом фрагмент сочинения, которое показалось ей безграмотным и легкомысленным.
Я понимала, что есть какая-то личная проблема, я почему-то не нравлюсь. Жаловаться директору или родителям, конечно, не хотелось. К тому же формально не было каких-то вопиющих нарушений: за идеально написанную работу никто мне двоек не ставил. После 10-го класса я просто поняла, что готовиться к экзаменам придется с репетитором и перестала обращать внимание на заморочки школьной учительницы. Но мне до сих пор интересно, почему так сложилось и могла ли я с этим что-то сделать…

Давайте вместе разберемся, что делать, если подобная ситуация произошла с вами или вашим ребенком.

Не обвиняйте никого, не разобравшись!

Очень часто родители просто принимают сторону ребенка и не пытаются чуть глубже копнуть проблему. Почему учитель «не любит» именно этого ученика? И действительно ли — не любит? Прежде, чем идти к директору, переводить ученика в другой класс или школу, пообщайтесь с учителем, с ребенком и другими родителями.

Вполне вероятно, что учитель просто реагирует на вызов, а не провоцирует. К сожалению (или к счастью) ученик прав не всегда. В ситуации конфликта лучше не спешить с выводами. Ни один здравомыслящий педагог не будет обижать учеников. Возможно, дети позволяют себе неподобающее поведение или попросту ленятся, и «завышенные требования» — это всего лишь стремление вложить в ученика те знания, которые ему необходимы.

Обыкновенное недоразумение

Ученики могут быть мнительными, не очень уверенными в себе, а учителя могут быть строгими и очень требовательными. Вот вам уже конфликт. Не всегда «особое отношение» является таковым. Просто все дети по-разному реагируют на критику. Кто-то спокойно перепишет работу, а кто-то неделю будет видеть злобную МарьИванну в кошмарах.

Если ребенок жалуется на учителя, подробно расспросите его о том, что именно смущает ученика. Что в поведении учителя кажется несправедливым. Согласитесь, стенания о том, что систематически невыполненные домашние задания приводят к двойкам, мало похожи на симптомы травли ребенка учителем.

Умничать не равно быть умным

Современные дети очень рано получают доступ к гаджетам, а значит к информации. Молодое поколение обладает знаниями не глубокими, но зато во многих областях и по многим вопросам. Подловить учителя на незнании — святое дело. Особенно, если речь идет о каких-то новшествах, технологиях и модных тенденциях.

Если ребенок уверен, что учитель неправильно излагает материал или дезинформирует класс, лучше не сообщать об этом во всеуслышание. Подойти после урока и поговорить, высказав свои соображения, — лучшее решение. Дипломатичность — полезное качество, а наглость и желание унизить другого человека — нет.

Нашим детям (и многим взрослым) нужно научиться видеть разницу между борьбой за справедливость и стремлением самоутвердиться на чужих ошибках. Родителям тоже стоит помнить о том, что учителя — такие же люди, которые могут ошибаться, болеть, быть в плохом настроении, иметь свои симпатии или антипатии и остро переживать чужое мнение на свой счет.

Если проблема есть, ее нужно решать

До этого момента мы говори о некритичных ситуациях, когда конфликт между учителем и учеником является следствием банального недопонимания. Теперь давайте подумаем, что делать, когда проблема более существенная.

Мнение психолога

Если вы заметили, что ребенок возвращается из школы подавленным, у него пропал интерес к учебе, он не хочет делать уроки (а раньше делал с удовольствием), успеваемость резко упала — не игнорируйте эти тревожные сигналы. Первый шаг — откровенно поговорить с ребенком. Не ругать его за плохие оценки, не отчитывать, а доверительно пообщаться. Очень важно, чтобы ученик сам сформулировал проблему, как он ее видит и понимает. Второй шаг — постараться понять, хотя бы примерно, когда начались проблемы. Как правило, существует точка отсчета (пришел новый учитель, ребенок что-то сделал или сказал, произошел конфликт с другим учеником и т.д.). Третий шаг — поговорить с учителем. Здесь также очень важно быть объективными и критичными. Не стоит идти в школу как на революцию. Если вы начнете беседу с педагогом с обвинений и угроз, ситуация только усугубится. Лучше всего объяснить учителю свои опасения и страхи ребенка. А затем выслушать его (учителя) аргументы. Если вы поймете, что перед вами человек агрессивный, не способный к самоанализу и самокритике, нужно обратиться к администрации школы, детскому психологу и родительскому комитету. Возможно, проблемы с этим учителем есть и у других учеников, просто другие родители не спешат бить тревогу.

Тревожные симптомы:

1) Всегда жизнерадостный ребенок стал угрюмым, замкнутым, раздражительным. На ваши вопросы отмахивается или отвечает неопределенно.

2) Появились резкие, на первый взгляд беспричинные, проблемы со здоровьем. Например, ребенок похудел без смены рациона или занятий спортом.

3) Категоричный отказ идти в школу, делать уроки или разговаривать о том, как дела в школе. При условии, что раньше было иначе.

4) Резкое падение успеваемости по конкретному предмету, участившиеся записи в дневнике, сделанные конкретным учителем.

О чем учитель говорить не имеет права

Каждый ребенок, родитель и педагог должны знать, что поводом для критики не может быть внешний вид (если учитель переживает о благополучии ученика, он должен решать эти вопросы не перед всем классом). Также учитель не имеет права обсуждать родителей учеников, религиозные убеждения ребенка, его физические особенности. Нет компетенций у предметника для того, чтобы делать выводы об уровне интеллекта и перспективах на будущее. Если учитель позволяет себе обсуждать подобные темы перед классом или высмеивает учеников, этому «учителю» пора менять профессию.

Выводы

Самое важное — разобраться, есть ли проблема в принципе. Главный критерий в данном случае — самочувствие ребенка. Подчеркнем: не его оценки, а именно самочувствие, т.е. физическое и психоэмоциональное здоровье. Высказывания в стиле «МарьИванна — дура!» — это повод для того, чтобы ликвидировать огрехи в воспитании ребенка, а не учителя.

Если же проблема есть и она угнетает школьника, не бойтесь и не стесняйтесь вмешиваться. Помните также о том, что репетитор не сможет улучшить ситуацию, если плохая успеваемость является следствием неразрешенного конфликта и имманентного стресса. Будьте чуткими, мыслите критично и действуйте, осознавая возможные последствия!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Конфликт с учителем: как поступать родителям?

Одной из основных причин вызова родителей в школу и тягостных разговоров с директором или классным руководителем является конфликт с учителем – конфликт между учителем и учеником. В отношениях «педагог – ученик – родитель» последнему достается не самая простая роль, поскольку он оказывается меж двух огней. С одной стороны – педагог со стажем, опытом и высокой квалификацией, с другой – любимый ребенок. И хотя большинство родителей хоть раз, но оказывалось в подобном положении не все знают, как себя вести и как выйти из конфликтной ситуации, если не хочется портить отношения с преподавателем, нельзя потерять детское доверие и нельзя ухудшить контакт ребенка с учителем.

Самые частые жалобы детей на школу и стоит ли им верить

Начиная с первого класса родителям приходится ежедневно выслушивать из уст ребенка школьные новости, среди которых не только обсуждения одноклассников, уроков, питания, но и жалобы на учителей. Так было и два десятка лет назад и будет ровно до тех пор, пока существует школа и система отношений «учитель – ученик». Жалуются дети на придирчивость, излишнюю строгость, несправедливо заниженную отметку за работу у доски, завышенные требования и постоянные замечания за пустяковые мелочи. Зачастую эти жалобы проходят сами по себе, но нередко требуют непосредственного вмешательства родителей и посещения школы.

Не стоит с порога обвинять учителя в непедагогичности и излишней требовательности. Кто из родителей знает, как ведет себя ребенок на уроках и почему его дневник пестрит замечаниями от педагогов?! Возможно, он разговаривает с одноклассниками, забывает принести тетради или учебники, долго «копается» в портфеле и переговаривается, нарушает дисциплину. Все это мешает работе учителя, усвоению и закреплению нового материала остальными учениками, написанию контрольных и проверочных работ, поскольку не дает сосредоточиться на учебном материале и на том, что говорит учитель. В такой ситуации проблему поможет решить только терпеливое взаимодействие между педагогом и родителями. Ведь дома у ребенка может быть одна тактика поведения, а в школе, в коллективе среди сверстников – совершенно полярная.

Почему родители не видят проблем

Любовь меняет людей к лучшему, так говорят и школьные психологи. Но если это слепая любовь, то несет она в себе разрушающее начало. Чувствуя за спиной родительскую защиту, ребенок буквально отбивается от рук: хамит учителям, срывает уроки, издевается над педагогами, дерется, оскорбляет. Безнаказанность, вседозволенность и бесконтрольность часто ведет к тому, что ребенка уже в классах среднего звена ставят на учет в милиции. И самое трагическое в такой ситуации, что часто родители сами отказываются от диалога с учителем, занимают сторону ребенка и начинают войну против педагога: публично высказываются о его некомпетентности, пишут заявления и жалобы в органы управления образованием, обвиняют в придирках и предвзятом отношении, несоответствии званию учителя.

Если родительские жалобы на педагога не получают подтверждения, чаще всего такие истории заканчиваются переводом ребенка в другое учебное заведение. Но никто не скажет стопроцентно, что ситуация не повторится. Поэтому школьные психологи советуют родителям внимательно пересмотреть свое отношение к ребенку, перестать его слепо любить и начать воспитывать. Участие, внимание к проблемам, конечно, никто не отменял, но информацию, полученную из уст ребенка всегда нужно делить на два. А также не забывать терпеливо, спокойно и доходчиво объяснять, что за все свои поступки и слова ребенок должен отвечать сам. И говорить о том, что иногда поступки, совершенные под властью неконтролируемых эмоций, могут иметь далеко идущие неприятные и серьезные последствия.

Советы родителям школьников: как вести себя с учителем

Если похода в школу не избежать, то нужно знать, как вести себя с учителем, чтобы встреча оказалась продуктивной и не оставила в памяти неприятного осадка. Для начала стоит запомнить, что мнение о педагоге не должно складываться только со слов ребенка. Строгость, требовательность и принципиальность – это те профессиональные качества, без которых педагогика и дисциплина в школе невозможна. А значит, невозможно продуктивное обучение. Можно, конечно, уволить учителя, можно перевести чадо в другую школу – но это лишь побег от проблемы, а не решение ситуации. Вечно строчить жалобы на учителей и переводить ребенка из школы в школу не получится.

Поскольку причина родительского визита в школу – детский конфликт с учителем, нужно решать именно его и решать с минимальными потерями для всех. А для этого лучше провести беседу втроем, то есть помимо педагога желательно присутствие и ребенка. Родительские «личные» просьбы о том, чтобы учитель был лояльнее к ребенку, подбадривал его хорошими оценками и похвалами, «натянул» в четверти положительную отметку не всегда заканчиваются хорошо. Конечно, мотивировать к учебе ребенка необходимо, но одни дети, получив авансом пятерку добросовестно стараются ее отработать, а другие – вообще перестают учиться и. И здесь педагогу виднее, кому поблажка пойдет во благо, а кому – во вред. Стоит прислушаться к мнению учителя, не пытаясь его переспорить или обвинить.

Как выйти из конфликтной ситуации

Если конфликт – следствие случайной ошибки, беспокоиться не стоит. Как правило, и учитель, и ученик быстро забывают об инциденте и продолжают дальше взаимодействовать. Но если конфликт затягивается, ребенок постоянно нервничает перед школой, у него наблюдаются психосоматические расстройства, а педагог настойчиво приглашает на разговор, лучше ситуацию не усугублять. Чем глубже и дольше конфликт, тем сложнее найти оптимальное и безболезненное для всех решение. Стоит обязательно сходить в школу и выяснить претензии педагога. Но прежде чем защищать ребенка и обвинять учителя в некомпетентности, выяснять с ним отношения, необходимо объективно оценить поведение собственного чада.

Иногда, узнавая подробности и особенности поведения ребенка в школе, родителей ждут удивительные открытия и сюрпризы, но отнюдь не радостные. Можно попросить педагога пересмотреть мнение и отношение относительно ребенка, дать школьнику шанс исправиться, но пообещать со своей стороны полный контроль, помощь и содействие. Главное, что придется делать: помогать и контролировать на самом деле, а не на словах. Придется проверять домашние задания, дневник, помогать с тем материалом, который непонятен. В конце концов, нанять репетитора и записаться на прием к психологу. В противном случае, ситуация только усугубится.

Если сомнений в предвзятом отношении педагога к ребенку нет, то вариантов разрешить конфликтную ситуацию два. В первом случае придется доступно объяснить ребенку, что нравиться всем невозможно. Иногда на отношения влияют не личные достоинства и недостатки, а личные качества. И здесь, можно посоветовать школьнику только добросовестно изучать проблемный предмет, продолжать учиться, упорно идти к поставленной цели, а со своей стороны пообещать помощь и поддержку. Второй вариант – сменить класс или школу. Это снимет эмоциональный накал, внутреннее напряжение и избавит от стресса, которые тоже негативно влияют на процесс обучения. Правда, ребенку придется объяснить, что на новом месте не будет все гладко и прекрасно, но шанс начать все с чистого листа у него есть.

Похожее

uchitelskaia.ru

Конфликт учитель — родитель. Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Прослушать статью

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

  • «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

  • Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые — «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Купить

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».


Читайте также:

В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Купить

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

  1. Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

  2. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

  3. Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

  4. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

  5. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

  6. В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ:

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Чувства и конфликты.

Чувства и конфликты.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Купить

rosuchebnik.ru

8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем

Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять

Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.

Фрагмент картины Фрица Зондерленда

2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем

Если школа всерьёз предъявляет что-то вашему ребёнку, не надо удваивать удар. Даже если вы согласны с обвинениями, никогда не выступайте против своего ребёнка публично. Да и просто поддакивать («Да, да, он такой лентяй, сами стонем») — плохая идея, хотя она и была в ходу у наших родителей. Ребёнок должен знать, что в конфликтах вы на его стороне. Потому что он ваш ребёнок и вы должны его защищать. Да, воспитывать вы тоже должны, но когда все против одного, это больше похоже на травлю, а не на воспитание.


3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет

Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.

Фрагмент картины Юлиуса Герца

4. Поговорите с учителем с глазу на глаз

Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.


5. Не спорьте с учителем по мелочам

Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.

Фрагмент картины Яна Стена

6. По важным вопросам тоже не спорьте

Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.


7. Если с учителем не пошло, идите к директору

Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.

Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.

Фрагмент картины Ральфа Хедли

8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)

Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.

mel.fm

Конфликт с учителем, что делать?

Не за горами профессиональный праздник всех педагогов – День учителя. В этот день тысячи школьников подарят  учителям цветы и скажут слова благодарности за нелегкий труд.

Однако не у всех детей общение с педагогами проходит гладко. Иногда оно выливается в открытое противостояние.

Мы пообщались с Загоновым Александром, соучредителем Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», психологом, выпускником кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ, и выяснили, что делать родителю, если у ребенка возникло недопонимание с учителем.

— Александр, представим, что мой ребенок жалуется на конфликт с преподавателем.  Учитель занижает оценки или даже оскорбляет ребенка. Что делать в такой ситуации родителю? Сразу идти ругаться с директором?

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит делать поспешных выводов и сразу искать виноватых. Ведь вариантов вообще-то не два, а гораздо больше. Может, ваш ребенок не специально искажает сложившиеся отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Может, учитель проявляет непрофессионализм или некомпетентность, а может быть, у него есть на то причины, грубо говоря, его «довели». Не исключено также, что у конфликта есть какая-то предыстория, выходящая за рамки уроков.

Первая задача родителя – собрать максимально полную информацию, желательно выслушать различные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «сразу идти ругаться с директором», сначала ответьте себе на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?». Если вы рассчитываете «помирить» ребенка с учительницей, включение в конфликт вашей фигуры этому не поможет.

Скорее всего,  такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь в нем будет задействована вся школа в лице директора, а также вы окажетесь внутри конфликта и не сможете выступить в роли медиатора-посредника между сторонами. Образно выражаясь, это объявление «гонки вооружений». К тому же, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас, или же вы настроите школу против своего ребенка.

Стоит начать с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит вести допрос с пристрастием. Проявите заинтересованность и избегайте чрезмерного беспокойства: оно заразительно.

Узнайте у ребенка, как он считает, нужна ли ему помощь, или он планирует справиться самостоятельно. Если нужна, то предложите встретиться с учительницей (лучше вместе с ребенком), если же он хочет решить все сам, обсудите его дальнейшие шаги, посоветуйте, как ему поступить, в любом случае поддержите и приободрите. При встрече с учительницей постарайтесь занимать максимально нейтральную позицию. Помните, что ваша цель – побольше узнать информации, а не защитить ребенка или «задавить» учительницу.

— Представим, что я прояснила ситуацию и поняла, что мой ребенок «списывает» свои плохие оценки и поведение на «дурной» характер преподавателя. Что делать теперь?

— Если вы однозначно в этом уверены, то действовать нужно, разумеется, через ребенка. Не стоить нападать на него или отчитывать, это неприятно и не добавляет желания исправиться. Разговор лучше вести в совещательном ключе, сказать, что вы знаете о проблеме, подчеркнуть, что вы беспокоитесь  и желаете помочь.

Можно построить беседу ориентировочно по такому плану:

  • Обсуждение самой ситуации («Я знаю, что…», «А ты что про это думаешь?»),
  • Обсуждение эмоций («Я переживаю…», «А ты как к этому относишься?»),
  • Обсуждение оправданий ребенка («Учительница ко мне придирается…», просто выслушать),
  • Предложение искать конструктивный выход («Как думаешь, что может улучшить ваши отношения?»),
  • Поиск всевозможных вариантов, предложение своей помощи,
  • Закрепление конкретных договоренностей, что он поменяет в своем поведении,
  • Благодарность за разговор и слова поддержки.

— Как себя вести, если возникла обратная ситуация: ребенок старается и хорошо учится, но учительница по какой-то причине к нему излишне придирчива?

— Помимо того, что важно дать учительнице просто выговориться и пожаловаться, нужно постараться разобраться, что конкретно ее не устраивает и вызывает такую острую негативную эмоциональную реакцию. Нужно понять, каковы ее мотивы. Она хочет, чтобы ребенок делал уроки, не отвлекался, не списывал, не болтал или что? Спросите у нее прямо, что и как должно измениться в поведении ребенка. Не лишне будет задать контрольный вопрос из серии: «Правильно ли я понял, что если он не будет сидеть в телефоне на уроке (или любая другая причина), то с вашей стороны негатив будет исчерпан?»

— Как вам кажется, в чем могут крыться причины подобной неприязни учителя к ученику?

— Причины могут быть абсолютно разными. Может, ребенок напоминает учительнице кого-то, кто вызывает у нее такие чувства. В психологии этот феномен называется перенос, и он подробно изучен. Часто бывает так, что людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самом. Может быть, ребенок делает что-то такое, что давит на «больную мозоль» учительницы, актуализирует какой-то неприятный опыт из ее жизни. Чаще всего в основе таких конфликтов лежат разные представления о нормах и правилах, о том, что позволительно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учительница, например, может считать, что с преподавателем ни в коем случае не нужно спорить, что это, допустим, подрывает ее авторитет, а ребенок может считать, что важно свое мнение отстаивать в любом случае, несмотря на последствия.

— Как себя стоит вести, если придирки переходят в откровенное третирование и издевательства?

— Если вы убедились, что ваш ребенок совершенно ни при чем, что это какая-то неадекватная неприязнь учительницы, имеет смысл по возможности исключить вообще ситуации общения вашего ребенка с ней. Можно пробовать добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, можно рассмотреть варианты перехода ребенка, в другой класс или школу. Это крайняя мера, но она может быть оправданной, если для ребенка этот конфликт является источником стресса. Еще можно научить ребенка психологической защите от этого стресса, предложить игнорировать, не принимать на свой счет и так далее, плюс важно дать понять, что вы не согласны с мнением учительницы, чтобы ребенок не испытывал дополнительного напряжения из-за чувства вины перед вами. Покажите ему, что вы на одной стороне. Можно предложить относиться к преподавателю, как к некоему тренажеру, ведь в жизни ему предстоит встретиться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.

— Допустим, мы поняли, в чем заключались причины, даже во всем разобрались. Как теперь наладить отношения между учительницей и ребенком без последствий для ребенка?

— Нужно понять интересы обеих сторон и выступить в роли переводчика, донести до каждого, чего именно от него хотят. Это бывает сложно понять, когда тебя переполняют эмоции. В конечном итоге вам нужно выработать условия «перемирия», в которых бы и ребенок, и учительница дали обязательства о каких-то уступках. Важно, чтобы каждый смог услышать, что провоцирует другого на эмоциональную реакцию.

— Хорошо, с конфликтом все ясно. Теперь представим, что ребенок — любимчик у учительницы. Она его хвалит и ставит хорошие оценки.  У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?

— Это нормально, когда сверстники обращают внимание на успехи отдельных одноклассников, будь то отличники, спортсмены, или имеющие особенную популярность у противоположного пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в подтрунивании и шутках разного рода. Если это не переходит каких-то границ, если это не превращается в травлю, я бы советовал родителю не вмешиваться. Если же ребенок просит о помощи и жалуется на сильное давление одноклассников, я бы предложил родителю поговорить с учительницей, чтобы она узнала о том, что происходит. Если ситуация острая, можно обсудить ее на родительском собрании, потому что это свидетельство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.

— Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?

— Один из способов работы с такими проблемами – психологический тренинг для всего класса. Например, на тему командообразования. Также можно обратиться за помощью к школьному психологу, если он есть и вы доверяете его компетентности.

Биографическая справка:

Загонов Александр АлександровичЗагонов Александр Александрович

Загонов Александр Александрович – психолог, выпускник кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, факультета Психологии СПбГУ, соучредитель Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

С 2007 года Александр ведет тренинги и консультации, провёл свыше 1500 часов практической работы, является автором и ведущим 15-ти тренинговых программ, консультирует детей и их родителей в форме индивидуальных консультаций, руководил подростковым лагерем «Тееns in Orange», создал видеокурс «Практическая психология».

Забронировать бесплатно путевку в тематический, психологический и городской лагеря «12 коллегий»  вы можете здесь.

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Загонов Александр Александрович

Директор по маркетингу и PR incamp.ru

Навигация по записям

incamp.ru

как разрешить конфликт с учителем — Учёба.ру

Что может спровоцировать конфликт

Самая распространенная причина — разные представления о нормах и правилах, о приемлемом и неприемлемом поведении. Учитель, привыкший к строгому соблюдению субординации, вряд ли оценит упорство подростка в отстаивании личного мнения. С точки зрения учителя, такой ребенок ведет себя неуважительно и подрывает его авторитет. А для ребенка отказ выслушать его аргументы — такое же неуважение к его личности. Педагоги без творческой жилки, привыкшие «натаскивать» класс на определенные алгоритмы выполнения заданий, обычно недолюбливают «выскочек», предлагающих нестандартные решения, а творческие дети, соответственно, считают, что им не дают самовыражаться.

У учителя может сложиться впечатление, что материал плохо дается школьнику не из-за объективных трудностей в учебе, а из-за того, что тот пренебрежительно относится к предмету или к самому педагогу. Это может вызвать обиду, особенно если ученик талантлив в других предметах и кажется, что он вполне мог бы получить медаль еще на одной олимпиаде — если бы не вредность и упрямство. Ученик, со своей стороны, совершенно не обязан никого любить, но дети не всегда понимают, что демонстрировать откровенное отсутствие интереса к предмету невежливо и недипломатично.

Ученик может просто на иррациональном уровне вызывать у учителя неприятные ассоциации — в психологии этот феномен называется «переносом». Он может внешне напоминать кого-то, с кем был конфликт в прошлом, или представлять социальную группу, которую учитель находит враждебной (ребенок из «трудной» семьи или, наоборот, «золотая молодежь»). Конечно, высококвалифицированный педагог должен отслеживать иррациональные переживания и не давать им влиять на принятие решений, но человеческие слабости могут иногда взять верх. Другая частая психологическая подоплека — людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самих. Например, педагог сдержан и не дает себе выражать эмоции, а какой-нибудь живчик в классе ими буквально фонтанирует. Учитель может решить, что это избалованный ребенок, который не умеет держать себя в руках, хотя все должны это делать.

На что учитель не имеет права

Ученикам стоит знать, где заканчиваются полномочия педагога. Естественно, применение физической силы совершенно неприемлемо. Помимо этого учитель не имеет права:

  • Высмеивать ученика, его способности, интересы и внешность, настраивать класс против него.
  • Использовать по отношению к школьнику нецензурные выражения.
  • Ставить школьнику отметку за пропуск урока (отметки ставятся только за работу на уроке и выполнение заданий).
  • Систематически выгонять ребенка с урока.
  • Систематически занижать отметки.
  • Забирать на уроке планшет или телефон, даже если это оговорено в уставе школы.

Что делать подростку в случае конфликта

Конечно, споры с учителем вызывают бурю эмоций (а в переходном возрасте практически все вызывает бурю эмоций). Нельзя заставить себя их не испытывать, но можно попытаться отделить чувства от конструктивных претензий. Чтобы лучше понять ситуацию, стоит задать себе следующие вопросы:

  1. Какой исход конфликта будет для меня наиболее выгоден? Планирую ли я продолжать обучение с этим педагогом и важно ли мне сохранить с ним нормальные отношения?
  2. Насколько важна оценка по этому предмету для моего будущего? Если важна, то на какие уступки я готов пойти, а на какие — нет?
  3. Как выглядит этот конфликт с точки зрения учителя? Что он про меня думает, чем недоволен?
  4. Насколько он необъективен? Не провоцирую ли я его чем-то? Что он может недопонимать в моей точке зрения?
  5. С чего все началось и что обычно вызывает обострения?

О конфликте стоит сообщить родителям, опять же, концентрируясь не столько на эмоциях, сколько на деталях поведения, вашего и учительского. Так будет проще убедить родителей, что вы не преувеличиваете и проблема существует объективно.

Подумайте, кто из одноклассников может подтвердить ваши слова. Имеет смысл незаметно записать конфликтную ситуацию на диктофон или видео, но не стоит сразу предавать эти материалы широкой огласке: лучше вначале показать их родителям. Возможно, в дальнейшем они понадобятся при разговоре родителей с учителем, если он будет отпираться, или при общении со школьной администрацией.

Помните, что настоящая победа — не в том, чтобы уязвить противника. Для вас самая выигрышная стратегия — показать однокурсникам, родителям и школьной администрации, что лично вы ведете себя адекватно и ваши претензии справедливы. Поэтому стоит воздержаться от провокаций, сплетен, преувеличений и планов мести.

Что делать родителям

Сначала стоит дать ребенку возможность высказать эмоции, а потом — плавно переходить к конструктиву. Громкие выражения и обидные эпитеты в адрес учителя пропускайте мимо ушей: сейчас задача — детально выяснить, кто что в реальности сказал и сделал. Попросите ребенка вспомнить, с чего вообще начался конфликт и по возможности точно воспроизвести слова и поступки. Важно выражать свое сочувствие, но не проявлять при этом агрессии в адрес учителя.

Затем поговорите с педагогом (акцент, опять же, на конкретику и факты, а не на личные переживания и впечатления). Ваша цель — понять претензии и интересы обеих сторон и по возможности выступить посредником, предложив условия «перемирия». Если конфликт не получается решить на этом уровне, придется привлекать школьного психолога и администрацию учебного заведения.

www.ucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *