Что такое грамматическая основа предложения 2 класс примеры – Грамматическая основа предложения с примерами

Содержание

Грамматическая основа предложения :: SYL.ru

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно — подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения – Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман. Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман. А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

грамматическая основаГрамматическая основа — подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что — сказуемое. Итак, оба они — главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик – это гриб (существительное + существительное).

грамматическая основа примеры

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член – односоставными.

грамматическая основа предложения

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молнияЗагремел громМы идём в кино. А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк. Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

www.syl.ru

что такое грамматическая основа предложений

Подлежащее и сказуемое.

глагол и существительное

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения подлежащего и сказуемого или одного из них

подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа предложения — подлежащие, выраженное существительным и местоимение и сказуемое, выраженное глаголом или кратким прилагательным. В зависимости от грамматической основы предложения бывают: двусложные или односложные, сложные или простые.

падлижайщие и сказумаемое

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

основа громачитеская это придложение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое (глагол и существительное).

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью. Грамматическая основа Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

подлежащее и сказуемое

подлежащие и сказуемое

подлежащее сказуемое определение обстоятельство дополнение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

touch.otvet.mail.ru

Что такое грамматическая основа предложения,односоставные и двусоставные предложения?

Односоставные предложения-это предложения, состоящие только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1-с главным членом-сказуемым, например: В дверь постучали. 2-с главным членом-подлежащим, например: Мороз. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными, например: Морозит (нераспр) ,С утра морозит (распр) . Определённо-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (иду, идёшь, идём, идёте; пойду, пойдёшь, пойдём, пойдёте), например: Пойдёмте в сад. Чему смеётесь? Когда приедешь? Определённо-личные предложения выражают действие говорящего (Читаю книгу) или собеседника (Всё ещё читаешь?), а также побуждение к действию (Читай книгу) . Неопределенно-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени,. например: Что новенького в газете пишут? В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Безличные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущм времени или в форме среднего рода в прошедшем времени, например: Уже совсем стемнело. Скоро светать будет. На дворе было тихо. Назывные предложения-это односоставные предложения, которые имеют один главный член-подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет имеется в настоящем, например: Лес. Просека. По просеке, теряющейся вдали, тянется полотно железной дороги. С частицами Вон, Вот назывные предложения обретают указательное значение, например: Вот парадный подъезд.

Что с Вами) (Материал 2-ого класса) Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого. Односоставные предложения — предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим. Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое. Мальчик бежит; Земля круглая. Иначе говоря, это один из типов простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

Это подлежащее и сказуемое.. .

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»50227570:##:http://middleages-the-game.com?r=97709″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> регимся и получаем массу позитива

Подлежащее и сказуемое

это подлежащее и сказуемое 🙂

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме). Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-88508-chto-takoe-grammaticheskaya-osnova#ixzz414h9PVQD» target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-88508-chto-takoe-grammaticheskaya-osnova#ixzz414h9PVQD</a>

подлежащее и сказуимое

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

это подлежащее и сказуемое

(ГРАМОТИЧИСКАЯ ОСНОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ) ПОДЛЕЖАШЕЕ (О КОМ?) ИЛИ О (ЧЁМ?) ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СКАЗУЙМОЕ ЧТО ГОВОРИТСЯ О ПОДЛЕЖАШЕМ КАКОЕ ДЕЙСТВИЕ ОНО СОВЕРШАЕТ

Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы «кто? » и «что? «, характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее — существительное в именительном падеже. «Собака поджала хвост». Подлежащее — местоимение в именительном падеже. «Я видел», «Кто принес яблоки? «. «Это смешно». «Это их ребенок». «Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Лист, что падал на аллею, казался огненно красным» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Кто-нибудь увидит». «Все притихли». Подлежащее — неопределенная форма глагола. «Быть смелым — это уже победа». «Слушать — значит слышать». «Ломать — не строить». Подлежащее — сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). «Мы с братом редко ссорились». Подлежащее — сочетание нескольких слов (без именительного падежа). «Две птицы сели на подоконник» Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает? » значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он? «, «что он собой представляет», «кем он является? «. Например, «Выпил около литра воды» Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает? » значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он? «, «что он собой представляет», «кем он является? «. Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно — связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: «Его мать была медсестрой» — глагол «была» связывает сказуемое с подлежащим, а «медсестрой» несет смысловую нагрузку сказуемого. Т. е. в данном предложении сказуемое — «была медсестрой». Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. «Он бегает быстро». «Сестра звонка не услышала». Формой глагола будущего времени. «Меня будут спрашивать завтра». Формой глагола условного или повелительного наклонения. «Не ходил бы я в тот двор». «Пусть ест то, что хочет».

подлежащие и сказуемое

подлежащее и сказуемое

Сказуемое и подлежащие

Сказуемое и подлежащее

Это подлежащее и сказуемое

touch.otvet.mail.ru

ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.

ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.

 

Задание № 8. Грамматическая основа предложения.

 

Грамматическая основа — это основная часть предложения, состоящая из  главных членов.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла,  то  это односоставное предложение.

Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении, то есть предмет речи. Подлежащее может выражаться разными  частями речи и даже словосочетаниями.

Способы выражения подлежащего
Способы выраженияПримеры
1. Имя существительное в именительном падежеРешение было принято мгновенно.
2. Местоимение в именительном падежеЯ лиру посвятил народу своему. (Н.А.Некрасов).
3. Неопределенная форма глаголаЖить – Родине служить. (Пословица).
4. ФразеологизмОт мала до велика встали на защиту Отчизны.
5. Собственное наименованиеНабережные Челны поражают приезжающих огромным автомобильным гигантом.
6. Синтаксически цельное словосочетаниеМы с бабушкой  решили пойти в лес за ягодами.
7. Любая часть речи в роли существительного.1. Завтра должно быть прекрасно!

2.Отдыхающие были приглашены на праздник Нептуна. ( Причастие)

3.Дважды два – четыре (Числительное)

8. Реже, но могут быть подлежащими служебные части речи и междометия.2.Вдалеке послышалось ау.( Междометие)

3. Это твоё если я слышу не первый раз.

( Союз)

 

Сказуемое — это главный член предложения , обозначающий то, что сказано о подлежащем

( вопросы: что делает предмет? что это такое? каков он ? и др.)

Существует три вида сказуемых.

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО.

Простое глагольноеВыражено глаголом в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматиче­ское значение)Он читает.

Мы не будем смеяться.

Составное глагольноеВспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексическо­го) + неопределенная форма глагола (выражает лексиче­ское значение)

В роли вспомогательного глагола могут быть другие части речи.

Он решил написать письмо родителям.
Составное именноеГлагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение)Книга была интересной.

Мои родители — врачи.

 

Способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом.
1.Краткие прилагательные должен, готов, рад, намерен, обязанОни обязаны сделать это.
2.Слова состояния надо, нужно, необходимо, можно, нельзя.Необходимо подготовиться к выступлению.
3.Слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом: грустно, весело, приятно, горько и т.д.Приятно лежать на морском берегу.

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СКАЗУЕМОГО

 

1. Имя прилагательноеФильм интересный. Фильм был интересным.
2. Имя существительноеОн весельчак. Весь сад в цвету.
3. ПричастиеПисьмо было задержано.
4. ЧислительноеДва да три будет пять.
5. МестоимениеВишневый сад теперь мой.
6. НаречиеЕй туфли впору будут.
7. Словами категории состоянияТеперь всё было ясно.
8. Синтаксически неделимое словосочетаниеОн был высокого роста.

Она была с заплаканными глазами.

9.ФразеолгизмомОн человек с золотым сердцем.

 

 

Способы выражения вспомогательной части составного именного  сказуемого
1.Глаголом — связкой быть( в настоящем времени не употребляется- нулевая связка)Он был врачом.

Он врач.

2.Глаголами – связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и т.д.Эта картина считается лучшей в творчестве К.Малевича.
3.Глаголами движения и состояния : прийти, сидеть, приехать, вернуться, стоять и др.День простоял пасмурный.

Таковы типы сказуемых и способы выражения подлежащего.

Алгоритм выполнения задания №8
  • Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.)
  • Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких.
  • Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого ( Она была педагогом).
  • Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет.

Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он   предложил  записаться в кружок.  Здесь  он  предложил — это основа, предложил ЧТО? записаться, это  дополнение, ведь записываться будут уже другие).

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ

testy-klass.ru

Презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме: Грамматическая основа предложения.

МОУ СОШ №3

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Развитие умения находить

грамматическую основу предложения».

( Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)

Учитель: Мирзаханян И. Р.

г. Ардон

2010 – 2011 уч. год

Цели и задачи урока:

— Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

— Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

— Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

— Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

— Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

— Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

— Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

— М/м проектор, презентация по теме.

Ход урока – путешествия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

— Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик).  Слайд 2

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят…

Стричь будут овец.

Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!

II. Минутка чистописания.

— Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)

Игра «День и ночь»

— Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)

Слайд 3. 

— Вспомните алгоритм написания букв Ч ч. Слайд 4 и 5.

— Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее. Слайд 6.

 III. Словарная работа.

— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 7.

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 8.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 9.

— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

IV. Зарядка для глаз «Осень» Слайд 10.

V. Сообщение темы и цели урока.  Слайд 11.

— Продолжаем наблюдать за природой осенью.

— Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к   дер.ву.  

— Объясните написание пропущенных букв.

  (сорока –оро- , летит — лётчик, к дереву — деревья)

— Запишите.

— С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

— Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.

— Хором прочтите предложение.  О ком в нём говорится? (О сороке )

— Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

— Что говорится о сороке? (летит)

— Задайте вопрос хором:   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

VI. Упражнение в нахождении грамматической основы.

— Мы отправляемся в воображаемый лес.

  Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.

1) Читаем 1 часть задания.

2)  Стихотворение читает подготовленный ученик.

— Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?

  (Знаки в конце предложений)

— Мы участники этого сбора грибов.

— Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)

— Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.

   Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

  (Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

Проверка.

Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.

о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.

VII. Составление предложений по схемам с опорой на картину.

— Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину.  – Что вы видите?  Слайд 12.

— Какое время года?

— Как изменились деревья?

— Что растёт в лесу?

— Чем заняты дети?

— Что происходит на поле?

— А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.  Слайд 13. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

— Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

— Какой вопрос задан к сказуемому?

что?   что сделала?.   Осень наступила.

что?   что сделал?      Урожай созрел.

что?   что делают?     Машины работают.

что?   что делают?.     Грибы растут.

кто?    что сделали? целые корзины.  Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.

-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?

Проверка. Слайд 14.

Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.

VIII. Физминутка «Дождь». Слайд 15.

IX. Творческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

— Вспомним, какая погода бывает осенью. (Задание на экране.)

— Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы. Слайд 16.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

— Прочтите, что получилось.

— Находим главные члены предложения.

Слайд 17. (предложения открываются поочерёдно, по щелчку)

X . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)

— Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой.

XI. Итог урока.

— Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 18.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)  Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

Оценка учащихся.

XII.  Домашнее задание.  Д/м упр. 72, стр. 35 — составить маленькие предложения по схемам.  Слайд 19.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе на тему «Грамматическая основа предложения»

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата проведения: 18.11.2015

Тема: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать все полученные умения в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков , слов-названий действий;
  • Учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,
  • Формировать умение группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения.
  • развитие умений находить грамматическую основу предложения.

Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности..

Метапредметные:

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ( регулятивные УУД),
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы,  учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ( коммуникативные УУД),
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний  (познавательные УУД).

Ход урока:

  1.  Организация урока.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья – нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

  • Откройте тетради, запишите  число, «Классная работа», подчеркните ошибкоопасные места.

— Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке,  узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение    думать, размышлять, поддержка друг друга…)

  1. Сообщение темы и цели  урока.

Чтобы узнать какая сегодня будет тема урока, посмотрите на слайд и  догадайтесь ( на слайде  схема  предложения).

— Что мы уже изучили о предложении? ( ответы детей)

— А вы знаете, что такое грамматическая основа предложения? ( нет)
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.

– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня узнаем, научимся находить грамматическую основу предложения, будем на уроке аккуратно и грамотно писать.)

—  Я предлагаю вам сегодня подняться по такой лесенке успеха ( у каждого на парте). В конце урока мы вернемся к этим критериям, чтобы проанализировать свою работу на уроке.

  • Я   аккуратно и грамотно пишу.
  • Я знаю, что такое грамматическая основа предложениями.
  • Я умею находить в предложении пары слов, которые отвечают на вопросы кто?, что? и  что делает?
  1.  Словарная работа.

—  Решите мои грамматические загадки  и запишите отгадки- названия предметов в строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. 

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? 

Носит серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.


Узкая полоска земли, предназначенная для движения.

Чистота – залог …(здоровья). 

Показ слайдов после отгадывания слова, подбор слов — признаков, самопроверка.

— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

Какое словарное слово новое для вас? Здоровье.

здоровье

Следует запомнить, что словарное слово «здоровье» пишется с буквой «о».

Я предлагаю вам слова-образы для запоминания:

спорт — здоровье
польза — здоровье

Как вы думаете почему я выбрала именно эти слова-образы? Как они связаны со словом здоровье?

Давайте составим предложение с этим словом:

У  спортсмена хорошее здоровье. У меня крепкое здоровье.

Без здоровья нет хорошей жизни. (Пословица)

Зрительная гимнастика после просмотра слайдов:

 Чтоб глаза ваши зорче были,

  Чтоб здоровыми вам быть,

  Эти легкие движенья

  Предлагаю повторить.

 

  Вдаль посмотрим и под ноги.

  Влево, вправо побыстрей.

  Удивимся: что такое?

  И закроем их скорей.

 

  А теперь по кругу быстро

  Словно стрелочка часов

  Проведем глазами дружно,

  Ну а дальше – будь здоров!

IV. Повторение и актуализация знаний о предложении:

-Возьмите фиолетовые  листочки со словами и выходите к доске/ Cейчас, пока звучит музыка,  вы должны найти себе пару, чтобы у вас получилось предложение.

Звучит музыка, находят пары, повторяют в парах, что такое предложение, отвечает тот,  у кого слово называет действие предмета.

 — Молодцы! Теперь пары  образуйте четверки, так чтобы предложения у вас были на одну тему.

Фронтально повторить, что такое текст. Раздать номера столов.

— Садитесь в новые группы. Сегодня на уроке вы будете работать  в новых составах, улыбнитесь друг другу и пожмите руку партнеру по плечу и по лицу.

V.  Открытие нового знания.

— У вас на столах конверты. Возьмите ученики под номером 2 и достаньте карточки со словами.

Послушайте задание: возьмите карточки голубого цвета  рассортируйте, разделите их  3 группы (расположите в столбики).  

— Возьмите карточки белого  цвета . Какие они ? Напишите как бы вы назвали свои группы слов . Что у нас получилось?

Теперь каждый из вас составит по 1 предложению, используя по 1 слову из каждого столбика, запишите его в тетрадь.

Спит ленивая кошка. Пишет старательный ученик. Наступает ранняя весна. Ценится крепкое здоровье.

ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ ТАЙНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА?

 Ценится крепкое здоровье.

— Докажите, что это предложения. Разбор предложения.

 — О ком или о чем идёт речь? (Что?) здоровье.

—  А если мы уберём это слово, нам будет не понятно, о ком говорится в предложении.

 Что говорится о здоровье. Здоровье (что делает?) ценится.

 Уберём слово — ценится.

          Предложение сохранило законченную мысль? (нет)

          А если мы уберём остальные слова, а оставим, Ценится здоровье, получится короткое предложение.

          Получается, что это главные слова в предложении.

Это  и есть тайна нашего урока. Находить главные слова в предложении ( грамматическую основу предложения).

Грамматическая справка  ( слайд)
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения, —  это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?

Грамматический алгоритм  (Слайд )
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.

Физминутка.

Упражнение «Правда и ложь» (дети передвигаются в правый  угол класса, если согласны с утверждением, и в левый – если нет )

В русском языке только 6 гласных звуков.

В конце каждого предложения  всегда ставится  точка.

Слова-признаки отвечают на вопросы какой?какая?какие?какое?

В предложении Ребята играют в футбол. 3 слова.

Чтобы быть здоровым, красивым и сильным нужно соблюдать режим дня.

  1. Закрепление. Работа в парах с карточками. Грамматический тренажер. (В тексте в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу).
  1. Самостоятельная работа. Мини-тест (резерв)
  2. Итог урока. Рефлексия.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем его итоги.

Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?

Возьмите листочки с критериями успеха. Проанализируйте свою работу на уроке.  Возьмите карандаш и нарисуйте цветочек на тех ступеньках, которые вам удалось сегодня преодолеть.

Встаньте те, кто смог подняться на 1 ступеньку, на 2, на 3. Какие трудности были у вас?  На уроке активно работали все ребята, но сегодня отличились……

Урок окончен, спасибо за урок!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *