Грамматическая основа предложения :: SYL.ru
Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно — подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения – Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман. Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман. А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что — сказуемое. Итак, оба они — главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик – это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения
Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член – односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами
В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния. Загремел гром. Мы идём в кино. А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк. Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.
www.syl.ru
что такое грамматическая основа предложений
Подлежащее и сказуемое.
глагол и существительное
грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения подлежащего и сказуемого или одного из них
подлежащее и сказуемоеГрамматическая основа предложения — подлежащие, выраженное существительным и местоимение и сказуемое, выраженное глаголом или кратким прилагательным. В зависимости от грамматической основы предложения бывают: двусложные или односложные, сложные или простые.
падлижайщие и сказумаемое
Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из нихГрамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.
основа громачитеская это придложение
Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.Грамматическая основа-это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое (глагол и существительное).
подлежащие и сказуемое
Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.
touch.otvet.mail.ru
Что такое грамматическая основа предложения,односоставные и двусоставные предложения?
Односоставные предложения-это предложения, состоящие только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1-с главным членом-сказуемым, например: В дверь постучали. 2-с главным членом-подлежащим, например: Мороз. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными, например: Морозит (нераспр) ,С утра морозит (распр) . Определённо-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (иду, идёшь, идём, идёте; пойду, пойдёшь, пойдём, пойдёте), например: Пойдёмте в сад. Чему смеётесь? Когда приедешь? Определённо-личные предложения выражают действие говорящего (Читаю книгу) или собеседника (Всё ещё читаешь?), а также побуждение к действию (Читай книгу) . Неопределенно-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени,. например: Что новенького в газете пишут? В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Безличные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущм времени или в форме среднего рода в прошедшем времени, например: Уже совсем стемнело. Скоро светать будет. На дворе было тихо. Назывные предложения-это односоставные предложения, которые имеют один главный член-подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет имеется в настоящем, например: Лес. Просека. По просеке, теряющейся вдали, тянется полотно железной дороги. С частицами Вон, Вот назывные предложения обретают указательное значение, например: Вот парадный подъезд.
Что с Вами) (Материал 2-ого класса) Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого. Односоставные предложения — предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим. Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое. Мальчик бежит; Земля круглая. Иначе говоря, это один из типов простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.
Это подлежащее и сказуемое.. .
<a href=»/» rel=»nofollow» title=»50227570:##:http://middleages-the-game.com?r=97709″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> регимся и получаем массу позитива
Подлежащее и сказуемое
это подлежащее и сказуемое 🙂
Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме). Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-88508-chto-takoe-grammaticheskaya-osnova#ixzz414h9PVQD» target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-88508-chto-takoe-grammaticheskaya-osnova#ixzz414h9PVQD</a>
подлежащее и сказуимое
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
это подлежащее и сказуемое
(ГРАМОТИЧИСКАЯ ОСНОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ) ПОДЛЕЖАШЕЕ (О КОМ?) ИЛИ О (ЧЁМ?) ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СКАЗУЙМОЕ ЧТО ГОВОРИТСЯ О ПОДЛЕЖАШЕМ КАКОЕ ДЕЙСТВИЕ ОНО СОВЕРШАЕТ
Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы «кто? » и «что? «, характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее — существительное в именительном падеже. «Собака поджала хвост». Подлежащее — местоимение в именительном падеже. «Я видел», «Кто принес яблоки? «. «Это смешно». «Это их ребенок». «Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Лист, что падал на аллею, казался огненно красным» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Кто-нибудь увидит». «Все притихли». Подлежащее — неопределенная форма глагола. «Быть смелым — это уже победа». «Слушать — значит слышать». «Ломать — не строить». Подлежащее — сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). «Мы с братом редко ссорились». Подлежащее — сочетание нескольких слов (без именительного падежа). «Две птицы сели на подоконник» Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает? » значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он? «, «что он собой представляет», «кем он является? «. Например, «Выпил около литра воды» Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает? » значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он? «, «что он собой представляет», «кем он является? «. Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно — связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: «Его мать была медсестрой» — глагол «была» связывает сказуемое с подлежащим, а «медсестрой» несет смысловую нагрузку сказуемого. Т. е. в данном предложении сказуемое — «была медсестрой». Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. «Он бегает быстро». «Сестра звонка не услышала». Формой глагола будущего времени. «Меня будут спрашивать завтра». Формой глагола условного или повелительного наклонения. «Не ходил бы я в тот двор». «Пусть ест то, что хочет».
подлежащие и сказуемое
подлежащее и сказуемое
Сказуемое и подлежащие
Сказуемое и подлежащее
Это подлежащее и сказуемое
touch.otvet.mail.ru
ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
Грамматическая основа — это основная часть предложения, состоящая из главных членов.
Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла, то это односоставное предложение.
Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении, то есть предмет речи. Подлежащее может выражаться разными частями речи и даже словосочетаниями.
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
1. Имя существительное в именительном падеже | Решение было принято мгновенно. |
2. Местоимение в именительном падеже | Я лиру посвятил народу своему. (Н.А.Некрасов). |
3. Неопределенная форма глагола | Жить – Родине служить. (Пословица). |
4. Фразеологизм | От мала до велика встали на защиту Отчизны. |
5. Собственное наименование | Набережные Челны поражают приезжающих огромным автомобильным гигантом. |
6. Синтаксически цельное словосочетание | Мы с бабушкой решили пойти в лес за ягодами. |
7. Любая часть речи в роли существительного. | 1. Завтра должно быть прекрасно! 2.Отдыхающие были приглашены на праздник Нептуна. ( Причастие) 3.Дважды два – четыре (Числительное) |
8. Реже, но могут быть подлежащими служебные части речи и междометия. | 2.Вдалеке послышалось ау.( Междометие) 3. Это твоё если я слышу не первый раз. ( Союз) |
Сказуемое — это главный член предложения , обозначающий то, что сказано о подлежащем
( вопросы: что делает предмет? что это такое? каков он ? и др.)
Существует три вида сказуемых.
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО.
Простое глагольное | Выражено глаголом в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматическое значение) | Он читает. Мы не будем смеяться. |
Составное глагольное | Вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексического) + неопределенная форма глагола (выражает лексическое значение) В роли вспомогательного глагола могут быть другие части речи. | Он решил написать письмо родителям. |
Составное именное | Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) | Книга была интересной. Мои родители — врачи. |
Способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом.
1.Краткие прилагательные должен, готов, рад, намерен, обязан | Они обязаны сделать это. |
2.Слова состояния надо, нужно, необходимо, можно, нельзя. | Необходимо подготовиться к выступлению. |
3.Слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом: грустно, весело, приятно, горько и т.д. | Приятно лежать на морском берегу. |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СКАЗУЕМОГО
1. Имя прилагательное | Фильм интересный. Фильм был интересным. |
2. Имя существительное | Он весельчак. Весь сад в цвету. |
3. Причастие | Письмо было задержано. |
4. Числительное | Два да три будет пять. |
5. Местоимение | Вишневый сад теперь мой. |
6. Наречие | Ей туфли впору будут. |
7. Словами категории состояния | Теперь всё было ясно. |
8. Синтаксически неделимое словосочетание | Он был высокого роста. Она была с заплаканными глазами. |
9.Фразеолгизмом | Он человек с золотым сердцем. |
Способы выражения вспомогательной части составного именного сказуемого
1.Глаголом — связкой быть( в настоящем времени не употребляется- нулевая связка) | Он был врачом. Он врач. |
2.Глаголами – связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и т.д. | Эта картина считается лучшей в творчестве К.Малевича. |
3.Глаголами движения и состояния : прийти, сидеть, приехать, вернуться, стоять и др. | День простоял пасмурный. |
Таковы типы сказуемых и способы выражения подлежащего.
Алгоритм выполнения задания №8
- Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.)
- Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких.
- Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого ( Она была педагогом).
- Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет.
Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он предложил записаться в кружок. Здесь он предложил — это основа, предложил ЧТО? записаться, это дополнение, ведь записываться будут уже другие).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭtesty-klass.ru
Презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме: Грамматическая основа предложения.
МОУ СОШ №3
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Развитие умения находить
грамматическую основу предложения».
( Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)
Учитель: Мирзаханян И. Р.
г. Ардон
2010 – 2011 уч. год
Цели и задачи урока:
— Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
— Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
— Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
— Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
— Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
— Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
— Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
— М/м проектор, презентация по теме.
Ход урока – путешествия.
- Организационный момент.
— Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.
— Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик). Слайд 2
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят…
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
II. Минутка чистописания.
— Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)
Игра «День и ночь»
— Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)
Слайд 3.
— Вспомните алгоритм написания букв Ч ч. Слайд 4 и 5.
— Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее. Слайд 6.
III. Словарная работа.
— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 7.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 8.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 9.
— Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
IV. Зарядка для глаз «Осень» Слайд 10.
V. Сообщение темы и цели урока. Слайд 11.
— Продолжаем наблюдать за природой осенью.
— Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к дер.ву.
— Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит — лётчик, к дереву — деревья)
— Запишите.
— С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
— Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.
— Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )
— Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
— Что говорится о сороке? (летит)
— Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
VI. Упражнение в нахождении грамматической основы.
— Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.
1) Читаем 1 часть задания.
2) Стихотворение читает подготовленный ученик.
— Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце предложений)
— Мы участники этого сбора грибов.
— Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)
— Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.
Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
VII. Составление предложений по схемам с опорой на картину.
— Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 12.
— Какое время года?
— Как изменились деревья?
— Что растёт в лесу?
— Чем заняты дети?
— Что происходит на поле?
— А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 13. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
— Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
— Какой вопрос задан к сказуемому?
что? что сделала?. Осень наступила.
что? что сделал? Урожай созрел.
что? что делают? Машины работают.
что? что делают?. Грибы растут.
кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка. Слайд 14.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
VIII. Физминутка «Дождь». Слайд 15.
IX. Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
— Вспомним, какая погода бывает осенью. (Задание на экране.)
— Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы. Слайд 16.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
— Прочтите, что получилось.
— Находим главные члены предложения.
Слайд 17. (предложения открываются поочерёдно, по щелчку)
X . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)
— Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Теперь школьники пришли домой.
XI. Итог урока.
— Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 18.
Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
Оценка учащихся.
XII. Домашнее задание. Д/м упр. 72, стр. 35 — составить маленькие предложения по схемам. Слайд 19.
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе на тему «Грамматическая основа предложения»
ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
Дата проведения: 18.11.2015
Тема: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствовать все полученные умения в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков , слов-названий действий;
- Учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,
- Формировать умение группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения.
- развитие умений находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности..
Метапредметные:
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ( регулятивные УУД),
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ( коммуникативные УУД),
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний (познавательные УУД).
Ход урока:
- Организация урока.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья – нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», подчеркните ошибкоопасные места.
— Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке, узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение думать, размышлять, поддержка друг друга…)
- Сообщение темы и цели урока.
Чтобы узнать какая сегодня будет тема урока, посмотрите на слайд и догадайтесь ( на слайде схема предложения).
— Что мы уже изучили о предложении? ( ответы детей)
— А вы знаете, что такое грамматическая основа предложения? ( нет)
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня узнаем, научимся находить грамматическую основу предложения, будем на уроке аккуратно и грамотно писать.)
— Я предлагаю вам сегодня подняться по такой лесенке успеха ( у каждого на парте). В конце урока мы вернемся к этим критериям, чтобы проанализировать свою работу на уроке.
- Я аккуратно и грамотно пишу.
- Я знаю, что такое грамматическая основа предложениями.
- Я умею находить в предложении пары слов, которые отвечают на вопросы кто?, что? и что делает?
- Словарная работа.
— Решите мои грамматические загадки и запишите отгадки- названия предметов в строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую.
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Узкая полоска земли, предназначенная для движения.
Чистота – залог …(здоровья).
Показ слайдов после отгадывания слова, подбор слов — признаков, самопроверка.
— Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
Какое словарное слово новое для вас? Здоровье.
здоровье
Следует запомнить, что словарное слово «здоровье» пишется с буквой «о».
Я предлагаю вам слова-образы для запоминания:
спорт — здоровье
польза — здоровье
Как вы думаете почему я выбрала именно эти слова-образы? Как они связаны со словом здоровье?
Давайте составим предложение с этим словом:
У спортсмена хорошее здоровье. У меня крепкое здоровье.
Без здоровья нет хорошей жизни. (Пословица)
Зрительная гимнастика после просмотра слайдов:
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб здоровыми вам быть,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги.
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся: что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
IV. Повторение и актуализация знаний о предложении:
-Возьмите фиолетовые листочки со словами и выходите к доске/ Cейчас, пока звучит музыка, вы должны найти себе пару, чтобы у вас получилось предложение.
Звучит музыка, находят пары, повторяют в парах, что такое предложение, отвечает тот, у кого слово называет действие предмета.
— Молодцы! Теперь пары образуйте четверки, так чтобы предложения у вас были на одну тему.
Фронтально повторить, что такое текст. Раздать номера столов.
— Садитесь в новые группы. Сегодня на уроке вы будете работать в новых составах, улыбнитесь друг другу и пожмите руку партнеру по плечу и по лицу.
V. Открытие нового знания.
— У вас на столах конверты. Возьмите ученики под номером 2 и достаньте карточки со словами.
Послушайте задание: возьмите карточки голубого цвета рассортируйте, разделите их 3 группы (расположите в столбики).
— Возьмите карточки белого цвета . Какие они ? Напишите как бы вы назвали свои группы слов . Что у нас получилось?
Теперь каждый из вас составит по 1 предложению, используя по 1 слову из каждого столбика, запишите его в тетрадь.
Спит ленивая кошка. Пишет старательный ученик. Наступает ранняя весна. Ценится крепкое здоровье.
ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ ТАЙНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА?
Ценится крепкое здоровье.
— Докажите, что это предложения. Разбор предложения.
— О ком или о чем идёт речь? (Что?) здоровье.
— А если мы уберём это слово, нам будет не понятно, о ком говорится в предложении.
Что говорится о здоровье. Здоровье (что делает?) ценится.
Уберём слово — ценится.
Предложение сохранило законченную мысль? (нет)
А если мы уберём остальные слова, а оставим, Ценится здоровье, получится короткое предложение.
Получается, что это главные слова в предложении.
Это и есть тайна нашего урока. Находить главные слова в предложении ( грамматическую основу предложения).
Грамматическая справка ( слайд)
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения, — это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчёркивается двумя чертами.
Что вы узнали из грамматической справки?
Грамматический алгоритм (Слайд )
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.
Физминутка.
Упражнение «Правда и ложь» (дети передвигаются в правый угол класса, если согласны с утверждением, и в левый – если нет )
В русском языке только 6 гласных звуков.
В конце каждого предложения всегда ставится точка.
Слова-признаки отвечают на вопросы какой?какая?какие?какое?
В предложении Ребята играют в футбол. 3 слова.
Чтобы быть здоровым, красивым и сильным нужно соблюдать режим дня.
- Закрепление. Работа в парах с карточками. Грамматический тренажер. (В тексте в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу).
- Самостоятельная работа. Мини-тест (резерв)
- Итог урока. Рефлексия.
Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем его итоги.
Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Возьмите листочки с критериями успеха. Проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите карандаш и нарисуйте цветочек на тех ступеньках, которые вам удалось сегодня преодолеть.
Встаньте те, кто смог подняться на 1 ступеньку, на 2, на 3. Какие трудности были у вас? На уроке активно работали все ребята, но сегодня отличились……
Урок окончен, спасибо за урок!
nsportal.ru