Что такое модернизм определение в литературе – Презентация. Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве.

МОДЕРНИЗМ — это… Что такое МОДЕРНИЗМ?

        (франц. modernisme, от moderne —новейший, современный), главное направление бурж. искусства эпохи его упадка. Первым признаком начинающегося падения художеств. культуры в наиболее развитых капиталистич. странах было академич. и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве сер. и 2-й пол. 19 в. Однако на смену бессильному повторению тра-диц. форм приходит воинственное отрицание традиции — явление, аналогичное новым течениям в бурж. политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художеств. культуры античности и Возрождения,— эстетика безобразия. Прежняя вера в «вечные истины» сменяется релятивизмом, согласно крому истин столько же, сколько мнений, «переживаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историч. мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллективный сон», свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художеств. развитием с
др.
стилями, одинаково ценными и просто равными. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классич. эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве, наконец, против самого искусства. Это абстрактное отрицание является наиболее общим принципом т. н. авангарда. Можно различно оценивать это движение, но существование определ. грани, отделяющей новый взгляд на задачи художника от традиц. системы художеств. творчества, общепризнано. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань — в 60—80-х гг. 19 в., т. е. в эпоху франц. декадентства, или позднее, в эпоху кубизма (1907—14). Лит-pa модернистского направления оценивает эту грань как величайшую «революцию в искусстве». Марксистская лит-pa, напротив, уже в кон. 19 в.
(П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицат. позицию, рассматривая его как форму разложения бурж. культуры.         Эта оценка как бы противоречит двум фактам. Во-первых, основателями М. в 19 в. были поэты и художники большого таланта. Однако логика разложения искусства на почве М. действовала неотвратимо. Ценность художеств. произведений, созданных модернистскими школами, находится в обратном отношении к расстоянию от начала этого процесса. Во-вторых, оценке М. как явления упадочной бурж. идеологии противоречит, на первый взгляд, его антибурж. тон. Уже в сер. 19 в. первые демонстрации модернистского новаторства носили ярко выраженный анархич. характер. Поэты-декаденты и основатели новых течений в живописи были нищими бунтарями или, по крайней мере, аутсайдерами-одиночками, как наиболее влият. мыслитель этого направления Ницше. Но положение менялось от десятилетия к десятилетию, и совр. практика модернистского «авангарда» прочно вошла в экономич. и культурный быт капитализма. К
сер.
20 в. громадная машина спекуляции и рекламы подчинила себе художеств. жизнь капиталистич. стран. Игра на выдвижении сменяющих друг друга модных школ сливается с общей лихорадочной стихией совр. капитализма. Массированная реклама создаёт ложные потребности, искусств. спрос на обществ. фантомы, обладание которыми, часто совершенно номинальное (напр., обладание траншеей, вырытой художником «земляного» направления в пустыне Невады), стало вывеской богатства. Парадоксально, что бунтарский характер М. при этом растёт, напр. в «антиискусстве» 60-х гг. 20 в., связанном с движением «новых левых». Суть дела в том, что совр. бурж. идеология не могла бы сохранить своё владычество над умами без широкого развития внутренне присущего ей духовного анархизма как оборотной стороны традиц. системы обществ. норм. Антибуржуазный характер модернистских течений свидетельствует о кризисе этой системы, но, по признанию таких теоретиков «авангарда», как Маркузе, весь этот бунт в искусстве без особых трудностей «интегрируется» господствующей системой.         И всё же М. не является простым созданием капиталистич. экономики и пропаганды. Это явление имеет глубокие корни в социальной психологии эпохи империализма. Чем меньше выходов для свободной самодеятельности людей, чем больше скопившейся в об-щестие не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах «отдушины» и «компенсации». Совр. эстетич. теории, объясняющие этой потребностью значение искусства вообще, несостоятельны, но они отчасти применимы к модернистским течениям, в которых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творч. воли действительно является психологич. «компенсацией» полного безволия личности, подавленной громадными отчуждёнными силами капиталистич. экономики и государства. Начинается серия формальных экспериментов, с помощью которых художник надеется подчинить своей воле поток уродливой «современности», а там, где это становится уже невозможным, примирение искусства с жизнью достигается отрицанием всех признаков реального бытия, вплоть до отрицания изобразительности вообще
(абстрактное искусство)
, отрицания самой функции искусства как зеркала мира (поп-арт, опарт, мини-арт, боди-арт и т. п.). Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, немыслящей материи.         В теории М. принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его искусство теряет изобразит, черты, превращаясь в систему знаков, выражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрит. иллюзию. В поэзии слово теряет значение экрана для передачи духовного содержания, приобретая ценность материального факта — звукового воздействия. В музыке устраняется разница между муз. тоном и обычным шумом жизни.         Будучи явлением
бурж.
идеологии, М. выражает прежде всего настроения мелкобурж. слоя, страдающего от материального и духовного гнёта, однако само по себе анархич. бунтарство не выходит за пределы бурж. горизонта. Подлинная культурная революция не имеет ничего общего с разрушением старой культуры и созданием модернистской «антикультуры». Самое прочное сплочение художеств. интеллигенции с народом, столь необходимое для победы демократич. культуры во всём мире, может быть достигнуто только под знаменем социалистич. реализма.         Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб.], ?., 19796; Плеханов Г. В., Эстетика и социология искусства, т. 1—2, М., 1978; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве. [Сборник], т. 1—2,М., 1967; Лифшиц ?. ?., ? ейнгардт Л. Я., Незаменимая традиция, М., 1974; Лифшиц ?. ?., Искусство и совр. мир, ?., 19782; М. Анализ и критика осн. направлений, М., 1980s; Theories of modern art, ed. H. B. Chipp, Berk,—
Los Ang.
—L., 1970.

        ?. ?. Лифшиц.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

МОДЕРНИЗМ это что такое МОДЕРНИЗМ: определение — Философия.НЭС

МОДЕРНИЗМ

философская, мировоззренческая, научная и художественная практика, основанная на ключевых принципах модерна (см.). М. может рассматриваться как идеология модерна.

Оцените определение:

Источник: Философский глоссарий

МОДЕРНИЗМ

относящиеся примерно к нач. 20 в. попытки католич. ученых прийти к соглашению между учением о вере и требованиями современной жизни; церковь отвергала такой модернизм. В истории философии «модернистским движением» называют виталистический иррационализм, основой которого является прагматизм и который уходит корнями к соч. Уильяма Джемса, Ф. К. С. Шиллера и Анри Бергсона.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Модернизм

фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.  

Оцените определение:

Источник: Словарь по культурологии

МОДЕРНИЗМ

франц. — новейший, современный) — обобщающее наименование ряда художественных течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма (фовизм, кубизм, футуризм, акмеизм и т.д.), поиском новых форм и средств выражения.

Большинство современных исследователей рассматривает модернизм как направление в литературе и искусстве рубежа XIX — ХХ веков.

При этом нереалистические тенденции в художественной культуре, поиск новых выразительных приемов в последующий период означают термином «авангард».

Однако некоторые авторы соотносят понятие модернизм с художественной культурой всего ХХ века, отмечая преимущественное развитие традиций модернизма в архитектуре и музыке.

Оцените определение:

Источник: Справочник: История и теория культуры

МОДЕРНИЗМ

(фр. modernisme — новейший, современный) — направление в изобразительном искве, прикладном иск-ве и архитектуре конца XIX — начала XX вв., противопоставляющее себя иск-ву прошлого. Худ.-эстет. система, сложившаяся в 1920-е гг., объединяющая мн-во худ. направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешн. подобия и утверждающих новый подход к изображению соц. бытия. М. открыл и освоил мн. новые худ. средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики. Большое влияние на практику М. оказа

terme.ru

МОДЕРНИЗМ — это… Что такое МОДЕРНИЗМ?

МОДЕРНИ́ЗМ (от франц. moderne — новейший, современный), философско-эстетическое движение в литературе и искусстве XX в., отразившее кризис буржуазного мира и созданного им типа сознания. Пройдя стадии декадентства и авангардизма, М. как сложившаяся система выступает начиная с 20‑х гг. Философскими истоками М. были идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда (см. Фрейдизм в литературе), К. Г. Юнга, в дальнейшем — экзистенциализм М. Хайдеггера, которые рационализму буржуазного мышления противопоставили многообразие субъективистских интерпретаций бытия. Коренным свойством литературы М. (Дж. Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г. Стайн, Т. С. Элиот, Э. Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) является убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, ощущение насильственной изоляции человека от окружающего мира, замкнутости, отчужденности и конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокодействительности. Настойчиво возвращаясь к этой концепции, крупнейшие писатели-модернисты (прежде всего Кафка и Джойс) тем не менее, смогли дать глубокое, хотя и мистифицированное отражение некоторых особенностей развития буржуазного общества XX в. (этим объясняется определённое воздействие, которое М. оказал на творчество отдельных представителей критического реализма: У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Хессе и др.). Стремление М. преодолеть мертвенную механистичность и «разорванность» социальной, культурной, духовной жизни буржуазного общества осуществлялось поисками утраченной полноты и целостности в сфере эмоциональной памяти (Пруст), в универсальных мифологических архетипах бытия (Джойс), в надвременных эротических переживаниях (Д. Г. Лоренс) и т. п. Тем же стремлением порождены настойчивые в литературе М. попытки построения эстетической гармонии путем искусственного обеднения картины жизни, искажения или полного игнорирования реальных процессов. Это приводит к элитаризму, герметичным художественным конструкциям, к лабораторному формотворчеству (Стайн, В. Вулф, Э. Сангуинети, Х. М. Энценсбергер и др.). Предметом изображения литературы М. являются в конечном счете не подлинные противоречия общества, а отражение их в кризисном, даже патологическом сознании человека, его изначально трагическое мироощущение, связанное с неверием в разумность истории, в постулат, ход ее развития и возможность воздействовать на действительность, выбирая определённую позицию и неся за нее ответственность. Для М. человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу. Полемика с концепцией человека и со всем миросозерцанием, выраженным М., составляет суть таких примечательных произведений критического реализма XX в., как «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Игра в бисер» Г. Хессе и др.

На Западе М. нередко отождествляют с «художественной революцией», приведшей к существенному обогащению системы изобразительных средств: поток сознания (см. «Поток сознания»), внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти и сиюминутного переживания, определяющее концепцию повествовательного времени, и т. п. Однако предпосылки подобных форм художественной организации материала обнаруживаются уже в реалистической литературе XIX в., а писатели-реалисты XX в. вели поиски их не менее интенсивно, чем модернисты, и нередко независимо от них. При этом, если реализм подчинял новые элементы поэтики задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом и с историческим процессом, то М. использовал их для воплощения идеи о бессмысленном круговороте жизненного опыта, о всеобщей разделенности как законе бытия и о бессилии личности противостоять своему трагическому уделу. Это создавало почву для сугубо формалистического подхода к проблемам поэтики, понятой прежде всего как способ построения такой художественной реальности, которая обладает минимумом связей с объективной действительностью или даже противостоит ей как самодостаточный мир, свидетельствующий об отказе искусства от обязательств по отношению к обществу и истории. «Тотальную пустоту» современной жизни М. пытается выразить в антиформах, антиязыком, который является ни чем иным, как «бесконечно возобновляемым лепетом молчания» (Ж. Жене). Практика «нового романа», «конкретной поэзии» и других модернистских школ 60—70‑х гг., ясно выявила регрессивность художественного метода М., стремящегося к полной ликвидации эстетического. Кризис М. на современном этапе не оспаривается даже его наиболее последовательными сторонниками; в разное время разрыв с М. пережили такие несхожие по своей творческой ориентации писатели, как У. К. Уильямс, Т. Уайлдер, А. Палаццески, А. Адамов, Н. Саррот, Н. Мейлер. Однако для многих художников Запада отдельные стороны философской и эстетической доктрины М. по-прежнему притягательны.

Как литературное направление М. предстает конгломератом течений и школ, по своим исходным установкам порой оказывавшихся на авансцене борьбы за новое художественное видение, отвечающее динамичному характеру действительности XX в.: немецкий экспрессионизм, русский и итальянский футуризм, отчасти англо-американский имажизм, французский и чешский сюрреализм и др. С деятельностью таких школ связано раннее творчество выдающихся революционных художников и крупных мастеров критического реализма — В. В. Маяковского, Л. Арагона, П. Элюара, Б. Брехта, И. Бехера, В. Незвала, Р. Олдингтона. Для всех них, однако, период авангардистских исканий завершался разрывом с воспитавшей их литературной школой, когда она начинала выявлять органичные для М. черты социальной индифферентности, антиисторизма, формализма и герметичности.

Применительно к литературам испано-язычный термин «М.» имеет другое значение, которое он приобрел в манифестах Р. М. дель Валье Инклана, Р. Дарио, Х. Р. Хименеса и других писателей рубежа XIX—XX вв., стремящихся преодолеть провинциализм испанской художественной культуры, сближая ее с новыми веяниями в литературе Европы, а также придать национальное своеобразие литературам Латинской Америки.

Литература:
Затонский Д. В., Что такое модернизм?, в кн.: Контекст. 1974, М., 1975, с. 135—67;
Урнов Д., Урнов М., Литература и движение времени, М., 1978;
Зверев А. М., Модернизм в литературе США, М., 1979;
Днепров В. Д., Идеи времени и формы времени, Л., 1980.

А. М. Зверев.

Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.

literary_encyclopedia.academic.ru

МОДЕРНИЗМ — это… Что такое МОДЕРНИЗМ?

  • МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… …   Философская энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ —         понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном это позиция консервативной… …   Энциклопедия культурологии

  • Модернизм —         (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого… …   Художественная энциклопедия

  • Модернизм — см. Символизм. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ — (варв. лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРНИЗМ [фр. modernisme] общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МОДЕРНИЗМ — общее обозначение всех авангардистских направлений в изо культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОДЕРНИЗМ — (фр. Moderne новейший, современный) общее название художественно эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по …   Новейший философский словарь

  • Модернизм — Модернизм, постмодернизм (фр. moderne ең жаңа, қазіргі) қазіргі заман философиясындағы ағым. Жалпы «модерн» ұғымы Еуропада ХҮІІ ғ. басталған ғылыми, діни, философиялық эволюция процесін түсінуге тырысқан жаңа заманның (уақыттың) ойлауын білдіреді …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский авангард… …   Современная энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ — направление в католицизме кон. 19 нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и соответственно идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы ‘вещи в… …   История Философии: Энциклопедия

  • dic.academic.ru

    модернизм — это… Что такое модернизм?

  • МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… …   Философская энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ —         понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном это позиция консервативной… …   Энциклопедия культурологии

  • Модернизм —         (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого… …   Художественная энциклопедия

  • Модернизм — см. Символизм. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ — (варв. лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРНИЗМ [фр. modernisme] общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МОДЕРНИЗМ — общее обозначение всех авангардистских направлений в изо культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОДЕРНИЗМ — (фр. Moderne новейший, современный) общее название художественно эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по …   Новейший философский словарь

  • Модернизм — Модернизм, постмодернизм (фр. moderne ең жаңа, қазіргі) қазіргі заман философиясындағы ағым. Жалпы «модерн» ұғымы Еуропада ХҮІІ ғ. басталған ғылыми, діни, философиялық эволюция процесін түсінуге тырысқан жаңа заманның (уақыттың) ойлауын білдіреді …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский авангард… …   Современная энциклопедия

  • МОДЕРНИЗМ — направление в католицизме кон. 19 нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и соответственно идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы ‘вещи в… …   История Философии: Энциклопедия

  • popular.academic.ru

    МОДЕРНИЗМ это что такое МОДЕРНИЗМ: определение — История.НЭС

    Модернизм

    фр. — новейший, современный) — общее наименование направлений в литературе и искусстве конца XIX-XX вв. (кубизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм), характеризующихся разрывом с традициями реализма, выступающих за новый подход в отражении бытия.

    Оцените определение:

    Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

    Модернизм

    понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы ХХ вв. Основные черты модернизма – антиреализм, мистицизм, абсурдность, парадоксальность, апокалиптизм и др. Основные направления – кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм и др.

    Оцените определение:

    Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

    МОДЕРНИЗМ

    общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв.: кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь исторических терминов

    МОДЕРНИЗМ

    фр. modernisme, от moderne – новейший, современный), обобщающее название новых художественных течений кон. 19 – нач. 20 в., порвавших с традиционным искусством, отказавшихся следовать натуре и утверждавших новизну и оригинальность художественного видения.

    Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.

    Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.

    В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.

    Оцените определение:

    Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

    МОДЕРНИЗМ

    (фр. Modernism — новейший) — совокупность художественных стилей в искусстве XX в., противопоставивших себя искусству прошлого и включающих в себя несколько относительно самостоятельных идейно художественных направлений и течений, различных по своим социальным масштабам и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, аб-стракционизм и др.).

    Зарождение модернизма как самостоятельного явления мировой художественной культуры совпало со временем появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасны

    interpretive.ru

    Модернизм представители | Kratkoe.com

    Представители модернизма 20 века кратко перечислены в этой статье.

    Модернизм: представители

    Что такое модернизм?

    Модернизм является идейным направлением в искусстве и литературе конца ХІХ — начала ХХ века. Для него характерно уход от предыдущих стандартов, поиск  радикальных, новых литературных форм, а также создание нового стиля написания произведений.

    Русские представители модернизма

    Модернизм в русской литературе ознаменовался развитием нескольких его направлений в литературе:

    • Символизм. Его яркие представители модернизма — Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов. Они выпускали публицистический и художественный журнал «Весы». Произведения наполнены мистическими, сложными ассоциациями и образами, недосказанностью и таинственностью, иррациональностью и абстрактностью.
    • Акмеизм. Появился в 1910 году. Основатели направления — Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий. Позже к ним присоединились М. Зенкевич, М. Кузьмин, О. Мандельштам, М. Волошин. Они провозглашали ясный взгляд на реальность, культ земной реальной жизни, утверждали эстетико-гедонистические функции искусства. Литераторы пытались сделать образы предметными и конкретными, избавлялись от мистичности.
    • Футуризм. Развивался в 1910 – 1912 годах. Модернизм в литературе представители — В. Маяковский,  Хлебников, И. Северянин, В. Каменский и А. Крученых.  Они проводили эксперименты в области слова, обличали старые литературные правила и нормы, создавали новые. 
    • Имажинизм. Основоположники А.Мариенгоф, Р. Ивнев, С. Есенин, В. Шершеневич. Они провозглашали принципы поэтического выражения посредством эпитетов и метафор, главенство образа, стихотворное представляло собой «каталог образов».
    Модернизм в зарубежной литературе

    Модернизм как литературное направление возник во Франции. Его представляли поэты Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер. Он также развивался в разных направлениях:

    • Символизм. В Англии направление представлял Оскар Уайльд, в Бельгии — Морис Меттерлинк и Эмиль Верхарн, в Германии — Стефан Георге, в Норвегии — Генрик Ибсен.
    • Экспрессионизм. К числу представителей относятся Ф. Кафка, Г. Тракль, И. Бехер, А. Франс.
    • Имажизм. В начале ХХ он существовал в англоязычных европейских странах. Представители — Эзра Паунд, Томас Хьюм, Эми Лоуелл, Герберт Рид, Джон Флетчер.

    Однако самыми модернистскими писателями являются ирландский писатель-прозаик Джеймс Джойс («Улисс»), французский автор Марсель Пруст («В поисках утраченного времени»), немецкоязычный писатель Франц Кафка («Превращение»).

    Представители модернизма в искусстве

    Признак модернизма в живописи — плавность форм, растущие фигуры в высоту, с выделенными, четкими контурами на одноцветной поверхности. Представители модернизма в живописи П. Гоген, Э. Мунк, М. Врубель, П. Боннар, Г. Климт, В. Васнецов.

    Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные представители модернизма.

    kratkoe.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *