Что такое нулевое окончание 6 класс – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок русского языка в 6 классе в ГС(К)ОУ «Кемеровской специальной коррекционной общеобразовательной школе I и II видов»

Содержание

Что такое нулевое окончание? – Ответы на все вопросы

Нулевое окончание – это окончание, не выраженное ни буквами, ни звуками. Как вы поняли, материально такой вид окончания никак не выражается, однако при анализе морфологического строения слова его обязательно следует обозначать в виде пустого квадрата.

 

Нулевое окончание в русском языке встречается у следующих видов слов:

 

– имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном числе. К примеру: птичек, питомцев.

 

– качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, к примеру: индивидуален, великолепен, вооружён.

 

– нулевые окончания существительных мужского рода, а также женского рода в третьем склонении. К примеру: таракан, войлок, речь, ночь.

 

– притяжательные имена прилагательные в единственном числе мужского рода. К примеру:

отцов, коровий, Вовин.

 

– глаголы единственного числа в повелительном наклонении. К примеру: учи, помоги, попроси.

 

– глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении мужского рода в прошедшем времени и при наличии единственного числа. К примеру: говорил – говорил бы, слушал – слушал бы, попросил – попросил бы.

 

Зачастую при морфологическом анализе создаётся путаница слов с нулевым окончанием со словами, у которых вообще отсутствуют окончания.

 

Вместе со статьёй «Что такое нулевое окончание?» читают:

Что такое лексическое значение слова?

Что такое лицо в русском языке?

Что такое родственные слова?

Загрузка…

snipeclass.ru

Что такое нулевое окончание? Бывает ли первое, второе и третье окончания?

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание – это окончание,  которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками. 
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола, лошади.
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание    у существительных мужского рода 2 скл.  — это показатель И.п.
  • Стола: окончание а  у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. — это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание   у существительных женского рода 3 скл. — это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади:окончание и  у существительных женского рода 3 скл. — это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь.

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь  окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий. 
Последние гласные буквы в наречиях – суффиксы, к примеру: завтра, сверху, слева.

Подробнее о том, для каких грамматических форм характерны нулевые окончания, см. Как устроен наш язык. Глава 4. Морфемика. §3. Виды формообразующих морфем.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок русского языка в 6 классе в ГС(К)ОУ «Кемеровской специальной коррекционной общеобразовательной школе I и II видов»

Урок русского языка в 6 классе в ГС(К)ОУ «Кемеровской специальной коррекционной общеобразовательной школе I и II видов»

Тема урока: «Нулевое окончание. Роль окончаний в словах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  Дать понятие о нулевом окончании и роли окончаний в словах и в предложениях, наблюдение над ролью окончания в слове.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию умения находить окончания в словах, образовывать слова с помощью окончаний, конструировать предложения в зависимости от окончаний.
  • Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, самостоятельному решению поставленной задачи.
  • Способствовать воспитанию аккуратности, собранности, любви к родному языку.
  • Коррекция речи, контроль произношения звуков речи.

Ожидаемые результаты: научить выделять нулевое окончание, видеть связь слов в предложении,  закрепить умение выделять окончания.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, ИКТ.

Формы: индивидуальная, коллективная, самостоятельная.

Оборудование: учебник, тетради, интерактивная доска.

Ход урок:

Организационный момент.

—  Доброе утро ребята.

—  На какой урок вы пришли?

— Проверьте готовность к уроку. Мы начинаем урок русского языка.

Постановка цели и задач урока.

На доске словосочетания без окончаний.

— Прочитайте слова, записанные на доске. Что необычного вы заметили?

— Чего в этих словах не хватает? Тема нашего урока окончание и нулевое окончание. Мы будем находить окончания в словах, наблюдать за ролью окончаний в словах.

Мотивация учебной деятельности учащихся. 

— Что такое окончание?

— Зачем нужно окончание словам?

— На эти вопросы нам предстоит ответить.

Актуализация знаний.

Работа в паре.

У вас карточки, у одних с началом высказывания, у других с окончанием высказывания. Вам необходимо найти свою пару.

Задания на карточках:

1 пара карточек.

Окончание – это значимая часть слова

Которая образует формы слова.

2 пара карточек.

Окончание служит

Для связи слов в словосочетании и предложении.

3 пара карточек.

У имени существительного окончание

Обозначает падеж и число.

Дети зачитывают свои понятия: 1. Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова.

2. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

3. У имени существительного окончание обозначает падеж и число.

Индивидуальная работа детей в мини-тестах.

На доске три вопроса.

Что обозначает окончание у прилагательного?

Что обозначает окончание у глаголов в настоящем и будущем времени?

Что обозначает окончание у глаголов в прошедшем времени?

Мини-тест. Дети подписывают нужную часть речи.

Род —

Падеж —

Число —

Лицо —

Первичное усвоение новых знаний.

— Как вы думаете, во всех словах можно выделить окончание?

Составьте предложение по картинке.

Получились предложения:

У окна стоит кожаный диван.

Около окна стоит торшер.

— Запишите предложения в тетради. Выделите окончания в словах.

— Во всех словах есть окончания? В каких словах нет окончаний?

— Как называются такие окончания?

Рассматривание таблицы упражнение  № 380 на странице 8.

Вывод.

Среди окончаний может быть нулевое окончание, оно, как и другие окончания имеет грамматическое значение. Нулевое окончание обозначается знаком

Первичная проверка понимания.

Выполнение упражнения № 379, стр. 8. (3 предложения)

  Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

— Какую роль играют окончания в предложениях? Что вы заметили?

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в тетрадях по карточкам. Выделите окончания в изменяемых словах.

Карточка.

Если внутрь кладут творог,

Получается пирог.

Если поверху кладут,

То ватрушкою зовут.

Приходи сосед к соседу

На весёлую беседу.

После прочтения карточки, словарная работа над значением слов. Затем выполнение заданий по карточке.

— Как выделяли нулевые окончания в словах?

Оценочный блок.

Дети оценивают свою работу в оценочных листах.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упражнение № 383, стр.9, выучить об окончании.

Рефлексия.

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

— Как обозначается нулевое окончание?

nsportal.ru

Конспект: «Окончание. Нулевое окончание»

Окончание. Нулевое окончание

Задачи:

  • Задачи совершенствовать знания об «окончании» его роли в предложении, развивать умение выделять окончания на письме, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память.

  1. Вводная часть

Орг. момент

  1. Основная часть

1.Объяснение нового материала

Запишите слово верблюд с предлогами НА, У, К, С,

На верблюде, с верблюдом, у верблюда, к верблюду.

Как можно назвать эти слова? Что вы заметили?

Что такое окончание?

Выделите окончание и основу. Какой алгоритм помог определить в слове окончание и основу?

2.Эстафета.

— А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.

русалка

старуха

девица

на ветвях

у моря

окно

дуб

рыбка

для батюшки

сказка

старик

стороны

в темнице

с тиной

остров

следы

в землянке

под елью

3. «Внимательные ушки»

— Если в слове окончание – а, вы хлопаете, если любое другое окончание, то подпрыгиваете.

Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости.

  1. «Соедини слова»

 У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

Лицо

Ручка

Дверь

Плавник

Зима

Волна

Рыба

Глаз

Море

День

5. «Назови одним словом»

1)______ — ягоды, плоды сваренные в сахаре.

2)______- горячее, жидкое кушанье

3)______- маленький, вареный пирожок.

4)______- мастер по приготовлению пищи.

5)______- большая ложка для разливания жидкой пищи.

Ключ. 1)Варенье, 2)Варево, 3)Вареник, 4)Повар , 5) Поварешка.

6.

Найдите слово с нулевым окончанием.

 a) мороз; 
 b) столы; 
 с) дядя; 
 d) езда.

4. В каком из данных слово окончание не является нулевым?

 a) моряк; 
 b) весна; 
 с) мост; 
 d) метрадь.

5. Как называется изменяемая часть слова?

 a) корень; 
 b) суффикс; 
 с) окончание; 
 d) приставка.

6. Из слов какой строчки выписаны данные окончания слов –а, -о, -ом?

 a) ягода, кино, дом; 
 b) мама, окно, садом; 

 с) трава, кофе, том; 
 d) ветер, весло, окном.

7. При изменении формы слова изменяется …

 a) окончание; 
 b) окончание и суффикс; 
 с) суффикс и приставка; 
 d) приставка.

8. Выберите слово без окончания –ем.

 a) терем; 
 b) камнем; 
 с) конем; 
 d) днем.

9. Выберите слово с окончанием –ой.

 a) бой; 
 b) ковбой; 
 с) мамой; 
 d) прибой.

10. В каком слове выделенные буквы являются окончанием?

 a) береЗА; 
 b) кудрявАЯ; 
 с) сосНА; 
 d) тетраДЬ.

7. Вставить в текст окончания.

                                             Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет…    . Дуб  на полян…  стоит  зелёный.  Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк….      с ив….  .

   8. Игра «да» или «нет»

-Окончание- часть слова? (да)

— Окончание- изменяемая часть слова ? (да)

— Окончание – часть основы? (нет)

— Окончание – служит для связи слов в предложении? (да)

— У одного же слова могут быть разные окончания? (да)

— С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

— Основа слова — неизменяемая часть слова? (да)

— Основа слова составляют приставка, корень и суффикс? (да)

— Дайте определение окончанию слова.

    — Дайте определение основе слова.

                               

9. Выписать слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделить в нём основу и окончание.

Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

10. Выпиши слова с нулевым окончанием. 2-3 мин

Моряк, волны, парус, чайка, крикветер,

скрипучий, листоккорабль,

2. Проверим свои знания, выполним тест (дополнительно)

3. Итог урока

1.Окончание- это

А)неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов

Б)изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

В) общая часть родственных слов

2.Нулевое окончание

А)выражено звуками;

Б)не выражено звуками;

В) обозначается ь

3.Найди ошибку

А) из класса;

Б) по классу;

В) с класс.

4. Найди строчку слов с нулевым окончанием

А) зима, лето, весна;

В) птица голубь , снегирь

В) шкаф, стул, дверь.

5)Какое из словосочетаний верное:

А) в осенний день;

Б) в осеннюю день;

В) в осенними день

Рефлексия

infourok.ru

Слова без окончания примеры

Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как деепричастие, наречие. Но прежде, чем вдаваться в подробности, необходимо определить, что такое окончание.

Слова не имеющие окончание

Слова не имеющие окончание

Окончание – это одна из значимых частей слова, морфема, с помощью которой формируются другие формы слова, под влиянием рода, числа, падежа. Обычно окончание стоит в конце слова и является связкой для предложений и словосочетаний. В некоторых редких случаях окончание может стоять в середине. Для того, чтобы выделить окончание, слово необходимо изменить по числу, падежу и т.д. Слова, которые не изменяются окончаний не имеют.

Какие слова не имеют окончания?

В русском языке есть два вида частей речи – это самостоятельные и служебные. Междометия, частицы, союзы и предлоги – это служебные части речи, лексического значения они не имеют, а только выступают в роли дополнения и связи к самостоятельным частям речи. Поэтому у них окончания. Существуют слова с лексической основой без окончания. Например, такси, кофе, высоко. Они являются полнозначными частями речи, но с течением исторических обстоятельств они не изменяются и поэтому не имеют окончаний. Предлоги дополняют эти слова.

Чтобы изменить значение неизменяемого слова к нему добавляется зависимое слово, например, черный кофе – мужской род, единственное число. Это определение исходит из прилагательного (черный), которое дополняет неизменяемое слово.

К неизменяемым словам также относятся заимствованные из других языков, например, аллегретто, рандеву, пюре. Наречия являются одними из неизменяемых полнозначных слов – быстро, высоко. В таких словах часто ошибочно последнюю букву «о» считают окончанием, хотя это является характерным суффиксом для наречий. Деепричастие на ровне со всеми, является неизменяемым членом предложения, потому что имеет грамматический оттенок наречия: сдержав, прочитав.

Читайте также: Орфографический разбор слова.

Слова с нулевым окончанием

Еще один пример – слова без окончания, которые при изменении формируют его, например, ночь, конь, дверь. При воздействии числа, падежа окончание появляется – ночь – ночи – ночей, дверь – двери – дверьми. Такие случаи в русском языке филологи называют нулевым окончанием. В своей начальной форме окончание отсутствует.

Нулевое окончание

Нулевое окончание

Старославянский язык имел букву, которая означала, что слово имеет окончание при измененной форме, под влиянием падежей и числа. Колъ, столъ. Со временем буква стала устаревшей и вышла из употребления, а слова стали писать без нее.

Интересно: Как разобрать слова по звукам и буквам.

Слова без окончания в заимствованных словах

Заимствованные слова во многих издательствах употребляются как родные, например, лье, сафари, мадам. Но многие подобные слова так и не стали полноценными частями языка: такси, пальто, метро. Слова имеют на конце гласные буквы, они часто воспринимаются как окончание. В действительности все слово является основой, с которыми мы встречаемся практически каждый день. Важно помнить, что подобные слова не изменяются. Неграмотно говорить: играть на пианине, бабушка с пальтом, булка с кофем.

Примеры слов без окончания

Ниже будут приведены слова, которые не имеют окончаний:

  1. Магнето.
  2. Бра.
  3. Вето.
  4. Суши.
  5. Варьете.
  6. Бунгало.
  7. Сальдо.
  8. Либретто.
  9. Миледи.
  10. Казино.
  11. Пони.
  12. Индиго.

Неизменяемые словаСлова без части слова окончания и неизменяемые части речи, которые не имеют окончания можно различить. Для этого необходимо знать, что слова с нулевым окончанием имеют окончания при склонениях и изменениях по числу и т.д., например, слово «пианино» — является неизменяемым, у него нет окончаний при любых обстоятельствах. А у слова – ночь, при множественном числе появляется окончание «и» – ночи.

sdelaicomp.ru

Слова без окончания. Примеры

Слова без окон­ча­ния — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи. Приведем при­ме­ры слов без окон­ча­ния, с при­став­кой, кор­нем и суф­фик­сом, с кор­нем и суф­фик­сом.

Что такое окончание в слове?

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки суще­ству­ют изме­ня­е­мые и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Слова изме­ня­ют­ся с помо­щью спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ной для это­го мор­фе­мы — окон­ча­ния.

Сравним:

сто­рона —  вижу сто­рону, в сто­роне, рядом со сто­роной;

тихий — мимо тихого дома, к тихому месту, о тихом голо­се;

отпра­вить — отправлю погу­лять, отправим пись­мо, отправите посыл­ку.

Кроме фор­мо­из­ме­не­ния, окон­ча­ния помо­га­ют свя­зать сло­ва в выска­зы­ва­ние. Сравним:

воз­ле, садо­вый, калитка, расти, высокий, береза;

Возле садовой калитки растет высокая береза.

Окончание — это изме­ня­е­мая зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая обра­зу­ет его фор­му и слу­жит для свя­зи слов в пред­ло­же­нии.

Основа слова и окончание

Основа слова и окончание

Основа слова

Окончание в отли­чие от дру­гих мини­маль­ных зна­чи­мых частей сло­ва, при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, посто­ян­но изме­ня­ет­ся. По этой при­чине его не вклю­ча­ют в осно­ву сло­ва.  Если отбро­сить окон­ча­ние у любо­го сло­ва, полу­чим его осно­ву:

спла­вить — сплави-;

домишко — домишк-;

зрелый — зрел-.

Основу сло­ва состав­ля­ют при­став­ка, корень, суф­фикс и ино­гда пост­фикс. В осно­ве сло­ва заклю­че­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Основа — это зна­чи­мая часть сло­ва без окон­ча­ния.

От осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся его фор­мы и новые лек­се­мы:

посеять — посеял, посеяв, посеявший, посеянный;

сеять — рассеять, пересеять, засеять, усеять.

Неизменяемые слова без окончания

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют сло­ва, кото­рые име­ют все­гда одну и ту же фор­му, то есть они не изме­ня­ют­ся ни по родам, ни по чис­лам, ни по паде­жам, ни по лицам. Соответственно такие сло­ва не име­ют окон­ча­ния.

Не будем ука­зы­вать окон­ча­ние в соста­ве сле­ду­ю­щих слов:

1. неиз­ме­ня­е­мых суще­стви­тель­ных

аве­ню, шоу, трю­мо, боа, зебу, шим­пан­зе, тор­на­до, шас­си, али­би, рефе­ри;

2. неиз­ме­ня­е­мых при­ла­га­тель­ных

  • юбка (какая?) мак­си;
  • шарф цве­та (како­го?) элек­трик;
  • народ­ность (какая?) урду;
  • вес (какой?) брут­то;

3. наре­чий

  • рас­по­ло­жить­ся (где?) рядом;
  • идти (как?) вру­ко­пашную;
  • согла­сить­ся (как?) легко;
  • поло­жить справа;
  • сде­ла­ем по-твоему;
  • посту­пить по-рыцарски;
  • кри­чать вдо­гонку;

4. в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • паль­то (како­во?) длиннее юбки;
  • синяя лен­та (како­ва?) шире голу­бой;
  • сто­ять (где?) ближе;
  • бро­сить (куда?) подальше;

5. дее­при­ча­стий

  • взявшись за руки;
  • собрав зер­но;
  • гуляя по набе­реж­ной.

Примеры слов без окончания с корнем и суффиксом

Схеме «корень + суф­фикс» соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щие неиз­ме­ня­е­мые сло­ва без окон­ча­ния:

при­го­то­вить быстро;

оста­нем­ся дома;

выпол­нить легко;

вер­нуть­ся домой;

петь весело;

дать много;

идти пешком;

ехать верхом.

Примеры слов без окончания с приставкой, корнем и суффиксом

Укажем неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, мор­фем­ный состав кото­рых соот­вет­ству­ет схе­ме:

«при­став­ка + корень + суф­фикс»

сто­ять слева;

идти навстречу;

дви­гать­ся вслепую;

уви­деть вверху;

рас­ка­лить­ся добела;

поло­жить сбоку;

наутро отпра­вить­ся;

нагреть докрасна;

выучить назубок.

Слова без окончания и слова с нулевым окончанием

Отличаем сло­ва без окон­ча­ния от изме­ня­е­мых слов, в соста­ве кото­рых име­ет­ся нуле­вая сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма, кото­рая визу­аль­но не вид­на в началь­ной фор­ме един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа, но при изме­не­нии сло­ва нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв.

Примеры:

соло­вей     — голос соловья;

авто­мо­биль     — гудок авто­мо­биля;

багаж     — без багажа;

малыш     — играю с малышом;

помощь    — без помощи;

ветошь     — с ветошью.

У дру­гих слов в ряде их форм появ­ля­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние:

поло­тенце — мно­го поло­те­нец   ;

учи­лище — несколь­ко учи­лищ    ;

пожа­рище — воз­ле пожа­рищ    ;

плес­каться — плес­кал    ся, плес­калась;

забрать — забрал    , забрала;

пре­красный  чело­век — вид пре­кра­сен    ;

тихий вечер — звук тих    ;

зло­вещий скре­жет — шум зло­вещ    

Скачать ста­тью: PDFОснова слова и окончаниеОснова слова и окончание

russkiiyazyk.ru

Приведите по два примера слов различных частей речи с нулевым окончанием; скажите на что указывает окончание! Плиз!

1. ласточек, площадок, ламп — указывает на то, что это имена существительные 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа 2. краб, таракан, рожь, ночь — окончания имён существительных мужского рода 2-го типа склонения и женского рода 3-го склонения 3.здоров, привлекателен, находчив, записан, изъят, задержан — окончания качественных имен прилагательных и причастий в краткой форме мужского рода единственного числа 4.бараний, беличий, медвежий, папин, бабушкин — нул. окончания притяжательных имен прилагательных в форме мужского рода единственного числа именительного падежа. 5. девять, девятнадцать, восемьдесят — нул. окончания количественных числительных в форме именительного падежа 6.восхищался, прочитал, придумал — окончания глаголов в изъявительном наклонении в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа

Существительное — «ночь», здесь нулевое окончание указывает на женский род, единственное число и падеж (Именительный или Винительный) . Глагол — «читал», нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число и прошедшее время. Вроде так, если что пусть меня поправят.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *