Общее грамматическое значение
Имя существительное- самостоятельная часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей)Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом а грамматике называется все то, о чем можно спросить : это кто? или это что?По значению существительные делятся на следующие группы:конкретные — называют конкретные предметы живой или неживой природы:журнал, братвещественные — называют различные вещества: воздух, вода, капрон, маслоотвлеченные— называют явления, воспринимаемые мысленно: бег, новизна, радость, выносливостьсобирательные— называют множество одинаковых предметов как единое целое:листва, детвораМорфологические признаки существительных — род, число, падеж, склонение.Синтаксические признаки имен существительных: в предложении существительное чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и другими членами предложения — определениями и даже сказуемыми.
Одушевленные существительные называют предметы живой природы(кто?):девочка, птичкаРод существительного можно определить, поставив к существительному местоимение мой(м.р.), моя( ж.р.), моё (ср.р.): (мой)бант, (моя)тыква, (моё) солнце.некоторые существительные испытывают колебания в роде: тюль-этот тюль, эта тюль; шампунь-этот шампунь, эта шампуньОсобую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, задира, забияка, плакса, неряха, разиня, грязнуля (Какой ты задира!- о мальчике. Какая ты неряха!- о девочке)Бант- м.р. Солнце- ср.р. Тыква- ж.р.Существительные имеют два числа:единственное и множественноеСуществительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного- много: книга-книгиПо числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцыНе изменяются по числам отвлеченные, вещественные, собирательные существительные. Они имеют одну форму- единственного или множественного числа.Только форму единственного числа имеют:Вещественные существительные:молоко, сметанаОтвлеченные существительные:любовь, дружбаСобирательные существительные:листваСобственные имена существительные: Кавказ, УралВ русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свою название и значение. Каждому падежу соответствуют свои вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Существительные распределяются по трем типам склонения.К 1-ому склонению относятся существительные ж.р., м.р. с окончанием -а,-я.Ко 2-ому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием, а также существительные ср. р. с окончанием -о,-е .К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.Разносклоняемые существительные
Неизменяемые существительные
Презентацию выполнила ученица11 А класса Ершова Елена. |
rpp.nashaucheba.ru
Конспект урока «Общее значение существительного, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)»
Каллиграфическая минутка Словарная работа | ежужижожажюж…Приложение 1 На доске слова с пропущенными буквами Приложение 2 Д-р_жёр, ж_нглёр, ж_р_бёнок, д__алог, ж_нщина, ж_лезный — Назовите, какие буквы вы вставите. -Я убираю слова с доски, а вы запишите их по памяти | ИР | Вставляют пропущенные буквы. Записывают по памяти слова. | Листы самооценивания. Самооценивание по ключу | Операционный этап Обучение с учётом ВО НП – работа в группах ОдО КМ. Стратегия «Карусель» Физминутка ИКТ | 1. Актуализация субъектного опыта учащихся. — Какой раздел языкознания изучает имя существительное? -Какие грамматические значения имеют существительные? -Девочки назовут постоянные, мальчики непостоянные. — Дайте полное определение имени сущ-му. — Давайте уточним, каково общее значение сущ? Приложение 3 2.Определение общего значения сущ-х. Постановка УЗ -Каждая группа получает лист А 4 с именами сущ-ми. -Определите, что они называют: Берёза — Ходьба- Нефть — Листва – Вывод: не все сущ-ые обозначают предмет — Все существительные делят на 4 группы: Конкретные Вещественные Отвлеченные Собирательные Приложение 4 3.Определние разрядов существительных — На доске записаны имена сущ-ые. Распределите их по разрядам. 1 группа выписывает конкретные , 2 группа – вещественные, 3 группа – отвлечённые, 4 группа – собирательные сущ-е. Верблюд, желание, воздух, побег, мошкара, ботинок, ивняк, любовь, рис, бумага, батыр, бельё. Приложение 5 — Проводя физминутку, назыались имена существительные. Перечислите сущ. ед ч, затем мн.ч. — Назовите сущ. м.р,ж.р, с.р. 4.Морфологический разбор — Разберите, пользуясь памяткой слова В СЕНЕ, НА БАЛКОНЕ. | ГР ГР | Морфология П: одуш/неодуш, собст/нариц, род, скл Н: число, падеж Определяют значение сущ-х, записывают на листах, представляют свою работу Определяют разряд. Выписывают только своё, проверяют друг друга по стратегии «Карусель» Выполняют физминутку Выполняют задания учителя Называют сущ по заданию В сене – один ученик на доске На балконе — самостоятельно | Листы самооценивания. Взаимооценивание в группах по готовому образцу стратегия «Карусель» Листы самооценивания. | Итог урока — На какие вопросы мы искали ответы? — На все ли ответили? — Что нового узнали на уроке? — Давайте подытожим то, о чем говорили на уроке. Возьмите голубые листочки. Там тест. Посмотрим, как вы усвоили урок. Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает _________ и отвечает на вопросы__________ __________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок. | ФР ИР | Отвечают на вопросы. Выполняют тест. Обсуждают в группе результаты работы | Ключ на доске Листы самооценивания. | Рефлексия | АКВАРИУМ ПУЗЫРЬКИ — У каждого из вас на столе лежит картинка — 3 пузырька воздуха. Пузырек улыбается- вы потрудился на славу, все поняли, и вам было интересно. Пузырек задумался – вы работали хорошо, но что не очень удалось на уроке. У пузырька плохое настроение – вы работали, но пор какой то причине не успевали за всеми или не все поняли. Ученики объясняют, почему повесили, тот или иной пузырек. .- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится | Оценивают свою работу на уроке |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Общее грамматическое значение
Имя существительное- самостоятельная часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей)Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом а грамматике называется все то, о чем можно спросить : это кто? или это что?По значению существительные делятся на следующие группы:конкретные — называют конкретные предметы живой или неживой природы:журнал, братвещественные — называют различные вещества: воздух, вода, капрон, маслоотвлеченные— называют явления, воспринимаемые мысленно: бег, новизна, радость, выносливостьсобирательные— называют множество одинаковых предметов как единое целое:листва, детвораМорфологические признаки существительных — род, число, падеж, склонение.Синтаксические признаки имен существительных: в предложении существительное чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и другими членами предложения — определениями и даже сказуемыми.
Одушевленные существительные называют предметы живой природы(кто?):девочка, птичкаРод существительного можно определить, поставив к существительному местоимение мой(м.р.), моя( ж.р.), моё (ср.р.): (мой)бант, (моя)тыква, (моё) солнце.некоторые существительные испытывают колебания в роде: тюль-этот тюль, эта тюль; шампунь-этот шампунь, эта шампуньОсобую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, задира, забияка, плакса, неряха, разиня, грязнуля (Какой ты задира!- о мальчике. Какая ты неряха!- о девочке)Бант- м.р. Солнце- ср.р. Тыква- ж.р.Существительные имеют два числа:единственное и множественноеСуществительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного- много: книга-книгиПо числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцыНе изменяются по числам отвлеченные, вещественные, собирательные существительные. Они имеют одну форму- единственного или множественного числа.Только форму единственного числа имеют:Вещественные существительные:молоко, сметанаОтвлеченные существительные:любовь, дружбаСобирательные существительные:листваСобственные имена существительные: Кавказ, УралВ русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свою название и значение. Каждому падежу соответствуют свои вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Существительные распределяются по трем типам склонения.К 1-ому склонению относятся существительные ж.р., м.р. с окончанием -а,-я.Ко 2-ому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием, а также существительные ср. р. с окончанием -о,-е .К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.Разносклоняемые существительные
Неизменяемые существительные
Презентацию выполнила ученица11 А класса Ершова Елена. |
dok.opredelim.com
Что такое грамматические признаки имени существительного (4 класс)
Грамматические признаки имени существительного (ИС) могут быть постоянными или изменяющимися в зависимости от особенностей связи с другими словами. Они помогают выделить основные структурные единицы языка в отдельную часть речи. К ним относят род, склонение, число, падеж, т.д. Есть свойственные только одной категории слов.
Постоянные признаки
Некоторые признаки имени существительного относятся к постоянным. Они не меняются в зависимости от того, что происходит по тексту. К ним относят одушевленность лица, разделение по собственным и нарицательным. А также склонения, род.
Имена нарицательные разделяются по лексико-грамматическим разрядам. Могут быть конкретными, абстрактными, вещественными, собирательными. При изменении ситуации в речи эта характеристика не меняется.


Одушевленное и неодушевленное
Одушевленность – лексико-грамматический признак имени существительного, на основании которого все ИС относятся к живым или неживым предметам.
Одушевленными считаются имена, называющие живых. Это люди, животные, книжные персонажи, игрушки. К ним подходит вопрос Кто?: олень, девочка, заяц, Горыныч, медсестра, актер.
Важно! ИС, которыми называют умерших людей, тоже одушевленные: мертвец, утопленник. Однако «труп» – к ним не относится.
Неодушевленные определяют неживые предметы, явления. К ним задают вопросительное слово Что?: душица, ромашка, апельсин, покрывало, Сатурн, Земля.
Хотя отличить одушевленное от неодушевленного можно интуитивно, иногда не помешает проверка грамматическими средствами. Это можно сделать сопоставив форму слова в Именительном и Винительном падежах. Живое в В.п. продублирует окончание И.п., неживое – Родительного. Например: стоит (кто? что?) столб, директор; нет (кого? чего?) столба, директора; вижу (кого? что?) столб, директора.


Собственное и нарицательное
Это один из разрядов, который влияет на особенности применения ИС в письменной и устной речи.
Нарицательные – подкласс, к которому относят однородные, неуникальные предметы, явления. Такие названия пишутся с маленькой буквы: листок, кубик, дерево, небо, водопад. Их разделяют на конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.
Собственные – подкласс, к которому относят отдельные, уникальные предметы с индивидуальным значением. Слова пишут с заглавной буквы, при переносном значении бурутся в кавычки: Максим Горький, Днепр, Шотландия, «Гадкий утенок».


Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
Конкретные – названия, которые относят к материальным предметам. Они обозначают человека по родству, профессии, чертам характера и социального положения, живых существ, предметы: внук, столяр, дочь, бедняк, лев, здание, ножницы, звезда.
Вещественными называют вещества, материалы, величины. Они не меняют числа. Это зимические соединения, металлы, сырье, отходы, ткани, лекарства: железо, ситец, аспирин. Сюда относятся названия фруктов и ягод, прочих плодов: малина, киви.
Собирательные указывают на множество, которое при этом является одним целым. Обозначают совокупности: лиц – детвора, животных – зверье, растений – малинник, предметов – мебель.
Абстрактные применяют к опредмеченым качествам, свойствам, действиям. Пример: радость, усердие, дешевизна.


Склонения
В 4 классе изучают еще одно свойство – склонения. Оно указывает на изменение слов зависимо от падежа и числа.
Есть 3 склонения:
- – сущ. ж., м.р. и общего. В форме Им.п. заканчиваются на -а, -я.
Липа, жадина, женщина, Вова, судья. - – м.р. с нулевым окончанием, ср.р. заканчивается -о, -е.
Кольцо, море, брат, стол. - – женский род с нулевым окончанием.
Дочь, соль, степь, радость.


Род
Иметь род может не только ИС, но и прилагательные, глаголы, местоимения. Он бывает женский, мужской и средний. Для определения родовой принадлежности нужно поставить слово в Им.п. и посмотреть окончание. В определении рода поможет замена существительного местоимениями она, он, оно. Либо попробовать заменить его местоимением.
- М.р. – окончания на согласную, й, ь, а, я.
- Ж.р. – окончания а, я, ь.
- Средний – о, е и 10 слов на -мя.
Определение рода:
- Всегда мужского рода слова на конечный согласный или й.
Мальчик, дом, май, гений. - Женского рода – слова на а, я, ия.
Девочка, вишня, лилия. - Средний род – о, е, ие, мя.
Кольцо, здание, низовье, знамя.
Интересно! В некоторых языках нет некоторых родов, или наоборот, их больше. Например, в японском, китайском, турецком, эстонском.


Непостоянные признаки
В отличие от постоянных признаков ИС, которые могут меняться только вместе со значением слова, непостоянные характеризуют лишь одну из форм, зависят от связи с другими словами в предложении и словосочетании. В отличие, скажем, от глагола и прилагательного, у существительного таких признаков всего два:
- Число – указывает на количество предметов.
- Падеж – связывает ИС с другими грамматическими единицами текста.
Единственное и множественное число
Имя существительное может иметь единственное или множественное число: ветер, дом, рука, цветок, кролики, полотенца, шары и т.д.
По способности изменяться по числам все ИС делят на три группы:
- Изменяются: стаканчик – стаканчики, чайник – чайники.
- Только в ед.ч.: мука, олово, сахар.
- Лишь во мн.ч.: ножницы, сливки, жмурки.


Падежи
Второй изменяющийся признак – падеж. Он указывает на связь ИС с главными и зависимыми элементами словосочетания или предложения. Такое изменение происходит с помощью замены окончаний, иногда – появления суффикса. В современном русском языке падежей шесть:
- Именительный – Кто? Что? Культура, культуры.
- Родительный – Кого? Чего? Культуры, культур.
- Дательный – Кому? Чему? Культуре, культурам.
- Винительный – Кого? Что? Культуру, культуры.
- Творительный – Кем? Чем? Культурой, культурами.
- Предложный – О ком? О чем? О культуре, о культурах.
Длинный и тернистый путь определения падежа – сопоставить склонение и окончание слова с таблицей падежных флексий. Нужно учитывать, что некоторые формы совпадают, а другие изменяются нестандартно. Поэтому надежней – найти главное слово и поставить к ИС вопрос.


Морфологические признаки позволяют определить принадлежность каждого слова к какой-либо части речи. Изменяемые и постоянные признаки ИС – это число, падеж, род, склонение, одушевленность. А также разделение на нарицательные и собственные, конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные.
kakpishem.ru