Что такое повелительное наклонение в русском языке – Значение словосочетания ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. Что такое ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ?

Повелительное наклонение глагола в русском языке

Наклонение – одна из грамматических категорий глагола, изменяемое свойство этой части речи. Всего наклонений три: изъявительное, повелительное наклонение, условное.

Причем одно и то же слово, обозначающее действие, может употребляться во всех наклонениях: решу, сделаем, решай же, сделай-ка, пусть сделает, решил бы, сделал б.

Что обозначают

Действие предмета или лица, которое побуждают исполнить в форме

«Строиться в одну шеренгу! Рассчитаться на первый-второй!» – приказал командир подразделения.

Мечтайте только о хорошем деле, ведь наши мысли материализуются.

«Деточка, помоги мне, пожалуйста, перейти дорогу», – обратилась старушка к молодому человеку.

Такие глаголы могут запрещать действие.

  1. «Не наступать друг другу на пятки! Не натыкаться на спину впереди идущего!» – все также громко командовал капитан.
  2. «Не перебивайте одноклассников, когда они читают стихотворения», – попросил учитель.
  3. Не думай, что ты самый хороший ученик в классе, не задавайся.

Отрицательная частица «не» содержит пожелание, просьбу, приказ, указывающий на то, чтобы деятельность не совершалась.

Для усиления вежливого обращения вместе с глаголами в повелительном наклонении используют разные «добрые» слова и сочетания.

  1. Дети, откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число.
  2. Николай Петрович, будьте любезны, предоставьте отчеты за прошедший месяц вовремя.
  3. Завтра утром состоится защита проекта, и, будьте добры, не опаздывайте к началу работы.

Выделенные слова и сочетания являются вводными. На письме при них ставятся запятые.

Когда обращаются к одному человеку и выражают вежливую просьбу, используют слово действия во множественном числе.

Владимир Михайлович, пишите, умоляю Вас, продолжайте творить!

Повелительное наклонение — образование

Берется основание глагола, добавляется «и»: заменят– замени, положи, клади, пиши, кричи, молчи, говори, беги.

В единственном числе «и» отсутствует: встань, пой, мой, строй, пей, жуй.

Во множественном прибавляется окончание «те»:

смотрите, гуляйте, ведите, везите, стройте, зачитайте, замрите.

  1. Когда выйдете на улицу, осмотритесь по сторонам.
  2. Выйдите на перекресток, поклонитесь до земли.

Для образования глаголов повелительного наклонения важна категория вида. Например, бежать – беги – бегите; бегать – бегай – бегайте.

Как пишутся

В глаголах повелительного наклонения единственного числа 2 лица на конце после шипящих пишется «ь»: жарь, режь, мажь, прячь, оставь, брось. Эта буква сохраняется в форме множественного числа: троньте, сыпьте, спрячьте, познакомьте.

Формообразующие частицы

Пусть, пускай, же, да, -ка помогают образовать слова, выражающие приказ, просьбу, пожелание .

  1. «Пусть сбудутся все твои мечты, пусть ты обретешь счастье!» – написала подруга в поздравительном сообщении.
  2. «Пускай ты не сделал домашнее задание по математике, пускай не выучил стихотворение, но в школу должен был пойти!» – ругала мама Петьку.
  3. Пой же, соловей, свою печальную песню! Накукуй же, кукушка, мне много лет жизни!
  4. Да сходи же ты в магазин и купи себе хорошую одежду!
  5. «Сделай-ка мне вкусный бутерброд, налей-ка горячего чаю, принеси-ка теплый плед – мне что-то совсем нездоровится», – попросил дядюшка. 

Роль в предложении

Глаголы в повелительном наклонении в предложении играют роль сказуемого. Такие синтаксические конструкции обычно односоставные. Подлежащее в них отсутствует.

  1. Прочитайте внимательно отрывок из текста, выпишите однокоренные слова.
  2. Выучи правило, примени его при выполнении упражнения, соблюдай последовательность работы.

Часто в таких предложениях есть обращения. Они не являются их членами.

Ребята, откройте учебники, найдите задания с восклицательным знаком, внимательно рассмотрите картинки.

При образовании повелительного наклонения участвуют частицы «пусть», «пускай», «да», то в таких конструкциях есть подлежащее.

  1. Пусть льет дождик сильнее! Пусть преумножаются богатства на земле!
  2.  Пускай люди живут мирно! Да исчезнут все преступления!

Рейтинг автора

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы. Образование: высшее педагогическое, Читинский ГПИ им. Н.Г. Чернышевского, 1987.

Написано статей

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к совершению действия.

  • Дай, Джим, на счастье лапу мне.
  • (С. А. Есенин)
  • Про волнистую рожь при луне
  • По кудрям ты моим догадайся.
  • Дорогая, шути, улыбайся,
  • Не буди только память во мне.
  • (С. А. Есенин)

Глаголы в форме повелительного наклонения могут обозначать целый спектр значений — от мольбы и самой вежливой просьбы до категорического приказания и запрета.

 

Пешковский А. М. выделил следующие оттенки повелительного наклонения: 1). простое побуждение; 2). просьба; 3). мольба; 4). увещание; 5). позволение; 6). предостережение; 7). приказание; 8). ироническое побуждение. Эти значения выявляются только в контексте и тесно связаны с интонацией.

 

«Эта интонация, — пишет акад. В. В. Виноградов, — сама по себе может превратить любое слово в выражение приказания. В системе повелительного наклонения эта интонация является органической принадлежностью глагольных форм. Вне этой интонации повелительного наклонения не существует».
  • Скажи-ка, дядя, ведь не даром... (1)
  • (М. Ю. Лермонтов)
  • Сходи уж, погуляй. (5)
  • Смотри, не задерживайся, а то... (6)
  • Прекратите разговаривать! (7)
  • Мели, Емеля, твоя неделя. (8)
  • Сходи, пожалуйста, в магазин. (2)
  • Спаси и сохрани! (3)
  • Кричи ещё шибче, чтоб соседи услыхали, коли стыда в тебе нет. (А. Н. Островский) (8)
  • Осторожно, не упади. (7)
  • «Не стреляйте в белых лебедей!» (3)
  • (Б. Л. Васильев)

Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. дополнили оттенки повелительного наклонения, выделенные Пешковским А. М.:

1. Категорическое приказание:

  • Оставьте это, слышите? Я не хочу. Не смейте говорить со мной так. Разве я дала вам право?
  • (М. Горький)
  • Делай, как знаешь. Ступай! — приказала княгиня.
  • (А. И. Куприн)

2. Запрещение:

  • Не заходите, она спит… Не беспокойте её...
  • (М. Горький)
  • Брось! — резко сказал Егор. И ещё раз сказал: — Брось. Садись. (В. М. Шукшин)

3. Угроза:

  • — Ты у меня пикни только.
  • (А. Н. Островский)

4. Команда:

  • Шагай круче! Целься лучше!
  • (В. В. Маяковский)

5. Призыв:

  • Разворачивайтесь в марше! (В. В. Маяковский)

6. Совет:

  • Старайтесь спать не меньше восьми часов.
  • Утром сделайте зарядку, примите душ.

 


Поделиться публикацией:

Повелительное наклонение глагола

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Образовательные цели:

  • Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
  • Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Развивать речевой слух.
  • Формировать понимание связанности языковых явлений.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
  • Формировать школьника как грамотную личность.
  • Развивать интеллект учащегося.

Оборудование:

  1. Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман - Орловой. - М.: Дрофа, 2006 .
  3. Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  4. Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  5. Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  6. Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).

Ход урока

  1. Организационный момент.

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

  1. Закрепление и проверка
усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик...

  1. Задание:
  • Решить (II спр.) - они решат - реши - решите
  • Решать (I спр.) - они решают — решай - решайте
  • Улыбаться (I спр.) - они улыбаются - улыбайся - улыбайтесь
  • Улыбнуться (1 спр.) - они улыбнутся - улыбнись - улыбнитесь
  • Ехать (не образуется)

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  • Поехать - поезжай — поезжайте
  • Ездить — езди - ездите
  1. Устная работа по исправлению ошибок в речи.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

  • Нарисовай мне барбоса
  • Отскорлупай мне яйцо.
  • Спей мне песню о глупом мышонке.
  • Замолоточь этот гвоздик.
  • Почесай меня.
  1. Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
  1. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные - в группах по четыре человека).

  1. Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
  2. Индивидуальные задания.

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка

слог - ка отделить дефисом?

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш...те быстро!
Когда напиш...те, сдадите тетради.

- Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 195).

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

  1. Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).

В каком глаголе пишется –и-?

  • Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  • Когда вынес…те, можете быть свободны.
  • Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  • Как только выбер…те, я продам.

Ответ: 1

  1. Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста. Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

  1. Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
  1. Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

  1. Запишем предложение.

Пусть ребята идут на тренировку.

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

  1. Выполняем упражнение № 200.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

  1. Подведение итогов урока.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

Значение словосочетания ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. Что такое ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ?

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Повелительное наклонение (лат. modus imperativus; также императи́в) — форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди, пойдём, говорите.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: двояковыпуклый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск