Что такое сатирическое произведение в литературе – Что такое юмор(в литературе)?что такое сатира?приведите примеры произведений!

Сатира: история и особенности жанра

Сатира в начале своего появления являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе.

Слово «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров. Оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Римская сатира наиболее проявилась в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала.

Общепризнанный законодатель литературных правил Буало в своем трактате «Поэтическое искусство» пишет о том, что жанр сатиры более нужен обществу, нежели ода.

С течением времени сатира утрачивает свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами, например, элегией, идиллией и др. Изобличение стало основным признаком сатиры.

Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки.

Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.

Автор сатирического произведения, создавая объект «высокой степени условности», использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет («Путешествия Гулливера» Дж.Свифта, «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина), аллегория (басни Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова).

В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков.

Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А.Д.Кантемира. А.Д.Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.Ю.Ювенала, Н.Буало. Сатиры А.Д.Кантемира делились на философические и живописные. В.А.Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» писал о том, что сатиры А.Д.Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские – «живописные», т. е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры – «философические», поскольку в них А.Д.Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.

Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке.  Сначала басни И.А.Крылова, сатирические стихи Г.Р.Державина. Потом А.С.Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» «заклеймил Молчалиных и Скалозубов», а Н.В.Гоголь сатирически показывал «мертвые души» помещичьей России.

Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «Современная ода » и др.).

Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи и др.

Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.Бедного, сатирах В.Маяковского, новеллах М.Зощенко, сатирических романах И.Ильфа и Е.Петрова, драматических сказках  Е.Шварца, очерках и фельетонах М.Кольцова, комедиях А.Безыменского.

literatura5.narod.ru

Сатирическое произведение

Главная » Лекции по литературе » Сатирическое произведение

Сатирическое произведение

Писателями, поэтами, драматургами и создано множество ярких сатирических произведений, в которых силой художественного слова высмеиваются социальные и нравственные пороки, мешающие нормальному развитию жизни. Обличение зла и несправедливости средствами искусства — древнейшая традиция, человечеством на этом пути накоплен огромный опыт.

Сделать смешным дурное и плохое — значит обесценить, снизить его, побудить в людях желание избавиться от отрицательных черт. Сатирическая литература, как никакая другая, обладает сильным воспитательным воздействием, хотя, конечно, далеко не всем нравится узнавать себя в героях сатирической комедии или басни. Всякое сатирическое произведение: басня, комедия, сказка, роман, — обладает рядом специфических особенностей, которые присущи только им. Во-первых, это очень большая степень условности изображаемого, пропорции реального мира в сатирическом произведении смещены и искажены, сатирик сознательно сосредоточен только на отрицательных сторонах действительности, которые предстают в произведении в гипертрофированном, часто фантастическом, виде. Помните признание Гоголя о том, что в «Ревизоре» писатель «хотел собрать все дурное в России и разом посмеяться над всем». Но это, по признанию писателя, «видный миру смех» сквозь «незримые, неведомые ему слезы», сатирик оплакивает погибший идеал человека в своих карикатурных, часто отталкивающих героях. Сатирический писатель должен обладать особым талантом создания комического, т.е. смешного, в литературном произведении. Это разнообразные комические сюжетные коллизии, алогичные, абсурдные ситуации, использование говорящих имен и фамилий и др. Наиболее важными художественными приемами, позволяющими создать сатирические образы, являются следующие (см. схему 6).

Ирония (eironeia греч., насмешка, притворство) — прием осмеяния, когда прямой и скрытый смысл сказанного противоречат друг другу, когда под маской мнимой серьезности скрывается колкая, язвительная насмешка.

Градоначальник Бородавкин «предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною».

М. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Диалоги героев, в которых используется ирония, — также распространенный прием в сатирических произведениях, комический эффект возникает потому, что один из героев не чувствует иронического подтекста.
Сарказм (sakasmos греч. буквально рву мясо) — язвительная, жестокая насмешка, высказанная прямо, без

полунамеков.

Угрюм-Бурчеев — один из градоначальников в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина — описан исключительно в саркастических тонах:

«Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».

«Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Гипербола — преувеличение, яркий и, пожалуй, один из важнейших сатирических приемов, поскольку преувеличение, утрирование отрицательных черт, является законом сатирического изображения действительности, не случайно В. Маяковский называл сатиру «взглядом на мир сквозь увеличительное стекло».

Гипербола может быть словесной («пренеприятное известие»), однако чаще встречается развернутая гипербола, когда нагнетание множества схожих деталей преувеличивает какую-то черту до абсурда.

По законам гиперболизации часто строятся целые эпизоды, например, знаменитая «сцена вранья» из «Ревизора», когда Хлестаков за десяток минут из мелкого чиновника произвел себя в директора департамента, у которого в подчинении «курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров!»

Гипербола часто совмещается с гротеском и фантастикой.
Фантастика (phantastike греч. способность к воображению) — изображение абсолютно невозможных, алогичных, невероятных ситуаций и героев.

В сатирических произведениях фантастика очень часто используется вместе с гротеском и гиперболой, часто их невозможно разделить, как, например, в стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся»: «Вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?!».
Гротеск (grotesque фр. причудливый, затейливый) — самый сложный сатирический прием, который заключается в неожиданном, на первый взгляд невозможном сочетании высокого и низкого, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного.

В гротеске присутствуют элементы фантастики и преувеличения, поэтому в нем заключается очень сильный импульс эмоционально-психологического воздействия на читателя, гротеск поражает, будоражит воображение, призывая посмотреть на действительность с новой, часто парадоксальной точки зрения. К гротеску особенно часто прибегали в своем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрин и М.А. Булгаков.

Иногда на гротескной ситуации может строиться сюжет всего произведения (повесть М. Булгакова «Собачье сердце»).

 

 


Лекция, реферат. Сатирическое произведение — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

referatwork.ru

Сатирик — это… Что такое Сатирик?

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Осмеиваются те явления жизни, которые представляются автору порочными. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Несмотря на то, что сатира это литературный жанр, она может проявляться в изобразительном искусстве и исполнительном искусстве. В сатире социальные или индивидуальные сумасбродства, злоупотребления критикуются при помощи бурлески, ироничности или других методов для того, чтобы вызвать улучшение. Хотя сатира намеревается быть смешной, ее целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность, бурлеск, противопоставление, сравнение и аналогия. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует.

Термин «сатира» происходит от латинского lanx satura и означает «тарелка фруктов» (оно не имеет никакого отношения к греко-римским полубогам, полуживотным сатирам). Родоначальниками римской сатиры являются Энний и Луцилий, но наибольших успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил ее позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в определенных вопросах(политика, религия) не может считаться сатирой, так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия.

Литературное значение

В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

Греко-Римский мир

Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя были использованы термины цинизм и пародийность. Одним из самых известных предыдущих сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьезность и смех в пересказах его произведений. Первым, кто в Риме критически обсудил сатиру, был Квинтилиан, который изобрел термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Сатира дает корни к началу 2-ого тысячелетия до н.э и является одним из самых ранних примеров. Похабный стиль Аристофана был принят греческим драматургом-комиком Менандром во многих из его игр, как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападение на политического деятеля Каллимедона. Среди видных сатириков от римской старины Гораций и Ювенал, кто был активен в течение первых лет Римской империи. Другие важные римские сатирики — Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры, которые были настолько жестоки, что оскорбленный повесился.

Арабская сатира

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа.Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 9-ом столетии. Имея дело с серьезными темами в том, что теперь известно как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что, однако серьезный рассматриваемый предмет, это могло быть сделано более интересным и таким образом достигнуто большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений». В 10-ом столетии, автор Tha’alibi сделал запись сатирической поэзии, хвалящий и высмеивающий двух знакомых поэтов.

Сроки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где это было разработано на арабскими авторами и Исламскими философами, такими как Abu Bischr, его ученик Аль-Фараби,Авиценна, и Ибн-Рушд. Из-за культурных различий, они разъединили комедию от греческого драматического представления и вместо этого идентифицировали это с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа(сатирическая поэзия). Они рассмотрели комедию как просто «искусство осуждения», и не сделали ссылки, чтобы осветить и веселые события, или беспокойные начала и счастливые окончания, связанные с классической греческой комедией. После латинских переводов 12-ого столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

Персидская сатира

В Персии, возможно самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры).Его работа является известной своей сатирой и непристойными стихами, часто политической или похабной, и часто процитированная в дебатах, вовлекающих гомосексуальные методы. Он написал «Этику Аристократии» и известная юмористическую басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьезные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в союзе с другими большими работами персидской литературы.

Персидская Конституционная Революция совпала с появлением многочисленного легендарного сатирика и литераторов как Iraj Mirza,Деххода, Али Акбар и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской было сильное присутствие во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик,Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он издал первые самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

В конце 20 века персидская сатира подверглась революции работами en:Ebrahim_Nabavi Ebrahim Nabavi.Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom».Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с политической историей.en:Mahmud_Tarzi Mahmud Tarzi, Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal были возможно самым известными сатириками во время периода 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, еще большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.

Средневековая Европа

В раннее Средневековье примерами сатирическими были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением современной народной литературы в 12 веке, она стала чаще использоваться, в особенности, Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Примерами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

Английская сатира

В эпоху Елизаветы (16 век, Англия) авторы думали о сатире как о связанной с общеизвестным, грубо, и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (типично в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем тонкая ирония. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Сатира английского языка 17-ого столетия, еще раз нацеленная на «поправку недостатков» (Джон Драйден).Социальный комментарий через сатиру, возвратилась с удвоенной силой в 16-ом столетии, когда фарсовые тексты, такие как работы Франсуа Рабле, занялись более серьезными проблемами, (и подвергался гневу короны в результате).В Эпохе Просвещения, интеллектуальном движении в 17-ом и рациональности защиты 18-ого столетия, начал прорыв английской сатиры, в значительной степени из-за создания групп Тори и Либерала, и потребности, чтобы передать истинное значение критики, особенно верной для Даниэля Дефо(Самый короткий путь с Инакомыслящими),Джонатана Свифта, Джон Драйдена и Александра Поупа. Здесь, проницательная и резкая сатира учреждений и людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была установленным жанром,Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир) и смысл остроты. Джонатан Свифт был одним из самых больших из англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто занялся современной журналистской сатирой. Например, его «Скромное предложение» предлагает, чтобы бедные ирландские родители были поощрены продать их собственным детям как пища. В его книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем и английском обществе в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Точно так же Дефо представляет мир, в котором свобода религии уменьшена до свободы соответствовать. Цель Свифта состоит в том, чтобы конечно напасть на безразличие к тяжелому положению отчаянно плохой, и Дефо, чтобы защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить ее определение в итературный мир.

Американская сатира

Ebenezer Cooke, автор «Фактора Сорняка алкоголика», был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии; Бенджамин Франклин и другие следовали, используя сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства через формирование ее смысла смешного. Марк Твен был великим американским сатириком: его новый Финн Черники установлен на довоенном Юге, где моральные ценности, которые Твен желает продвинуть, полностью превращены на их головах. Его герой, Бедро, является довольно простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», которое принуждает его помогать безудержному рабу. Фактически его совесть — исковерканный искаженным моральным миром, в котором он вырос, часто беспокоит его больше всего, когда он в своих лучших проявлениях. Как ни странно, он подготовлен сделать хороший, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс получил славу как циник, пессимист и черный юморист с его темными, горько ироническими историями, многие набор во время американской гражданской войны, которая высмеивала ограничения человеческого восприятия и причины. Самая известная работа Бирс сатиры — вероятно «Словарь Дьявола», в котором определения дразнят косяк, лицемерие и полученную мудрость.

Викторианская Англия

Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в их обработке социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как Панч и Fun.

XX век

В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьезные и даже пугающие комментарии относительно опасностей широких социальных изменений, имеющих место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии литературный жанр Сатиры также начал расти в разгаре Второй мировой войны и годы Холодной войны. Животноводческое хозяйство Джорджа Оруэлла отметило начало политической сатиры, с говорящими животными, которые составляют заговор, чтобы управлять миром.. Несмотря на небольшое количество юмора эта работа высоко ценится литератураведами. Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер.Много социальных критиков времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в убеждении общественности, чтобы принять критику. Романист Синклер Льюис был известен его сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь».Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценноститого того времени. Фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» с 1964 был популярной сатирой на Холодную войну. Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла».

Современная сатира

Кольбер, Стивен высмеивает самоуверенный и убежденный в своей правоте телевизионный комментатор на своем шоу «The Colbert Report» поучительна в методах современной американской сатиры. Характер Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка действий политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории британской литературы — недавно посвященный в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернационально пользующийся спросом «Плоский мир» продал больше чем 55 000 000 копий. Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямой юмор. Как некоторые литературные предшественники, много недавней телевизионной «сатиры» содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярный мультсериал «The Simpsons» и «Южный Парк», оба пародируют современную семью и общественную жизнь, беря их предположения до крайности; оба привели к созданию подобного ряда. Так же как просто юмористический эффект этого вида вещи, они часто настоятельно критикуют различные явления в политике, экономической жизни, религии и многих других аспектах общества, и таким образом готовятся как «сатирический». Из-за их оживляемой природы, эти показы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу сделать так чем обычные показы, используя живых актеров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры.

Критические моменты

Поскольку сатира — тайная критика, она часто избегает цензуры. Периодически, однако, это сталкивается с серьезной оппозицией. В 1599, Архиепископ Кентерберийский John Whitgift и Епископ Лондона George Abbot, у офисов которого была функция лицензирования книг для публикации в Англии, издали указ, запрещая сатирические стихи. Побуждения для запрета неясны, особенно так как некоторые из запрещенных книг лицензировались теми же самыми властями меньше чем годом ранее.

В Италии,Сильвио Берлускони обвинил ряд журналистов и каналов таких как RAI, Raiot, Daniele Luttazzi’s Satyricon,Энцо Бьяджи,Michele Santoro’s Sciuscià, непосредственно утверждая, что созданные ими сатиры были вульгарными и полными непочтительности к правительству. Он утверждал, что он предъявил бы иск RAI за 21 000 000 евро, если бы показ продолжался. RAI остановил показ. Sabina Guzzanti, создатель показа, обращалась в суд, чтобы возобновить показ и выигрывала дело. Однако, показ никогда не шел на телевидинии снова.

В 2005, Jyllands-Posten опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это не был первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Западный мир был удивлен враждебностью реакции: флаг любой страны, в котором газета хотела издавать пародии, жегся в ближневосточной стране, тогда на посольства напали, убив 139 человек в главным образом четырех странах;многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищенным средством диалога. Иран угрожал начать Международное Соревнование Мультипликации Холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским Соревнованием Мультфильмов. В 2006 году в мультсериле «Южный парк» была показан эпизод «Cartoon Wars», в котором режжисеры показали свою точку зрения на скандал. Сама серия также вызвала скандал:в ней изображалось как Иисус Христос и Джордж Буш-мл. испражняються друг на друга. Кстати, годом ранее в этом же мультсериале была показана серия «Bloody Mary» в которой изображалось как у статуи Девы Марии идет кровь из ануса. Лига католиков США выразила свой протест.

В 2001 британская телевизионная сеть Channel 4 передавала специальный выпуск сериала Brass Eye который был предназначен, чтобы дразнить и высмеять обаяние современной журналистики, с детскими хулиганами и педофилами. Телевизионная сеть получила огромное количество жалоб от членов общественности, которые были оскорблены, что показ будет дразнить предмет, который, как полагают многие, был «слишком серьезен», чтобы быть предметом юмора.

Сатира в Российской империи

Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры:эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийнуя песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождаються из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743).В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На ее место вступает место журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»(1782).Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира Чехова.

Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского)

Сатира в СССР

Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг-друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

«Эх, яблочко, куда котишься,
В ВЧК попадешь, не воротишься!».
«Параход идет
Мимо пристани
Будем рыбу кормить,
Коммунистами!»

В этот период появляються сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку советской власти. В 1924 году выходит книга Ю.Олеши «Три толстяка» высмеивающий диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев», высмеивающий новое советское общество и его продолжение-роман «Золотой теленок» в 1931 году. Однако с приходом Советской власти, цензура в стране ужесточилась. С приходом к власти Сталина, в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово, ссылали в лагеря, или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

«Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
«Ты куда товарищ Сталин?»
«Раскулачивать народ.»"

Репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Подвергся репрессиям Даниил Хармс(он умрет в советском концлагере в 1942 году).В народном творчестве сохранилась своя реакция на эти события:

"У лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в торгсин снесли,
Кота в котлеты изрубили,
Русалку паспорта лишили,
А лешего сослали в Соловки».

Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется нашмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД,а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны, советское творческое общество обьеденилось в направлении высмеивания фашизма, и поддержки духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход пошли плакаты, звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы. Творческое обьеденение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры.Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

В адрес руководства СССР тоже слышалась сатира. Так, например появились такие анекдоты:

«Сталин вызывает Жукова.

-Слушайте внимательно товарищ Жуков. Если немцы возьмут Ленинград-расстреляю. Возьмут Москву- расстреляю. Ввозьмут Сталинград-расстреляю.

На банкете в честь Дня Победы Сталин говорит:

-Я поднимаю тост за маршала Жукова. Во-первых он хороший полководец, и во вторых он понимает шутки…»

«В Германии. Поезд приходит минута-в-минуту. Иностранец удивляется, ему говорят: «А что вы хотели-ведь война!».В СССР поезд пришел с опозданием на сутки. Пассажиры ругаються, а им говорят: «А что вы хотели-ведь война!».

В период оттепели нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «Оттепель».В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН» в которой кроме юмора, присутствовали элементы сатиры. В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» высмеивающий многие недостатки хрущевской эпохи. На телевидинии работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.В 1962 на экраны выходит сатирический киножурнал «Фитиль».В 1972 году выходит сатирический фильм «Необыкновенный концерт».

В адрес Хрущева, любившего произносить длинные, путанные речи появился анекдот:

«-Можно ли завернуть слона в газету?

-Можно, если в ней напечатана речь Хрущева.»

С приходом Брежнева свобода слова еще более была подавлена. Народ живет бедно, и поэтому рождаються подобные сарказмы:

«-Что такое черная икра?

-Вкусный и питательный продукт, которым народ питаеться устами своих руководителей»

Известно, что Брежнев любил ордена и медали(одних только звезд Героя у него было четыре).В насмешку над этим появляется такой анекдот:

«В Москве произошло землятрясение. Это случилось из-за того что со стула упал пиджак Брежнева с медалями.»

Сатира в современной России

Источники

Wikimedia Foundation.
2010.

dik.academic.ru

что такое в Литературной энциклопедии

САТИРА. — В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно — осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование. В этом смысле сатирою может быть и эпос — сказка, басня, сказание в роде «Рейнеке-лиса», или «Энеида на изнанку», повесть и роман (многие сатиры Салтыкова, примыкающие к художественному бытописанию, как его «Господа Головлевы»), и комедия, как «Ревизор» и «Горе от ума» и лирические произведения. Сатирическое отношение литературы к явлениям жизни должно быть отличаемо от юмористического (см. Смех и особенно Юмор). В противоположность юмору, особому настроению, при котором смех автора все время смягчен явным или затаенным сочувствием автора к осмеиваемому лицу или явлению, смех сатиры более рассудочен. Он — орудие борьбы и негодования, не улыбается и не смеется весело, а выносит явление жизни на общественный позор, осмеяние и осуждение. Этою последнею чертою, обращением к общественности, сатира обнаруживает свою всегда публицистическую сущность. Она есть поэтическое обличение действительности во имя более или менее определенного общественного идеала. В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной области, или группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении, должно отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральною нечистотою побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественною сатирою против определенного лица, стоящею на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления, с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям лишает обычно сатиру объективно художественного значения и придает ей часто мимолетное значение. Сатира быстро стареет, напр., чисто сатирические очерки Салтыкова уже непосредственно мало понятны нашему времени, и живучи только те явления сатиры, в которых автор, в частных и преходящих явлениях жизни, улавливал постепенные и непреходящие общечеловеческие и общесоциальные слабости и пороки, стойкие черты индивидуальной психологии, повторяющиеся и выдвигающиеся постоянно извращения социальной психологии. Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из чисто народного творчества, которое вообще в развитии и новых литератур многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Название сатира происходит от слова satura — блюдо мешанины — но его ставят в связь и с наименованием насмешливых греко-римских полубожеств — полуживотных — сатиров. Римская сатира, начавшись от Энния и Луцилия, расцвела в руках Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное настроение и творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии — совершенно исключительного значения гениальный сатирик Свифт; в Германии — от «Корабля шутов» Бранта имеется большое количество сатириков, не имеющих обще-европейского значения; выше всех, конечно, блестящий Гейне с «Атта Тролль»; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — мировое светило (скорее, впрочем, юморист) — Сервантес. Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). С XVIII в. сатира развивается в русский век классицизма, как особая лирическая классическая форма, начиная от сатир Кантемира; назвать приходится: Николаева, Капниста, Дмитриева, кн. Вяземского и т. п. Но особенно важно пышное развитие сатиры, как стихии обличения и комического. Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.) и комедию и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее ее влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги (Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский), и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души» и особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы). История русской сатиры не исследована подробно ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести и романа и бытовой комедии, тесно связанных с перемещениями классовых настроений в обществе. Приходится отсылать читателя к общим трудам по истории литературы и по изучению отдельных писателей-сатириков.

В. Чешихин-Ветринский.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925

rus-literature-enc.slovaronline.com

Что такое Сатира ( в литературе)

вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Как жанр, сатира возникла в римской литературе. Самое слово «Сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, к-рые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Сатира -есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

На хрена так сложно описывать? Это и в википедии прочитать можно. Сатира — унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Простыми словами — насмешка.

Но нет, понакопируют длинные текста. Типа умные

В своем историческом происхождении именно в древнеримской литературе «сатира» есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъёмом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

touch.otvet.mail.ru

Ответы на вопросы ‘сатирическое произведение’

Пародия Сатирическое произведение в прозе или в стихах 7 букв
Пародия Сатирическое литературное, музыкальное и т. п. произведение, комически имитирующее черты других произведений, а также использующее их форму для создания сатиры 7 букв
Пародия Комическое или сатирическое подражание 7 букв
Шарж Сатирическое изображение кого–нибудь 4 буквы
Пародия Сатирическое подражание (эстрадный жанр) 7 букв
Эпиграмма Короткое высмеивающее сатирическое стихотворение 9 букв
Шарж Шутливое, сатирическое изображение человека 4 буквы
Пародия Комическое или сатирическое подражание кому-чему–нибудь 7 букв
Пародия Комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь 7 букв
Эпиграмма Небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление 9 букв

wordparts.ru

что такое сатира в литературе ?

Сатира —
————
комическое проявление, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Успехов в ней достигли Гораций, Персий, Чехов, Маяковский и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/������» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%F2%E8%F0%E0</a>

Как жанр, сатира возникла в римской литературе.
Самое слово «Сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров.
Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, к-рые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Сатира -есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

<a rel=»nofollow» href=»http://otvet.mail.ru/question/70133615″ target=»_blank»>http://otvet.mail.ru/question/70133615</a>
==========================================================

Сатира — ————комическое проявление, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

если кратко то автор произведения смеётся над героем, зверем

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск