Что такое смысловая связь – Виды связи предложений в тексте. Средства и виды связи между предложениями текста

Смысловая связность текста

Смысловая связность текста обеспечивается единством темы, основной мысли и последовательным развитием основной мысли. Для развития мысли в тексте каждое последующее предложение должно опираться на предложение предыдущее.

Смысловая связность текста 1В тексте есть предложения, непосредственно связанные с темой текста. Это ключевые предложения. Все остальные предложения в тексте уточняют, поясняют, конкретизируют ключевые предложения.

Смысловая связь между предложениями организует содержание текста. Она осуществляется благодаря тому, что в каждом последующем предложении сообщается новое о том, что известно.

Темнота (Н) разливалась над безбрежным простором (Н). Она ) поглощала осенние поля (Н).

В приведенном примере темнота в первом предложении для нас – новое (Н), поскольку с ней раньше в тексте мы не встречались, во втором предложении темнота становится известным (И), так как о ней мы уже знаем из первого предложения.

Отсюда следует, что важно уметь устанавливать новое (Н) и известное (И) в тексте. Сделать это можно в процессе вдумчивой и внимательной работы с текстом.

Выделяются три способа смысловой связи между предложениями в тексте – связь через известное, связь через новое и связь через известное в первом предложении.

Связь через известное

Связь через известное осуществляется благодаря тому, что известное повторяется в нескольких соседних предложениях. Оно может быть названо одним и тем же словом или разными словами, например:

Сергей (И1) не узнавал (

Н1) места ночью. Он (И1) долго бродил (Н2) по скрипучему гравию. Мальчик (И1) никогда в жизни не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, как теперь.

В рассмотренном предложении известное представлено тремя вариантами – собственным именем существительным Сергей, личным местоимением он и нарицательным существительным мальчик. В этом тексте предложения связаны посредством параллельной связи, так как в каждом последующем предложении об одном и том же известном (Сергей, он, мальчик) добавляется все новая и новая информация.

Схематично это можно представить следующим образом:

И1 → Н1
И1 →Н2
И1 →Н3.Смысловая связность текста 2

Связь через новое

Связь через новое реализуется посредством того, что в каждом последующем предложении новое становится известным и т.д. Обратимся к тексту:

Наша охотничья собака (И1) приехала к нам с берегов Бии (Н1). В честь этой сибирской реки (И2 = Н1) так и назвали мы ее Бией (Н2). Но скоро эта Бия (И3 = Н2) почему-то превратилась у нас в Бьюшку. Бьюшку (И4 = Н3) все стали звать Вьюшкой (Н4).

Схематично рассматриваемый текст можно представить следующим образом:

И1 → Н1

         И2 → Н2

                   И3 → Н3 и т.д.

Между предложениями данного текста связь цепная, поскольку в каждом последующем предложении известным становится то, что было новым в предложении предыдущем (Бия – сибирская река; Бия – Бьюшка – Вьюшка).

Связь через известное в первом предложении

Связь через известное в первом предложении имеет свою специфику. Так, в первом предложении такого текста заключается известное, а в каждом последующем предложении текста есть собственное известное, однако все они по смыслу связаны с известным в первом предложении.

Рассвело.

Утро (И1) было серое и печальное (Н2). Низкие темные (Н2) тучи (И2) заволакивали небо. Ветер (И3) не стихал (Н3). Волны (И4) по-прежнему были громадны (Н4).

Схема этого текста представляет собой «осьминога»: от одной точки-головы отходит несколько щупалец-ног:

                          И

И1 → Н1             И2 → Н2             И3 → Н3 и т.д.

Обратите внимание на то, что чаще всего тексты со связью через известное в первом предложении стСмысловая связность текста 3

оятся по такому плану: первое предложение задает тему, которая вбирает в себя все последующие предложения (это предложение зачастую стоит обособленно, то есть выделяется в абзац, – как в нашем случае), все остальные предложения конкретизируют тему, заявленную в первом предложении.

Между предложениями текста связь параллельная, так как последующие предложения раскрывают смысл предложения первого.

!!!! Отметим, что чаще всего параллельная и цепная связи в тексте комбинируются, что нужно уметь замечать.

Остались вопросы? Не знаете, как определить вид связи в тексте?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Смысловая связь между примерами — Студопедия.Нет

Смысловые отношения Типовые констукции
Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причины Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами?

✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

✓Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

 

Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)

 

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

«Книги, открывающие нас»

Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Первый пример (1)   Автор искренне убеждён в том, что книга — это «важное звено в духовной связи людей».  
Пояснение к первому примеру (2)   Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.
Второй пример (3) Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».
Пояснение ко второму примеру (4) Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.
Связь между примерами (5) Оба эти примера, дополняя друг друга, позволя ют автору показать важность книги и чтения.
Позиция автора Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»

Фрагмент сочинения

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.

Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.

Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.

(По В. Санину)

 

Проблема В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.
Первый пример (1) Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей — мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».
Пояснение к первому примеру (2) Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.
Связь между примерами (3) Однако долг писателя, свидетеля событий войны, — рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.
Второй пример (4) Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…
Пояснение ко второму примеру (5) И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.
Позиция автора Так автор убеждает нас в том, что война — это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

 

Смысловые отношения в словосочетаниях

Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства [1. С. 21]. С точки зрения структурной организации в словосочетании выделяются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово – это грамматически независимое слово. Зависимое слово формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание, таким образом, строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного.

Выделяются следующие смысловые отношения, которые еще называются как грамматическое значение словосочетания:

1. Атрибутивные – между компонентами словосочетания, обозначающими предмет и его признак соответственно. В таких словосочетаниях главное слово выражено существительным, зависимое слово – любой знаменательной частью речи:

– именем прилагательным: раннее утро, полезная работа, медвежья берлога;

– причастием: решенная задача, любящая женщина, построенный дом;

– местоимением: наш город, каждый человек, моя тетрадь;

– порядковым числительным: второй разряд, первый номер, десятый дом;

– предложными и беспредложными формами существительного: платье из бархата, портфель брата, журнал с иллюстрациями;

– наречием: дом напротив, шашлык по-кавказски, яйца всмятку;

– инфинитивом: возможность уехать, необходимость отдохнуть.

От атрибутивных отношений следует отличать аппозитивные отношения (между существительным и приложением к нему). В отличие от атрибутивных отношений, в аппозитивных отношениях нет представления о предмете и его признаке, а есть один предмет (денотат) и два соотнесенных с ним понятиями, по-разному называющих этот предмет: студент Иванов, утес-великан, газета «Красное знамя». При приложении в отношения определяемого и определяющего вступают существительные. Согласуемое существительное может определять другое существительное с разных сторон: по названию (город Москва), по функции (корабль-пират), по качественному признаку (студент-отличник), по деятельности (художник Репин), по подобию (цветок Огонек) [5. С. 57 – 58].

2. Объектные отношения обозначают отношения между действием и объектом, на которое это действие направлено, а также между действием и предметом, с помощью которого осуществляется это действие (орудием труда).

Главное слово в таких словосочетаниях выражено глаголом, зависимое – существительным без предлога или с предлогом: интересоваться искусством, оглядеть окрестность, петь для слушателей, рубить топором. В качестве зависимых слов могут выступать местоимения и числительные: ждать его, увидеть двоих. Объектные смысловые отношения могут возникать в словосочетаниях с главным словом прилагательным, обозначая признак и объект, на который направлен данный признак: гордый победой, счастливый в любви, ласковый с сыном.

3. Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначаемого главным словом: приезд отца, разлив реки, белизна снегов [2. С. 487].

4. Обстоятельственные (адвербиальные) смысловые отношения – это отношения, при которых действие, состояние, признак определяются со стороны своего качества или условий его проявления: слишком яркий, гулять в лесу, ложиться на рассвете, говорить взволнованно, поехать на отдых [6. С. 272].

5. Комплетивные (восполняющие) смысловые отношения – это отношения, при которых зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, восполняющим информативную недостаточность главного слова: два дома, слыть чудаком [2. С. 487].

Иногда в рамках одного словосочетания наблюдается пересечение (объединение) нескольких типов смысловых отношений. Данное явление определяется как синкретизм смысловых отношений и возникает в словосочетаниях, в которых главное слово содержит разные грамматические семы. Например: любовь к сыну – главное слово «любовь» содержит сему предметности, т.к. это существительное, и сему действия (состояния), т.к. соотносится с глаголом «любить», является отглагольным существительным. Следовательно, в словосочетании любовь к сыну объединяются атрибутивные и объектные смысловые отношения. Еще пример: в словосочетании прогулка в лесу наблюдается синкретизм атрибутивных и адвербиальных смысловых отношений.

Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Двуголосие — это специфически бахтинский аналог оппозиции; понимание связывающих два голоса отношений как предикативных, то есть таких, которые, с одной стороны, предполагают смысловую связь между голосами, но, с другой стороны, не позволяют им нейтрализоваться, — бахтинская версия разрешения оппозиционного напряжения. Смысловые связи между разными высказываниями приобретают диалогический характер. Тем не менее, в обоих текстах видна смысловая связь. Смысловые структуры позволяют выявить и отразить жизненные отношения и одновременно — смысловые связи субъекта — подростка-спортсмена. Необходимо отметить, что смысловые связи, возникающие в деятельности животных, представляют собой условные связи, имеющие особый и, можно даже сказать, чрезвычайный характер.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дружинный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Спонсорство обеспечивает эмоциональную и смысловую связь ивента с брендом спонсора. Всё это выливается в конечном счёте в разложение «великих повествований» и смежных смысловых связей, которые уже не справляются с растущей фрагментацией в глобализованном модерне. Сейчас время изменившихся смысловых связей. Целью является снижение избыточности информации (компрессия) без потери её существенных элементов и создание системы смысловых связей различного уровня и вида, обеспечивающей сохранность материала на период синтеза и проговаривания переводящего отрезка текста. Категории «пространство» и «регион» различны, хотя между ними присутствует смысловая связь. Однако это я понял гораздо позднее, а ещё позже осознал, какой неразрывной в настоящей музыке бывает смысловая связь мелодии и слов. Это обеспечивает гибкость и больший контроль над течением повествования за счёт создания разнообразных смысловых связей в абзаце. Проведём наблюдение за характером заголовка и его смысловой связью с содержанием очерка. Всё сказанное в целом убеждает, что необходимость активизации культурных смыслов, наполняющих среду, акцент на смысловые связи внутри средового произведения — это одна из актуальных задач проектировщика среды, тесно связанная с основными задачами искусства живописи. Слабое управление усматривалось им только при отсутствии необходимой смысловой связи (человек в шляпе, пирог с грибами, стою с кем). Очень часто характер смысловых связей между фразеологизмом и словом подсказывается тем, в каких отношениях могут находиться соответствующие явления реальной действительности. Но система как совокупность качественных смысловых связей и соответствий, не взаимно однозначных соответствий, а неисчерпаемых соответствий, допускающих множественность смысловых перекличек и множественность способов взаимодействия и взаимовлияния составляющих (компонентов), — такая система ничуть не противоречит духу бергсоновского учения. Понимаем ли глубинные смысловые связи событий друг с другом? Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надёжно идти по пути познания текста, укрепить «текстовую память», возвратить адресат к предыдущему, напомнить ему о сказанном. Влияние создаваемой в экспериментальных сериях установки на восприятие слов, основывающейся на использовании смысловых связей, на больных шизофренией оказалось ослабленным (см. Вот почему, к примеру, современные образовательные технологии выстраиваются на принципах диалогизма, раскрывающих потенциал двусторонней смысловой связи, заинтересованного общения субъектов коммуникативно-образовательного процесса. Хорошо, когда понимание начинается ещё на этапе запоминания — за счёт установления смысловых связей такая информация и лучше запоминается. Таким образом, в жизнедеятельность субъекта включено, часто многократно опосредованным путём, множество объектов и явлений действительности, характеризующихся определённым отношением к реализации потребностей субъекта, а именно смысловыми связями. Смысловая связь — это такое объективное отношение между двумя объектами или явлениями, в силу которого если один (одно) из них (или какая-либо грань его) имеет отношение к реализации какой-либо потребности субъекта, то и второй объект или явление также становится небезразличным к реализации этой потребности, включается в цепь её реализации. Цепь смысловых связей прямо соотносится с деятельностным путём реализации потребности: каждое звено пути направляется одной из смысловых связей. Приведём ещё один пример, на котором лучше видна индивидуальная специфичность смысловых связей, их субъектный характер. Хулиганы, однако, реализуют эту потребность путём унижения других; у большинства же людей унижение других не находится в смысловой связи с утверждением собственной личности. Важно подчеркнуть, что речь идёт не об отражении определённых связей в сознании, которое может быть и иллюзорным, а о связях, реальность которых подтверждается практическими действиями, направляемыми соответствующими смысловыми связями: унижение других действительно приносит хулигану чувство собственной значимости. Смысловые связи — это связи, реальность которых обнаруживается или проверяется в результате практической деятельности. Понятие смысловых связей неотделимо от понятия смыслообразования. Смыслообразование, если рассматривать его в плоскости жизненных отношений субъекта с миром, представляет собой процесс расширения смысловых связей. Конечно, человек способен раскрывать объективные взаимосвязи и теоретически, в своём мышлении, и формировать идеаторные представления о смысловых связях, однако они далеко не всегда, проходя проверку на практике, оказываются адекватными. Объективной характеристикой места или роли объектов и явлений в жизнедеятельности данного конкретного субъекта является их жизненный смысл для него, определяемый системой (системами) смысловых связей, распространяющейся (распространяющимися) на данный объект или явление. И наверняка является интерпретацией установление некой смысловой связи между определёнными явлениями современности (например, светским законодательством, парламентом и тому подобное) и отдельными частями коранического текста. Статуи служили смысловой связью с окружающей природой. Наш педагогический процесс должен быть построен, конечно, совершенно иначе, в зависимости от того, можем ли мы рассчитывать на запоминание у наших учащихся только на основе воспитания у них чисто механических ассоциаций, или мы должны пытаться организовывать их память посредством установления определённых смысловых связей между предлагаемым материалом и известными внешними опорными элементами, или, наконец, мы должны стремиться к вызыванию у них процесса внутреннего логического связывания. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними. Создаются по-настоящему богатые смысловые связи, если перейти от только что представленных двойных связок архетипов ко всё более многоаспектным связкам и, наконец, к полному их набору. Именно в смысловых связях действие становится рациональным или традиционным (веберовская классификация действий устроена сложнее, но вдаваться в её детали сейчас мы не будем). Но что собой представляет эта смысловая связь? Но наблюдатели могут соотносить доступный пониманию субъективный смысл с более широкими смысловыми связями очень по-разному. Статуи по-прежнему служили смысловой связью с природой, но по своему содержанию они должны были напоминать о простых утехах окружающей сельской местности. Зимняя, элементарным проявлением смысловой связи является межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями. Первый из них заключается в наличии смысловой связи между всеми последовательными, законченными в смысловом отношении фрагментами текста (подтемами, микротемами, «семантикосинтаксическими целыми» — ССЦ). Каждое предложение, как и целый фрагмент текста, должно быть связано смысловой связью не только с предыдущим и последующим, но и со всеми другими предшествующими и последующими отдельными высказываниями в рамках целого текста. Семантическая связность развёрнутого речевого сообщения (текста) — это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз. Так же как и в системных материальных объектах, связи между их элементами лежат глубже рассматриваемого в этот момент уровня; смысловые связи между данными, из которых образуется знание, на первый взгляд, могут не обнаруживаться. Нить первая — прямая и очевидная смысловая связь.

Неточные совпадения

Торндайк, считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно. Поскольку это понятие далеко в философии от сколь бы то ни было однозначного понимания, постольку и для нас утверждение о наличии некой связи между символическими ивановскими референтами и «необъектным уровнем реальности» является пока только декларационным тезисом, выполняющим по сути лишь функцию демаркационной линии для ограничения смыслового поля дальнейших рассуждений и предполагающим, конечно, своё постепенное реально-содержательное насыщение. Обозначенная направленной стрелкой связь от Ai к Aj указывает на необходимость для понимания смыслового содержания аспекта Aj знания и понимания смыслового содержания аспекта Ai. Заметим, что, употребляя словосочетание «лингвистические паттерны», современные исследователи акцентируют внимание не только на повторяемости в речи политика тех или иных конструкций, но и на тесной связи их с попытками передачи аудитории некоего смыслового кода, с одной стороны, и с манипулятивными целями — с другой. Эта книга, содержащая изречения, небольшие рассказы, стихотворения, построена таким образом, что каждое последующее высказывание имеет логическую связь с предыдущим («смысловая рифма»): оспаривает, подтверждает, дополняет или иллюстрирует его. Квазимышление бесструктурно, в нём не выделяются смысловые слои и единицы: кусочки событий, разорванные причинно-следственные цепи или, напротив, причинные связи, не имеющие причины, либо следствия, либо того и другого. Незнание традиции в целом, пренебрежение её частями, ведёт к отходу от неё, что влечёт за собой разрыв связи с национальной культурой и утрату понимания её смысловых символов и ключей.

Синонимы к словосочетанию СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

СМЫСЛОВО́Й, —а́я, —о́е. 1. Связанный с мыслью, с деятельностью рассудка. Смысловая память.

Все значения слова «смысловой»

СВЯЗЬ, -и, предл. о свя́зи, в свя́зи и в связи́, ж. 1. Взаимные отношения между кем-, чем-л. Связь между промышленностью и сельским хозяйством. Связь науки и производства. Торговые связи. Хозяйственная связь районов. Родственные связи.

Все значения слова «связь»
  • Смысловые связи между разными высказываниями приобретают диалогический характер.

  • Двуголосие — это специфически бахтинский аналог оппозиции; понимание связывающих два голоса отношений как предикативных, то есть таких, которые, с одной стороны, предполагают смысловую связь между голосами, но, с другой стороны, не позволяют им нейтрализоваться, — бахтинская версия разрешения оппозиционного напряжения.

  • Смысловые структуры позволяют выявить и отразить жизненные отношения и одновременно — смысловые связи субъекта — подростка-спортсмена.

(все предложения)

Образование смысловых связей

К образу (или ассоциации), в котором закодировано произношение термина, добавляются образы, отражающие смысл этого термина.

Пример.«Драже». Запомнить само название можно, обозначив это слово чем-то дрожащим, например, вибромассажером. Чтобы запомнить смысл этого термина, в первую очередь нужно иметь его описание: «Драже изготавливается поэтапным наслоением разных лекарственных средств». Поэтапное наслоение в разрезе напоминает зебру или мишень. Поэтому на образ «Вибромассажер» мы добавим «Зебру» (разметку пешеходного перехода). У нас получилась следующая ассоциация: «На вибромассажере краской нарисованы полоски». В этом образе мы закодировали и произношение слова, и его смысл.

Пример.«Линименты густые, желеобразные жидкости, для наружного применения». Ассоциация: «На черной линии лежит .ментоловая таблетка. На таблетке находится порция фруктового желе. Из желе торчит кисть руки».

Образовать смысловую связь — это значит добавить в ассоциацию, обозначающую звучание слова, образы, наглядно отражающие ответы на следующие вопросы: «Что это такое?» и «Для чего это нужно?» Например: «Коник длинный, узкий, невысокий ящик с крышкой. Использовался в русских избах вместо лавки, стоял у стены, в нем хранили различные вещи, овощи». Ассоциация, кодирующая произношение: «Конь с ИК-лучами в глазах». В эту ассоциацию добавьте дополнительные образы: «Длинный, узкий ящик с крышкой и лавка».

В некоторых случаях смысловая связь может быть более емкой. Пример. «Засулич — революционерка, совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова в 1878 году». Закодируйте в ассоциацию произношение фамилии: «Засов, улей, черный». После этого на любой из образов созданной ассоциации (например, на образ «Улей черный») добавьте образы, в которых закодируйте другие элементы информационного сообщения: «На улье сверху лежит фосфор (878), посередине — разводной мост (Петербург), внизу — повар с трещоткой (Трепов)».

Психологическое толкование смысловой связи следующее: образовать смысловую связь это значит соединить вместе ранее разобщенные образы. Действительно, в последнем примере мы не запомнили новых образов, все образы нам хорошо знакомы. Но сочетание этих образов — новое.

Из одних и тех же элементов информации можно получить большое количество информационных сообщений всего лишь путем изменения связей между этими элементами. Телефонные номера — 226-35-23, 226-23-35, 235-23-26, 223-26-35 — состоят из одинаковых элементов (26, 35, 23), однако это различная информация.

Информация для нашего мозга — это связи. Мозг можно сравнить с конструктором «Лего». Из ограниченного количества элементов (генетически запрограммированная система восприятия) можно получить неограниченное количество конструкций путем изменения связей между этими элементами.

Объем нашего сознания ограничен именно потому, что мозг, воссоздавая информацию, собирает ее из готовых элементов. Для того, чтобы вспомнить что-то другое, мозгу необходимо предварительно разобрать предыдущую конструкцию. Из освободившихся элементов может быть собрана любая новая.

Принцип функционирования памяти человека немного напоминает процесс архивации (сжатия) данных в современных компьютерах. Отдельные элементы информации не запоминаются мозгом. Запоминается «Схема сборки», т.е. связи между этими элементами. Память, функционирующая по такому принципу, обладает практически неограниченной емкостью. Действительно, попробуйте подсчитать, сколько различных конструкций вы сможете собрать из шестисот деталей конструктора «Лего» при условии, что каждый раз вы будете разбирать предыдущую конструкцию, то есть при условии, что в вашем распоряжении всегда будут все 600 деталей?

Обратите внимание, что мнемотехника даже не рассматривает саму возможность запоминания отдельных элементов информации (так как это противоречит принципам работы памяти). Мнемотехника обучает вас создавать подробные «Схемы сборки» информационных сообщений, своеобразные «Чертежи», по которым собирается информация. По существу, любые образуемые вами связи смысловые, так как являются «схемой», по которой мозг сможет в будущем воссоздать информацию, например, тот же телефонный номер.

Так как основной принцип функционирования памяти многим кажется парадоксальным, еще и еще раз обращаем ваше внимание на аналогию памяти с конструктором. Память — это не склад готовых конструкций. Это «Сборник чертежей-связей», по которым собираются конструкции из ограниченного количества простых элементов.

Пусковыми стимулами, запускающими процесс генерации информации (воспоминание), в норме являются сигналы извне, сигналы от внутренних органов, а также генетически запрограммированные периодические скачки внимания (нормальная неустойчивость внимания), выражающиеся в генерации случайных образов, которые, в свою очередь, запускают случайные воспоминания.

Мнемотехника позволяет сознательно управлять процессами запоминания и припоминания. Эти процессы в норме контролируются с трудом и сильно зависят от внешних стимулов.

Наполнение структуры

Вам уже известно, что мнемоника возникла в древности как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства). Учителя риторики хорошо знали слабые места человеческой памяти:

§ память работает по ассоциативному принципу и для припоминания информации необходим какой-то стимул извне, например, наводящий вопрос; механизмы фиксации последовательности информации в мозгу отсутствуют;

§ точные сведения (числовая информация, даты, фамилии, названия, знаки) запоминаются мозгом с большим трудом, так как подобная информация не вызывает в мозгу образных представлений.

Роль мнемоники в ораторском искусстве заключается в компенсации именно этих природных «недоделок» памяти человека.

Ответ ученика на уроке или на экзамене можно рассматривать как небольшое публичное выступление, при этом, как правило, выступление в режиме монолога.

Психологи различают два режима речи: диалоговый и монологовый. Диалоговым режимом в совершенстве владеет каждый. Когда человек разговаривает по телефону, речь льется плавно и без остановок. Однако когда школьник выходит к доске, можно наблюдать совершенно иную картину …

Когда вы беседуете с кем-то, ваша память постоянно активизируется речью другого человека, как и ваша речь активизирует память вашего собеседника. В режиме диалога собеседники как бы непрерывно подсказывают друг другу, о чем говорить.

Но когда преподаватель говорит вам на экзамене: «Ну, уважаемый, я вас внимательно слушаю…», возникает ситуация, в которой от вас требуется умение стимулировать свою память самостоятельно.

Способность к внутренней стимуляции мозга является генетически определяемой характеристикой и изучается психологией личности, в частности теорией темперамента (Маслоу). Люди с низкой внутренней стимуляцией постоянно нуждаются в мощной внешней активации мозга. Они склонны к шумным компаниям, очень общительны, активно интересуются жизнью других людей, часто посещают концерты, дискотеки.

Люди с повышенной внутренней активацией мозга, наоборот, пытаются изолировать себя от притока внешних впечатлений, которые перегружают и без того нагруженный мозг. Первые называются в психологии экстравертами, вторые — интровертами. Между этими крайними полюсами существует несколько градаций.

Далее мы рассмотрим разные способы запоминания учебного материала. В любом случае при запоминании учебника в памяти фиксируются основные (ключевые) моменты. Если пересказывать материал только по запечатленной структуре, ответ получится сухой, скучный. В вашем ответе будут только точные сведения. Бывает компот без ягод и ягоды без компота. И то, и другое плохо. В первом случае ответ получается слишком общим, по существу — пустым. Во втором случае ответ напоминает чтение энциклопедического словаря.

Разбавить «водой» сгусток точной информации можно с помощью небольшого дополнительного плана ответа. Его очень просто запомнить, так как такой план состоит всего из нескольких пунктов. Содержание этого плана вы определяете самостоятельно.

Если вы отвечаете по теме «Лекарственные формы», то план ответа по каждой лекарственной форме может иметь следующий вид:

§ общая характеристика лекарственной формы;

§ достоинства данной формы;

§ недостатки;

§ особенности применения;

§ примеры конкретных лекарств;

§ стандартные упаковки и дозировки;

§ сроки хранения.

После того, как вы вспомните очередную лекарственную форму, рассказывайте про нее по составленному плану. При этом старайтесь использовать в ответе не только информацию из учебника, но и материал лекций, дополнительную литературу, журналы.

Наличие в памяти точной информации и подробных планов по разным разделам и по разным предметам позволяет осуществлять сравнение, анализ и обобщение информации. Ведь эти мыслительные операции возможны, если информация находится в вашей памяти. Иначе просто нечего будет сравнивать и анализировать.

Например, отвечая на вопрос: «Кто такая Засулич?», вы считаете с образов: «Революционерка, в 1878 году совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова». И тут же можете заметить, что в этом же году Джеймс Ритти, владелец салуна из города Дейтона в США, запатентовал кассовый аппарат. Умея запоминать точные сведения, вы сможете самостоятельно получать новую информацию, не представленную в учебнике в явном виде. Например, интересно, что у писателя Толстого и баснописца Крылова (1769-1844) были не менее известные однофамильцы: министр внутренних дел (с 1882 по 1889) Толстой и академик, судостроитель Крылов (1863-1945). Когда Колумб открыл Америку (а думал, что приплыл в Индию), в Испании была завершена реконкиста и изгнаны мавры (1492).

Ваш мозг устанавливает связи между фактами, событиями и явлениями автоматически, от вас не требуется никаких дополнительных усилий. Единственное условие для включения аналитической функции мозга наличие информации в памяти.

С точки зрения мнемотехники, информацией являются связи между явлениями, фактами, событиями. Поэтому любые новые связи между уже известными фактами — это новая информация. Полученная вами новая информация также может быть включена в ответ на уроке или на экзамене.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *