Что такое тьюторство – кто это в университете и сколько они зарабатывают? Качества и должностные обязанности тьютора

Содержание

Кто такие тьюторы и для чего они нужны


Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — учить других учиться. Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, в Великобритании, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, какие формы работы им подходят, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

Читайте также:

Зачем вашим детям учить математику?

5 эффективных приемов для развития памяти

Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Evgeny Atamanenko/FamVeld/ESB Professional/Sharomka/Shutterstock.com

Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?

Феномен тьюторства  проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ! 

Индивидуальный подход и индивидуализация

До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию. Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход. 

Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».

Что это такое — тьюторство?     

Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение  индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения.  Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.

Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности. 

Как работают тьюторы

Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений.  Ученикам  5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления. Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.

Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается  рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор. 

Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и  индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей. Очевидно, что руководитель курса (учитель)  учит, классный руководитель организовывает, а тьютор –  обеспечивает развитие метапредметных умений. Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!

Тьюторство на разных ступенях школьного образования

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться. 

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе  и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.  

Тьютор вооружает  умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации. 

Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом.  Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее! 

Основной инструмент тьютора — это вопросы. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть проблему и осознавать способы её решения, уметь продлевать и углублять вопросы — в этом искусство тьютора!  

Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства. Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть  учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому  коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат… 

Зачем студентам peer-tutoring, или кто такой тьютор: опыт профессионального самоопределения.

Предлагаемый к обсуждению в профессиональном тьюторском сообществе материал подготовлен тьютором Liberal Arts Анной Лобзиной по итогам её выступления на первой инициативной студенческой конференции «Социальная ответственность современного университета: Liberal Arts как площадка для формирования студенческих инициатив в России» (17-18 мая 2019 года). Анна работает тьютором с сентября 2018 года после окончания бакалавриата по направлению «Психология» и уже стала одним из самых перспективных сотрудников Отдела индивидуализации образования Института общественных наук РАНХиГС. Содокладчиком Анны стала студентка третьего курса направления «История» Валерия Машарова, которая является инициатором peer-tutoring на факультете.

Представленный материал, на наш взгляд, заслуживает внимания как рефлексия открытого разговора со студентами о роли тьюторства в вузе, а также как постановка вопроса о развитии peer-tutoring в российских вузах.   

Кто такой тьютор в вузе? Что он может сделать для студента? А студент какую пользу может получить «об тьютора»? Что такое peer-tutoring и кому он может быть полезен? С этими провокационными вопросами мы вышли на конференцию «Социальная ответственность современного университета: Liberal Arts как площадка для формирования студенческих инициатив в России», которая была полностью задумана и организована студентами факультета Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС и впервые в прошла 17-18 мая 2019 года.

Идея выступить на конференции появилась по нескольким причинам. Во-первых, многие тьюторы сопровождали инициаторов в подготовке этого события и не могли остаться равнодушными к его проведению. Во-вторых, в некоторых моментах становилось всё более очевидной задача быть услышанными как профессионалы. В-третьих, в тьюторской службе факультета стало появляться движение peer-tutoring и тоже по инициативе самих студентов старших курсов. Все эти обстоятельства привели нас к желанию разобраться вместе со студентами, кто мы есть на самом деле, и услышать, что тьюторское сопровождение значит для них.

Тьютор — новая профессия в вузовской среде и нас часто путают с другими профессиями, которые необходимы в образовательном процессе. Кто-то думает, что тьютор — это преподаватель, который передает знания, или наставник, который дает советы. Иногда у студентов создаётся впечатление, что тьютор — классный руководитель, который строго контролирует весь учебный процесс. Есть даже мнения, что тьютор может помочь разобраться с внутриличностными кризисами и экзистенциальными проблемами, что путает задачи тьютора и роль психолога. А ещё есть коучи, менторы, кураторы… В общем, конференция представлялась нам удобным форматом, чтобы вместе со студентами поговорить об этом и начать продвигать адекватное понимание профессиональной тьюторской позиции в студенческие ряды.

Подготовку к нашему выступлению мы начали с того, что задали себе сами (уже не в первый раз) вопрос: а что мне как тьютору важно и почему я делаю это? И, конечно, сразу же подумали о своих студентах, о том, насколько трудно им бывает в 17-18 лет разобраться внутри себя со своими желаниями и представлениями о будущем. Тем более, что мы с третьекурсницей Валерией Машаровой почти ровесники тем, кто приходит к нам за помощью.  Что и как выбрать из многообразия предлагаемых факультетом majors и minors, выбрать? Как распределить свои ресурсы и время, чтобы не отказываться от своих увлечений и хобби? Как освоить нелёгкую для недавнего школьника коммуникацию с преподавателями? Эти вопросы появляются почти ежедневно. Ответ частенько складывается из уникального жизненного опыта и того уже известного набора чувств, переживаний, эмоций, через который воспринимается мир. Все мы разные и нужно нам разное, поэтому одного правильного и единственного рецепта нет. Вот этой-то простой мысли студентам и приходится учиться, чтобы не ждать готовых универсальных рецептов, которых на самом деле не бывает. Именно для этого и нужен тьютор: он готов и может помочь не заблудиться в процессе поисков настоящего себя. А ещё даст уникальную возможность разглядеть свои ресурсы для трудного взрослого выбора.

Мы вышли на конференцию с вопросом «Зачем тьютор студенту?» И получили от них очень разные ответы, не всегда точно описывающие нашу тьюторскую роль и профессиональные задачи. Что, впрочем, было почти ожидаемо. Поэтому, мы построили своё выступление как экскурсию в тьюторскую реальность и попытались рассказать о своих главных функциях и профессиональных инструментах понятными словами.

Итак, о чём и как нам удалось поговорить со студентами:

  1. Чем тьютор может помочь студенту в адаптации и самоопределении.

Самоопределение и адаптация – это скорее наши профессиональные термины, а нам нужно было рассказать про них простым языком. Что такое самоопределение? Как студент может решить внутри себя: “А что мне действительно нужно?” Ведь мы не всегда знаем, чего хотим на самом деле, и это нормально. Но мы всегда хотим узнать что-то новое о себе и ищем что угодно подходящее, чтобы найти ответ. Например, проходим в интернете психологические тесты и, читая автоматически сделанные машиной выводы, думаем, что вот это точно про нас. Иногда даже начинаем следовать рекомендациям. Но именно в этом месте очень важно остановиться и понять, что никакой универсальный тест, чужой совет, постороннее мнение никогда не сможет описать человека полностью и объективно. Познание себя — это долгий процесс и непростая внутренняя работа. Мы часто хотим узнать себя быстро, всего и сразу, и ждем от себя большого результата, не очень понимая, что часто хороший результат зависит от совсем простого шага, который можно сделать навстречу себе с помощью тьютора.

  1. Как тьютор может помочь студенту увидеть его способности/наклонности и помочь в создании своего собственного карьерного маршрута.

Мы называем этот процесс «сборочной линией себя». Мы должны уметь собирать себя, чтобы оперативно включиться в полезные и по-настоящему важные процессы и коммуникации. Включиться — это значить уметь думать о себе, говорить о себе, искать себя. В итоге появляется очень важное для продвижения к успеху качество – ощущать себя нужным самому себе. Это большая внутренняя работа, которую никто не сможет сделать за человека, но этому можно научиться «об тьютора», если сам студент этого захочет. Просто всегда важно помнить, что нет одного и единственного ответа.

Особенно трудно студентам на первом курсе — они начинают «собирать» себя, становиться взрослыми ответственными людьми. Тут тьюторы многое могут предложить, чтобы процесс взросления прошёл легче – у нас есть профессиональные инструменты, которые помогут студентам в этом процессе.

Инструмент первый – «Автобиографическое эссе».

В нём мы помогаем студентам «собирать» и исследовать самих себя в полноте всех знаний, умений, талантов и опыта. Это не сухое резюме и не предполагает оценки «хорошо или плохо». Важно увидеть себя разным и научиться «встраивать» в жизнь свои сильные стороны. Задача автобиографического эссе – помочь студенту увидеть все свои достижения в прошлом, понять свою силу в настоящем, чтобы осознанно строить желаемое будущее. Знание о себе, как и любое другое знание о мире, нужно научиться применять. Так наши студенты учатся добывать «об тьютора» полезную и важную информацию о себе.

Что делает тьютор, когда студент написал о себе? Тьютор учит задавать вопросы! Кто я? Что мне действительно интересно? Кто и что меня окружает? Почему я поступил так, а не иначе? Каким я был, когда учился в школе? Что во мне изменилось и почему? Какой я сейчас и что мне помогло стать таким? И, наконец, главное: Что я могу сделать для себя уже сегодня?

Инструмент второй – «Рефлексивный отчет».

Этот особый формат размышлений студент пишет после посещения мастер-классов, экскурсий, тренингов, то есть – тех мероприятий, которые нужно выбрать в соответствии со своими запросами на развитие soft skills. Рефлексивный отчет нужен, чтобы:

  • научиться правильно расставлять приоритеты (Какой тренинг я выбираю и зачем?)
  • понять, какого опыта не хватает для развития (Что я хочу дополнить к своим знаниям и навыкам?)
  • определить свои собственные интересы и соотнести их с предлагаемыми тренингами и мастер-классами
  • научиться адекватно оценивать себя и ситуацию
  • принимать собственные решения (Как я воспользуюсь этой информацией? Что нового я узнал? Чему научился?)
  • аргументировать свой выбор (Что для меня было важно/неважно? Как это может помочь мне в образовании?)

Инструмент третий – «Vision».

Фактически, это первый оформленный профессиональный/карьерный замысел студента. Будущее пугает всех и это правда, потому что единственное, что мы знаем о нем — что оно будет. Не у каждого из нас есть смелость и желание заглянуть туда и понять, что нас ждет. Vision помогает студенту сделать первую попытку увидеть себя через несколько лет. Увидеть себя успешным. Увидеть себя таким, каким хочется себя видеть. Может быть, поставить себе цели уже сейчас? Но тогда придётся понять, как меняется мир вокруг и что может повлиять на выбор профессии. Четыре года пролетят очень быстро и неизбежно встанет вопрос что делать после защиты диплома? Тогда в конструкции Vision помогают совсем простые вопросы. Куда я хочу пойти работать? Какой график и какие обязанности у меня будут? Как может выглядеть мое рабочее место? Какие стажировки я могу выбрать, чтобы расширить свои возможности? Какой опыт работы я хотел бы получить ещё до окончания вуза, или моя первая работа наступит после защиты диплома? Прорабатывая таким образом себя с тьютором, студенты учатся понимать, что большие цели складываются из осознанных маленьких шагов. И что ещё важнее – начинают делать их самостоятельно.

Инструмент четвёртый – «Большое портфолио».

С первого взгляда, этот формат выглядит не таким сложным, как три предыдущих. Но! В большое портфолио студенты собирают все свои достижения и успехи, а именно этого не хватает не только студентам, но и взрослым – увидеть насколько много сделано в жизни и удивиться своей силе. В повседневной суете и многообразии своих и чужих дел до такого упражнения редко доходят руки. Поэтому мы считаем Большое портфолио опорой для успеха будущем, а для этого просто необходимо гордиться собой и уметь проявлять все свои лучшие качества. Все почётные грамоты, благодарственные письма, краткие описания важных фактов своего участия в разных мероприятиях, хорошие учебные и не только эссе/тексты, первые научные работы, собранные в единый бокс (бумажный, или электронный – не имеет большого значения), помогают понять насколько многое уже сделано и не начинать каждый раз с «чистого листа». Это хороший мотивирующий на достижения ресурс, не говоря уж о том, что такой «портфель» – отличная универсальная заготовка-конструктор для сфокусированных резюме при будущем трудоустройстве.

  1. Зачем студентам такой формат как peer-tutoring?

На факультете Liberal Arts зарождается ровестническое тьюторство – peer-tutoring, что означает, что старшие студенты помогают первокурсникам включиться в студенческую среду, найти своё место в новой для себя ситуации, освоить все премудрости уклада студенческой жизни. Студентам нравится помогать младшим товарищам не потеряться в стенах большой Академии, подсказывать, к кому можно обратиться с проблемой, оказывать эмоциональную поддержку во время первых неудач и, конечно, делиться радостью побед. Конечно, мы не первые, кто запустил эту программу. Многие вузы в Америке и Европе осуществляют peer-tutoring в рамках основного образования. Там роль ровесника больше смещается к помощи по учебе, освоению пропущенных или трудных тем. А вот в Китае на данный момент пока ещё только проводят исследования на тему пользы такого формата, о результатах которого нам только предстоит узнать. В любом случае, это давняя университетская традиция, истоки которой мы находим ещё в средневековом университете. Поэтому когда в тьюторскую службу факультета стали обращаться инициативные студенты второго, третьего, четвёртого курсов, мы с радостью включили их в нашу команду. Бывают такие ситуации, когда первокурсникам легче обратиться со своими бытовыми проблемами к ровеснику, чем к взрослому человеку, официальному представителю института. Такой формат помогает адаптироваться в непривычной для себя обстановке иностранным и иногородним студентам. По нашим наблюдениям помощь по принципу «равный – равному» эффективна и в образовательном процессе, что очень важно, особенно на первых этапах обучения в вузе. Ровестнику-тьютору такой опыт дает больше понимания своего дальнейшего развития, реализовать свой потенциал активной жизненной позиции. Сейчас peer-tutoring реализуется на факультете в формате событийного тьюторства – старшекурсники проводят экскурсии по городу, оказывают поддержку во внеучебных активностях, вместе с первокурсниками проживают их первые опыты участия в жизни факультета. Мы уверены, что это реальная перспектива развития тьюторства в вузе. В ближайших планах – образовательные тьюторские программы для старшекурсников и поддержка инициатив ровестнического движения Liberal Arts.

В заключении хотелось бы отметить, что наш опыт включения тьюторской службы в подготовку и проведение студенческой конференции был очень полезен и для студентов, и для нас самих. Тьюторы сопровождали инициаторов мероприятия с момента появления идеи до итоговой презентации и вместе достигли отличных результатов: конференция закончилась очень интересными проектными замыслами студенческих инициатив (в числе которых – peer-tutoring), придала самым активным и неравнодушным студентам уверенность в своих силах и возможностях, вывела разговор о вузовском тьюторстве на новый уровень.

Кто такой тьютор и чем он занимается?

Кто такой тьютор? Что это за профессия, из какой она области и зачем она нужна? Чем занимается тьютор?

Первая мысль, которая приходит в голову — очередная новомодная профессия, о которой в нашей стране ничего не слышали. Если о ней раньше ничего не слышали, нужна ли она вообще?

Тьютор — это личный наставник или куратор школьника, студента, новичка на предприятии. Сегодня тьюторы появляются во многих московских школах, внедряясь в систему нашего образования со школьного звена. У нас на таких специалистов родители смотрят с недоверием, а вот за рубежом, в Америке или Англии, эта профессия широко распространена.

Кто такой тьютор расскажет это короткое видео:

Нельзя сравнивать тьютора с учителем, так как цели их работы тоже различны. Наставник основной целью ставит индивидуальное обучение ребенка, школьника, студента. Его задача — организационный процесс индивидуального обучения, правильный психологический настрой подопечного, подготовка расписания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Индивидуальный тренер обязан найти подход к любому ребенку, вне зависимости от уровня его успеваемости и поведения, наладить с ним более глубокий психологический контакт, позволяющий разобраться в том, что ребенку в действительности интересно, и понять, какими талантами он обладает.

Подобный подход позволяет еще на раннем этапе провести профориентацию школьников и направить их на изучение необходимых в будущем предметов и наук.

Тьюторы пришли к нам из университетов Кембриджа и Оксфорда, где они считались связующим звеном между студентами и профессорами. Личные наставники следили за тем, какой курс выбрали их подопечные, какие предметы они посещают и как эффективно они занимаются самообразованием. В их задачу также входила адаптация подопечного в университете, выбор подходящих курсов для слушания, составление расписания учебного процесса, подготовка к экзаменам. Однако, тьюторы не являются индивидуальными консультантами — они работают с группами студентов, уделяя каждому из них достаточно внимания.

Где в России работают тьюторы?

Как правило, в частных школах. В общий образовательный процесс эта профессия еще не вошла. Часто наставники работают с детьми с ограниченными возможностями, когда стандартное обучение невозможно.

Сложностью этой работы является то, что возникает необходимость четкого распределения обязанностей и времени, так как необходимо оказать равное внимание каждому подопечному. Каждого нужно поддержать, настроить на обучение, помочь наладить общение в коллективе, решить организационные вопросы, разъяснить, как занять свое место в жизни даже человеку с ограниченными возможностями, вдохнуть в него стремление развиваться и силу воли. Принято считать, что наставник всегда поможет решить сложную ситуацию, связанную с учебой, расскажет, как поступать и что делать.

Однако есть один минус — в России практически нет подобных специалистов, а также очень мало учебных заведений, которые проводят профессиональную переподготовку кадров по данной профессии. Из-за нехватки профессиональных кадров функции наставников при работе с детьми — инвалидами берут на себя родители, социальные работники, педагоги школ, волонтеры. Наставник приучает детей к самостоятельности, объясняет, как жить с особенностями и выстраивать отношения со здоровыми людьми и окружающим миром.

В отличии от России, в Америке и Европе тьюторы работают со всеми желающими. За рубежом каждый студент знает, что по любому вопросу, связанному с образовательным процессом, он может обратиться к своему куратору.

Каковы требования к кандидатам на должность тьютора?

Этот человек должен хотеть помогать другим людям и, преимущественно, детям. Он должен быть всегда в хорошем настроении, доброжелателен и позитивно настроен, относиться к воспитанникам как к равным. Все эмоции и недовольства придется держать при себе, контролировать свою мимику, жесты, поведение. Коме этого, при работе с детьми необходимо хорошо разбираться в педагогике, быть психологом для каждого подопечного, знать и уметь применять методики коррекционного развития. Также тьютор для школьников и детей детсадовского возраста должен иметь высшее педагогическое образование со специализацией «тьюторское сопровождение образовательной деятельности».

По нашему мнение, внедрение системы наставничества в российскую образовательную систему помогло бы вывести ее на новый, более качественный уровень. Всем известно, что наша школа имеет огромный пробел в сфере личностного воспитания школьников, их мотивации к учебе и другим достижениям, психологической поддержки. Кроме этого, наставник помогает уже в первые школьные годы профориентировать ученика на основе его талантов и интересов, что крайне важно, так как сегодня многие выпускники школ так и не знают, кем им быть и куда пойти учиться.

Рубрика: Профессии                     Главная страница

кто это? Обязанности и задачи тьюторов

Тьютор – кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как «ребрендинг» (изменения), «коучинг» (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор – кто это?

тьютор кто этоМногие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

деятельность тьютора

Немного истории

Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

учитель тьютор

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

работа тьютором

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор – кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор — не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

тьютор обязанности

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор – кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность «тьютор» не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности.

задачи тьютора

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

Тьютор — это… Что такое Тьютор?

Тью́тор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин). Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».

Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Библиография

  • Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др.— Москва. 2009.

Ссылки

Тьюторство в образовании — это… Что такое тьюторство в дошкольном образовании

Сейчас все стараются адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В современном обществе люди пытаются максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями. Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов — это тьюторство в образовании.

Что это такое

Тьюторство в образовании — это сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании. Внедрение данного вида деятельности является важным шагом в их социализации. Так же тьюторство широко используется для сопровождения проблемных семей, в том числе и для детей с девиантным поведением.

Само слово «тьютор» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «домашний учитель». И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений. Так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.

Тьюторство в образовании — это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.

тьюторство в образовании это

Основные аспекты

Несмотря на то что данный вид педагогической деятельности появился относительно недавно, ее стараются внедрить в образовательные институты. Но сложность этой профессии заключается в том, что на тьютора не учат в вузах, хотя специальность совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд:

  1. Тьютор помогает решить проблему с обучением, которая часто возникает из-за того, что учебная программа не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все это влияет на успеваемость, усвоение материала и поведение ребенка на занятиях.
  2. Тьютор должен помочь личностному развитию ребенка и раскрытию его потенциала. Он должен суметь заинтересовать, найти нестандартные подходы, расширить поле исследовательской деятельности своего подопечного.
  3. Тьютор сопровождает его на всем образовательном пути. Поэтому можно сказать, что этот вид деятельности нацелен на достижение конечного результата.

Как видно из всего вышеперечисленного, тьюторство в образовании — это не простая поддержка детей или семей. Это помощь ребенку в учебе, культурном и личностном развитии.

тьюторство в дошкольном образовании

Технология тьюторства

Названный вид педагогической деятельности относится к гуманитарному сопровождению ребенка. Основная технология в тьюторстве — педагогическая поддержка и учебно-воспитательное взаимодействие. Под этим подразумевается, что ребенок совершает действие, а тьютор создает необходимые для этого условия.

Используются следующие методики:

  • разбор практических ситуаций;
  • демонстрация окружающим достигнутых результатов;
  • дебаты — эта методика широко используется в занятиях с подростками, для которых важно формирование соревновательного и коммуникативного навыка.

Реализуются перечисленные методики при помощи следующих технологий:

  • составления портфолио;
  • групповой и индивидуальной консультации;
  • проведения тренингов;
  • применения информационных технологий.

Рассмотрев, что такое тьюторство, и какими методами оно осуществляется, следует более подробно проанализировать эту педагогическую деятельность в дошкольных и школьных учреждениях.

тьюторство в школе

Работа тьютора в ДОУ

Введение сопровождения еще на этапе раннего развития ребенка помогает скорректировать и предупредить дальнейшие проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе обучения. Именно в дошкольном возрасте тьютор закладывает основы для успешного освоения социальных норм и личностного развития.

Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.

Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного. Он должен включать разнообразные способы исследовательской и познавательной деятельности, чтобы стимулировать у малыша интерес к самостоятельному получению знаний.

тьюторство технология педагогической поддержки

Сопровождение в школьных учреждениях

Тьюторство в школе подразумевает интеграцию в коллективе детей с особыми потребностями в обучении. Такое сопровождение помогает особым детям социализироваться в обществе. А у детей, окружающих такого ребенка, воспитывается чувство толерантности, ответственности и заботы по отношению к сверстникам и другим людям.

Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.

Тьютор, скорее, — это друг, который помогает раскрыться творческому потенциалу подопечного, преодолеть неуверенность в себе, скорректировать проблемы в обучении. Для этого и разрабатывается индивидуальная программа с учетом всех особенностей ребенка. При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата.

что такое тьюторство

Проблемы тьюторского сопровождения

В современном образовании наличие во всех образовательных институтах (ДОУ, школе) педагога-тьютора позволило бы решить многие проблемы в обучении и социализации детей. Но почему-то такая практика существует не во всех учреждениях. Дело в том, что положение этого педагога достаточно шатко и неопределенно в образовательном сообществе.

Самая главная проблема — это отсутствие программ, по которым готовили бы тьюторов. Так как они работают с детьми, имеющими особые потребности в развитии, то нельзя, чтобы в этой сфере работали неквалифицированные педагоги. И них должно быть, как минимум, педагогическое образование, потому что такой специалист должен знать все закономерности физического и психического развития ребенка, а также методики взаимодействия с детьми и родителями.

К сожалению, в детских садах и школах не прописаны должностные инструкции для тьютора, и чаще всего наличие этой должности даже не предусмотрено в штате. Все это, конечно, не создает благоприятную рабочую обстановку для педагога.

технология тьюторства

Кто может работать тьютором

Несмотря на то что пока профессиональные учреждения названных специалистов не готовят, необходимость в них с развитием инклюзивного образования возрастает. Тьютором может стать любой человек, имеющий педагогическое образование. Очень важно и наличие определенных личностных качеств: желания помогать, готовности к постоянному саморазвитию, ответственности, любви к детям.

Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку и способствовать раскрытию его личностного потенциала, успешному взаимодействию с окружающими людьми. Тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *