Устное высказывание: основные принципы
Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.
Чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.
Во-первых, необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.
Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.
Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.
Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Если Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» — отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.
Запомните, что для живого общения нужна практика: если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что
В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.
Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.
Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.
В-четвертых, следите за тем, чтобы Ваша речь была ясной и интересной. Избегайте слов-паразитов и неоправданных пауз. Наполненная нежелательными элементами речь подрывает Ваш статус исследователя и оратора. Если у Вас не получается «экспромтом» создать «кристальный» текст, тренируйтесь – читайте текст по нескольку раз, проговаривайте места, где Вам особенно хочется вклинить «паразита»; выступайте перед аудиторией – например, перед мамой или одноклассником, которые смогут отметить все недочеты выступления и помогут Вам их устранить.
Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.
И, наконец, в-пятых,
Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.
Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.
Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Устное высказывание: зачин
Начать устное высказывание даже при наличии роя умных и креативных мыслей порой достаточно сложно. И проблема состоит даже не в том, что сложно выделить наиболее важное, а в том, как сделать очевидное для Вас доступным и интересным для слушателя. Зачин призван не только очертить круг проблем, о которых пойдет разговор в основной части высказывания, но и заинтересовать аудиторию, «приковать» ее внимание, собрать ее.
Зачин должен логично и последовательно открыть для слушателя мир Вашей темы, подготовить его к восприятию информации определенной проблематики, ввести в суть вопроса.
Существует несколько стандартных видов вступлений, которые наиболее часто используются в устных высказываниях. – фактуальное вступление, концептуальное вступление и тематическое вступление.
Фактуальное вступление обычно вводит социально-исторический или реальный бытовой фон, который далее будет соотноситься с концептуальной информацией. Иными словами, фактуальное вступление – это, как правило, эпизод из жизни или социально-бытовая зарисовка.
Предположим, что Вам нужно раскрыть во вступлении систему образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вы можете подвести читателя к этому вопросу посредством погружения его в атмосферу советской действительности 30-х годов. Человек и время связаны, как бы мы ни отрицали это, поэтому логичным будем охарактеризовать в нескольких словах мир, в котором жили булгаковские герои, а затем уже подробно говорить непосредственно о системе образов. Можно поступить иначе: Вы можете не уводить слушателя на 80 лет назад, а обратить его внимание на современность: приведите какой-то случай из Ваших наблюдений, из воспоминаний или рассказов друзей и родных, который бы смог проиллюстрировать Вашу тему. Например, у Булгакова мало положительных героев – Мастер «грешит» душевной слабостью и неспособностью бороться за себя и за свою любовь, Маргарита и вовсе предает своего законного мужа, Берлиоз клевещет на Христа, а Бездомный вторит ему попыткой написать антирелигиозную поэму. И это не считая предателей и наушников, взяточников и мошенников! Иными словами, богатая на такие факты современность поможет Вам материалом. Но помните, что нельзя углубляться в вводную информацию
Концептуальное вступление – это вступление, в котором формулируется главная мысль выступления, то есть выдвигаются общий и частных тезисы. Это вступление более «деловое»: Вы не размениваетесь на посторонние вещи, а сосредотачиваетесь на самом главном. Озвучивая основные проблемы, цели и задачи Вашей работы, Вы «соберете» публику, настроите ее на «серьезную» волну восприятия информации, проявите себя как истинный исследователь.
В условиях жесткой временной регламентации концептуальное вступление – отличный способ и начать выступление, и посвятить аудиторию в суть работы. Но помните, что при всем этом не нужно быть излишне «сухим» – это не способствует восприятию. Покажите слушателям, что Ваша работа и Вы – живые, иногда улыбайтесь и не произносите слова зловещим загробным тоном! Устное высказывание – это великолепное искусство компромиссов: как не потерять информацию и себя в процессе выступления.
Тематическое вступление – это вступление, в котором характеризуется указанная в речи проблема, дается представление об объекте исследования. Говоря о какой-то проблеме, кратко укажите ее место среди подобных проблем, расскажите об основных предлагаемых другими исследователями путях ее решения, о значимости данного вопроса для современного общества, науки и др., обоснуйте актуальность выбранной темы. Познакомьте аудиторию с объектом своей работы – объясните, почему именно, скажем, роман Ч.Т. Айтматова «Плаха» Вы взяли для иллюстрации выбранной Вами темы – почему именно это произведение Вы выбрали из всех произведений литературы 70-80-х годов XX века?
Независимо от вида вступления помните о последовательности, логичности и ясности изложения мысли. Вступление – это отличный шанс познакомить читателя с тем, что Вы исследовали, со своим выводами, с полученными результатами.
Существуют и несколько видов экспрессивных зачинов – вступлений, которые призваны воздействовать на чувства аудитории, создать яркое и объемное впечатление о предмете речи. Это зачин-цитата, зачин-вопрос, зачин-сравнение, зачин-гипотеза, зачин-парадокс.
Зачин-цитата позволяет апеллировать к признанному мнению, что добавляет веса Вашим собственным изысканиям. Например, если Вы готовите устное сообщение о главном герое романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – о Родионе Раскольникове, Вы можете взять за основу высказывание Омара Хайяма: «Человек, как в зеркале мир, многолик: он ничтожен и он же безмерно велик». Нельзя отрицать, что в Родионе сочетаются и темная (убийство старухи-процентщицы и ее сестры), и светлая (помощь семье Мармеладова, спасение пьяной девушки) стороны, что прекрасно отражено в приведенной цитате. Или, например, рассуждая о роли личности в важных исторических событиях, Вы можете использовать строки стихотворения Ф.И. Тютчева «Цицерон»: «Счастлив, кто посетил сей мир в сего минуты роковые!».
Зачин-вопрос очень часто используется в сочинениях: Вы задаете аудитории вопрос, отражающий основную идею Вашего выступления, и сами затем на него отвечаете. Такой вид вступления хорош тем, что он не только активизирует внимание слушателей, но и заставляет их определиться с личной позицией по отношению к теме Вашего выступления. Например, при выступлении на тему «Морально-нравственные категории любви в романе Л.Н. «Война и мир» Вы можете обратиться к аудитории с вопросом: «Живет ли на Земле любовь?». В таком виде зачина довольно распространен прием дубитации – приведения в начале выступления нескольких вопросов.
Зачин-сравнение вводит параллели описываемого явления с явлением современным или, напротив, историческим. Зачин-гипотеза позволяет сформулировать во вступлении предположение относительно рассматриваемой темы. Зачин-парадокс дает возможность сделать шокирующее, удивительное заявление, а после доказать его или опровергнуть. Данные три вида зачина, бесспорно, уступают по популярности зачину-вопросу и зачину-цитате.
Остались вопросы? Не знаете, с чего начать устное высказывание?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Устное высказывание: заключение
Вы эффектно начали сове выступление, логично и последовательно провели доказательство своей позиции. И вот за секунду до головокружительных оваций Вы понимаете, что совершенно не знаете, как закончить свое выступление. Конечно, есть варианты на все времена и народы – типа «ну вот и все», или «у меня все», или «конец». Никогда, никогда, никогда не заканчивайте свое выступление так! Ибо сразу же уничтожится все впечатление о Вашем вступлении и основной части.
Идеальная работа требует идеального завершения. Как правило, в заключении оглашаются основные выводы, затрагивается важность темы для своей области знаний; также в заключении нужно вернуться к вопросу, который Вы задали во вступлении, чтобы ответ на него не висел «в воздухе». Иными словами, сделайте все, чтобы Ваша работа была последовательной, логичной и завершенной.
Существует несколько способов заключения.
Первый способ – это указание выводов, следствий, обобщение. Это вариант один из самых простых. Для составления такого обобщения Вам нужно сделать выдержки из работы, которые отражают основные выводы, и объединить их в один связный текст. Такой вариант лучше всего подходит для высказываний, который отличаются четкой структурой. Можно также составить заключение-обобщение – то есть еще раз напомнить основную проблему речи и предлагаемые пути ее решения.
Второй способ – заключение в виде цитаты и ее интерпретация. Это весьма эффектный и экспрессивный способ завершения высказывания. Во-первых, аудитория оценит Вас как блестящего оратора, способного на отлично компилировать свои и чужие мысли. Во-вторых, цитатой Вы можете подкрепить свое мнение – а такая авторитетная поддержка никому не помешает! Этот способ отлично подходит для тех высказываний, которые начинались цитатой. В заключении Вы можете апеллировать к этой же цитате, словно еще раз подчеркивая правильность своей идеи, а можете обратиться к иной цитате, вторящей первой.
Третий способ – соотнесение рассматриваемых проблем с будущим. «Зачем?» – этот вопрос не покидает нас, чем бы мы ни занимались. Поэтому важно, проведя исследование, показать, что Вы имели конкретную – важную для Вас – мотивацию. Безусловно, не все выступления призваны освободить человечество от расовых предрассудков или холодного равнодушия друг к другу, найти лекарства от страшных болезней, но это не значит, что Ваше выступление неважно. Подумайте, может быть, эта тема уже была рассмотрена, но не в избранном Вами аспекте; возможно, Ваша точка зрения является оппозиционной по отношению к наиболее распространенным мнениям; вероятно, кроме Вас, никто и не уделял внимание этой цели. Исходя из степени разработанности темы, предложите пути ее дальнейшего развития, обоснуйте актуальность, опишите практическое применение. Иными словами, покажите, чем эта тема будет полезна.
Четвертый способ – это выделение главной мысли из всех заявленных в основной части Вашей речи. Вы могли прийти к какой-то глобальной мысли и еще к нескольким мыслям-ответвлениям от нее. Сконцентрируйтесь на важном – так Вы подчеркнете суть работы, а аудитория сможет лучше запомнить Вас и Ваше выступление. Быть может, ключевая мысль Вашей речи у кого-то из присутствующих вызовет ответные идеи, тем самым, Вы сможете определиться с направлением продолжения работы. Подчеркивая самый важный вывод, Вы показываете, что Ваша работа не была бесплодной.
Пятый способ – обращение к слушателю в форме вопроса, проблемного или риторического. Если Вы уверенный в себе оратор, то этот способ отлично оживит обстановку: Вы сможете наладить контакт со слушателями, позволите им поделиться с Вами своим мнением и будете иметь шанс объяснить то, что кому-то, скажем, показалось недоработанным или непонятным. Если же Вы «новичок» в ораторском деле, желательно отложить этот прием «до лучших времен» – в противном случае Вы можете оказаться в центре полемики, ни противостоять которой, ни поддерживать которую Вы не сможете.
Риторический вопрос может стать Вашей заключительной фразой в речи. Такой прием оставляет легкий «флер» незавершенности и таинственности высказывания, а с другой стороны, заставляет каждого присутствующего задуматься, покопаться в себе и сформировать свое отношение в объекту прослушанного выступления.
Шестой способ – повторение тезиса иными словами. Такой прием позволяет Вам разнообразить языковые средства речи, а также помогает подчеркнуть самую важную информацию. Данный способ несложен в применении и эффективен: повторяя уже сказанное иными словами, Вы не заставить аудиторию заскучать и при этом сосредоточите их на нужных моментах.
Остались вопросы? Не знаете, как эффектно завершить высказывание?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
устное высказывание — это… Что такое устное высказывание?
- устное высказывание
General subject: elocution
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- устное аннотирование
- устное голосование
Смотреть что такое «устное высказывание» в других словарях:
Дискурс — (от фр. discours речь, рассуждение) тип письма, текста, высказывания, предполагающий прямое обращение к слушателю, исходящее от говорящего (автора высказывания). Термин введен швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857 1913). Согласно Соссюру, Д … Альтернативная культура. Энциклопедия
Любовь к Родине — Файл:Mutter Heimat.jpg Статуя Родина мать (Мамаев курган, Волгоград) Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году. Патриотизм (греч. πατριώτης соотечественник … Википедия
Монолог — (от греч. mуnos – один и lоgos – слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). – М.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
λόγος — ο 1) слово; 2) Слово, второе лицо Святой Троицы, Сын Божий Господь Иисус Христос; ΦΡ. ο Λόγος τού Θεού Слово Божие – Библия, христианское учение Этим. дргр. < λέγω «говорить», первоначальное значение «собирать, сосредотачивать». Слово λόγος… … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)
МОНОЛОГ — устное или письменное высказывание одного человека; значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность [51, c. 468] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия
История русского литературного языка — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
История литературного русского языка — История русского литературного языка формирование и преобразование русского языка, используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературные памятников датируются XI веком. В *** вв на Руси распространилась… … Википедия
Классики о русском языке — История русского литературного языка формирование и преобразование русского языка, используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературные памятников датируются XI веком. В *** вв на Руси распространилась… … Википедия
слово — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? слова, чему? слову, (вижу) что? слово, чем? словом, о чём? о слове; мн. что? слова, (нет) чего? слов, чему? словам, (вижу) что? слова, чем? словами, о чём? о словах 1. Словом называется единица … Толковый словарь Дмитриева
Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи… … Педагогическое речеведение
Книги
- Учимся читать, слушать, говорить, писать. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку. В 2 частях. Часть 2, И. П. Васильевых, С. И. Львова. Предлагаемое пособие является частью учебно-методического комплекта по русскому языку для 5-го класса под редакцией С. И. Львовой и позволяет учителю реализовать отражённые в учебнике подходы… Подробнее Купить за 206 грн (только Украина)
- Учимся читать, слушать, говорить, писать. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 2. ФГОС, Львова Светлана Ивановна, Васильевых Ирина Павловна. Предлагаемое пособие является частью учебно-методического комплекта по русскому языку для 5-го класса под редакцией С. И. Львовой и позволяет учителю реализовать отражённые в учебнике подходы… Подробнее Купить за 200 руб
- Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. Учебник-тетрадь. ФГОС (количество томов: 2), Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. Увлекательный, современный учебник продолжает курс обучения эффективному общению. Ученики овладевают умениями общаться по-разному в зависимости от ситуации; подготавливать устное… Подробнее Купить за 184 грн (только Украина)
universal_ru_en.academic.ru
Устное высказывание: виды аргументации
Чтобы высказывание было эффективным, нужно достичь поставленных целей. Это же можно сделать лишь при условии отличной аргументированности положений, выдвигаемых в устном высказывании. Мало сказать, что Печорин – герой нашего времени по версии М.Ю. Лермонтова, нужно это доказать. В противном случае – Вам грозит гибель под толщей каверзных вопросов.
Не стоит бояться «копаться» в своем вопросе: чем больше Вы изучили, тем легче будут аргументировать свою позицию. При аргументации не зацикливайтесь лишь на изучаемом произведении, подключите свои знания других произведений – этого автора или авторов других, покажите гибкость и многосторонность своей исследовательской личности. Особенно это касается «глобальных» тем – например, «Образ лишнего человека в литературе XIX века» или «Особенности русской прозы рубежа XX-XXI веков».
Существует несколько видов аргументации – аргументация-полемика, аргументация-опровержение, аргументация-иллюстрация, аргументация-причина, аргументация-следствие.
Аргументация-полемика строится вокруг столкновения противоположных категорий – например, «за» и «против». Предположим, что нам дан тезис «Муза Н.А. Некрасова – «Муза мести и печали». В споре рождается истина: устройте виртуальный спор с самим собой и выясните все позиции «за» и все «против». Проанализировав темы творчества поэта, основные идеи, систему образов, биографию автора, Вы и придете к искомому тезису.
Аргументация-опровержение заключается в том, что доказательство своей позиции проводится через опровержение антитезиса. Возьмем, скажем, тезис «Аркадий Базаров – не потерянный человек» и выстроим его антитезис – то есть «Аркадий Базаров – потерянный человек». Теперь дело за малым: вспоминаем о тургеневском герое – на поверку он оказался и не таким уж воинствующим нигилистом, он спас ребенка, пожертвовав своей собственной жизнью, он проникся чувством к Одинцовой, он нежно относится к своим родителям и др. Следовательно, нельзя Евгения Базарова назвать потерянным человеком. Свой антитезис мы опровергли, следовательно, тезис «Аркадий Базаров – не потерянный человек» доказан.
Аргументация-иллюстрация – это использование цитат, мыслей критиков, исследователей, привлечение жизненного материла для доказательства своей позиции. Иными словами, чтобы доказать, что это именно так, нужно показать, что это так, а не иначе.
Положим, Вам необходимо аргументировать выражение «А.С. Пушкин – многогранная творческая личность». Если Вы скажете о том, что Пушкин писал и поэзию, и прозу, использовал множество мотивов, тем и идей, привлекал богатый фольклорный материал, да еще и рисовал, это, конечно, отлично, но аудитория не увидит доказательство. Так проиллюстрируйте его! Сделайте подборку цитат из стихотворений, поэм, повестей, драм и др. автора, покажите на примерах конкретных произведений тематическое и мотивное разнообразие пушкинского творчества, познакомьте аудиторию с его набросками. Сделайте объект своего исследования живым и объемным! Помогите даже неценителям творчества «Солнца русской поэзии» осознать всю его гениальность!
Аргументация-причина используется тогда, когда тезис является следствием, а аргументы указывают на причину. Модель рассуждения здесь проста и хорошо Вам известна:
По моему мнению, гоголевский Акакий Акакиевич – маленький человек, потому что 1…, 2…, 3…, 4… и т.д.
Для того чтобы применить такую модель, необходимо отлично ориентироваться в материале: 1 причина делает доказательство натянутым, а вот 3 – 4 причины – это великолепная защита своих предположений.
Аргументация-следствие пользуется той же моделью, что и аргументация-причина с тем отличием, что при аргументации-следствии тезис является причиной, а аргументы – следствиями. Например, «Акакий Акакиевич – это маленький человек», из этого следует, что 1…, 2…, 3…, 4… и т.д.
Выберите из приведенных видов один или несколько наиболее понравившихся и отрабатывайте их. Или же постройте высказывания со всеми моделями аргументации. Главное – помните, что Ваш ответ не должен быть голословным, если у Вас есть светлая идея, то пусть у нее будет такое же ясное доказательство!
Остались вопросы? Не знаете, как аргументировать свои предположения?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Устное высказывание: варианты раскрытия темы
Раскрытие темы – это один из важнейших компонентов устного выступления. Тема раскрывается в основной части речи, а значит, именно раскрытие темы позволяет слушателям понять Ваше мнение, увидеть предмет исследования Вашими глазами.
Существует несколько способов раскрытия темы устного выступления, мы же остановимся на двух способах – раскрытие темы по принципу контраста и раскрытие темы через показ какой-либо одной стороны изучаемого явления. Каждый из этих способов имеет по несколько вариантов, которые полезно запомнить, а затем усиленно тренироваться.
Прием контраста состоит в том, чтобы показать в сопоставлении две стороны чего-либо, то есть две картины мира. Эти картины мира могут быть как равноправными, так и неравноправными: одна картина доминирует, а другая – служит для нее фоном. Через весь контраст не нужно забывать «прокладывать» свое личное мнение, оценочную характеристику рассматриваемого явления.
Прием контраста может применяться в двух проекциях – вертикальной и горизонтальной.
Вертикальная проекция рассматривает обе картины мира как условно единое целое пространство, но, скажем, разное время. Этот метод часто использовался Вами при написании сочинений и подготовке устных высказываний: Вы сравнивали прошлое и настоящее, идеальную мечту и реальность и др.
Например, этот способ можно было бы использовать при рассмотрении внутреннего конфликта Екатерины Кабановой (Н. Островский «Гроза»): действительность героини – это «холодный» по отношению к ней муж, деспотичная свекровь, изнурительная работа, отсутствие идейно-близкого человека; мечта героини – это трогательные отношения с Борисом, взаимопонимание, единение с природой и др. Анализируя жизнь героини с этих противоположных позиций, мы понимаем, что является причиной ее духовного конфликта, внутреннего противоречия.
Можно использовать данный метод при характеристике образа Павла Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»): посмотрите, каким был герой в прошлом, где он был подающим надежды офицером, влюбленным в княгиню Р., посмотрите, какой он предстает перед нами в реальности произведения (1859 год) – уставший, озлобленный, циничный. Пройдя этот «путь», мы видим, что Павел Кирсанов – страдающая личность, живущая воспоминаниями о прошлой жизни.
Горизонтальная проекция позволяет рассмотреть две картины мира как условно единое время, но разное пространство. Например, мы можем рассматривать план «отцы и дети» (в тургеневском романе не все «молодые» герои представляют детей), план «отечество и заграница» (романы Н. Лескова – «Некуда», «На ножах»), большинство и андеграунд и др.
Прием показа одной стороны явления – только реального или только желаемого, только прошлого или только будущего и др. – представлен несколькими методами.
Первый метод – это взгляд автора на предмет речи. Взгляд автора заключается в том, что он сначала детально анализирует предмет речи, а после высказывает лишь свое мнение о нем. Этот взгляд не претендует на стопроцентную достоверность, поскольку это точка зрения отдельно взятого человека. Высказывать свое мнение, тем более – отличное от других, зачастую – риск, но Вас никто не сможет уличить во лжи: Вы провели исследование и сделали собственные выводы.
Второй метод – это обзор явления. В результате обзора мы тоже получаем свое уникальное суждение об исследуемом приеме, но иным способом. Если в первом случае мы исследовали первоисточник и формулировали свои выводы, то в данном случае – мы фокусируемся на нескольких мнениях, концепциях и теориях, затем «взвешиваем» и аргументируем каждую из них, а после либо принимаем одну из уже существующих точек зрения, либо формируем собственное мнение.
Работа с авторитетными источниками полезна тем, что Вы, во-первых, расширяете свой кругозор, а во-вторых, в случае несогласия с Вашим мнением, сможете апеллировать к известному исследователю, критику и др. Это вовсе не значит, что у Вас нет своего мнения: оно ведь может совпасть с идеями других ученых!
Разработка собственной концепции не позволит Вам найти полноценную опору в мэтрах данной сферы знания, но зато Ваше мнение будет действительно уникальным. А вдруг через много лет Ваша точка зрения станет авторитетной? Иными словами, не бойтесь проявлять себя: несмотря на обилие умных мыслей, не все они еще высказаны.
Остались вопросы? Не знаете, с чего начать рассуждение над той или иной темой?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Устное высказывание: ход рассуждения
При подготовке устного высказывания необходимо помнить об эффективности зачина, о красоте речи, информативности и последовательности сообщения, но не следует забывать и о самой форме хода рассуждения. Таких форм существует две (они хорошо нам знакомы) – это индуктивное рассуждение и дедуктивное рассуждение.
Индуктивное рассуждение – в общем это рассуждение от частного к общему. Слово «индукция» имеет латинские корни: induction – наведение, выведение. Суть данного метода состоит в том, чтобы взять явление более узкое, частное и от него прийти к явлению общему, более глобальному.
Например, через тему «Написание НЕ с существительными» мы можем прийти к теме «Написание НЕ с разными частями речи», дополнив тему и конкретизировав ее. Изучая тему «Образ человека-ветошки в романах Ф.М. Достоевского», Вы можете выйти на тему «Образ человека-ветошки в русской литературе XIX века».
Индуктивное рассуждение можно проводить двумя путями.
Первый путь – это движение от конкретного эпизода из собственной жизни через аналогичные ситуации к обобщениям, типизации и выводам на их основе. Продолжим рассматривать тему, посвященную человеку-ветошке; мы можем путешествовать по вопросу так: личный пример (знакомый, друг, товарищ – с таким же набором качеств) – герои романов Ф.М. Достоевского – герои Н. Лескова – герои других авторов XIX века – образ человека-ветошки в русской литературе XIX века.
Второй путь – это движение от показа происшествия либо важного события через анализ мнений известных общественных деятелей и ученых по этому поводу к собственным выводам. Предположим, что мы рассматриваем тему «Влияние творчества Н.В. Гоголя на русских писателей XIX-XX веков». Чтобы определиться с собственным мнением, мы может проделать такой путь: основные черты творчества Н.В. Гоголя (темы, идеи, ценностные ориентиры) – оценка В. Белинского – оценка И. Аксакова – оценка П. Чаадаева – оценка А. Герцена и др. – собственные выводы (актуальность творчества Н. Гоголя, параллели в произведениях других авторов, роль Гоголя в развитии русской литературы XIX века).
Дедуктивное рассуждение – в общем это рассуждение от общего к частному, то есть движение от специфических черт большего к выделению специфических черт меньшего. Слово «дедукция» также имеет латинское происхождение: deduction – выведение.
!!! при любом методе рассуждения важно четко понимать, из каких конкретных блоков будет состоять Ваше высказывание. Например, рассматривая тему «Человек и время в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» нужно уделить большое внимание главным героям – Серпилину, Синцову, Батюку и героям, с ними связанным, а также в общих чертах охарактеризовать состояние простого солдатства или поведение офицеров, не вдаваясь в мелкие подробности.
Дедуктивное рассуждение также можно проводить двумя способами.
Первый способ – это движение от рассмотрения общего положения через иллюстрацию частных признаков к выводу-заключению, который представляет собой суждение о единичном факте. Так можно работать с темой «Образ Глеба Нержина в романе А. Солженицына «В круге первом» – двигаться от общего представления человека того времени с его мировоззрением и поведением через рассмотрение поступков героя (отказался от помощи Сталину, обрек себя на «этап») к выводу о специфике героя (по сравнению с «другими» – в чем его исключительность?).
Второй способ – это движение от постановки ложного суждения через приведении аргументов, раскрывающих противоречие в заявленном суждении, к формулировке тезиса. Этот способ является доказательством от противного. Этот способ удобно использовать для работы над темой «Григорий Мелехов – герой своего времени?». Для начала мы предположим, что Мелехов – не герой своего времени. После мы проанализируем его поступки и поведением (защищает семью, отстаивает интересы казачества, ищет в каждом новом режиме рациональное зерно, то есть руководствуется разумом, а не привилегиями; соблюдает свои законы чести – не лгать, не предавать и др.). После можем обратиться к рассмотрению контрастного Мелехову образа Мишки Кошевого, который руководствуется только слепым фанатизмом и жестокостью, не останавливается перед братоубийством и др. И, наконец, приходим к выводу, что, действительно, казака Григория Мелехова можно считать героем его неспокойного революционного времени, который смог пронести через всю грязь и кровь то светлое, что было в нем.
Остались вопросы? Записывайтесь на урок к репетиторам по литературе
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru