Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
· Сегодня мы с вами побываем на деепричастной кухне.
· Постигнем тайну приготовления хорошего деепричастия.
· А под конец состряпаем удобоваримую схему, которой потом и будем пользоваться.
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Деепричастие образуется от глагола.
играть – играя,
пробежать – пробежав,
ненавидеть – ненавидя
Как и глагол, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Что это значит?
Добавочные действия, которые деепричастия помогает нам сообщать, могут быть завершенными и незавершенными.
Домохозяйка на картинке готовит ужин, одновременно разогревая блюдо в микроволновке и утюжа одежду. Ни одно из этих добавочных действий она не закончила: они незавершенные.
А вот если эта же домохозяйка, разогрев ужин и поутюжив одежду, пойдет на танцы, то добавочные действия, выраженные деепричастиями, будут завершенными.
Деепричастия разогревая и утюжа – несовершенного вида. Какой вопрос мы можем поставить к этим деепричастиям? Вопрос что делая?
А деепричастия погладив и разогрев − совершенного вида
. К ним мы можем поставить вопрос что сделав?Нам осталось только узнать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.
К счастью, у нас как раз есть под рукой отличная программа – кулинарный поединок «Русский язык со смаком».
Сегодня нашими поварами будут Анна и Юрий. Их задача − приготовить деепричастия. Только Анна проявит свое мастерство в приготовлении деепричастий несовершенного вида, а Юрий покажет свой профессионализм, изготавливая деепричастия совершенного вида.
Сначала обратим внимания на первую кухню, где Аня вовсю занимается приготовлением деепричастий несовершенного вида.
«Дорогие ученики. Сейчас мы с вами приготовим несколько деепричастий несовершенного вида. Первое, что нам с вами понадобится для этого – это основа. Запомните: нам нужна основа только глаголов несовершенного вида, иначе всё блюдо не удастся! Для приготовления наших деепричастий я возьму глаголы говорить, спешить и купаться.
А еще наша основа должна быть от глагола настоящего времени. Для этого мы берем наши глаголы в настоящем времени и аккуратненько удаляем у них окончания. Так, у глагола говорят мы удалили окончание, и осталась основа говор-. У глагола спешат удалили окончание -ат – осталась основа спеш-. А у глагола купаются после удаления окончания осталась основа
купа-ся, потому что -ся – это постфикс.А дальше к нашим основам нужно добавить самый главный компонент – суффикс -а- (-я-).
И если хорошенько перемешать все компоненты – то посмотрите, что у нас получается!
Когда мы добавляем к основе говор- суффикс -я-, получается деепричастие говоря.
Добавляем к основе спеш- суффикс –а- – и выходит деепричастие спеша.
И если мы добавляем к основе купа-ся суффикс -я-, то у нас получается деепричастие купаясь».
И вот Анне удалось изготовить три деепричастия – да каких, просто пальчики оближешь! А нам нужно записать рецепт приготовления деепричастия несовершенного вида.
Поинтересуемся теперь, как обстоят дела у Юрия? Напомним, он пытается приготовить деепричастие совершенного вида.
«Добрый день, дорогие зрители. Моя задача была немного сложнее, чем у Ани. Нет, с основой никаких проблем не возникло: нам понадобится самая обычная основа глагола совершенного вида. Предлагаю взять глаголы выучить, обняться и извлечь.
В отличие от Анны, мне понадобится основа инфинитива. Для этого от наших глаголов в неопределенной форме мы отрезаем окончания -ть. Так, у глагола выучить мы удалили окончание, и осталась основа выучи-. У глагола обняться после после удаления окончания осталась основа
обня-ся, потому что -ся – это постфикс. А глагол извлечь имеет нулевое окончание, поэтому сам является сплошной основой.Далее мы добавляем к основам суффиксы. Основные суффиксы – это -в-, -вши- и -ши-, их немного больше, чем у деепричастий несовершенного вида.
Смешаем компоненты.
Когда мы добавляем к основе выучи- суффикс -в-, получается деепричастие выучив.
Добавляем к основе обня-ся суффикс -вши − у нас получается деепричастие обнявшись.
Добавляем к основе извлечь суффикс –ши- – и выходит деепричастие извлёкши».
Юрий тоже проявил себя отличным деепричастный кулинаром. Конечно же, он поделится с нами своим рецептом приготовления деепричастий совершенного вида.
Не хочется ли вам самим попробовать себя в роли кулинаров и приготовить несколько деепричастий? У нас есть все, что нужно для приготовления: кухня, суффиксы и несколько глаголов, из которых мы будем делать деепричастия.
Первый на очереди глагол изучать. Это глагол несовершенного вида, поэтому мы будем делать из него причастие несовершенного вида. Ставим в настоящее время – изучают. Удаляем окончание. Теперь к основе изуча- добавляем суффикс -я-. Получилось деепричастие изучая.
Глагол сохранить – совершенного вида, и из него получится такое же деепричастие. Отбрасываем -ть. К основе
сохрани- добавляем -в-, и получается сохранив.А что же глагол быть? Деепричастие от него образуется совершенно особенным образом. Основа берется от простого будущего времени – будут. Отбрасывается окончание. И добавляется суффикс —учи-. Деепричастие от глагола быть – будучи.
Приготовим еще три деепричастия, из других глаголов.
Глагол запереться – совершенного вида. Для образования деепричастия отбрасываем окончание и к основе запер-ся добавляем суффикс -ши-. Получилось – запершись.
Успокоиться – тоже совершенного вида. Значит, мы отбрасываем -ть и к основе успокои-ся добавляем суффикс -вши-. Получилось успокоившись.
А вот деепричастие от глагола обрести тоже образуется необычно. Оно образуется от основы глагола простого будущего времени: обретут. Удаляем окончание, получается обрет-
Такие глаголы не так уж и редки, поэтому этот способ образования тоже надо запомнить.
Что же нам требуется запомнить?
videouroki.net
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Цели:
1) ознакомить обучающихся со способами образования
деепричастий совершенного и несовершенного видов;
2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
4) совершенствовать навыки работы со словарём.
Записи на экране:
Этикет, поведение, мораль, комплимент.
Эпиграф урока: «Поступай с другими
так, как ты хотел, чтобы поступали
с тобой».
(Золотое правило этики.)
^ Ход урока.
1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».
(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)
Индивидуальные задания на карточках.
^ 1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)
^ 2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.
^ 3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
(Не) привыкайте к чудесам,-
Д.витесь им, д.витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т.нитесь.
Пр.глядывайтесь к облакам,
Пр.слушивайтесь к птицам,
Пр.клад.вайтесь к родникам,-
(Ни)что (не) повторится!
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье!
(В. Шефнер.)
А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.
— Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)
(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)
— Молодцы, ребята!
^ Изучение новой темы.
Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Перед вами таблица по теме урока.Деепричастие.
Совершенный вид
Что делая?
Что сделав?
-а (я), -учи
-в. –вши, -ши, -а (я)
глядят — глядя
выскочить — выскочив
кричат — крича
услышать – услышав
улыбаются — улыбаясь
расцвести – расцветши
быть – будут — будучи
прочитать — прочтя
(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
— Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
— Наши выводы совпадают с материалом учебника
— Молодцы!
Закрепление.
— Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
Образуйте деепричастия совершенного вида.
Образец: построить – построив – построивши, услышать — услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
С двумя деепричастиями устно составьте предложения.
— Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?
Осторожно: слово!
Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. — Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
( С. Львов)
— Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
— Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.
(Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)
^ Групповая работа.
— Сейчас будем выполнять задания по группам.
1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.1-я карточка.
Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.
2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.
(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
— Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
— Как живёшь?
— Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
— Как идёшь?
— Вот так! (По ладони два пальца.)
— Как бежишь?
— Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
— Ночью спишь?
— Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
— Как даёшь?
— Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
— Как берёшь?
— Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
— Как шалишь?
— Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
— Как грозишь?
— Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
— Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.
— Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.
Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)
положив документы в стол;
положив руку на пульт управления;
положив руку на сердце;
положив вещи в чемодан.
— Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;
д) глядят;
е) кричат.
— Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).
— Умеем ли мы говорить?
— Как мы говорим?
— Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)
Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
Умей не только говорить, но и слушать.
Творческий диктант.
— Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
Образец: Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)
Итоги.
— Итак, ребята, подведём итоги.
— Как образуются деепричастия несовершенного вида?
— Как образуются деепричастия совершенного вида?
( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)
Домашнее задание.
— Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.
infourok.ru
Что такое деепричастие совершенного и несовершенного вида?
Многие из нас помнят из школьной программы, что такое деепричастие совершенного и несовершенного вида. Однако эти знания стоит повторить. Рассмотрим в данной статье этот вопрос и приведем примеры таких деепричастий. Итак.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Определение понятия
Как известно, деепричастие представляет собой часть речи, которая находится в тесной связи с глагольными формами. Происходят же деепричастия от причастий. Собственно говоря, лингвисты полагают, что деепричастия образовались от кратких причастий, которые утратили в процессе языкового развития такие категории, как падеж, число и род. И превратились в неизменяемые формы.
Следовательно, мы должны отметить, что деепричастие совершенного и несовершенного вида — это часть речи, происходящая от глаголов и употребленная в конкретной форме (например, любя, прибыв, спустя) или оканчивающееся на «чи» (будучи, едучи, крадучись). Считается, что формат «чи» вытеснил более древней «че», по-видимому, под влиянием господствующего в словах окончания мужского рода множественного числа.

Рассмотрим более подробно деепричастия совершенного и несовершенного вида, таблица которых присутствует в знаменитом учебнике русского языка под редакцией Д.Э. Розенталя.
Как определить вид?
При этом вид деепричастия определяется по вопросу, который может быть к нему задан. «Что делая?» — «Совершенствуясь в ремесле» – несовершенный вид. «Что сделав?» — «Добежав до границы» – совершенный вид.
Рассмотрим это в виде таблицы:
Совершенный вид | что сделав? |
Несовершенный вид | что делая? |
Мы установили, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют разные значения. Но, по-порядку.
Деепричастия несовершенные
Итак. Деепричастие (вида несовершенного), в зависимости от ситуации, выражает различные значения.
Обстоятельственное значение: деепричастие такого вида может употребляться в обстоятельственном значении, и в этом случае отвечает на вопрос «как?». В таких случаях его можно заменить наречием: «Я бродил под зеленеющими деревьями, радуясь чему-то».
Временное значение: когда деепричастие употребляется во временном значении, оно выражает одновременность действий, выражаемых деепричастием и глаголом. При этом одновременность может быть полной или частичной.
Причинное значение: в этом случае деепричастие отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?». Но временное значение также присутствует: «Плохо зная этих людей, он не хотел встречаться с ними».

Условное значение: деепричастие подобного вида в этом случае может заменяться союзами «если» и «если бы». Но, следует отметить, что временное значение тоже выражается в этих случаях: «Работая по специальности, он никогда не будет уставать».
Уступительное значение: в таких случаях деепричастие такого вида может заменяться союзами. Несмотря на то, что время также выражается в форме деепричастия: «Работая не по специальности, она не имела никаких проблем». Ничего сложного. И, таким образом, мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида различаются между собой.
Значения деепричастия совершенного вида
Следующий момент. Деепричастие совершенного вида, в зависимости от ситуации, употребляется в различных значениях.
Обстоятельственное значение: деепричастие данного вида указывает на обстоятельство совершения действия и одновременно несет временное значение (указывает на окончание действия). Т.е. указывает на окончание одного действия и условие возникновения другого, выражаемого глаголом: «Закончив свою работу, Павел написал маме записку и ушел в кино».
Временное значение: деепричастие данного вида выражает последовательность действий. Т.е. одно действие заканчивается и другое начинается. «Узнав о том, что Наташа заболела, Николай сразу позвонил ей».
Причинное значение: деепричастие в предложениях, которые выражают причинное значение, как будто совмещает в себе временное и причинное значение. Например: «Засомневавшись в своих знаниях, он пошел в библиотеку посмотреть кое-какую литературу».

Мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют различные пути словоупотребления. На самом деле, все очень просто.
Неопределенные деепричастия
Существует еще один вид подобных частей речи. Его не изучают в школе, но опытный лингвист всегда расскажет об этой группе. Существуют деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но еще представлены и части речи неопределенного вида.
Стоит отметить, что встречаются случаи, которые с точки зрения значения невозможно включить в рамки описанных вариантов. Вероятно, для их описания необходима какая-то новая категория. Таких примеров достаточно много, приведем лишь некоторые.
«Они написали текст, не сделав ни одной ошибки».
«Девочка пела и смеялась, забыв о своей обиде и слезах».
«Медсестра вошла в палату и заговорила громко, не обратив внимания на то, что в палате некоторые больные спали».

Таким образом, мы рассмотрели деепричастия совершенного и несовершенного вида, примеры которых приведены выше. Однако указали и на особую неопределенную форму.
fb.ru
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование»
Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Цели: ознакомить обучающихся со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного видов; формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения; совершенствовать навыки работы со словарём.
Ход урока.
Приветствие.
Объявление темы и цели. Мотивация.
Психологический настрой.
с тобой».
1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».
(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)
Индивидуальные задания на карточках.
1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)
2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.
3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
Глазами к ним т.нитесь.
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
(В. Шефнер.)
А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.
— Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)
(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)
— Молодцы, ребята!
Изучение новой темы.
Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Перед вами таблица по теме урока.
Деепричастие.
(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
— Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
— Наши выводы совпадают с материалом учебника?
— Молодцы!
Закрепление.
— Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
Образуйте деепричастия совершенного вида.
Образец: построить – построив – построивши, услышать — услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
С двумя деепричастиями устно составьте предложения.
— Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?
Осторожно: слово!
Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. — Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
( С. Львов)
— Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
— Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.
(Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)
Групповая работа.
— Сейчас будем выполнять задания по группам.
1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.
1-я карточка.
Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)
1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.
2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.
(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
— Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
— Как живёшь?
— Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
— Как идёшь?
— Вот так! (По ладони два пальца.)
— Как бежишь?
— Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
— Ночью спишь?
— Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
— Как даёшь?
— Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
— Как берёшь?
— Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
— Как шалишь?
— Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
— Как грозишь?
— Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
— Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.
— Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.
Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)
положив документы в стол;
положив руку на пульт управления;
положив руку на сердце;
положив вещи в чемодан.
— Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;
д) глядят;
е) кричат.
— Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).
— Умеем ли мы говорить?
— Как мы говорим?
— Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)
Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
Умей не только говорить, но и слушать.
Творческий диктант.
— Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
Образец: Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)
Итоги.
— Итак, ребята, подведём итоги.
— Как образуются деепричастия несовершенного вида?
— Как образуются деепричастия совершенного вида?
( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)
Домашнее задание.
— Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.
— Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!
Закончите фразы:
· Деепричастие отвечает на вопрос….
· Деепричастия совмещают признаки двух частей речи….
· От глагола деепричастие унаследовало……..
· От наречия деепричастие унаследовало….
· В предложении деепричастия бывают ……
· Деепричастие обозначает………
· Из морфем у деепричастия отсутствует….
infourok.ru
Деепричастие совершенного вида и несовершенного. Морфологический разбор
Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.
Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.
Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».
Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь. К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.
Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.
Например: Мама поливала цветы, напевая песню.
Главное, что делала мама – занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.
Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом – причастием. Оба они имеют сходные с глаголом морфологические признаки. Первые принято делить на деепричастие совершенного вида и несовершенного. Вспомним, что вид – это тоже глагольный признак.
Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).
Все они имеют значение уже законченного действия.
Несовершенный вид имеет противоположное значение – действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов – что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий — что делающий? «решающий», деепричастие — что делая? «играя».
Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.
Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.
Суффиксы
Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.
Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:
- Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
- Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.
Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:
- Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.
Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть» : прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.
Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.
Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.
Выполняя – деепричастие.
1. Значение – добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»
2. Нач.форма: что делать? Выполнять ( глагол, который его образует)
3. Постоянные признаки:
- Неизменяемость (у него нет окончаний)
- Вид (определяем по образовавшему его глаголу) – несовершенный
4. Синтаксическая функция — обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.
Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.
fb.ru
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Конспект. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Цели: углубление знаний о способах образования деепричастий; отработка умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; развитие речи; воспитание патриотизма.
Оборудование: толковые словари, карточки-морфемы, разноуровневые задания, карточки-тексты, пульты, магниты.
Ход урока.
I. Оргмомент – слайд 1.
Здравствуйте, дети, рада вас видеть!
Каждый урок – это масса открытий.
Нам предстоит углубить наши знания
Деепричастий образования,
В речи уместное употребление,
В жизни дальнейшей их применение.
— Запишите тему урока. Имя урока – «Эта непростая часть речи…»
II. Словарная работа – слайд 2.
— Вы любите загадки? А умеете их разгадывать? Давайте проверим.
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья;
Пишется в конце две «с»,
Называется…
(экспресс).
— На какую орфограмму в слове-отгадке надо обратить внимание?
— Обратите внимание на произношение.
-Выпишите из толкового словаря значение слова.
— Закрепим правописание слова, выполнив упражнение 270 учебника.
III. Работа по учебнику.
— Прочитайте задание.
— Давайте вспомним, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.
— Почему в 3 случае невозможно произвести замену?
(Делаем вывод. Выполняем задание.)
IV. Выполнение задания, аналогичного домашнему – слайд 3.
— Сохраняя вид, образуйте от глаголов деепричастия, произведите морфемный разбор полученных деепричастий.
— Почему от глагола «ждать» нельзя образовать деепричастие?
V. Выступления учащихся – слайд 4.
VI. Электронное тестирование – слайд 5.
VII. Физкультминутка.
VIII. Самостоятельная работа — разноуровневые задания «Это мне по силам» —
слайд 6.
Карточка
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
«Это мне по силам»
Уровень «Удовлетворительно» | Уровень «Хорошо» | Уровень «Отлично» |
Выпишите деепричастия, распределив их в две колонки: «сов.в.» и «несов.в.», выделите суффиксы деепричастий. | Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания и образуя от заключённых в скобки глаголов деепричастия. Укажите вид деепричастий. | Замените причастные обороты деепричастными. Запишите полученные предложения, применяя правило выделения деепричастного оборота на письме. |
1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2. Я не шёл, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шёл, ничего не замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладёт голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел. 9. Стадо уток, покружившись над озером, село на воду около тростника. | 1. Внезапно ра..дался топот скач..щей лошади; круто ост..новилась она у самого к..стра, и, (уцепиться) за гриву проворно спрыгнул с неё Павлушка. 2. Я думал, волк, пр..бавил он равнодушн..м гол..сом проворно (дышать) всей груд..ю. 3. Обе собаки также вскочили в круж..к света и тотчас сели (высунуть) красные языки. 4. Без хворостинки в руке, ноч..ю, он нимало не (колебаться) поскакал один на волка. 5. Что за славный мальчик! думал я (глядеть) на него. | Женский костюм XVIII века. Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрыва- лись распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, при- крепляя его к поясу, добивались рас- ширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. |
IX. Работа в парах – работа с текстом (по типу ОГЭ).
Подготовка к ОГЭ.
Деепричастие.
Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
(1) 9 декабря, пройдя с боями 24 километра, подразделения 1-й гвардейской дивизии завязали бой за село Стрелец. (2) В домах и на улицах немцы установили более 20 орудий. (3) Глубокие овраги, прорезавшие село, способствовали созданию выгодного оборонительного рубежа. (4) Первым ворвался на восточную окраину села 3-й батальон Воронежского добровольческого коммунистического полка. (5) Его передовые группы, пытаясь скрытно пробраться в центр села, были замечены и остановлены яростным пулеметным огнем с церковной колокольни. (6) Ожесточённая перестрелка не стихала до темноты, но взять село так и не удалось.
(7) 10 декабря штурм с.Стрелец возобновился, но наступление было осложнено неожиданным ударом с тыла. (8) Оказалось, что немцы, выбитые из с.Долгоруково, отступая на северо-запад, захватили село Богатые Плоты. (9) Когда Воронежский полк атаковал Стрелец, фашисты прорвались из Богатых Плотов и стали наступать, тесня наши войска. (10) Положение стало критическим. (11) Надо было во что бы то ни стало остановить врага. (12) Установив одно из трофейных орудий против наступавших с тыла немцев, артиллеристы открыли огонь. (13) Затем было спешно доставлено второе орудие, и его огонь остановил немцев. (14) Гитлеровцы, не выдержав, стали отступать, бросив обоз. (15) Колонна фашистов, проскочив Богатые Плоты и спускаясь к реке Олым, была уничтожена.
(16) Разгром отступавшей колонны врага позволил возобновить штурм Стрельца. (17) Трофейные орудия гвардейцы развернули против вражеского гарнизона. (18) Используя огонь артиллерии, подразделения полка перешли в атаку.(19) Пулемётный огонь немцев по-прежнему не давал возможности атаковать. (20) В этой обстановке артиллеристы открыли огонь прямо по колокольне. (21) После третьего выстрела снаряд разорвался на куполе и пулемёт замолчал. (22) Гитлеровцы, дрогнув, стали отходить. (23) Оборона врага была сломлена, немцы побежали, спасаясь от окружения. (24) Многих добивали тут же, вылавливая и уничтожая в домах и на огородах. (25) К исходу 10 декабря Стрелец был освобождён от фашистов.
- Какая информация НЕ СОДЕРЖИТСЯ в тексте?
- Село Стрелец освобождали бойцы Воронежского добровольческого коммунистического полка.
- Штурм с.Стрелец, возобновившийся 10 декабря, был осложнён неожиданным ударом с тыла.
- Гитлеровцы начали отходить после того, как замолчал пулемёт, стрелявший с церковной колокольни.
- 127 бойцов Воронежского добровольческого коммунистического полка покоятся в братской могиле на окраине с.Стрелец.
- Определите СТИЛЬ текста:
1) разговорный
2) публицистический
3) научный
4) официально-деловой
3. Из предложения 11 выпишите ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
4. Сколько грамматических основ в предложении 23?
5. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
6. Из предложений 1-6 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.
7. Из предложений 12-15 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
8. Сколько ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ в предложении 15?
1) 1 2) 2 3)3 4) 4
9. Среди предложений 7-9 найдите предложение с ПРИЧАСТНЫМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТАМИ. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 12-14 найдите предложение с ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. Напишите номер этого предложения.
X. Работа по развитию речи – «Лови ошибку» — слайд 7.
XI. Домашнее задание – упражнение 280 или 281 – слайд 10.
XII. Подведение итогов – слайд 11.
XIII. Выставление оценок.
nsportal.ru
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Урок русского языка по теме «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».( 7 класс)
учитель МОУ «Вербенская СШ» Николаевского муниципального района Волгоградской области Яхина Мерует Тагалимовна
Ход урока.
Карточка контроля по теме «Деепричастие».
Придумать и записать одно предложение с деепричастным оборотом, обозначить деепричастный оборот графически.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Карточка контроля по теме «Деепричастие».
Придумать и записать одно предложение с деепричастным оборотом, обозначить деепричастный оборот графически.
Приложение №2 (разрезать по ячейкам таблицы)
Деепричастия несовершенного вида.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны | |
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал смыкать их и думала: «Авось-либо Бульба проснувшись, отсрочит денька на два отъезд.» -Из какого произведения это предложение? ( Учащиеся дают ответы) -Почему запомнилось произведение? -Какая часть речи (какое слово) делает его выразительным? | — Н.В. Гоголь. Тарас Бульба — Выразительность — деепричастие «рыдая» |
3. Как вы считаете, о чём пойдет речь на уроке? -Какие задачи стоят перед нами? | — О деепричастиях -Повторить деепричастия, деепричастные обороты, НЕ с деепричастиями |
4. Проверка д /з: Проверим ваш багаж знаний А) Работа в парах Б) Блиц-опрос. Игра. Кто больше наберет фишек, тот победитель -Что называется деепричастием? -на какие вопросы отвечает деепричастие? -Назовите признаки глагола у деепричастия. -Назовите признаки наречия. -Как пишется НЕ с деепричастиями? -Как выделяются на письме деепричастия? и деепричастные обороты? -Будет ли обособляться одиночное деепричастие? -Какова синтаксическая роль деепричастия? -От какого слова зависит деепричастие? | — задают друг другу вопросы; — повторяют правило — Отвечают быстро, за правильный ответ получают фишки, подсчитывают их количество |
5. Синтаксический разбор предложения. Умеете ли вы находить деепричастие, деепричастный оборот в предложениях и разбирать предложения: -Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (повест.,невоскл.,прост., ослож., д-о, распр.) | — Один ученик работает у доски |
6. Словарная работа. Повторим правописание НЕ с деепричастиями. Диктую слова: Не опаздывая в школу, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости. Проверьте, оцените свои работы -Кто допустил ошибки? Какие? | 2 ученика работают по карточкам (Приложение №1) проверяют с доски, исправляют, оценивают |
7. Физкультминутка «ленивые 8» | |
8. Формирование новых понятий. А) Соберите пословицы. Раздаю карточки (Приложение №2). Б) Найдите деепричастия. Определите вид деепричастия. -Как они образуются? В) Какие задачи стоят перед нами? Г) Работа с учебником стр.84,86 Д) Высвечиваю презентацию (Приложение №3) Е) Образуйте деепричастия от глаголов несовершенного вида и совершенного вида: Выполнить- Замирать- Испечь- Чахнуть- От каких глаголов не сумели образовать деепричастия? Ж) Показываю презентацию (Приложение №4) | — Работают в группах — Отвечают Записывают тему урока. — Узнать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида; — Научиться образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида и употреблять в устной и письменной речи — Читают параграфы, составляют таблицу об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. — Рассказывают по составленной таблице -От глаголов «испечь», «чахнуть» не образуются деепричастия несовершенного вида. — Дополняют таблицу. (доп. материал к параграфу) |
9. Домашнее задание. Параграфы 29,30. Прочитать, заполнить таблицу в тетради. Упр.177 (1,2,вар.), упр. 176 (3 вар.) | |
10. Упр. 174. Образовать 5 деепричастий от глаголов Упр. 179 | Выполняют 1 и 2 вар. (самостоятельно) 3 вар. Работают у доски с учителем |
11. Рефлексия (на доске) | Для меня самым интересным было… Для меня самым сложным оказалось… Над чем мне нужно работать дальше… |
12. Комментирование оценок | |
…, по волосам не плачут | Снявши голову, … |
…, не умоешься | Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | Не зная броду, … |
Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
| |
узнавать — узнают- узнавая, вставать — встают — вставая. От глагола быть образуется деепричастие будучи. | |
от глаголов на -чь от глаголов на -нуть от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: |
kopilkaurokov.ru