Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
Образование деепричастий связано с глаголом. Рассмотрим образование деепричастий от основ глаголов с помощью формообразующих суффиксов. Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида имеют свои характерные суффиксы.
У деепричастий, как глагольной формы, различают совершенный и несовершенный вид. От этого зависит, как образуется деепричастие.
Деепричастия | |
---|---|
Несовершенного вида | Совершенного вида |
Обозначают незаконченное добавочное действие | Обозначают законченное добавочное действие |
Отвечают на вопрос что делая? | Отвечают на вопрос что сделав? |
Образуются: основа глагола настоящего времени + суффиксы -а-, -я- | Образуются: основа глагола неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в-, -вши-, -ши- |
Примеры | |
слушая, думая, решая | прослушав, замахнувшись, испекши |
Образование деепричастий несовершенного вида
Деепричастие несовершенного вида обозначает незаконченное добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому и отвечает на вопрос: что делая?
Поезд замедлял ход, подходя к какой-то станции.
Поезд замедлял ход что делая? подходя.
В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида. Оно образовано с помощью формообразующего суффикса -я от основы глагола настоящего времени. Это основа формы глагола 3 лица множественного числа:
подходить — они подходят — подходя
Суффикс -а после шипящего основы может образовать деепричастие несовершенного вида:
- курлыкать — они курлычут — курлыча
- плакать — они плачут — плача
- держать — они держат — держа.
Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в форме настоящего времени, в деепричастии сохраняют его:
- признают — признавать — признавая
- встают — вставать — вставая
- дают — давать — давая.
От каких глаголов нельзя образовать деепричастия
Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий. Перечислим их:
1. глаголы на -чь:
беречь, стричь, увлечь;
2. глаголы с суффиксом -ну-:
стынуть, киснуть, капнуть, тянуть, вякнуть;
3. односложные глаголы, которые в основе настоящего времени не имеют гласных звуков:
- ждать — ждут
- лгать — лгут
- рвать — рвут
- лить — льют
- жать — жмут;
4. большинство глаголов с основой настоящего времени на шипящий:
- плясать — пляшут
- вязать — вяжут
- пахать — пашут
- писать — пишут.
5. Не образуют деепричастия также ряд глаголов:
петь, шить, плясать, вязать, пахать.
Образование деепричастий совершенного вида
Деепричастие совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым:
Грушницкий, увидев меня издали, подошёл ко мне (М. Лермонтов)
Сначала он увидел, а потом подошёл.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне (М. Лермонтов)
Сначала велел седлать лошадей, а потом оделся и сбежал к купальне.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы (инфинитива) или прошедшего времени, которые совпадают, с помощью формообразующих суффиксов -в, -вши, -ши:
- погулять (погулял) — погуляв
- переписать (переписал) — переписав
- спилить (спилил) — спилив
- отвертеть (отвертел) — отвертев.
Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь (М. Лермонтов).
опустить (опустил) — опустив
От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффикса -вши-:
Я чуть-чуть не упал, наткнувшись на что мягкое и толстое, но, по-видимому, неживое (М. Лермонтов).
- Наткнуться — наткнувшись;
- решиться — решившись;
- увидеться — увидевшись.
Деепричастия с суффиксом -вши-, которые выступаю параллельно формам с суффиксом -в-, отличаются разговорным характером или оттенком устарелости:
Давши слово, крепись.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Деепричастия с основой на согласный образуются с помощью суффикса -ши-:
- истечь (истёк) — истёкши
- принес-ти (принёс) — принёсши
- влезть (влез) — влезши.
От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы инфинитива и от основы прошедшего времени. Тогда формы деепричастий не совпадают:
- просохнуть — просохнув; просох — просохши
- промокнуть — промокнув; промок — промокши
- замереть — замерев; замер — замерши
- запереть — заперев; запер — заперши.
Отметим также, что у некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов -а/-я от основы будущего времени:
- встретиться — (что сделают?) встретятся — встретясь
- нахмурить — (что сделают?) нахмурят — нахмуря (брови)
- увидеть — (что сделают?) увидят — увидя.
У одиночных деепричастий могут ослабевать глагольные признаки. Тогда деепричастия не обозначают добавочного действия, усиливают значение обстоятельства и переходят в наречия:
- рисовать (как?) сидя;
- читать лёжа;
- говорить стоя;
- ехать молча.
Деепричастие / Морфология / Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Морфология
- Деепричастие
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Морфологические признаки деепричастия:
- бывает совершенного и несовершенного вида;
- не изменяется.
В предложении чаще всего является обстоятельством.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -а-, -я-:
кричат + -а- → крича; блестят + -я- → блестя; умываются + -я- → умываясь.
Деепричастия несовершенного вида от глаголов с суффиксом -ва- образуются от основы инфинитива узнавать, поскольку в настоящем времени узнаю суффикс -ва- выпадает: узнавать + -я- → узнавая.
Деепричастия несовершенного вида от основы глаголов на чь-, с суффиксом -ну— и некоторых других не образуются: печь, пахнуть, пахать и др.
От глагола быть образуется деепричастие будучи.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и образуются от основы инфинитива совершенного вида при помощи суффиксов -в-,-ши-, -вши-:
крикнуть + -в- → крикнув; принести + -ши- → принёсши; умыться + -вши- → умывшись.
Деепричастия совершенного вида образуются также от основы простого будущего времени глаголов при помощи суффиксов -а-, -я-: услышу + -а- → услыша; нахмурюсь + -я- → нахмурясь.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
НЕ с деепричастиямиМорфологический разбор деепричастия
Произношение глаголов, причастий и деепричастий
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Причастие
Наречие
Местоимение
Слова категории состояния
Предлоги
Частицы. Их виды.
Союзы
Междометия и звукоподражательные слов
Написание суффиксов -иц- и -ец- имён существительных
Морфология
Правило встречается в следующих упражнениях:
6 класс
Упражнение 504, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 505, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 520, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 523, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 524, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 526, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 530, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 540, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 542, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 544, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 144, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 187, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 196, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 201, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 202, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 207, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 211, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 495, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 181, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 184, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 314, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 319, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 446, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 20, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 27, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright
Деепричастия совершенного вида — урок, примеры
Деепричастия совершенного вида — это слова, обозначающие добавочное действие, которое предшествует основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечающие на вопрос что сделав? что сделавши?
Выясним, что такое деепричастия совершенного вида, как образуются, но прежде вспомним, какие слова относят к деепричастиям в русском языке.
Определение
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие, совмещает признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав? что сделавши?- (что делая?) рассказывая сказку;
- (что сделав?) указав на препятствие;
- (что сделавши?) скатившись с горы.
Как особая глагольная форма, деепричастие имеет постоянный морфологический признак — совершенный или несовершенный вид.
Деепричастия | |
---|---|
Несовершенного вида | Совершенного вида |
Обозначают незаконченное добавочное действие | Обозначают законченное добавочное действие |
Отвечают на вопрос что делая? | Отвечают на вопрос что сделав? |
Образуются: основа глагола настоящего времени + суффиксы -а-, -я- | Образуются: основа глагола неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в-, -вши-, -ши- |
Примеры | |
слушая, думая, решая | прослушав, замахнувшись, испекши |
Рассмотрим более детально, что обозначают деепричастия совершенного вида и как образуются от глаголов.
Что такое деепричастия совершенного вида?
Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое совершилось прежде по отношению к действию, выраженному глаголом-сказуемым.
Раскрыв зонт, Вера пошла по улице, залитой дождём.
Сначала произошло действие, обозначенное словом «раскрыв». Вера сначала раскрыла зонт, а затем пошла по улице.
Слово «раскрыв» не изменяется, оно обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав?
Это слово является деепричастием. Оно сохраняет грамматическую категорию совершенного вида глагола, от которого образовано:
(что сделать?) раскрыть — (что сделав?) раскрыв
Точно так же обозначают предшествующее действие деепричастия совершенного вида в следующих предложениях.
Примеры
Смущенно улыбнувшись, девочка поблагодарила за помощь.
Услышав приятную музыку, юноша сделал звук приёмника погромче.
Отправив сообщение, она положила телефон в сумочку.
Приоткрыв дверь, старушка посмотрела на звонивших.
Промокши до нитки под проливным дождём, он быстро переоделся в сухую одежду.
Как образуются деепричастия совершенного вида?
Деепричастия совершенного вида можно образовать только от глаголов этого же вида. В образовании деепричастий участвуют формообразующие суффиксы -в-, -вши-, -ши-, -а/-я, которые присоединяются к основе неопределённой формы или прошедшего времени глагола.
1. Если основа глагола заканчивается на гласный, то деепричастия образуют суффиксы -в-, -вши-:
- отпереть (отперел) — отперев
- указать (указал) — указавши.
В образовании деепричастий совершенного вида от возвратных глаголов участвует суффикс -вши-:
- расплакаться — расплакавшись
- нахмуриться — нахмурившись
- искупаться — искупавшись.
2. От основ глаголов, заканчивающихся на согласный, образуются деепричастия с помощью суффикса -ши-:
- отползти (отполз) — отползши
- увезти (увёз) — увёзши
- вырастить (вырос) — выросши
- принести (принёс) — принёсши.
3. Некоторые глаголы образуют деепричастия совершенного вида с помощью суффикса -а/-я от основы будущего времени:
- увести — (что сделают?) уведут — уведя
- предвидеть — предвидят — предвидя.
Ряд глаголов могут образовать параллельные формы деепричастий совершенного вида как от основы инфинитива, так и от основы прошедшего времени:
- заскочить — заскочив; заскочил — заскочивши;
- вымокнуть — вымокнув; вымок — вымокши;
- замолчать — замолчав; замолчал — замолчавши.
Речевые ошибки при использовании деепричастий
Используя деепричастия в устной и письменной речи, следуем определённым правилам.
1. В предложении необходимо употреблять деепричастие и глагол одного и того же вида:
(Что сделав?) Расправив плечи, спортсмен (что сделал?) подтянулся несколько раз на турнике.
(Что делая?) Напевая песенку, девушка (что делала?) вышивала шёлком картину.
При несоблюдении одного и того же вида деепричастия и глагола появляется речевая ошибка:
Найдя ключи в кармане, она открыла замок.
2. Деепричастие должно обозначать добавочное действие того субъекта, который выполняет основное действие, выраженное глаголом, то есть деепричастие, как и глагол-сказуемое, поясняет подлежащее.
Если игнорировать это требование, возникает так называемое свободное деепричастие или оборот, который не относится к подлежащему:
Потеряв управление, автомобиль съехал в кювет.
Кто потерял управление? Водитель или автомобиль?
Когда водитель потерял управление, автомобиль съехал в кювет.
Узнаем, в каких предложениях не употребляется деепричастный оборот.
3. Не употребляется деепричастие в безличных предложениях, в которых нет и не может быть подлежащего, обозначающего производителя как основного, так и добавочного действия.
Зайдя в дом, мне стало душно.
Исключение
Наличие инфинитива в составе сказуемого в безличном предложении.Задавая вопрос, следует его формулировать ясно и чётко.
Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»
Скачать статью: PDFУрок по русскому языку «Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот»
План-конспект урока по русскому языку
Тема урока: Деепричастие. Образование деепричастий, виды. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Количество часов: 2
Цели урока:
● образовательные: совершенствовать знания и умения по данной теме, ознакомить обучающихся со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного видов; формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; развивать пунктуационные навыки при выделении деепричастного оборота; совершенствовать навыки морфологического разбора деепричастия;
● развивающие: развивать внимание, развивать орфографическую зоркость при написании суффиксов и окончаний причастий, сформировать навыки самостоятельной работы;
● воспитательные: воспитывать внимание к слову, культуру речи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дидактические материалы (карточки, раздаточный материал).
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин.)(сообщение темы и целей занятия учителем).
II. Актуализация знаний по теме «Деепричастие», полученных в школе (5 мин.)
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие».
Преподаватель использует метод эвристической беседы
III. Совершенствование знаний и умений
(7 мин.).
Преподаватель сообщает теоретические знания в готовом виде. При использовании наглядного объяснения педагог применяет
метод эвристической беседы.
Обучающиеся делают записи в тетради под диктовку преподавателя.
IV. Углубление полученных знаний и умений. Выполнение практических заданий (35 мин.)
Цель: развивать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота, совершенствовать умение образовывать деепричастие от глагола.
V. Систематизация знаний и умений по выполнению морфологического разбора причастия.
(15 мин.)
V. Организация самостоятельной работы (20 мин).
Цель: сформировать навыки самостоятельной работы, совершенствовать умение выделять на письме деепричастные обороты.
VI. Подведение итогов (3 мин).
VI. Домашнее задание (2 мин.)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока «Деепричастие. Образование деепричастий, виды. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот». Сегодня на уроке мы вспомним способы образования деепричастий совершенного и несовершенного видов; потренируемся образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; обратим внимание на пунктуацию при выделении деепричастного оборота; совершенствуем навыки морфологического разбора деепричастия.
Вспомним, что нам известно о деепричастии как о самостоятельной части речи.
(деепричастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
2. Каковы основные признаки деепричастия?
(Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид, переходность, возвратность. Деепричастия имеют следующие признаки наречий: деепричастия – неизменяемые слова; деепричастие зависит от глагола-сказуемого).
3. Какова синтаксическая функция деепричастия в предложении?
(В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства).
Образование деепричастий
— деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:
молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;
— деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:
замолчать: замолча-ть → замолчав;
решить: реши-ть → решив;
заняться: заня-ть-ся → занявшись;
принести: принес-ти → принесши.
Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Говоря о правописании НЕ с деепричастиями, о деепричастном обороте, преподаватель использует метод эвристической беседы.
1. Каковы условия написания НЕ с деепричастиями?
2. Что называется деепричастным оборотом?
3. Как деепричастный оборот выделяется на письме?
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
Упражнение 1. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 2. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 3. Расставьте знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.
1.Экспедиц..я закончив летние работы зазимовала в глухом форте Кос-Арал. 2.Грозы налетали как-то исподтишка, внезапно предательски скрываясь за высокими речными крутоярами и поворотами берегов. 3.Прохожие шли мимо как бы ничего не замечая. 4.На занавес с шумом полез тараща глаза серый котенок. 5.Еще издали подбегая к избе она увидела деда Кузьму. 6.И только два облачка стояли в вышине столкнувшись друг с другом на просторной небесной дороге. 7.Кардинал резко повернулся и так же легко подымая ветер пошел дальше. 8.Это плавали в воздухе не опускаясь на землю плоские снеговые кристаллы. 9.Прислушавшись к словам женщины Петров почувствовал непонятное облегчение от того, что она говорила бойцу «вы”. 10.Дожидаясь салюта доктор и моряк беседовали сидя в полутемном кабинете.
Упражнение 4. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму «Не с деепричастиями».
1.Ни разу (не)оглянувшись Анфиска косила все с тем же упорством. 2. (Не)тронутая стена трав уменьшалась и редела. 3. Оставшись одна и (не)зная что делать Варька длинной тенью бродила по притихшему птичнику.4. Походив вокруг балагана и так и (не)найдя себе дела она вернулась в тракторный вагончик. 5. Она ела (не)спеша радуясь куску хлеба с удовольствием хрустя крупинками соли.
Отдельные обучающиеся вызываются к доске для выполнения заданий. Остальные выполняют в тетрадях.
Преподаватель раздает обучающимся раздаточный материал с планом морфологического разбора причастия.
План разбора деепричастий.
I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма.
Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид;
2 возвратность.
Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).
Обучающиеся делают соответствующие записи в тетради и выполняют совместно с преподавателем морфологический разбор деепричастия (как образец)
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).
Упав
Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
Н. ф. – упав. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади; в предложении деепричастный оборот – обстоятельство времени.
Обучающиеся выполняют самостоятельно задание.
Преподаватель раздает обучающимся карточки-задания по изученной теме. После обучающиеся сдают тетради с выполненной самостоятельной работой на проверку преподавателю.
Преподаватель выставляет отметки за работу на уроке со словесным объяснением.
Власенков, Рыбченкова Русский язык.- М., 2009. упр.185.
Деепричастия несовершенного вида — урок, примеры
Деепричастия несовершенного вида — это слова, обозначающие добавочное действие, которое совершается одновременно с действием, обозначенным глаголом-сказуемым, и отвечающие на вопрос что делая?
Узнаем, что такое деепричастия несовершенного вида, как они образуются в грамматике русского языка. Но прежде вспомним, какие слова называют грамматическим термином «деепричастие».
Определение
Деепричастие — это особая неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие, совмещает признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?- (что делая?) гуляя по набережной;
- (что сделав?) посмотрев фильм.
Деепричастие, как глагольная форма, имеет постоянный грамматический признак — вид. С этой точки зрения в морфологии русского языка различают деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия | |
---|---|
Несовершенного вида | Совершенного вида |
Обозначают незаконченное добавочное действие | Обозначают законченное добавочное действие |
Отвечают на вопрос что делая? | Отвечают на вопрос что сделав? |
Образуются: основа глагола настоящего времени + суффиксы -а-, -я- | Образуются: основа глагола неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в-, -вши-, -ши- |
Примеры | |
слушая, думая, решая | прослушав, замахнувшись, испекши |
Рассмотрим подробнее, какие слова являются деепричастиями несовершенного вида.
Что такое деепричастия несовершенного вида?
Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное незаконченное действие, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом-сказуемым.
Расспрашивая прохожих, турист ищет нужную ему улицу.
Турист одновременно совершает два действия:
- ищет (основное действие)
- расспрашивая (дополнительное действие)
Это дополнительное одновременное действие выражается грамматической формой деепричастия, которое отвечает на вопрос:
ищет (что делая?) расспрашивая.
Если деепричастие заменить спрягаемой формой глагола, то действие, обозначенное им, воспринимается как одновременное и равноправное:
ищет и расспрашивает.
Деепричастие сохраняет грамматическую категорию вида того глагола, от которого оно образовано:
(что делать?) расспрашивать — (что делая?) расспрашивая.
Примеры
Аналогично такое же одновременное действие обозначают деепричастия несовершенного вида в предложениях:
Гуляя по улице, девушка рассматривает витрины магазинов.
Обычно, завтракая, ты пьёшь утром чай?
Идя вдоль ржаного поля, я собираю васильки для венка.
Над березами летают, громко стрекоча, сороки.
Пчёлы и шмели, жужжа над венчиками луговых цветов, собирают нектар.
Как образовать деепричастия несовершенного вида?
Деепричастия несовершенного вида образуются только от глаголов несовершенного вида. В их образовании участвуют формообразующий суффикс -а/-я, который присоединяются к основе настоящего времени глагола (основа формы 3 лица множественного числа).
Посмотрим, как можно образовать деепричастие несовершенного вида:
- (что делать?) сверкать — сверкают — сверкая
- (что делать?) ухаживать — ухаживают — ухаживая
- (что делать?) кружить — кружат — кружа
- (что делать?) мурлыкать — мурлычут — мурлыча.
Имеем в виду, что у глаголов с суффиксом -ва- в неопределенной форме при образовании форм настоящего времени этот суффикс не используется:
- узнавать — узнаю́, узнаёшь узнаю́т
Важно!
Деепричастия несовершенного вида с суффиксом -ва- образуются от неопределённой формы глаголов.
- созревать — созревая
- узнавать — узнавая
- успевать — успевая.
Какие глаголы не образуют деепричастий несовершенного вида
Учтем, что не все глаголы несовершенного вида могут образовать соответствующие деепричастия:
1. глаголы с суффиксом -ну-
- киснуть
- пикнуть
- вякнуть
- виснуть
2. глаголы с основой на -чь
- влечь
- беречь
- стеречь
- течь
3. глаголы с основой настоящего времени на шипящий
- писать — пишут
- пахать — пашут
- резать — режут
4. односложные глаголы с основой на «и»
5. глаголы с основой настоящего времени на согласный
- рвать — рвут
- жать — жнут
- лгать — лгут.
В разговорной речи встречаются деепричастия несовершенного вида с архаичным суффиксом -учи-/-ючи-:
- прошел, крадучись неслышно на цыпочках;
- переливается, играючи всеми цветами радуги;
- будучи уверен в своей правоте.
Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»
Скачать статью: PDF5 простых правил использования герундий и инфинитивов
Какое у вас хобби?
Что вы любите делать ?
Собираетесь на пляж? Играете в видеоигры? Пешие прогулки (пешие прогулки)? Пение ? Танцы ?
Отлично! Это все примеры герундий .
А что, если я спрошу вас, что вы хотите, чтобы делал каждый день?
Может быть, вы учите рисовать .Может быть, все, что вы хотите сделать, это , чтобы прочитать комиксов. Возможно, вы планируете , чтобы начать свой собственный бизнес. Или, может быть, вы скоро решите путешествовать по миру !
Это ведь тоже хобби? Но для их описания мы использовали инфинитивов .
Герундий и инфинитив очень распространены в английском языке. Их можно использовать во многих ситуациях. Иногда вы можете использовать инфинитив и герундий. Иногда приходится выбирать между двумя, потому что использование одного может быть совершенно неправильным.
Это сбивает с толку? Да, это так!
Итак, как узнать, когда использовать инфинитив, а когда герундий? Наши пять простых правил обязательно помогут! Начнем с объяснения того, что такое инфинитив и герундий.
Загрузить: Эта запись в блоге доступна в виде удобного портативного PDF-файла. можно взять куда угодно. Щелкните здесь, чтобы получить копию. (Загрузить)
Что такое инфинитив? Что такое герундий?
Инфинитив — это форма глагола, в начале которой стоит «to».Например, «делать», «спать», «любить» и «творить». Это простейшая форма глагола, которую вам нужно изменить, чтобы она соответствовала предложениям.
Например, «Она спит» больше не содержит инфинитива глагола «спать». Вместо этого он спрягается в простую форму настоящего третьего лица глагола «спать»: спит.
Инфинитивы — это просто!
А как насчет герундий?
Герунды образуются путем добавления «-ing» к глаголу: «спать», «рисовать», «плавать».Но это не глагольные формы «-ing», которые вы видите в настоящем или прошедшем непрерывном времени. Они выглядят одинаково, но на самом деле герундий — это глагольные формы , используемые как существительные .
Давайте возьмем инфинитив глагола «спать» и используем его в двух разных предложениях:
Я сплю .
Это настоящее непрерывное. «Спать» здесь является частью глагола. Это не герундий. Вот второе предложение:
Я не люблю спать .
Это настоящее простое, но содержит герундий. «Сон» — прямой объект этого предложения.
Теперь, когда вы знаете разницу между инфинитивами и герундиями, давайте познакомимся с правилами, которые помогут вам правильно использовать и то, и другое.
Хотя приведенные ниже правила помогут вам понять, как следует использовать инфинитивы и герундий, вы должны обязательно практиковать их, чтобы использовать их в реальной жизни. Один из простых способов сделать это — обучаться с помощью видеороликов FluentU, которые включают трейлеры к фильмам, музыкальные клипы, новости и другие виды забавных видеороликов из реального мира.В видеороликах FluentU есть интерактивные субтитры, в которых дается определение любого слова, а также показано, как это слово можно использовать в предложении.
5 простых правил использования герундий и инфинитивов
Правило 1: герундий можно использовать как подлежащее в предложении.
Взгляните на несколько примеров.
Ходьба полезна для здоровья.
Завести друзей стало труднее с тех пор, как я переехал в новый город.
Стать миллионером сегодня — мечта многих молодых людей.
Здесь герундий (выделенный жирным шрифтом) является частью подлежащего предложения («гулять», «заводить друзей», «становиться миллионером»). Все три предложения звучат как нормальный, повседневный английский.
Теперь прочтите эти два предложения:
« Быть или не быть — вот в чем вопрос».
« Оплакивать прошлое и ушедшее зло — следующий способ навлечь на себя новые беды.
(Оба предложения являются цитатами из произведений Уильяма Шекспира.)
Звучит формально, не так ли? Они поэтичны, не правда ли? Шекспир — один из величайших авторов всех времен, но его английский труден для понимания. И это потому, что это литература. Это формально и это искусство.
В этих двух кавычках инфинитивы «быть» и «оплакивать» используются как подлежащие предложения.
Итак, в качестве подлежащих можно использовать как инфинитивы, так и герундий, но герундий гораздо чаще используется в качестве подлежащих.Просто обратите внимание на то, как выбор отражается на тоне и значении ваших предложений.
Правило 2: И герундий, и инфинитив могут использоваться в качестве объектов предложения.
Вы можете сказать:
«Мне нравится , рисующий ».
Вы также можете сказать:
«Вчера я решил, что будет нарисовать ».
Оба предложения верны, но одно содержит инфинитив в качестве объекта, а другое — герундий в качестве объекта.
В чем разница?
Это глаголы, предшествующие (предшествующие) объекту! Для некоторых глаголов требуется герундий, а для некоторых — инфинитив.В приведенных выше примерах мы видим, что формула: «наслаждайся» + [герундий] и «решай» + [инфинитив] .
С практикой вы сможете запомнить, что есть что.
Вот несколько примеров из глаголов, после которых должен стоять инфинитив:
- согласен: Я согласился пойти на вечеринку с моим другом.
- решить: Президент решил не участвовать в обсуждениях.
- заслуживают: Каждый заслуживает уважения .
- ожидаю: Я ожидаю узнать свою оценку за экзамен завтра.
- hope: Мы были , надеясь избежать трафика , уйдя раньше.
- узнать: Он научился не доверять никому.
- нужно: Ей нужно научиться готовить.
- предложение: Я предложил помочь моему брату с домашним заданием.
- план: Мы планируем сегодня вечером посмотреть фильм.
- обещание: Мой друг обещал найти время, чтобы помочь мне переехать.
- кажется: У нас кажется потерянным.
- ожидание: Я не могу ждать, чтобы увидеть мою семью.
- хочу: Я еще не хочу лечь спать.
Есть много глаголов, после которых требуется инфинитив. Вы выучите их естественным образом по мере продвижения в изучении английского языка.
А вот несколько примеров из глаголов, после которых должен следовать герундий:
- допустить: Они допустили изменение расписания.
- советую: I советую действовать (двигаться вперед) с осторожностью.
- избежать: Она избегала смотреть мне в глаза.
- рассмотреть (подумать) : Я, , думал, что буду молчать , но мне пришлось сказать ей.
- отрицать: Я отрицал, что знал о его секрете.
- включает: Курс включал написание трех тестов.
- упомяните (скажите что-нибудь) : Она, , упомянула, что видела моего брата на бейсбольном матче.
- рекомендую: I рекомендую практиковать герундий и инфинитив.
- риск: Не рискуй потерять свою работу!
- рекомендую: Я предлагаю прочитать еще английских рассказов.
Правило 3: Инфинитив следует использовать после многих прилагательных.
Вот три примерных предложения, которые помогут проиллюстрировать это правило:
Непросто, , закончить университет .
Для работы в гостинице необходимо , чтобы говорить по-английски.
Как хорошо иметь близких друзей.
Когда вы описываете что-либо с прилагательным (подчеркнуто в приведенных выше примерах), должен следовать инфинитив (выделенный жирным шрифтом). Использовать здесь герундий было бы неправильно.
Но помните! Если вы хотите превратить этот объект в предмет (см. Правило 1), следует использовать герундий:
Закончить университет непросто.
Владение английским языком необходимо для работы в отеле.
Иметь близких друзей — это прекрасно.
Как еще узнать, следует ли за прилагательным следовать инфинитив? Конструкция « тоже + [прилагательное] » — еще один способ сказать!
Например:
Это платье слишком большое , чтобы носить .
Эта машина слишком дорогая , чтобы покупать .
То же самое и с «[прилагательное] + достаточно» :
Мой ребенок недостаточно высокий , чтобы кататься на на этих американских горках.
Курс был достаточно подробным, чтобы расширить его базу знаний на .
Это правило достаточно полезно, чтобы понять использование инфинитивов!
Правило 4: После определенных глаголов используются только инфинитивы, за которыми следуют существительные или местоимения, относящиеся к человеку.
«Мы просили ее не уходить».
В этом предложении «мы» — подлежащее, «спросили» — глагол, а «ее» — объективная форма местоимения «она».Вы должны использовать инфинитив («идти»), но никогда не герундий, после определенных глаголов, за которыми следуют существительные или местоимения, относящиеся к людям.
Чтобы запомнить это правило, вам нужно изучить глаголов, которые в данном контексте принимают объект и инфинитив.
Начните с этих примеров. Предметы (существительные и местоимения) подчеркнуты. Обратите внимание, как за подчеркнутыми объектами следует инфинитив.
- спросить: Могу я попросить вас помочь мне чем-нибудь ?
- ожидать: Я никогда не ожидал, что он станет знаменитым.
- наем (дать работу кому-нибудь) : Компания наняла вас всего , чтобы занять в вашем офисе?
- приглашение: Я пригласил друга на церемонию.
- заказ: Она приказала ребенку остаться дома.
- напомнить: Напомнить, пожалуйста, , чтобы помыть посуду.
- требуется: Тест требовал , чтобы сконцентрировать полностью.
- научите: Это научит вас следовать правилам !
- скажи: Кто тебе сказал прийти сюда ?
- urge: Они призвали меня продолжить мои исследования.
- предупреждаю: Я предупреждаю вас, , не делать этого!
Правило 5: После предлогов можно использовать только герундий (за одним исключением).
Обдумайте это предложение:
Я отговорил его от этой работы.
Здесь герундий «брать» следует за предлогом «из».
Предлоги могут следовать за любым словом, будь то существительное, местоимение, глагол или прилагательное. В приведенных ниже примерах предлоги подчеркнуты, а затем жирным шрифтом — герундий.
Предлог, следующий за существительным:
Романы о подрастающих популярны среди подростков.
Я заинтересован в , чтобы стать художником.
Предлог, следующий за местоимением:
Я прощаю вас за то, что не говорит правду.
Предлог, следующий за глаголом:
Она думает о , пробуя боевых искусств.
Он с нетерпением ждет встречи с его двоюродными братьями.
Предлог, следующий за прилагательным:
Я опасаюсь, что перейдет в в одиночку.
Моя мама боится летать .
Есть одно исключение. К счастью, это должно быть легко запомнить!
Исключение
«Но» — это короткое слово, которое соединяет два предложения предложения вместе.Это называется союзом. Иногда «но» также может играть роль предлога. Когда «но» используется как предлог, оно имеет то же значение, что и «кроме».
Если «но» или «кроме» используются вот так, за ними должен следовать инфинитив:
У меня не было другого выбора, кроме , чтобы следовать за her.
(Я должен был следовать за ней.)
Мэри не делала остановок по пути, кроме , чтобы заправиться .
(Мэри остановилась только для того, чтобы заправиться.)
Мне нечего было делать, кроме , чтобы собрать моих денег и поехать.
(Мне нужно только собрать свои деньги и идти.)
Вы не можете часто видеть «но» и «кроме», используемые таким образом. Просто следуйте правилу герундий после предлогов, и в большинстве случаев вы все будете правильно понимать!
Герундий и инфинитив могут сбивать с толку, но они делают вашу английскую речь более разнообразной и красочной. Их очень полезно изучать и практиковать в правильном их использовании. Чем больше вы замечаете герундий и инфинитивов при изучении английского языка, тем легче вам будет!
Иногда вы не уверены, нужно ли вам использовать в предложении инфинитив или герундий.В этой ситуации попробуйте изменить предложение и по-другому сказать то, что вы хотите сказать.
Практикуя , вы станете более беглым. важно практиковать.
Счастливой учебы!
Загрузить: Эта запись в блоге доступна в виде удобного портативного PDF-файла. можно взять куда угодно. Щелкните здесь, чтобы получить копию. (Загрузить)
Если вам понравился этот пост, что-то подсказывает мне, что вам понравится FluentU, лучший способ выучить английский с помощью реальных видео.
Испытайте погружение в английский онлайн!
.глаголов, за которыми следует герундий и инфинитив · engVid
В английском языке, если вы хотите следовать за глаголом другим действием, вы должны использовать герундий или инфинитив. Например:
-
Мы возобновили разговор.
( герундий — глагол + ing) -
Я хочу посмотреть фильм.
( инфинитив — to + основной глагол)
Есть определенные глаголы, за которыми может следовать только один или другой, и эти глаголы необходимо запомнить.Многие из этих глаголов перечислены ниже.
Общие глаголы, за которыми следует герундий:
Пример: Он промахивается играет со своими друзьями.
- ненавидеть
- подтвердить
- допустить
- советую
- разрешить
- ожидать
- оценить
- избегать
- стоит
- не могу помочь
- праздновать
- признаться
- считать
- защищать
- задержка
- ненависть
- снято с производства
- обсудить
- не нравится
- спор
- ужас
- терпеть
- наслаждайтесь
- побег
- уклонение
- объяснить
- фантазия
- страх
- чувствую себя
- притворяться
- отделка
- простить
- сдаться (стоп)
- сохранить (продолжить)
- продолжать
- упоминание
- возражение (возражение)
- пропустить
- необходимо
- опустить
- разрешение
- фото
- отложить
- практика
- предотвратить
- отложить
- отзыв
- вспомнить
- рекомендовать
- отчет
- пересылка
- резист
- резюме
- риск
- ширк
- шунь
- советую
- поддержка
- терпеть
- понять
- позыв
- ордер
Общие глаголы, за которыми следует инфинитив:
Пример: Она пригрозила выйти из , если она не получит повышения.
- согласен
- появиться
- аранжировать
- спросить
- попытка
- нач.
- не могу себе позволить
- не могу / не могу дождаться
- уход
- шанс
- выберите
- претензия
- прийти
- согласие
- дерзай
- решить
- спрос
- заслуживают
- определить
- избранных
- стремление
- ожидать
- сбой
- получить
- рост (рост)
- гарантия
- стесняйтесь
- надежда
- спешите
- наклон
- узнать
- управлять
- означает
- нужно
- пренебрежение
- предложение
- платить
- план
- подготовить
- притворяться
- профессора
- обещание
- доказывать
- мусор
- осталось
- запрос
- разрешение
- скажем
- искать
- кажется
- дрожь
- стремиться
- борьба
- клянусь
- тенд
- угрожают
- получилось
- предприятие
- волонтер
- ждать
- хочу
- желание
- хотел бы
- год
Глаголы, за которыми следует герундий или инфинитив, значение которых практически не изменилось:
Пример: Это началось дождь .
/ Это началось дождь .
- начало
- терпеть не могу
- терпеть не могу
- продолжить
- ненавижу
- нравится
- любовь
- предпочитаю
- предлагаю
- начало
Глаголы, за которыми следует герундий или инфинитив с изменением значения:
забыть | Я забыл с ним встретиться. (Я не встретил его, потому что забыл сделать это.) |
Я забыл о встрече с ним. (я не помню, чтобы встречал его раньше.) | |
продолжить | Он продолжил изучать английский и французский языки. (Он закончил один период до этого.) |
Он продолжал изучать английский и французский языки. (Он продолжал изучать языки.) | |
выйти | Она ушла работать здесь. (Она уволилась с другой работы, чтобы работать здесь.) |
Она перестала здесь работать. (Она уволилась здесь. Она здесь больше не работает.) | |
сожаление | Сожалею, что обещал вам помочь. (извините, что обещал.) |
С сожалением вынужден сообщить, что мы не можем вас нанять. (я говорю вам сейчас, и мне очень жаль) | |
помню | Она не забыла навестить бабушку. (Она не забыла навестить.) |
Она вспомнила, как навещала бабушку. (У нее были воспоминания об этом времени.) | |
стоп | Я перестал тебе звонить. (Я прервал другое действие, чтобы позвонить вам.) |
Я перестал тебе звонить. (Я прекратил эту деятельность. Может, мы поссорились.) | |
попробовать | Пытался открыть окно. (Я попытался выполнить это действие, но безуспешно) |
Я пробовал открыть окно. (Это был один из вариантов, который я пробовал. Может быть, в комнате было жарко.) |
герундий и инфинитив, часть 1
Изучение герундий и инфинитивов поначалу может показаться немного сложным. Хорошая новость в том, что в нашем учебнике из трех частей вы найдете двадцать герундийных и бесконечных советов, которые помогут вам пройти путь от новичка до профессионала. В части 1 мы вводим герундий и инфинитив и объясняем основы повседневного использования.
Что такое герундий?
1. Герундий — существительное, образованное от глагола добавлением «-ing». Герундийная форма глагола «читать» — «читать».»Вы можете использовать герундий как подлежащее, дополнение или объект предложения.
Примеры:
- Чтение помогает выучить английский язык.
- Ее любимое хобби — читать .
- Мне нравится читать .
Герундий можно сделать отрицательным, добавив «не».
Примеры:
- Он пользуется не работает .
- Самое лучшее для здоровья — это не курить .
Что такое инфинитив?
2. Инфинитив — это форма глагола «to». Инфинитивная форма слова «учиться» — «учиться». Вы также можете использовать инфинитив в качестве подлежащего, дополнения или объекта предложения.
Примеры:
- Выучить важно.
- Самое главное — это , чтобы выучить .
- Он хочет, чтобы выучило .
Инфинитив можно сделать отрицательным, добавив «не».«
Примеры:
- Решил не идти .
- Самое главное — не сдаваться .
Используйте герундий или инфинитив?
3. И герундий, и инфинитив могут использоваться как подлежащее или дополнение предложения. Однако в качестве подлежащего или дополнения герундий обычно больше похож на обычный разговорный английский, тогда как инфинитивы звучат более абстрактно. В следующих предложениях герундий звучит более естественно и чаще встречается в повседневном английском.Инфинитивы подчеркивают возможность или потенциал чего-то и звучат более философски. Если это звучит сбивающе с толку, просто помните, что в 90% случаев вы будете использовать герундий в качестве подлежащего или дополнения предложения.
Примеры:
- Обучение важно.
- Выучить важно.
- Самое главное обучение .
- Самое главное — это , чтобы выучить .
4. В качестве объекта предложения труднее выбирать между герундий и инфинитив. В таких ситуациях герундий и инфинитив обычно не взаимозаменяемы. Обычно главный глагол в предложении определяет, используете ли вы герундий или инфинитив.
Примеры:
- He пользуется плаванием .
- Он хочет плавать .
5. За некоторыми глаголами следует герундий как объекты.Список глаголов, за которыми следует герунд
Примеры:
- Она предложила пойти в кино.
- Мэри говорит о своих проблемах.
6. За некоторыми глаголами следует инфинитив. Список глаголов, за которыми следуют инфинитивы
Примеры:
- Она хочет пойти в кино.
- Мэри нужно , чтобы рассказать о своих проблемах.
Упражнения для герундий и инфинитивов | Часть 1
Перейти к части 2
.герундий против герундива | Блог на латинском языке
Вы долго пытались узнать точные формы и употребление латинского Gerund или Gerundive? Что ж, этот пост был создан для того, чтобы помочь вам во всех ваших вопросах о формах, переводах и грамматическом использовании.
ПОЛЕЗНЫЕ ПЕЧАТИ
Если вы изучаете латынь, я бы порекомендовал вам для справок следующий сайт (изображение — ссылка):
ГЕРУНД
Герундий — это отглагольное существительное.
ПЕРЕВОДЫ
Герундий оканчивается на «-инг» и обычно переводится как «ходьба», «танцы», «говорение».
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕРУНДА
Вы можете увидеть формы герундия: здесь.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
(1) ОБЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: герундий на латыни используется всякий раз, когда вам нужно превратить глагол в существительное.
- Ars amandi est difficilis .Искусство любить сложно.
- Puellae studiosae sunt amando . Девочки жаждут любви . ( studiosus принимает дательный падеж)
- Libri propensi sunt ad amandum . У детей есть склонность к любящим .
- Amor crescit amando . Любовь растет на , любя на .
(2) ОБЪЕКТЫ: Когда герундий берет объект, этот объект находится в том же самом регистре, что и глагол, от которого обычно происходит слово герундий.
- viros interficiendi causa: ради убийства мужчин
- libris Studiondi causa: для изучения книг ;
(3) НАЗНАЧЕНИЕ: Герундий может использоваться для выражения цели с помощью предлогов ad или in.
- Lego до н.э. . Я прочитал , чтобы узнать . (Я читаю, чтобы научиться.)
ГЕРУНДИВ
Герундив — это глагольное прилагательное: форма глагола, которая действует как прилагательное.Герундив — это прилагательная форма герундия. Помните: герундий IVE = adject IVE
ПЕРЕВОД
Не существует английского эквивалента герундиву. Но лучше всего использовать пассивную форму «быть ___», но это опять же зависит от времени (как вы увидите в грамматических употреблениях).
ОБРАБОТКА ОБРАБОТКИ
Вы можете увидеть формы герундива: здесь.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ :
(1) ПАССИВНЫЙ ПЕРИФРАСТИЧЕСКИЙ: Герундив с формой « сумма » включает в себя пассивный перифрастический (также называемый герундивом обязательства).Он передает сильное обязательство в прошлом, настоящем или будущем, в зависимости от времени « сумма ».
amandus erat . Его нужно было любить . (прошлое)
amandus est . Он , должно быть, любил. (настоящее время)
amandus erit . Его надо будет любить . (будущее)
Karthago delenda est ! Карфаген должен быть разрушен ! ( deleo, delere, delevi, deletus , чтобы уничтожить)
(2) ДАТА АГЕНТА: Поскольку герундий пассивен, должен быть особый способ показать агента.Большинство пассивных глаголов показывают агента с « ab + agent-in-the-ablative». Герундив НЕ ДЕЛАЕТ! Он показывает агента с ДАТНЫМ. Это новаторское название «дательный падеж агента».
- Пример) puella basiatur ab puero . Девочку целует мальчик .
- Пример) Puer amandus est puellae . Мальчик должен любить девочку .
(3) ЗАМЕНИТЬ ГЕРУНД: Герундий часто используется вместо герундия, потому что римляне считали его красивее.Это может быть сложно, поэтому будьте внимательны.
- герундий: Puer vivit puellas basiandi causa . Мальчик живет ради поцелуев девочек .
- герундив: Puer vivit puellarum basiandarum causa . Мальчик живет ради поцелуев девочек .
Надеюсь, это поможет вам во всех ваших начинаниях и потребностях в латыни.
Чтобы получить дополнительные советы по изучению языка, бесплатные ресурсы и информацию о том, как мы можем помочь вам достичь ваших языковых целей, выберите наиболее подходящие для вас информационные бюллетени и подпишитесь ниже.
.