9-1 ИСКУССТВО и ВЛАСТЬ
9 — 1 Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа
часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и
увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные
• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
• В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших
времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона. В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название
Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, —
под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь.Его главныйсобор по плану и размерам подобенхраму Гроба Господня в Иерусалиме.Это детище патриарха Никона — вер-
шина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со
времен крещения Руси (X в.). В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь
переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I).
Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность,
игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского
переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко вы-
разившийся в рок-музыке.
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной
литературе.
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать обих общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Борис Гребенщиков
Александр Галич
План-конспект урока по МХК (9 класс) по теме: Искусство и власть ч.2
9 класс
Урок № 2
Тема урока: «Искусство и власть»
Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.
УУД:
Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»
Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.
Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.
Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Оборудование для учителя:
Экран для показа презентации, конспект.
Оборудование для ученика:
Тетрадь, ручка, карандаш.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
- Приветствие.
- Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
- Отмечание отсутствующих.
- Повторение пройденной темы:
- Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
- Что такое искусство? Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
- Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
- Когда же появилось искусство? Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
- Что такое власть? Власть — способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
- Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
- Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
- Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
- Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
- Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
- Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
- Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
- В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
- Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
- Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
- Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
- Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
- Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
- Бог солнца — Ра
- Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
- Пирамида Хеопса
- Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
- Идолы. Статуи языческих богов
- Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
- Геракл
- Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
- Золотая погребальная маска Тутанхамона
- Успенский собор Московского Кремля
Молодцы!
6. Изучение нового материала:
Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»
Выводы – читать по слайдам.
Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.
Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В «Слове о погибели Русской земли» сказано:
«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, — князьями грозными… всем ты преисполнена, земля Русская!»
Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.
Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.
Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.
Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.
Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) — русский церковный композитор, государев певчий дьяк.
Титов Концерт в честь Полтавской победы
Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
(слайд Хоровая капелла имени Глинки)
Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.
«Бо́же, Царя́ храни́!» — государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн «Молитва русских».
Слушаем гимн «Боже, царя храни!»
- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).
Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.
Слушаем Гимн Великобритании
Гимн Великобритании на русском языке
Боже храни нашу милостливую Королеву
Долгой жизни нашей благородной Королеве
Боже храни Королеву
Пошли ей победного
Счастья и славно
Долго царствовать над нами
Боже храни Королеву
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.
Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.
Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.
Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),
Видеофрагмент песен Октябрьской революции
…памятники,
плакаты,
произведения живописи,
музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945).
Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……
7. Закрепление пройденного материала:
ТЕСТ:
1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?
А) Успенский собор
Б) Новоиерусалимский монастырь
В) Храм Христа Спасителя
2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _
Светская и религиозная
3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?
А) Б. Иофан Б) Дм. Левицкий
В) Ж.Л.Давид
4. Кто автор портрета Екатерины II?
Дмитрий Григорьевич Левицкий
5. Определи Новоиерусалимский собор
1 — 2 — 3 — 4 — 5
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Я приобрел…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
8. Домашнее задание
Разделивших на группы, подготовить презентацию:
(3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем:
- Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
- Портреты знаменитостей художника Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
- Памятники Московского Кремля (слайды с названием памятников)
- Триумфальные арки мира (презентация)
- Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
- Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
- Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
- Соборы России (презентация-фильм)
Варианты вопросов на уроках искусства для каждого урока в 9 классе по программе ГПСерге
9.1. Искусство и власть
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название
Второго Рима)8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
«
»«Как возникло искусство и какую роль в этом сыграл труд?» – Яндекс.Знатоки
В современной науке имеется несколько гипотез происхождения искусства.
- «Искусство для искусства» или «Игровая»
Это самая старая гипотеза, согласно которой древние люди рисовали ради удовольствия, а изображения особого смысла не имели. С игровым процессом связывается не только искусство, но и вся первобытная культура в целом. В конце XIX и начале XX века гипотеза пользовалась популярностью, однако затем она утратила популярность в науке.
- «Магическая» и «мифологическая»
Согласно «Магической» гипотезе, палеолитическое искусство создавалось для магических обрядов, чаще всего связанных с «охотничьей магией».
- «Компенсаторная» гипотеза
Своеобразная гипотеза, которая утверждает, что специфическое содержание древнейших изображений: женских фигурок, гравировок символов вульвы, силуэтов животных, — рассматривается как палеолитическая порнография.
- «Демонстрация трофеев»
Ещё одна экзотичная гипотеза, согласно которой первобытное искусство является средством демонстрации мужчинами своих охотничьих и сексуальных успехов, которое помогало им в естественном отборе и показывало их пригодность в качестве партнеров по спариванию. Так как кости в пещерах могли украсть или съесть, мужчины стали изображать свои трофеи на стенах пещер.
- Гипотеза «информационного взрыва»
Эта гипотеза предполагает, что появление в разных регионах в разное время различных форм изобразительной деятельности определяется необходимостью выработки специальных вспомогательных способов хранения и передачи культурной информации. Искусство сравнивается с персональным компьютером, который хранит нужную информацию.
- «Палеопсихологические» гипотезы
Согласно этой гипотезе, мышление первобытного человека существенно отличалось от нашего и именно в этом отличии следует искать движущие силы происхождения первобытного искусства. Авторы связывают развитие различных функций мозга и начало творчества человека. По их мнению, человек, скорее всего, начал рисовать раньше, чем говорить.
Насчет вопроса роли труда в появлении искусства. Очевидно, труд повлиял на появление искусства, ведь первые каменные орудия (чопперы и чоппинги) появились 2,5 млн лет назад, когда первобытное искусство появляется примерно 50-40 тыс лет назад. Создавая первые каменные орудия, предки человека могли украшать их, а затем и перенести эту идею на окружающую среду.
УРОК ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВО И ВЛАСТЬ»
Девятый класс
Раздел I. Воздействующая сила искусства (8 ч.)
Первый урок «Искусство и власть» (с. 102 – 104)
Задачи урока: обобщить имеющие художественные знания учащихся о влиянии власти, государства, отдельных личностей на функции искусства в жизни общества, изучить материал учебника, проанализировать художественные произведения разных эпох и стилей, заинтересовать учащихся изучением регионального материала в контексте данной темы.
Формирование УУД: личностные – определять содержание произведений искусства, их направленность на укрепление власти государств и их правителей, познавательные – изучать факты истории , которые отражаются в художественных произведениях, проявлять интерес к воплощению деятельности творцов искусства; коммуникативные – участвовать в обсуждении новых и известных явлений культуры и искусства, высказывать собственную точку зрения, фиксировать ее в письменных и устных высказываниях, регулятивные – самостоятельно определять цели и способы изучения новых художественных произведений, организация волевых усилий при работе в учебным материалом, информационные – умение сравнивать и сопоставлять различные факты, сведения, добываемые в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации.
Первый этап урока – обсуждение вопроса: «Как власть влияет на создание и потребление произведений искусства?» (учащиеся приводят примеры, аргументируют свое мнение). Учитель предлагает свои художественные произведения, чтобы активизировать учащихся. Здесь уместно вспомнить, например, значение музыки в Петровскую эпоху (канты, музыка для оркестров), гимны, патриотические песни, плакаты Великой Отечественной войны, памятники выдающимся личностям (Мавзолей В.И. Ленина), храмовые сооружения (например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве – собор Покрова Божией матери, что на рву у Фроловских ворот, воздвигнутый царем Иваном Грозным в память о победе русских воинов над Казанским и Астраханским ханствами в 1552 – 1554 гг.) и др.
Второй этап урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника (с . 100 – 102). Выделение значимых для понимания темы мыслей, восприятие произведений скульптуры (памятники), живописи (портреты), архитектуры (арки, храмовые постройки), запечатлевших образы правителей, направленность их влияния на людей, стремление увековечить свои государственные дела, воинские доблести, анализ средств их художественной выразительности.
Третий этап урока: прослушивание музыкальных произведений, связанных с темой урока, коллективное обсуждение из содержания, музыкального языка как средства раскрытия образов (см. фонохрестоматию 9 класса, треки №№ 1 – 11).
Заключительный этап урока – обобщение по теме урока. Размышления о том, как в вашем крае, республике (городе, селе, поселке) искусство отражает государственные, исторические, художественные замыслы /идеи, воззрения/ власти (современной и прошлых поколений), какими функциями обладают эти художественные творения.
Домашнее задание:
Разделивших на группы, подготовить презентацию (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем: «Искусство в годы революционных переворотов в России», «Искусство в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «Авторская песня как форма общественного протеста против государственного режима /власти/», возможна также свободная тема.
Подготовить исполнение песен индивидуально и группой.
Второй урок «Искусство и власть» (с. 105 – 107) – продолжение темы.
Задачи урока: привлечь домашние самостоятельные работы для расширения представлений о содержании темы, продолжить работу с текстом учебника и его иллюстративным рядом, познакомить с новыми для учащихся музыкальными произведениями.
Формирование УУД: личностные – понимание содержания художественных произведений, их образного языка в процессе усвоения темы; познавательные – выполнение учебных задач, направленных на понимание темы, ее расширения за счет привлечения имеющегося художественного, исторического опыта; коммуникативные – умения лаконично излагать свои суждения, участвовать в коллективном обсуждении, регулятивные – планирование промежуточных целей деятельности по анализу художественных произведений, оценка того, что усвоено и что предстоит изучить по данной теме; информационные – умения вести поиск и обработку информации по теме урока, отбирать наиболее значимую.
Первый этап урока: обсуждение презентаций (сообщений) учащихся, степень раскрытия в них темы урока, убедительность и значимость отобранных для выступления произведений искусства, оценка одноклассниками формы представления материала.
Второй этап урока – работа по группам, продолжение изучение информации учебника, его иллюстраций. Классификация произведений различных видов искусства, анализ их содержания и средств художественной выразительности.
Третий этап урока: коллективное восприятие музыкальных сочинений, о которых идет речь на страницах учебника. Запись в «Творческую тетрадь» впечатлений учащихся о прослушанной музыке (см. фонохрестоматию 9 класса, треки №№ 12 – 17).
Обобщение по теме «Искусство и власть». Доказательный отбор художественных произведений из имеющего опыта, самостоятельной домашней работы, со страниц учебника для раскрытия уровня усвоения данной темы.
Домашнее задание:
Разделившись на группы, найти информацию в словарях, в учебнике «Искусство» для 8 класса, в Интернете о таких понятиях искусства «композиция», «форма», «ритм», «фактура», «пропорции», «цвет, «тон», «интонация». Записать их определения в «Творческую тетрадь».
Назвать примеры из разных видов искусства по данным понятиям.
Третий и четвертый уроки: «Какими средствами воздействует искусство?» (с. 108 – 115).
Задачи уроков: обобщить представления учащихся о средствах эмоциональной выразительности разных искусств, способствовать их осознанному распознанию на новых для них художественных произведениях.
Формирование УУД: личностные – понимание содержания произведений искусства через овладение средствами их художественной выразительности; познавательные – приобретение опыта различения средств воздействия искусства разных эпох и стилей на человека; коммуникативные – формирование умений работать индивидуально, в паре, в группе в процессе изучения текста учебника, восприятия и анализа художественных произведений, приобретать навыки размышлений, аргументации, диалога; регулятивные – осознанно применять в процессе работы на уроке действия целеполагания учебной деятельности, ее планирования, рефлексии, оценки результатов; информационные – приобретать умения самостоятельного поиска информации в различных источниках, ее классификации, сохранения на электронные носители.
Урок 1. «Искусство и власть»
I. Приветствие. Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)
— Что такое искусство?
— Что такое власть? (ответы учащихся).
Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
— Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
— Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?
Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
II. Изучение нового материала.
Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.
Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)
— Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?
В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)
Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?
Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)
Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)
Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).
Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.
Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.
Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)
В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».
Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)
Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.
1. Триумфальная арка в Париже — монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)
2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)
Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова , слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина
— Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).
Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.
III. Cсамостоятельная работа
— Каково же влияние власти на искусство?
— Насколько глубоки их взаимосвязи?
Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.
IV. Подведение итогов урока.
Д/з учебник с.102-107
Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» – гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова – это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, сжимающей маршальский жест, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло сравнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами – Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной скульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.
Художественная культура. Деление искусства на виды
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
- География
- Обществознание
- 11 Класс
- Английский язык
Тема урока: Искусство и власть
Тема урока: Искусство и власть
Цель урока: рассмотреть зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций — Древнего Египта и Междуречья.
Ход и содержание урока:
1 Организационная часть урока.
2. Сообщить тему урока. Слайд 1
3. Актуализация знаний
а) Предмет «Искусство», его значение, цели и задачи
— Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это передается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство — это своеобразный учебник жизни.
б) принадлежности и инструменты, необходимые к уроку: тетрадь, флешка, цветные ручки, альбом, цв. бум, клей, фломастеры, линейка, угольники, ластик и т.д.
а) Сообщение цели урока. Слайд 2
— Рассмотрим зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций — Древнего Египта и Междуречья.
Выдвинем гипотезу, что в развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной Слайд 8
б) Словарная работа Слайд3
ВЛАСТЬ — способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.
КАНОН — правило, норма
ФАРАОН, термин, обозначающий царя Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего «великий дом».
4. Основной этап урока.
— В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение,
восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
— Для сравнения рассмотрим 2 цивилизации.
Самые ранние очаги богатой и сложной культуры лежат в пределах Египта и Передней Азии(Двуречье). Время возникновения в обоих случаях почти совпадает(5-4 тысячелетия до н.э.), НО географические и исторические условия были настолько различны, что в результате сформировались совершенно НЕ похожие друг на друга архитектурные стили. Слайд 4
Общие черты- рабовладельческий строй и военно-деспотическая форма власти теснейшим образом связанные с религией.
Искусство Древнего Египта было призвано содействовать утверждению существующей идеологии: египетской религии, власти фараона и жрецов.
Боги, фараон, жрецы изображались крупнее, чем воины и рабы, подчеркивая ничтожество простого смертного.
» Рамзес II, поражающий сирийского варвара.» Слайды 5-8
Идеологическое воздействие на молящихся оказывалось на большом расстоянии от входа в храм. По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов. «Алея сфинксов между Карнаком и Луксором» Слайды 9, 11
По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов
-Рассмотрим план древнегреческого храма. Слайды 12,13
— Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти фараона и
ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями и скульптурами, созданными как бы самой природой и богами. Слайды 14,15
Египтяне рассматривали земную жизнь, в отличие от загробной, как временное существование. Поэтому из прочного камня возводились лишь пирамиды (с заупокойными камерами) и храмы, посвященные богам. Слайд 16
Содержание рельефов было связано с прославлением фараона как великого воина-победителя, удачливого охотника, строителя храма и абсолютного монарха Египта. Слайд 17
Древнеегипетский канон(правило, норма) предписывал изображать человека условно: в профиль показывались – голова, бедра, руки;
в фас – грудь, глаза. Слайд 18
Боги, фараон и жрецы изображались крупных размеров;
воины, рабы – значительно меньших. Цвета для росписи так же были условными и локальными. Мужские тела покрывались коричневой краской,
женские – более светлой, желтоватой. Слайд 19
Фрагмент палетки Нармера. Здесь художник изобразил обезглавленных врагов со связанными руками, подчеркивая превосходство фараона-победителя над поверженными. Слайд 20-24
Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья=Междуречья=Месопотамии . На ограниченной территории жили многие народы. Отсюда бесконечное соперничество, столкновения и войны. Все строения были рассчитаны на оборону от неприятеля. Слайды 25,26
ЗИККУРАТ (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии
культовая башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня). Середина 7 в. до н. э. Слайды 27-28
Если пирамиды были гробницами
с заупокойными камерами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений Слайды 29,30
Висячие сады Семирамиды. Архитектура Передней Азии резко отличается от древнеегипетской в функциональном, конструктивном и художественно-композиционном отношениях. Здесь основным строительным материалом являлась глина (камня почти не было) и отчасти дерево. Слайд 31
Ворота богини Иштар в Вавилоне6 век до н.э.
ИШТАР, в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
Цвет в искусстве Передней Азии играл очень большую роль.
В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цветаСюжетами рельефов и росписей являлись как мифологические,
так и ритуальные и военные сцены, прославляющие
и восхваляющие правителя, его военные походы и победы. Слайды 33-36Крылатый лев с человеческой головой. Рельеф. 883-859 гг. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. По сторонам трех порталов, расположенных посередине фасада ассирийских дворцов, высились по две или четыре каменные фигуры (высотой до 5, 5 м) крылатых львов или быков с человеческими головами, увенчанных царскими тиарами. Когда зритель проходил ворота, дополнительная пятая нога создавала иллюзию
шага животного по направлению к входящему. Слайды 37,38
Сюжеты ассирийских рельефов с мотивами военных походов и побед
Символ власти- печать. Цилиндрические печати, использовавшиеся в древней Месопотамии в официальных целях. Углубления на печатях-цилиндрах при прокатывании по сырой глине превращались в рельефное изображение. Слайд 39
5. Закрепление изученного.
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (грандиозные архитектурные сооружения, огромные скульптурные изображения, различия в размерах изображаемых в зависимости от статуса )
6. Подведение итога урока
— Подтвердилась ли гипотеза урока? Обоснуйте.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали свой престиж.
Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти и религиозных представлений народа. Слайд 40
7. Домашнее задание
а). Пересказ по учебнику (стр. 100-103) (обязательно)
б) слайды с названием пирамид
в) презентация «Искусство Междуречья»