Доклад речевой этикет: Речевой этикет – Доклад на тему «Современный речевой этикет»

Доклад по русскому языку на тему "Правила речевого этикета"

Правила речевого этикета

Вся наша жизнь подчиняется правилам. Например, правила регулируют дорожное движение и поведение в школе. Письменная и устная речь также имеет свои правила. Без них люди разговаривали бы безграмотно и невежливо.

Еще в детстве человек постигает основные правила речевого этикета, которые позволяют сделать общение с окружающими легким и приятным. О правилах речевого этикета пишут книги и статьи, но большинство людей познают эти правила на собственном опыте, наблюдая за тем, как ведут себя другие люди.

Известные правила речевого этикета, знакомые всем, заключаются в следующем:

  • Утро начинается с того, что мы говорим: "Доброе утро!".

  • При встрече следует поприветствовать знакомого человека. Обычно говорят «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день» и тп.

  • Отвечая на телефонный звонок все говорят «Алло», «Слушаю» или «Да».

  • Поблагодарить за подарок или услугу можно словами «Спасибо» или «Благодарю».

  • Для извинения подойдет «Извините» или «Прошу прощения».

  • Человеку, который чихнул желают здоровья: "Будь здоров!".

  • Прощаясь, люди произносят «Пока», «Всего хорошего» «До завтра», «Увидимся».

Это лишь малая часть сложившихся в обществе правил речевого этикета, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно вести беседу.

К старшим или плохо знакомым людям принято обращаться на «Вы», а местоимение «ты» подходит для друзей, сверстников или младших товарищей. Речевой этикет сильно разнится в зависимости от обстановки, культурного уровня и степени знакомства собеседников. Близкие друзья при встрече говорят друг другу «Привет», а вот говорить так малознакомому человеку – неприлично.

Не стоит кричать при разговоре, слишком сильно жестикулировать или перебивать собеседника. Не способствует нормальному построению беседы и употребление грубых, бранных или заведомо непонятных собеседнику слов. Из своей речи, по возможности, надо исключить так называемые «слова-паразиты»: «ну», «как бы», «короче», «типа» и тп.

Правила ведения разговора меняются с течением времени. Некоторые обращения и словесные обороты, характерные для 19 века, в наши дни считаются безнадежно устаревшими. К примеру, сейчас никто не употребляет обращение «Ваше высокопревосходительство», а раньше так именовали чиновников высшего класса.

Правила речевого этикета могут существенно отличаться в зависимости от места проживания собеседников. То, что считается вежливым и уместным в одном государстве, вполне может показаться грубым и неприятным жителю другого уголка земли.

Соблюдая правила речевого этикета человек учится вести приятную и интересную беседу.

Доклад на тему «Речевой этикет у дошкольников»

Доклад на тему «Речевой этикет у дошкольников»

1 слайд

Этикет – это порядок поведения, принятый в обществе

Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевыесредства проявления уважения к людям

Культура речи – это выраженное в слове достижение человеческого общества, выработанное как необходимость для общения и самовыражения

2 слайд

Владеть речевым этикетом – значит:

Знать основные правила речевого этикета

Осознавать, что для развития отношений необходимо соблюдение речевого этикета

Обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета

Соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации

3 слайд

Каким правилам речевого этикета обучать дошкольников?

Основные правила речевого этикета,

с которыми мы знакомим дошкольников:

Обязательно говори при встречи со знакомыми людьми слова приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и т. д.)

По окончании встречи говори людям слова расставания (до свидания, до скорого свидания, до новой встречи)

Когда к тебе пришли гости, скажи им слова приветствия, а провожая их, скажи слова расставания

Когда кто – то сделал для тебя что – то хорошие, нужно поблагодарить его добрым словом «спасибо»

Когда выходишь из – за стола после еды, всем, кто вместе с тобой ел и кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стала посуду, скажи слово «спасибо»

Когда тебе нужна помощь, попроси и обязательно скажи слово «пожалуйста»

В ответ на слово «спасибо» можно сказать слово «пожалуйста»

Знай, что люди ждут от тебя добрых слов, в которых ты отмечаешь их хорошие качества. Такие слова называются комплиментами.

Знай: обидные прозвища, которые иногда ребята говорят друг другу, уничтожают дружеские отношения

Старайся не обижать людей злыми словами

Обращайся к людям, называя их по именам

4 слайд

Как обучать детей правилам речевого этикета

Дать детям знание правила

Объяснить, почему надо соблюдать эти правила

Предоставить дошкольникам возможность соблюдать эти правила

Контролировать эмоциональный фон соблюдения правила

5 слайд

Условия овладение основными правилами речевого этикета:

Первое условие – это учет психологических возрастных особенностей детей

Второе условие – работа по освоению этикетного правила ведется на занятиях, а также в тех ситуациях, в которых нельзя обойтись без речевого этикета

Третье условие – это методы обучения дошкольников правилам речевого этикета

Четвертое условие – воспитатель должен понимать, что он для детей является самым ярким наглядным примером красивого и правильного речевого поведения

Пятое условие – касается внутреннего состояния ребенка, который становится носителем речевого этикета

Шестое условие – воспитатель может обучать детей с особой тщательностью и любовью. Но если в доме ребенка не соблюдаются правила речевого этике, вся воспитательная работа окажется безуспешной

Доклад на тему "Русский речевой этикет"

Введение

Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не общаясь друг с другом и не влияя друг на друга. Для культурно развитого человека общение становится потребностью, общение – это обмен действиями, поступками, мыслями, переживаниями с другими людьми. Для нас ребят особую трудность вызывает общение на русском языке, потому что в якутском языке употребление их необязательно. Поэтому темой моей работы я выбрала русский речевой этикет. А именно русско-якутские соответствия. Цели моей работы:

  1. Изучение понятия о русском этикете

  2. Повышение собственной речевой культуры

Задачи:

  1. изучение литературы по теме

  2. выявить русско-якутские соответствия в культуре речи

Практическая значимость:

  1. Вести в обиход своей речи «добрые слова»

Научность:

Рассказать и распространить знания о русской культуре речи среди своих сверстников.

Теоретическая часть

Этикет – установленный порядок поведения в обществе. Это общественные привычки и традиции, выработанные народом в течение веков. Во все времена ценились порядочность, доброта, честность, уважение к окружающим.

Различают этикет речевой и неречевой.

Речевой этикет – это часть правил поведения человека в обществе, словесные формы выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения.

Речевой этикет наряду с информацией – приветствовать, извиняться, благодарить, поздравлять и т.д. – несет и социальные сведения о говорящем, о его партнере, об их отношениях в официальной или неофициальной обстановке.

Итак, правила поведения человека в обществе требуют одного: всегда и везде уважать каждого члена общества и общество в целом. Только тогда тебя будут уважать остальные члены общества.

Об уровне культуры и воспитанности человека можно судить по поступкам людей. Есть люди, с которыми приятно общаться.

Статья по литературе (6 класс) на тему: Доклад на тему: "Речевой этикет"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старосубхангулово Бурзянский район РБ

Доклад на тему:

Культура речи и речевой этикет в современных условиях

    Подготовила учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Старосубхангулово

Фаткуллина Гульнара Факилевна

Бурзян 2015 г.

Культура речи и речевой этикет в современных условиях

      «Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстаёт как неразрывная связь многих и многих поколений».

Понятие «культура речи» ёмкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными аспектами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ, работников телевидения и радио, менеджеров и т.д.

Культура речи как особая лингвистическая дисциплина имеет своё научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента:1) языковой, 2) коммуникативный, 3) этический. Рассмотрим последний.

«Когда-то в России умели и из быта извлекать если не удовольствие, то уж во всяком случае, полное удовлетворение, не затрудняя себя рассуждениями о необходимости этикета, изящества манер, вежливости, уважения к старшим и младшим, об умении вести себя в общественном месте, в гостях и в собственном доме. Судя по классической литературе, большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером; у каждого был наготове целый  набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе, а сверх того была ещё и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом пред Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями.

Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к роману В.П.Астафьева «Печальный детектив».

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «как живём, так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Этический компонент культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; общение на «ты» или «вы»; выбор полного или сокращённого имени, формы обращения и др.). Нарушение этических норм отрицательно сказывается на эффективности общения: неэтичное обращение к собеседнику, употребление нецензурной лексики может прервать общение между людьми на долгие годы.

«Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия». Наш язык нуждается в таком же бережном подходе, так как начало XXI века – время языковой агрессии, которая проявляется и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации языковой агрессии множество: телевидение, интернет, современное кино и т.п. Этой агрессии, к сожалению, подвергаются наши учащиеся, и борьба с ней – одна из практически неразрешимых проблем. Учащемуся трудно ориентироваться в ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши выпускники не понимают, в чём именно заключается ошибка или неточность, в чём неэтичность данного высказывания. Представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика. У них нет ощущения того, что своими текстами они формируют массовое общественное сознание. Как часто с экрана телевизора или по радио звучат слова, далёкие от речевого этикета, иногда они сопровождаются так называемым «запикиванием». Отсюда падение вкуса, низменность содержания речи.

Бывает, что и учителя на своих уроках допускают нетактичные и даже грубые замечания в отношении учащихся. На протяжении урока слышатся реплики: «Закрой рот!», «Перестань орать!», «Не будь идиотом!» и т.д. В такой ситуации уроки русского языка и внеклассные занятия по речевому этикету бесполезны, так как соблюдение норм культуры речи имеет воспитательное значение, способствуя повышению речевого общения учащихся. А если этические нормы нарушает учитель, о каком воспитании может вообще идти речь. Ведь здесь важна личность учителя, его умение строить высказывание и общаться с детьми.

Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». Но эти структуры чаще всего произносятся неправильно и с неверной интонацией. В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого воздействия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определённому результату.

Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Не допустимы требования такого плана: «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Сидорова! Устно – упражнение – 8!» Это выдаёт отсутствие компетенции педагога, его этическую несостоятельность. Также не следует употреблять просторечные формы глаголов в прошедшем времени: «Встали!», «Подняли стулья!» или глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи, рассказывай, читай!» Правильными будут формы: «Выйди, расскажи, прочитай!». Важно следить за формулировкой рассказа, чтобы исключить негативный характер такого общения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске…» Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.

В настоящее время можно услышать мнение, что языковые правила не нужны, они только усложняют жизнь: «Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? «Действительно, язык принадлежит к числу тех феноменов общественной жизни, относительно которых многие считают возможным иметь своё мнение. Причём эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме». Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это не требование человека к самому себе, а требование общества к человеку.

Анализ любого вида норм (социальных, нравственных, юридических и др.) укажет на их социальный характер. И языковые нормы не являются исключением.

Презентация по русскому языку на тему "Речевой этикет"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд “Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения Описание слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

3 слайд Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет — это система специфических языков Описание слайда:

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

4 слайд Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает дов Описание слайда:

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.           

5 слайд Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от гово Описание слайда:

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.  Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.  Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.   Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

6 слайд Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говори Описание слайда:

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

7 слайд Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимс Описание слайда:

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

8 слайд Формулы представления (по телефону) - Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фами Описание слайда:

Формулы представления (по телефону) - Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться.

9 слайд Формулы приветствия - Здравствуй(те)! - Добрый день (вечер, утро)! - Привет! Описание слайда:

Формулы приветствия - Здравствуй(те)! - Добрый день (вечер, утро)! - Привет!

10 слайд Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник ( Описание слайда:

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

11 слайд Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит Описание слайда:

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

12 слайд Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разреш Описание слайда:

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

13 слайд Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания. Описание слайда:

Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания.

14 слайд Из истории речевого этикета Описание слайда:

Из истории речевого этикета

15 слайд Рождение этикета Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речево Описание слайда:

Рождение этикета Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

16 слайд «Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жи Описание слайда:

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

17 слайд Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отн Описание слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

18 слайд Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу Описание слайда:

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне. ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»   Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125)

19 слайд Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры « Описание слайда:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

20 слайд Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») 		Это анонимный п Описание слайда:

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

21 слайд «...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных го Описание слайда:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

22 слайд Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклор Описание слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Без языка и колокол нем. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

23 слайд Пословицы и поговорки об этикете   Умный не говорит, невежда не дает говорить Описание слайда:

Пословицы и поговорки об этикете   Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.      

24 слайд Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым долж Описание слайда:

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь , Насмешишь ты целое царство».

25 слайд А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без р Описание слайда:

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда: И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

26 слайд СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ? Описание слайда:

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

27 слайд Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. Описание слайда:

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

28 слайд Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юн Описание слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.

29 слайд Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёво Описание слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

30 слайд  МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ   Описание слайда:

МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ  

31 слайд Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительн Описание слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

32 слайд Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по Описание слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдение субординации по возрасту. 3. Учёт ответной реакции собеседника. 4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.

33 слайд Знание этих правил может не привести к успешному общению. 		Одной из причин н Описание слайда:

Знание этих правил может не привести к успешному общению. Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.

34 слайд Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорит Описание слайда:

Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение. Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения? Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

35 слайд Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, Описание слайда:

Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника? 2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость? 3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми? 4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника? 5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом? 6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником? 7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов? 9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику? «почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

36 слайд «почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 балло Описание слайда:

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8 баллов «никогда» - 10 баллов   55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»   Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы! Тест «Умеете ли вы слушать?»

37 слайд Давайте говорить друг другу комплименты! Описание слайда:

Давайте говорить друг другу комплименты!

38 слайд Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение Описание слайда:

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет! Как вы хорошо выглядите! Вы так прекрасны! У вас замечательные глаза! А вы такой интересный собеседник! Вы так увлекательно рассказываете! Вы прекрасный человек (ученик)!

39 слайд Позвони мне, позвони... Описание слайда:

Позвони мне, позвони...

40 слайд Этикет разговора по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет Описание слайда:

Этикет разговора по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече. Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.

41 слайд Мобильные телефоны. Ими пользуются практически все. Но использование сотовых Описание слайда:

Мобильные телефоны. Ими пользуются практически все. Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует. Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

42 слайд Речевые формулы телефонного разговора Почему обиделась мама? Маша: « Алло, К Описание слайда:

Речевые формулы телефонного разговора Почему обиделась мама? Маша: « Алло, Катя, это ты?» Мама: « Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?» Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?» Мама: « Её нет дома. Что ей передать?» Маша: « Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.» Мама: « Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.»  

43 слайд Обсуждение ошибок Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, Описание слайда:

Обсуждение ошибок Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы». После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени. Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати. Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму. Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.  

44 слайд Работа над ошибками Мама: «Алло. Слушаю вас.» Маша: «Здравствуйте, вас беспок Описание слайда:

Работа над ошибками Мама: «Алло. Слушаю вас.» Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.» Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.» Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?» Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?» Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?» Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.» Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»  

45 слайд Правила разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только Описание слайда:

Правила разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

46 слайд Правила разговора по телефону Не звоните без крайней надобности на работу по Описание слайда:

Правила разговора по телефону Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть. Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо». И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!

47 слайд САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУ Описание слайда:

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

48 слайд САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУ Описание слайда: САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУ

Курс повышения квалификации

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУ

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУ

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-915428

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *