Решение текстовых задач В14 ЕГЭ по математике
Смотрите также другие типы Задач №11 ЕГЭ по математике: 1 (на среднюю скорость), 3 (движение по воде), 4 (на работу), 5 (на движение по прямой), 6 (на прогрессии), 7 (на смеси и сплавы).
Также смотрите видеолекцию «Текстовые задачи».
Задача 1.
Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой равна 19 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 15 км/ч больше скорости другого?
Решение: + показать
Задача 2.
Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 25 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 112 км/ч, и через 25 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
Решение: + показать
Задача 3.
Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 40 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 8 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 36 минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км. Ответ дайте в км/ч.
Решение: + показать
Задача 4.
Часы со стрелками показывают 6 часов 45 минут. Через сколько минут минутная стрелка в пятый раз поравняется с часовой?
Решение: + показать
Смотрите фрагмент видеолекции «Текстовые задачи»
Вы можете пройти тест по Задачам №11, задачи на движение по окружности.
egemaximum.ru
Презентация к уроку по физике (9 класс) по теме: Равномерное движение по окружности. Решение задач.
Слайд 1
Равномерное движение по окружности решение Задач 9 класс Учитель: Чупра Н. Б.Слайд 2
Типовые задачи по теме: 1. Колесо делает 120 оборотов за 2 минуты. Какова частота вращения колеса и период вращения? 2. Шарик вращают на нитке длиной 0,5 м так, что он делает за одну секунду 3 оборота. С какой линейной и угловой скоростью движется шарик. 3. Линейная скорость точек вращающегося колеса 20 м/сек. Определите их угловую скорость движения, период и частоту вращения, если диаметр колеса 0,8 метра. 4. Автомобиль движется по дороге со скоростью 72 км/час. Определите, с какой скоростью относительно Земли движется ось его колеса, его нижняя и верхняя точки. 5. Велосипедист движется со скоростью 36 км/час. Определите частоту вращения велосипедного колеса, имеющего диаметр 0,6 метра, период его вращения, угловую и линейную скорости точек колеса относительно оси его вращения.
Слайд 3
Равномерное движение по окружности интересно тем, что скорость движущейся точки остается постоянной по величине, изменяясь при этом по направлению. Скорость изменения угла вектора скорости относительно оси координат постоянна. То же самое можно сказать относительно радиуса-вектора, проведенного из оси вращения к вращающейся точке. Эта скорость называется угловой скоростью. Равномерное движение по окружности характеризуется несколькими взаимосвязанными величинами: Частота вращения. Обычно обозначается латинской буквой «n» или греческой буквой «?». Эта величина говорит о том, сколько оборотов в единицу времени делает тело. Например, сколько оборотов в секунду, или в минуту, или в час и т.д. Период вращения чаще всего обозначается латинской буквой «T». Это время одного оборота вокруг оси. Линейная скорость вращения, обозначается обычно латинской буквой «v». Это скорость, с которой тело движется по окружности. Вектор линейной скорости направлен по касательной к окружности вращения. Он перпендикулярен радиусу окружности вращения. Угловая скорость вращения обычно обозначается греческой буквой «?». Это величина, показывающая, на какой угол поворачивается радиус-вектор (или вектор скорости) за единицу времени. Обычно измеряется в радианах в секунду. Краткая теория:
Слайд 4
Формулы для решения: Частота вращения. Где N — количество оборотов, t — время, за которое они совершились.
Слайд 5
Период вращения Линейная скорость вращения Угловая скорость вращения
Слайд 6
Алгоритм решения типовой задачи: 1. Кратко записать условие задачи. 2. Изобразить графически движение, нарисовав окружность вращения и обозначив стрелками скорость и направление движения. 3. Ввести систему отсчета, введя начало отсчета времени и выбрав оси координат для движения и скорости. Часто бывает удобно разместить начало системы координат на движущейся точке, направив одну ось вдоль радиуса, тогда вторая ось будет направлена вдоль скорости. 4. Записать необходимые для решения формулы из числа вышеуказанных. Составить из них уравнение или систему уравнений, с помощью которых можно найти неизвестную величину. 5. Решить уравнение или систему в общем виде. 6. Подставить заданные величины в общее решение, вычислить. 7. Записать ответ.
Слайд 7
Задача 1. Колесо делает 120 оборотов за 2 минуты. Какова частота вращения колеса и период вращения? Решение. Решаем по алгоритму. 1. Кратко записываем условие задачи.
Слайд 8
2. Изображаем графически движение, нарисовав вращающееся колесо и обозначив стрелкой направление вращения. 3. Систему отсчета в явном виде можно не вводить. В неявном виде она, конечно же присутствует, поскольку мы должны произвести отсчет времени и оборотов. 4. Записываем необходимые для решения формулы. 5. Эти уравнения сразу дают нам результат в общем виде. 6. Подставляем заданные величины в общее решение, вычисляем. Переводя в систему единиц СИ, получаем: 60 об/мин=1 об/сек, 1/60 мин=1 сек. 7. Записываем ответ. Ответ: Частота вращения колеса 1 оборот в секунду, период вращения 1 секунда.
Слайд 9
Задача 2. Шарик вращают на нитке длиной 0,5 м так, что он делает за одну секунду 3 оборота. С какой линейной и угловой скоростью движется шарик. Решение. 1,2. Кратко записываем условие задачи, изображая рядом движение. 3. Вводим систему отсчета, начав отсчет времени в момент нахождения шарика в нижней точке и разместив начало системы координат на шарике, направив одну ось вдоль радиуса, а вторую вдоль скорости.
Слайд 10
4. Записываем необходимые для решения формулы. 5. Записанные формулы сразу дают решение в общем виде. 6. Подставляем заданные величины в общее решение, вычисляем. 7. Записываем ответ. Ответ: Скорость движения шарика по окружности 9,42 м/сек, угловая скорость — 18,84 рад/сек.
Слайд 11
Задача 3. Линейная скорость точек вращающегося колеса 20 м/сек. Определите их угловую скорость движения, период и частоту вращения, если диаметр колеса 0,8 метра. Решение. Решаем по алгоритму. Кратко записываем условие задачи. 2. Изображаем графически движение колеса, обозначаем стрелками скорость и направление вращения. 3. Вводим систему отсчета, связав отсчета времени и ноль координат с нижней точкой колеса, направив одну ось вдоль радиуса, тогда вторая ось будет направлена вдоль скорости.
Слайд 12
4. Записываем необходимые для решения формулы. 5. Решаем эти уравнения в общем виде.
Слайд 13
6. Подставляем заданные величины, вычисляем. 7. Записываем ответ. Ответ: Угловая скорость движения точек колеса 50 радиан в секунду, частота вращения 80 оборотов в секунду, период вращения 125 десятитысячных секунды.
Слайд 14
Задача 4. Автомобиль движется по дороге со скоростью 72 км/час. Определите, с какой скоростью относительно Земли движется ось его колеса, его нижняя и верхняя точки. Решение. Решаем по алгоритму. 1. Кратко записываем условие задачи. 2. Изображаем графически движение, нарисовав колесо, обозначив его ось, верхнюю и нижнюю точки и указав стрелками скорость и направление движения.
Слайд 15
3. Вводим систему отсчета, связанную с землей. Начало отсчета помещаем в нижнюю точку.
Слайд 16
4. Представим себе характер движения. Сразу можно сказать, что скорость нижней точки относительно земли равна нулю. Мысленно зафиксируем начало координат, помещенное в эту точку. Каково движение остальных точек? При каком движении движутся все точки тела, кроме одной? Это вращение вокруг фиксированной точки. Получается, что в каждое мгновение времени колесо вращается вокруг точки его соприкосновения с землей. В следующее мгновение эта точка меняется, но вокруг нее опять происходит вращение. Можно представить себе вращение колеса вокруг мгновенной оси вращения, проходящей через точку касания земли.
Слайд 18
Записываем необходимые для решения формулы. Требуется всего одна Под «омегой» здесь понимается угловая скорость мгновенного вращения диаметра колеса вокруг мгновенной оси вращения.
Слайд 19
5. Решаем эти уравнения в общем виде и получаем соотношение скоростей: Делим второе уравнение на первое, получаем: 6. Подставляем заданные величины в общее решение. Скорость оси равна скорости автомобиля, так как она связана с ним, то есть 72 км/час. 7. Записываем ответ. Ответ: Скорость нижней точки относительно земли равна нулю, скорость оси равна 72 км/час, скорость верхней точки колеса равна 144 км/час.
Слайд 20
Задача 5. Велосипедист движется со скоростью 36 км/час. Определите частоту вращения велосипедного колеса, имеющего диаметр 0,6 метра, период его вращения, угловую и линейную скорости точек колеса относительно оси его вращения. Решение. Решаем по алгоритму. 1. Кратко записываем условие задачи.
Слайд 21
2. Изображаем графически движение, нарисовав окружность вращения и обозначив стрелками скорость и направление движения. 3. Введем систему отсчета. Выберем среди равноправных точек колеса ту, которая в момент начала отсчета времени касалась земли. Начало оси координат поместим в точку их первого (по нашему отсчету) соприкосновения.
Слайд 22
4. Запишем необходимые для решения формулы, для чего сначала проанализируем движение велосипеда и движение точек колеса. В этом движении колесо прокатится на один оборот и замеченная нами точка вновь окажется внизу, а ось опять точно над ней. Но время одного оборота — это же период вращения колеса! То есть время, за которое будет пройден путь, равный длине окружности колеса — это период его вращения. Это время легко найти, зная путь и скорость.
Слайд 23
Обозначим длину окружности колеса через «s», время прохождения этого пути через «t», искомый период вращения через «T». Выше мы выяснили, что Если мы знаем период и радиус колеса, то легко найти все остальное из следующих уравнений.
Слайд 24
5. Решаем уравнения в общем виде.
Слайд 25
6. Подставляем заданные значения, вычисляем. Величины должны быть измерены в одних единицах. Переводим километры в час в метры в секунду. В одном километре 1000 метров, а в одном часе 3600 секунд.
Слайд 26
7. Записываем ответ. Ответ: Период обращения колеса велосипеда 19 сотых секунды, частота вращения 5,25 оборота в секунду, угловая скорость 33,3 радиана в секунду, линейная скорость точек колеса 10 метров в секунду.
nsportal.ru
Движение точки по окружности (практика)
Данная тема посвящена решению задач на движение по окружности.
Задача 1. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности с постоянной по модулю скоростью 12 м/с. За 3 с вектор скорости автомобиля изменяет свое направление на 40о. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?
Задача 2. Международная космическая станция имеет период обращения 92 мин 53 с и среднюю высоту над поверхностью Земли 384 км. Считая орбиту МКС круговой, найдите среднюю скорость ее движения, если средний радиус Земли равен 6371 км.
Задача 3. Некоторая планета совершила 2,5 оборота вокруг своей оси за 48 часов. За это время точка на ее экваторе прошла расстояние, равное 45000 км. Найдите линейную и угловую скорости этой планеты при движении вокруг своей оси. Чему равны сутки на этой планете и чему равен ее радиус, если планета представляет собой идеальный шар?
Задача 4. Вал двигателя автомобиля вращается с угловой скоростью 180 рад/с. Определите линейную скорость ремня и угловую скорость шкива вентилятора автомобиля, если диаметр на валу двигателя 9 см, а вентилятора — 6 см. Сравните периоды обращения и центростремительные ускорения периферийных точек каждого шкива.
Задача 5. Вертолет начал снижаться вертикально с ускорением 0,2 м/с2. Лопасть винта вертолета имеет длину 5 м и совершает вращение вокруг оси с частотой 300 с−1. Определите число оборотов лопасти за время снижения вертолета на 40 м.
«Главный враг знания не невежество,
а иллюзия знания».
Стивен Хокинг
Задачи ЕГЭ на движение по окружности
Секрет задач на движение по окружности: тот, кто обгоняет, проезжает на 1 круг больше, если это первый обгон. И на n кругов больше, если обогнал другого в n-ный раз.
Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 8 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 114 км/ч, и через 20 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
Автомобили стартовали одновременно, и первый автомобиль через 20 минут после старта опережал второй автомобиль на один круг. Значит, за эти 20 минут, то есть за часа он проехал на 1 круг больше – то есть на 8 км больше.
За час первый автомобиль проедет на км больше второго. Скорость второго автомобиля на 24 км/ч меньше, чем у первого, и равна 114 — 24 = 90 км/ч.
Ответ: 90.
Из пункта круговой трассы выехал велосипедист, а через минут следом за ним отправился мотоциклист. Через минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна км. Ответ дайте в км/ч.
Во-первых, переведем минуты в часы, поскольку скорость надо найти в км/ч. Скорости участников обозначим за и . В первый раз мотоциклист обогнал велосипедиста через минут, то есть через часа после старта. До этого момента велосипедист был в пути минут, то есть часа.
Запишем эти данные в таблицу:
Оба проехали одинаковые расстояния, то есть .
Затем мотоциклист второй раз обогнал велосипедиста. Произошло это через минут, то есть через часа после первого обгона.
Нарисуем вторую таблицу.
А какие же расстояния они проехали? Мотоциклист обогнал велосипедиста. Значит, он проехал на один круг больше. Это и есть секрет данной задачи. Один круг — это длина трассы, она равна км. Получим второе уравнение:
Решим получившуюся систему.
Получим, что . В ответ запишем скорость мотоциклиста.
Ответ: .
Часы со стрелками показывают часов минут. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой?
Это, пожалуй, самая сложная задача из вариантов ЕГЭ. Конечно, есть простое решение — взять часы со стрелками и убедиться, что в четвертый раз стрелки поравняются через часа, ровно в .
А как быть, если у вас электронные часы и вы не можете решить задачу экспериментально?
За один час минутная стрелка проходит один круг, а часовая часть круга. Пусть их скорости равны (круг в час) и (круга в час). Старт — в . Найдем время, за которое минутная стрелка в первый раз догонит часовую.
Минутная стрелка пройдет на круга больше, поэтому уравнение будет таким:
Решив его, получим, что часа. Итак, в первый раз стрелки поравняются через часа. Пусть во второй раз они поравняются через время . Минутная стрелка пройдет расстояние , а часовая , причем минутная стрелка пройдет на один круг больше. Запишем уравнение:
Решив его, получим, что часа. Итак, через часа стрелки поравняются во второй раз, еще через часа — в третий, и еще через часа — в четвертый.
Значит, если старт был в , то в четвертый раз стрелки поравняются через часа.
Ответ полностью согласуется с «экспериментальным» решением! 🙂
На экзамене по математике вам может также встретиться задача о нахождении средней скорости. Запомним, что средняя скорость не равна среднему арифметическому скоростей. Она находится по специальной формуле:
,
где — средняя скорость, — общий путь, — общее время.
Если участков пути было два, то
А сейчас покажем вам один из секретов решения текстовых задач. Что делать, если у вас получился в уравнении пятизначный дискриминант? Да, это реальная ситуация! Это может встретиться в варианте ЕГЭ.
Два гонщика участвуют в гонках. Им предстоит проехать 60 кругов по кольцевой трассе протяжённостью 3 км. Оба гонщика стартовали одновременно, а на финиш первый пришёл раньше второго на 10 минут. Чему равнялась средняя скорость второго гонщика, если известно, что первый гонщик в первый раз обогнал второго на круг через 15 минут? Ответ дайте в км/ч.
Первый гонщик через 15 минут после старта обогнал второго на 1 круг. Значит, за 15 минут он проехал на 1 круг, то есть на 3 километра больше. За час он проедет на километров больше. Его скорость на 12 км/ч больше, чем скорость второго.
Как всегда, составляем таблицу и уравнение. 10 минут переведем в часы. Это часа.
Честно преобразовав это уравнение к квадратному, получим:
Пятизначный дискриминант, вот повезло! Но есть и другой способ решения, и он намного проще.
Посмотрим еще раз на наше уравнение:
Заметим, что 180 делится на 12. Сделаем замену:
Это уравнение легко привести к квадратному и решить.
Целый положительный корень этого уравнения: Тогда
Ответ: 108
Мы решили текстовую задачу с помощью замены переменной. Этот прием в математике используется везде: в решении задач, уравнений и неравенств, в задачах с параметрами и интегрировании. Общее правило: можете сделать замену переменной – сделайте.
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Сайт учителя физики Фирюлиной Н.В.
1. Вентилятор вращается с постоянной скоростью и за две минуты совершает 3600 оборотов. Определите частоту вращения вентилятора, период обращения и линейную скорость точки, расположенной на краю лопасти вентилятора на расстоянии 10 см от оси вращения.
2. Во сколько раз линейная скорость точки обода колеса радиусом 10 см больше линейной скорости точки, расположенной на 4 см ближе к оси вращения колеса?
3. Велосипедист ехал со скоростью 18 км/ч. Сколько оборотов совершило колесо диаметром 70 см за 10 мин?
4. Пуля, вылетевшая из ствола автомата Калашникова, обладает скоростью 715 м/с и вращается вокруг оси, совпадающей с направлением движения, с частотой 3500 об/с. Считая скорость постоянной, определите число оборотов, совершенных пулей на пути 10 м.
5. Линейная скорость конца минутной стрелки Кремлевских курантов равна 6 мм/с. Определите длину минутной стрелки.
6. Минутная стрелка часов в 2 раза длиннее часовой. Определите, во сколько раз линейная скорость конца часовой стрелки меньше, чем линейная скорость конца минутной стрелки. Определите во сколько раз отличаются центростремительные ускорения.
7. Автомобиль движется по закруглению дороги, радиус которой равен 40 м. Определите скорость автомобиля, если центростремительное ускорение равно 5 м/с2.
8. Шкив радиусом 50 см имеет частоту вращения 120 об/мин. Определите частоту, период обращения, угловую скорость шкива и центростремительное ускорение точек шкива, наиболее удаленных от оси вращения.
*9. Для точек земной поверхности на широте Санкт-Петербурга (60°) определите линейную скорость и ускорение, испытываемое ими вследствие суточного вращения Земли. Радиус Земли считайте равным 6400 км.
*10. Ось с двумя дисками, расположенными на расстоянии 40 см друг от друга, вращается с частотой 1600 об/мин. Пуля, летящая вдоль оси на некотором расстоянии от нее, почти без изменения скорости пробивает оба диска. При этом отверстие от пули во втором диске смещено относительно отверстия в первом диске на угол, равный 15°. Определите скорость пули на участке между дисками.
*11. Волчок, вращающийся с угловой скоростью 80 рад/с, свободно падает со стола высотой 1 м. Какое число оборотов совершит волчок за время падения?
*12. Мальчик вращает камень, привязанный к веревке длиной 60 см в вертикальной плоскости, так, что частота равна 4 об/с. На какую высоту (м) взлетел камень, если веревка оборвалась в тот момент, когда скорость была направлена вертикально вверх?
www.fnv-site.ru
Криволинейное движение. Движение тела по окружности. Решение задач. | Поурочные планы по физике 9 класс
Криволинейное движение. Движение тела по окружности. Решение задач.
27.02.2014 13084 0Цель: научить решать задачи на движение тела по окружности. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Беседа
1. Точка движется равномерно по окружности. Постоянна ли ее скорость?
2. Есть ли ускорения у точки, которая движется по окружности?
3. Куда направлено ускорение?
4. Что такое период? Частота?
5. Как связаны между собой ускорение, скорость и радиус при равномерном движении тела по окружности.
6. Что называется осью вращения твердого тела?
7. Что такое угловая скорость?
8. Как связаны между собой угловая и линейная скорости? Угловая скорость и центростремительное ускорение?
III. Решение задач
I группа
1. Скорость точек рабочей поверхности наждачного круга диаметром 300 мм не должна превышать 35 м/с. Допустима ли посадка круга на вал электродвигателя, совершающего 1400 об/мин, 2800 об/мин? (Да, нет.)
2. Частота вращения воздушного винта самолета 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полета 180 км/ч? (45 000)
3. Период вращения платформы карусельного станка 4 с. Найти скорость крайних точек платформы, удаленных от оси вращения на 2 м. (3,14 м/с)
4. Скорость точек экватора Солнца при его вращении вокруг своей оси 2 км/с. Найти период вращения Солнца вокруг своей оси и центростремительное ускорение точек экватора. (25,3 сут., 5,7 мм/с2)
II группа
1. Минутная стрелка в 1,5 раза длиннее часовой. Определите, во сколько раз скорость конца часовой стрелки меньше скорости конца минутной стрелки. (В 18 раз)
2. Определите центростремительное ускорение точек колеса автомобиля, соприкасающихся с дорогой, если автомобиль движется со скоростью Збкм/ч и при этом частота вращения колеса равна 4е’. (251,2 м/с2)
3. Две материальные точки движутся по окружности радиусами R1 и RT причем R^2R2. Сравните их центростремительные ускорения, если равны их периоды обращения. (2:1)
4. Минутная стрелка часов в 2 раза длиннее секундной. Найдите отношение скоростей концов стрелок. {1:30)
III группа
1. Чему равен радиус вращающегося колеса, если известно, что скорость точки, лежащей на ободе, в 2,5 раза больше скорости точки, лежащей на расстоянии 5 см ближе к оси колеса? (8,5 см)
2. Найдите линейную скорость и центростремительное ускорение точек на широте 60°. Радиус Земли равен 6400 км. (233м/с, 1,7Ч102м/с2)
3. Небольшое тело движется по окружности радиуса Н со скоростью, которая линейно увеличивается со временем по закону v=kt. Найдите зависимость полного ускорения тела от времени.
4. Какое расстояние пройдет велосипедист при 60 оборотах педалей, если диаметр колеса 70 см, ведущая зубчатка имеет 48 зубцов, а ведомая — 18 зубцов? (352 м)
Домашнее задание
§ 7. Задачи с задачника по Рымкевич. А.П.
tak-to-ent.net
Технологическая карта урока «Решение задач. Динамика движения по окружности»
Технологическая карта урока «Решение задач. Динамика движения по окружности». 10 класс.
Тема | «Решение задач. Динамика движения по окружности». | ||||
Тип урока: | урок комплексного применения знаний и умений. | ||||
Цель | отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Динамика движения по окружности». 2.продолжить формирование умений обучающихся по применению полученных знаний на практике. Воспитания: 1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность; 2.содействовать формированию положительной «Я — компетенции». Развития: 1.в ходе проведения урока пробудить у обучающихся любознательность и инициативу, способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету; 2.развивать интеллект, культуру речи, память, волю, умение преодолевать трудности при решении задач; 3. совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения, а так же умений выступать и защищать свою точку зрения. | ||||
Планируемый результат. Учащиеся приобретают навыки решения расчетных задач по теме.
| УУД Личностные. 1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. 1. определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; 2. находить в тексте требуемую информацию. 3. производить анализ и преобразование информации. Регулятивные. 1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; 2. выбирать из предложенных способов и самостоятельно искать средства для решения задачи; 3. учатся самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. 1. формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания; 2. формируется умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3. работать индивидуально и в группе. | ||||
Основные понятия темы | Ускорение, сила реакции опоры, вес, центростремительное ускорение, равнодействующая сила. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы Оборудование | |
1.Слушание учителя. 2.Самостоятельная работа с опорным конспектом. 3.Работа с раздаточным материалом (домино «Силы в природе»). 4.Решение задач. | КСО, игровая технология. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах сменного состава. | Оборудование: 1)опорный конспект; 2)карточки с задачами; 3)мультимедийный проектор,4) презентация; 5) домино «Силы в природе». |
Структура урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации и актуализации знаний. Создание положительного эмоционального настроения учеников. | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Фронтальная беседа. Предлагает собрать домино «Силы в природе». | Слушают. Отвечают. Собирают домино по теме «Силы в природе». | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. | Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить самостоятельно решить задачу. | Решают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
5. | Домашнее задание. | Закрепление изученного материала. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Решают. Обсуждают. Записывают. | Личностные, познавательные | 2 мин. |
6. | Рефлексия. | Подведение итогов занятия. | Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам. | Отвечают. | Личностные, познавательные | 2 мин. |
Содержание урока.
1. Мотивационный этап.
Добрый день! Я рада вас видеть. Отгадайте загадку.
«Предлог стоит в моем начале,
В конце же загородный дом.
А целое – мы все решаем
И у доски, и за столом».
Молодцы! Конечно, это задача! Как решить трудную физическую задачу? Есть предложения? Может быть, с помощью шпаргалки, или с помощью друзей? А за окном такое солнышко, скорее бы перемена и на свежий воздух…
Сформулируйте тему и определите задачи урока. Обсуждение.
Перед тем как мы начнем учиться решать задачи, я хочу вам прочитать высказывание известного русского поэта, писателя, переводчика Бориса Пастернака.
«Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».
Успеха всем в работе на уроке!
2. Актуализация. Для быстрой актуализации знаний я использую домино «Силы в природе». Игра содержит набор вопросов, которые необходимо обязательно знать каждому ученику, чтобы успешно решать более сложные задачи.
Пример игры.
Действует сила упругости. |
Сила – это причина … |
Изменения скорости или формы тела. |
Назовите единицу измерения силы. |
Ньютон (Н) | Три силы направлены по одной прямой: влево 5Н и 13 Н, вправо 16 Н. Найдите равнодействующую силу. |
2Н | Масса железного шара 30 кг. Вычислите силу тяжести. |
300 Н | Как вычислить силу тяжести? |
F = mg | Закон Гука? |
F упр. = — kx | Формула для расчета силы веса? |
P = mg | Назовите прибор для измерения силы. |
Динамометр. | Направление действия силы тяжести? |
Вектор силы направлен вертикально вниз и проходит через центр масс тела. | Направление действия силы упругости? |
Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе. | Направление действия силы трения? |
Вдоль поверхности соприкосновения тел, противоположно направлению относительной скорости. | Направление действия силы веса? |
Вектор силы направлен вниз, приложен к опоре или подвесу. | Равнодействующая сила? |
R = F1 — F2 | Если две противоположно направленные силы равны по величине, то их равнодействующая сила … |
R = F1 — F2 = 0. |
Равнодействующая сила? |
R=F1 + F2 | Какие виды силы трения существуют? |
Скольжения, качения, покоя. | Что поможет уменьшить силу трения? |
Подшипники, смазка. | Назовите причины возникновения силы трения? |
Шероховатость поверхности и взаимное притяжение молекул. | Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю? |
Действует сила тяжести. | Почему мы не проваливаемся сквозь пол? |
3. Решение задач на основе опорного конспекта.
1группа. Решает задачу «Вогнутый мост»;
2 группа. Решает задачу «Выпуклый мост»;
3 группа. Решает задачу «Тело на веревке»;
4 группа. Решает задачу «Петля Нестерова».
После решения и разбора ошибок учащиеся переходят в другие группы. Три типа задач ученик рассматривает и решает в группе и с подсказкой учителя или учеников. Оставшуюся четвертую задачу решает самостоятельно на оценку.
Опорный конспект к теме урока.
Задачи.
Задача №1 «Выпуклый мост».
Автомобиль массой 4т движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч.
С какой силой автомобиль давит на середину моста, если радиус кривизны моста составляет 40 м?
Задача №2 «Вогнутый мост».
Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 метров, со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста.
Задача №3 «Тело на веревке».
Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с?
Задача №4 «Мертвая петля».
Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем. Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран.
Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 100 м и движется на ней со скоростью
288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в нижней точке петли?
Решение задач.
Решение задач
DOCX / 161.22 Кб
Пора делать выводы.
+ Я сам решил задачу ____________________________________________
? Самой трудной была задача ______________________________
! Есть предложение __________________________________
Дополнительные задачи.
№1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с.
№2. В нижней точке «мертвой петли» летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета.
№3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?
Презентация к уроку
PPTX / 690.93 Кб
Источники.
http://открытыйурок.рф/статьи/502707/
https://урок.рф/ library/nastolnaya_igra_fizicheskoe_domino_135741.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai