Консультация для родителей»Дворовые игры нашего детства»
Консультация для родителей:
«Дворовые игры нашего детства».
Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор.
В наши дни компьютерные игры, телевизоры, телефоны заменили радость живого общения. Обидно, когда игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть. А именно так произошло в 90-х годах, когда детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников. Многолетний возрастной разрыв между поколениями из-за рождаемости в 90-х и 2000 годах привело к тому, что во дворах исчезли дети. Обычно дети учатся дворовым играм от более старших детей, играющих в том же дворе. И когда дети подрастают, не успев передать свою игру нерожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое. Но как бы — то ни было, у нас, педагогов и современных родителей, есть ещё шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!… Чтобы возродить любимые игры, вернуть детей во дворы, оторвать их от компьютеров и игровых залов нужно научить их играть. Когда они подрастут, выйдут во двор, встретятся там с другими детьми обязательно восстановится та «ниточка», когда игра передается от старших ребят к младшим, от городских к деревенским, из поколения в поколение.
Дворовые игры не просто развлечение. Дворовые игры ещё и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команду и преданно играть в ней, учатся быстро соображать, прыгать и бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.
Давайте вспомним, в какие игры любили играть мы и научим им наших детей.
Вот некоторые из них:
«Резиночка», «Казаки – разбойники», «Классики», «Вышибалы», «Цепи кованые», «Съедобное — не съедобное», «Колечко – колечко», «Городки», «Жмурки», «Лягушки», «Краски», «Двенадцать палочек», «Чехарда», «Лапта», «Десяты» и др.
Не беда, если вы забыли правила почти всех игр. Будем вспоминать вместе!
«Тише едешь – дальше будешь».Нет, это не кредо начинающего автолюбителя, а замечательная игра на внимание и выдержку. Вспоминаете? На просторной площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.
«Цепикованые»
Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.
Правила игры: Все игроки делились на две команды. Становились в ряд и брали друг друга за руки. Игрок из команды 1 бежал, стараясь разбить цепочку команды 2. Если разбивал — то забирал одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2. Слова были такие:
— цепи, цепи, кованые – раскуйте нас
— кто из нас
— называют имя игрока с противоположной команды
«Ручеек».
Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…
Количество играющих, должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.
«Классики».
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
Правила игры:
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т. д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
• №1 – одна нога;
• №2 – одна нога;
• №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
• №5 – двумя ногами (можно передохнуть) ;
• №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
• №8 – одна нога;
• №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
«Двенадцать палочек».
Игра в общем и целом напоминает обычные прятки, но в ней есть возможность «спасти» уже найденных игроков.
Правила игры: Палочки укладываются на «катапульту» — ее можно сооружать из дощечки и положенного под нее камушка, колышка, или даже скамейки. Палочки укладываются на один край «катапульты» — чтобы можно было их разбросать, нажав ногой (рукой) на второй край «катапульты».
Начинается игра с определения водящего. Для этого можно использовать любые считалочки, или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (он и водит). Водящий становится лицом к стене (дереву/столбу/забору) и начинает громко считать до 30. Когда счет закончился, кричит:
«Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался — я не виноват! «
Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда заметил кого-то — громко кричит его имя, бежит и касается палочек. Если тот, кого нашли и чье имя громко назвали, успевает добежать к «катапульте» первым, он бьет по ней ногой, палочки разбрасываются. Пока ведущий не соберет все палочки на место, все кого он нашел раньше и тот, кто ударял по «катапульте» — имеют право перепрятаться. Игра ведется до тех пор, пока не будут «застукалены» все игроки. Кого «застукалили» первым — становится водящим в следующей игре.
Инвентарь: Для игры понадобятся 12 небольших палочек (прутики длиной примерно 30 см) .
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.
Правила игры:
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:1. резиночка на уровне щиколоток держащих; 2. резиночка на уровне колен; 3. резиночка на уровне бедер; 4. резиночка на талии; 5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами) .
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. 🙂
«Казаки-разбойники».
Красная печать никому не убегать.
Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
Правила игры:
Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные) .
Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т. д.) . Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.
Количество игроков: от 6 человек.
«Краски».
Игра «Краски» была в числе самых любимых. Один из игроков назначался «чертом» (или «монахом»), еще один – «продавцом» (или «мамой»), все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». Причем, если хотелось побегать, загадывали самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков было лень бегать, он загадывал себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживал всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Черт» («монах») подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане – жареная мышка!» Или: «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь черт называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Черт» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала. Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «черт» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «чертом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «черт» как можно быстрее проговаривал: «Стоп коли-коло, раз, два, три. Точка!» На последнем слове бегущий игрок должен был остановиться. Теперь «черту» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать. Шаги тоже были примечательными: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др. В разных компаниях выдумывались свои варианты шагов. Итак, «черту» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «черт» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «чертом».
«Вышибалы».
Все игроки, кроме двух, становились в центре просторной площадки. Двое «выбивающих» с мячом располагались по краям площадки. В их задачу входило, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходил из игры. Труднее всего было выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом. Когда и его настигал мяч, игра начиналась сначала.
Счастье – это «Секретики».
«Секретики» в коробочках, которые мы закапывали во дворах, были самым что ни на есть настоящим счастьем. И это абсолютно точно. Помните, с каким радостным нетерпением выкапывалась ямка? С каким благоговением складывались туда конфетные обертки, фольга, цветочные лепестки и листья, ягоды рябины, кусочки пластмассы и прочая очень важная и нужная дребедень? А потом все это великолепие торжественно закрывалось осколком стекла и засыпалось землей. Самым главным было запомнить место захоронения «клада», чтобы через некоторое время выкопать «секретик» с таким трепетом и восторгом, будто это самое настоящее сокровище. И как горько становилось, если клада на месте не оказывалось. Это вездесущие мальчишки выслеживали наши тайники и проводили несанкционированные раскопки. А сколько таких «секретиков» было забыто и выкапывалось иногда через год, а порой навсегда оставалось в земле! Расскажите малышу об этом увлекательном занятии. Как доверялись «секретики» только самым близким друзьям, как загадочно просвечивались через стеклышко несметные сокровища. А может, вы вместе закопаете такой «секретик» в укромном месте двора или на даче как самые лучшие друзья? Малышу непременно захочется поделиться тайной с кем-нибудь из своих друзей. А те, в свою очередь, соорудят и свои тайники.
Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее!
Используемая литература:
-Интернет – ресурсы:
Мухаметова Н.Н., Арсентьева М.И.,воспитатели ДОУ №2573 г.Москва. Родительское собрание «Игры нашего детства»
ДерзаковаГ.Р.,заведующая ДОУ №53 г.Альметьевск, Татарстан.Консультация«Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей»
Беляева К.Ш., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №24 «Улыбка» Проект «Дворовые игры наших родителей».
Дворовые игры нашего советского детства, которые забыли.
Еще каких-то 15-20 лет назад во дворах городских микрорайонов с утра до ночи слышался детский смех. Одни ребята прыгали в резиночки, другие с визгом уворачивались от мяча, брошенного вышибалой, третьи деловито играли в ножички. Сегодняшнее поколение детей тоже любит играть, только вот не во дворе, а за компьютером. Какие дворовые игры были любимы детьми в Советском Союзе и в девяностых, а сегодня уже практически забыты – далее в обзоре.
Классики
Возвращаясь из школы домой, ну как можно было не попрыгать перед подъездом в классики. В клеточках рисовали цифры от 1 до 10. Брошенный камешек должен был попасть в нужную клеточку, после чего участник прыгал на одной или двух ногах поочередно до последней цифры и обратно. Главное, не наступить на край клеточки.
Цепи кованые
Те дети, кто хотел показать всем свою силу, играли в «цепи кованые». Участники выстраивались в две шеренги и брались за руки. Со словами «цепи кованые, раскуйте нас» одна команда выбирала в другой одного участника. Тот должен был разбежаться и попытаться разомкнуть руки соперников. Если ему это удавалось, он забирал одного игрока и уводил в свою команду. Игра длилась до последнего игрока.
Резиночки
Пожалуй, каждая советская девочка хоть раз прыгала в «резиночки». Главным реквизитом этой игры была бельевая резинка. В 90-е в магазинах стали продавать разноцветные резинки. По правилам играло трое: две девочки стояли в резинке, натянув ее ногами, а третья прыгала через нее, выполняя различные комбинации и стараясь не задеть ее. Если же девочка ошибалась, то она должна была вставать на место одной из тех, кто держал резинку.
Море волнуется раз
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура на месте замри!» — именно эти слова говорил водящий, пока остальные участники двигались в хаотичном порядке. Как только водящий замолкал, остальные должны были замереть в тот же момент. Первый, кто начинал шевелиться, проигрывал.
Вышибалы
«Вышибалы» — это игра, в которой могли принять участие дети с нескольких дворов. Толпа собирается в центре, а по обе стороны от нее параллельно друг другу стоят два вышибалы. Их задача: попасть мячом по участникам. Кто не успевает уворачиваться – выбывает. Тот, кто оставался последним на площадке, должен был не дать мячу себя коснуться столько раз, сколько ему лет.
Съедобное-несъедобное
Когда сил на догонялки уже не оставалось, ребята играли в менее подвижные игры. Одной из них была «съедобное-несъедобное». Дети усаживались на лавочку, а водящий кидал каждому из них мяч, говоря разные слова. Если сказанное слово было «съедобным», игроки должны были ловить мяч. Если же водящий произносил что-то вроде «автомобиль» или «дерево», мяч отбивали. Когда кто-то из игроков ошибался, то тут же занимал место водящего.
Колечко-колечко
Еще одной относительно спокойной игрой детей Советского Союза было «колечко-колечко». Игроки садились в ряд на лавке и выставлялись вперед ладони, сложенные «лодочкой». Водящий подходил к каждому и совершал особую манипуляцию. У него в руках находился маленький предмет (обычно колечко или камешек), который необходимо было незаметно для окружающих передать одному из игроков. Затем произносились слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Получивший заветное колечко должен был быстро вскочить с лавки, чтобы его не успели поймать остальные игроки.
Наши дворовые игры
Автор:16 марта 2015 11:59
Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих — секции, кружки, школы, репетиторы… Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас.
Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова — ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было «Одноклассников», благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Я уже писал, чем мы занимались в детстве — рассказ был про то, как мы шкодили. Но всё же не эти занятия составляли большую часть нашего дворового времени.
Дворовые игры — это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.
То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки — в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры — некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.
Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.
Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.
1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.
Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.
Козёл.Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом». Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянками» 🙂
Двадцать одноКаждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше — всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.
ВышибалыВ эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.
Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем «Хали-Хало».
В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.
СобачкиИгра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки «собачке» — человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч — меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность «Горячей картошки».
Каталог «Игры наших прадедов»
Каталог
«Забытые старинные дворовые игры».
Составители:
Взвод 1.1
Взвод 2.3
Руководители:
Савко И.Ф.
Куванаева З.С.
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр.
И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.
У детей тех лет не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что детство наших дедушек и бабушек— это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у того поколения не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!
Давайте узнаем самые распространенные и лучшие дворовые игры детей, нынешних бабушек и дедушек…
Резиночки
Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.
Классики
Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре — кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.
Вожатый, вожатый, подай пионера!
Игрокам игры необходимо поделиться на две команды. Каждая команда, держась за руки, становится друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Двигаясь навстречу участники произносят речевку:
«Вожатый, вожатый, подай пионера!». Тот кого выбрали пионером должен разогнаться и порвать цепь соперника. Если попытка окажется успешной, то игрок остаётся в своей команде, если нет — переходит в команду противника.
Тише едешь, дальше будешь — стоп!
На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь — стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.
Море волнуется раз…
Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!
Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.
Казаки-разбойники
Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.
Вышибалы
В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.
Я знаю 5 имен
Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.
Съедобное — несъедобное
Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.
Колечко-колечко
Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.
Вы поедете на бал?
Водящий игры читает речёвку:
«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».
Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».
Я садовником родился
Все участники должны подобрать себе имя — название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)
Слон
В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе . Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».
Бояре
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Дворовые игры «лихих» или Ностальгия по детству 90-х
Последнее десятилетие двадцатого века ушло безвозвратно, поставив жирную точку в конце прошлой эпохи. Много было плохого в постперестроечные времена, но было много светлого и доброго. Людям, выросшим в лихие 90-е, есть что вспомнить теперь, и над чем пустить ностальгическую слезу.
Одно из самых трогательных и неприкосновенных воспоминаний каждого человека — игры его детства. В начале 90-х годов компьютеры были музейной редкостью, а смартфоны существовали только в фантастических бестселлерах, как бы ни было трудно в это поверить. Дети много играли на свежем воздухе, порой заходя домой лишь по необходимости. Загнать ребенка домой для родителей была задача не из легких!
Прежде всего ценились подвижные игры.
1. Краски.
В этой игре чем больше народу, тем веселее. Среди участников путем жеребьевки или считалочки выбирались Мама и Волк. Остальные участники назначались Красками, и каждому, шепотом, чтобы Волк не слышал, Мама давала свое имя — им служило название какого-либо цвета. Когда семи основных цветов не хватало, дети переходили на оттенки — пурпурный, сиреневый, бирюзовый, охра и прочие.
Далее, после раздачи имен участникам, Волк приходил к игрокам, «стучался» и просил Маму выдать ему Краску. Она спрашивала, какую Краску Волк хочет, Волк называл наугад любую и если это было именем одного из игроков, то участник с соответствующим именем получал задачу выскочить из Дома, обежать вокруг двора (улицы, многоэтажки и т.д.) и вернуться к Дому, не позволив Волку себя поймать.
Если Волк догонял Краску, он выигрывал и менялся с Краской местами, появлялся новый Волк и участникам давались новые имена. Если не догнал Волк Краску, то Краска в некоторых вариациях становилась Мамой, однако иногда Мама была одной и той же, пока не пожелает сама смениться.
Это веселая, спортивная игра, которая, к тому же, отлично развивает детей не только физически, но и … творчески! Просто так вряд ли бы весь двор от мала до велика запомнил названия цветов, которые практически не используются в реальной жизни и знакомы сегодня только художникам. А с этой игрой игрокам быстро запоминались любые самые уникальные цвета и их названия. Сейчас в игры для мальчиков онлайн бесплатно играть дома — с одной стороны хорошо — ребенок под присмотром, с другой стороны сидячие игры за компьютером здоровья не прибавят.
2. Резиночка
Для этой культовой игры у каждой девочки имелась в запасе резиночка. Чаще всего это был отрезок самой простой резинки для трусов, длинной около 3-5 метров, связанный узлом на концах. Но у самых «крутых» девчонок резиночка была покупная — яркая, красочная, гораздо прочнее и долговечнее резинки для трусов, и, желательно, под цвет модных в то время лосин.
По задумке участников должно было быть три, однако ухитрялись играть и вдвоем, используя вместо второго участника, например, толстый ствол дерева или высокую лавочку.
Задача двоих участников была держать резиночку, одев ее на себя (получались как бы две резинки на расстоянии друг от друга), и следить за точным исполнением игроком действий и после каждого удачно выполненного задания поднимать резиночку на новый уровень высоты (именно тут один из участников мог быть заменен неодушевленным предметом, однако чаще всего народа во дворе хватало).
Задача игрока была повторить гимнастическое упражнение, перепрыгивая через резиночки, поворачиваясь в прыжке периодически. Упражнения любая девочка во дворе выполняла с такой легкостью, какой сегодня позавидуют профессиональные спортсмены.
3. Вышибала
Тут все относительно просто и легко. Главное — не забыть кому-то вынести мячик из дома. Обычно у каждого ребенка дома был отличный, подходящий мяч — пусть даже недорогой, лишь бы был упругий и хорошо летал при броске.
На расстоянии нескольких метров ставятся два человека. Остальные игроки становятся по центру. Задача вышибал (двух игроков по краям) попасть мячом по кому-то из игроков в центре. Попал? «выбитый» игрок выходит из игры и ожидает нового начала. Второй вышибала должен поймать в итоге мяч.
А вот далее есть различные вариации. По одной из версий, последний игрок в центре должен столько раз увернуться от мяча, сколько ему уже исполнилось полных лет. Если ему это удается — то игроки выиграли у вышибал, если нет — то вышибалы победили, и вышибалами становятся те, кто выбыли первыми. По другой версии вышибалы ведут счет «выбитых» игроков (для простоты «выбитые» могут просто уходить на половину «своего» вышибалы) и побеждает в конце тот, кто вывел из игры большее количество игроков.
Подобных игр было еще десятки, если не сотни. У каждой игры существуют свои варианты, дополнения, уточнения и новые правила — частенько правила были в разных регионах страны несколько различными. Помимо них, конечно, никто не отменял и классику жанра уличных игр — прятки, латки, догонялки и прочие веселые развлечения, которые отлично сказывались на здоровье подрастающего поколения и его спортивных достижениях.
Символ этого времени — ребенок с ключиком на шее. Родители были вынуждены работать до позднего вечера, оставляя достаточно маленьких детей одних дома. Поколение 90-х — это поколение, воспитанное улицей, это дети, выросшие в социуме и вынужденные учиться общаться со сверстниками.
У этого поколения сейчас у самих подрастают дети, живущие сплошь в сказке, о которой родители в своем детстве и мечтать не могли — телефоны, смартфоны, интернет, Вай-фай, детские игры онлайн для мальчиков и девочек, цифровые плееры и фотоаппараты и прочие прелести. Технический прогресс — это, конечно, замечательно. Но разве эта куча техники заменит друзей во дворе?