Статьи и советы ЕГЭ по биологии — Учёба.ру
В вуз после колледжа
Выигрышная траектория образования: школа — колледж — вуз. Узнай правила!
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Задание №1 ЕГЭ по биологии
Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.
Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.
В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания.
Приводим их ниже для ознакомления:
- Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
- Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
- Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.
Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии
Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.
По тематическому разделу
Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:
- Ботаника
- Анатомия человека
- Цитология
- Общая биология
- Генетика
- Эволюция
Разберем примеры заданий к каждому разделу.
Ботаника
Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег
Ответ: побег.
Анатомия человека
Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.
Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.
Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.
Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.
Ответ: плечо.
Цитология
Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.
Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.
Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.
У растений, в отличии от животных, имеются:
- Клеточная стенка из целлюлозы
- Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
- Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль
По количеству мембран органеллы делятся:
- Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
- Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
- Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.
В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.
Ответ: митохондрии, или митохондрия.
(В открытом банке указаны оба варианта)
Генетика
Опять же, обратимся к определению:
Гене́тика— наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Разобьем определение на определения:
Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.
Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.
Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.
Ответ: комбинативная.
Эволюция
Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.
Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.
У биологического прогресса три пути, начнем с простого:
Общая дегенерация. Это значит, что организм упростил себя, чтобы выжить. По пути дегенерации живут паразиты. Поэтому так и ругаются на некоторых людей. У червей, паразитирующих внутри организма, упрощено все, что только можно. Пищу они всасывают всем телом, передвигаются вслепую, размножаются. Больше им ничего и не нужно для жизни.
Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».
Следующий путь — идиоадаптация.
Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.
Или же по-научному: Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.
Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.
Ароморфоз — возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.
Ответ: идиоадаптация.
Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.
Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.
Формы вопросов
1.Пропущенный в схеме термин
Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.
Ответ: идиоадаптация.
2. Ответ на вопрос из схемы
Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.
Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)
Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:
Дупликация — разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.
Делеции — утрата участка хромосомы.
Инверсия — изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.
Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.
На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.
Ответ: дупликация.
3. Ответ на вопрос по части схемы
Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:
Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.
На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.
Пептидная связь — это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-Nh3) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (h3O).
Ответ: пептидная, или пептидная связь.
По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.
Скачать PDFРаспечататькак я сдала ЕГЭ по биологии на 100 баллов — Учёба.ру
Алина Нурмиева,
студентка первого курса Казанского государственного медицинского университета
«Всерос» по биологии
Я училась в лицее № 2 имени академика Валиева в городе Мамадыш (Татарстан). В старшей школе я выбрала естественно-научный профиль, где углубленно изучала биологию, химию и физику. С 9 класса моя учительница по биологии Роза Махмутовна Ханафеева начала готовить меня ко Всероссийской олимпиаде школьников. Сначала я прошла школьный этап, где заняла первое место, далее муниципальный этап (первое место), потом поехала на республиканский этап (четвертое место), прошла отбор на финал в Саранске и стала там призером. В 10 классе я повторила этот путь и закрепила свой успех, став призером на финале в Ульяновске. В 11 классе я прошла все этапы вплоть до республиканского, но приняла решение не участвовать в финале, чтобы все силы направить на подготовку к ЕГЭ. В приоритете для меня было хорошо сдать экзамены и получить высокие баллы. К тому же, моя победа на «Всеросе» в 10 классе уже давала мне льготы при поступлении в вузы.
Большая работа
Готовясь к олимпиадам, я проделала огромную работу. Чтобы побеждать на соревнованиях такого уровня, нужно готовиться постоянно: все время читать, регулярно заниматься, узнавать что-то новое по разным темам, решать олимпиадные задачи. Конечно, большой вклад в мой успех внесла наша школьная учительница по биологии, которая руководила всей подготовкой, организовывала занятия, возила нас на биологические школы. Например, мы ездили на биологический факультет Казанского федерального университета на олимпиадные сборы, где, в основном, готовились к практическому туру. В школе же мы изучали теорию.
На пути к ЕГЭ
После такой активной олимпиадной деятельности подготовка к ЕГЭ была для меня несложной. Ведь большинство тем я уже выучила. Мне оставалось лишь вновь повторить весь материал и доучить проблемные разделы. Еще нужно было «нарешать» как можно больше тестовых заданий, чтобы познакомиться с форматом экзамена, понять, что и как там могут спрашивать, с какой стороны нужно подходить к каждому вопросу, изучить типы заданий. Готовились к экзамену мы в рамках основного расписания и на дополнительных кружках по биологии, которые также были организованы в школе.
Что касается учебных пособий, то я могу порекомендовать учебник Билича и Крыжановского «Биология для абитуриентов». Также я использовала сайты «Решу ЕГЭ», «Незнайка» и сайт ФИПИ, там можно найти задания по всем темам. В период подготовки к ЕГЭ каждый день я решала по одному или по два варианта экзамена, и могу сказать, что на это уходит не так много времени, как кажется. При этом в голове накапливается информация об огромном количестве пройденных заданий и методах их решения.
Простое и сложное
Я считаю, что простых тем в биологии нет. Конечно, каждый ученик может назвать разделы, которые ему более интересны и менее интересны. У меня любимые темы — ботаника и анатомия, а самый сложный для меня раздел — молекулярная биология. Хуже всего дается то, что нельзя «потрогать руками», что изучается лишь в теории. Но даже такие темы вполне реально освоить на хорошем уровне.
Официальные «пробники» мы писали раз в месяц, по расписанию, и баллы у меня были по ним средние. Сначала я получала в районе 86 баллов, потом — больше 90 баллов, но до сотни не доходила никогда. Накануне экзамена я рассчитывала где-то на 96 баллов, о 100 даже не мечтала, такой результат казался мне космическим и недосягаемым.
Легкий ЕГЭ
Когда я получила свой вариант на экзамене, то удивилась: мне показалось, что все очень просто. Я пробежалась глазами по всему КИМу и увидела, что вопросов, над которыми нужно будет поразмышлять, докапываясь до ответа, не так уж и много. Настроение сразу улучшилось, мне осталось лишь внимательно и спокойно выполнить одно задание за другим. На ЕГЭ я поняла, какую большую роль сыграло регулярное решение вариантов во время подготовки. Я «нарешала» их столько и так набила руку, что во время экзамена ответы находила моментально. Когда я вышла из аудитории, то поняла, что все нормально, я справилась и точно получу больше 90 баллов.
Хочу стать врачом
В день объявления итогов экзамена мне позвонила учительница и радостно сообщила: «Алина, у тебя 100 баллов!». Я очень удивилась и, честно говоря, не до конца ей поверила, ведь такого не бывает. Но потом я зашла на сайт с результатами и увидела цифру «100». Вот тогда победа стала реальностью. А мои друзья и знакомые сказали, что не сомневались во мне, что всегда в меня верили и я заслужила свои 100 баллов. Я считаю, что залог успеха — в постоянной работе, нужно идти к своей цели, требуется стремление и старание. Также очень важна поддержка школьного учителя и родителей.
Я всегда хотела стать врачом и учиться в Казанском государственном медицинском университете. Но на всякий случай я также подала документы в Ижевскую государственную медицинскую академию и на биофак Казанского федерального университета. В итоге, в КГМУ меня зачислили вне конкурса как победителя «Всероса» по биологии, и сейчас я учусь здесь на лечебном факультете.
ЕГЭ с Ольгой Орловой
Что такое ЕГЭ?
В мае-июне Вам предстоит сдавать ЕГЭ, результаты которого одновременно учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗ и ССУЗ. Для экзамена применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех выпускников по уровню подготовки. Это нужно для того, чтобы у Вас были равные условия при поступлении в вуз и сдаче экзаменов в школе.
ЕГЭ состоит из разных заданий – и простых, и сложных.
Статистика показывает, что по большинству предметов 50% выпускников справляются примерно с половиной заданий. Но бояться ЕГЭ не стоит – надо обязательно потренироваться на примерах, подготовиться к этому экзамену. Подготовка к ЕГЭ – процесс специфический, предполагает свою программу занятий.
Единый государственный экзамен имеет массу особенностей. Хорошая школьная подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что Вам могут снизить баллы.
Для успешной сдачи ЕГЭ важно понять саму специфику экзамена. Если предмет Вы знаете хорошо и требуется только навык решения заданий ЕГЭ, то лучше выбрать интенсивный практический курс, где теория сведена к минимуму. Если же Вы не уверены в своих знаниях, то лучше пройти полный курс подготовки к ЕГЭ (с теорией и практикой). Выбор очного варианта подготовки или варианта подготовки к ЕГЭ через Интернет полностью зависит от Вашего желания и способности заниматься самостоятельно или необходимости присутствия преподавателя.
Оценить уровень Вашей готовности к специфике заданий из ЕГЭ поможет пробное тестирование — пройдите бесплатные онлайн тесты ЕГЭ по биологии.
Как готовиться к ЕГЭ?
Формы подготовки:
- Самоподготовка.
- Занятия на подготовительных курсах.
- Занятия в минигруппах.
- Занятия с репетитором.
- On-Line обучение.
Давайте рассмотрим каждую из них:
1. Самоподготовка.
Вы сами принимаете решение относительно расписания занятий по предмету, объема и содержания материала.
В этом случае велик риск недостижения Вами конечной цели – успешной сдачи ЕГЭ. Это связано с тем, что у старшеклассников обычно нет навыков самостоятельного обучения (этот навык появляется у большинства только в Вузе), недостаточна мотивация и организованность.
Кроме того, Вам необходимо правильно выстроить программу подготовки, что, согласитесь, требует определенного навыка, который появляется с опытом и у большинства из вас отсутствует.
И еще: в любом предмете есть много нюансов, требующих повышенного внимания при подготовке, о которых Вы просто не знаете. А это обязательно скажется на результатах ЕГЭ!
2. Занятия на подготовительных курсах.
Подготовительные курсы обычно организуются при вузах (например, в центрах довузовской подготовки).
Занятия в них проводят преподаватели профильных кафедр, привлекаются репетиторы и самые опытные школьные учителя, которые хорошо знают предмет и умеют правильно передавать необходимые знания.
Вы заранее можете ознакомиться с программой подготовки и решить- устраивает ли вас этот курс.
К другим достоинствам курсов можно отнести то, что вузы часто отдают предпочтение тем из абитуриентов, которые обучались на их курсах. Но этого преимущества не будет, если Вы собираетесь подавать заявление в несколько вузов.
Недостатком курсов является то, что группы включают в себя до 20-ти и более учеников, что исключает индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику и не позволяет ликвидировать индивидуальные пробелы в знаниях.
3. Занятия в мини-группах.
Некоторые центры подготовки проводят занятия в мини-группах (2–3 человека). Это позволяет преподавателю проявить индивидуальный подход в обучении. А ученику получить максимум необходимых знаний.
Недостатком такой формы обучения является повышенная стоимость и малая распространенность (в основном, в крупных городах).
4. Занятия с репетитором.
Эта форма обучения является наиболее эффективной. Индивидуальный подход позволяет опытному репетитору полностью раскрыть учебный потенциал ученика, выявить все пробелы в его знаниях, сосредоточиться на них до полного их устранения.
Хороший репетитор учтет и отразит в программе обучения качества личности и индивидуальность каждого ученика.
Недостаток занятий с репетитором – возможность попасть на малокомпетентного или неопытного преподавателя.
Избежать этого позволит сбор сведений о том репетиторе, к которому Вы собираетесь обратиться. Хорошего преподавателя «передают» из рук в руки, у него есть положительные отзывы.
5. On—Line обучение.
В небольших городах может быть проблема с квалифицированными преподавателями. Особенно по предметам по выбору (биология, химия, обществознание и т.д.). В этом случае может выручить интернет.
Вариантов много – от занятий по Skype и обмена материалами до on-line тестов.
→ занятия с использование систем видеосвязи (Skype и др.) практически ничем не отличаются от очных занятий, но требуют быстрого и –что немаловажно – устойчивого Интернета. Это доступно в основном в крупных городах.
→ оn—line тесты, широко предлагаемые на различных Интернет-ресурсах, не имеют особого самостоятельного значения, так как решение тестов – это только один из элементов подготовки к ЕГЭ.
У on—line тестирования есть несколько существенных недостатков:
- Вы не можете быть уверены, что это не устаревшие тесты начального периода эксперимента с ЕГЭ;
- информация о том, что такой-то пункт (А1, А5 и т.д.) решен неверно, почти ничего не даст Вам в плане получения знаний – практически всегда у ученика возникает вопрос «почему неверно?» – и это требует комментариев преподавателя;
- для части С on-line тестирование вообще не подходит, т.к. в ней требуется не выбор одного из предложенных вариантов, а развернутый ответ.
К тому же, большая часть этих ресурсов с on-line тестами требуют от Вас отправки SMS для получения результатов теста, не сообщая о ее стоимости – обычно это мошеннические сайты и вы зря теряете время, решая эти тесты.
→ обмен материалами.
В этом варианте дистанционного обучения ученик получает по электронной почте задание, решает его и отсылает преподавателю. Тот проверяет решение и пересылает его ученику с развернутыми комментариями по поводу совершенных ошибок. Следующий материал для самостоятельной проработки и соответствующие тесты подбираются репетитором с учетом обнаруженных предыдущими тестами пробелов в знаниях.
Накапливающиеся вопросы можно решать либо в Skype, если есть такая возможность, либо в режиме обмена материалами.
Достоинства этого варианта:
- доступность качественной подготовки к ЕГЭ любому ученику, невзирая на место его жительства;
- возможность выбора учеником наиболее благоприятного времени для работы с полученными материалами;
- абсолютно индивидуальный подход к обучению.
Это приближает обмен материалами по качеству к очному занятию с репетитором, за тем исключением, что нет личного контакта между педагогом и учеником.
ЕГЭ по биологии | Дистанционные уроки
29-Июл-2012 | комментария 2 | Лолита Окольнова
A1. Биология как наука
A2. Клеточная теория. Многообразие клеток
A3. Клетка: химический состав, строение, функции органоидов
A4. Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток
A5. Разнообразие организмов
A6. Воспроизведение организмов
A7. Генетика, ее задачи, основные генетические понятия
А8. Закономерности наследственности. Генетика человека
Примеры вопросов А8 — закономерности наследственности
A9. Закономерности изменчивости
A10. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы
Примеры вопросов А10
A11. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений
A12. Многообразие растений. Основные отделы растений
A13. Основные типы беспозвоночных
A14. Хордовые животные
A15. Человек:
Пищеварительная , Дыхательная , Выделительная системы
Примеры вопросов А15
A16. Человек:
Опорно-двигательная , Покровная, Кровеносная система , Лимфатическая система человека
Примеры вопросов А16
A17. Внутренняя среда организма человека:
Иммунитет человека, Витамины
Примеры вопросов А17
A18. Нервная и эндокринная системы человека:
A19. Гигиена человека
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни
Приемы оказания первой доврачебной помощи
Примеры вопросов А19
A20. Эволюция живой природы
A21. Факторы эволюции, Эволюционная теория (синтетическая теория -эволюции)
Примеры вопросов А21
A22. Результаты эволюции
A23. Макроэволюция
A24. Экологические факторы
A25. Экосистема, ее компоненты
A26. Биосфера
A27. Организация клетки
Примеры вопросов А27
A28. Метаболизм клетки
Примеры вопросов А28
A29. Деление клетки
A30. Генетические закономерности
A31. Селекция. Биотехнология
Примеры вопросов А31
A32. Многообразие организмов
Примеры вопросов А32
A33. Процессы жизнедеятельности организма человека
A34. Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельностиь
A35. Эволюция органического мира
A36.Общебиологические закономерности
Категории: |
Обсуждение: «Каталог заданий ЕГЭ по темам»
(Правила комментирования)Когда начинать готовиться к ЕГЭ?
Когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ по биологии?
Сколько времени занимает подготовка?
Ученики часто задают мне эти вопросы. Очень хотелось бы ответить на них однозначно, но, к сожалению, это невозможно.
Потому что на продолжительность подготовки влияют следующие факторы:
- уровень начальной подготовки ученика;
- поставленные им задачи;
- уровень мотивации;
- оставшееся до экзамена время;
- количество посещаемых репетиторов по другим предметам и т.д.
Полный курс лекций по биологии (с частичным конспектированием материала) занимает от 100 до 120 часов (в зависимости от скорости письма и быстроты усвоения материала учеником). Но это не все: успешная сдача ЕГЭ требует обучения ученика решению тестовых заданий.
Дело в том, что задания ЕГЭ имеют много подводных камней, из-за которых многие ошибаются. Чтобы научиться определять их на автоматическом уровне и не наделать досадных ошибок на ЕГЭ, много времени необходимо уделить отработке навыков решения тестовых заданий. На это уходит до 40 часов.
Поэтому верхним пределом времени подготовки можно считать 160 часов. Если человек не способен освоить программу биологии за это время, вряд ли он сможет достойно сдать экзамен.
Для большинства учеников это время обычно меньше — 100-120 часов.
В каких случаях временная планка может быть понижена? Если:
- Вы мотивированы на поступление в престижный ВУЗ;
- у Вас высокая работоспособнось;
- хорошая или отличная память;
- хорошо развито логическое мышление;
- Вы организованы и Вам не требуется «погонщик» для учебы;
- Вы точно знаете пробелы в своих знаниях и Вам нужно проработать с преподавателем ограниченный круг тем и т.д.
В этом случае время подготовки к экзамену с репетитором значительно снижается.
В моей практике некоторым ученикам, неплохо владеющим материалом, усердным и трудолюбивым, хватало 40 часов занятий для успешной сдачи ЕГЭ по биологии.
Бывают и анекдотические случаи — молодой человек обратился ко мне в 2012 году за неделю (!!!) до экзамена. Я успела провести с ним только 3 занятия. Однако он успешно сдал экзамен, набрав 68 баллов (этот результат соответствовал его целям). Естественно, в этом случае смешались и удача, и хорошая школьная подготовка по предмету и очень высокий уровень мотивации.
Но — шутки в сторону. Давайте рассмотрим главный в данной теме вопрос: «Когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ по биологии с репетитором?» Этот текст я пишу в конце декабря. Вы еще не начали готовиться к экзамену и:
- если Вы десятикласник, то сейчас самое время для поиска репетитора и начала занятий;
- если Вы учитесь в 11 классе — Вы почти безнадежно опоздываете!
Почему?
Давайте посчитаем: в году 52 недели, из них учебных — 34-36. Вряд ли Вы сможете уделять биологии более 3 часов в неделю. Ведь для получения высокого суммарного балла на ЕГЭ Вам требуется готовиться еще по 3 предметам. Это еще на менее 9-ти часов в неделю. Плюс дорога к репетиторам и обратно — всего набежит 20-24 часа (до 4 часов в день!). А еще занятия в школе, школьные домашние задания — жизнь в старших классах заполнена учебой, отдыхать некогда…
А 3 часа в неделю — это 108 часов занятий за год — как раз среднее время, необходимое для подготовки к ЕГЭ по биологии.
Именно поэтому я рекомендую ученикам начинать готовиться к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Лучше — в сентябре, сейчас — еще не поздно. Конец 10 класса — крайний срок.
Середина 11 класса — очень поздно, но не смертельно — при определенных усилиях с Вашей стороны еще можно успеть.
Выбирать Вам!
Личный опыт как сдать ЕГЭ по биологии на 90+
Будущие врачи делятся, как освоили программу с 5 по 11 класс и честно заработали 90+ баллов по биологии.
ГОД ПРОЛЕТЕЛ НЕЗАМЕТНО
Анастасия Овсянникова, первокурсница СПбГУ, Медицинского факультета, специальность – лечебное дело, 91 балл
На самом деле не стоит бояться экзамена. Это не страшно! Главное – быть спокойным и верить в себя.
Я начала готовиться с начала 11 класса. Знаний было ноль, но два часа репетиторства в неделю и еженедельный школьный спецкурс сделали свое дело. У меня была тетрадь со всеми темами по возрастанию. Так мне было легче все вспомнить, если что-то вылетало из головы.
Нельзя забывать о том, что большой упор надо делать именно на решение заданий и тестов. Это более эффективно, чем обычное заучивание. Благодаря сильной загруженности, год пролетел незаметно, но даже в этом случае я успевала найти время на хобби, друзей, семью.
Если честно, я поставила себе планку сдать биологию на балл больше 80, но я и думать не могла, что он будет таким высоким. Это было очень неожиданно. Мне кажется, это повод для гордости.
МОЖНО ПОДГОТОВИТЬСЯ ЗА ОДИН ГОД
Анна Шейко, первокурсница СЗГМУ имени И. И. Мечникова, Лечебного факультета, 91 балл
Во-первых, всегда должен быть план, меня учили писать не сплошным текстом, а выделять пункты при ответе на вопрос. Это логично, ведь задания оцениваются по баллам. Очень важно не писать лишнего, только по делу, в заданиях с текстом (где нужно найти биологические ошибки) нужно следить за темой текста и пояснять КАЖДОЕ исправление, всегда дополнять ответ, а не просто писать «бактерии не имеют ядра».
Поймите, что упор делать нужно на общую биологию, ее-то больше всего в экзамене. Тренируемся решать генетические задачи и цитологические (индивидуальное развитие растений), не забываем повторять фотосинтез и энергетические обмен, где, сколько АТФ и прочее.
Берите много воды, в аудиториях жарко.