Егэ по литературе как сдавать – Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала — www.ellegirl.ru

Содержание

ᐅ Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?

Сдать ЕГЭ по литературе с нуля почти невозможно, но если подготовиться, то успешно справиться с экзаменом реально. Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Узнаем!

ЕГЭ по литературе – не в списке самых популярных экзаменов на Едином государственном экзамене; ее выбирает всего 5%.

Тем ни менее, литература важна для поступления на множество гуманитарных специальностей.

Трудно ли сдавать ЕГЭ по литературе?

Литература считается достаточно сложным предметом на ЕГЭ. Но, в первую очередь потому, что требует знания достаточно обширного объема произведений.

В идеале же, все что нужно, чтобы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе – это время.

И если решение о сдаче этого предмета принято еще в 9 классе, то шансы на успех резко возрастают. А вот если времени всего год, то сдавать литературу на ЕГЭ будет сложно. И все-таки это возможно.

Уже студенты вузов говорят, что сдавать ЕГЭ по литературе трудно, но возможно. Самое важное — прочитать необходимые книги.

Большое значение имеет и понимание задания. Многим литературу на ЕГЭ сложно сдавать даже не из-за незнания темы вопроса, а из-за непонимания, что на этот вопрос ответить. Общая рекомендация – «нарешивать» как можно больше тестовых КИМ, чтобы как можно лучше научиться понимать суть вопросов.

Сложно ли сдавать литературу в 11 классе, если я сдавал ее в 9ом и достаточно успешно?

ОГЭ и ЕГЭ отличаются методологией расчетов и сложностью заданий, но если школьник уже сдавал этот предмет в 9 классе, то он готов к тому, чтобы повторить свой предыдущий результат как минимум на 60 процентов. Поэтому сдавать ЕГЭ по литературе не будет сложно. Но на хорошую оценку придется постараться. И, конечно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, в 10 и 11 классе будет нужно освоить и дополнительные книги.

Трудно ли сдавать ЕГЭ по литературе без занятий с репетитором и подготовительных курсов?

Самостоятельное освоение литературы без репетитора и курсов подготовки вполне возможно. Это не тот предмет, где нужно научиться разбираться в формулах или понять, как решать задачи. Самое сложное для сдачи Единого государственного экзамена по литературе – это знания художественных произведений. Они осваиваются через самостоятельное чтение.

Как сдать экзамен по литературе в 11 классе?

В первую очередь, следует сказать, что если предстоит сдавать экзамен по литературе в 11 классе, то желательно начинать подготовку как минимум за год, а лучше за 2 до экзаменов. Все-таки, нужно не просто прочитать весь объем необходимого материала, а еще и понять суть прочитанного, запомнить героев, прочитать рецензии критиков.

Ключевые моменты, которые помогут ответить на все вопросы по ЕГЭ и получить хорошую оценку школьники знают и сами.

А самыми основными советами для того, чтобы сдать экзамен по литературе в 11 классе считаются:

  1. Посещение занятий является одним из основополагающих факторов. С 10 и 11 класса на уроках учитель старается дать знания ученикам с учетом подготовки к экзаменам. Темы, которые обсуждаются в классе крайне важны для сдачи экзаменов.
  2. Подготовку к экзамену нужно начинать задолго до ЕГЭ. Чтобы сдать экзамен по литературе, нужно изучить «кодификатор, указанный в нем список литературы прочитать.
  3. При чтении книг важно не просто читать, а запоминать героев, события сюжета. Чтобы облегчить процесс запоминания, рекомендуется завести отдельно небольшую тетрадку, где делать короткие записи важных моментов прочитанного материала.
  4. Одним из важных факторов считается увеличение словарного запаса. Это нужно для передачи сюжета при написании сочинения, которое также входит в ЕГЭ.
  5. Рекомендуется тренироваться и не реже раза в месяц писать небольшие сочинения.
  6. Для подготовки к экзамену предлагается много вариантов тестовых КИМ. Обязательно пробуйте сдавать тестовые экзамены, помечая ошибочные ответы и исправляя ошибки.
  7. По ключевым книгам наверняка есть фильмы. Чтобы подготовиться, смотрите их, но не забывайте, что в кино сюжет часто отличается от книги.
  8. Нелишним будет подобрать для себя так называемое клише. Придумав несколько сильных и универсальных фраз или предложений, вы сильно обогатите сочинение красивым текстом, который сможете применить к сочинению по любому заданию.

Как сдать литературу на 100 баллов на ЕГЭ?

Даже с учетом того, что это сложный предмет, успешно сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов вполне реально. Это подтверждается не просто словами, а статистикой лет.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе есть лишь одно золотое правило – начинайте готовиться как можно раньше.

Подготовиться на 100 баллов помогут:

  • Видеоблоги с советами от тех, кто уже сдал ЕГЭ. Прошедшие экзамены школьники помогут понять основные моменты, которые вызвали сложности на экзамене из первых уст.
  • Группы в соцсетях, где ежедневно выкладываются реальные задания прошлых лет и самые важные темы, которые встречаются на ЕГЭ по литературе.
  • Аудиокниги, которые можно слушать, когда не хочется или нет возможности читать.
  • Тетрадь, которую нужно вести, выписывая туда основные и самые интересные цитаты и которые необходимо регулярно запоминать, дополнять и повторять.

Как сдать литературу на ЕГЭ с нуля? Решила поступать на журналистику, но времени на подготовку уже очень мало. Реально ли сдать?

Если осталось всего несколько месяцев, успешно сдать ЕГЭ по литературе, получив 100 баллов на экзамене скорее всего не выйдет.

Но некоторые выпускники смогли набрать до 85 баллов всего за пару месяцев подготовки.

Если времени мало, основа успеха – «зазубрить» и отработать мелкие факты из произведений, научиться писать сочинения и погрузиться в «нарешивание» тестовых заданий из ЕГЭ.

Оптимально же, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе – это выбор дисциплины заранее. Все-таки это сложный предмет и его спонтанный выбор – риск.

В то же время уверенная и заблаговременная подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе – это пусть и не легкая, но зато гарантированная победа.

medcollege5.ru

Как я сдавала ЕГЭ по литературе

Подробности
Категория: Статьи
Автор: Дарья Вильямовна Николаева
Опубликовано: 27 октября 2019

81725861256812659861925152.jpg

Начну издалека, с вашего позволения. Мне кажется, что все беды с ЕГЭ по нашим предметам происходят от того, что «засевшие в башне», какой бы аббревиатурой ее ни назвать, реальной жизни не видят и не понимают совершенно.

Я не склонна к мистике, но посещение Методцентра всегда было для меня чем-то из области кошмарного сна, когда лифты едут наискосок, лестницы заканчиваются глухой стеной, окликнутый в коридоре человек превращается в легкий фиолетовый дымок, и твой собственный крик тонет в вате. Однажды я долго в отчаянии искала 306 кабинет, указанный мне охранником, а его не было. Как потом оказалось, кабинет с табличкой «306» скрывался за другой дверью с надписью «308». Когда я туда все-таки робко заглянула, меня ошарашил громкий окрик: «Вы что не видите, мы еще не завтракали!» И дальше в том же духе. Задаваемые мною вопросы казались «им» совершенно нелепыми, они не сразу понимали и переглядывались растерянно, явно размышляя, не надо ли уже вызывать карету психиатрической скорой помощи. Выдаваемые мне ответы не отвечали на мои вопросы и укрепляли во мне убеждение в собственной ущербности.

Теперь вот новое приключение… В минувшую среду я сдала ЕГЭ по литературе. Мне это не нужно было ни для чего, в нашей школе никого к этому не принуждают. Хотелось почувствовать себя в шкуре. Так вот: этот экзамен ничего кроме физической выносливости и психической устойчивости не проверяет. Я бы порекомендовала его сдавать шоферам дальнобойщикам или рабочим ночных производств. Длительная перегрузка в сложной психологической обстановке.

Но начну с начала. В назначенной аудитории нас встретила «доброжелательная» дама с непроницаемым лицом. На меня она смотрела как на буйнопомешанного или заразного больного. Я забыла в рюкзаке паспорт. На лице и в тоне дамы отразилось, не побоюсь этого слова, злорадство: без паспорта нельзя. Если бы я была школьником, я тут же впала бы в панику – выхода мне предложено не было. Фраза типа: не волнуйтесь, время еще есть, вернитесь за ним, пожалуйста, – спасла бы положение. Но я не школьник, конечно. Я старая тетка советской закалки, привыкшая к такому отношению в магазинах, роддомах и поездах дальнего следования.

Пятнадцать минут ушло на инструктирование. Сначала живая тетенька с фальшивым механическим голосом прочитала инструкцию вслух и пожелала всем успеха, а затем все то же самое произнес голос с экрана. После чего мне выдали конверт, который надо было вскрыть по перфораторной линии. Покрутив конверт со всех сторон и понюхав его, я поняла, что линии нет, и минуты две ковыряла на славу заклеенное бумажное изделие, чтобы извлечь из него экзаменационные материалы. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять: ничего такого, чего бы я не знала, там нет. Совершенно успокоившись, я приступила к заполнению теста. Но один вопрос вывел-таки меня из состояния равновесия. Было предложено определить, какую книгу читает каждый из трех персонажей: Николай Петрович, Аркадий и… Фенечка. Убей меня, не помню, чтобы означенная молодая женщина что-нибудь читала. (Никто из моих коллег по кафедре в школе, кстати, тоже не вспомнил). «Отцов и детей» я сейчас прохожу с 10-ым и читаю его вслух трижды в неделю (надо ли говорить, что это не впервые в жизни), знать его лучше, кажется, нельзя. Из названий и авторов, которых я помнила, было выбрано два: Бюхнер «Stoff und Kraft» и Пушкин «Цыганы». А вот теперь засада: как мы помним, эпизод с названными книжками выглядит так: Аркадий забирает у отца «Цыган» и вручает ему Бюхнера. Не помню, где сказано, что Николай Петрович действительно читает немца, но не сказано и обратное. Нигде не сказано, что немецкую книжку читает Аркадий, но мы догадываемся, что он ее читал. Как бы вы ответили на такой коварный вопрос? Я отнесла «Цыган» к Николаю Петровичу, немца к Аркадию, а для Фенечки методом тыка выбрала какую-то книжку второсортного автора 19 века. Забыла, кого именно. А теперь вопрос к уважаемому сообществу: что проверили или хотели проверить в данном случае? Да, конечно, никто не спорит, что каждая деталь в классической книге важна и на своем месте, но многие детали, произведя на читающего свое действие, поглощаются общей картиной. Как если бы лицезреющего живописное полотно спросили: какой мазок находится в правом верхнем углу на расстоянии 15 см. от верхнего края и 14 см. от правого?

Дальше я начала строчить, как пулемет, и строчила, не приходя в сознание, ровно до задания номер 15. Двух листов серой бумаги, исписанных с двух сторон, мне не хватило на все написанное в течение четырех часов. Когда они кончились, я встала и пошла за чистым листком, но взглянув на тетеньку, поняла, что путь к ней заминирован: на лице служительницы был неподдельный ужас, и рот открылся в немом крике. Забегая вперед, скажу, что иезуистская история с дополнительным листочком для чистовика выглядела следующим образом: я делала судорожный знак рукой, тетенька с выражением: ну вот, так и знала! – приносила лист и в течение двух минут вдумчиво заполняла его, потом я силилась вспомнить, что я собиралась написать после какого-нибудь оборванного «ко» или «под», и пантомима повторялась снова. И так шесть раз! Что за странная экономия, почему, если я должна написать пять сочинений за экзамен, мне дают только два листа бумаги?

Пока строчила первые два «развернутых ответа» заметила странное: в таком режиме на ум идут только клишированные усредненные фразочки, а моя личность меня покинула и прохлаждается в каких-то райских кущах. Попыталась на секунду представить себе, что пишу в «Методическую копилку», но рука хватанула воздух: «собственный стиль» куда-то девался.

Теперь снова, внимание, вопрос: откуда средний школьник может знать поэта Константина Ваншенкина? В моем детстве и в моей юности песню «Я люблю тебя, жизнь» слышал, конечно, каждый, но многие ли знали, что автор слов Ваншенкин? Сейчас в школе его не проходят, в кодификаторе он не значится. Строча о Ваншенкине, позволила себе хулиганскую выходку: выразила надежду, что среди упомянутых солдат, «что погибли, тебя защищая» значатся и те, кто пал на полях страшной войны, и те, кто был убит злой волей преступника у власти. Поверьте, я на каждом уроке со всей убедительностью прошу детей не выпендриваться и спрятать свое личное мнение в карман, до того момента, пока они покинут аудиторию. Но если я не удержалась сама, чтобы немножко не плюнуть в ваншенкинский жизнеутверждающий елей, чего хотеть от школьника!? Пора уже перестать видеть на экзамене условного школьника, которому можно безнаказанно приказывать: расскажите, чем вам понравилась (за что вы полюбили) повесть такого-то классика? Понимаю, что ничего нового не скажу, сказав, что очень часто тексты, предложенные, например, на ЕГЭ по русскому языку, отвечая благородному вкусу их составителей, не отвечают общепринятым представлениям о хорошем тексте, так как состоят из набора клише и общих мест.  

Дальше из меня снова полилась словесная гадость, и любимый Блок, которого я хотела туда приплести, показался чужим и неприятным, словно был не Блок, а подержанный пластмассовый крокодил. Надо ли говорить, что в таком состоянии Блока я переврала: вместо «Узнаю тебя, жизнь, принимаю» написала «Признаю тебя жизнь…». Кроме того, я не помнила авторской пунктуации, будет ли это тоже считаться фактической ошибкой?

С отдельным сочинением поступила так, как не советовали поступать, когда я была школьницей: взяла «свободную» тему. На секунду зависла, поняла, что если стану писать о «Герое нашего времени» или о женских образах у Некрасова, то стану сама себе противна, и выбрала что-то вроде «Мир глазами ребенка» по одному-двум произведениям отечественной(!) литературы 20-21 века. Спасло меня только то, что я вынуждена по-человечески формулировать, разговаривая с детьми о рассказе Виктора Драгунского «Одна капля убивает лошадь». Из 21 века я выбрала «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой. Боюсь теперь, что идеальную структуру со вступлением, заключением и прочими я не выдержала. Времени обдумать то, что я собираюсь написать, у меня не было. Написала, как написалось.

И вот еще интересно: пока выбирала тему, мелькнула мысль о Некрасове. В голове на секунду возникли строки «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» и т.п. А что, если бы я написала и впрямь не про Арину мать солдатскую или Дарью, которая «стыла в своем зачарованном сне», а вот про этих условных Панаевых? Что было бы?

А откуда взялась эта боязнь «неотечественной» литературы? Опять воспитываем патриотизм таким странным способом? Почему выставлен частокол, отгораживающий нашу отечественную неповторимую литературу от мировой? В чем тут стратегический план? Мы такого низкого мнения о нашей литературе? Мы боимся, что прочитав Диккенса или Ремарка, наш школьник не сумеет оценить Пушкина и Достоевского? Читая Стендаля, например, мы видим огромное количество точек соприкосновения, которые не могут рассматриваться в плане конкуренции за пальму первенства, а только расширяют горизонты и обогащают понимание и того, и другого. На одном из недавних уроков я говорила детям о предпочтении, которое отдает Жюльен Сорель внешнему, не замечая внутреннего. Ему важно, — говорила я, — возвыситься, но возвыситься не в своей душе, а возвыситься в мире, не допустить унижения, добиться любой ценой высокого положения, уважения и определенной славы. Он смотрит на самого себя чужими глазами, абсолютно игнорируя происходящее внутри него самого, борясь с ним. Он не думает о том, каким он хочет быть по сути: добрым или злым, искренним или фальшивым, честным или бесчестным, а только о том, кем он представится окружающим. И говоря это, я поняла, что то же самое можно сказать и об Онегине, и с точностью до наоборот об Обломове, и о других героях русской литературы.

На перемене я рассказывала своим семиклассникам об экзамене. Когда назвала тему сочинения «Мир глазами ребенка», со всех сторон посыпались вопросы-предположения: Вы писали о «Чуде»? О «Дающем»? О «Шоколадной войне»? О «Битвах по средам»? Нет, дети! Там было ограничение – отечественная литература!

Я не удержалась и в сочинении добавила, что планка сегодняшнего серьезного разговора с подростком о мире, в котором нет искусственного разделения на «детские» и «взрослые» темы, задана многими переводными книжками, вышедшими в издательствах «Самокат» и «Розовый жираф», например, «Oh, boy!» Мари-Од Мюрай, или «Остров в море» Анники Тор.

И ведь я не школьник. Я закончила отделение критики Литературного института, писать литературоведческие тексты – моя профессия, я практикуюсь в этом занятии едва ли не ежедневно, меня мало волнует результат, к хамству и равнодушию я привыкла. А каково этому школьнику, который хочет выражать свои мысли по-человечески и видит перед собой не строки сомнительного учебника, а текст и пытается анализировать его, не повторяя чужих благоглупостей? Каково было моей внучке Дуне, которая заработала чуть больше шестидесяти баллов? Она очень умная и способная девочка, но медлительная и не очень выносливая, подверженная приступам паники в ситуации экзамена.

Весь прошлый год я занималась с девочкой-художницей, которой надо было сдавать ЕГЭ по литературе. Это был совершенно не вербальный ребенок. Умный, хорошо понимающий и чувствующий текст, но выражающий себя гораздо лучше в линии и цвете, чем в словах. Я рассказывала ей о литературе и «поворачивала» пройденный ею в школе по шаблонам текст его живыми сторонами. Она очень радовалась таким открытиям. И так как девочка была старательная и база у нее была, она научилась очень бойко строчить шаблонные сочинения просто по отмашке, как дрессированная собака. Получила 85 баллов. Что очень неплохо в ее ситуации. Я вот теперь думаю, сколько времени понадобиться, чтобы отучить таких, как она, строчить по шаблону. Ведь все тексты ЕГЭ по русскому и по литературе требуют шаблона, задуманы по шаблону, проверяют шаблон.

Я не знаю, откуда берутся стобалльники. Разве что только из сострадания и человеколюбия проверяющих. Написать столько за четыре часа хорошим литературным языком невозможно. Я закончила за две минуты до истечения срока экзамена (это единственное порадовало: на экране была строка с обратным счетом, на ней видно, сколько осталось до конца).

На уроках с 11-ым классом говорили о рассказе Бунина «Легкое дыхание». Для меня самой явилась объяснением и почти откровением статья Выготского об этом рассказе, где он говорит, что форма борется с жизненным материалом, положенным в его основу, что тот воздух, который в нем нагнетается, это разлитое во всем «легкое дыхание» претворяет «жизненную муть» в возвышенный рассказ о том, что одухотворенность жизни не перечеркивается грязными или пошлыми ее подробностями и т.п. И вот я стала читать эту статью детям, предвкушая, как сейчас и для них все в Бунине прояснится и станет понятным (потому что точно так же устроены прочитанные нами рассказы «Ида», «Руся», «Солнечный удар» и др.). И тут сюрпри-и-и-з: дети этой очевидной для меня «легкости» в «Легком дыхании» не увидели. И все, весь разговор увяз в этом. Не стану же я, в самом деле, командовать: так, быстро собственное отношение отключили, записывай и запоминай, что говорит учитель и что надо потом выдать на экзамене. Утешает только, что впереди «Гранатовый браслет», где речь пойдет почти о том же при совершенно другом способе подачи «материала». Как же можно предсказать и проверить, как сработает человеческая индивидуальность в каждом конкретном случае на ЕГЭ по литературе?

За ЕГЭ я получила 93 балла. Один балл потеряла в тестовой части, потому что умудрилась не заметить, что после 13 есть еще 14 задание. Ответа не него у меня в бланке нет. И еще 3 (2 и 1) за задание 16. Видимо, второй пример из Евтушенко показался проверяющим не соответствующим теме. По зрелом размышлении, пожалуй, верно. Меня это тоже смутно беспокоило, но в условиях цейтнота я просто уже не успевала искать что-то более адекватное. Этот второй пример был таким вынужденным выдохом после надолго задержанного дыхания. И как показывает ситуация, мне бы не хватило времени на последнее сочинение, если бы я задержалась на поиск чего-то более подходящего. У меня был вариант «С хвостом годов я становлюсь подобием / чудовищ ископаемо-хвостатых… / Товарищ жизнь, давай скорей протопаем, / Протопаем по пятилетке дней остаток», который явно звучит в противоположной тональности по отношению к «Я люблю тебя, жизнь!»

Мне кажется, что серьезный, в рамках реальности разговор об экзаменах ЕГЭ назрел. Среди моих знакомых нет учителей, которые были бы удовлетворены этим экзаменом. Среди моих знакомых нет не думающих, преподающих по методичкам и (самое главное!) не работающих сегодня в школе учителей. Они видят не абстрактного ученика, который с неизмененной психикой выйдет из этого испытания, они видят настоящих живых детей, которые часто возмущаются ситуацией «шаг влево приравнивается к побегу» и которым твердить все время «не выпендривайся, будь как все» просто преступно и непрофессионально.

Варианты экзаменационной работы можно обсуждать. В последнее время мне очень интересными представляются задания, предложенные на Всероссийской олимпиаде по литературе, особенно касающиеся анализа текста. Во-первых, это возможность выбора между прозаическим и поэтическим текстом. Приходится видеть, что есть дети, которым во много раз комфортнее анализировать стихи, чем прозу, и наоборот. Во-вторых, это сокращение объема экзамена и возможность размышлять над текстом, а не выдавать затверженные домашние заготовки. В-третьих, просто душеполезное занятие. Если необходимо унифицировать проверку, то ведь существует невредный «план анализа», который мы даем детям как памятку, о чем не забыть, подумать и сказать. И существуют внятные критерии проверки олимпиадных работ. И самое главное, такое ощущение, что олимпиаду придумывают те, кто часто видит реальных детей. Те, кто не боится, что текст окажется не самого высшего сорта, и вероятно, предполагает, что вдумчивый читатель заметит его несовершенство и скажет об этом.

Во всяком случае, разговор назрел, и нужно вывести его из кабинетов с закрытыми в мир дверями на обозрение практикующим учителям. И не зомбированным, каким-то специально подготовленным, а выбранным случайно.

Автор: Дарья Вильямовна Николаева

slovesnik.org

Статьи и советы ЕГЭ по литературе — Учёба.ру

В вуз после колледжа

В вуз после колледжа

Выигрышная траектория образования: школа — колледж — вуз. Узнай правила!

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

рекомендации разработчиков « Год Литературы 2018

Знание литературного контекста и умение анализировать текст. Что еще нужно уметь выпускнику?

Наталья-ЛебедеваТекст: Наталья Лебедева
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Разработчик заданий Единого государственного экзамена Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) рассказал, на что нужно обратить внимание, чтобы получить максимальный балл на ЕГЭ по литературе.

В ФИПИ отметили, что большинство школьников легко справляются с заданиями, требующими кратких ответов. Это задания 1—7 и 10—14 в первой части экзаменационной работы. А вот задания, требующие написать развернутый ответ в 5—10 предложений (задания 8—9 и 15—16), и полноформатное сочинение во второй части часто вызывают много вопросов.

Разработчики сразу предупреждают, угадать ответ или догадаться не получится. Они всерьез настроены проверить, насколько хорошо выпускники знают литературные произведения, умеют анализировать художественный текст и способны рассматривать произведение в литературном контексте.

Для того чтобы получить на ЕГЭ по литературе максимальный балл, в ФИПИ советуют обратить внимание на следующие моменты.

Задания ЕГЭ по литературе проверяют владение теоретико-литературными понятиями и знание истории отечественной литературы (от «Слова о полку Игореве» до произведений литературы конца ХХ — начала ХХI вв.). Но, как заверяют разработчики, все задания базируются исключительно на школьной программе по литературе 9—11 классов.

Несмотря на то, что задания с кратким ответом обычно не вызывают сложностей, все-таки стоит более тщательно проработать задание 4, в котором необходимо установить соответствия, и задание 13, требующее выбрать несколько правильных ответов из предложенных списков. В четвертом задании акцент делается на знание текста произведений — имена главных персонажей или связанные с ними цитаты, например.

Задание 13 проверяет умение распознавать в лирическом тексте различные средства художественной выразительности.

Особого внимания заслуживают задания 9 и 16. На основе предложенного в задании текста одиннадцатиклассникам придется продемонстрировать свое знание так называемого литературного контекста и умение сопоставлять различные литературные факты и явления.


И как бы ни было соблазнительно попытаться сравнить все со всем, от этой идеи стоит отказаться.


Потому что в этих заданиях в первую очередь будет оцениваться уместный выбор контекста.

Пожалуй, самое непростое задание на экзамене — это написание полноформатного сочинения на литературную тему. Объем — минимум 200 слов. Здесь потребуется тщательная подготовка и отшлифовка не только знания текстов, но и навыков анализа художественного текста и выстраивания письменного рассуждения в заданном направлении.

Напомним, что ученику на выбор предлагается 4 темы, из которых он должен выбрать одну. Каждая из тем сформулирована по-своему и охватывает один из этапов отечественного историко-литературного.

Что еще нужно знать о ЕГЭ по литературе?

  • ЕГЭ по литературе — это экзамен по выбору. Его выбирают те ученики, которые планируют поступать в вузы на гуманитарные специальности: филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие.
  • ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут, из которых первые два часа рекомендуют потратить на выполнение заданий первой части и еще два часа — на написание сочинения.
  • Максимально на ЕГЭ по литературе можно получить 58 баллов (44 балла за первую часть и 14 баллов за вторую).
  • На ЕГЭ по литературе нельзя пользоваться какими-либо дополнительными материалами.

Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по литературе:

fipi.ru

Федеральный институт педагогических измерений. Здесь собрана вся информация по ЕГЭ (КИМы, демонстрационные варианты) из первых уст, то есть от самих разработчиков. Как правильно заполнить бланки? Какие тексты необходимо прочитать к экзамену? Как будут оцениваться работы? Ответы на эти вопросы можно найти на этом ресурсе.

ege.edu.ru

Официальный информационный портал ЕГЭ. Один из самых содержательных ресурсов для подготовки к ЕГЭ. Полезная информация для учеников, учителей и родителей. Справочник и ссылки на образовательные ресурсы, методические рекомендации и открытый банк экзаменационных вариантов, полезные советы от учителей и психологов и телефон «Горячей линии».

examer.ru

Ресурс, где есть все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Процесс обучения построен в виде квеста, где за каждый пройденный уровень дают бонусы и награды. А главный приз — желаемый балл на ЕГЭ. Главное четко следовать предложенному плану и честно выполнять все задания.

lit-ege.sdamgia.ru

Решу ЕГЭ. Еще один образовательный портал для подготовки к экзаменам, где можно набить руку в ответах на экзаменационные вопросы.

5litra.ru

Создатели ресурса обещают, что собранная здесь информация поможет восполнить все пробелы и получить 100 баллов на ЕГЭ по литературе. Тесты онлайн, подробный разбор сочинений и типичных ошибок, а также большой набор справочников и таблиц.

interneturok.ru

Интернет-урок собрал всю школьную программу в одном месте. Пропустили урок из-за болезни или не до конца поняли объяснение учителя — посмотрите видеоурок по этой теме. К каждому уроку прилагаются конспект и домашнее задание. Здесь же можно позаниматься с репетитором онлайн и восполнить имеющиеся пробелы.

literaturus.ru

Если нужно быстро вспомнить нужную цитату, а времени на то, чтобы искать ее в книге, нет, то этот ресурс для вас. Все хрестоматийные цитаты и афоризмы по всем произведениям школьной программы в алфавитном порядке. А еще здесь очень подробно разбираются все основные произведения — сюжет, характеристика героев и критика. Все это с развернутыми, что очень важно, цитатами.

25.01.2019

Просмотры: 0

godliteratury.ru

Как сдать ЕГЭ по литературе: советы экспертов

Скорее всего, уже выпускники 2018 года будут сдавать литературу по другой модели. Как говорят разработчики, новая версия ЕГЭ успешно прошла первичную апробацию. Несмотря на несколько серьезных изменений по форме заданий, эксперты отметили, что содержательная часть осталась прежней: как и сейчас, для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе, нужно, прежде всего, хорошо и много читать, понимать термины, набивать руку на сочинениях и внимательно относиться к вопросам.

Напомним, что литература по-прежнему является экзаменом по выбору, однако его результаты учитывают при поступлении в вузы по целому ряду специальностей: филология, актерско-вокальное искусство, телевидение, киноведение, дизайн, театроведение, живопись и даже цирк.

В этом году в ЕГЭ по литературе никаких изменений не будет, и выпускники-2017 будут сдавать его по старой модели, но те десятиклассники, которые думают о выборе вышеперечисленных профессий, должны готовиться к изменениям.

Только что завершилась первичная апробация новой модели. Как сообщил руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе Сергей Зинин, она прошла успешно. В эксперименте приняли участие более тысячи учеников из 13 регионов России из 60 образовательных организаций разных типов.

«Для первичной апробации это было достаточно репрезентативно, чтобы мы могли сделать уже определенные выводы и двигаться дальше», — заявил Зинин.

По словам эксперта, времени, отведенного на экзамен, хватило, с заданиями все, в большинстве своем, справились. В скором времени начнутся более широкие исследования и «будет решаться вопрос о введении новой модели экзамена в штатный режим».

Принципиальных отличий новой модели от той, по которой сдают ЕГЭ по литературе сейчас, несколько.

  • Во-первых, исключены задания с кратким ответом — в нынешней модели это задания с № 1 по № 7 в первой части, где надо проанализировать фрагмент художественного текста, и задания с № 10 по № 14 во второй, стихотворной части. Эти вопросы подразумевают ответ в виде слова, словосочетания или даже последовательности цифр.

  • В новой версии останутся только те задания, которые требуют развернутого ответа ограниченного объема, но не меньше 5-10 предложений, как сейчас — задания № 8, № 9, № 15 и № 16.

  • Альтернативными станут задания № 1 и № 3. В презентации новой версии приводится такой пример: «3.1. Каково отношение лирического героя стихотворения к „великой вечной армии“ влюбленных? 3.2 Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?». В старой версии альтернативных вопросов не было.

  • Упрощены сопоставительные задания № 2 и № 4: для выполнения каждого из них нужно подобрать одну позицию сопоставления, а не две, как было раньше. Для выбора примера для сопоставления не требуется обоснование.

Тут надо заметить, что, по словам экспертов, именно задание № 4 в нынешней версии вызывает больше всего трудностей, с ним справляется меньше половины выпускников. Успешность его выполнения напрямую связана со знанием текста, сюжетной основы, героев и событий в книге.

Провалы на этом вопросе говорят о том, что даже те, кто выбирает экзамен по литературе, часто не читают художественные произведения полностью, ограничиваясь кратким пересказом, порой весьма сомнительного качества. Поэтому выбрать правильный ответ: кто из героев романа «Отцы и дети» женился на сестре Одинцовой, а кто на Фенечке — дети часто не в состоянии.

Судя по результатам первичной апробации новой модели, задания № 2 и № 4 по-прежнему кажутся школьникам самыми сложными — они вызвали затруднения у 32% ребят.

  • Внесены изменения в сочинение (в новой модели это задание будет идти под номером 5). Количество альтернативных тем увеличено. В нынешней версии варианты варьировались в рамках трех историко-литературных блоков: «древнерусская литература, классика XVIII или первой половины XIX века»; «русская литература второй половины XIX века»; «русская литература XX века». В новой модели добавился четвертый вариант: «Русская литература (эпоху и произведение выбирает экзаменуемый)».

  • Увеличен рекомендуемый объем сочинения с 200 до 250 слов и минимальный необходимый объем со 150 до 200 слов.

В целом же рекомендации, которые дают разработчики ЕГЭ по литературе тем, кто выбирает этот сложный экзамен, не изменились. Вот основные из них:

Прежде всего, нужно читать и перечитывать произведения, которые входят в школьную программу. Слабое знание текста — первопричина неудач. Учите имена героев, сюжетные линии: для того, чтобы ответить на коварные вопросы, нужно знать не только содержание, но и структуру текста, названия глав. Ведь бывает, что вместо «Фаталиста» появляется «Филателист» или даже «Фанат», а то и вовсе «Подвиг Печорина».

Вторая проблема: плохое знание теории литературы: школьники часто не ориентируются в формальной стороне вопроса. Важно понимать, а не просто заучивать термины, и при этом следовать определениям из литературоведения, а не выдумывать свои. По словам разработчиков, традиционно «тяжелее» всего приходится гиперболе: ее экзаменующиеся видят в каждом приведенном отрывке, хотя этот художественный прием имеет вполне конкретное определение.

На экзамене нет вопросов, которые бы подразумевали знание точных дат. Не надо учить, в каком году написано «Горе от ума», а вот понимать историко-художественный контекст, ориентироваться в эпохах и связях нужно обязательно. Создатели ЕГЭ признаются, что встречали ответы, в которых сообщалось, что Гоголь дружил с Джеком Лондоном.

Внимательно читайте формулировки задания, не игнорируйте его суть. Если задан вопрос об отношениях Пугачева и Гринева, не надо писать все, что вы знаете про «Капитанскую дочку». Найдите ключевое слово в вопросе: на экзамене нужен прямой ответ на поставленный вопрос.

Некоторые задания требуют цитирования или ссылок на произведения. Это не должны быть «трехэтажные» тексты: иногда достаточно сказать о характере Базарова: «сам себя он называл «самоломанным». Уже это одно слово продемонстрирует знание текста. Регулярно пишите сочинения на различные темы, это поможет научиться четко и грамотно формулировать свои мысли.

По материалам портала www.ucheba.ru

 

mgazeta.com

Как проходит ЕГЭ по литературе

07.11.2017

Просмотров: 508

Как проходит ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе входит в число экзаменов по выбору. Сегодня его вряд ли можно назвать популярным. Ведь данный экзамен нужен лишь тем 11-классникам, которые собираются поступать на лингвиста, филолога или учителя русского языка и литературы. Тем не менее, количество детей, выбирающих этот предмет в качестве вариативного ЕГЭ, увеличивается из года в год. Также статистика говорит и о росте числа выпускников, получивших высокие баллы.

Как проходит экзамен?

На работу с экзаменационным листом отводится 235 минут. При этом ЕГЭ по литературе не предусматривает применение каких-либо дополнительных предметов или справочных материалов. Не стоит брать с собой мобильный телефон, смарт-часы или шпаргалки. Любая аппаратура будет изъята на входе в аудиторию, поскольку каждому ученику придется пройти через рамку металлоискателя. Кроме того, в классе будет вестись видеонаблюдение, а за порядком будут следить наблюдатели. Школьникам запрещается разговаривать с соседями, вставать или выходить из аудитории без разрешения.

Структура ЕГЭ по литературе

Билет состоит из 17 заданий, разделенных на две части:

  • Первая часть предполагает выполнение заданий, которые содержат вопросы по анализу литературных произведений. Они разделены на два комплекса. Первый из них объединяет фрагменты драматических, эпических и лироэпических произведений. Здесь дано 7 заданий с кратким и 2 с развернутым ответом объемом 5–10 предложений. Второй комплекс относится к лирическому произведению. Здесь есть 5 вопросов с кратким и 2 с развернутым ответом объемом 5–10 предложений.
  • Вторая часть ЕГЭ по литературе требует написания полноформатного развернутого сочинения на одну из четырех предложенных тем. Его объем должен составлять не менее 200 слов.

Также стоит отметить, что ФИПИ рекомендует грамотно распределить время, отведенное на работу. Так, на первую часть билета стоит потратить не более 120 минут. Оставшееся время рекомендуется посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ

Перевод баллов ЕГЭ по литературе в отметки по пятибалльной системе выглядит следующим образом:

  • баллы от 0 до 31 означают, что школьник не подготовлен к испытанию и получает оценку «2»;
  • баллы от 32 до 54 означают, что выпускник готов к экзамену удовлетворительно и получает оценку «3»;
  • баллы от 55 до 66 означают, что ребенок хорошо знает предмет и получает оценку «4»;
  • баллы от 67 до 100 означают, что школьник подготовился к ЕГЭ на отлично и получает оценку «5».

Ознакомиться со своими результатами можно на официальном сайте ЕГЭ. Для этого придется авторизоваться, введя данные из паспорта.

Читайте также

Выгодные цены на курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в центре «Талантум»

talantum.ru

Как сдать ЕГЭ по литературе, если не прочел всю программу?

До ЕГЭ по литературе осталось 10 дней, но с кодификатором все еще на «вы»? Так и не успели прочитать «Тихий Дон» или ознакомиться с «Обломовым»? Не переживайте, рано бить тревогу: эту ситуацию еще можно исправить, а как — мы сейчас расскажем!

Десять дней на школьную программу — реальность!

Вопреки популярному мнению, далеко не все, кто сдает ЕГЭ по литературе, любят читать. Да и ситуации бывают разные — неправильное распределение времени и сил, упор на подготовку к другим предметам. Итог один — испуганные глаза при имени Мандельштама или упоминании «Героя нашего времени».

Эти лайфхаки как раз для таких запущенных случаев. Их могут взять на заметку и те, кто прочитал все произведения из кодификатора и теперь хочет освежить в памяти свои знания не только с помощью кратких содержаний с Брифли.

Экранизации произведений

Несмотря на то, что экранизации крупных произведений не всегда полностью передают сюжетную линию книги, они могут быть очень полезны для подготовки к экзамену.

Смотря фильмы, вы сэкономите время, получите полное погружение в историческую атмосферу произведения и визуализацию героев, с помощью которой запомнить их гораздо будет легче.

Как правило, у всемирно известных романов есть сразу несколько экранизаций. Разобраться, какая из них лучше, непросто, поэтому мы выбрали самые реалистичные и приближенные к оригинальному сюжету:

  • 1) «Евгений Онегин» СССР, 1958г. Реж. Роман Тихомиров. Длительность: 101 мин.

Цветной фильм-опера, где строки из романа Пушкина положены на музыку Чайковского. Прекрасные костюмы, актеры и стопроцентное соответствие тексту романа в стихах.

  • 2) «Герой нашего времени» Россия, 2006 г. Реж. Александр Котт. Длительность: 312 мин. (6 серий)

Экранизация с Игорем Петренко в главной роли, красочная и подробная. По ней не нужно заучивать легендарные монологи Печорина — они запоминаются сами!

  • 3) «Мертвые души» СССР, 1984 г. Реж. Михаил Швейцер. Длительность: 388 мин. (5 серий)

По знаменитой поэме Гоголя поставлено более двадцати театральных спектаклей, а вот экранизировали ее всего шесть раз. Фильм Швейцера заслуженно признан лучшей экранизацией, полностью отражающей причудливый мир великого писателя.

  • 4) «Отцы и дети» СССР, 1983 г. Реж. Вечяслав Никифоров. Длительность: 210 мин. (4 серии)

Экранизация Никифорова очень подробно раскрывает тургеневских персонажей. Главное отличие от романа заключается в том (и об этом нужно помнить во время просмотра), что режиссер делает акцент на отношениях между людьми, а Тургенев — на конфликте поколений.

  • 5) «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» СССР, 1979 г. Реж. Никита Михалков. Длительность: 136 мин. (2 серии)

Это единственная экранизация романа Гончарова «Обломов». Фильм с участием целой звездной плеяды советских актеров — Олега Табакова, Юрия Богатырева, Елены Соловей, Олега Басилашвили, Людмилы Гурченко  был удостоен нескольких иностранных премий.

  • 6) «Война и мир» СССР, 1965 г. Реж. Сергей Бондарчук. Длительность: 373 мин. (4 серии)

Оскароносная лента Бондарчука уже давно воспринимается как самостоятельная картина, а не экранизация романа Толстого. Тем не менее именно она подробнее других экранизаций раскрывает детали сюжета романа, а образы героев полностью соответствуют их литературным трактовкам.

  • 7) «Преступление и наказание» СССР, 1969 г. Реж. Лев Кулиджанов. Длительность: 210 мин. (2 серии)

Знаменитый роман Достоевского очень полюбился французам — до Кулиджанова его экранизировали во Франции целых два раза. Но именно трактовка нашего режиссера наименее вольно обращается с текстом и образами Достоевского, погружая зрителя в черно-белый Петербург XIX века.

  • 8) «Тихий Дон» Россия, 2015 г. Реж. Сергей Урсуляк. Длительность: 560 мин. (14 серий)

На мой взгляд, это — самая полная и в то же время динамично адаптированная под современные реалии экранизация этого романа-эпопеи. Урсуляк, в отличие от Шолохова, делает упор не на «правильную» и «неправильную» власть, а на то, как борьба за нее прошлась по душам людей.

  • 9) «Мастер и Магарита» Россия, 2005 г. Реж. Сергей Бортко. Длительность: 530 мин. (14серий)

Работа Бортко является не просто экранизацией романа Булгакова, но и одним из интереснейших российских сериалов последних лет. Режиссер сумел проникнуться булгаковским миром и воссоздать по-настоящему «живых» героев.

Чтение «по диагонали»

Второй способ быстро наверстать упущенное литературное богатство кодификатора подходит для прозы средних размеров, например, повестей и рассказов. Речь идет о чтении по диагонали.

Такое чтение занимает примерно столько же времени, сколько освоение краткого содержания. Но плюсы очевидны: ты читаешь оригинальный текст, видишь и запоминаешь те важные детали, которые никогда не включают в краткое изложение.

Эта техника пригодится всем сдающим ЕГЭ по литературе и поступающим на гуманитарные специальности. Ведь объемы материала в вузе гораздо больше, чем в школьной программе.

Чтение по диагонали – самый распространенный метод скорочтения. Его суть в быстром прочтении с запоминанием всех подробностей, такую способность хранит наше подсознание. Нужно скользить глазами по странице вниз по диагонали, не смещая взгляд влево и вправо.

При этом внимание необходимо концентрировать на всем тексте, а не на его частях. Если показалось, что в каком-то абзаце есть ценная информация, то можно отвлечься и прочитать его полностью.

Музыка

Итак, как быстро компенсировать незнание прозы из кодификатора, мы разобрались. Теперь узнаем как быть со стихотворениями, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Время для того, чтобы слушать музыку, есть всегда: по дороге в школу, в метро, фоном для работы и отдыха. Здесь можно совместить приятное с полезным – обновить свой плейлист и прослушать стихотворения. Романсы и песни на стихи русских классиков – верное решение.

К тому же песенные строчки запоминаются лучше, поэтому вы можете блеснуть на экзамене отличным знанием поэтических текстов. В этом помогут следующие сборники романсов и песен на стихи классических поэтов:

  • Нина Шацкая «Колдунья» (романсы на стихи Ахматовой)
  • Группа «6 океанов» «Не жалею, не зову, не плачу» (сборник на стихи Есенина)
  • Рок-группа «План Ломоносова» «Облако в штанах» (сборник на стихи Маяковского) и уже ставшая классикой песня группы «Сплин» «Маяк» на стихотворение «Лиличка! Вместо письма».
  • Инна Разумихина «Я слушаю ветер» (7 из 10 композиций на стихи. Цветаевой), Тамара Гвердцители «Посвящение Женщине. Баллады на Стихи Марины Цветаевой».
  • Любители классической музыки могут послушать романсы Чайковского и Рахманинова на стихи Фета и Тютчева.

ЕГЭ по литературе совсем близко, но теперь мы уверены, что вы успеете прочитать, посмотреть и запомнить все необходимое. MAXIMUM удачи на экзамене!

blog.maximumtest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *