Егэ художественная литература как искусство слова – Литература как искусство слова. Место лит-ры в ряду других искусств. Лессинг о литературе

Литература как искусство слова. Место лит-ры в ряду других искусств. Лессинг о литературе

Слово — основной элемент лит-ры, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура

Литература работает со словом — главное ее отличие от других искусств. Значение слова дано в Евангелие — божественное представление о сути слова. Слово — основной элемент лит-ры, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура. Через слово осуществляется контакт с общим в мир.культуре. Визуальная кул-ра — та, кот. можно воспринимать наглядно. Вербальная кул-ра — больше отвечает потребностям человека — слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует лит-ра на глубине, котороя требует глубокого отношения, переживания. Произведения лит-ры — пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. произведение обладает материалом.

Искусство временное — развивающееся во времени — театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента) .Искусство пространственное — развивающееся в пространстве-пластическое ис-во — живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры — художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала.На этом фоне лит-ра — синтез временного и пространственного. Лит-ра имеет определенные отрезки, фрагменты — это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться. Временное произведение — его автор знает,как долго будет тянуться его произведение, как долго будет идти восприятие произведения. Может быть нарушение ритма, убыстрение хода. В лит. произведении время не заложено, есть возможность прерваться. В театре это невозможно, всегда есть опред. настрой. В лит-ре мы возвращаемся к одному и тому же, есть возможность вернуться и восстановить то, что нам необходимо. Временная структура худ.произведения более свободна. Мы воспринимаем все таким, какое есть в лит.произведении, но в то же время это восприятие может быть у каждого свое, слово воспринимается по-разному. Любое иллюстрирование текста — это искажение того, что передано текстом. Слово нематериально. Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в лит. произведении гораздо более общий, чем на картине). Слово несет в себе и сильное и слабое начало. Лит-ра и музыка:

1) временные различия 2) сущ-ть: в лит.произведении — набор слов смысловой ореол сущ. лит.произведения. В муз. произведении нет определенной привязки, не несет прямых ассоциаций, мы не относимся к набору звуков эмоционально, нет прямой смысловой структуры. Нота — внешнее звучание, но не смысловое значение, в отличие от слова приобретает временные хар-ки. Музыка более свободна от смысловой заданности, чем лит-ра. Специфич. формы словесного искусства — существует определенные разряды лит.произведений, которые тесно связаны с другими видами искусства: драматургия — с театром, поэзия и графика (когда автор сам иллюстрирует свое произведение).

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу — что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).

ОСОБЕННОСТИ ЛИТ- РЫ

1. Духовность.

2.»Поэзия есть высший род искусства»(Белинский).

3. Предмет исскуства — человеческий мир.

4. Идеологичный и идееносный вид искусства.

5. Воспитание художника в самом читателе.

  1. Метонимия как вид образности и средство художественного видения. Синекдоха. + карточка

Сущность всех этих метонимий, метафор и синекдох закл-ся в том, что автор употребляет слова в иносказательном смысле. Эти слова называются в литературоведении тропами (греч. tropos — оборот). Метонимия основана на смежности, т.е. предметы (явления) должны быть тесно связаны друг с другом. — Пространственная смежность — самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (н-р, Чехов: “Палата №6” — имеется ввиду, конечно, не помещение, а обитатели палаты). — Временная смежность — способ назвать не т. процесс действия, но и результат этого действия (н-р: работа — действие и работа, скажем, курсовая — рез-т этого труда)- Материальная смежность — слово называет и материал, и изделие из него (золото — драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота). Метонимия хар-на в осн. для сущ-ных, но есть и прилагательные (медвежья шуба — не шуба медведя, шуба, сделанная из медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом для сумасшедших” и др.) Метонимия очень часто используется в худ. речи (иногда путем неожиданных сочетаний — “Город был окутан белой тишиной”). Метонимия м. б. выразительным средством сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду, зоологию проведаю” — зоология заменяет в контексте слово зоолог для комического эффекта.) Синекдоха — слово употребляется как для названия целого, так и для обозначения части целого. Н-р: части тела используются для обозначения человека (лицо как передняя часть головы и лицо как офиц. обознач. чел-ка; “В семье прибавился лишний рот”; “У него рука в минестерстве” — влиятельный чел-к). В лит-ре часто возникают индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” — И. Б. “Легк. дых”) Возм-ти синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!” . А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” — “Золотой теленок” Ильфа\Петрова). Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно).

Билет №4

  1. Художественный образ. Образное мышление. Многозначность образа

Худ.образ воспроизводит типические явления жизни в свете различных общественных интересов и идеалов. Искусство развивает в своих образах индивидуальность явлений. Искусство творчески обобщает жизнь. Особенности худ.образа:

1. Конкретность.

2. Обобщенность.

3. Условность и многозначность.

4. Субъективность.

5. Условность вымысла.

6. Эстетическое значение слова.

  1. Предметный мир произведения

В произ-нии художник обычно изображает: героев, их поступки, предметный мир. Последнее мы и рассмотрим. Для начала стоит заметить, что предмет реальный соотносится с художественным, но не всегда равен ему. Примером тому могут служить, скажем, притчи из “Нового Завета”. «Иное зерно упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то… иное упало на добрую землю и принесло плод” (от Матфея) — пшеничное зерно сравнивается с учением Христа, которое иногда доходит до людей, а иногда — нет. Зерно зд. является частью предметного мира. Но оно употреблено в другом, переносном значении. Основываясь именно на этом примере, литературовед Чудаков говорит, что реальные предметы чаще всего явл-ся сырьем, здесь же зерно худ. образ (еще пример: мебель в доме Собакевича, кот. играет роль не просто предметов, но характеризует их обладателя).

ВИДЫ ПРЕДМЕТОВ в худ. лит-ре:

1. Природные (ландшафт, пейзаж и проч.)

2. Внешний облик (нос, борода и проч.)

3. Все, что окружает чел-ка (интерьер, одежда…)

Предмет играет большую роль у С.-Щ., Гоголя, Булгакова.

Билет№ 5

  1. Художественное время и пространство в литературном произведении. Хронотоп

Художественное время – это порядок, последовательность действия в худ. произведении.

Пространство – это совокупность мелочей, в которых живет художественный герой.

Логически соединяясь время и пространство создают хронотоп. Каждый писатель и поэт имеет свои любимые хронотопы. Все подчиняется этому времени и герои и предметы и словесные действия. И все равно на первом плане в произведении всегда выступает гл. действующее лицо. Чем крупнее писатель или поэт, тем интереснее они описывают и пространство и время, каждый своими определенными худ. приемами.

Разные подходы к проблеме худ. времени:

1) Грамматическое время в лит-ре как существует прошлое, настоящее, будущее + видовые хар-ки (сов. и несов. вид) в русском языке.2) Воззрение писателя на проблему времени — философия писателя.3) Существенно для лит-ры исследование худ.времени как худ. факта литературе. Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в лит-ре — хронотоп (дословно «время-пространство»). Хронотоп мы понимаем как формально -содержательную категорию лит-ры. В лит.-худ. хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в целом. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и изменяется временем — этим хар-ся хронотоп. В лит-ре хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время. Хр. определяет худ.единство лит.произведения в его отношении к реальной действительности. Значение хронотопа: — сюжетное — хр. являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В нем завязываются и развязываются сюжетные узлы. — изобразительное — время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются. Время и пространство в литературе Действительность в ее пространственно-временных координатах различными видами искусства осваивается по-разному. Художественная литература воспроизводит преимущественно жизненные процессы, протекающие во времени, т.е. человеческую жизнедеятельность (переживания, мысли, идеи и т.д.). Лессинг пришел к выводу, что в поэзии воспроизводится преимущественно действие, т.е. предметы и явления, следующие один за другим во времени. При этом писатель не связан необходимостью запечатлевать текущее время буквально и непосредственно. В литературном произведении могут быть даны тщательные, подробные характеристики какого-то крайне короткого промежутка времени (описание Толстым в “Детстве” чувства, которые испытал Николенька Иртеньев у гроба матери). Чаще писатель дает компактные характеристики длительных промежутков времени. Писатели как бы растягивают и сжимают время изображаемого действия. В освоении пространственных соотношений литература уступает другим искусствам. Лессинг подчеркивал, что предметы, сосуществующие друг около друга, изображаются главным образом в живописи и скульптуре. При этом он утверждал, что описание неподвижных предметов не должны выдвигаться в литературном произведении на первый план. В художественном освоении пространства литература обладает и преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью. Писатель может с быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места. Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение (мотив дороги в “Мертвых душах” Гоголя как пространство, будящего мысль о направленном, целеустремленном движении). Художником слова, таким образом, доступен язык не только временных (он, несомненно, первичный), но и пространственных представлений.

Мир худ. не может существовать вне пространства и времени. Анализ показывает, что любое событие связано со временем, а пространство воображаемое связано с тем, что происходит сейчас. Пр-во и время — универсальные хар-ки худ.мира, обладающие своими особенностями. Худ. время стремиться вычленить реальное время, но никогда не может полностью изолироваться от реального времени. Худ.пр-во мы всегда соотносим с пространством вокруг нас. Разные подходы к проблеме худ. времени: 1) Грамматическое время в лит-ре как существует прошлое, настоящее, будущее + видовые хар-ки (сов. и несов. вид) в русском языке.2) Воззрение писателя на проблему времени — философия писателя.3) Существенно для лит-ры исследование худ.времени как худ. факта литературе. Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в лит-ре — хронотоп (дословно «время-пространство»). Хронотоп мы понимаем как формально -содержательную категорию лит-ры. В лит.-худ. хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в целом.

  1. Простое и развёрнутое сравнение. + карточка

Сравнение — это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Сравнение — это важное изобразительно-выразительное средство языка.

Существуют два образа: основной, в котором заключён главный смысл высказывания и вспомогательный, присоединяемый к союзу «как» и прочих.

Сравнение широко используется в художественной речи. Выявляет сходство, параллели, соответствия между исходными явлениями. Сравнением закрепляют разные ассоциации, возникающие у писателя. Например, стихотворение Пушкина «К морю» (см. Карточка) — устойчивое сравнение. Сравнение бывает простым и развёрнутым. Простое сравнение построено на сопоставлении явлений жизни по их сходству, как и метафора. Развёрнутое сравнение — устанавливается сходство при отсутствии тождества. Устанавливаются два члена развёрнутого сравнения, два сопоставленных образа. Один — основной, создаваемый развитием повествования или лирической медитации, а другой — вспомогательный (привлекаемый для сравнения с основным). Функция развёрнутого сравнения — в раскрытии ряда признаков одного явления или в характеристике целой группы явлений.

Билет №6

studfile.net

Тренажёр по подготовке к ЕГЭ-2019. Литература

Тренажёр «Подготовка к ЕГЭ-2019. Литература» предназначен для выпускников 11-х классов школ, лицеев, готовящихся к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также для преподавателей соответствующих дисциплин. Тренировочные варианты ЕГЭ позволяют повторить материалы школьной программы, экзаменационные варианты помогут подготовиться к экзамену в условиях, близких к реальным.

Автор-составитель: учитель 1-ой категории, Н. В. Лебедева

Содержание курса:

Курс содержит 170 интерактивных заданий, сгруппированных в 5 тренировочных и 5 экзаменационных вариантов работ. Содержание каждой работы соответствуют ФГОС и спецификации Единого государственного экзамена 2019 года. Задания с кратким ответом проверяются автоматически; для заданий с развернутым ответом в тренажер встроен уникальный полуавтоматизированный инструмент проверки.

Конспекты:

  1. Сведения по теории и истории литературы

 

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Фольклор. Жанры фольклора
  3. Художественный образ. Художественное время и пространство
  4. Содержание и форма. Поэтика
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  8. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  9. Деталь. Символ. Подтекст
  10. Психологизм. Народность. Историзм
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
  13. Стиль
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр 
  15. Литературная критика

 

  1. Из древнерусской литературы

 

  1. «Слово о полку Игореве»

 

  1. Из литературы XVIII в.

 

  1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

 

  1. Из литературы первой половины XIX в.

 

  1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,  «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),  «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

 

  1. Из литературы второй половины XIX в.

 

  1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  10. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
  11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

 

  1. Из литературы конца XIX – начала XX в.

 

  1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

 

  1. Из литературы первой половины XX в.

 

  1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  3. М. Горький. Пьеса «На дне»
  4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  13. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  15. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  16. М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  17. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),  «Я знаю, никакой моей вины…»
  18. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  19. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  20. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  21. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  22. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  23. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

 

  1. Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в.

 

  1. Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин
  2. Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский
  3. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин

 

Тренировка:
ЕГЭ-2019. Тренировочный вариант КИМ по литературе. Вариант 1
ЕГЭ-2019. Тренировочный вариант КИМ по литературе. Вариант 2
ЕГЭ-2019. Тренировочный вариант КИМ по литературе. Вариант 3
ЕГЭ-2019. Тренировочный вариант КИМ по литературе. Вариант 4
ЕГЭ-2019. Тренировочный вариант КИМ по литературе. Вариант 5

Экзамен:
ЕГЭ-2019. Экзаменационный вариант КИМ по литературе. Вариант 1
ЕГЭ-2019. Экзаменационный вариант КИМ по литературе. Вариант 2
ЕГЭ-2015. Экзаменационный вариант КИМ по литературе. Вариант 3
ЕГЭ-2019. Экзаменационный вариант КИМ по литературе. Вариант 4
ЕГЭ-2019. Экзаменационный вариант КИМ по литературе. Вариант 5

Комплектация продукта:

для ПК:

  • приложение для ПК в составе:
  • плеер «Облако знаний»,
  • курс «Тренажёр по подготовке к ЕГЭ-2019. Литература»,
  • пин-код доступа к тренажёру,
  • индивидуальная лицензия или лицензия на образовательное учреждение.

для СДО:

  • курс «Тренажёр по подготовке к ЕГЭ-2019. Литература» в формате SCORM 2004 (от 1 до 10 ZIP-архивов),
  • лицензия на образовательное учреждение;

для iPad:

  • приложение-плеер «Облако знаний»,
  • курс «Тренажёр по подготовке к ЕГЭ-2019. Литература»,

для Android:

  • приложение-плеер «Облако знаний»,
  • курс «Тренажёр по подготовке к ЕГЭ-2019. Литература».


 

Технические требования:
Компьютерное устройство:

  • персональный компьютер или ноутбук (процессор Pentium 4 или выше; не менее 512 МБ оперативной памяти; не менее 55 МБ памяти на жёстком диске) либо
  • планшетный компьютер под управлением ОС Android или iPad.

Видеосистема: не менее 1024 × 768 пикселей (рекомендуемое разрешение – 1200 × 900 пикселей), цветность системы – не менее 16 миллионов цветов.
Клавиатура либо виртуальная клавиатура, мышь либо сенсорное устройство либо тачпэд.
Доступ в Интернет по каналу со скоростью передачи данных не менее 64 кБ/с на одного пользователя.

Операционная система:

  • Microsoft Windows 7/8/8.1/10 + Microsoft Internet Explorer /11 либо
  • Microsoft Windows 7/8/8.1/10 или Alt Linux 5 и выше или MacOS X + Microsoft Internet Explorer /11 или Google Chrome или Mozilla Firefox или Apple Safari либо
  • Android 4.2/5.1 и выше либо
  • iOS 7/8/9.

www.imumk.ru

1.4. Содержание и форма. Поэтика.

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА. Содержание – это то, о чём говорится в художественном произведении, а форма – это то, как данное содержание подано. Форма художественного произведения имеет две основных функции: первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому её можно назвать внутренней – это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя.

Содержание художественного произведения

объективное

Историческая действительность, воссоздаваемая автором с высокой степенью правдивости. Воплощение в художественном произведении типа миропонимания автора как человека своей эпохи, своего этноса и социального статуса

субъективное

Тенденция, осмысленная оценка автором изображенной действительности, его идейно-эмоциональное отношение к ней (особенность: выражение мнений, суждений, убеждений автора в опосредованной форме, путем воссоздания жизненных ситуаций)

непосредственное

Реальные факты человеческой жизни и конкретные ситуации, отображенные в произведении

Сюжет – сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет — (франц. sujet, букв. — предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. 

На первый взгляд кажется, что содержание всех книг строится по одной и той же схеме. В них рассказывается о герое, его окружении, о том, где он живет, что с ним происходит и чем заканчиваются его приключения. Но эта схема является чем-то вроде каркаса, которому следует далеко не каждый автор: иногда рассказ начинается со смерти героя или автор внезапно обрывает его, так и не сообщив, что произошло с героем дальше. Такое окончание произведения называется открытым финалом. В этом случае окончание истории должен придумать сам читатель. Однако в любом произведении всегда можно найти главные моменты, вокруг которых как бы завязан сюжет. Они так и называются — узловые точки. Их немного — завязка, кульминация и развязка. Фабула – основной конфликт, который разворачивается в событиях; конкретное развитие событий.

Поэтика – важнейшая часть литературоведения. Это учение о структуре художественного произведения. Не только отдельного произведения, но и всего творчества писателя (например, поэтика Достоевского), или литературного направления (поэтика романтизма), или даже всей литературной эпохи (поэтика древнерусской литературы). Поэтика тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой. В русле теории литературы существует ОБЩАЯ ПОЭТИКА – наука о структуре любого произведения. В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА, изучающая развитие художественных явлений: жанров (скажем, романа), мотивов (н-р, мотива одиночества), сюжета и т.д. Поэтика имеет отношение и к литературной критике, которая тоже строится по определенным принципам и правилам. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

studfile.net

Теория ЕГЭ по литературе

Код элемента Сведения по истории и теории литературы
1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Фольклор. Жанры фольклора

1.3

Художественный образ. Художественное время и пространство

1.4

Содержание и форма. Поэтика

1.5

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

1.6
1.7Литературные роды: эпос, лирика, драма.

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ

1.9

Деталь. Символ. Подтекст

1.10

Психологизм. Народность. Историзм

1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13

Стиль

1.14
1.15

neznaika.info

Тест «ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА» , 5класс

5класс. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1.Какие виды искусства связаны со словом?

а) музыка

б) танец

в) кино

г) литература

д) театр

2.Какие виды деятельности человека могут быть на­званы искусством?

а) медицина

б) археология

в) балет

г) живопись

д) архитектура

3. Соотнесите вид искусства и форму творчества.

а) живопись 1) стихотворение

б) театр 2) сонет

в) хореография 3) соната

г) поэзия 4) картина

д) музыка 5) танец

4. Укажите 5 понятий, которые связаны с литерату­рой.

Фильм; баллада; рифма; опера; туризм; былина; линг­вистика; иероглиф; фольклор; книга.

5. Исключите лишние фамилии, объясните свой вы­бор.

А. Пушкин; Н. Гоголь; Л. Толстой; А. Чехов; К. Чуковский; П. Чайковский; А. Фет; В. Васнецов;

И. Айвазовский.

6. Соотнесите понятие и определение.

а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая чув­ства в стихотворной, ритмичес­кой форме

б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит

средством общения меж­ду людьми

в) поэзия 3) устное народное творчество, народная мудрость

г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотвор­ной форме

д) фольклор 5) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с

фантастическим вымыслом

7. Выберите отрывок, относящийся к художествен­ной литературе.

а) Много веселых и задорных стихов написал для де­тей С. Я. Маршак. Его сказки, песни, загадки, пьесы воспевают доброту, отвагу; высмеивают лентяев, тру­сов, жадин.

б) Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сто­рон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поска­кал туда, откуда слышались частые выстрелы.

в) В соответствии с этим часть кредитов предоставля­ется за счет аккумулятивных источников, а часть — за счет кредитной эмиссии. Эти кредиты направля­ются на формирование оборотных средств или основ­ных фондов.

8*. Дайте такое определение художественной лите­ратуры, чтобы оно наиболее полно отражало ваше представление о ней как об искусстве слова. Срав­ните ваше определение с соответствующей статьей в «Словаре литературных терминов».

Ответы к тесту «ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА»

1. в, г, д

2. в, г, д

3. а — 4, б — 2, в — 5, г — 1, д — 3

4. баллада, рифма, былина, фольклор, книга

5. П.Чайковский — композитор, В. Васнецов и И. Айвазовский — художники

6. а — 9, б — 4, в — 1, г— 5, д-3

7. б

multiurok.ru

Персональный сайт — Сведения по теории и истории литературы

Сведения по теории и истории литературы

 

1. Художественная литература как искусство слова

2.  Фольклор. Жанры фольклора.

3.  Художественный образ. Художественное время и пространство.

4.  Содержание и форма. Поэтика.

5. Авторский  замысел  и  его  воплощение. Художественный  вымысел. Фантастика.

6.  Историко-литературный процесс. Литературные направления и  течения: классицизм,  сентиментализм,  романтизм,  реализм,  модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

7.  Литературные роды:  эпос, лирика,  лироэпос, драма.

Жанры литературы: роман,  роман-эпопея,  повесть,  рассказ,  очерк,  притча;  поэма,  баллада; лирическое  стихотворение,  песня,  элегия,  послание,  эпиграмма,  ода, сонет; комедия, трагедия, драма. 

8.  Авторская  позиция.  Тема.  Идея.  Проблематика.  Сюжет.  Композиция. Эпиграф.  Антитеза.  Стадии  развития  действия:  экспозиция,  завязка, кульминация,  развязка,  эпилог.  Лирическое  отступление.  Конфликт. Автор-повествователь.  Образ  автора.  Персонаж.  Интерьер.  Характер.

Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.  Ремарка.  «Вечные  темы»  и «вечные  образы»  в  литературе. Пафос.  Фабула.  Речевая  характеристика  героя:  диалог,  монолог; внутренняя речь. Сказ.

9.  Деталь. Символ. Подтекст.

10.  Психологизм. Народность. Историзм.

11.  Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

12.  Язык  художественного  произведения.  Риторический  вопрос, восклицание.  Афоризм.  Инверсия.  Повтор.  Анафора.  Изобразительно-выразительные  средства  в  художественном  произведении:  сравнение, эпитет,  метафора (включая  олицетворение),  метонимия.  Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

13.  Стиль.

14.  Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,  дактиль,  амфибрахий,  анапест.  Ритм.  Рифма.  Строфа.  Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 

15.  Литературная критика.

way26.ucoz.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о