Экспозиция литература это: Экспозиция (литературоведение) — Википедия – Экспозиция (в литературе) — это… Что такое Экспозиция (в литературе)?

Содержание

Экспозиция (в литературе) — это… Что такое Экспозиция (в литературе)?


Экспозиция (в литературе)
Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Прямая Э. помещается в начале произведения, задержанная — в середине.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Экспозиция (в искусстве)
  • Экспозиция (в музыке)

Смотреть что такое «Экспозиция (в литературе)» в других словарях:

  • ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе) — ЭКСПОЗИЦИЯ, в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия (ср. с прологом (см. ПРОЛОГ)). Располагается в начале, реже в середине или конце… …   Энциклопедический словарь

  • Экспозиция (в литературе) — Экспозиция (лат. expositio выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая …   Википедия

  • экспозиция — и, ж. 1) Размещение экспонатов по определенной системе (хронологической, типологической и пр.). Музейная экспозиция. 2) спец. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем,… …   Популярный словарь русского языка

  • Экспозиция — I Экспозиция (от лат. expositio выставление напоказ, изложение)         в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Учреждения культуры —         Клубные учреждения и парки культуры и отдыха          Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… …   Большая советская энциклопедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • Богданович, Максим Адамович — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь …   Википедия

  • Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина

    — Координаты: 51°39′30.76″ с. ш. 39°12′12.14″ в. д. / 51.658544° с.& …   Википедия

  • Музей истории евреев в России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Сюжет — 1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое …   Литературная энциклопедия

Экспозиция в литературе это

В прошлой статье мы говорили о композиции в литературе. А ещё ранее — в целом о развитии сюжета. Теперь же пора рассказать о экспозиции. Так что такое экспозиция в литературе?..

 

Экспозиция в литературе это

 

Экспозиция – это в литературе тот элемент сюжета, который может присутствовать в художественном произведении, а может и отсутствовать за ненадобностью. Но если автор вводит данную часть, то она явно будет играть важную роль.

В самом термине «экспозиция» (обратимся снова к этимологии) заложено некое «объяснение», «разъяснение». Экспозиция – это, в определённом смысле, описание обстановки, в которой зарождались события, перечисленные в книге. Описание тех ситуаций, которые сформировали характер героя. Описания исторических условий, о которых идёт речь в книге. Одним словом, это всё то, что позволяет нам глубже проникнуть в суть произведения, узнать предысторию. А что, собственно, происходило с героями до того момента, когда автор начал вести о них речь? Экспозиция – это отличная возможность заглянуть за канву общего повествования и узреть те детали, которые позволят лучше понять авторский замысел. Кажется, будто до того, как мы начали чтение, все герои жили своей жизнью, нам неизвестной. Просто в какой-то момент писатель приблизил свою творческую лупу и увеличил изображение тех или иных лиц. Экспозиция в данном случае удовлетворяет наш интерес и лишний раз подтверждает: да, герои действительно существовали, а также имеют своё прошлое, которое их и определяет.

 

 

Виды экспозиции

Кстати, напрямую от авторского замысла будет зависеть выбор вида экспозиции. Всего их три:

 

  1. Прямая экспозиция. Классический вариант, когда она располагается в самом начале произведения. Таким образом, сохраняется хронологическая последовательность происходящего: от прошлых лет к явному настоящему. Автор даёт читателю необходимые сведения, после чего спокойно занимается дальнейшим построением сюжета.
  2. Задержанная экспозиция позволяет читателю поиграть с воображением читателя и подогреть его природное любопытство. Получается, что сначала мы знакомимся с героями при зарождении их конфликта, а позже (где-нибудь в середине повествования) перед нами срываются все покровы, и авторское слово даёт возможность взглянуть назад. Например, с помощью известного сна Обломова читатель прекрасно осознаёт предпосылки, которые определили формирование характера и образа жизни главного героя.
  3. Обратная экспозиция располагается в самом конце произведения. Обычно она используется в детективных историях, где важно сохранить интригу до самого конца. Мне сразу вспоминается книга Лианы Мориарти «Тайна моего мужа», где после напряжённого повествования мы узнаём наконец-то ту историю, которая произошла на самом деле много лет назад. И вроде бы главный герой уже из убийцы превращается в жертву обстоятельств, однако он об этом уже никогда не узнает. Такова воля писателя, однако. Если быть наиболее точным, то обратная экспозиция имеет ещё три подвида, среди которых выделяется предыстория, межистория и послеистория. Пожалуй, названия говорят сами за себя. Правда, в некоторых источниках межистория идёт отдельным самостоятельным видом. Это тот случай, когда экспозиция разорвана и органично смешивается с основным повествованием. Как у той же Мориарти, например.

 

 

 

 Объём экспозиции

 

Объём экспозиции будет зависеть от авторской идеи и от объёма самого произведения.  В этом деле, главное, найти золотую середину: приоткрыть завесу, но не переусердствовать и не затягивать повествование, иначе читателю станет скучно, и он начнёт отвлекаться от происходящего. Порой достаточно ввести несколько предложений, чтобы обрисовать обстановку, а иногда требуется написать несколько глав для детального обзора. Сложно представить длинную экспозицию в рассказе и короткую в романе. Всё-таки различное количество персонажей и сюжетных линий. Исходя из всего этого, можно смело сказать, что нет никаких канонов экспозиции, и всё предоставляется всемогущей авторской воле.

 

 

 

Рекомендации по использованию экспозиции

 

 

Но попробуем сформулировать несколько рекомендаций для начинающих писателей.

 

  1. Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает (в идеале) определённые чувства, то необходимо иметь чёткое представление о том времени и месте, в котором будут развиваться события. Важно дать соответствующее описание героев, города или страны, дома и всего того, что писателю представляется наиболее важным и необходимым.
  2. Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной. Конечно, автор, полностью придумавший мир, знает о нём всё! Но это «всё» нельзя сразу обрушивать на читателя, ведь это может его испугать или привести к тому, что он просто ничего не поймёт. Наша задача тут – это выявить самое-самое и предложить это своей публике в качестве пробы. Если понравится, то есть шанс, что ваша книга будет прочитана. Если же экспозиция окажется неудачной (особенно, в случае, когда она располагается в начале произведения), то можно смело готовиться к провалу.
  3. Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом общего сюжета. Это значит, что не должно быть ощущения натянутости. Автор с помощью экспозиции не должен вдруг являться читателю и говорить: «А сейчас я буду рассказывать». Помните, что талантливый писатель – это замечательный художник, который может написать картину с помощью слов. Данный принцип среди писателей именуется, как «Показывай, а не рассказывай». Увлекайте читателя событиями, заманивайте его в свои сети, но делайте своё присутствие ненавязчивым и почти невидимым. Пусть ваш голос напоминает лёгкий прибрежный ветерок, который дарит свежесть, но не причиняет дискомфорта. Именно поэтому стоит избегать прямого текста и следует научиться оперировать деталями.
  4. Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому своё повествование следует делать более динамичным и эффектным. Читатель уже сидит и ждёт, ждёт, ждёт… Конечно, подогревать интерес – это хорошо. Но смотрите, чтобы он не перегорел окончательно. Сведений должно быть ровно столько, сколько требует ваш замысел. Не пытайтесь подавить всех своими познаниями, ибо читателю это может быть просто неинтересно.
  5. Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит, совершенно ни к чему излагать те факты, которые никак не повлияли на героев и на то, о чём пойдёт речь далее. Читателя, как и писателя интересует только «эффект бабочки». Только то, что влечёт за собой какие-то последствия. Всё остальное – пустой и ненужный словесный поток, пусть даже и самого лучшего качества.
  6. Лучше всего описывать в экспозиции ярких и неординарных героев. Необязательно излишне драматизировать, но равнодушные ко всему персонажи вряд ли привлекут внимание читателя. Впрочем, можно зацепить их каким-то необычным эпизодом. Даже со скучными людьми случаются нескучные истории!
  7. Наконец, всегда следует осознавать: введение экспозиции в сюжет явно обязывает автора к её мастерскому исполнению. Не надо использовать экспозицию, ради экспозиции. Попробуйте с помощью своего таланта очаровать читателя с первых строк или подарить ему наивысшее читательское наслаждение в конце своей книги, когда основные страсти подойдут к завершению. Успехов! И прочтите ещё вот эту статью о развитии сюжета.

 

Кстати, уже в  следующей статье поговорим о кульминации. До встречи!

 

Экспозиция (в литературе) — это… Что такое Экспозиция (в литературе)?


Экспозиция (в литературе)

Экспози́ция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Экспозиционной
  • Экспозиция (в фотографии)

Смотреть что такое «Экспозиция (в литературе)» в других словарях:

  • Экспозиция (в литературе) — Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя …   Большая советская энциклопедия

  • ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе) — ЭКСПОЗИЦИЯ, в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия (ср. с прологом (см. ПРОЛОГ)). Располагается в начале, реже в середине или конце… …   Энциклопедический словарь

  • экспозиция — и, ж. 1) Размещение экспонатов по определенной системе (хронологической, типологической и пр.). Музейная экспозиция. 2) спец. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем,… …   Популярный словарь русского языка

  • Экспозиция — I Экспозиция (от лат. expositio выставление напоказ, изложение)         в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Учреждения культуры —         Клубные учреждения и парки культуры и отдыха          Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… …   Большая советская энциклопедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • Богданович, Максим Адамович — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь …   Википедия

  • Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина — Координаты: 51°39′30.76″ с. ш. 39°12′12.14″ в. д. / 51.658544° с.& …   Википедия

  • Музей истории евреев в России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Сюжет — 1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое …   Литературная энциклопедия

Что такое экспозиция в литературе? Определение и примеры.

Читая литературное произведение, мы часто не обращаем внимание на то, что оно складывается из множества элементов, которые в совокупности составляют сюжет.

Каждая часть книги образует интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и дочитывать написанное до конца. Первым вступительным элементом практически в любом произведении является экспозиция. Она хоть и не влияет на развертывание событий, но позволяет нам понять характеры персонажей и жизненные обстоятельства, в которых они находятся.

Что означает слово «экспозиция»?

Термин «экспозиция» происходит от латинского слова expositio, что в переводе значит «изложение, выставление напоказ». Под этим понятием скрывается расстановка героев, демонстрация причин и обстоятельств, которые предшествуют началу событий.

То есть автор «выставляет напоказ» исходные сведения о персонажах и позволяет понять ситуацию, в которой формировались их характеры.

Что такое экспозиция?

Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Ее может и не быть в сюжете, но если она все-таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств персонажей и общественной среды, в которой они пребывают.

С ее помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое другое.

Такое вступление может располагаться в самом начале произведения или следовать за развязкой, а его размер варьируется от нескольких строк или одной главы до четверти книги. Чем больше повествование, тем больше внимания в нем уделяется всевозможным мелочам и тонкостям характеров персонажей.

Часто в экспозиции раскрывается определенная предыстория, благодаря которой можно в полных красках осознать всю дальнейшую суть событий.

Какие бывают виды экспозиции?

Выбор расположения экспозиции во многом зависит от авторского замысла произведения. По сути, выделяют три вида вступления, которые размещаются в разных местах книги.

Прямая экспозиция (наиболее распространенная) встречается в начале событий, то есть писатель дает читателю необходимую информацию о героях, а затем переходит к изложению остального сюжета. Благодаря подобному построению произведения удается сохранить хронологическую последовательность событий.

Задержанная экспозиция может располагаться в центре произведения, что позволяет автору подогреть любопытство читателя и поиграть с его воображением. Сначала в книге описывается какая-нибудь история, а только после этого мы получаем возможность познакомиться с героями и их жизненными обстоятельствами. Обратную экспозицию размещают в конце книги.

Чаще всего подобным приемом пользуются в детективных романах, где важную роль играет необходимость сохранения интриги до последних страниц. Помимо основных видов экспозиции, в некоторых романах встречается так называемая межистория, когда отдельные описания встречаются на протяжении всего сюжета.

Примеры экспозиции в литературе

Найти экспозицию в различных произведениях достаточно просто, ведь к ней относятся любые описания персонажей и обстоятельств. К примеру, в «Мертвых душах» Гоголя она находится после завязки и в конце произведения. Сначала автор описывает бытовую и историческую обстановку своего повествования, а в окончании раскрывает характер основного действующего лица – Чичикова.

В романе «Как закалялась сталь» используется прямая экспозиция, то есть в самом начале произведения Николай Островский описывает сцены из детства Павки Корчагина, его школьные проблемы, работу в кубовой, а только после этого приступает к завязке.

Если рассматривать примеры по объему экспозиции, то достаточно большое вступление можно найти в пьесе «Гроза» Александра Островского. Погружение в мир «темного царства» здесь ведется на протяжении всего 1-го акта и частично затрагивает 2-ой акт.

Среди произведений, имеющих короткую экспозицию, можно выделить рассказ «Союз рыжих» Конан Дойля, где вступлению посвящено всего несколько первых строк, или сказку «Репка», в которой завязке предшествуют только три слова: «Посадил дед репку».

ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе) — это… Что такое ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе)?


ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе)
ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе) ЭКСПОЗИ́ЦИЯ, в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия (ср. с прологом (см. ПРОЛОГ)). Располагается в начале, реже в середине или конце произведения.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ЭКСПЛОРЕР
  • ЭКСПОЗИЦИЯ (в музыке)

Смотреть что такое «ЭКСПОЗИЦИЯ (в литературе)» в других словарях:

  • Экспозиция (в литературе) — Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя …   Большая советская энциклопедия

  • Экспозиция (в литературе) — Экспозиция (лат. expositio выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая …   Википедия

  • экспозиция — и, ж. 1) Размещение экспонатов по определенной системе (хронологической, типологической и пр.). Музейная экспозиция. 2) спец. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем,… …   Популярный словарь русского языка

  • Экспозиция — I Экспозиция (от лат. expositio выставление напоказ, изложение)         в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Учреждения культуры —         Клубные учреждения и парки культуры и отдыха          Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… …   Большая советская энциклопедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • Богданович, Максим Адамович — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь …   Википедия

  • Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина — Координаты: 51°39′30.76″ с. ш. 39°12′12.14″ в. д. / 51.658544° с.& …   Википедия

  • Музей истории евреев в России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Сюжет — 1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое …   Литературная энциклопедия

Экспозиция в литературе — это… Определение и примеры — Теория литературы

Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.

Вхождение в незнакомый художественный мир, созданный посредством словесных образов, по сравнению с миром реальным, видимым воочию, психологически затруднено. Этот мир не охватишь единым взором. Его приходится вбирать в себя постепенно, последовательно декодировать, штрих за штрихом, кадр за кадром. Читатель должен проделать определенную умственную работу, напрячь все свое воображение, чтобы получить более или менее адекватный образ того, что предлагает ему автор.

Организуя экспозиционную часть произведения, писатель вынужден считаться с тем, что всегда найдется читатель, у которого просто не хватит терпения преодолеть этот психологический барьер, и книга вернется на полку непрочитанной. Поэтому экспозиции в литературе надлежит быть предельно лаконичной, яркой, выразительной и в то же время информационно емкой. Вместе с тем, решаясь на тот или иной вариант, писатель сообразуется с целым веером дополнительных обстоятельств: или отдает дань привычным стереотипам, соответствующим его темпераменту, идиостилю, или круто меняет стратегию, столкнувшись с мало знакомым ему жизненным материалом, или подчиняется законам некой экстраординарной жанровой формы, например, детектива, или, наконец, стремится сохранить верность художественным канонам определенного метода.

Легкий, стремительный Пушкин с его летящей, насыщенной глаголами движения фразой, спартанским лаконизмом и аскетической скупостью в описаниях отличался ярко выраженной склонностью к энергичным, кратким экспозициям. «Воздушная громада» «Онегина», спрессованная в «магический кристалл» романа в стихах, довольствуется в качестве экспозиционной части воспроизведением «внутреннего монолога» едущего к богатому дяде племянника, заранее досадующего на предстоящую «скуку / С больным сидеть и день и ночь». Ему ничего не остается, как принять наследство и обживать свалившееся на него имение. Некоторое время новоявленный помещик избегает соседей; наконец, знакомится сначала с Ленским, а затем с Лариными. Не успели мы как следует осмотреться — завязывается конфликт…

Совершенно иной тип экспозиции предпочитает в своих пьесах А.Н. Островский. Главное для него — характеры: типические характеры в типических обстоятельствах. И то, и другое у писателя-реалиста должно быть доскональнейшим образом детерминировано, а значит воссоздано с предельной степенью достоверности, подробно, в деталях. Поэтому первый акт целиком, а то и начало второго драматург отводит под экспозицию, щедро дополняя ее и после завязки, на протяжении практически всей пьесы. Такова экспозиционная часть «Грозы»: с томительной медлительностью разворачиваются перед нами картины, на первый взгляд, спящего мертвым сном «темного царства». Зритель получает возможность окинуть внимательным взором окрестности захолустного Калинова, познакомиться с жизнью его обитателей, с их нравами, характерами. Каждая сцена, каждое явление, каждое произнесенное персонажем слово увеличивают количество художественных аргументов в пользу очевидной реальности, несомненной истинности происходящего.

Примерно теми же соображениями руководствовался И.А. Гончаров, распространив едва ли не на треть романа гигантскую экспозицию «Обломова». Вопреки аксиоматическому мнению Лессинга о динамической природе литературной образности, заглавный герой произведения упорно бездействует. Если его былинный тезка Илья Муромец «просидел сиднем» тридцать лет и три года, то Илья Ильич Обломов, похоже, готов столько же времени пролежать, не вставая с постели! Наивный хитрец просит каждого посетителя не подходить к нему близко, чтобы не простудить хозяина («Вы с мороза!»). Читатель уже давно догадался: если Обломов подпустит гостя к себе, придется здороваться с ним за руку, а значит — встать с постели, умыться, одеться и… зажить совершенно несвойственной ему деятельной жизнью. Но, согласно идейному замыслу романа Илья Ильич, в отличие от Штольца, отстраняется от практической деятельности, а неустанная нравственная работа его души, которую не замечает никто, для проницательного читателя несомненна.

Чего стоят, к примеру, его удивительные « полеты во сне и наяву»! В мгновение ока преодолевая пространство и время, безнадежно инертный герой оказывается в любезной его сердцу Обломовке безгрешным, полным надежд и энергии (!) ребенком, соприкасается с идиллическим миром добрых простодушных людей, тянется к беззаветной нежности покойной матушки. Совершив это путешествие вместе с Обломовым, мы понимаем, что его гиперболизированная, сделавшая его имя нарицательным леность — на самом деле активный протест против бессердечия и бездушия окружающей его жизни. Обломов — не комический, а трагический герой. Недаром он умирает от разрыва сердца!

Напрашивается вывод: беспрецедентно пространная экспозиция произведения, мотивированная прежде всего доминирующим свойством личности центрального персонажа, естественным и незаметным образом переходит в завязку основного конфликта — неразрешимого противоречия между мечтой и делом, сердцем и рассудком, идеалом и действительностью.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1

Что такое экспозиция в литературе и как она строится?

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы – это лишь мишура, которая позволяет читателю более комфортно воспринимать суть изложенного автором. Строение рассказа основывается на экспозиции (или завязке), действии, кульминации и развязке. Все эти составляющие образуют ту самую интригу, которая и заставляет нас перелистывать страницы книг одну за другой. Поэтому сейчас мы попробуем разобраться в том, что такое экспозиция в литературе, какая часть повествования в ней содержится и чем она характеризуется.

что такое экспозиция в литературе

Книги, в которых можно встретить завязку

В отличие от многих других составляющих рассказа, завязка всех событий и описание характеров героев происходит во всех книгах, независимо от года выпуска, от стиля изложения и прочих показателей. Однако для того чтобы понять, что такое экспозиция в литературе, порой достаточно прочитать лишь первую главу рассказа, а бывает и так, что она охватывает чуть ли не четверть книги. Тут происходит знакомство с главными героями, читатель узнает, в какое время будут происходить все последующие действия, также описывается место (или места), где будут развиваться события, и многое другое. Часто в этой части произведения рассказывается некая предыстория, которая позволяет в более полных красках понять всю дальнейшую суть повествования. Нередко экспозиция в литературе также служит началом завязки конфликта или действия, которое будет основой всего рассказа в дальнейшем.

экспозиция в литературе

Какой может быть длина экспозиции?

Как правило, размеры отдельных частей повествования зависят от его общего объема. Чем больше книга, тем больше внимания в ней уделяется всяким мелочам, из которых и состоит вступление. Сейчас, чтобы конкретнее понять, что такое экспозиция в литературе, приведем маленький пример: «Ольга, после того как устроилась на должность дежурного адвоката, въехала в новый кабинет. За полдня она успела познакомиться со своими сотрудниками, после чего позвонила мужу и рассказала обо всем». Вот пример краткой завязки, которая может присутствовать даже не в рассказах, а в отдельных сценах. Эти события автор может развивать далее, и до тех пор, пока в рассказе не разовьется явный конфликт, они будут считаться экспозицией. Однако даже в этих двух предложениях мы уже видим предпосылки к дальнейшим действиям героев, и каждый читатель, в силу своей фантазии, может придумать к ним продолжение.

экспозиция в литературе это

Виды экспозиции

Сегодня завязку, которая присутствует в каждом литературном произведение, принято делить на четыре различных вида. Некоторым людям понять, что такое экспозиция в литературе, проще именно на подобных примерах. Поэтому сейчас мы подробно рассмотрим каждый из них. Первый вариант – стандартный, то есть завязка прямая. Это значит, что описание места, времени и главных героев рассказа происходит в начале книги. Вариант номер два – задержанная экспозиция. В таком случае автор выделяет первую часть романа на описание какого-то важного события, после чего он знакомит читателя с героями и прочими обстоятельствами своей книги. Завязка бывает обратной, а это означает, что все сведения о романе изложены в последних его главах. Ну и наконец, существует такой термин, как межистория. Это значит, что писатель раскрывает характеры героев и места, где происходят события, вперемешку с основной частью рассказа.

Как завязка влияет на читателя?

Как видите, экспозиция в литературе – это в первую очередь знакомство, интрига. Если она прямая, то читатель сразу может предположить, интересно ли будет ему далее изучать конкретную книгу. Во всех остальных случаях, особенно в последнем, завязка (точнее, ее временное отсутствие) создает огромную интригу (а кто такой Карл, а что это за город N и т. д.). Это один из тех приемов, которые используют писатели для того, чтобы стать популярными и собрать как можно большую публику вокруг своей персоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *