Этикет речевой картинки – Презентация к уроку по русскому языку по теме: «Речевой этикет» беседа — презентация по культуре общения

Содержание

Презентация — Речевой этикет

Слайд №2
“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

этикет

Слайд №3
Что такое «речевой этикет»?
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»

Слайд №4
     Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.          
Слайд №5
Правила речевого этикета
Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Слайд №6
Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Слайд №7
Из истории речевого этикета
Слайд №8
Рождение этикета
Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы…

Слайд №9
«Что надо сказать?» — с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить», — гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Слайд №10
Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
Слайд №11
Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:
«Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
… При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся…
… Не свирепствовать словом, не хулить в беседе…
…Не много смеяться, стыдиться старших…
…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»
 
Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)
Слайд №12
Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.
В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Слайд №13
Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой»)
Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
Слайд №14
«…Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
Слайд №15
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.

Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Слайд №16
Пословицы и поговорки об этикете
  Умный не говорит, невежда не дает говорить.
Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай.
Дед говорит про курицу, а бабка — про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово — стрела, выпустишь — не вернешь.
Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.     
Слайд №17
Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.
В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».
Слайд №18
А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
Слайд №19
Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество.
Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит.
Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.
Слайд №20
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?
Слайд №21
Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.
Слайд №22
Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.
Слайд №23
Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?
«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота… Редкая птица долетит до середины Днепра…»

Слайд №24
МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ 
Слайд №25
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Слайд №26
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Слайд №27
Знание этих правил может не привести к успешному общению.
Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.
Слайд №28
Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Чего не следует говорить

Меня не интересует ваше предложение
Я ничего об этом не знаю.
Я с вами не согласен, это совсем не так.
Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации.
Сейчас я не хочу об этом говорить.
Вы неправильно сделали этот отчет.
Что следует говорить
В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее.
К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.
А как вы смотрите на другую точку зрения?
Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.
Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.
Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

Слайд №29
Слово «нет» вызывает негативные эмоции, но существуют слова, вызывающие приятные эмоции, улыбку практически у любого человека…
Слайд №30
Тест «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
Слайд №31
«почти всегда»-2 балла«в большинстве случаев» -4 балла«иногда» -6 баллов«редко»-8 баллов«никогда»-10 баллов 55 баллов — вы слушатель «среднего уровня»62 балла — «выше среднего уровня»более 62 баллов — «вы отлично умеете слушать людей» 
Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы — настоящие профессионалы!
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Слайд №32
Давайте говорить друг другу комплименты!
Слайд №33
Комплимент — любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!
Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!
Слайд №34
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
Комплимент:

не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» — «без ложки дёгтя».
 

Слайд №35
Позвони мне, позвони…
Слайд №36
Этикет разговора по телефону.
Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.
Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь — «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.
Слайд №37
Мобильные телефоны.
Ими пользуются практически все.
Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке… Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.
Слайд №38
Речевые формулы телефонного разговора
Почему обиделась мама?

Маша: « Алло, Катя, это ты?»
Мама: « Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?»
Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?»
Мама: « Её нет дома. Что ей передать?»
Маша: « Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.»
Мама: « Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.»
 

Слайд №39
Обсуждение ошибок
Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».
После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.
Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.
Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.
Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.
 
Слайд №40
Работа над ошибками
Мама: «Алло. Слушаю вас.»
Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.»
Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»
Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?»
Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?»
Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?»
Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.»
Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»
 
Слайд №41
Правила разговора по телефону
Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Слайд №42
Правила разговора по телефону
Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!
Слайд №43
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС )НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.
Слайд №44
спасибо за внимание!

volna.org

Правила этикета для детей школьного возраста в картинках

Главная картинка

Фраза Платона: «Воспитание есть усвоение хороших привычек», не теряет актуальности и по сей день. Воспитанный малыш ведет себя уверенно в любой ситуации, с ним приятно играть и общаться. Ребенок, обладающий хорошими манерами, став взрослым, сохранит навыки общения, которые помогут и в семейной жизни, и в рабочем коллективе. Поэтому правила этикета для детей желательно знать родителям, имеющим цель вырастить успешного человека.

Виды этикета

Этикет – проявление культуры общения, неписаные правила поведения в социуме, зависящие от формы деятельности и ситуации. Понятно, что свод предписаний, касающийся хороших манер для детей, содержит меньше пунктов, чем взрослый кодекс приличий. И все-таки с младых ногтей замечательно будет ознакомить ребенка со следующими видами этикета:

  • Выходной, предписывающий правила хорошего тона в общественных местах для проведения досуга – парках, музеях, кинотеатрах.
  • Гостевой, раскрывающий принципы гостеприимства и поведения в гостях.
  • Пассажирский – правила этикета в общественном транспорте.
  • Речевой, обеспечивающий вербальное общение на должном уровне.
  • Телефонный этикет, предписывающий, как грамотно вести беседу по телефону, общаться посредством сообщений и электронных писем.
  • Семейный этикет содержит свод правил поведения между членами семьи.
  • Столовый, касающийся хороших манер во время приема пищи.
  • Учебный, предписывающий, как следует вести себя в различных обучающих учреждениях.

Все перечисленные виды относят к такому виду этикета, как общегражданский. Родители, принадлежащие к определенной конфессии, обучают малышей дополнительно правилам поведения в храмах. Подросшему ребенку можно рассказать, что взрослые соблюдают еще правила военного, брачного, государственного, делового и дипломатического этикета.

Это интересно! Свои правила поведения есть даже у животных. У обезьянок, относящихся к семейству игрунок обыкновенных, сложился своеобразный речевой этикет. Находясь в стае, они не перебивают друг друга криками, а дают высказаться оппоненту.

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

ромашка

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино. В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Это интересно! Впервые свод правил поведения для мальчиков изложил голландский мыслитель, ученый и философ Эразм Роттердамский в своем трактате «О приличии детских нравов». В рукописи подробно описывались правила поведения за игрой и в обществе, нормы гигиены и многое другое.

Правила приветствия

приветствие

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

  • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
  • На приветствие нужно обязательно ответить.
  • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
  • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
  • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
  • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

Важно! Часто при встрече знакомые пытаются дружески обнять или поцеловать. Такие приемы допустимы только среди родственников или близких людей. Недопустимо обнимать чужого ребенка.

Телефонный разговор

по телефону

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее. Нужно непременно исполнить обещанное позже.
  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Правила поведения в школе

в школе

Помимо общих требований к учащимся: не опаздывать, не покидать учреждение во время уроков, соблюдать рекомендации руководства – ребенок должен:

  • Доброжелательно и уважительно относиться к другим ученикам и педагогам.
  • Приветствовать учителя стоя.
  • Не разговаривать, не принимать пищу и не заниматься посторонними вещами во время урока.
  • Если нужно ответить или выйти, следует обратить внимание учителя, подняв руку.
  • Отключать мобильный телефон на время урока.
  • Спокойно вести себя на перемене.

Этикет за столом

Чем раньше карапуз сядет за общий стол, тем лучше. Мама может помочь малышу усвоить хорошие манеры с пеленок. Для этого на начальном этапе следует красиво и правильно сервировать стол, привлекая малыша на помощь, помогать ему грамотно действовать во время приема пищи, соблюдать правила гигиены. Ребенку нужно усвоить, что хорошие манеры за столом – это не только красиво, но и безопасно: торопливо кушая, можно подавиться.

за столом

Двух-, трехлетнему малышу необходимо знать следующие правила:

  • Перед едой обязательно вымыть руки, пожелать присутствующим приятного аппетита.
  • За столом сидеть прямо, не класть локти на его поверхность, не раскачиваться на стуле, не разговаривать с едой во рту, не чавкать и не баловаться.
  • Плеваться пищей недопустимо даже малышам.
  • Пользоваться столовыми приборами, правильно держать их в руках. С ножом едят мясо; мягкую пищу: рыбу, биточки, заливное – отламывают вилкой. Руками прикасаться к гарниру – дурной тон.
  • Грязные руки очищают только салфеткой или ополаскивают. Губы тоже промакивают салфеткой.
  • Некрасиво тянуться за блюдом через стол, лучше попросить передать его.
  • Обязательно нужно поблагодарить того, кто готовил еду.

Важно! Научиться правилам поведения за столом лучше до детского сада.

Этикет в гостях

в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

  • Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.
  • Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
  • Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
  • Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

В театре

в театре

Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:

  • Выбрать наряд, соответствующий событию.
  • Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
  • Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
  • Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
  • Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
  • Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
  • Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
  • Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.

Важно! Родителям желательно подбирать мероприятие, интересное маленькому ребенку. Иначе он закапризничает и испортит праздник не только родителям, но и окружающим. Уйти следует при первых проявлениях недовольства у крохи.

В общественных местах

в общественных местах

На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности. Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

  • Знанию основных правил дорожного движения.
  • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
  • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
  • Уступать место тем, кто более уязвим.
  • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

Из общих правил поведения в людных местах:

  • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
  • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
  • Бесцеремонно прерывать разговор.
  • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

Внимание! Усаживаясь с ребенком на коленях на сиденье в общественном транспорте, позаботьтесь о чистоте одежды окружающих, особенно если на улице дождь. Наденьте на обувь малыша пакеты или придерживайте ножки рукой, чтобы не запачкать стоящих рядом.

Этикет поведения на улице

на улице

Отправляясь на прогулку, расскажите ребенку, какие нормы поведения следует соблюдать:

  • Обертки от конфет и мороженого нельзя бросать на землю. Мусор должен находиться в урне, а не на детской площадке.
  • Траву и цветы, растущие на газонах, топтать нельзя, так как это сводит на нет труд людей, занимающихся благоустройством города.
  • Передвигаясь по тротуару в людных местах, нужно придерживаться правой стороны, нельзя задевать прохожих и вести себя вызывающе. Если есть потребность остановиться для разговора или отдыха, следует отойти в сторону, нельзя препятствовать движению людского потока.
  • Если мама или папа отлучились, но попросили подождать, ни в коем случае нельзя уходить.
  • С окружающими нужно вести себя вежливо, но с незнакомыми людьми общаться в отсутствие родителей опасно.

Важно! Проведите с ребенком инструктаж для безопасности. Попросите коллегу или друга сыграть роль незнакомца, пусть он попытается увести малыша, когда вас не будет рядом. После расскажите ребенку, правильно ли он вел себя и как следует поступать в таких случаях.

Как вести себя на природе

на природе

Для гармоничного развития ребенка поездки на природу необходимы. Но даже в самых безлюдных местах: в лесу, на побережье, в степи – есть свои правила поведения:

  • Нельзя отправляться в лес без сопровождения взрослых.
  • Лучше вернуться из похода до наступления темноты.
  • Собирать незнакомые травы, грибы или ягоды нельзя. Запрещается также пить из лесных источников и рек.
  • Ломать ветки, топтать траву, разрушать муравейники, ловить для забавы птиц, животных и насекомых – варварство.
  • Перед походом нужно подготовиться: зарядить мобильный телефон, взять запас воды и пищи, надеть удобную одежду и обувь, нанести репеллент от укусов насекомых.
  • Необходимо беречь все живое: мусор вредит экосистеме, пожары уничтожают все на своем пути. Поэтому нельзя оставлять после себя отходы пищи и пластика, бутылки, разводить костры. Категорически нельзя бросать жевательную резинку на землю: птицы, схватив ее, могут погибнуть.

Правила дружбы

правила дружбы

Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:

  • Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
  • В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
  • Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
  • Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
  • Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
  • Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
  • Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.

Как дарить подарки

дарим подарки

Выбирать и дарить подарки – целое искусство. На этот случай тоже есть памятка:

  • Покупать сюрприз нужно с учетом предпочтений именинника.
  • При изготовлении подарка собственными руками следует выполнять поделку аккуратно, используя лучшие материалы.
  • Дарить деньги малышу – не самый лучший вариант. Стоит поискать что-то, что наверняка обрадует его.
  • Дарить животных, птиц и рыбок можно только, заручившись согласием родителей именинника.
  • Перед вручением нужно снять ценник с покупки и красиво упаковать ее.

Книги по этикету

Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».

Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.

Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.

В список полезных изданий входят:

  1. Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
  2. В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
  3. Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».

Это интересно! Для мам, желающих восполнить пробелы в знании хороших манер и стать настоящей леди, существует масса возможностей: вебинары, электронные книги и пособия. Высший пилотаж – посещение Австрийской высшей школы этикета, где преподавание хороших манер ведется на международном уровне.

Стихи об этикете

Правила этикета и хороших манер, изложенные в стихах, которые каждый малыш дошкольного возраста очень любит слушать, – такой же доступный образовательный процесс, как и игровая форма. Если ребенок ведет себя неподобающе, маме достаточно вспомнить понравившиеся строчки, и малыш поймет, как следует поступить.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/pravila_etiketa_dlya_detej_v_kartinkax_i_stixax.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Презентация на тему «Речевой этикет»

Презентация на тему: Речевой этикет

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Речевой этикет Описание слайда:

Речевой этикет

№ слайда 2 “Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, кас Описание слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

№ слайда 3 Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения, Описание слайда:

Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

№ слайда 4 Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежли Описание слайда:

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.  Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют

№ слайда 5 Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, Описание слайда:

Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

№ слайда 6 Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелани Описание слайда:

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

№ слайда 7      Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождения Описание слайда:

     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

№ слайда 8 Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем постр Описание слайда:

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

№ слайда 9 Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит с Описание слайда:

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

№ слайда 10 Составляющие акта общения Описание слайда:

Составляющие акта общения

№ слайда 11 Формулы представления Описание слайда:

Формулы представления

№ слайда 12 При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость предста Описание слайда:

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

№ слайда 13 Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По в Описание слайда:

Представление — Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

№ слайда 14 формулы приветствия Описание слайда:

формулы приветствия

№ слайда 15 Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит.- Проходящий мимо з Описание слайда:

Здороваемся — В помещении здоровается первым тот, кто входит.- Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.- Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

№ слайда 16 - Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здоровае Описание слайда:

— Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

№ слайда 17 Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юби Описание слайда:

Приглашение — Позвольте (разрешите) пригласить вас… — Приходите на праздник (юбилей, встречу). — Будем рады видеть вас. Поздравление: — Разрешите поздравить вас с… — Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… — Горячо поздравляю…

№ слайда 18 Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… Описание слайда:

Просьба — Сделайте одолжение… — Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… — Будьте любезны… — Не могу ли попросить вас… — Очень вас прошу… Советы и предложения — Разрешите порекомендовать вам… — Позвольте обратить ваше внимание на… — Я бы предложил вам…

№ слайда 19 Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить Описание слайда:

Формулировка отказа — (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). — В настоящее время это (сделать) невозможно. — Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. — Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. — Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

№ слайда 20 Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания. Описание слайда:

Формулы прощания — До завтра. — До вечера. — До свидания.

№ слайда 21 Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет Описание слайда:

Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день*Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо*Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

№ слайда 22 Формулы обращения Если в начале века универсальными способами обращения были гра Описание слайда:

Формулы обращения Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

№ слайда 23 Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этик Описание слайда:

Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

№ слайда 24 Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает Описание слайда:

Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний. По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

№ слайда 25 “Ты” и “Вы” Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила.А.С.Пушкин. Описание слайда:

“Ты” и “Вы” Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила.А.С.Пушкин.

№ слайда 26 ВЫ – общение В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной Описание слайда:

ВЫ – общение В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

№ слайда 27 Ты - общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди н Описание слайда:

Ты — общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

№ слайда 28 ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:К незнакомому, малозна Описание слайда:

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:К незнакомому, малознакомому адресатуВ официальной обстановке общенияПри подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресатуК равному и старшему (по возрасту, положению) адресату ТЫОбращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общенияПри дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресатуК равному и младшему (по возрасту, положению) адресату

№ слайда 29 Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия Описание слайда:

Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

№ слайда 30 Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседни Описание слайда:

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

ppt4web.ru

Особенности речевого этикета в разных странах: национальная и культурная специфика

Этикет ― правила поведения в обществе. А речевой этикет ― это как вести себя при встрече с незнакомым человеком. На улице ли, в парке или дома, стоит общаться вежливо. Несмотря на возможные различия между людьми, знакомство с собеседником, приветствие или просьба должны нести за собой уважение и учтивость. Будь то прекрасная мисс, высокий сеньор или забавная фрау ― никто не хочет поссориться на первой встрече. Не допустить грубостей, хамства и смущения, но приятно поговорить, гладко извиниться или поздравить с днем рождения ― цели речевой культуры, что подтверждают ее необходимость.

Углубимся в детали, определим роли речевого этикета:

  1. Вежливо общаться с собеседником.
  2. Устанавливать контакт и понимание.
  3. Привлекать внимание.
  4. Призывать к действию.
  5. Избегать грубого поведения и неприятных тем для разговоров.

Но речевой этикет имеет национальную специфику, и в разных странах мира он уникален. Даже представив, как обратиться к человеку, в голову приходят иностранные мистеры, сэры, мадам и сеньориты, ну и как без дядей и тетей. На востоке, западе, юге и севере общение отличается. Речевые культуры появились в согласии с нормами и традициями каждой нации, отчего они неповторимы.

Рассмотрим национальные отличия речевых этикетов в разных странах.

Особенности речевого этикета в разных странах

Речевой этикет в Корее

Конфуций был великим китайским мудрецом и мыслителем. Его учение, ― конфуцианство, ― повлияло на Китай, Восточную Азию и даже на этикет Кореи.

Во главе южнокорейского угла стоит иерархия. Перед тем как завести разговор, обращают внимание на возраст собеседника, обстановку вокруг. Поняв, кто перед вами, надо придерживаться одному из трех главных стилей общения: развязного, деловитого или уважительного.

Особенности речевого этикета корейцев:

  • Стиль общения выбирают в зависимости от того, где и с кем говорят.
  • Отказывают не категорично, но вежливо и уклончиво.
  • Предпочитают не обращаться на «ты» или «вы» к собеседнику.
  • Кланяться после приветствия.
  • Разговоры обходятся без касаний и физического контакта.

Не стоит указывать на корейца пальцем или звать его к себе. Такие выходки воспринимают как грубость и оскорбление!

Речевой этикет в Германии

В Германии все четко, понятно и очень вежливо. Начиная с немецкого языка и заканчивая этикетом, встречаются формальности, уважительные обращения и колоритные «герры».

  • Разговоры сопровождаются словами «герр» и «фрау». Первое ― для мужчин, второе ― для женщин. Сразу за обращениями следует немецкая фамилия, а означают они то же, что мистер и миссис.
  • Для ясности собеседника, немцы без сомнения называют свою фамилию в телефонном разговоре.
  • Разговоры зачастую проходят вежливо и формально.

Речевой этикет Франции

Французы не отличаются от остальных народов учтивостью и вежливостью, но их национальная особенность ― эмоциональность и своеобразное внимание к говорящим. И, конечно, «мсье».

  • Слушая собеседника, французы позволяют себе его перебивать, чем доказывают свой интерес к чужим словам.
  • Вежливое обращение к мужчине ― «мсье», к женщине ― «мадам».
  • В современном французском языке слово «мадмуазель» постепенно вытесняют из обихода, поэтому незамужняя девушка тоже зовется «мадам».

Осторожно: французы не используют зарубежные выражения, да и вам не рекомендуют. Они больше за чистоту родного языка.

Арабские эмираты.

Арабы общаются дружелюбно, свободно и открыто. Это заметно по добрым жестам, терпению и вниманию к почтенным друзьям.

  • Обращаясь к незнакомцам, используют «господин» и «госпожа».
  • «Почтенными» называют тех, кого уважают, а «друзьями» ― с кем хорошо общаются.
  • Женские приветствия сопровождаются наклонами головы.
  • Нормально относятся к разговорам о деньгах.
  • Терпеливо и благосклонно относятся к темам здоровья, семьи и друзей.

Австралия

Австралийцы ― люди простые. Их речевому этикету свойственна уверенность, быстрая скорость говорения и естественный стиль общения.

  • Слова часто изменяют: проглатывают, недоговаривают, сливают.
  • Крепкие рукопожатия говорят об уверенности и силе.
  • Общаются просто и незамысловато. Деловой стиль общения выдает высокое положение человека, что считают неприличным.

Речевой этикет в Америке.

Если важной чертой английского речевого этикета является почтительность и приличие, то в американском этикете главенствуют прямолинейность, простота и… успешность.

  • В США принято улыбаться ― это говорит об успешной жизни.
  • А вот жалобы и нытье говорят о противоположном, поэтому про горькую судьбу американцы предпочитают умалчивать.
  • Общение в Америке быстро переходит в дружеские отношения, поэтому к людям часто обращаются по имени.
  • Американцы прямолинейны и воспринимают многие слова буквально.

Речевой этикет в Болгарии.

В Болгарии почитают семейные ценности, традиционные рукопожатия и вежливые приветствия. Болгары знают английский язык, а многие говорят и по-русски, из-за чего у них хорошее отношение к иностранцам.

  • К болгарину обращаются словом «господин», а к болгарке ― «госпожа».
  • Уважение к старшим членам семьи ― одно из главных правил болгарской культуры речи.
  • Болгары приветствуют друг друга рукопожатием, причем это применимо и к женщинам, и к мужчинам.
  • Общаются в Болгарии просто и неформально.

Речевой этикет каждой страны по-своему уникален и необычен. Но вежливость, добродушие и уважение объединяют все народы и нации, как важные факторы хорошей, а главное этичной, страны.

etikket.ru

Презентация к уроку на тему: Правила речевого этикета. Презентация.

Слайд 1

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Выполнила: у читель начальных классов Щербакова Л.В. МБОУ «ЦО № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» г.Тула

Слайд 2

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. (исследователь речевого этикета Н.И. Формановская )

Слайд 3

Речевой этикет – это важнейшая составляющая эффективной коммуникации . Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, доверия и уважения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не испытывать затруднений в общении .

Слайд 4

«Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? Эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме. Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это требование общества к человеку

Слайд 5

Золотые правила речевого этикета Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения .

Слайд 6

Золотые правила речевого этикета Выберите слова и выражения, наиболее подходящие для той или иной ситуации. Умейте различать ситуации, в которых уместно рассказывать собеседнику о своих чувствах.

Слайд 7

Золотые правила речевого этикета Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке.

Слайд 8

Золотые правила речевого этикета Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно. Избегайте многословия и слов-паразитов .

Слайд 9

Золотые правила речевого этикета Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов.

Слайд 10

Золотые правила речевого этикета Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему беседовать.

Слайд 11

Золотые правила речевого этикета Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

Слайд 12

http://investments.academic.ru/pictures/investments/img1977366_vyinuzhdennaya_bezrabotitsa.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=66cfeab3d424d97563489d5827602ca7&n=33&h=190&w=480 http://youcanbebetter.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ne-mogu-sebya-kontrolirovat.jpg http://ethicscenter.ru/wp-content/uploads/2014/04/Podrostkovyie-treningi-obshheniya.jpg https://www.understood.org/~/media/b7d20d8be15b4480abae104a0e6e1af8.jpg http://i.huffpost.com/gen/1973045/images/o-APATHETIC-TEENAGER-facebook.jpg https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5269cc86767d178b13baf20a1458663a&n=33&h=190&w=284 http://media.professionali.ru/processor/topics/original/2012/09/26/sopernichestvo-brother-and-sister.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a3ede4652b67c2d1941e584e0ef01b92&n=33&h=190&w=317 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f8e322ebd837caeb8e17f2b6e6565d67&n=33&h=190&w=285

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку по теме: «Речевой этикет» беседа — презентация по культуре общения

Слайд 2

“ Этикет (от франц .etiquette – ярлык , этикетка)-совокупность правил поведения , касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими , формы общения , манеры и одежда) ”

Слайд 3

Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Слайд 4

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют тактичность предупредительность терпимость доброжелательность выдержанность Слово — стрела, выпустишь — не вернешь

Слайд 5

Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Слайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Слайд 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Слайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Слайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Слайд 10

Составляющие акта общения начальные формулы общения основная часть формулы, используемые в конце общения Формулы представления, официального и неофициального приветствия Формулы прощания Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Слайд 11

Формулы представления — Разрешите с вами познакомиться. — Давайте познакомимся. — Будем знакомы. — Я хотел бы с вами познакомиться.

Слайд 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: — Моя фамилия Сергеев. — Позвольте (разрешите) представиться. — Меня зовут Валерий Павлович.

Слайд 13

Представление — Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. — По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. — Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. — Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. — Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Слайд 14

формулы приветствия — Здравствуйте! — Добрый день! — Привет! — Здравствуй!

Слайд 15

Здороваемся — В помещении здоровается первым тот, кто входит. — Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. — Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

Слайд 16

— Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. — Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. — Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Слайд 17

Приглашение — Позвольте (разрешите) пригласить вас… — Приходите на праздник (юбилей, встречу). — Будем рады видеть вас. Поздравление: — Разрешите поздравить вас с… — Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… — Горячо поздравляю…

Слайд 18

Просьба — Сделайте одолжение… — Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… — Будьте любезны… — Не могу ли попросить вас… — Очень вас прошу… Советы и предложения — Разрешите порекомендовать вам… — Позвольте обратить ваше внимание на… — Я бы предложил вам…

Слайд 19

Формулировка отказа — (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). — В настоящее время это (сделать) невозможно. — Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. — Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. — Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Слайд 20

Формулы прощания — До завтра. — До вечера. — До свидания.

Слайд 21

Поэтическая игра * Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо * Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день * Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо * Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста * И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания * Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Слайд 22

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка , то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Формулы обращения

Слайд 23

Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице ( он, она, они ), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

Слайд 24

Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний. По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

Слайд 25

“ Ты ” и “ Вы ” Пустое ” Вы ” сердечным ” Ты ” она , обмолвясь , заменила . А . С . Пушкин .

Слайд 26

ВЫ – общение В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

Слайд 27

Ты — общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

Слайд 28

ВЫ Обращение на “ Вы ” свидетельствует о большей вежливости : К незнакомому , малознакомому адресату В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресату К равному и старшему (по возрасту , положению) адресату ТЫ Обращение на “ Ты ” свидетельствует о меньшей вежливости : К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общения При дружеском , фамильярном , интимном отношении к адресату К равному и младшему (по возрасту , положению) адресату

Слайд 29

Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

Слайд 30

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *