Этимология слова изложение 9 класс – Крот — великий зверь на малые дела. Сквозь цветы, что стоят на окне, пробивается солнце лучами. (И. Суриков.)

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: «Устное обучающее сжатое изложение» конспект урока в 9 классе

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление новой темы.  

5. Итог урока.

— Сегодня мы с вами на этом уроке будем готовиться к написанию изложения. Мы выполним похожие задания, будем отрабатывать навыки работы с текстом, определять его тему, идею, составлять план, отвечать на поставленные вопросы.

— Будьте внимательны, активно работайте на уроке, и в зависимости от того, как вы будете работать на этом уроке будет зависеть качество написания изложения на следующем.

— Откройте свои учебники на стр. 59, упражнение № 94.

— Кто прочитает тексты?

— Какой темой объединены эти два текста?

— Открываем свои тетради, записываем число, классная работа.

— Сейчас мы запишем сложноподчиненные предложения из текста, выпишем непонятные (незнакомые слова).

I.

1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой.

Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова. Во втором – совокупность приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а в третьем – результат этого раскрытия.

2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой, скалка – скалкой, галка – галкой и т. п.  интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.

(По Ю. Откупщикову)

-Какие слова  вам не понятны?

— В каждом тексте о чем-то говорится. Это тема текста. Тема может быть отражена в названии текста.

— Подумайте, как можно озаглавить тексты.

На доске появляются записи:

Тема текста

Название текста

— Что самое главное в тексте?

— В чем смысл данного текста?

 

— Понять текст – значит понять его основную мысль.

— Основная мысль выражена во всем тексте, но иногда ее может подсказать одно из предложений текста. Чаще всего оно находится в начале или в конце текста.

— Давайте найдем предложения, в которых выражена основная мысль.

— Опорные слова помогают передать в тексте самое основное. По опорным словам можно вспомнить (восстановить в памяти) содержание текста. Опорные слова еще называют ключевыми.

На доске запись – Опорные (ключевые слова)

— Выделим опорные (ключевые) слова. (7-8 слов)

— В пересказе не должно изменяться содержание исходного текста. Чтобы верно пересказать текст, надо его понять. 

— Теперь попробуем составить план по данному тексту.

— План кратно передает основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом.

— План можно записать в виде различных предложений: больших, развернутых и небольших.

План.

1. Происхождение слова «этимология».

2. Значение слова «этимология».

3. Происхождение слов.

— Текст можно пересказать не только подробно, но и кратко.

В кратком пересказе передается самое главное из исходного текста.

— Для того, чтобы кратко пересказать надо:

  1. исключить из текста подробности, повторы;
  2. объединить, если возможно, сходные действия, предметы, признаки, назвать их одним словом.

— Сейчас вы запишите пересказ текста, который мы разобрали.  

— Закрыли учебники, работу вы будете выполнять в  рабочих тетрадях, можете пользоваться планом, опорными словами и выписанными непонятными словами.

Во время работы учитель ведет индивидуальную работу на местах, проверяет выполнение работы.

Затем учитель может попросить нескольких учеников прочитать, что у них получилось.

-Хорошо, теперь начнем работу со вторыми текстами.

— Кто прочитает тексты?

II.

1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас где угодно. Существительное самбо выглядит как заправское иноязычное слово. Не сомневаюсь, что многие из вас считают это название одного из видов спортивной борьбы таким же заимствованным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо – самое что ни есть наше слово, которое родилось в русском языке в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращенных слов. Оно возникло на базе словосочетания самозащита без оружия, путем сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух остальных (б, о).

Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто далеким по структуре и значению существительным, каким является слово универсам. Как и самбо, универсам – сложносокращенное слово и содержит в своем составе то же корень сам. 

2. Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе. Несомненно, этот оборот был исходным. Думается, что проявление существительного грех на месте существительного горе не случайно. Ведь одно в говорах имеет не только религиозное значение, но также и значение «несчастье, беда, горе».

(Н. Шанский)

— Какой темой объединены эти два текста?

-Какие слова  вам не понятны?

— Подумайте, как можно озаглавить тексты.

-Что самое главное в тексте?

— В чем смысл данного текста?

— Давайте найдем предложения, в которых выражена основная мысль.

— Выделим опорные (ключевые) слова. (7-8 слов)

— Теперь попробуем составить план по данному тексту.

План.

1. Этимологические неожиданности.

2. Известное родство.

3. Оборот «И смех и грех».

— Кто попробует пересказать текст устно?

— С каким способом пересказа текста мы сегодня познакомились?

— В чем его особенность?

— О чем мы не должны забывать при пересказе данным способом?

— Что помогает нам передать смысл текста?

Учащиеся приветствуют учителя стоя возле парт.

Учащиеся настраиваются на предстоящую работу.

Один отвечающий читает вслух, остальные слушают и следят по учебнику.

— Этимологией

Учитель вызывает одного отвечающего к доске.

Все остальные работают у себя в тетрадях.

Если учащимся не понятны какие-то слова, то они выписывают их.

Учащиеся поднимают руки, отвечают.

Этимология слов (происхождение слов).

Почему слово так называется?

— Этимология, раздел языкознания, происхождение, ученые.

Один учащийся читает тексты, остальные слушают и следят по учебнику.

— Этимологией

Если учащимся не понятны какие-то слова, то они выписывают их.

— Этимологические неожиданности.

— Сложносокращенные слова, заправское, иноязычное, устойчивые сочетания, значение, родство.

Учащиеся поднимают руки, пробует пересказать данные текст, используя план и опорные слова.

— Со сжатым способом пересказа текста.

— В пересказе не должно изменяться содержание исходного  текста.

— Опорные (ключевые) слова.

nsportal.ru

сжать текст! изложение! нужно пожалуйстаI.1. Обычно слово «этимология» (греч.



ЗАДАНИЕ:

сжать текст! изложение! нужно пожалуйста
I.
1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой.
Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова. Во втором – совокупность приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а в третьем – результат этого раскрытия.
2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой, скалка – скалкой, галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.
(По Ю. Откупщикову)
II.
1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас где угодно. Существительное

самбо выглядит как заправское иноязычное слово. Не сомневаюсь, что многие из вас считают это название одного из видов спортивной борьбы таким же заимствованным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо – самое что ни есть наше слово, которое родилось в русском языке в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращенных слов. Оно возникло на базе словосочетаниясамозащита без оружия, путем сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух остальных (б, о).
Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто далеким по структуре и значению существительным, каким является словоуниверсам. Как и самбо, универсам – сложносокращенное слово и содержит в своем составе то же кореньсам.
2. Общественный и частотный фразеологизмы
И смех и грех
употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе. Несомненно, этот оборот был исходным. Думается, что проявление существительного грех на месте существительного горе не случайно. Ведь одно в говорах имеет не только религиозное значение, но также и значение «несчастье, беда, горе».
(Н. Шанский)

Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой.
Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова.

почему соха называется сохой, скалка – скалкой, галка – галкой и т. п.  интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.
2, Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе.


ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ:

uhschool.ru

Выпишите сложноподчинённые предложения.ГДЗ.Русский язык.9 классЛ.А Тростенцова.§20.Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении Задание94

Делали это упражнение ?
94. Выпишите сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы
заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.
1.     1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от étymon —
истина, lógos — слово, учение) употребляется в трёх значениях кото-
рые нельзя смешивать между собой. Этимология в первом значении
раздел языкознания который изучает происхождение слова. Во вто-
ром совокупность приёмов направле(н, нн)ых на раскрытие проис-
хождения слова, а в третьем результат этого раскрытия.
2.     С самого раннего детства человек начинает интересоваться про-
исхождением слов. Но вопрос о том почему соха называется сохой
скалка скалкой галка галкой и т. п. интересует не только детей
«от двух до пяти» но и убелё(н, нн)ых сединами учёных.
(По Ю. Откупщикову)
I.       1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас
где угодно. Существительное самбо выглядит как заправское ино-
язычное слово. Не сомневаюсь что многие из вас считают это на-
звание одного из видов спортивной борьбы таким же заимство-
ванным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо — самое
что ни на есть наше слово которое родилось в русском языке
в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращённых слов. Оно
возникло на базе словосочетания самозащита без оружия путём
сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух
остальных (б, о).
Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто
далёким по структуре и значению существительным, каким являет-
ся слово универсам. Как и самбо, универсам — сложносокращённое
слово и содержит в своём составе тот же корень сам.
2. Общеизвестный и частотный фразеологизм и смех и грех упо-
требляется тогда когда мы говорим о чём-нибудь что одновременно
и смешно и печально. По своей структуре оборот принадлежит к до-
вольно большой группе устойчивых сочетаний в которых его компо-
ненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру — рит
мом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах
и нерифмованный вариант, построенный на антонимии где вторым
компонентом выступает слово горе: и смех и горе. Несомненно этот
оборот был исходным. Думается что появление существительного
грех на месте существительного горе не случайно. Ведь оно в гово-
рах имеет не только религиозное значение но также и значение «не-
счастье, беда, горе».
(Н. Шанский
 
 
 

class.rambler.ru

Изложение из 4 абзацев.

I.1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой.Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова. Во втором – совокупность приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а в третьем – результат этого раскрытия.

2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой,скалка – скалкой, галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.

(По Ю. Откупщикову)

II. 1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас где угодно. Существительное самбо выглядит как заправское иноязычное слово. Не сомневаюсь, что многие из вас считают это название одного из видов спортивной борьбы таким же заимствованным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо – самое что ни есть наше слово, которое родилось в русском языке в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращенных слов. Оно возникло на базе словосочетания самозащита без оружия, путем сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух остальных (б, о).

Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто далеким по структуре и значению существительным, каким является слово универсам. Как и самбо, универсам – сложносокращенное слово и содержит в своем составе то же корень сам.

2. Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе. Несомненно, этот оборот был исходным. Думается, что проявление существительного грех на месте существительного горе не случайно. Ведь одно в говорах имеет не только религиозное значение, но также и значение «несчастье, беда, горе».

Область знаний: 

gdz100.com

Авторский материал для сжатого изложения ( 9 класс)

Залевская В. Н.

И все вокруг молчали…

Война и боль — понятия неразделимые. Горечь утрат пронизывает века. Генная память не замолкает: она заставляет болеть каждую клеточку нашего сердца от сознания , что сегодняшний мирный день достался нам ценою жизни наших прадедов…

…Зимний фронтовой день, ничем не отличающийся от других. Человек ушёл на задание, которое он обязан выполнить. И вариантов нет. Сотни жизней его военных товарищей сейчас в его руках. Как же можно не оправдать такого доверия!

Шальная немецкая пуля догнала бойца; она, как оса, впилась в плечо. Розовой струйкой на белом снегу застывала кровь. Силы покидали слабеющее тело. Но сознание работало чётко: любой ценой восстановить связь. А это значило – не дать противнику захватить эту пядь русской земли и сохранить жизни однополчан.

Чем измерить силы одержимого благородной идеей русского человека?! Не найдена ещё такая мера. И для врагов Земли Русской это загадка и тайна за семью печатями. И вовек иноземцам не разгадать их! Боец из последних сил, закусив провод «до боли, до хруста,» восстанавливает связь, становясь проводником между жизнью и смертью…И только теперь, как чёрное вороньё, « немцы ,осмелев, с криком набегают на него…»

«Имя твоё неизвестно – подвиг твой бессмертен». Он отдал свою молодую жизнь за сегодняшнее мирное небо над нашими головами. Ему было чуть более двадцати. И он мог быть чьим-то прадедом, дедом, отцом. Не стал. Погиб, выполняя священный долг солдата. А я, преодолевая пространство и время, стою в одном кругу с теми связистами и молчу. «И все вокруг молчали, стиснув зубы от боли, пронявшей сердце, как умеют молчать в горе русские люди – наши люди, у которых никакой мукой, никакими пытками не разжать стиснутых зубов, не вырвать ни слова, ни стона, ни закушенного провода…»

262 слова

infourok.ru

Сжатое изложение. 9 класс. — К уроку — Русский язык и литература


1. Чтение текста учителем.
(1) Есть на земле места, которые в памяти народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любовью. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали национальным государственным имением.
(5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка.
(6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным.
(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ, они вступают в мир образов поэта, проникаются строем его мыслей и чувств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общении с простым русским народом, добрыми деревенскими друзьями, с родной природой формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.
(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов», деревенские главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» — ссылки 1824 – 1826 годов.
(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страницы лирического дневника Пушкина.
(18) Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается, и он слышит голос живого поэта. (С. Гейченко)

2. Задания к тексту:
• определите стиль и тип речи (худож.- публиц., рассуждение)
Какие слова непонятны? (Мекка – центр паломничества для мусульман, город в Саудовской Аравии; место для поклонения)
— Переходим к работе над «сжатием» текста.

VI. Работа над «сжатием» текста.
— Обратимся к критериями оценивания сжатого изложения. (Работа с памяткой № 1)
— Какие способы «сжатия» текста существуют? (Напоминаю: обобщение, упрощение, исключение)
— Сегодня на уроке мы отработаем применение такого способа «сжатия» текста, как исключение.
— Как понимаете значение этого слова?

• Определите тему текста. (Память народа о творчестве Пушкина, о тех местах, где писал свои произведения поэт)
• Сколько микротем содержится в тексте? (6)
— То есть в каждом абзаце выделяется микротема.
• Найдите главную информацию каждой микротеме, которая направлена на её раскрытие. (С первой микротемой работают ребята, сидящие на 1 ряду и т.д.) Данную информацию запишите в таблицу «Информация о тексте», которая дана на рабочих листах.
• Текстовый материал (лексику, раскрывающую микротему) подчеркнём красной чертой на ИД.
Даю подсказку: о чём говорится в абзаце? Микротема связана с темой текста.

Микротема
1.
2.
3.
4.
5.
6.

• Укажите несущественную информацию, которую можно исключить. Заштрихуем эти слова и выражения на ИД и на рабочих листах.
Даю подсказку: это слова и выражения, которые не влияют на раскрытие микротемы.
— Как правило, количество абзацев в сжатом тексте соответствует количеству микротем исходного текста. Хотя может быть в одном абзаце несколько микротем.


Полный текст материала Сжатое изложение. 9 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Дидактический материал для учащихся 9 класса «Готовимся к написанию сжатого изложения»

Приемы сжатия текста

Сжатие текста происходит по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, идёт содержательная компрессия информации, во-вторых, — языковое сжатие текста. Понятно, что одно без другого невозможно, поскольку языковые способы и приёмы могут быть применены только в том случае, если в тексте выявлено его основное содержание, а с другой стороны, чтобы передать основное содержание, необходимо владеть языковыми способами и приёмами сжатия текста.

Способы содержательной компрессии.

Разделение информации на главную и второстепенную.

Свертывание информации за счет обобщения.

Языковые приемы сжатия текста.

Исключение второстепенной информации

  • повторов,

  • одного или нескольких синонимов,

  • вводных слов,

  • однородных членов предложения,

  • однотипных примеров,

  • риторических вопросов и восклицаний,

  • цитат,

  • фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию,

  • пояснений, уточнений,

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Например:

Исходный текст

Сжатый текст

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

(По В.И. Курбатову )

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е.Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело — мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания — воспитание души.

(Ю.М.Лотман)

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания — воспитание души.

Обобщение единичных явлений и фактов

  • парцеллированных предложений,

  • замена однородных членов обобщающим наименованием,

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением,

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Например:

Исходный текст

Сжатый текст

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Упрощение синтаксических структур

  • замена придаточного определительного синонимичным определением,

  • замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом,

  • сокращение количества структурных частей сложного предложения,

  • слияние нескольких предложений в одно,

  • замена предложения или его части указательным местоимением,

  • замена сложноподчиненного предложения простым,

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением,

  • замена прямой речи косвенной.

Например:

Исходный текст

Сжатый текст

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

(Из периодической печати)

Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

(С. Соловьёв )

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.

(Из периодической печати)

Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.

В результате сжатия должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.

Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею исходного текста.

Нельзя удалять:

  • авторский тезис,

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли,

  • вывод автора.

Упражнения.

Упражнение 1

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Упражнение 3

А) Трансформация словосочетаний.

Замените словосочетание наиболее «экономичным» языковым средством.

Дать подтверждение; привести доказательство; проводить исследование; совершать вращение; проявлять интерес; выдвинуть предположения; процесс реакции; свойство упругости; месяц март.

Б) Трансформация предложений.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить — для осуществления; для того чтобы получить; для того чтобы изменить; для того чтобы соединить; для того чтобы распределить; для того чтобы рассмотреть.

В) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого до­стичь (достичь цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

Упражнение 4

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Ответы.

Упражнение 1

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве. так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Таков может быть окончательный вариант сокращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Упражнение 2

Примеры выполнения работы учащимися:

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта — это нечто другое. (23 слова)

3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

Упражнение 3

В) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

Упражнение 4

Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Сжатое изложение.

Когда человек осуществляет сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если человеком поставлена задача приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности… Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы.

Интересно, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?.. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе…

(213 слов) (По Д. Лихачёву.)

1. Озаглавьте текст.

2. С какой целью академик Лихачёв написал этот текст?

3. Какие микротемы раскрывают основную мысль текста?

4. Напишите сжатое изложение.

Ответы.

1. Возможные варианты: Выбор жизненной цели. Цели в жизни. Жизненные цели и счастье.

2. Убедить в том, что счастливым может стать только тот, кто ставит перед собой высокую цель служения другим людям.

3. 1) Выбор жизненной цели определяет средства её достижения: к высокой цели нельзя стремиться низкими средствами.

2) Приобретение материального благополучия как цель в жизни приводит человека к самооценке на уровне материальных благ, потому что от прожитого у такого человека ничего не остаётся. Живущий для других оценивает себя на уровне человечности, и люди сберегут то, ради чего он жил.

3) Людей, живущих собственными заботами, быстро забывают. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других.

4.

Осуществляя сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, человек даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (30)

Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем мире. Добро слагается из многого, и жизнь постоянно ставит перед человеком задачу, которую нужно решать. Приобретение материального благополучия как цель в жизни приводит человека к самооценке на уровне материальных благ, потому что от прожитого у такого человека ничего не остаётся. Живущий для других оценивает себя на уровне человечности, и люди сберегут то, ради чего он жил. (64)

Люди, ни о ком не заботящиеся, забываются. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. (26)

Тексты для сжатого изложения

Текст 1

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(По М.Литваку)

Текст 2

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Ю.Нагибину)

Текст 3

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так.

Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Н.Крыщуку)

Текст 4

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

(По А. Москвину)

Текст 5

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Ю. Бондареву)

Тест 6

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

Текст 7

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается булавочный укол друга.

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

(По М.Литваку)

Текст 8

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу…

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)

Текст 9

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность — это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте , что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Текст 10

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

(Из Интернета)

Текст 11

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Текст 12

Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно — в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей — вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст 13

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Текст 14

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Текст 15

Времена меняются , приходят новые поколения , у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *