Фет и тютчев поэты чистого искусства: А.А.Фет и Ф.И.Тютчев. Поэзия «чистого искусства» – Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах

Поэзия чистого искусства представители особенности направления. Лирика XIX века. Понятие поэзии чистого искусства и демократической поэзии. Творчество Фета, Никитина, Тютчева (по выбору). Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

А.А.Фет Ф.И.Тютчев
Особенности поэзии «чистого искусства»ПРИЗНАКИ
Поэзия намёков,догадок,умолчаний.Стихи не имеют сюжета:лирические миниатюры передают не мысли и чувства,а «летучее» настроение поэта.Искусство не должно быть связано с жизнью.Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.Это поэзия для избранных.
Основные темы поэзии«чистого искусства»
ЛЮБОВЬ
ПРИРОДА
ИСКУССТВО
Лирику отличает богатство от-тенков: неж-ность и душев-ная теплота.
Образность,нетра-диционность сравнений,эпитетов;очеловечивание природы,Нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
Певучесть и музыкальность
РУССКАЯ ВЕСНАПушистыми вербами, первыми ландышем, просящем солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берёз, пчёлами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи.
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКОЕ ЛЕТОСверкающим жгучим воздухом, синим, подвергнутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью.

Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКАЯ ОСЕНЬПестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных лесах, стадами на вытоптанных жнивьях
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКАЯ ЗИМАБегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта
Явления природы у А.А.Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, но и таких, как лунь

Теория «чистого искусства», ее хужожественное воплощение в поэзии А. А. Фета, А. Майкова, Я. Полонского, Ф. И. Тютчева и др.

Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы. Позднее, по недоразумению и в связи с назойливым подчеркиванием идеологического «консерватизма» Жуковского, это уничижительное определение расползлось и на него как на поэта.

В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта — Фет и Тютчев — были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали

Объединяясь на некоторых общих принципах, поэты «чистого искусства», однако, во многом различались между собой. Майков даже был одно время под влиянием Белинского и своей скромной поэмой «Машенька» (1845) внес определенный вклад в формирование «натуральной школы». Бестенденциозный Алексей Толстой был весьма зол и тенденциозен в своих выпадах против демократов из «Современника», предлагавших рецепты от социальных болезней (баллада «Пантелей — целитель»). Он написал едкую историю России в стихах, сатиру на чиновников («Сон Попова») и был соавтором литературной мистификации «Козьма Прутков».

А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии. Не улавливались тонкости его наблюдений и поэтического и художественного мастерства.

Он сложен и противоречив еще и в следующем отношении: чрезвычайно большой разрыв был между Фетом — тонким лириком и Шеншиным — человеком.

Фет позволял себе бравировать парадоксами: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». «В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда». «Моя муза не лепечет ничего, кроме нелепостей». Поэтому-то Д.И. Писарев платил ему тем же и начисто в своих статьях перечеркивал хоть какое-нибудь значение Фета-стихотворца.

Суровый враг «мотыльковой поэзии» М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что большая часть стихотворений Фета «дышит самою искреннею свежестью», она «покоряет себе сердца читателей», романсы на стихи Фета «распевает чуть ли не вся Россия». И опять с трезвой точностью говорится о неровном качестве стихов, о том, что «тесен, однообразен и ограничен» мир Фета, хотя и мало кто сравнится с ним в «благоухающей свежести».

Добролюбов, говоря о Фете как о мастере «улавливать мимолетные впечатления», в сущности, ставил уже проблему импрессионизма Фета, до сих пор удовлетворительно никем из ученых не проясненную.

Есть три позиции в объяснении Фета. Первая: мы хотим знать только «хорошего» Фета, крупнейшего лирика, и ни до чего другого Фет и Шеншин, поэт и делец, и хотя шеншин часто мешал Фету, эти помехи надо игнорировать как чисто эмпирические обстоятельства, как недоразумения частной жизни, будничную суету, не стоящую внимания. И, наконец, третья позиция: имеются диалектические связи между Фетом и Шеншиным, между благоухающим лириком и воинствующим консерватором. Нас должна интересовать диалектика связей между жизнью и убеждениями Фета, с одной стороны, и его «чистой» лирикой — с другой.Подлинную диалектику надо искать не в уродливых связях — соотношениях Фета с Шеншиным, величайшего лирика с корыстолюбивым помещиком — этот путь ложный и непродуктивный. Связи могут быть только между фетовским поэтическим миром и беспредельным миром общечеловеческой жизни, жизни природы, общества. Подлинная правда Фета сформулирована им самим в одной из статей 1867 года: «Только человек и только он один во всем мироздании чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая его природа? откуда все это? что такое он сам? откуда? куда? зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

Фет проповедует не узость, а наблюдательность. Конечно, в мире есть не только это, но и это есть. Все существует для человека. Внутренний человек — мера всех вещей. Он вправе выбирать. Процитируем еще стихотворение «Добро и зло»:

Фет не задается «космическими» проблемами человеческого бытия. Мир Фета — абсолютно посюсторонний, не касается ничего мистического, судеб мироздания. В земной жизни, в человеке отобрана своя сфера мимолетных впечатлений и чувствований. Этим своим «импрессионизмом» Фет и мог понравиться модернистам, символистам в конце XIX века.

О Тютчеве

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Некрасов не оглядывается на родственную ему демократическую критику, которая не способна была умилиться стихами из области «чистого искусства». У Некрасова свои, самостоятельно выношенные суждения, он знает, как обманчиво предубеждение против «чистого искусства». Он включает в область содержания то, что внешне лишено всякой цели и тенденции: «Самый трудный род поэтических произведений, — настаивает Некрасов, — это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами». Но перед нами вовсе не недосказанность, признак слабости таланта. Это — особое письмо, которое рассчитывает на активность читателя, импрессионизм своего рода, хотя термина этого у Некрасова нет. А вот что есть: «Уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисовываться сама собою данная картинка, — дело величайшей трудности». Некрасов приводит примеры из Тютчева: «Утро в горах», «Снежные горы», «Полдень» и особенно «Осенний вечер» («Есть в светлости осенних вечеров…»).

Крупнейший русский поэт, в наше время пользующийся всемирным признанием, Тютчев имел странную литературную судьбу. Он совершенно беззаботно относился к своей поэтической славе. Его талант пробудился еще в то время, когда в Москве с ним занимался домашний его учитель поэт-переводчик С.Е. Раич. Тогда же зародился у Тютчева интерес к античной поэзии. Первое его произведение, появившееся в печати в 1819 году, перевод послания Горация «К Меценату». Такое выступление в то время, когда создавались тайные общества декабристов, в списках ходили пушкинские «Вольность» и «Деревня», было более чем аполитичным. И другие ранние публикации Тютчева прошли незамеченными, хотя «Общество любителей российской словесности» приняло его в число своих членов, когда Тютчеву было 14 лет. Но «Общество…» отличалось консерватизмом своих интересов. Тихо и незаметно прошли студенческие годы Тютчева. На семнадцать лет уезжает он из России; находится на дипломатической службе в Мюнхене и Турине. Как равный с равными завязывает знакомства с философом Шеллингом, поэтом Генрихом Гейне, ведет с ними философские и политические беседы. В Париже слушает лекции Гизо, Кузена, Вильмена.

Тютчев крайне противоречив. Европеец по образованию и стилю жизни, он был близок к славянофилам; верноподанный дипломат, однако, ясно видел тупость и глупость николаевского режима (эпиграмма: «Не богу ты служил и не России»). Крымская война потрясла Тютчева, он начал пересматривать свои взгляды, радовался наступлению «оттепели» (запись этого его слова в дневнике Веры Аксаковой). В 1857 году он подал официальную докладную записку «Письмо о цензуре в России», в которой были слова: «Нельзя налагать на умы безусловное и слишком продолжительное стеснение и гнет без существенного вреда для всего общественного организма».

Главное же его противоречие со всем строем его политических убеждений, сословно-дворянских пристрастий мы находим в поэзии, говорившей о гораздо большем, важном для всего человечества. Правильно понимать поэта и истолковывать его стихи мы учимся только сегодня.

Эти настроения не однозначны. У Тютчева была своя «странная» любовь к России, в которой с годами начисто исчезал дух «официальной народности». Два мотива объединялись в стихотворении «Эти бедные селенья», под которым поставлена дата: 13 августа 1855 года. Падение героического Севастополя многому научило Тютчева. Он увидел бездарность командования, кризис верхов. Обливалось его сердце кровью при мысли о страданиях народа. Стихотворение написано во время поездки в Овстуг и затрагивает впечатления нищеты русских деревень:

Судьба родной земли волновала Тютчева. Он считал, что к России нельзя подходить рационалистически. В истории России много примеров, когда положение дел казалось совсем безнадежным, а страна возрождалась. Не одному Тютчеву, а и Лермонтову, и Некрасову, и даже поэтам революционной закваски — от Радищева до П.Ф. Якубовича — приходилось удерживаться за последний якорь спасения: за веру, что Россия не пропадет, что народ ее скажет еще свое слово в истории.

Аполлон Николаевич Майков

(1821-1897)

Майков — самый большой долгожитель среди поэтов «чистого искусства». Никаких перерывов и катастроф в его творчестве не было. Талант менее яркий и импульсивный, чем у Фета и Тютчева. Стих более ровный, традиционный. По жанрам и циклам, может быть, самый разнообразный из всех русских поэтов, включая величайших: лирика, поэмы, драмы; лирика, в свою очередь, антологическая, любовная, философская, о временах года, о жизни природы, путевые картины, бесчисленные переводы из Эсхила, Петрарки, Гете, Шиллера, Шенье, Гейне, подражания Сафо, Анакреону, Горацию, Овидию, Марциалу, переводы-переделки с чешского, новогреческих песен, из скандинавских саг, фольклора. Наконец, поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный язык с обстоятельными комментариями.

Ап. Майков — мастер антологических, то есть легких, на античные сюжеты, стихотворений, иногда не только в духе античности, но и на современные темы, с пафосом древней гармонической слиянности человека с природой, несущей в себе тайну бытия. Когда в 1840 году в «Одесском альманахе» впервые появились два стихотворения Майкова, подписанные буквой М., — «Сон» и «Картина вечера», — Белинский, не зная имени автора, восторженно приветствовал «мягкую, нежную кисть», способную создавать «пластические, благоуханные, грациозные образы». «Одного такого стихотворения вполне достаточно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование». Майкова щедро стали печатать самые прославленные русские журналы. В 1842 году его антологические пьесы вышли отдельной книжкой. Второй сборник — «Очерки Рима» — вышел в 1847 году: в нем отразились живые впечатления от посещения Италии, чрезвычайно обогатившие воображение поэта. Белинский в специальных статьях откликался с похвалами, особенно выделяя пьесы: «Октава», «Искусство», «Гезиод», «Вакх», «Ангел и демон», «Раздумье», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Муза», «Богиня Олимпа», «Вручила мне звучные флейты» и др.

Яков Петрович Полонский (1819-1898)

Полонский очень разбрасывался, метался между Некрасовым и Тургеневым. Если судить по его воспоминаниям, глубокая привязанность у него была еще со студенческих лет к Фету.

Но в самом поэтическом творчестве Полонского это модное «гражданство» мало проявилось. Оно чаще оборачивалось риторикой («В альбом К. Ш…»). Среди хаоса современной жизни Полонский предпочитает «вечные истины», не поклоняется «металлу», то есть «железному веку», как сказал бы Боратынский: «Случайность не творит, не мыслит и не любит» («Среди хаоса»). Он не знает, кто изменит жизнь: «Пророк-фанатик вдохновенный/Или практический мудрец» («Неизвестность»). Он не знает, откуда придет избавление: «от церкви, из Кремля, из града на Неве или с Запада», ему до этого нет дела, было бы только избавление («Откуда?!»).

Первый сборник стихов Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году, и отзыв о нем Белинский дал в годовом обзоре литературы. Критик отметил «чистый элемент поэзии», но отсутствие взгляда автора на жизнь. А следующий сборник — «Стихотворения 1845 года» — критик начисто зарубил. Позднее сурово отозвался о Полонском и Щедрин (1869). Поэт назван «второстепенным», литературным «эклектиком», не имеющим своей физиономии.

Лирический герой у Полонского — целиком посюсторонний человек с его земными страданиями, но человек ущербный, неудачник. Он обделен любовью, дружбой, ни одно чувство не разгорается. Какая-нибудь самая малая причина мешает, спугивает его. Равно и отзывчивое участие в чужом горе лишено самопожертвования, оно только смягчает боль. Бескорыстие вселяет в душу героя нерешительность, но и оставляет за ним свободу выбора, лишенного всякого эгоизма. Любимый мотив у Полонского — ночь, луна. Русские, итальянские, шотландские пейзажи вырисовываются в самых общих чертах, оставаясь романтически неопределенными, таинственными.

В «чистое искусство» А.К. Толстой, как и Полонский, входит своей лирикой. Но, в отличие от Полонского, большие жанровые формы у Толстого — роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, в которую входит историческая драма «Царь Федор Иоаннович», — первоклассные произведения русской литературы. И по темпераменту Толстой — чрезвычайно активный писатель, проповедовавший свою определенную доктрину: самодержавие обречено, если перестанет опираться на родовитое боярство, оно (самодержавие) и в прошлом наделало много зла, пустило много крови, закабалило народ — власть, самая абсолютная, обязана считаться с нравственными принципами, иначе превращается в тиранию.

Толстой А. К.

Толстой весьма критически относился к цензурному произволу, политике Муравьева-Вешателя, к реформе 1861 года, гражданской казни над Чернышевским, язвил по поводу высоких правительственных чинуш и создал обобщающую сатиру на государственную бюрократию — «Сон Попова» (1882). Саркастически рисует он смену помпадуров на русском троне в сатире «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1883), (Тимашев — министр внутренних дел при Александре II). Рефреном после каждого царствования звучат летописные слова с вариациями: «Земля наша богата,/Порядка в ней лишь нет». Но смелый и независимый по отношению к властям, Толстой не разделял и убеждений «нигилистов» (сатира «Порой веселой мая»), с их атеизмом, проповедью безначалия, «равенства» — этой «глупой выдумки 93-го года». В демократической журналистике отмечали: «Основная мысль гр. Толстого была лягнуть ненавистный современный прогресс…». Он высмеивает прожектёрские рецепты исцеления общества (сатира «Пантелей-целитель», 1866). Партию «Современника» язвил, как мог: «И приемы у них дубоватые,/И ученье-то их грязноватое»:

В современной смуте Толстой видел борьбу полярных противоположностей. Заостряли свои требования радикалы и ретрограды, «западники» и «славянофилы». Толстой не становился на сторону ни одной из этих партий. Ему нужна была свобода для изъявления своей личности, своих убеждений и настроений. Он сам хорошо выразил межеумочность своей позиции: «Двух станов не боец, но только гость случайный» (1867).

Современники упрекали Толстого в салонности его песен. Но салонность не может идти в упрек, если с ней связана определенная культура чувства, изящество поэтического выражения, например «Средь шумного бала» (1856). Комментаторы давно установили, что «Средь шумного бала» по основному мотиву связано со стихотворением Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски», а стих «В тревоге мирской суеты» внушен пушкинским посланием А.П. Керн — «Я помню чудное мгновенье» («В тревогах шумной суеты»). «Средь шумного бала» — не «мотыльковая» поэзия, не из области причуд и паркетно-салонных увлечений. Здесь — музыка любви, ее тайны, случайное и неслучайное в ней. Финал: «Люблю ли тебя, я не знаю,/Но кажется мне, что люблю» — сродни той контраверсии, которой заканчивается послание Пушкина к Алине Осиновой («Признание», 1826):

Толстой находил чистую поэзию в повседневности, в том, что видели его глаза. Этот «вещественный предел» лежит в основе только упомянутого шедевра «Средь шумного бала». Стихотворение возникло вследствие тех чувств, которые Толстой пережил на одном из петербургских маскарадов, на котором познакомился со своей буду, щей женой — Софьей Андреевной Миллер. Такое предопределение, или бунинская «грамматика любви», было в нравах дворянского круга: и Татьяна пишет заветный вензель О. да Е., и Кити и Левин объясняются в любви при помощи букв, а эта черта в «Анне Карениной» — автобиографическая: также, разгадывая по начальным буквам слова, объяснился в любви Лев Николаевич Толстой со своей Софьей Андреевной. Свою «тайну» пытается разгадать и лирический герой «Средь шумного бала». И вместе с тем в стихотворении затронута вечная тема, несословная: любовь — достояние общечеловеческое, всякий проходит ее испытание, первые муки выбора, и лирический экстаз чувства, и «дивный голос», и «тонкий стан», смех звонкий и грустный, всю смену впечатлений:

Тютчев ф. и. — Ф. и. тютчев поэт чистого искусства

Аист зеленеет молодой.
Смотри, как листьям молодым
Стоят овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. И. Тютчев

Творчество Федора Ивановича Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…

Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” или “Как весел грохот летних бурь…” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью при- родного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами…

Тени сизые сместились,
Цвет поблекну л, звук, уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, политичности, грубости.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь на всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен…

Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.
Хотя основной фонд наследия поэта — это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений:

Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей…

Тютчев и Фет. Конспект урока 10 класс

Урок литературы в 10 классе на тему:

« …Здесь духа мощного господства,

Здесь утончённой жизни цвет…»

(обобщающий урок-исследование по лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева).

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями творчества поэтов «чистого искусства» — Ф.И.Тютчева, А.А.Фета;

2) развивать навык сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений;

3) развивать логическое и образное мышление учащихся;

4) воспитывать интерес к поэзии, трепетное отношение к красоте природы и чувству любви.

Оборудование: портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок1>, А.А.Фета<Рисунок2>, фотоколлаж

«Как прекрасен этот мир» (фотографии, иллюстрации с видами природы) Приложение1, фотоколлаж «Друзья, прекрасен наш союз…» (фотографии друзей, членов семьи, поэтов-современников…) Приложение2, записи романсов на стихи А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

Ход урока:

Эпиграфы: Милый, умный, как день,

Его ум постоянно мыслил…

И.С. Тургенев.

И пока святым искусством

Радуется свет,

Будет дорог нежным чувством

Вдохновенный Фет.

К.Фофанов.

для Тютчева жить –

значит мыслить.

И.С.Аксаков.

Но в стихе умилённом найдёшь

Эту вечно душистую розу

Слово учителя: (звучит музыка)

Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:

широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи – такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.

Беседа:

1. На уроках литературы Вы познакомились с творчеством многих великих поэтов, и я надеюсь, что без труда назовёте основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый поэт?

2. В чём, на ваш взгляд, особенность раскрытия темы природы и темы любви в творчестве А.А.Фета и Ф.И.Тютчева?

Сегодня на уроке мы не только попытаемся обобщить наши знания, полученные на уроках, посвящённых творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, но и провести исследование, которое поможет нам увидеть своеобразие поэтических миров величайших поэтов 19 века.

Давайте обратимся к теме урока и эпиграфам (обсуждение; выделение ключевых слов в высказываниях, данных в качестве эпиграфов; определение авторов слов, взятых в качестве

темы и последнего эпиграфа).

Далее предлагается работа в группах (или индивидуальная) – составление и заполнение таблицы (ребята выписывают ключевые слова, делают выводы). Учащиеся должны ответить на вопросы:

  1. Каково понимание природы у Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?

  2. В каких взаимоотношениях находятся человек и природа по мнению поэтов?

  3. Что значит любовь для каждого из них?

  4. Почему, анализируя стихотворения поэтов о природе, невозможно не коснуться темы любви?

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

1. «От жизни той, что бушевала здесь», 1871

1. «Учись у них – у дуба, у берёзы», 1883

2. «Фонтан», 1931-1836

«Не то, что мните вы природа» (1831-1836)

«О чем ты воешь, ветр ночной» (1831-1836)

2. «Заря прощается с землёю», 1858

«Цветы» (1858)

«Сад весь в цвету»( 1884)

3. «О, как убийственно мы любим», 1850-1851

3. «Alter ego», 1878

Выводы:

Выводы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a86618d-70b7-4a36-a6bf-65a640ea6cd7/Ayvazovskiy.Sotvorenie_mira.jpgТаблица является одним из критериев оценки работы учащихся на уроке.

Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

(по данному изданию далее цитируются лирические тексты Тютчева и Фета).

Ф. И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь…

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят, – и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Самих себя – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

17 августа 1871

А.А.Фет Учись у них – у дуба, у березы…

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

31 декабря 1883

Ф. И. Тютчев Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань, незримо-роковая,

Твой луч упорно преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

1836

А. А. Фет Заря прощается с землею

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой конец!

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

1858

Следующий этап – выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета,

выступления представителей групп (или учащихся). Дополнительно ребята подбирают фотографии, иллюстрации к стихотворениям. Приложение1.

Возможно дополнительное задание – определить, каким образом связаны пейзажи (на фото) с литературой: Пушкинские Горы, Ясная Поляна, имение семьи М.И.Цветаевой в Ново-Талицах Ивановской области, Санкт-Петербург, Москва.

Выводы: Природа, с точки зрения Тютчева, — универсальная сфера познания жизни и своей собственной личности. Ценность и цельность человека проверяется близостью, созвучностью природе. Для Тютчева в ряду явлений природы человек занимает непонятное, двусмысленное положение. Природа вечна, она способна покорить человека. Гармонии между Человеком и Природой нет. Поэта угнетает сознание бессилия мысли, которая упорно стремится вечную загадку Природы.

Если у Тютчева, по словам Фета, образ – это «один предлог высказать задушевную мысль», то у самого Фета доминируют звуки и чувства, а мысли уходят в глубь поэтического произведения. У Фета главное – чувство восхищения красотой Природы. Он открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется. Природа – прекрасный мир, живой и неповторимый, который дарует человеку счастье, ощущение гармонии между Человеком и Природой (возвращаемся к эпиграфам). Записи в тетради.

После выступления учащихся (по пункту № 3) можно предложить прослушать романсы на слова Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и дать им самостоятельно определить, кому принадлежат стихи (например, «Последняя любовь», «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной…» и др.). Они должны обосновать свой выбор.

Выводы: Смысл человеческого бытия, жизнь природы и любовь – основные темы лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Тютчев считает любовь изначально губительным чувством, лишённым гармонии. Это разрушающая стихия, которой не в силах управлять человек (как и Природой). Любовь – это «роковая страсть», приносящая страдания. Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Фет, по-юношески восхищаясь красотой, находя яркие краски для описания мира, не отворачивается от трагизма бытия, говорит о нём, сохраняя суровое спокойствие, выказывая гордое презрение к самой смерти. Поэт верит, что любящие сердца будут вместе, никто и ничто не властны над ними. Записи в тетради.

Далее следует словарная работа. Учащиеся должны обратить внимание на образование и происхождение слов, выяснить их значение:

мгновение, трагизм, интуиция, хаос, импрессионизм, космогония, пантеизм.

Определить, творчество какого поэта характеризует то или иное понятие. Здесь возможна работа с различными словарями, можно использовать материал, который даётся в интернете (приём использования ИКТ на уроке литературы).

Мгновение (Фет), трагизм (Тютчев), интуиция (Фет), хаос (Тютчев), импрессионизм (Фет), космогония (Тютчев), пантеизм (Тютчев и Фет).

Ключевым является понятие – пантеизм (дать подробное определение, поразмышлять над формулой: «Всё во мне, и я во всём»).

Душа и мир – основные проблемы русской философской мысли. Мир – дар Бога человеку. Путь познания Бога лежит через его творение – Природу. Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов. Если Ф.И.Тютчева считают поэтом философского и трагического склада, то А.А.Фета – интуитивно-импрессионистического и гармонического склада.

Последнее задание: Обратимся к коллажу «Друзья, прекрасен наш союз…». Чьи портреты, фотографии вы видите? Объясните, как связаны эти люди с Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом? Приложение2.

Можно просмотреть взятые из интернета презентации, отражающие основные этапы жизни и особенности творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Домашнее задание:

  1. Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь – рифма к природе» (Ю.Айхенвальд).

  2. Выполнить презентацию на тему: «Особенности поэтического мира Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

  3. Выполнить рисунки к произведениям Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. <Рисунок3,4 >

Задания на выбор.

http://korneeva.com/mp3/Na%20zare%20ty%20ee%20ne%20budi.mp3

http://rusklarom.narod.ru/tutchev.htm

http://rusklarom.narod.ru/fet.htm

Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:

1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.

1819—1822 гг. — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pencées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.

1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.

1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

40-е годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.

1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

50—60-е годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864 г.)

1858-1873 годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Природа — Сфинкс…» должны быть проанализированы на уроках, потому что они включены в образовательный стандарт для профильной школы как обязательные для изучения.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев

Фет

Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья

Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов

Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос.

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ab0d1ac-34b4-820b-9e9b-92e71450e4f7/Chaikovskii.Romansi.02.Ya_tebe_nichego_ne_skagu.mp3

Поэты «чистого искусства»

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Доклад: Поэты «чистого искусства» — 5rik.ru

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Список литературы

Билеты по литературе
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «Слово о полку Игореве» Вопрос 1 …
В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии.
Русская высокая поэзия XVIII века была по-своему поэзией философской, и в этом отношении Тютчев продолжает ее, с той немаловажной разницей, что его философская мысль — вольная …
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат
Литература XIX века
I. Введение Гуманизм русской классической литературы Главный источник художественной силы русской классической литературы — ее тесная связь с народом …
Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: любовь, природа …
Поэзия Фетапоэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать не столько мысли и чувство …
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: реферат
Последний приют поэта (о Лермонтове)
Елизавета Яковкина ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ПОЭТА Домик М.Ю. Лермонтова Четвертое издание, исправленное и дополненное ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА ЯКОВКИНА И ЕЕ КНИГА …
Об этом же в стихотворении А. Фета, которое можно было слышать в прочтении Елизаветы Ивановны и в последние годы.
Стихи любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и Блока Елизавета Ивановна учила в последние годы, боясь потери памяти, для ее тренировки.
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Эколого-эстетическое воспитание школьников
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВОСТОЧНО — СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ факультет культурного и природного достояния кафедра …
Искусство — важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе.
В пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по органичной связи этих двух форм …
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: реферат
Шпора на экзамен в 2002 году
(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына «Матренин двор» Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына запрещено …
годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии:
стихотворений Тютчева, его тут же «попросили отложить книжку и
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

9/ Поэзия Фета как образ чистого искусства

К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго — Фет.

Поэты «чистого искусства» считали, что цель искусства — это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы. Их стихи отличает отсутствие не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами и проблемами, отражавшими «дух времени» и остро волновавшими их передовых современников. Поэтому критики-«шестидесятники», осуждая поэтов «чистого искусства» за тематическую узость и однообразие, часто не воспринимали их как полноценных поэтов. Поэтому так высоко оценивший лирический талант Фета Чернышевский вместе с тем добавлял, что он «пишет пустяки». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил и Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости».

Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.

После большой трагедии, пережитой Фетом в молодости, после гибели возлюбленной поэта Марии Лазич, Фет сознательно разделяет жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Поэзия и действительность теперь для него не имеют ничего общего, они оказываются двумя различными, диаметрально противоположными, несовместимыми мирами. Противопоставление этих двух миров: мира Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мира фетовской лирики, по отношению к которому первый мир являлся для Фета антимиром, — было загадкой для большинства современников и остается тайной для современных исследователей.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней», оглядываясь на всю свою творческую жизнь, Фет писал: «Жизненные тяготы и заставляли нас в течение шестидесяти лет отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Поэзия была для Фета единственным способом уйти от действительности и повседневности и почувствовать себя свободным и счастливым.

Фет считал, что настоящий поэт в своих стихах должен воспевать прежде всего красоту, то есть, по Фету, природу и любовь. Однако поэт понимал, что красота очень мимолетна и что моменты красоты редки и кратки. Поэтому в своих стихах Фет все время пытается передать эти мгновения, запечатлеть минутное явление красоты. Фет был способен запоминать какие-либо преходящие, мгновенные состояния природы и потом воспроизводить их в своих стихотворениях. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Фет никогда не описывает чувство в целом, а лишь состояния, определенные оттенки чувства. Поэзия Фета иррациональна, чувственна, импульсивна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, часто Фет передает свои ощущения, впечатления от предметов, а не их изображение. В стихотворении «Вечер» читаем:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу…

А что «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось» и «засветилось », неизвестно.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем… Это лишь один миг в природе, минутное состояние природы, которое удалось передать Фету в его стихотворении. Фет — это поэт детали, отдельного образа, поэтому в его стихах мы не встретим полного, целостного пейзажа. У Фета нет конфликта между природой и человеком, лирический герой поэзии Фета находится всегда в гармонии с природой. Природа является отражением чувств человека, она очеловечена:

Плавно у ночи с чела

Мягкая падает мгла;

С поля широкая тень

Жмется под ближнюю сень.

Жаждою света горя,

Выйти стыдится заря,

Холодно, ясно, бело,

Дрогнуло птицы крыло…

Солнца еще не видать,

А на душе благодать.

В стихотворении «Шепот. Робкое дыханье…» мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными. В обоих этих «мирах» поэт выделяет еле заметные, переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах, однако у читателя они складываются в единую картину свидания, создают единое впечатление.

В стихотворении «Ярким светом в лесу пламенеет костер…» повествование параллельно развертывается в двух планах: внешне-пейзажном и внутренне-психологическом. Эти два плана сливаются, и к концу стихотворения только через природу становится возможным для Фета рассказать о внутреннем состоянии лирического героя. Особенностью лирики Фета в фонико-интонационном отношении является ее музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию еще Жуковским. Прекрасные образцы ее мы находим и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утонченности:

Зреет рожь над жаркой нивой,

А от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(Музыкальность этого стиха достигается эвфонией.) Музыкальность поэзии Фета подчеркивается и жанровым характером его лирики. Наряду с традиционными жанрами элегий, дум, посланий Фет активно использует романсно-песенный жанр. Этот жанр определяет структуру чуть ли не большинства фетовских стихотворений. Для каждого романса Фет создавал свою, только ему присущую поэтическую мелодию. Известный критик XIX века Н. Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться».

Фет достигает музыкальности своей поэзии как композиционным построением стиха: кольцевой композицией, постоянными повторами (например, как в стихотворении «На заре ты меня не буди…»), так и необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм. Особенно часто Фет применяет прием чередования коротких и длинных строк:

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени

Усыпленья

Легким роем преходящие…

Фет считал музыку высшим из искусств. Музыкальное настроение для Фета было неотъемлемой частью вдохновения. В стихотворении «Сияла ночь…» героиня может выразить свои чувства, свою любовь только через музыку, через песню:

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Поэзия «чистого искусства» спасала поэзию Фета от политических и гражданских идей и давала Фету возможность делать настоящие открытия в области поэтического языка. Изобретательность Фета в строфической композиции и ритмике уже подчеркивалась нами. Смелыми были его эксперименты в области грамматического построения стихов (стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…» написано одними назывными предложениям, в нем нет ни одного глагола), в области метафорики (современникам Фета, воспринимавшим его стихи буквально, было очень трудно понять, например, метафору «травы в рыдании» или «весна и ночь покрыли дол»).

Итак, в своей поэзии Фет продолжает преобразования в области поэтического языка, начатые русскими романтиками начала XIX века. Все его эксперименты оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии А. Блока, А. Белого, Л. Пастернака. Разнообразие форм стихотворений сочетается с разнообразием чувств и переживаний, переданных Фетом в его поэзии. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные в стихах Фета, реальны. Стихи Фета не устаревают и по сей день, так как каждый читатель может найти в них настроения, сходные с состоянием его души в данный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *