Фразеологизм птицы одинакового оперенья держатся вместе: Attention Required! | Cloudflare – Ответы Mail.ru: Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут: Птицы одинакового

Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов с ответами.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10-11 КЛ

1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)

3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных

: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово — макс. 10б.)

5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

( по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)

7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов:

здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

( по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

— Птичка в руке стоит двух в кустах.

— Просто, как пирог.

— Возить уголь в Ньюкасл.

— Хранить в вате.

— Холодный, как огурец.

— Называть лопату лопатой.

— Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

— У него ещё за ушами не просохло.

— Для каждой собаки наступит её день.

— Не стоит пороха и дроби.

— Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

( 2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)

ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ—100.

КЛЮЧИ

  1. бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

  2. историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

  3. Ланиты — щеки, десница – правая рука, перси — грудь, длань- ладонь, зело — очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай — пахарь, выя – шея, чело – лоб.

  4. борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

  5. казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.

  6. коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

  7. ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе — грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

  8. Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

9.

— Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

— Просто, как пирог—как дважды два

— Возить уголь в Ньюкасл—ездить в Тулу со своим самоваром

— Хранить в вате—беречь как зеницу ока

— Холодный, как огурец—холоден как лёд

— Называть лопату лопатой—называть вещи своими именами

— Птицы одинакового оперенья держатся вместе—одного поля ягоды или два сапога пара

— У него ещё за ушами не просохло—молоко на губах не обсохло

— Для каждой собаки наступит её день—будет и на нашей улице праздник

— Не стоит пороха и дроби—овчинка выделки не стоит

— Чёрная овца в семье—в семье не без урода

или паршивая овца в стаде

10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

Олимпиадные задания по русскому языку в 10 классе

Олимпиадные задания по русскому языку

10 классс

1.Расставьте ударения в словах:

Феномен,хвоя,кулинария,загодя,обжитое,правы,не заняты,иконопись,баржа,договор,премировать,намерение,

оптовый,эксперт.

2.Выпиши слова, образованные при помощи одинаковых суффиксов:

дырочка,булочка,кофточка,лавочка,у листочка(Р.п), ласточка,бочка.

3.В.И.Даль считал,что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному.Какими русскими словами Вы предлагаете заменить слова: абстрактный,моральный, оригинальный, пресс, регламент.

4.Догадайтесь,какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

Когда море вернёт всех погибших в нём.

У него ещё за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

5.Образуйте форму род. падежа, множественного числа имён существительных 2-го скл.:

апельсины, башкиры, блюдца, окна, поля, гектары, граммы, запястья, помидоры, яблоки.

6.В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочёты. Исправьте предложения.

Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

На Плюшкина было надето какое-то шмотье.

Автор делит героев своей повести на две части.

Перед вами отрывок из повести А.И.Куприна «Олеся», прочитайте текст и выполните следующие задания:

1) определите стиль и ведущий тип речи;

2) укажите вид связи предложений первого абзаца;

3) укажите, какое средство выразительности используется в 4 предложении;

4) определите, есть ли в тексте предложение, в котором все слова употребляются в прямом значении;

5) из 2-го абзаца выпишите неоднородные определения;

6) выпишите из текста слово, которое обозначает для автора самый яркий и значимый на фоне других признак весны;

7) укажите номера простых предложений;

8) укажите номер сложного предложения, в состав которого входит безличное;

9) укажите , чем осложнено 1-ое предложение;

10) спишите, расставив пропущенные буквы и недостающие знаки препинания;

11) напишите текст (10-12 предложений) на тему «Осень».

(1) Весна наступила в этом году ра( н,нн)яя дружная и – как всегда на Полесье – (не)ожиданная. (2) Побежали по деревенским улицам бурливые, к…ричневые, св…ркающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гуси(н,нн)ый пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми точно крутящ…мися белыми облаками; с крыш(?) посыпались частые звонкие капли.(3) Воробьи стаями о…сыпавшие пр…дорожные ветлы кричали так громко и возбуждё(н,нн)о что н…чего нельзя было ра…лышать за их криком. (4) Везде чу(?)ствовалась радостная торопливая тревога жизни. (5) Снег сошёл оставшись (кое)где грязными рыхлыми кл…чками в лощинах и те(н,нн)истых перелесках. (6) Из-под него выгл…нула обн…жённая, мокрая, тёплая земля отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков полная жажды нового материнства. (7) Над ч…рными нивами вился лёгкий парок наполнявший воздух запахом отта…вшей земли,-тем свежим вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.

Школьный этап олимпиады и по русскому языку

Ответы

1.Феномен,хвоя,кулинария, загодя, обжитое, правы, не заняты,иконопись, баржа, договор, премировать,

намерение, оптовый, эксперт.( по 0,3 балла за каждое задание)

2.Дырочка, кофточка- -очк; булочка,лавочка, бочка- -к.(2 балла)

3. Абстрактный- отвлечённый, умозрительный.

Моральный- нравственный, духовный.

Оригинальный- подлинный, истинный, особенный, самобытный.

Пресс- гнёт.

Регламент- установление, порядок.( по 0,2 балла за каждое слово)

4. Птицы одинакового оперенья держатся вместе – одного поля ягодки; два сапога пара.

Когда море вернёт всех погибших в нём – когда рак на горе свистнет.

У него ещё за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло.

Для каждой собаки наступит её день – будет и на нашей улице праздник.

Не стоит пороха и дроби – овчина выделки не стоит.

Чёрная овца в семье – в семье не без урода; паршивая овца в стаде.( 3 балла)

5. Апельсинов, башкир, блюдец, окон, полей, гектаров, граммов, запястий, помидоров, яблок.(з балла)

6.Как показал Л.Н.Толстой, фельдмаршал Кутузов, находясь на поле боя, больше всего заботился о

поддержании боевого духа в солдатах.

На Плюшкина было надето какое-то старьё.

Автор делит героев своей повести на два типа.( по 0,2 балла за каждое задание)

7. 1.- художественный, описание;

2. – параллельный;

3. – метафора;

4. – нет;

5. – грязными рыхлыми, могучим пьяным.;

6. – запах;

7. -1,4,5,6;

8. – 3.

9. – вставной конструкцией; однородными членами.

( с 1 по 9 – по 1баллу; 10 – 11 – по 5 баллов )

Птицы одинакового оперенья держатся вместе русская пословица

1. Неправильно поставлено ударение в словах:

а) бензопровОд;

б) завсегдАтай;

в) красИвее;

г) стОляр;

д) ходАтайство;

е) сливОвый;

ж) украИнский;

з) ракУшка.

2.         В каких предложениях допущены речевые ошибки? Пред­ложите свой вариант, исправив ошибки.

а) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации следующие факты.

б) Уверенность Наполеона в успех зимней кампании зна­чительно колебалась после Бородинского сражения.

в) Согласно распоряжению ректора, курение в универси­тете запрещено.

3.         Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду укажите слово, «лишнее» с точки зрения орфографии.

а) реч..нка, девч..нка, печ..нка;

б) отгад..вать, заведовать, провед..вать;

в) презумпция, президиум, приложение;

г) привлекательный, пр..ютский, пресловутый.

4. Продолжите синонимичный ряд фразеологизмов: душа уходит в пятки; поджилки трясутся…

5. Ответьте на вопрос.

Пушкинская строчка «Дни поздней осени бранят обык­новенно» — это предложение:

а) двусоставное;

б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

6. Образуйте возможные патронимы (названия жителей) от наименования городов:

Архангельск; Киров; Кировск; Курск; Москва; Псков; Санкт-Петербург.

7. Определите значения заимствованных слов:

органайзер; фетиш; картридж; логотип; маркетинг; элек­торат.

8.  Какие слова и словосочетания в данном списке написаны неправильно?

Клеющий; бреющий; будующий; не два не полтора; апел­ляция; иметь в виду; безынтересный; постиндустриальный.

Напишите слова правильно и объясните ошибки, исполь­зуя орфографическое правило.

9.  В каких словах присутствует окончание ий:

а) меньший;

б) вороний;

в) тихий;

г) учений;

д) не убий.

10. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки исполь­зуют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

а) « Птицы одинакового оперенья держатся вместе »;

б) «Когда море вернет всех погибших в нем»;

в) «У него еще за ушами не просохло»;

г) «Для каждой собаки наступит ее день»;

д) « Не стоит пороха и дроби »;

е) « Черная овца в семье ».

Размещено 6.11.13 в рубрике 10 класс, 7 класс, 9 класс, Олимпиады

Посмотрите все задания. Какие вопросы вызвали у вас затруднение?

1.Для каждого слова в приведенном ниже предложении укажите все его непостоянные морфологические признаки и только их. (Указывайте не только сам признак, – например, род, – но и каково значение признака, – например, женский род.) Если у слова нет непостоянных признаков, то отметьте это.
Малыши должны будут надеть две пары самых теплых носков и шерстяные брюки, если долго будут гулять в холодную погоду.

2. Вопрос: «Куда ты идешь?» – был им задан с показным безразличием.
Какая из представленных в его составе форм слов имеет омоформу*? Какому слову принадлежит каждая из омоформ и какие непостоянные грамматические признаки имеет? Какая из омоформ представлена в данном случае и что в рассматриваемом предложении позволяет однозначно ответить на этот вопрос?
Данное предложение можно преобразовать в предложение с косвенной речью не одним спо-собом, сохраняя при этом его смысл. Предложите варианты такого преобразования. От чего зависит выбор каждого из вариантов?
моформы — совпадающие в звучании и написании формы разных слов (печь – глагол в неопределенной форме и печь – существительное в им. или вин. падеже ед. ч. – это омоформы; или, иначе говоря, неопределенная форма глагола печь имеет омоформу – форму им. или вин. падежа существительного печь, и наоборот: форма существительного имеет в качестве омоформы форму глагола).

3. Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса -чик-; если в конце их основы есть какой-либо другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значением суффикса -чик-, учитывая значение этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы сформулируйте значение, выражаемое суффиксом.
Блинчик, буфетчик, водопроводчик, зайчик, кузнечик, летчик, мячик, обидчик, огурчик, пальчик, переводчик, пончик, попугайчик, тюльпанчик, хлопчик, чубчик.

4. Разбейте приведенные ниже слова на три группы: (а) слова, которые могут быть только причастиями (причастными формами глагола), (б) слова, которые не могут быть причастиями, (в) слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи. Для слов группы (а) определите, причастиями какого типа они являются, каково грамма-тическое значение этого типа причастий и как они образуются (ответ проиллюстрируйте выписанными в пункте (а) словами). Для каждого слова группы (б) укажите, к какой части речи оно относится и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие. Для каждого слова группы (в) приведите по одному примеру его употребления в роли причастия и в роли другой части речи (укажите, какой именно).
Вреднющий, вызывающий, добирающийся, завалящий, многообещающий, пенящийся, подрабатывающий, служащий.

Задания с объяснением

Задание 1. Каким звуком различаются следующие пары слов: семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья. Для чего пишется Ь во вторых словах каждой пары?

Задание 2. Выполните морфемный анализ следующих слов: соломинка, корзинка, пылинка, тычинка.

Задание 3. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову; подняться ни свет ни заря; быть камнем преткновения; совать нос не в своё дело.

Задание 4. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 5. Определите падеж имён существительных в следующих предложениях: По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.

Задание 6. Поставьте следующие глаголы в форму 3 лица множественного числа: строить, колыхаться, бороться, сеять, гонять, присмотреться, тащить, таять, таить, припаять, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

Задание 7. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: На забор взлетел кочет и закричал. Скорый поезд прибыл с Крыма. В магазин привезли красивую тюль. Крыша покрыта новой толью. Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического коллектива.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: ране..ый боец – изране..ный солдат; сея..ая мука – посея..ое зерно; коше..ый или некоше..ый клевер; тка..ая скатерть – вытка..ый ковёр; балова..ый ребёнок – избалова..ое дитя; стриже.. ый мальчик – стриже..ые под польку волосы; гашё..ая или негашё..ая известь – погаше..ый костёр.

Задание 9. Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, мочь, видеть.

Задание 10. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в состав одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое – прилагательное в той же форме. Например: приятнее – приятнее.

Задание 11. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.

Ответы на эти (1-11) задания

Задание А. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

Задание В. Какой главный признак поможет Вам различить тексты на болгарском и польском языках? Свой ответ поясните.

Задание С. Чем отличается графолог от графомана?

Задание Д. Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).

Задание Е. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

Задание F. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.

Задание G. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

Мои богини! Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Задание Н. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;

3) «У него ещё за ушами не просохло»;

4)«Для каждой собаки наступит её день»;

5) «Не стоит пороха и дроби»;

6) «Чёрная овца в семье».

Задание I. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

Задание J . Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.

Комментарии

/strong

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем

  • Два сапога пара
    Молоко на губах не обсохло
    Игра не стоит свеч
    Лучше синица в руках чем журавль в небе
    Проще пареной репы
    За семь верст киселю хлебать
    Беречь как зеницу ока
    Игра не стоит свеч
    По уши
    Убить двух зайцев

Оценка статьи:

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем Ссылка на основную публикацию

Олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку 7-8 класс

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: [д,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н,] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод                  

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3  

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

                                                                                                                   10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла  за правильный ответ, всего 5  баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека — по речам.

Конь играет удилами, болтун — языком.

Плохой человек славится озорством, хороший — умом.

Привычка — вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

                                                                                                       

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории…  нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

         Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество  гореч…  непомерных утрат   радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее   любовь к людям  веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам  служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

         Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –

  • у него еще за ушами не просохло –

  • не стоит пороха и дроби –

  • птичка в руке стоит двух в кустах –

  • просто, как пирог –

  • возить уголь в Ньюкасл –

  • хранить в вате –

  • не стоит и пуговицы –

  • по самые локти –

  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки

  • у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло

  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит

  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе

  • просто, как пирог – как дважды два

  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром

  • хранить в вате – беречь как зеницу ока

  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит

  • по самые локти – сыт по самое горло

  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните происхождение наречия восвояси.

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» — « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст узел

избиение изобилие

Лукулл конюшня

Елисейский футляр

Тришкин шпат

Авгий ложе

лебедь Пенелопа

имя младенец

рог пир

Гордий поле

человек кафтан

Исландия натр

Работа песня

едкий число

7 + 3 = 10 баллов

Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;

  2. логика в аргументации основного тезиса;

  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;

  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Задания олимпиады по русскому языку 8 класс с ответами фгос |

8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе –
у него еще за ушами не просохло –
не стоит пороха и дроби –
птичка в руке стоит двух в кустах –
просто, как пирог –
возить уголь в Ньюкасл –
хранить в вате –
не стоит и пуговицы –
по самые локти –
убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
просто, как пирог – как дважды два
возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
хранить в вате – беречь как зеницу ока
не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
по самые локти – сыт по самое горло
убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните происхождение наречия восвояси.

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» — « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст узел

избиение изобилие

Лукулл конюшня

Елисейский футляр

Тришкин шпат

Авгий ложе

лебедь Пенелопа

имя младенец

рог пир

Гордий поле

человек кафтан

Исландия натр

Работа песня

едкий число

7 + 3 = 10 баллов

Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
логика в аргументации основного тезиса;
умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Олимпиада по русскому языку 8 класс задания и ответы

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

                   7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

                                                По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

   По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3  

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –
  • у него еще  за ушами не просохло –
  • не стоит пороха и дроби –
  • птичка в руке стоит двух в кустах –
  • просто, как пирог –
  • возить уголь в Ньюкасл –
  • хранить в вате –
  • не стоит и пуговицы –
  • по самые локти –
  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
  • у него еще  за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • просто, как пирог – как дважды два
  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
  • хранить в вате – беречь как зеницу ока
  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
  • по самые локти – сыт по самое горло
  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните  происхождение наречия восвояси.

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» — « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих 

за великое дело любви.

 3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

 Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст                узел

избиение                изобилие

Лукулл                конюшня

Елисейский        футляр

Тришкин                шпат

Авгий                   ложе

лебедь                Пенелопа

имя                            младенец

рог                            пир

Гордий                   поле

человек                кафтан

Исландия                натр

Работа                  песня

едкий                             число

                                                                                                       7 + 3 = 10 баллов

Ответ 

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники  окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул  и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами  как ( будто) по нему плуг п…хал  и живые папо…ротники  такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу  и вокруг плотный к…вер  заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке  образующем к…ртину. 

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.                                                                                  

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1.  убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
  2.  логика в аргументации основного тезиса;
  3.  умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
  4.  грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *